В этот день скажут народы: се, «Бог... Спас наш» ( Ис.12:2 ), «се... Господь со крепостию идет» ( Ис.40:10 ). Он избавит нас от скорби. «И прозовут тя именем новым, имже Господь наименует тя» ( Ис.62:2 ). «Сион же», горько рыдая, «речет» тогда: «остави мя Господь», потому что прогневал я Его, «Бог забы мя» и отверг меня ( Ис.49:14 ). «Еда забудет» матерь грудное дитя свое, «еже» (чтобы) «не иомиловати изчадия» (сына) «чрева своего», не приласкать и не обнять любимый плод, который ею рожден? ( Ис.49:15 ). «Аще жсе и забудет» сих жена, «но Аз не забуду тебе» во век. «Се, на руках Моих написах» высокие «стены твоя», Иерусалим ( Ис.49:15–16 ). Прощена теперь неправда твоя, по смирении твоем скоро будешь возвеличен. «Се, Аз уготовляю тебе анфракс» (рубин) «камень твой и на основание твое сапфир. И положу забрала твоя иаспис» (яшма), «и врата твоя камение кристалла, и ограждение твое камение избранное» ( Ис.54:11–12 ). Средину твою, Иерусалим, наполню богатствами, сокровищами и драгоценностями, ясписами (яшмой), жемчужинами, кристаллами и вириллами (бериллами). Агатами наполню жилища твои и лучшим золотом чертоги твои, и будут «вся сыны твоя» и дщери твоя «научены Богом» ( Ис.54:13 ). Умножатся мир в чертогах твоих и правда на стогнах твоих. Пред лицом многих народов освящу тебя и вселюсь в тебя. «И пойдут людие светом твоим, и языцы светлостию твоею» ( Ис.60: 3 ). Ко славе Моей дал я тебя среди народов и к прославлению Моему среди языков ( Ис.63:7 ). Вот, расширяю в тебе кущу Мою, посреди тебя водружаю колия (колодцы) Мои. Распространю и расширю узлы (ветви) твои, раскину в тебе покровы Мои ( Ис.54:2 ). Среди тебя «будет вселение Мое, и дам освящение Мое», и «во век буду» тебе «Бог» ( Иез.37:27 ). «Зде вселюся, яко изволих, и ловитву его благословляяй благословлю... и возращу рог Давидови», и спасение Мое не отступит от него ( Пс.131:14–17 ). За то, что Иерусалим пришел в смятение от восклицания младенцев, Церковь соберет младенцев, и восхвалят они Меня своими: «Осанна!»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Господь разрушит царство иудейское, отняв y него опору всякой твердости и общественного порядка и предоставив распадению устройство общественной жизни ( Ис.3:1–7 ), a упорных противников воле Божией, бесстыдных грешников и оскорбителей начальников народных предавши справедливому наказанию ( Ис.3:8–12 ). Угрозы пророка остаются без последствия; поэтому он объявляет суд Господень начальникам народа, которые худо управляют им, и женщинам, которые служат всемирной роскоши и тщеславию: за это постигнет их глубокое унижение ( Ис.3:13–25 ). Но этот суд приведет Иерусалим к предназначенному величию. После того, как все предметы ничтожной гордыни будут истреблены. явится тот, на Которого спасшийся остаток, по справедливости будет взирать с гордостью, явится происходящий от Израиля великий Царь будущего (о котором пророк будет говорить в 7 гл.). Общество верных признает Его своим украшением, святостью и славою ( Ис.4:3 ); вследствие чего дух, наказующий и карающий зло, очистит народ от всякого беззакония ( Ис.4:4 ). Это общество в последнее время снова будет иметь прежние знаки своего благодатного существования ( Чис.14:14 ), покров и защиту ( Ис.4:5 ): тогда Сион сделается безопасным убежищем от всех превратностей и несчастий 3 ( Ис.4:6 ). Речь третья гл. 5. Осуждение виноградника Божия на опустошение. – Пророк в притче выставляет на вид своему народу все, что было сделано в пользу этого народа, – как Бог дал ему великолепную страну, очистил ее от язычников, поставил над ним первосвященников, пророков и князей, основал город Иерусалим с храмом, – и этот народ принес дурные плоды Богу своему. За это Господь лишит народ свой и его страну своей помощи, и предоставит на произвол язычников ( Ис.5:1–7 ). Затем, в шести видах скорби изображает пророк дурные плоды, принесенные Израилем и Иудою в особенности: корыстолюбие, угрожающее в будущем совершенным расстройством страны, ( Ис.5:8 ) невоздержание, всегда наказываемое позорною смертью , ( Ис.5:11–77 ) неверие и нравственное легкомыслие, самомнение, несправедливость на суд ( Ис.5:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В смысле иносказательном, кедры ливанские (ср. Ис. 2:12–13 ; Зах. 11:1–2 ; также Пс.36:37 по гр.-лат.-слав.), также как и высокие горы ( Ис.2:14 и 17; 40:4), – образ сильных и гордых нечестивцев, враждебных слову евангельской проповеди и противящихся действию божественной благодати; сокрушение и исторжение их – образ грозного суда Божия над гордыми нечестивцами и их погибели ( Иез.31:12 и 16–17; Ис.10:33 ; Авв. 3:6 ); скаканье по гласу Иеговы – изображение покорности Божественному слову и радостно благоговейного последования ему ( Пс.113:4, 6–7 ; Ис.55:11–12 ; ср. Мф.11:17 ). Так Господь в устроении и утверждении новозаветной церкви своей на земле сокрушил все противные силы» (ср. Василий В. 2-я бес. на Пс.и св. Афанасий), то поражая и низлагая гордых и ожесточённых врагов евангелия праведным судом Своим (см. выше объясн. на Пс.2:5 ; ср. св. Кирилла Александрийского Глафира кн. 7-я), то силою Своего слова «смиряя всякое возношение, взимающееся на разум Божий ( 2Кор.10:5 )» и преклоняя в послушание веры надменные и строптивые сердца людей» (Василий В. бес. на Пс.2 -я, также бес. 1-я и в толк. на Ис.2:12 и 13:6; ср. бл. Августина и толк. припис. бл. Иерониму). Слав.-гр.-лат. пер. 6 ст. даёт несколько иной смысл и истнитъ к тельца и возлюбленный к сынъ т. е. Господь, сокрушая кедры ливанские, – образ сильных врагов Израиля, – совершенно сотрет и обратит их в прах с такою же лёгкостью, как поражает пасущихся на том же Ливане тельцов, которые также служили образом сильных противников ( Пс.21:13 ); между тем как при этом истреблении враждебных сил, возлюбленный Божий Израиль пребудет твёрд и непреодолим, как молодой единорог, представляющий собою образ особенной крепости и неодолимой силы (ср. Пс.111:11 ; также Пс.77:69 по слав.-греч.). Оо. и уч. ц. под сокрушением тельца ливанского разумели истребление идолопоклонства, подобно тому, как истёрт был в порошок и истреблен Моисеем золотой телец (Вас. В., бл. Феодорит и Зигабен; также Евсевий и Афанасий), а под подобным единорогу возлюбленным – то самого Христа Спасителя, как возлюбленного Сына Божия, имеющего единую со Отцом всемогущую силу (Вас. В., Августин и Зигабен), то народ, уверовавший в Него, который пребудет непобедим и непреоборим, как освободившийся от многобожия и чествующий единое Божество» (бл. Феодорит; ср. также св. Афанасия).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Наконец, пророчества о Рабе Господа, служа, как замечено, к дальнейшему раскрытию прежних пророчеств о Мессии, в то же время служили как бы исходным началом для последующих. Примыкая к пророчествам о Мессии Иакова ( Быт.49 гл.), Валаама ( Числ.24 ), Давида и других псалмопевцев писателя книги Притчей (8 и 9 гл.), Иоиля (2:28–32, ср. Ис.44:3; 32:15 и др.), мож. б. Амоса (ср. 9:11 и Ис.16:5 ), пророчества Исаии в 1-ой части книги разъясняются его современником Михеем, а пророчества (2-ой части) о Рабе Господа постоянно имеются в виду у последующих пророков: Иеремии, Даниила, Захарии и друг., причем часто сопоставляются с пророчествами 1-ой части книги. И так как у этих последних пророков не просто воспроизводится пророчество о Рабе Господа, но углубляется 380 по своему внутреннему смыслу или обогащается новыми чертами; то пророчество о Рабе Господа, если оно принадлежит пророку Исаии и ко времени до плена Вавилонского, естественной постепенности откровений о Мессии вполне соответствует. 44 Замечательно ближайшее сходство пр. Исаии с Иоилем именно в пророчестве о «горе Господней». У того и другого говорится о спасении народов, исходящем от «горы Сиона» и «дома Господня» (ср. Иоил.2:32; 3:18 ); у обоих один и тот же образ: «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», хотя с противоположным смыслом (у Иоиля: «перекуйте орала ваши на серпы»... 3:10); у того и другого говорится, что Иерусалим будет святынею» ( Ис.4:3 и Иоил.3:17 ), что Господь «смоет кровь» с Иерусалима ( Ис.4:4 и Иоил.3:21 ). Затем ср. «день Господень» ( Ис.2:12 и Иоил.3:14 ), «суд Господа с народами» ( Ис.3:13 и Иоил.3:11–12 ) и др. Входить в исследование о времени написания книги пр. Иоиля не составляет задачи данного труда. Здесь следует только заметить, что пророк Иоиль, судя по характеру его книги, принадлежит к древнейшим из пророков писателей и жил еще в то время, когда царство иудейское пользовалось благосостоянием (м. б. при Озии), когда еще не вошло в соприкосновение с Ассирией, и Вавилонией, которые с течением времени положили ему конец. – Пр. Авдий в ст. 17 также повторяет слова: «на горе Господней будет спасение». [Это был пророк тоже иудейского царства (ср. ст. 11 и дал.). Пророчествовал он, по-видимому, еще ранее разрушения Самарии (ср. 18–19 ст. «дом Иосифа будет пламенем для Исава» – значит, царство Ефремово еще существовало; упоминается о «переселении израильтян», – м. б. при Ахазе чрез Феглафелласара – 4Цар.15:29 ). Так как он упоминает о «Переселенных из Иерусалима» (ср 2Пар.28:5–6, 8, 17 ) и о «жестокости Эдома» к жителям Иерусалима, потерпевшим бедствие (ср. 2Пар.28:17 ); то можно думать, что он жил при царе Ахазе, или же несколькими годами позднее пр. Иоиля и Амоса, так как о «переселенных из Иерусалима», о филистимлянах и других иноплеменниках, проявивших вражду к царству иудейскому, упоминают и они (см. Иоил.3 гл., Ам.1 гл.)]. М. б. слова Иоиля: «как сказал Господь» обозначают именно, что он говорит об открытом всем современным пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3678. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 3679. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 3680. Ср.: у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 3681. Ср.:1 Кор. 3:2. 3682. То есть о епископе. 3683. То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 3684. См.: Кол. 3:11. 3685. Ср.:1 Петр. 1:17; Иак. 2:1. 3686. Ср.: Мф. 5:3. 3687. Ср.: Откр. 3:12; 21:2. 3688. Ср.: Ис. 1:3. 3689. См.: Исх. 12:11. 3690. Ср.: Быт. 25:31–34; 27:1–35. 3691. См. примеч. к epist. 4. 17. 3692. См.: Быт. 28–30. 3693. См.: Быт. 33:1–10. 3694. См.: Ин. 1:29. 3695. Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: Iacob. 2. 6. 27. 3696. Ср.: Кол. 3:13. 3697. См.: Исх. 33:7. 3698. См.: Исх 29:14. 3699. См.: Быт 18:3 и след. 3700. См.: Быт. 17:16 и след. 3701. См.: Быт. 19:2 и след. 3702. См.: Нав. 2:1 и след. 3703. Букв. «отлучайте от груди». 3704. См.: Исх. 20:12. 3705. Ср.: Лк. 9:23. 3706. См.: Ин. 19:25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 3707. См.: Мф. 27:51; Мк. 15:33; Лк. 23:44–45. 3708. См.: Лк. 23:40–43. 3709. Ср.: hymn. 5. 19. 3710. Ср.: hymn. 5. 19. 3711. См.:1 Петр. 2:18. 3712. Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 3713. Иовиниан и его последователи. 3714. Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

33 . По святом и спасительном дне Пасхи, со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на святое место воскресения, будете слушать другие поучения, если Богу угодно будет. Из них вы узнаете изъяснение всего того, что с вами происходить будет, и услышите на то доказательства из Ветхого и Нового Заветов. Узнаете сначала о том, что происходит перед самым Крещением, потом – как вы получили от Господа очищение грехов банею водною посредством слова ( Еф.5:26 ); как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова и как вам дарована печать через сообщение Святого Духа; узнаете о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, которые здесь получили свое начало, и что о них предано в Божественном Писании, какая их сила, как приступать к ним и когда и каким образом употреблять их должно; в заключение всего – как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно этой благодати, чтобы возможно было всем вам получить вечную жизнь. Об этом, если Богу угодно будет, я вам скажу. 34 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе ( Флп.3:1 ); и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Ибо приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф.3:3 ). А восклицает пророк: Жаждущие! идите все к водам ( Ис.55:1 ). И потом тут же: Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком ( Ис.55:2 ). И спустя немного услышите благие слова: Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой ( Ис.60:1 ). Об этом Иерусалиме сказал пророк: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» ( Ис.1:26 ). Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне -из Иерусалима ( Ис.2:3 ), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, пророк говорит о вас: Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе ( Ис.60:4 ). А Сион ответствует, говоря: Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? ( Ис.60:8 ) Облаки – потому что духовны, голуби – потому что незлобивы. И в другом месте: Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? ( Ис.66:8 ). Все исполнится неизреченной радостью, потому что Господь сказал: Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью ( Ис.65:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Вы плавающие по морю». Ближайшим образом разумеется соседнее с Палестиной Средиземное море; хотя на библейском языке «море и острова» – вообще, синоним всего языческого мира. Ис.42:11 . Да воз­высит голос пустыня и города ее, селе­ния, где обитает Кидар; да торже­с­т­ву­ют живущие на скалах, да воз­глашают с вершин гор. Ис.42:12 . Да воз­дадут Го­с­по­ду славу, и хвалу Его да воз­вестят на островах. «Да возвысит голос пустыня и города ее». На первый взгляд кажется несколько странной речь о городах в пустыне. Но на самом деле это именно так: по соседству с Палестиной (на Ю. З. от нее) лежала пустыня, среди которой находились оазисы, на которых и были расположены города различные, напр., Тадмор, Петра, Кадикс и др. (ср. Чис.20:1 ). «Селения, где обитает Кидар». Именем «Кидар», или точнее «Община Кидара» называлось одно из арабских кочевых племен, потомков второго сына Измайлова – Кидара ( Быт.25:13 ). У Плиния (Hist. Natur. lib. V, с. 11) это племя названо arabes cedrei, оно родственно набатеям, вело кочевой образ жизни и занималось овцеводством ( Ис.60:7 ). Ис.42:13–17 . В 13–17 ст. дается живая образная картина Божественного гнева и Его решительной расправы над врагами. Общая задача речи – дать утешение и ободрение Израилю ввиду приближающихся бедствий – могла, по-видимому, быть заслонена изображением кроткого, смиренного Отрока Господня. И вот, чтобы показать, что «кротость» в отношении к своим не уничтожает «воинственности» по отношению к чужим, Господь снова выступает в роли «мужа браней», грозного для врагов и надежного для друзей. Ис.42:13 . Го­с­по­дь выйдет, как исполин, как муж браней воз­будит ревность; воз­зовет и поднимет во­инский крик, и по­кажет Себя сильным про­тив врагов Сво­их. «Господь выйдет, как исполин, как муж браней ... поднимет воинский крик». Вся эта картина единоборства Бога с его врагами как бы взята прямо с натуры и дает почти фотографическое изображение тогдашних воинских обычаев и нравов. (Срав. описание единоборства бога Мардука с богиней Тиамат в Халдейском генезисе). Подобные же грозно-воинственные картины, в которых Господь выступает на расправу со своими врагами, встречаются у пророка Исаии и еще не раз ( Ис.28:21 ; Ис.30:30 ; Ис.52:10 ; Ис.59:16 ; Ис.63:1 и т. д.). Такое выступление Всевышнего должно было ободрять Израиля и устрашать его врагов (прежде всего, Вавилон). В приложении же к новозаветному Израилю, здесь имеются в виду различные моменты духовно-нравственной борьбы Христа с Велиаром ( Ин.16:33 ; Деян.10:38 ; Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

96. Жил же пророк в нищете, смирении и воздержании. Одеждой его было вретище власяное на голом теле и ходя наг и бос три лета, возвещая что царь ассирийский отведет в плен юноши и старцы, наги и босы (20, 2–4). Молитвой своей прор. Исаия извел водный источник из-под горы Сионской, и прозван бысть источник тот Силоам, ибо послан яко от Бога. И прогнал Сеннахирима от Иерусалима, и исцелил царя Езекию, и солнце возвратил назад, и этому чуду дивился народ вавилонский (38, 8). 97. Царь же Манассия жил не по заповедям Господним и создал храмы идолам и алтарь Ваалу, и кланялись там истуканам. Храм Господень осквернили, сыновей проводили через огонь, волхвовали, и развратился народ Господень, и кровь проливалась. А Исаия обличал царя, князей иерусалимских, и народ, и этим подвиг их на ярость и гнев. Он скрылся в дупле большого дуба, и его вместе с дубом перепилили деревянной пилой по повелению царя Манассии. Погребли его тело близ Силоамского источника, который св. Исаия извел молитвой. При источнике была создана купель, в ней же потом слепорожденный приемши на очи брение от плюновения, сотворенного Христом Господом, послан бысть умытися и прозре. От воды той бывают исцеления болящим глазами. 98. Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующи, тем Тя молим, спаси души наша. Исаия, воспевается Церковью «яко Боговещанная труба, яко зарю духовную восприем, каменя в Сионе пречестнаго, краеугольнаго, вселенную содержащего Владыку Христа, Исаия пророчествует, полагаема». Слава силе Твоей, Господи, пел еси Исаия – Божие жилище, ибо зрел он древний совет Вышнего и Господа на престоле, и к устам его угль Серафим приносит, и Книга пророка богоразумия исполнена. 99. Святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил составляют четверицу великих ветхозаветных пророков. 100. Исаия духом пребывал в Небесном Иерусалиме, созерцал тайны Горнего мира. Его пророчества проникнуты духом нового завета. Ему была открыта тайна Пресвятой Троицы ( Ис. 6, 3 ; ср.: Ин. 12, 40–41 , Деян. 28, 25–26 ). В его пророчествах много родственного с тайнозрителем нового завета Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку ( Ис. 49, 15; 66, 13 ), и пророчества о Мессии ( Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1 ), с которыми созвучны апостольские слова: Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Это и проникновенное изображение страданий Спасителя ( Ис. 52, 14 ) – как будто пророк Исаия был вместе с Иоанном Богословом у подножия креста Христова. И описание будущего царства Мессии ( Откр. 3, 7 ; ср.: Ис. 22, 22 ; Откр. 7, 16 ; ср.: Ис. 49, 10 ; Откр. 21, 1 ; ср.: Ис. 65, 17 ; Откр. 21, 2 ; ср.: Ис. 52, 1; 54, 5 ). Пророка Исаию называют ветхозаветным апостолом и евангелистом. Спаситель часто повторял пророчества Исаии, они употребляются в богослужении и в молитвах. Из книги пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Некоторое время он провел в Греции, где учился в Аргосе у некоего Коринфа, «последователя Сократа» (του Σωκρατικου). Трифон и его спутники отличают себя от иудейских «учителей», т. е. «ортодоксальных раввинов» (Разг. 94, 4), но в то же время вряд ли их расхождения носили принципиальный характер, ибо в ходе беседы Трифон высказывает сожаление, что не послушался их, запрещающих вступать в диспуты с христианами (Разг. 38, 1). Позиция Трифона в отношении к христианству коренным образом не отличается от позиции раввинистического иудаизма. Для него также иудейский закон («тора») самодостаточен для спасения (правда, он признает, что некоторые предписания этого закона могут исполняться лишь в Палестине). Представление об иудейской национальной исключительности лежит в основе всего мировоззрения Трифона. Так, он неоднократно высказывает недоумение по поводу того, что христиане не проводят ритуальной разграничительной черты между собой и язычниками (Разг. 8:4; 10, 3; 19, 1; 20, 2). Особенно в большое смущение Трифона и его спутников приводит то, что христиане, обращенные из язычников, осмеливаются называть себя «сынами Божиими» и «Израилем» (Разг. 123–124). Христианское учение о Мессии вызывает резко отрицательную реакцию Трифона, и он говорит: «Мы все ожидаем, что Христос родится (или: будет) как человек от человеков» (Разг. 49, 1: τον Χριστον ανθρωπον εξ ανθρπων προσδοκμεν γενσεσθαι), а то, что Бог изволил родиться и сделаться Человеком, представляется ему «невероятным» и «невозможным» (Разг. 68, 1). Таким образом, «эллинизированный иудаизм» Трифона и его спутников не отличается существенным образом от «раввинистического иудаизма»; но, не отличаясь в своих принципах, «эллинизированный иудаизм» разнится от «раввинистического» в своем отношении к христианству. Это особенно ясно выражается в заключительной части беседы, когда Трифон говорит: «Мы не намеренно вступили в разговор об этих предметах, и признаюсь, что я чрезвычайно доволен нашей встречей, и думаю, мои друзья (τοτους) испытывают то же самое, ибо обрели мы более чем ожидали, или могли когда-либо ожидать (πλον γαρ ευρομεν η προσεδοκωμεν και προσδοκηθναι ποτ δυνατν ην).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

" Некоторое время он провел в Греции, где учился в Аргосе у некоего Коринфа, " последователя Сократа " (ου ου). Трифон и его спутники отличают себя от иудейских " учителей, " т.е. " ортодоксальных раввинов " (Разг. 94, 4), но в то же время вряд ли их расхождения носили принципиальный характер, ибо в ходе беседы Трифон высказывает сожаление, что не послушался их, запрещающих вступать в диспуты с христианами (Разг. 38,1). Позиция Трифона в отношении к христианству коренным образом не отличается от позиции раввинистического иудаизма. Для него также иудейский закон ( " тора " ) самодостаточен для спасения (правда, он признает, что некоторые предписания этого закона могут исполняться лишь в Палестине). Представление об иудейской национальной исключительности лежит в основе всего мировоззрения Трифона. Так, он неоднократно высказывает недоумение по поводу того, что христиане не проводят ритуальной разграничительной черты между собой и язычниками (Разг. 8, 4; 10, 3; 19, 1; 20, 2). Особенно в большое смущение Трифона и его спутников приводит то, что христиане, обращенные из язычников, осмеливаются называть себя " сынами Божиими " и " Израилем " (Разг. 123-124). Христианское учение о Мессии вызывает резко отрицательную реакцию Трифона, и он говорит: " Мы все ожидаем, что Христос родится (или: будет) как человек от человеков " (Разг. 49, 1: ο ο ο ε οοε εε), а то, что Бог изволил родиться и сделаться Человеком, представляется ему " невероятным " и " невозможным " (Разг. 68, 1). Таким образом, " эллинизированный иудаизм " Трифона и его спутников не отличается существенным образом от " раввинистического иудаизма; " но, не отличаясь в своих принципах, " эллинизированный иудаизм " разнится от " раввинистического " в своем отношении к христианству. Это особенно ясно выражается в заключительной части беседы, когда Трифон говорит: " Мы не намеренно вступили в разговор об этих предметах, и признаюсь, что я чрезвычайно доволен нашей встречей, и думаю, мои друзья (οου) испытывают то же самое, ибо обрели мы более чем ожидали, или могли когда-либо ожидать (ο ευοε οεοε οο ο υ ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010