4. Испытание жениха и невесты перед венчанием. Теперь священник проводит последнее «испытание», т. е. спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль пояти себе в жену сию, юже зде пред тобою видиши? Не обещался ли иной невесте?» Подобный же вопрос обращается и к невесте. Это свидетельство жениха и невесты перед лицом всей Церкви подобно произнесению крещальных обетов. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это — обет святого венчания.  Фото: Екатерина Степанова, nsad.ru  5. Зачем поминают мучеников? Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской. Итак: «Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру!.. Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге!..Помяни их, Господи Боже наш, якоже помянул еси Твоих 40 мучеников, низпослав им с небесе венцы!..» Воспоминание о мучениках весьма уместно. Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1:5-7 ; Рим. 5:3-5 ). И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников.  Фото: Екатерина Степанова, nsad.ru  6. Возложение венцов, призывание благословения Божия. И вот: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!» Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники (т. е. свидетели брака). Выбор зависит от местных традиций храма либо от практической необходимости. Венцы — это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой — знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви. Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)!» После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак.  Фото: Екатерина Степанова, nsad.ru

http://azbyka.ru/semya/venchanie-reshite...

Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 25). 92. Тогда будет одна деятельность у пришедших к Богу через Его (προς αυτν) Слово — созерцать Бога, дабы в [таком] знании Отца во всех изобразился в совершенстве Сын (ср. Гал. 4, 19) , как ныне Один только Сын знает Отца. 93. Если исследует кто прилежно, когда узнают Отца те, которым открывает знающий Отца Сын (ср. Мф. 11, 27), и увидит, что видящий сейчас видит «чрез зеркало и гадательно» (1 Кор. 13, 12), «не познав еще так, как должно знать» (1 Кор. 8, 2), не ошибся бы, говоря, что никто — будь то апостол или пророк (ср. Еф. 3, 5) — не знает Отца, но [узнают], когда станут едино, как Сын и Отец едино (ср. Ин. 10, 30; 17, 21). 94. Если же кому-нибудь покажется, что мы уклонились в сторону, уясняя одно из значений слова «начало» и сказав [все] это, то ему следует указать, что это отступление необходимо и полезно для нашего изложения. Ведь если может быть «начало» перехода, пути и протяженности, а «начало пути благого — творить праведное» (Притч. 16, 7), то можно знать, имеет ли любой сколько-нибудь благой путь «начало» — «творить праведное», следом же за «началом» — созерцание, и каким образом созерцание. XVII. 95. Но есть и «начало» создания (γενσεως), как можно было бы показать из [слов]: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1), — хотя яснее этот смысл выражен, полагаю, у Иова: «Сие есть начало создания (πλσματος) Господня, сотворенное для поругания ангелами Его» (Иов 40, 19, ср. ст. 14 масор.). 96. Иной мог бы предположить, что из созданного при сотворении мира «в начале» относится [лишь] к «небу и земле», но лучше, согласно второй цитате , считать, что из многих телесных существ первым было [сотворено существо], именуемое «драконом», называемое, впрочем, и «великим китом», коего «одолел» Господь (Иов 3, 8; ср. 2 Пет. 2, 4). 97. Необходимо остановиться на том, что если все святые живут в блаженстве жизнью совершенно нематериальной и бестелесной, то называемый «драконом», отпав от чистой жизни, был по заслугам прежде всех связан материей и телом (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Али при свему томе, никада не ово: све то ми имамо од Духа Светог, и само Духа Светог, због чудесног и нашег, Господа Исуса. ради и Дух Свети у свет» 7 ; ради Он и у Цркви спасоносно Богочовечанско дело. да Господ Христос, ваистину дошао у наш свет и извршио подвиг ни Дух Свети не би дошао у наш свет. Са Господа Христа у нашем свету и кроз Богочовечански све Божанско постало човечанско, наше, и то наше тело, наша стварност. Логос постаде тело – човек ( Ин.1:14 ), и тиме нама дарова и дар, само Бог може даровати. Шта дар Христов ( Еф.4:8 )? Све што Господ Христос као Богочовек донео свету и урадио за свет. Α донео Божанства» да би као у дару учествовали у живели у живели и испунили себе сваком Божанства ( Еф.3,19; 4,8–10; 1,23 ; Кол.2:10 ). И дао као дар Духа Светога да би благодатних сила уселили у себе Божанства. Α све то главни дар Богочовека Христа свету, дар – сведар: Цркву. У су сви дарови Божанства. Сва се та благодат свакоме од нас по мери дара Христова ( Еф.4:7 ). Али од нас зависи, од наше вере, и осталих подвига, колико се користити тим даром, колико и колико живети. По безмерном Свом, Господ Христос свима и свакоме оставио свега Себе, све дарове све сву Цркву Уколико се човек уцркви, оцркви, ухристови и охристови, утолико и има удела у дару. Α главни дар Он живот вечни. Апостол и благовести: Дар живот вечни у Христу Исусу Господу нашем ( Рим.6:23 ). У Богочовечанском телу Цркве дата сва благодат Божанства, благодат спасава од греха, смрти и нас, нас, нас, нас, нас, нас. Али свакоме од нас се та благодат по мери дара Христова. Α Господ Христос одмерава благодат по труду нашем ( 1Кор.3:8 ): по труду у вери, у у у молитви, у посту, у у кротости, у у смерности, у и у осталим светим врлинама и светим Божанским како се од нас користити даровима Господ Христос тако и дарове свакоме према пет таланата, другоме два, (ср. Мф. 25:15 ). од нашег личног труда зависи наше место у животворном Богочовечанском телу Христовом – Цркви, се протеже од до уврх изнад свих небеса над небесима. Уколико човек више живи Христове благодати, утолико и више дарова Христових у и утолико се више по као по сутелеснику Христовом, Богочовечанске силе Цркве Христове, тела Христова, силе нас од сваког греха, При томе сваки од нас живи у свима и ради свих; зато се и даровима нарочито када су од

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

9, 23; Ин. 1, 18; 7, 38). Всяко Писание богодухновенно и полезно (2 Тим. 3, 16); и ничто не может воспрепятствовать желающему спастись, и никто другой не имеет над ним власти, кроме одного сотворившего нас Бога, Который и готов на помощь и на сохранение от всякого искушения вопиющих к Нему и желающих исполнять Его святую волю. Ибо без Него никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего и для спасения души его. Лукавые дела принадлежат нам и происходят от нашей лености и содействия демонов. Но всякое ведение, добродетель и крепость есть благодать Божия, как и все остальное. По благодати дал Он всем власть чадами Божиими быть (Ин. 1, 12), чрез соблюдение Его заповедей. Заповеди эти более сохраняют нас,– и суть благодать Божия; ибо без благодати Его мы и их не можем соблюсти и ничего не можем воздать Ему, как только одну веру и произволение. И просто: сохраняя все правые догматы от твердой веры и слуха,– должно начинать делание по порядку, как науки в училищах; и таким образом старательно на самом деле обучать себя семи прежде упомянутым деланиям, которые суть: Τν υπμνησιν. В слав. Добротолюбии: Исход, четыре книги Царств, Паралипоменон, Псалтирь, Пророчества, Святые Евангелия, Деяния апостолов. Μετ πσηθ δεαθ. Слич.: Преподобного отца нашего Иоанна, Лествица. М., 1862. Слово 26, § 248. Γνσεοθ. Ραφνμια, в слав. «уныние». В слав. «аще же ниже сие приемлем». Κρσιθ, темперамент. Αγνστωθ. Ευγνωμοσνη, сознательность. Ηδον, в слав. «сласть». Οδυν, в слав. «болезнь». Αρραβν, обручение, в слав. «предначинание». Τθ γνσεωθ. Των πντων. Арсению Великому. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. М., 1845. С. 13. δονν, в слав. «сласти». Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий Первое – безмолвие, то есть беспопечительный образ жизни, чуждый всякой житейской заботы, чтобы человек удалением от людей и попечений мог избегать молвы; и яко льва, рыкающаго и ищущаго кого поглотити (ср.: 1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1440...

Господь наш Иисус Христос сказал святым своим ученикам и апостолам: “Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”(Ин. 20, 22–23.); и еще сказал: “Кого вы свяжете на земле, тот будет связан на небе; и кого разрешите на земле, тот будет разрешен на небе”(См. Мф. 18, 18.). Видишь: связывают и разрешают, прощают грехи и удерживают Святым Духом. Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле? Великий Иоанн Богослов говорит: всякий, кто “не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти”(1 Ин. 4, 3.), есть лжец и антихрист (Ср.: 1 Ин. 2, 22.). Богослов назвал еретика антихристом; как же может Божий суд последовать суду антихриста? И далее он говорит: “Того не принимайте в дом… Ибо приветствующий его участвует в злых делах его”(Ин. 1, 10, 11.). Если тот, кто принимает еретика в дом и приветствует его, приобщается его злым делам, то какую же милость получит тот, кто причащается с еретиком и ест с ним? И божественный апостол Павел сказал: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема”(Гал. 1, 8.). И еще сказал: “Еретика… отвращайся, зная, что таковой совратит тебя”(Ср.: Тит. 3, 10–11.). Великий апостол Петр говорит: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси… отвергаясь искупившего их Господа… И многие последуют их разврату”(2 Пет. 2, 1, 2.); “срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими… Глаза их исполнены любострастия и непрестанного греха”(2 Пет. 2, 13–14.). Не о нынешних ли еретиках сказал это прикровенно божественный апостол Петр? И еще он говорит: “Суд им давно готов, и погибель их не дремлет”(2 Пет. 2, 3.). И божественный апостол Иуда, брат Иакова, сказал: “Возлюбленные! Молю вас: подвизайтесь за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему греху нечестия, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога нашего Иисуса Христа”(См. Иуд. 1, 3–4.). И еще: “Злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства”(Иуд. 1, 10, 7–8.). И еще говорит апостол: “А вы, возлюбленные… к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью”(Иуд. 1, 20, 22–23.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

18 По Писанием – ср. 1 Кор. 15, 3 –4: Я (т. е. ап. Павел) первоначально преподал вам... что Христос... воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: Пс. 15, 10: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Иона 2, 1: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (В Новом Завете на это место ссылается Сам Господь – Мф. 12, 40). 19 Седяща одесную Отца – ср. Мф. 26, 64: ... отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Пс. 109, 1: Сказал Господь г осподу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т. е. справа) царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу. 20 Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. Мф. 16, 27: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его; Деян. 1, 10–11: И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 21 Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т. е. Царство Небесное, будет вечным. 22 Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. Ин. 15, 26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне . 23 Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого,) Которому покланяемся и Которого прославляем наравне с о тцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. Мф. 28, 19: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; 1 Ин. 5, 7: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино; а также 2 Пет. 1, 21: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Кроме того, древний Псалмопевец пророчески писал: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — Царь славы (Пс. 23, 7–10). В другом месте он снова пишет: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс. 109, 1). И Сам Господь, Свидетель из свидетелей, предрек Свое вознесение на небо и славу Свою будущую, причем пророчествовал Он в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника плевали в Него и отвешивали пощечины. В тот час произнес Он святые слова: сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы (Мф. 26, 64), отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк. 22, 69). Какое еще свидетельство нужно людям помимо Его свидетельства? В устах Мессии не было лжи никогда: ни когда Он изрекал о прошлом, ни когда Он предрекал о будущем. Но чтобы еще больше напитать души ваши истиной, вот еще свидетельства, подтвержденные кровью свидетелей. Святой апостол Петр свидетельствует о Христе: Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1 Пет. 3, 22). Святой апостол Павел, вознесшись до третьего неба, свидетельствует, что Отец посадил Сына Своего одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф. 1, 20–22; ср. Евр. 12, 2; Кол. 3, 1). Кроме того, лично был свидетелем этого святой архидиакон Стефан, первомученик: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55–56). И святой Андрей Константинопольский видел Господа в славе на небесах, и многие другие святые Божии, особенно мученики, которым Господь являлся, чтобы облегчить их страдания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Не отмечаются сокращения, сделанные Оригеном при цитировании библейских текстов.Современные издатели и комментаторы: Bl(anc), Co(rsini), Kl(ostermann), Koe(tschau), Nau(tin), Pa(zzini), Pr(euschen), We(ndland), Wil(amovitz). А. Г. Дунаев Том первый I. 1. Думаю, что как древний народ, названный «Божиим» , был разделен на двенадцать колен и над остальными коленами [поставлен] левитский чин, каковой тоже служил Богу (το θεον θεραπευουσαν), [состоя] из многих (πλεονα) священнических и левитских разрядов, — так и, по моему мнению, согласно «сокровенному сердца человеку» (1 Пет. 3, 4) всякий народ Христов, получив сокровенно имя Иудея и обрезанный по духу (ср. Рим. 2, 29), имеет более таинственно свойства этих [двенадцати] колен. Яснее об этом (о чем для умеющих слушать не молчат и другие пророки) можно узнать от Иоанна из Апокалипсиса. 2. Говорит же Иоанн так: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца, имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: сто сорок четыре тысячи запечатленных из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова двенадцать тысяч» (Откр. 7, 2–5). 3. Затем, перечислив остальные колена за исключением Данова, много позже он добавляет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, имеющие имя Его и имя Отца Его написанным на челах их. И услышал я голос с неба, словно глас множества вод и словно глас грома великого; и голос, который я услышал, [был] словно [звуки] гуслистов, играющих на гуслях своих. И поют они песнь новую пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010