В случае скрытного приезда, он оставлял свою повозку за рекою (Сосною) и пешком приходил к заключенным в темницы. При входе он сперва так, как детей своих, приветствовал их, садился с ними, распрашивал каждого о вине заключения и, изведывая каждого совесть, утешал сперва, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, при выходе оделял преступников милостынею, а заключенным по долгам давал выкупные деньги и поспешно удалялся из темницы в богадельни с таковым же подаянием, а после и из самого города... Вскоре узнавали о сем и граждане; все стремились увидеть его, искали его, но он уже был далеко, и на пути останавливался только для перемены подвод». (Евфимий Болховитинов, прот. Полное описание жизни Тихона... С. 48). 103 Встречающиеся. 104 Ср.: 1 Пет. 2, 21 – 23. 105 Внимательно, строго. 106 Лживыми, льстивыми речами. 107 Будет отогнан. 108 Иак. 4,7. 109 Не только. 110 Понимал, ясно различал. 111 Гал. 6,3. 112 Только. 113 Собирался. 114 Передал. 115 Очень, весьма. 116 Песн. 5, 1; Иер. 25, 27. 117 В своем присутствии. 118 Пропала. 119 Речь идет, очевидно, о наводнении, постигшем Петербург в ночь с 9-го на 10-е сентября 1777 г. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за этот год 74) читаем: «С 9-го на 10-е число сего месяца, в ночи, в городе был сильный с моря ветр, и приключил здесь наводнение. Вода в самой последней высоте была полтора фута выше наводнения, бывшего в 1752 г.; от поверхности же обыкновенной равнины была 10 футов. В сем положении она стояла несколько минут. Нижнее жилье почти во всех домах понято было водою, выключая некоторые части города, стоящие на пригорках»... Один из очевидцев этого наводнения замечает, что наводнение это было «самое разорительное из всех, бывших в Петербурге в прошлом столетии, причинившее неимоверный вред». К большему ужасу, «наводнение случилось во время ночи: почему, несмотря на маловременное продолжение оного, множество людей и скотов пропало». (Берх В.Н. Подробные исторические известия о всех наводнениях, бывших в Петербурге. СПб., 1826. С. 31–32). Сохранились в предании и другие примеры прозорливости Святителя. «Когда получен был манифест о рождении великого князя Александра Павловича, святитель Тихон в разговоре с другом своим Никандром Алексеевичем Бехтеевым предсказал многое, что совершилось при Александре. В 1812 г., когда Наполеон только что вступил в Россию, Никандр Алексеевич, со слов святителя Тихона, говорил, что Голиаф погибнет, а Россия восторжествует». (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые... 1864. С. 64). «Будучи раз в Ельце у Ростовцевых и встретив здесь бегающего по комнате мальчика, Святитель спросил, чей это мальчик и как его звать. «Это мой внук Александр», — отвечал Ростовцев. Святитель погладил по головке мальчика, благословил и, посмотрев на него с участием, сказал: «Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в Небесное Отечество». Через три дня, доселе здоровый, мальчик скончался». (Житие святителя Воронежского Тихона. СПб., 1862. Ч.1, с. 156).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   Если, согласно Писанию, «не в воле человека путь его» (Иер. 10:23) и «Бог печется о нас» (ср. 1 Пет. 5:7), то что может оправдать наш выбор и нашу волю, из-за которых нас покидает благодать Божия и мы страдаем? Давид всегда просил Бога указать ему Свою волю, чтобы не творить своей: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).    Основой и началом жизни монаха является послушание, без которого все остальное пребудет пустым. Нам он всегда наказывал:    — За десятки лет моих наблюдений как советника или духовника я не видел монаха, который ушел бы от своего послушания, чтобы пойти якобы в лучшее место, и преуспел. Сколько ушло из своих монастырей, чтобы проводить более безмолвную и духовную жизнь? Никто из них не преуспел и даже не удержал того, что имел. Всякого рода послабления привели их к состоянию более низкому.    Его внимательная жизнь, строгость самоотречения и подвига давали место присутствию Божественной благодати. И благодати не той, которая приходит временами для заступления и утешения подвижников, а благодати постоянного пребывания в Божественном просвещении, что является чаянием тех подвижников, кто отрекся от мира и самоотверженно взял на свои плечи крест Господень. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим.2:11).    В описываемом нами подвижнике мы видим точное исполнение этой истины. И это дает нам дерзновение и надежду на то, что не только «во время оно древних отцов», но и сегодня, в эпоху великого духовного оскудения и отхода от веры, отречения и предательства, Божественное милосердие и всеобъемлющая любовь Христова подлинно пребывают с нами, укрепляя наше мужество. Сострадание к нищим и немощным    Отличительной чертой старца Ефрема являлось сострадание к нищим и немощным. Тем, кто испытывал нужду, особенно жившим с ним по соседству бедным старцам, он раздавал все, что имел. Когда его собственные монахи выражали недовольство, указывая на свои нужды, он напоминал им о силе веры и об особом промысле Божией Матери, которая как подлинная Мать никогда в жизни не оставляла его, подавая несравненно большее, нежели то, о чем он просил и в чем испытывал нужду (см. Еф. 3:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

Христоносный Апостол называет христиан  святыми , ибо святость есть как их призвание, так и их обязанность. Христианин называется христианином, если пребывает во Христе. А быть  во Христе  — значит быть  святым  по мере своей веры, ибо Христос есть освящение наше (1 Кор 1:30). То, что Господь ждет от нас в Своем Евангелии, ради чего Он пришел и даровал нам Свое Евангелие — есть святость наша (1 Фес 4:3,7). С веры в Господа Христа начинается христианское освящение благодатью, которое совершенствуется в дальнейшем святыми таинствами и святыми добродетелями. Апостол называет верных  святыми , а святых  верными , чем и показывает, что вера есть подвиг, которым совершается освящение христиан  во Христе Иисусе . Ибо вера и есть жизнь “во Христе Иисусе”, а в ней пребывает вся Божественная святость, освящающая верных своими освящающими силами, преображающая несвятых во святых. Конечная цель всех и каждого христианина — “будьте святы во всех поступках” по примеру Святого Господа Христа (1 Пет 1:15). 1:2. Благодать есть любая Божественная сила, которая служит для освящения и спасения людей. Только Трисвятое Божество обладает ею и дарует людям от Отца через Сына в Духе Святом, ради заслуг человека Господа Иисуса. Вот почему  благодать  есть достояние прежде всего Господа Христа: она есть “благодать Господа нашего Иисуса Христа” (2 Кор 13:13; Гал 6:18; Рим 16:24; Флп 4:23; 2 Фес 3:18; 2 Тим 2:1). Более того, мы спасаемся “благодатью Господа Иисуса Христа” (Деян 15:11). Но и это не все: мы принимаем благодать через Господа Иисуса Христа (ср. Рим 1:5). Или еще: благодать воцаряется через Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:21). Мир также есть достояние Святой Троицы, всегда единосущный Благодати; он тоже есть дар Христов. Мир, обретаемый от жизни в Господе Иисусе, настолько исключительное явление, настолько разнится со всяким иным человеческим, земным миром, что Спаситель даже называет его “Своим миром”; миром, который только Он может дать (Ин 14:27). Это есть “мир Божий, который превыше всякого ума” (Флп 4:7). Поэтому Господь Христос есть “Бог мира” (Флп 4:9).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

3 . Некоторые исследователи рассматривают послание как литургию, написанную по случаю крещения; как собрание проповедей, наставлений для новообращенных или как фрагменты ранних гимнов. Петр мог с этой целью цитировать разнообразные источники (или они могли цитировать его!), но нет оснований отвергать его собственное утверждение в 5:12. Послание воспринимается читателями как единое целое, призванное воодушевить христиан, особенно новичков в вере, и явить им истину и реальность благодати Божьей, в которой они могут твердо и уверенно стоять. С какой целью было написано послание? Из сказанного выше видно, что существуют разные точки зрения по поводу цели послания. Более подробно это рассматривается в ряде комментариев к 1 Пет. В рамках данного комментария мы считаем достаточным остановиться на словах Петра, сказанных им в 5:12. Петр видит, что христиан подстерегает опасность серьезных испытаний (1:6), и призывает их осознать это во всей полноте (4:12). В свете этого, он преследует две цели в своем послании: ободрить их и засвидетельствовать им истинную благодать Божью (5:12); он убеждает своих читателей твердо стоять в этой истине. Эти две цели тесно переплетаются между собой – Петр обращается к ним со словами ободрения, раскрывая при этом действие Божественной благодати во Христе, явленное и свершенное через Его Дух. Некоторые из этих воодушевляющих наставлений можно выразить в следующем перечне: – Раскрывается замысел Божий о них (1:3–9). – Деятельность пророков и стремление ангелов понять этот чудный план Божий (1:10–12). – Цена нашего искупления (1:18–21). – Непреложность обетовании Божьих (1:22–25). – Привилегия принадлежности к народу Божьему (2:4–10). – Пример Иисуса (2:22–25). – Что Иисус сделал для нас (3:18–22). – Гарантия, которую мы имеем в нашем Творце, и Его верность Своим обетованиям (4:17–19). – Уверенность в непреложной победе Божьей в конце времен, которую Он разделит с нами (5:10,11; ср.: 1:7). Подобного рода ободрения и заверения в благодати Божьей формируют неколебимое основание, на котором зиждется христианская вера, способная противостоять всему, что может принести двадцать первый век после рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Таковы были допотопные люди, жившие во время Ноя и не верившие его проповеди о покаянии. Таковы будут люди и перед концом света – сыны противления. Тогда потоп взял сынов противления, а в конце существования мира огненный потоп и Страшный Суд Божий внезапно постигнут непокорных. «Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)» (прп. Ефрем Сирин ). Плотоугодие и разврат – это бездна, в которой потонуло и погибло множество человеческих душ. По словам преподобного Макария Великого : «кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает богом». Христианина в настоящее время везде окружает множество соблазнов. В условиях окружающей греховной распущенности нравов и развращения необходима напряженная духовная трезвенность и подвиг, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии и избежать пороков новоязычников. Не будьте сообщниками их, – увещевает Апостол, – остерегайтесь всякой поблажки грехолюбивой плоти, избегайте нечистоты, лихоимства, не участвуйте в бесплодных делах людей, живущих нерадиво и в богозабвении, но поступайте, как чада света (см.: Еф. 5:7-10 ), соблюдая себя в чистоте и целомудрии (см.: 1 Фес 4:3-4 ). Целомудрие – общехристианская добродетель. «Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех» (свт. Филарет Московский ). В чем состоит целомудрие Как определяет значение слова целомудрие Священное Писание? Целомудрие понимается как чистота души и тела от плотских грехов, непорочность – всеобъемлющее название всех добродетелей. В апостольских писаниях и в писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души (свт. Иоанн Златоуст ). В их писаниях целомудрие обозначается словом (по-греч. благоразумие). Первоначально значение этого слова было: благоразумие (ср.: 2 Мак. 4:37 ; Деян. 26:25 ; 1 Пет. 4:7 ), здравомыслие, премудрость в жизни и слове (свт. Феофан Затворник ). Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.). «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. П. Флоренский ). По определению святого Григория Нисского , «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям юбилейного издания, посвященного 20-летию Отдела религиозного образования и катехизации 1 февраля 2011 г. 18:00 1 февраля 2011 года исполнилось 20 лет со дня учреждения Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к читателям издания, посвященного юбилею Отдела . Читателям издания, посвященного 20-летию деятельности Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Дорогие братья и сестры! В 2011 году Синодальному отделу религиозного образования и катехизации исполняется 20 лет. За минувшие десятилетия многое изменилось в жизни общества. Сегодня мы, фактически, живем в другой стране и другом мире. Но, несмотря на это, миссия Церкви, исполняющей слова Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), остается неизменной. Особая роль в деле научения людей истинам Православной веры принадлежит Отделу религиозного образования и катехизации. Ведь именно катехизация исторически была средством подготовки людей к вхождению в Церковь. Вместе с тем, следует сказать, что крещение, как акт таинственного соединения со Христом, не означает для человека окончание познания богодухновенной традиции, а открывает новый этап на этом благословенном пути. Каждый христианин призван, восходя «от силы в силу» (ср. Пс. 83:8), стремиться к духовному возрастанию. Поэтому так важна для всей Церкви деятельность Отдела, развивающего систему воскресных школ, прилагающего усилия к тому, чтобы дети, подростки и взрослые, принадлежащие по культуре к Православию, могли получать воспитание, соответствующее нормам своей веры. Сегодня Отдел решает большую и важную задачу по выстраиванию конструктивных отношений со светскими структурами образования, что позволит объединить усилия церковных, общественных и государственных институтов в деле сохранения лучших традиций российской педагогики, утверждения в сознании наших современников базисных нравственных ценностей, без которых невозможно стабильное существование и гармоничное развитие страны. Методологические материалы Отдела определяют приоритеты катехизической работы в епархиях, используются светскими школами и гимназиями. Молитвенно желаю руководству, сотрудникам Отдела и всем читателям настоящего издания помощи Божией, крепости сил и неослабевающего усердия в исполнении апостольского завета возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18). +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1399112.ht...

Древние христиане с большим уважением относились к творениям Мужей Апостольских и другим древним сочинениям: их обыкновенно сохраняли в одном кодексе с книгами Священного Писания: так оба Послания св. Климента сохранились в древнейшем Александрийском кодексе (V в.), а «Послание Варнавы» и «Пастырь Ерма» – в Синайском кодексе (IV в.). Творения эти цитировали в качестве Священного Писания (ср.: «Пастырь Ерма» у св. Иринея – Iren. Adv. haer. IV, 20, 2//PG. T. 7. Col. 1032C; р. п.: C. 269) и читали за Богослужением (Euseb. Hist. eccl. III, 3, 6//PG. T. 20. Col. 217B; р. п.: C. 96; Hieron. De vir. illustr., 10//PL. T. 23. Col. 625; р. п.: C. 271). Только в IV в. эти Послания были окончательно исключены из числа канонических и признаны книгами назидательными и удобными для оглашения ([например, по свидетельству] свт. Афанасия Великого в 39-м Пасхальном Послании; р. п.: Т. 3. С. 372). Б. Отличительные свойства творений мужей апостольских Условия, при которых возникли творения Мужей Апостольских, были, по существу, теми же, что и при Апостолах. Попрежнему миссия и упорядочение церковных отношений составляло насущную потребность времени, по-прежнему верующее сознание волновали вопросы, выдвинутые еретиками апостольского времени. Поэтому писания Мужей Апостольских во многом напоминают Писания Апостолов. Все они написаны в эпистолярной форме «по образцу» апостольских Посланий, с обычными надписаниями и приветствиями. Все они изложены простым безыскусным языком, как и Послания Апостолов. При этом нельзя не заметить, что и по содержанию они стоят под сильным влиянием апостольских Посланий, – так 1-е Послание св. Климента к Коринфянам отражает собою 1-е Послание Коринфянам св. ап. Павла и Послание к Евреям; Послание св. Поликарпа [к Филиппийцам] почти всё состоит из набора цитат из разных апостольских Посланий (1 Пет., 1 Ин. и др.). Кроме того, Мужи Апостольские постоянно черпают, как сами они говорят о том, из устного апостольского Предания. Это и понятно: они их ученики. Наконец, и по общему нравственно-практическому характеру своих творений Мужи Апостольские приближаются к новозаветной письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   Вообще же Апостол желает, чтобы Христианин, смиренный (унижен­ный) бедствиями, смотрел на них как на средство достигать высоты духа; богатый же — зная непрочность земных благ — чтобы не превозносился ими, а хвалился своим смирением. Апостол даже называет блаженным того человека, который претерпел искушение, потому что испытанный бедами получит от Господа венец жизни (9—12). При этом Апостол научает различать искушение от Бога и от собственной плоти. Искушения от плоти ведут ко греху. От Бога же, Отца светов, подаются всегда даяния благия и дары совершенные. Одно из таких благ есть возвещённое Им слово истины, которым Он возродил нас к новой жизни и сделал нас начатком Своих созданий (13—18).     Стих 1. Апостол называет себя рабом Бога и Отца и Господа Иисуса Христа, показывая тем, что для него, как и для всех Апостолов, самая высшая честь есть служение Богу и Его Сыну. Апостол пишет обеманадесяте коленома, пока­зывая, что он есть Посланник Того Самого Мессии, Который и Сам приходил к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24) и Апостолов Своих посылал к ним же (Мф. 10:6), и что возвещаемое им учение и блага Царства Мессии при­надлежат всем потомкам Израиля — как живущим в Палестине, так и находя­щимся в разсеянии.    Желание радоваться, обычное у древних народов (Ср. 1 Мак. 10:18,25; 15:16; Деян. 23:26) и употреблённое Апостолом Иаковом, особенно прилично было Христианам, подвергавшимся различным бедствиям.    [Сходство же сего приветствия с приветствием в Послании Апостольского Со­бора (Деян. 15:23) может служить косвенным доказательством происхождения Послания Иакова от того же лица, которым было подписано Послание от Апо­стольского Собора].     Стихи 2—3. Апостол Иаков не только желает своим читателям радоваться, но указывает им и сам источник радости в тех именно искушениях или бедствиях, которым они подвергаются — будут ли то скорби и гонения (Мф. 13:21; Лк. 8:13), попускаемыя Богом (1 Кор. 10:13), или же искушения в собственном смысле (Мф. 6:13), то есть происходящие от диавола: так как всякое искушение есть не что иное, как испытание веры — а вера поэтому приобретает крепость (собствен­но опытность — Рим. 5:4; сравните 1 Пет. 1:6-7), делающую человека терпеливым и через то приводящую его к совершенству, которое и служит для верующого причиной величайшей радости и блаженства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

и богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума свидетельство Божественного Писания, говоря: «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: «хощу пять словес умом моим рещи» (1 Кор. 14:19), и опять: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8); также: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2); также: «воззвах всем сердцем моим» (Пс. 118:145), то есть телом и душою, и проч». отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы, что на Синае, составивший о мысленном хранении сердца малую книжицу глав — бесценных маргаритов Божественной премудрости, преисполненных неизреченной небесной сладости Святого Духа, полагает в непоколебимое основание своих слов изречения Священного Писания: «воутрия избивах вся грешныя земли» (Пс. 100:8), также: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); и: «уподобися Царствие Небесное зерну горушичну, »и бисеру, и квасу; и опять: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5); также: «всяким хранением соблюдай твое сердце» (Притч. 4:23); и: «очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее ее чисто» (ср.: Мф. 23:26); и: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6:12); также: «трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» (1 Пет. 5:8—9); также: «соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя »(Рим. 7:22, 23). отец наш Диадох, епископ Фотикийский, свидетельствованный в книге вышепомянутого святителя Христова Симеона Фессалони кийского, полагает своим словом, исполненным духовной премудрости, которых в Божественной его книге находится сто глав, об умной Иисусовой, в сердце священнодействуемой молитве, следующее основание из Божественного Писания: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12:3); и из евангельской притчи о купце, ищущем добрые бисеры, приводит следующими словами: это — многоценный бисер, который может приобрести тот, кто продаст имение свое и об обретении его будет иметь неизглаголанную радость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Но к чему возбуждает и что подражанию представляет здесь такое напоминание? Самое ли доброе исповедание, то есть содержание его, или непоколебимое мужество, с каким оно дано пред лицом смерти? — И то и другое. Предмет доброго исповедания Господня есть уверение, что Он есть Сын Божий воплотившийся, чтоб водворить среди людей истину. Святой Златоуст спрашивает: «что называет здесь Апостол добрым исповеданием Господа?» И отвечает: «то, что, будучи вопрошен от Пилата: убо царь ли еси Ты? — Он отвечал: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину (ср.: Ин. 18, 37). Или для сего так говорит, или для того, что, будучи вопрошен: Сын ли Он Божий? — сказал: вы глаголете, яко Аз есмь (Лк. 22, 70). Такое свидетельство дано и пред Пилатом,—только не словом, а неотвечанием на вопрос или молчанием и сказанными затем словами (см.: Ин. 19, 7 — 11)». Экумений прямо и разумеет здесь под исповеданием то, что Господь «засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий». Но в этом существо нашей веры, совершающей спасение людей. Почему блаженный Феодорит пишет: «добрым исповеданием Господа назвал Апостол спасение вселенной. Ибо за спасение оной претерпел Господь страдание». Отсюда Амвросиаст наводит: «о страдании Христа Господа напоминает, чтоб страх навесть, внушая, что тот по справедливости должен и быть признан виновным в сем страдании, кто презирает то, для чего пострадал Христос». после сего намерения Апостола в напоминании и Добром исповедании Христа Иисуса пред Пилатом можно выразить так: исповедуя Христа Иисуса Сыном Божиим, воплотившимся и пострадавшим нашего ради спасения, будь и сам го-3 все, даже смерть, претерпеть за веру в Него за Жизнь по Духу Его. Это то же, что пишет святой Петр: Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся (1 Пет. 4, 1). Применяя это к предмету речи, видим здесь сильнейшее побуждение и к нестяжательности, и к небоязненному исповеданию веры словом и делом, и к доброму пастырствованию. Последнее видит здесь блаженный Феодорит,—пиша: «такое свидетельство (Христово) Апостол представляет ученику своему (в пример), чтоб и он с большим усердием настраивал своих учеников», небоязненно и неутомимо свидетельствуя пред ними и пред всеми, в чем истина о Христе Иисусе Господе нашем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010