Чувственный образ жизни с забвением о потребностях души делает ум грешника праздно-мыслящим, рассеянным, неблагоразумным. Ум должен выбирать желания правильно и дальновидно предпочитать одни желания другим. Оторвавшись от Бога, он не умеет производить должный выбор. Чрез это воля обуревается страстями и беспорядочными желаниями 783 . Нецентрализованность мышления и беспорядочность произволения неминуемо отражаются в сердечных чувствах, живущего вне сознательного единения с Богом. Сердце его горит гневом, ненавистью, любострастием и болит от всякой страсти и скорби. Его все в жизни волнует, тревожит, беспокоит 784 . При господстве увлечений видимой, материальной жизнью молитвенные порывы грешника к Богу и угрызения совести глохнут и замирают 785 . Но сам он окончательно не теряет свободы и самосознания, чтобы нравственно подняться вверх. Мучительная болезнь от водоворота блуждающих мыслей и терзания низменными желаниями и страстными чувствами побуждает его искать своего оздоровления в общении с Богом чрез покаяние. 2. Войти грешнику в единение с Богом то же, что сокрушенно исповедовать Ему свои грехи с твердым намерением далее угождать Ему одному жизнью по требованию совести и св. заповедей. В покаянии грешная душа отказывается от своеволия свободы, гордости, недобрых страстных чувств и деяний 786 и всецело предает себя Богу. Бог содержит в бытии всякого человека, но внутрь его входит лишь при условии человеческого самопредания Богу. Кающийся предает себя Богу и от Господа даруется ему приток Божией силы и чрез это способность управлять движениями души и тела 787 . Для воссоединения грешников с Триединым Богом Бог Отец отдал в жертву Своего Единородного Сына, Который открыл путь нисхождения на кающихся Св. Духа в таинствах крещения и покаяния 788 . У кающихся пред Богом обострены тревоги совести, чувства безвыходности положения, личной виновности в грехах, веры в образ спасения чрез Христа Спасителя и готовность делать одно заповеданное Богом 789 . Названные чувства и готовность сила Божия в горниле покаяния претворяет в горячую, непреодолимую, неослабную ревность по Боге и энергию. Подкрепленный благодатию, человек раскаявшийся старательно не допускает в мысли, чувства и дела оскорбительное Богу, гонит от себя суетность и страстность и умеряет ревность о житейском 790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Опровержение на это. Востани, спяй, и воскресни отъ мертвыхъ 782 , и снова послушай, еретик. Поскольку, как говорит [Писание], возненавидлъ еси неправду и возлюбилъ еси правду, сего ради помаза Тя Богъ; [говорит же это] не для того, чтобы кто-нибудь подумал, будто помазание дано в награду за добродетель, но чтобы мы так понимали сказанное. Праотец Адам был изменчивой природы, и ему было обычно то любить правду и ненавидеть неправду, то, наоборот, впадать в противоположное и любить неправду, а ненавидеть – правду (ибо это свойственно имеющим переменчивую природу), [и потому] он был побежден диаволом. А поскольку для избавления от такого недуга он имел нужду в том, чтобы непреложное Божие Слово Себя Самого за нас противопоставило лукавому, дабы как мы были побеждены по причине его [т. е. Адама] удобопреклонности, так, благодаря непреложности Слова, одержали бы победу, то сего ради [Христос] помазывается, как присно и непреложно любящий правду и ненавидящий неправду и не могущий измениться. Итак, когда [Писание] говорит: «Возлюбилъ еси правду и возненавидлъ еси сего ради помаза Тя Богъ», ты понимай это примерно так: «Поскольку никто из сотворенных, имеющих изменчивую природу, не в силах бороться с диаволом, Ты же, Бог Слово, будучи непреложным от непреложного Отца, всегда любишь правду и ненавидишь неправду, то помазал тебя Бог, дабы в Тебе первом человеческая природа узрелась победившей». ИНОЕ, выводимое из того же силлогизма. В божественном Писании находим много таких мест, относящихся к Богу и Отцу. «Яко праведенъ Господь и правоты возлюби» 783 . Также: «Возненавидлъ еси вся длающыя 784 . И также: «Азъ есмь Господь, любяй правду и ненавидяй отъ неправды» 785 . Итак, может быть, кто-нибудь и из-за этого скажет, что Господь нашъ 786 , потому что Он любит правду и ненавидит неправду, и что [именование] – награда Ему и воздаяние за добродетель, так как Он любит но и ненавидит это? Но вряд ли кто-нибудь будет настолько безумен. Итак, как и отношении Отца такие выражения понимаются благочестиво, так они, по справедливости, должны быть понимаемы и применительно к Сыну. Ибо образ [относится] к первообразу, и первообраз – к образу. На апостольское речение, гласящее: «Сде одесную на высокихъ, толико бывъ ангеловъ» 787

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

По старой традиции Юстин принял консульство на ближайший год после вступления на царство. Не действовавшая в течение 25 лет церемония, в которую превратился консулат, была совершена с полной торжественностью и великолепием. Описание ее дал тот же Корипп. Поэт рассказывает сначала о тех приготовлениях, которые спешно шли в центре столицы в ожидании консульского выезда императора. Префект города отвел места для устройства помостов для народа и торжественных арок. По всем лесам в окрестностях города шла работа дровосеков, дерево доставлялось в город, спешно шла работа плотников, и когда леса и арки были готовы и все приведено в порядок, временные сооружения были богато украшены гирляндами из зелени, коврами и тканями. С появлением на небе солнца 1 января начался консульский выход. Все чины двора, все придворные службы и военная охрана особы императора разместились в торжественных костюмах с инсигниями своих санов и чинов на заранее определенных местах, а народ наполнил все ступени огромных помостов, воздвигнутых на Средней улице. Заранее сложены были огромные груды щедрых подарков из драгоценных металлов, которые должен был раздать всем чинам новый консул. На богато украшенном помосте стоял золотой трон. Император вышел из дворца, воссел на трон, и началась раздача подарков. Вызывали по списку, составленному по рангам, и каждый поднимался на ступени трона и получал свой подарок. В эту пору ораторы славили императора в речах на обоих языках империи. 784 После членов синклита получали свои подарки чины всех царских служб по группам. Император знал каждого в лицо и каждому из них говорил ласковое слово. Когда эта часть церемонии была закончена, началось приготовление к шествию. Блиставший пурпуром и золотом помост с троном был поднят на плечи подобранных по росту людей в пурпурных одеждах. 785 Все чины выстроились по своим рангам. Глашатаи назначали место всякой группе чинов, за ними встали отряды войска, по обеим сторонам трона выстроились экскувиты, за императором построились протекторы с игравшим на солнце золотым оружием. Шествие двинулось по Средней улице, 786 среди лесов, с которых народ восторженными кликами приветствовал императора, и все получали свою долю щедрот государя. Шествие направилось в храм св. Софии, где император молился и принес свое пожертвование на храм. 787 Затем следовала еще какая-то публичная церемония, в которой император выступал окруженный ближайшими и довереннейшими сановниками; но в чем она состояла, остается неясным, так как текст четвертой песни поэмы Кориппа дошел до нас не в целом виде. День закончился, по всему вероятию, роскошным пиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Эту же самую мысль св. Григорий Двоеслов кратко выражает в другом месте: «Душа человеческая, говорит он, так бессмертна, что может умереть, и так смертна, что не может умереть..., скажу кратко: она и бессмертно-смертна и смертно-бессмертна» 783 . Как же понимать свойство бессмертия души человеческой по самой ее духовной природе? Бессмертие души, по воззрению отцов церкви понималось в смысле вечного и нескончаемого существования, превосходящего всякие пределы времени. Однако идея абсолютной вечности Божества не допускает, чтобы бессмертие души было тождественным с Божественною вечностью, и отцы церкви ясно отличали понятие вечности в применении к Богу от такого же понятия в отношении и к душе человеческой, приписывая этой последней только относительную вечность. По определению св. Григория Богослова , «вечность ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима; но что для нас время, измеримое течением солнца, то для вечных вечность, нечто соединенное с вечно существующим» 784 . Ясно, что время есть отрицание начала и конца, прошедшего и будущего; она есть как бы нераздельное настоящее. В том смысле вечен и Бог. «Он всегда был, есть и будет, или лучше... Он всегда существует. Он – Сый, потому что, соединяя в сем все, он имеет бытие безначальное и бесконечное и представляет Собою как бы некоторое безмерное и беспредельное море естества, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве» 785 . Напрасно доказывать, что никто из св. отцов церкви не соединял и не мог соединять тожественного понятия к бессмертию души человеческой. Св. Исидор Пелусиот , называя душу «разумною и бессмертною», в тоже время объясняет, что «она не единосущна Божественной и Безначальной природе, напротив, различествует от Нее столько, сколько тварь должна быть отменена от Творца. 786 Смешение двух духовных природ, тварной и абсолютной, как во всех других отношениях, так и в отношении продолжительности бытия и не имеет места в творениях отцов церкви и всегда преследовалась ими, как такое заблуждение, которое влечет за собою пагубные и еретические воззрения на душу человека. Прежде всего, по их учению, душа человеческая не безначальна, но, как и всякая тварь, получила свое начало во времени. «Один только Бог Господь всяческих, существует без начала и без конца, истинно и всегда тот же, и таким же образом 787 . Но имеет ли она конец? Получив начало своего бытия от Творца, она, как не самобытная, продолжает свое существование без конца только по воле своего Создателя, потому, что «все, Им сотворенное, хотя и получает начало своего происхождения..., но продолжает существовать в долготу веков, по воле Творца Бога» 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Изгнание демона, физически обитающего в человеке, осуществляется физическими же способами – харканием и плеванием 767 . Изгнанный бес выходит в виде дыма, огня, змея или какого-нибудь дикого животного 768 , ибо душа, не принявшая Святого Духа, является жилищем гадов и диких зверей 769 . Человек, освобожденный от беса, принимает ипостась Духа Святого 770 . Это восприятие также происходит чувственным (ощутимым) образом 771 в полноте достоверности 772 . Душа испытывает при этом такое чувство, словно жена, соединяющаяся с мужем 773 . Дух, подобный огню, обновляет и воссоздает человека, так как «огонь является творцом» 774 . Дух, обитающий в человеке, делает его «духовным» (так мессалиане обозначали самих себя) 775 . Такие люди обладают определенными дарованиями: они становятся сердцеведцами (καρδιογνστας) 776 , видят грех и благодать 777 , сподобляются откровений и видений 778 , ради чего много спят, пророчествуют и предвидят будущее 779 , узнают состояние душ скончавшихся 780 , видят незримые силы, в частности – демонов. По этой-то причине мессалиане иногда перепрыгивали через бесов или стреляли в них из лука, изображаемого пальцами 781 . Более того, «духовные» могут зреть телесными очами Троицу – Отца, Сына и Святого Духа 782 . Присутствие Святого Духа сообщает человеку бесстрастие, делает его совершенным уже в этой жизни 783 , как бы обоживает его: ведь Божественная природа может преобразовываться так, как она хочет, чтобы быть воспринятой достойными 784 . Так же и природа совершенного преобразуется в чистое божественное естество 785 . Мессалианин мог назвать себя пророком, христом 786 («помазанником»), патриархом, ангелом 787 . Особое значение придавалось бесстрастию 788 . Став бесстрастным, человек не нуждается более ни в посте, бдении, разных аскетических упражнениях, необходимых для обуздания тела, ни в духовном просвещении 789 . Лампетий насмехался над подобными упражнениями, свидетельствующими о несовершенстве монахов 790 . Раз достигнуто бесстрастие, то никакое самое непозволительное и предосудительное действие не может повредить совершенному 791 . Даже плотская распущенность допустима, ибо бесстрастный находится в состоянии Адама, который до падения общался с Евой бесстрастно 792 . Лампетий обвинялся в том, что целовал девицу (κρην κατ στμα φιλν) и говорил: «Приведи ко мне прекрасную девушку, и я покажу тебе святость (γιωσνην)» 793 . Впрочем, возможна и иная интерпретация этого высказывания: Лампетий достиг, по его словам, такой степени бесстрастия, что мог спать с женщинами, ничего не чувствуя 794 , или стоять обнаженным перед всеобщими взорами 795 . Не мог ли этот нудизм не только демонстрировать его бесстрастие, но и доказывать, что он достиг природы Адама до грехопадения? В таком случае его поступки схожи с известными действиями византийских юродивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Чадо Тите, верно слово: и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны. Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самуосужден. 1:13. еяже ради вины обличай их нещадно, да здрави будут в вере, δι ν ατ αν λεγχε ατος ποτ μως να για νωσιν ν τ π στει Что явились лжеучители в критской церкви и так нагло и бессовестно рассевали там вредное учение, – это зависало от национального характера критян: „потому обличай их, говорит Апостол, что они имеют нрав дерзкий, коварный и бесстыдный; они преданы бесчисленным порокам“, замечает св. Златоуст 782 . Апостол повелевает обличать их. Кого же их? Т. е. лжеучителей и их последователей: „здесь он (Апостол) говорит не о чужих, но о своих“ 783 . Последних нужно было обличать особенно за то, что они не ограждали себя должным образом от лжеучителей, допуская их в свои домы и легковерно слушая их бредни. Как обличать? Нещадно, по Исихию – „твердо“ 784 , по Экумению – „с силою“ 785 . по Феодориту – „не кротко, не с робостью или малодушием, но прямо и открыто“ 786 , по Златоусту – „сильным словом“ 787 . Обыкновенное правило проповедников – действовать на противников силой убеждения с кротостью и воздержностью в слове 788 . Но это правило не без исключения. Там, где приходится иметь дело проповеднику истины с людьми грубыми, с сердцами жесткими и „лбами каменными“, очень уместно употребить сильное обличительное слово, которое бы, подобно иголке или стреле, пронизывало их душу 789 и, подобно молоту, разбивало грубость сердца 790 . Но само собою разумеется, сильное обличительное слово должно быть растворено любовью, как слово Спасителя 791 , и направлено единственно к спасению людей или, как замечает Апостол в другом месте: „к созиданию, а не к разорению“ 792 . Эту мысль выражает Апостол и в рассматриваемом месте наречием: нещадно ( ποτ μως) 793 и указывает в дальнейших словах: да здрави будут в вере. Т. е. вразумляй так, чтобы оставили заблуждение, твердо держались веры Христовой и жили по Евангелию. „Здоровье состоит в том“, замечает Златоуст, „чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого“ 794 . Указав способ, как привести критян к здравию в вере, Апостол описывает далее самую болезнь, которой страдали критские христиане и которую нужно было удалить от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

741 δοχ – вместилище, сосуд, в Н.З. – угощение; в очень позднем языке (с в. IX) – принятие, получение от δχομαι – получать даваемое (а λαμβνω – брать вообще, – и насильно). 743 прим. 356; в греч. прич. м. р. (др.-слав. «зовый»), посему относится не к Анне, а к песнописцу. 754 λαλω – у класс. «лепетать», «болтать»; в поэт. поздн. яз. и в Н.З.– «говорить», когда обращается внимание более на самый факт и процесс речи, чем на смысл ее (тогда – λγω – «говорю»). 766 θεομαι – (от θεα – вид, зрелище, особ. театральное) соб. – смотреть на зрелище, смотреть со вниманием, рассматривать, созерцать; ср. В.К. 104, 721 ( θεωρω – соб. быть зрителем, расследовать). 775 Р.Б. 71, 214; о пр. Богородице выражения сильнее: Р.Б. 72, 281; прим. 200, 27. 55. 56. Жертва усиливается в ценности от непорочности жертвовательницы. 784 Изображается великое достоинство «Дочери» – «жертвы» с человеческой и Божеской точки зрения, временной и вечной. 746а) греческ.: приносится. 746б) Р.Б. 53, 120. 786 Развивается мысль предыд. тропаря о высоком достоинстве Богоматери в тех же целях и с тех же точек зрения. 792 В.К. 91, 630. Усиление «Бога» предыд. тропаря. В этом тропаре т. о. развиваются еще далее мысли о достоинстве «Девы» – «жертвы» – измеряется это достоинство по широте (признание его всеми разрядами существ), как там – по глубине. 796 По обетованию Божию, по непосредственному действию Божию (чудесно), что обусловливает особенную чистоту и святость рождения. 798 θμα прим. 479а, а в 1 тропаре θυσα; здесь точнее, ограничительно; др.-слав. здесь; «возложение», а там: «жертву». 800 αλζομαι (от αλη – двор) – поместиться во дворе, стоять на бивуаках вообщ. – иметь стоянку. Выражение имеет в виду дворы храма, в которых и жили храмовые Девы. 809 Сравнительно с прежним троичном ярче раскрывается нераздельность и прибавляется о вседержительстве, чего еще совершенно не касались троичны. 814 В.К. 33. 9. Заканчивая раскрытие тайны боговоплощения (последний богородичен будет молитвенного содержания) этот богородичен возвращается к мыслям первого, усиливая и дополняя их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

помазания. Так, напр., думают и говорят, будто бы выздоровевший после Елеосвящения должен отказаться от мира и поступить в монашество 781 , или, по меньшей мере, оставаясь в мире, исполнять иноческие обеты, – будто бы нельзя жениться на девице, принявшей помазание 782 и вступать в брак с мужчиной елеопомазанным, т. е., вообще нельзя уже елеопомазанным вступать в брачный союз 783 ,– будто бы после св. помазания, нельзя употреблять мясную пищу 784 , но должно проводить жизнь в постоянном посте, по крайней же мере – к двум недельным постам: среде и пятку, прибавить понедельник (понедельничать), – будто бы принявшему помазание не следует ходить в баню мыться 785 , – будто бы принявший Елеосвящение уже не может выздороветь и должен неизбежно умереть 786 , будто, вообще, с Елеопомазанием соединены какие-то особенные обеты, обязательные для принявших сие таинство. Всё эти и подобные мнения, претендующие на обязательный характер, суть праздные вымыслы мирских людей, а) не имеющие никаких оснований, напр., требование о поступлении в монашество, б) построенные на пустых и суетных соображениях, напр., о запрещении мыться в бане, в) противные сущности таинства, напр., о неизбежной смерти после св. помазания, и  г) всему ученно св. Церкви каково, напр., требование принужденного безбрачия. Как вымыслы противохристианские, означенные мнения, при видимо-добром направлении в сторону благочестия, в сущности, наносят великий вред в религиозно-нравственном отношении: ибо подрывают веру в благодатную силу Елеосвящения, стесняют и расстраивают душу приемлющего сие таинство во время его чиносовершения, смущают совесть по принятии св. помазания, а иных отклоняют совсем от принятия таинства, – отчего некоторые даже умирают без св. «Напутствия» в вечную жизнь 787 . Ни св. Писание, ни св. предание, ни учение св. Отец, ни догмат Елеосвящения, ни его древние уставы, ни нынешний его богослужебный чин, ни исторические примеры церковной древности, на самом деле не возлагают на елеосвященных православных христиан никаких особых обетов или обязанностей и не требуют, в последующей их  жизни, положительно никаких ограничений или изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

«Кротость есть твердыня, в которой жительствует терпение, дверь к любви, правильнее же, матерь ее, начальная причина духовного рассуждения. Научит Господь кроткия путем Своим [ 776 ]. Она доставляет отпущение грехов и дерзновение в молитве. Она — вместилище Святого Духа. На кого воззрю, — говорит Господь, — токмо на кроткаго и молчаливаго» [ 777 ]. «Простота есть усвоившееся душе качество, чуждое сложности, не способное к помышлениям злым о ближнем» [ 784 ]. «Лукавство есть обширное знание, правильнее же, извращение знания по подобию знания бесов, утратившее истину и покушающееся утаиться от людей» [ 785 ]. «Лицемерство есть противоположное настроение души с телом, переплетенное всевозможными вымыслами» [ 786 ]. «Правота состоит в настроении ума, нелюбопытном и неподозрительном, в искренности обращения с ближними, в слове непритворном, не обдумываемом благовременно» [ 788 ]. «Лукавство есть превращение правоты, обольщение ума ложными понятиями, доставляющими ему ложное воззрение на управление мира Богом, допущение себе клятв, повинных муке, хитросплетение слов, глубина сердца, бездна лести, ложь, обратившаяся в душевное качество, превозношение, соделавшееся естественным свойством, противодействие смирению, лицемерство, облекающееся в личину покаяния, устраняющее от себя плач, враждебное исповеди грехов своих, составившее о вере свое разумение и упорно держащееся его, причина падений, препятствие к восстанию покаянием, коварная улыбка при обличениях, притворное благоговение, житие бесовское» [ 789 ]. «Все хотящие привлечь к себе Господа! приступим к Нему в простоте, не притворно, не двоедушно, не лукаво, приступим, как приступают ученики-дети к учителю в училище. Будучи прост и несложен, Он благоволит, чтоб приступающие к Нему души приступали в простоте и незлобии. Простота всегда соединена со смирением» [ 794 ]. «Порабощенный тщеславию по необходимости идолослужитель: считая себя служителем Бога, он стремится угождать не Богу, а человекам» [ 795 ]. «Льстец есть служитель бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, наветник пути ко спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

пер. с.166. 1658 s.Nilus. De voluntaria paupertate, cap.27. Migne. P.s.gr., t.79, col.1004, рус. пер. ч.II, с.135. 1662 О ветхо- и новозаветных чудесах, совершенных молитвой, см., напр., у св.И.Златоуста: De praecatione, I, ibid., col.776–779, рус. пер. с.833–835; II, col.784–786, рус, пер. с.842–843; таких примеров, «как древних так и новых», бесчисленное множество, – De praecatione, I, col.778, рус. пер. с.835. Ср. еще s.Nilus. Ad Agathium monasticam vitam agentem, s.IV, cap.5–9, col.829–835; рус. пер. с.19–25 и др. Ср. еще Ефрем Сирин. О молитве, ч.3, с.411. 1664 Мы не можем согласиться с профессором М.М.Тареевы м, что «для иудеев чудеса Христа не были знамениями с неба, но были только знамениями на земле, внизу. Под знамениями с неба иудеи, по всей вероятности, разумели воздвигнуть из камней детей Авраама, сделать камни хлебами, быть носиму на руках ангелов, иметь их от Отца до двенадцати легионов. Таких чудес Христос не творил... По чудесам они гадали исключительно о том, когда придет Христос ( Ин.7:31 ). А чтобы увериться в лице Мессии, для них требовалось знамение с неба» (М.М.Тареев. Основы христианства, m.I, с.206–207). То же говорит и Трауб, что они ожидали особенного чуда, которое доказало бы им, что Он – Мессия, например, чтобы дуновением Своих уст Он мог убить врагов или мог спрыгнуть с вершины храма, или заставить идти огненный или серный дождь (G.Traub. Die Wunder, s.27). Когда свв.пророки повествовали о чудесах Христа Спасителя, скажем мы, то приводили чудеса, которые совершал Иисус Христос, а вовсе не говорили о тех чудесах, которых ожидали, по словам вышеупомянутых лиц, иудеи. 1668 «Не молись, да будет по желаниям твоим, – наставляет Нил Синайский , – ибо они не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше молись, как научен, говоря: »да будет на мне воля Твоя« ( Мф.6:10 ). И во всяком деле так проси Его, да будет воля Его: ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь» (s.Nilus. De oratione, c.31. Migne. P.s.gr., t.79, col.1137, рус.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010