Изд. Пеньо, Русев и др., София, 1971, с. 152, 156. Взгляды Цамблака на коррупцию византийского двора следует оценивать с учетом обстоятельств, при которых он сам был назначен митрополитом Киевским (см.: Заключение). 488 Hist., XXVI, 14, ed. Bonn, III, с. 80. 489 Ср.: Стефан Коккинос, чиновник патриархата в 1285 году (V. Laurent, Les signataires du second synode des Blakhernes, Echos d " Orient, Kadiköe, Paris, 1897–1939, c. 148). 490 Нападки братьев Кидонисов см. 99, с. 248–249. Григора сожалел, что Иоанн V не применил к Филофею репрессивных мер, введенных против евреев Константином I (Hist., XXVI, 15, ed. Bonn, III, с. 81). 491 Ср. 6, с. 441–443. Сочинения •Филофея, связанные с захватом Ираклии, опубликованы в 179, с. 1–46. 492 Филофей, «О захвате Ираклии», 179, с. 7. 493 41, с. 5–163. 494 Ср. ссылки на тексты в 103, с. 284, прим. 22. 495 Сам Григорий Палама в последние годы жизни, будучи архиепископом Фессалоникийским, поддерживал дружеские отношения с обоими претендентами на патриарший престол (ср. 105, с. 167, прим. 64); ср. также молитвы Филофея за Каллиста в «Захвате Ираклии», 175, с. 7. 496 Ср. 109, с. 64. 497 Кантакузин, Historié, IV, 29, ed. Bonn, III, с 217. Жития св. Саввы Ватопедского, св. Германа и патриарха Исидора, написанные Филофеем, и особенно его «Энкомион Паламе», показывают незаурядное риторическое искусство и изобилуют ссылками на античных авторов. 498 Ср. 230, с. 120–149. Полный перечень сочинений Филофея см.: 10, с. 723–726. 499 64, с. 235–260; ср.также 87, стлб. 1501–1502. Идея союза византийцев и сербов появляется только в риторических речах Дмитрия Кидониса, разочарованного провалом прозападной дипломатии, которой он сам же и руководил. 500 102, I, с. 553–555 (синодальное постановление мая 1371). 501 Ср. его послание архиепископу Охридскому (102, I, с. 491–493); ср. 111, с. 159. 502 Ср. 82, с. 303–310 (там же указана более ранняя библиография). 503 Ср. гл. 7. 504 О внутреннем кризисе в Орде и влиянии его на русские дела см., в частности, 186, с. 245–263 и 202, с. 49–55; 167, с. 109–121. 505

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Кирилл (ум. 444) – глава Александрийской Церкви в 412 г., виднейший церковный деятель и богослов. ЕВХАРИСТА МИРЯНИНА …пребывает она девою… – Жизнь в браке с женою в вечном воздержании – распространенная форма раннехристианской аскезы. АММЫ ФЕОДОРЫ 1 Амма – матушка (арам.) – почетное обозначение духовно опытной монахини. Папа – почетное обозначение архиепископов Александрии, Антиохии, Иерусалима и Рима, широко известное лишь в применении к последнему. Слово апостольское: «искупающие время». -Ср. Еф. 5и Кол. 49в синодальном переводе один раз «дорожа временем», другой раз – «пользуясь временем», в церковнославянском переводе оба раза – «искупующие время», что точно соответствует греческому ξαγοραζ μενοι τν καιρν, как и латинскому переводу Вульгаты redimentes tempus). Метаформа «духовной прибыльности» характерна для православной традиции как в ранних, так и в поздних ее проявлениях (например, в поучениях преп. Серафима Саровского ). АВВЫ ЛОНГИНА 1 Сказано у пророка Исайи… – Ср. Ис. 58:5–6 : «Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодный господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо…» АВВЫ МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО 2 Приходит ли вода во время свое... – Имеются в виду разливы Нила. 32 …как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал немощи человека… – Сопоставление космической всеобщности действий Провидения и всеобщности всепрощения, предлагаемого всем людям, восходит к Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (…) да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:44–45 ). АВВЫ ПИМЕНА 182 Старец же не разумел по-гречески… – Перед нами характерная языковая ситуация; к египетскому монаху, умеющему говорить только на родном, коптском языке, пришли посетители из Сирии, с которыми надо говорить по-гречески, потому что греческий язык -это средство межэтического общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

(8) Средневековые толкователи Библии любили представлять девственное зачатие Марии в образе росы, тихо и неприметно сходящей с небес на руно Гедеона (Книга Судей, гл. 6). В 109 псалме, истолковывавшемся как пророчество о Христе, говорится: " подобное росе рождение Твое " (ст. 3). (9) Алый цвет — символ небесной любви и духовного горения, один из цветов Девы Марии. (10) Речь идет о Небесном Иерусалиме, описанном в Апокалипсисе как символ высшей надмирной реальности (гл. 21). Об этом городе говорится, что он есть " чистое золото, подобен чистому стеклу " , т. е. блеск золота совмещен в его облике с прозрачностью. В средневековом словаре символов золото означает славу, блаженство, царственность Христа, духовную драгоценность созерцания. (11) Холм и гора — постоянные символы мистического восхождения (ср. образ Моисея, поднимающегося на Синай для предстояния богу). Но для Хильдегарды св. Руперт есть " холм " и по иной, более приватной причине: монастырь, в котором Хильдегарда была настоятельницей, расположился на " Рупертовом холме " (Рупертсберг). Образ св. Руперта незаметно перетекает в образ так хорошо знакомого Хильдегарде " холма среди долины " — того самого холма, ее холма,— чтобы немедленно, в то же мгновение обернуться мистическим знаком высоты и подъема. (12) Топаз — символ благоразумия и добрых дел, сапфир — символ надежды и созерцания. (13) Ср. образ " лилии долин " в Песни Песней (2, 1). (14) Выражение из Деяний апостолов, 9, 15. (15) Ср. Послание к римлянам. 13; 14; " Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа " . Одеяние со времен античных мистерий символизирует высшую сущность, образ которой сообщается человеческому " я " и последним воспринимается. (16) Образ " камней из потока " , символизирующий души, изъятые из волн житейских и положенные в основу духовного здания (ср. выше примечание 2), соотносится сразу с двумя ветхозаветными текстами: с рассказом о том, как Иисус Навин приказал взять из середины Иордана двенадцать камней в память о том, как вода Иордана разделилась перед Ковчегом Завета (Иис. Навин, 4, 1—9), и с упоминанием " пяти гладких камней из ручья " которыми вооружился Давид перед боем с Голиафом (I Царств, 17, 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Сколько должен был перенести невыносимых мучений Авраам в то время, когда Господь ему сказал: " Возьми сына своего единородного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе " (Быт. 22, 2). Голгофский холм находится рядом с холмом Мориа (всего в 500 метрах). Холм Мориа стоит над обрывом в долине потока Кедрона. Так вот сюда и повелел Господь идти Аврааму, сказав ему: " На одной из гор, которую Я укажу тебе " . Значит, не все равно, на какой из них, а именно на той, которую Господь избрал, именно на горе Мориа, на которой находился и холм Голгофы. Это место Господь избрал для жертвоприношения Сына Своего Единородного, которое должно было стать величайшей святыней рода человеческого, к которому притекут сыны Сима и Иафета со всех концов земли, чтобы в страхе и трепете духовном со слезами облобызать место святое сие. Образ Голгофского холма христиане всего мира создадут в своих храмах и будут припадать к нему, целуя изображение распятого Христа. Как потрясает библейский прообраз Голгофской жертвы, так тесно связанный с именем праотца Авраама! И, наконец, рассмотрим поразительный Божественный прообраз Богоявления, явления людям Пресвятой Живоначальной Троицы на месте Крещения Господня. Только на этот раз место появления Бога на земле в прообразовательном явлении Аврааму при дубе Мамврийском и Богоявление Пресвятой Троицы у вод Иордана не совпадают территориально, а находятся лишь в пределах той же святой Палестинской земли, которую всю исходил Своими стопами Христос Спаситель, являя людям Свой Божественный лик. Первый раз видимое Богоявление было у дуба Мамврийского Аврааму и Сарре, а второй раз – всем сыновьям израильским. Никто никогда в Ветхом Завете ни до Авраама, ни после него не видел на земле Бога в человеческом образе так явственно. Подчеркиваем – на земле, потому что в видениях на разверзшихся небесах видели Господа пророки Божий, Боговдохновенные мужи – Иаков, Иезекииль, Исайя, а, может быть, и другие. Но на земле так явственно беседовать и лицезреть явившегося в человеческом образе Бога удостоился лишь Авраам, в котором благословились все племена земные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

3) Церковь , построенная в 1691 г. в честь Вознесения Господня. В этой церкви сохранились очень древние царские врата, перенесённые сюда в 1693 г. из соборного храма и первоначально устроенные иждивением игумена Варфоломея, впоследствии архимандрита Новгородского Юрьева монастыря (1558–1564 г.). 4) Церковь в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, постр. в 1764 г. Существующая в монастыре колокольня сооружена в 1668 г. Монастырь не беден материальными средствами, но очень скуден монашествующей братией. При моём посещении монастыря братия было, кроме настоятеля: 3 иеромонаха, один иеродиакон и 5 послушников; но и из этого малого количества два иеромонаха удалены были мной из монастыря за неблагоповедение и перемещены в другие монастыри под особый надзор настоятелей. Настоятель монастыря игумен (с 1887 г. архимандрит) Анатолий – из окончивших курс Семинарии; при честном и трезвом поведении, он отличается особенной любознательностью. Им составлено, на основании хранящихся в монастыре документов и напечатано в 1883 г. Историческое описание вверенного ему монастыря. Выслушав 13-го числа вечером всенощную в монастырском соборе, я на другой день, 14 ч., отправился, с игуменом, в Красный Холм, для совершения литургии. Красный Холм до 1776 г. был экономическим селом, а в этом году был переименован в уездный город Тверского Наместничества; затем в 1796 г. оставлен за штатом. Название Красный Холм производят от красивой возвышенной местности. В городе две церкви, обе называются соборами; Преображенская двухпрестольная церковь построена в 1713 г. и Троицкая с тремя престолами сооружена в 1836 г. В причте состоят протоиерей и два священника, диакон и три псаломщика. —628— 1882 г. Литургия совершена была мной в Троицком Соборе, как более просторном и благолепном. При входе в церковь , настоятель собора, протоиерей Феодор Орлов 1498 , встретил меня речью. Так как служения архиерейского здесь не было давно, то к литургии собрались не только городские жители, но многие и из окрестных селений. Во время службы на левом клиросе пели довольно стройно городские певчие, между коими были и ученики духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

тельно – и не населенное место может носить определенное, всем известное название. Место, на котором преп. Сергий основал свой монастырь, было пустынное, удаленное от людских поселений во все стороны, а между тем имело определенное название (Маковец). «Место» – как поселение именно обратило внимание князя (говорит г. Ольховский), и он спрашивает его имя. Но термином «место» на древнерусском языке чаще обозначалось «поле, открытое место», чем поселение (см. Срезневского, «Материалы для словаря древнерусского языка», т. II, 246). Самое выражение «и созда град иный» указывает будто бы на то, что здесь град существовал и раньше, а Даниил построил «иный», другой град и на другом месте. На самом деле это выражение означает и притом совершенно ясно только то, что крепость в новопостроенном городе своем князь Даниил устроил в два раза: сначала в малом виде (градець мал), потом крепость настоящую (см. Соловьева, История, I кн. 1204 стб. по изд. Обществ. Польза). Итак, примирить показание летописи о создании Холма кн. Даниилом с ненадежными свидетельствами о его дохристианском еще существовании (свидетельства Длугоша, преданий) никак нельзя. Принимая последние, надо отвергнуть показание летописи. – Есть серьезные препятствия истолковать ее показания по вопросу о времени построения Холма. Из приведенного свидетельства выходит, что это случилось до нашествия Батыя, т. е. до 1240, что тогда уж Холм представлял крепость неприступную для татар. Между тем в той же летописи под 1248 г. говорится, что ятвяги напали и завоевали страну «и еще бо Холму не поставлену бывчшю Даниилом» (стр. 531). Но трудность соглашения этих показаний остается одинаковой, как бы мы не понимали участие Даниила в истории Холма, – в смысле ли его первоначального основания или в смысле перенесения на новое место. Итак, остается самым вероятным, почти несомненным, что гор. Холм возник по воле кн. Даниила Романовича, следовательно, в XIII стол., что церковь Рождества Богородицы, первый раз упоминаемая в летописи под 1260 г. (стр. 560), создана им же, он же перевел в Холм епархию из Угровеска (Голубинский, «История» I, I, 2-ое изд. стр. 699), что наконец г. Гр. Оль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Газовики ездили на рыбалку… со взрывчаткой. Деревня глухая там… Бабка попросила бычка забить — сошлись на двух литрах. Ну, мужики выпили, привязали толовую шашку между рог, жахнули… Ни бычка, ни сарая и по всей деревне — ни одного целого окна… Не вру — ей-ей: об этом и в газете писали, только не сообщалось, кто начудил — смылись они… Так что: общественное хозяйство или частное — это, конечно, важно, но главное — люди. Вы ведь сами говорили, что скотина дана человеку под его ответственность, правильно?.. — Может, и говорил… А ты вообще чего там сидишь: фаза?.. — Да, опять куда-то пропала. — К вечерней дойке?.. — Отыщется, непременно! За что? Напротив моей избы, за рекою — холм. Говорят, в древности было на холме поселение — городище. Очень возможно, поскольку там в нашу речку впадает еще одна, а такие места удобны для простой жизни. Несколько раз находил я на перекатах камни точной шарообразной формы, размером с обыкновенный снежок, каким зимою кидаются мальчишки. Находки отдавал в районный музей, но краеведы так и не объяснили мне: кто, когда и с какою целью вытесывал каменные шары. — Это — очень исторические предметы, — говорили они. — Спасибо. Потом вместо самых древних поселений появились менее древние, про которые никто ничего не знает. А в прошлом веке — и это известно — был один из скитов большого северного монастыря. Несколько монахов приезжали санным поездом еще по зимнику и оставались до поздней осени. Затем сплавлялись по реке на плотах, увозя с собой грибы, ягоды, рыбу, деготь, холстину, домотканые порты и рубахи, зерно… Впрочем, кто-нибудь из монахов оставался на зиму: чтобы блюсти скит, да и вообще — от потребности к уединению. Изначально холм этот был вовсе не холмом, а просто частью возвышенного берега, образовавшего выступ у слияния двух рек. Но в какие-то времена мыс отделили от остальной возвышенности глубоким рвом, заполнявшимся водою: так получился самостоятельный холм. Ров сохранился, сохранились съезды к перекидному мосту. Все поселение огораживалось глухим бревенчатым частоколом. Оборонялись не от людей — от хищных животных: без таковой защиты жизнь поселенцев-заготовителей превратилась бы в непрерывную битву с медведями, росомахами и волками. На макушке холма возвели деревянный храм — в память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/otkazyvatsya-ne...

К нам в Холм, на обратном пути из Японии, заехал архимандрит Сергий (Страгородский) . Он был назначен в Японскую миссию к известному апостолу православия архиепископу Николаю, не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию. Епископ Герман и архимандрит Сергий были приятелями; они одновременно приняли постриг и были названы «Сергием» и «Германом» в память преподобных Сергия и Германа, подвижников Валаамских. Я тоже был с архимандритом Сергием добрых отношениях. Пригласил его служить в нашем семинарском храме вместе с епископом Германом; богослужение, помню, совершалось на греческом языке, в котором все мы были не очень сильны: «Ходили, как по тонкому льду», по остроумному замечанию присутствовавшей на богослужении м.игуменьи Екатерины. Настроение у архимандрита Сергия было невеселое — он был в большом смущении от своей неудавшейся миссии в Японии. В другой раз архимандрит Сергий посетил Холм будучи уже епископом и ректором Петербургской Академии. Епископ Герман увез своего друга в Яблочинскии монастырь. Однажды они решили съездить на монастырское Белое озеро — поудить рыбу. Сели в шарабан: епископ Герман — за кучера. Дорогой лошадь понесла, шарабанчик опрокинулся, вожжи запутались… — и оба седока чувствительно пострадали: Сергий вывихнул руку, а у Германа все лицо — в ссадинах. Беда была бы все же не столь серьезна, если бы не извещение, что через неделю в Холм прибудет Государь и что архиепископ Иероним, по преклонности возраста и недомоганию, из Варшавы не приедет. Это значило, что встречать Государя должен епископ Герман. А как в таком виде встречать? Сергия увезли в Брест — вправлять руку, епископ Герман стал спешно залечивать обезображенное лицо. С помощью всяких присыпок и примочек он, к счастью, приобрел через неделю сравнительно благообразный вид — и отлично, красивою речью, встретил Государя. Все обошлось так хорошо (Государь пробыл два дня), что епископ Герман удостоился «высочайшей» награды — ему пожаловали огромную дорогую панагию, тем самым отметив неудовольствие, вызванное отсутствием архиепископа Иеронима.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

Там что у нас? Два храма, жилой корпус, игуменский корпус, паломническая - всё, что нужно для монастыря. И тогда как-то внутри возникло желание приобрести земельку, чтоб сестрички могли сделать подворье, грядочки, картошечку сажать. Но как только эта мысль возникла, на следующий день приходит парень молодой и говорит: матушка, у меня в 100 километров отсюда есть дом, и там у меня 3 гектара земли. Может быть, посмотрите? Раз помысел был -  человек пришел. Я говорю: хорошо, я съезжу, посмотрю. Поехала, как только свернула с центральной дороги на ту, которую он показал -  грязь непролазная, машина всё время застревает. Как - то мы добрались, около километра от центральной трассы до этого домика. Посмотрела -  такая убогость, развалюха, грязь несусветная, болото -  чистое, живое болото. Но домик посмотрела, подумала: что-нибудь здесь можно сделать.  «Да», - сказала,-  «возьму».  Ии мы начали заниматься. Однажды я приехала туда уставшая, а через дорогу крапивой заросший холм, думаю: какая большая крапива, пойду, посмотрю. Я поднялась -  а там   как гора, и срезанный холм.  Вдруг  помысел сердца: здесь должен стоять храм. Назад иду -  и ноги сами идут, бегут ноги, усталость прошла. И вдруг через некоторое время неожиданно мне говорят: к вам едет митрополит Кирилл. А там я, моя мама и ещё одна, она уже сейчас предстала перед Господом, монахиня Иоанна. Встречаем. Смотрит он и говорит: тут, значит, решили определиться. Я говорю: пойдемте, я вам что-то покажу, владыка (это было до его избрания Патриархом). Через дорожку, через грязь  провела, поднялись мы на этот холм. Я говорю: «Владыка, благословите здесь поставить храм!». Он посмотрел на меня и долго думал, а кругом шумят: «Владыка, да вы что?! Посмотрите, это же болото, здесь не может быть никакого храма, матушка вечно что-то придумывает». А он поднял посох, стукнул: «Будет здесь храм!». Когда он сейчас приезжал  -  у нас построено монастырем уже семь храмов, и три храма заложены. Последний собор этот ещё не освящен. Л.С. Акелина: - Преподобномученицы Елизаветы.

http://radonezh.ru/text/velikie-zheny-sv...

От плато на юг отходят два ответвления, разделенные долиной, называвшейся во времена римского владычества Тиропеонской (Tyropoeon). Восточный холм носил название Офел (смотрите, примечание 11 к Мих. 4, 8 (the hill ­Heb. Ophel) в тексте Revised Version, 1884, или соответствующее примечание в Толковой Библии (А ты, башня стада, холм (ophel ) дщери Сиона)), западный же холм впоследствии стал называться Сионом. К западу и к югу находится долина Енномова, являвшаяся местом свалки и ставшая в новозаветные времена синонимом Ада (Геенны), возможно, потому, что здесь постоянно горел огонь. Восточнее находится отделяющая Офел от Елеонской (Масличной) горы Кедронская долина, где находится Гион (Gihon) или Источник Пресвятой Девы, основной источник воды для жителей Иерусалима. Название Гион можно перевести как «фонтан». Вода здесь идет не непрерывным ровным потоком, но, вероятно, сначала накапливается в каком-то подземном резервуаре и лишь затем вырывается наружу, частота же ее выплескивания зависит от времени года. Несколько южнее, там, где сходятся Кедронская и Енномова долина, находится еще один источник, называемый Рогель (En-Rogel), где Адония, желавший стать царем, устроил великий пир в ту пору, когда Давид был уже в преклонном возрасте ( 3Цар. 1 ). Этот источник находился вне города и потому не защищался подобно Гиону. С 1867 года начались интенсивные раскопки Иерусалима, в ходе которых археологам удалось обнаружить множество предметов, относящихся к различным периодам истории города. Нам известно, что люди жили на этом месте уже за три тысячи лет до Рождества Христова, само же название «Иерусалим» появляется в египетских текстах уже около 1900 г. до Р.Х. Тем не менее, здесь отсутствует сколько-нибудь выраженная структура «теля», то есть, холма, сложенного из напластований культурного слоя. Объяснить это обстоятельство можно тем, что древние развалины и старые останки были убраны из города и сброшены со склонов за сто-двести лет до Рождества Христова. Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает нам о том, что сирийская крепость, построенная там в начале второго столетия была сравнена с землей иудейским патриотом Симоном (братом Иуды Маккавея) около 140 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010