8 Давид поразил Филистимлян и смирил их. В перечне военных побед Давида на первом месте, с полным на то основанием, названа победа над филистимлянами, на всем протяжении первых двух книг Царств выступающими в качестве злейших врагов Израиля (напр., 3,18; 1Цар. 9,16 ). С филистимлянами Давид сражался гораздо более успешно, чем Саул ( 1Цар. 14,52 ; см. также ком. к 5,25). взял... Мефег-Гаамма. Поселение с названием Мефег-Гаамм нигде более не упоминается (ср., однако, «холм Амма», 2,24). Можно предположить, что Мефег и Гаамм имена не собственные, а нарицательные. Их сочетание буквально переводится как «бразды правления», а вся фраза в таком случае звучит так: «Взял Давид бразды правления из рук филистимлян». В книге Паралипоменон рассматриваемому здесь месту соответствуют слова «взял Геф и зависящие от него города из руки Филистимлян» ( 1Пар. 18,1 ). Первые талмудисты, стремясь согласовать между собой тексты книги Царств и Паралипоменона, предлагали такое их толкование: Геф был главным городом Филистинии, и, следовательно, взять в свои руки Геф то же, что взять бразды правления всей страной. 8 Моавитян. См. Быт. 19,37; 1 Цар, 22,3 и ком. отмерил две веревки. Давид ослабил своих врагов моавитян, уничтожив две трети этого народа, и сделал их своими данниками. О причинах такой политики Давида в отношении народа, которому он в свое время доверил жизнь своих близких ( 1Цар. 22,3 ), ничего не известно. 8 поразил Давид Адраазара. Имя Адраазар, по всей видимости, составлено из двух слов: из имени сирийского бога бури и грома Адад и слова «азар» (или «езер»), т.е. «помощь». Таким образом, имя сувского царя можно перевести как «Адад (моя) подмога». Потерпев поражение от Давида, Адраазар вскоре снова выступил против него в союзе с аммонитянами (10,15–19). царя Сувского. Сува область в Сирии севернее Дамаска. Уже в царствование Саула у израильтян было столкновение с «царями Сувы» ( 1Цар. 14,47 ). 8 подрезал Давид жилы у всех коней колесничных. Согласно Втор. 17,16 , цари израильские не должны были «умножать себе коней», однако позднее сыновья Давида Авессалом и Адония готовились отстаивать свои претензии на престол, приготовив множество коней и колесниц, перед которыми поставили бежать пятьдесят человек (15,1; 3Цар. 1,50 ; см. предупреждение Самуила в 1Цар. 8,11 ). Третий же сын Давида Соломон особенно прославился своими боевыми колесницами ( 3Цар. 4,2 –28; 9,22; 10,2–29 ). |
2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15. |
2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2. |
2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32. |
Хорошо было бы, чтобы у каждого из нас была такая старица, как амма Синклитикия, амма Сарра, амма Феодора и другие преподобные подвижницы. Но я думаю, что такие старицы и старцы даже во времена расцвета монашества были не у всех. Мы читаем в патериках о том, что такой-то старец пришел, допустим, к Антонию Великому и привел с собой своего ученика. Можно сделать вывод о том, что этот старец искал у великого подвижника назидания не только для ученика, но и для себя. Вероятно, великие старцы не могли ежедневно следить за всеми своими чадами. Так, Пахомий Великий руководил несколькими монастырями, и в каждом было более тысячи монахов. Мог ли Пахомий Великий , которого все эти монахи, конечно, считали своим духовным наставником, руководить ими непосредственно? Безусловно, не мог. Но в то же время нельзя представить себе и то, что эти люди могли жить совсем без руководства. Значит, каждого из них наставлял какой-то старец или духовник. Но, видимо, эти руководители не были такими выдающимися по своим духовным качествам, как Пахомий Великий : мы не знаем ни имен этих людей, ни того, какими особенными добродетелями они обладали. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть люди, которые, находясь в тине страстей, предостерегают проходящих мимо, чтобы они тоже не упали в эту тину, а Господь, видя такое их доброе делание, и их самих избавляет от страстности. Имея опыт борьбы со страстями (конечно, если они действительно ведут борьбу), такие люди могут поделиться этим опытом с братьями или сестрами. Значит, человек может быть наставником и тогда, когда в нем действуют страсти. Но одно дело, когда человек ведет борьбу со страстями, и, отстраняясь от собственной борьбы, руководит другими, и совсем иное – когда человек руководит под влиянием страсти. Тогда он действительно не имеет права быть старцем. Бывает, что человек подвержен гордости до такой степени, что сам ее не видит и руководствуется ею в своих поступках. Если он будет наставлять других, то, конечно, причинит им вред. А иной человек хотя и имеет гордость, но борется с ней, стоит выше ее и руководит не под влиянием этой страсти, а наперекор ей. Такой человек имеет право быть наставником и может помочь другим. |
После Уэльса преподобный Гильда продолжил обучение в Ирландии, где набрался духовного опыта в разных школах, подвизался в Арме и других местах и много потрудился на ниве миссионерства. Считается, что именно на «Изумрудном острове» угодник Божий был рукоположен во иеромонаха . Служение и отшельническая жизнь в Британии После Ирландии святой перебрался, согласно его житию, на «север Британии» – скорее всего, в северный Уэльс, где изрядно преуспел в просвещении язычников, искоренении просочившихся в некоторые районы Британии ересей и совершил множество чудес. Святой прошел по всем провинциям Уэльса, и где бы он ни проповедовал, народ охотно собирался послушать его проповедь: многие навсегда оставили языческие обычаи и крестились вместе со своими семьями, принялись воздвигать храмы, а некоторые приняли монашество. Гильду по праву считают одним из апостолов православной веры в Британии VI века, хотя о его деятельности сохранилось мало сведений. Гильду по праву считают одним из апостолов православной веры в Британии Среди близких духовных друзей Гильды были покровитель Уэльса святитель Давид (David) Меневийский и преподобномученик Кадок (Cadoc) Лланкарванский. Поздний биограф писал, что в течение года преподобный Гильда был учителем в монастыре Кадока в Лланкарване. По преданию, 7 лет преподобный Гильда подвизался на островке Стип Холм (Steep Holm; «крутой остров») в середине Бристольского залива, где вел жизнь пустынника, а его сподвижник – святой Кадок – жил в те годы в уединении на соседнем островке Флэт Холм (Flat Holm; «плоский остров», ныне административно относится к городу-графству Кардифф в Уэльсе). Святые сотаинники время от времени встречались на духовные беседы и совместную молитву. Согласно антикварию XVI века Джону Лиланду, впоследствии преподобному Гильде пришлось покинуть Стип Холм из-за набега пиратов с Оркнейских островов. Согласно поздней традиции, именно на Стип Холме преподобный создал свое главное произведение, о котором пойдет речь ниже. Писали, что в начале X века Стип Холм использовали как временную стоянку викинги, совершавшие оттуда набеги на побережье Сомерсета. Позднее, в XII веке, возможно, в память о подвигах преподобного Гильды, на острове Стип Холм основали небольшой августинский монастырь в честь Архангела Михаила, от которого сохранились остатки руин и фундамент. Паломники до сих пор посещают оба острова – Стип Холм и Флэт Холм (расстояние между ними – 4 км), – на которых подвизались святые Гильда, Кадок и другие пустынники южного Уэльса, чьи имена до нас не дошли. |
Холм. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Николаевская с. Холма зданием каменная, с такой же колокольней; построена в 1814 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в 1 вер. от церкви, обнесено кам. оградой; на нем деревянная церковь, без колокольни, построенная в 1552 г., однопрестольная - в честь собора Пресв. Богородицы. В кладбищ. церкви есть местно чтимая икона собора Пресв. Богородицы; местное предание говорит, что сия древняя икона существует с основания церкви. Источник: Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома : Губернская типография, 1911. Старинное село Холм расположено на высокой горе правого берега Тёбзы (левый приток р. Костромы) на Галичско-Чухломской возвышенности, в 25 км к югу Галича. Первые сведения о селе относятся к 1628 году, когда село Холм, находясь в Галичской десятине, с соседними деревнями принадлежало князю Ивану Семёновичу Куракину, участнику разгрома польских интервентов. Тогда же впервые была упомянута и церковь " Собор Пречистые Богродицы в Чютце на Холму " . После смерти И.С. Куракина село Холм перешло к князю стольнику Дмитрию Фёдоровичу Щербатому, а от него к князю Фёдору Фёдоровичу Волконскому, женившемуся на дочери Щербатова Анне. С 1654 по 1680 годы Холм находился в Плесской десятине, затем обратно вернулся в Галичскую. С тех пор село больше не покидало Галичской земли - до 1928 года находилась в уезде, затем - в одноимённом районе. В 1 км к югу от села Холм находится древний погост, видимо, стоящий на месте языческого капища. Местность, на которой он располагается - юго-восточная оконечность высокой (до 70 м) и довольно узкой (не более 130 м) гривы, вытянутая с северо-запада на юго-восток. Когда была здесь построена первая православная церковь неизвестно. Дошедшая до нашего времени деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы была построена и освящена 13 октября 1552 года, в день когда Церковь отмечала память святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники. Об этом сообщала надпись на находившемся в храме напрестольным кресте. Эти сведения подтверждает и церковная Опись 1837 года. |
Помимо точных ссылок на предшественников в учении преподобных В. В. и Иоанна множество глубоких смысловых взаимосвязей со святоотеческой аскетической традицией, к-рая получила их высочайшую оценку: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю Отцов твоих, и они управят тебя ко Иисусу» (Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 35-36). Хотя в «Ответах» редко упоминаются имена цитируемых писателей аскетического направления, тем не менее круг источников преподобных В. В. и Иоанна, прежде всего благодаря полному критическому изданию, выявлен достаточно основательно: Apophthegmata Patrum («Речения отцов»); жития; творения аввы Исаии; труды каппадокийских отцов, прежде всего свт. Василия Великого, а также отрывки из сочинений Оригена и Евагрия Понтийского. Из егип. подвижников, включавшихся в аскетический сб. «Речения отцов», в «Ответах» поименно цитируются преподобные Антоний Великий (Отв. 605/Ep. 599. 11-12. Ср.: Alph. Ant. 2//PG. 65. Col. P. 76), Арсений (Отв. 253/Ep. 256. 84. Ср.: Alph. Ars. 40. P. 105. 34), Исаия (см. ниже), Иоанн Колов (Отв. 701. C. 436/Ep. 693. 13. Цитата не установлена), Иосиф Панефо (Вопросоотв. 429/Ep. 432. 4-6. Ср.: Alph. Jos. de Panepho 3. P. 228. 46, 229. 1), Феодор Термский (Отв. 214/Ep. 123. 18-19. Ср.: Alph. Isaac 2. P. 224. 50-52), Макарий Египетский (Отв. 71/Ep. 140. 18. Ср.: Alph. Mac. 19. P. 269. 40-42), Нистерой (Отв. 288/Ep. 291. 16-17. Ср.: Alph. Nist. 2. P. 309. 5-9), Пимен (Отв. 661/Ep. 654. 14-2. Ср.: Alph. Poem. 131. P. 356. 8-13), амма Сарра (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 34-35. Ср.: Alph. Amma Sarra 5. P. 420. 49-51) и авва Сисой (Отв. 382/Ep. 385. 4-5, 8 sqq. Ср.: Alph. Sis. 12. P. 396. 9-13). Достаточно часто в «Ответах» приводятся без указания имени известные высказывания как вышеупомянутых, так и др. подвижников, а именно: аввы Агафона (Отв. 337/Ep. 340. 10-11. Ср.: Alph. Agath. 1. P. 109. 6-15), Амуна (Отв. 466. С. 306/Ep. 469. 24-25. Ср.: Alph. Amoun 2. P. 128. 44-45), Виссариона (Отв. 120/Ep. 207. 16-19. Ср.: Alph. Bessar. 11. P. 141. 46-48), Даниила (Вопросоотв. 611. С. 389/Ep. 605. 4 sqq. Ср.: Alph. Dan. 7. P. 157. 2 sqq.), Моисея (Отв. 338/Ep. 341. 13-14. Ср.: Alph. Moïs. 18. P. 289. 16-18), Лота (Отв. 181/Ep. 90. 12. Ср.: Petrus Pion. 2. P. 376. 39), аввы Силуана/Сильвана (Вопросоотв. 118/Ep. 204. 4. Ср.: Alph. Silv. 10. P. 412. 28-29). Авторов нек-рых цитат установить не удалось; их перечень и систематизацию см.: Neyt. 2000. P. 96-105, где указаны также 12 особо трудных речений, остающихся, по предположению Нея, до сих пор неизданными (Ibid. P. 105). |
2659. См.: Тит. 1, 2. 2660. См.: Втор. 18. 10. 2661. Ср.: Числ. 22. 13. 2662. Ср.: Числ. 22. 22–35. 2663. Фарра, отец Авраама, со всей семьей вышел из Ура Халдейского (см.: Быт. 11. 31). 2664. Ср.: Деян. 13. 10. 2665. См.: Числ. 22. 12–19. Ср. также у Филона Александрийского (Mos. 1. 48. 267–268). 2666. См.: Числ. 22. 20. 2667. См.: Числ. 22. 21–27. 2668. См.: Числ. 22. 35. 2669. Ср. у Филона (Mos. 49. 274). 2670. См.: Числ. 23. 9. 2671. Ср. у Филона (Mos. 1. 50. 278–279). 2672. См.: Рим. 6. 11. 2673. Ср.: 1Кор. 13. 1. 2674. Ср. у Филона (Mos. 1. 51. 281). 2675. Ср.: Числ. 23. 27. 2676. Ср. у Филона (Mos. 1. 52. 289–290). 2677. См.: Числ. 25.1 и след.; 31. 16, а также: Откр. 2. 14. 2678. Ср. у Вергилия, Aen. 3. 621 nec uisu facilis пее dictu affabilis ulti. 2679. Ср. у Филона (Mos. 1. 53. 294 — 54. 298). 2680. Поскольку в манихействе, противопоставлявшем светлое начало в человеке темной материи, был запрещен брак, там были широко распространены блудные грехи. Император Феодосий издал три указа направленные против манихеев (372, 389, 391 гг.). 2681. Ср.: Числ. 25. 7–13. Речь идет о Финеесе, пронзившем копьем израильтянина вместе с женщиной, с которой его застал. 2682. См.: Быт 24. 63–64: Исаак вышел в поле поразмыслить. См. также: Isaac (788) 1. 2683. Книга «Шестоднев» свт. Амвросия была завершена ок. 387 г. 2684. См: Быт. 1. 20–26. 2685. См.: Филон (opif. mund 25. 77). 2686. Ср.: Мф. 22. 4; Лк. 14. 16. 2687. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. также у Филона (opif. mund. 25. 78). 2688. Ср.: Быт. 1. 14–25. 2689. Ср.: epist. 21. 3. 2690. Ср.: hymn 6. 2: micantium astrorum globos. 2691. Ср.: Дан. 12. 3. 2692. См.: 1Кор. 9. 27. 2693. См.: Флg. 2. 16. 2694. Ср.: Еф. 6. 12. 2695. См.: 1Кор. 9. 26. 2696. Следуя примеру ап. Павла, cdm. Амвросий прибегает к тому же образу атлета. Ср.: interp. lob. 2. 3. 7; exam. 6. 1. 1. 2697. Ср.: Быт. 9. 21. 2698. Ср.: Исх. 32. 6 (эпизод с золотым тельцом). 2699. Ср.: Исх. 16. 11–15 (эпизод с перепелами, которых Бог послал для пропитания еврейского народа). |
Ср.: 298. 139 Ср.: 234; 283; Сир. 7: 8; Клим. Алекс. Стром. II.56. 140 Ср.: Сенека. Письма. 88. 141 Излишество — perierg:a. 142 Чедвик отмечает, что максима «Береги время» иногда приписывалась Хилону и была распространена как изречение семи мудрецов. Ср.: Клим. Алекс. Стром. V.22.1; Cicero. De finibus bonorum et malorum. III.22.73; Philo. De vita contemplativa. 16. 143 parrhs:an _ge met¦ a»doaj. Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.44.8. 144 Ср.: 435; Клим. Алекс. Стром. II.145.1; IV.139.4, 142.1; VII.77.3, 78.5. 145 См. комм. к 196. Чедвик отмечает, что это тема общая для стоиков. Ср.: Сенека. Письма. 90.1; 93.2. 146 Ср.: Сир 16:1–3. 147 Чедвик вновь отмечает, что здесь имеется развитие общестоической темы. 148 Ср.: Сенека. Письма. 3.2. 149 Ср.: 194. 150 Ср.: 210. 151 Афинагор пишет, что для христиан невыносимо видеть казнь осужденных даже по закону (Прошение о христианах. 35. 152 Ср.: 300; Платон. Законы. 913c — здесь выражение почти дословно совпадает с первой половиной секстовского афоризма. Ср. тж.: изречение Солона у Диогена Лаэртского (I.57). 153 § k_kthsai тщ Crqщ lTgJ. 154 p_ntwn, возможный перевод — «от всех». 155 Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.77.6. 156 Эта мысль приписывается Сократу у Ксенофонта (Воспоминания о Сократе. I.3.5. 157 Ср.: Сир 31:27–30 (греч., 31–35 (слав.; Сенека. Письма. 83, 18. Священномученик Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев. Речь Фаллусы. 5–6. 158 Ср.: 317; Рим 7:18; Гал 5:16–17, 19–21. 159 Ср.: Сенека. Письма. 27.2–3; Epict. Enchir. 34. 160 Цитируется Оригеном (Comm. in Matth. XV.3). 161 Ср.: 119; 162 Ср.: Сир 21:20 (греч., 21:23 (слав.) 163 Ср.: Цицерон. Об обязанностях. I.103–104; Epict. Enchir. 33.4; Клим. Алекс. Педагог. II.46. 164 Ср.: 239. 165 Ср.: Сир 22:15 (греч., 22:16 (слав.). 166 Ср.: Клим. Алекс. Стром. IV.139.2; VII.46–47; VII.70.5. 167 Ср. у святителя Григория Богослова в Первом Слове о богословии: «памятовать о Боге необходимее, чем дышать» (цит. по изд.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 387. Чедвик отмечает, что этот афоризм часто встречается в поздневизантийских сборниках. 168 |
| |