17 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 18 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601). 19 Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510. 20 Ср.: Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в субботу Лазареву», 12-я Маркова глава: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в Великий Понедельник», 13-я Маркова глава: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в Великий Вторник». 21 Мученичен Триоди, глас 8-й: «Мученицы Господни...», опускается. 22 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются, потому что служба Архангела переносится на повечерие в среду 6-й седмицы поста вечером (см. 24 марта). 23 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием. 24 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176–177. 25 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 8. С. 15–16.)

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

Среда На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42). На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18). На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32). Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.) Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину. Кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима», стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благословихом вы во имя Господне», стих: «Множицею брашася со мною от юности моея». По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон . Диакон (или иерей): «Премудрость, прости, услышим...» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня на отпусте не поминаются). Примечание. «На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ведати бо подобает, яко и Шестый Великий Собор повеле спасительныя Страсти дни в посте и молитве и умилении сердца сотворяти верным. В полунощи же Великия Субботы оставляти пост, божественным евангелистом, Матфею и Луце, овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким медлемое нам нощи написующим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иоил.2:25 . И воздам вам вместо лет, в няже поядоша прузи и мшица, и сиплеве, и гусеницы, сила Моя великая, юже послах на вы. Здесь упоминаются четыре вида насекомых, опустошавших землю не один год. Прожорливые насекомые все истребляли на земле, так что оставшееся от гусениц поядоша прузи, оставшееся от пругов поядоша мышцы (мошки), оставшееся от мшиц поядоша сиплеве (ржа на растениях) ( Иоил. 1:4 ). Знатоки Еврейского языка говорят, что здесь идет речь не о разных породах животных, а об одной саранче разных видов и наименований 2 . – И воздам... Господь обещает послать такой урожай, что все, истребленное саранчею в несколько лет, возвращено будет потерпевшим в один год. – Саранчу Господь называет силою Своею великою, или воинством великим в том смысле, что производимые ею опустошения сильнее опустошений, производимых вторжением в страну многочисленных неприятельских армий. Иоил.2:26 . И снесте ядуще, и насытитеся, и похвалите имя Господа Бога вашего, яже сотвори с вами. И не посрамятся людие Мои во веки. Люди, страдавшие от голода, будут есть досыта и хвалить Господа, исповедуя чудесное промышление Его о них, ибо только чудом можно объяснить, что в один год столько уродилось хлеба, винограда и оливков, сколько дается в несколько лет. Господь обещает, что и вперед люди Его никогда не посрамятся в надежде на Него в случае каких-либо бедствий, если только надежда их будет соединяться с такими же подвигами благочестия, какими они умилостивили Господа в настоящем случае. Рассмотренную паримию положено читать в преддверии великого поста для того, чтобы показать, какую силу имеет пост, соединенный с сердечным покаянием и совершаемый всенародно. Такого поста Господь требовал от Иудеев, наказанных саранчею. Таков же должен быть пост христианский, если христиане желают умилостивить Бога пощением. II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. II:23–32) В сей паримии обещается сынам Израиля, пострадавшим от бесплодия земли вследствие опустошения саранчею и засухи, обильное плодородие; затем предрекается обильное излияние Св. Духа на всякую плоть и предуказываются знамения грядущего суда. Стихи 23–27, относящееся к плодородию земли, вошли в состав уже рассмотренной нами паримии в среду сырной седмицы. Остается объяснить остальные стихи – 28–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Хвалите имя Господне. Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г., несколько различной редакции. Распето только по одному стиху из каждого псалма. Напев киевский, в общем подобный такому же напеву Синодального Обихода (л. 45 об.), но протяжнее и иной, отдаленной редакции. Иной напев того же песнопения, с надписью: «болгарское», только в ирмологе 1709 г. Кроме того, у г. Малашкина (Всен. Бд. Стр. 87) изложен и еще иной краткий напев того же песнопения, неизвестный из других ирмологов. Он начинается запевом головщика и имеет значительно более поемых стихов. Сверх того, в отделе «Всенощное бдение» в ирмологе Головни и в переложениях г. Малашкина присоединены и иные песнопения. В ирмологе Головни имеется (л. 3 об.): «Свете тихий», в существе сходное с изложенным в Синодальном Обиходе (л. 24 об.), но по редакции более близкое к большому придворному напеву (с киевского), положенному в Обиходе Бахметева (ч. II, стр. 467) на архиерейском служении в среду первой седмицы Великого поста. Тот же напев изложен и у г. Малашкина (стр. 31) с незначительными разностями редакции. В ирмологе Головни имеются еще (л. 4 об.): 1) «Сподоби Господи в вечер сей» на краткий напев «Славословия великого»; 2) «Ныне отпущаеши» (л. 5 об.), известное ныне и в переложении на 4 голоса; 3) песнопения по Великом Славословии: «Днесь спасения миру бысть» и «Воскрес из гроба» – знаменного распева, как и в Синодальном Обиходе (л. 80). У г. Малашкина «Ныне отпущаеши раба» распето на напев «Чертог Твой» (стр. 42), с некоторыми особенностями редакции (срав. Синод. Обих., л. 27). Сверх того, у г. Малашкина имеются: «Богородицк Дево, радуйся» (стр. 42), напева краткого, обычного на великом повечерии; «Воскресение Христово видевше» во глас 6-й киевского роспева; «Благословен еси Господи», в минорном тоне; «Преблагословена еси Богородице» во глас 2-й придворного напева; Славословие Великое, обычного напева, с присовокуплением «Святый Боже» большого российского распева (срав. «Свете тихий» киевского росп.); «Днесь спасение миру бысть» и «Воскрес из гроба» знаменного роспева (срав. Син. Обих., л. 80) в двух весьма сходных редакциях; «Аминь; Утверди Боже», – речитатив (см. Всенощ. бд., стр. 158–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  Быт.1:31 .  И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый. Каждый день творения одобряем был Творцом. По суду Его хорош был свет, хороша твердь, хороши суша и море, хороши травы и деревья, хороши светила небесные, хоро­ши животные, живущие в водах и на суше. Каждая из сих частей мироздания была совершенна в своем роде и вполне соответствовала своему назначению; но совокупность их, или целый состав мира гораздо совершеннее: «се вся добра зело». Творец, дающий одобрение целому, преимуществен­ное пред частями, является подобным изобретателю какой-нибудь многосложной машины, который еще до оконча­тельной отделки и установки ее доволен каждою частью ее, каждою пружиной, каждым колесом, находя их пригод­ными в целом, но несравненно более доволен своим делом, когда машина совсем готова и, пущенная в ход, вполне достигает своего назначения.   Быт.2:1 .  И совершишася небо и земля, и все украшение их (с еврейского: «все воинство их»). В отношении к небесам воинством называются звезды ( Втор 4:19 , 17и др.) по правильному чину в их располо­жении и течении, также ангелы ( Неем 9,6 ) по их воинскому подчинению Царю небесному и готовности исполнять Его повеления. Отсюда сам Бог называется Господь Саваоф, т. е. Господь воинств. По отношению к земле воинством могут быть названы все силы и стихии земной природы, покорные воле Творца и по манию Его готовые карать нечестивых.   Быт.2:2 .  И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори: и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори. «И почи». Сие выражение нельзя разуметь об отдыхе Творца, – отдыху предшествует утомление, которое Богу несвойственно ( Ис 40, 28 ). «Почи» значит: перестал. От чего перестал? От всех дел своих, яже сотвори. Т. е. Богу не угодно было продолжать творение, не угодно было творить новые виды существ. Но это не значит, что Он прекратил всякую деятельность. О сотворенном надлежало промыш­лять, – без Промышления Божия о тварях, без попечения о их сохранении, без содействия их силам они не могут продолжать своего существования: «отвращщу Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их и изчезнут и в персть свою возвратятся» ( Пс 103, 29 ). Посему, почив, престав от дел творения. Господь не престал от дел Промышления: «Отец Мой доселе делает», сказал Господь Иисус о промыслитель­ной деятельности Отца Своего ( Ин 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). 1 В 2023 году в субботу 3-й седмицы может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. В этом случае библейские песни на утрене субботы 3-й седмицы должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...». 2 В текущем году на пятницу 6-й седмицы приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...», что делает невозможным выполнение данной рекомендации на 6-й седмице Великого поста. 3 Данная рекомендация относится также и к пятнице 3-й седмицы поста, если в субботу 3-й седмицы будет совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; 24 марта, 3-е и 4-е «зри». 4 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Мученицы Господни...».] 5 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Приидите, поклонимся...» (3). 6 См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-03/

Самогласные стихиры, положенные в совр. Триоди в Б. с. н., были написаны св. Стефаном Савваитом (известны 2 Стефана Савваита, один † 794, другой † ок. 807 - Карабинов. С. 119). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления ( Quinlan. T. 2. P. 4-5; Карабинов. С. 144, 248). Песнопение «Объятия Отча» - это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греч. и слав. Кондакарях в Б. с. н. (Laur. Г. 28, IX в.- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 90; ГИМ. Син. 777, XIII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 2. С. 387) и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 4). Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком ( Пентковский. Типикон. С. 234; ср.: С. 413, где оно названо тропарем), так же, как и принятый ныне в РПЦ Требник (см. совр. чин монашеского пострига в великую схиму - Требник большой. Л. 80). В иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном . Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Τν σωτον ζλοσα» (Блудного поревновал), к-рый помещен в Б. с. н. в Кондакарях Vatop. 1041, X-XI вв., и Patm. 213, XI в., в неделю 2-ю поста ( Карабинов. С. 83; Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 135-136). Анонимный кондак 3-го гласа «Τς πατρας δξης σο» (      ), к-рый приводится в совр. Триоди, встречается во мн. рукописных Кондакарях и Триодях с X в. ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 179). Раскрытию притчи о блудном сыне в совр. Триоди посвящены также 1-й канон на утрене 2-й недели и все самогласны 3-й седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду 3-й седмицы поста - возможно, песнотворец знал о связи 3-й седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне. Канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Αναλαβντες ν θερμος τος δκρυσι (      )), с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве 3-го канона Б.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

В издании московского Типикона 1610 г. устав службы на Л. с. также соответствует изложенному в первопечатном греч. Типиконе. Эти указания не претерпели существенных изменений в пореформенном издании московского Типикона 1682 г. и последующих, в т. ч. в совр. русском Типиконе (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 440 об.- 442 об.). Гимнография В Постной Триоди песнопения, соответствующие евангельскому повествованию о воскрешении Лазаря и предшествовавших ему событиях (Ин 11. 1-45), начинаются уже с понедельника 6-й седмицы поста; т. о., Л. с. еще до своего наступления задает содержание целого седмичного цикла Триоди. Эти песнопения соединяются с текстами Октоиха и песнопениями Триоди, посвященными притче о богаче и Лазаре (Лк 16. 20-31), которая читалась в 5-е воскресенье Великого поста в доиконоборческом богослужении. Впрочем, сюжеты Лк 16. 20-31 и Ин 11. 1-45 в песнопениях никак не связаны, а существуют самостоятельно. Цикл песнопений 6-й седмицы построен т. о., что начиная с понедельника события, описанные в Ин 11. 1-45, развиваются постепенно и достигают кульминации в богослужении Л. с. Так, в понедельник на вечерне одна из стихир цитирует Ин 11. 4: Иисусу сообщают о болезни Лазаря, а Он отвечает, что эта болезнь не к смерти -                 о болезни Лазаря говорится и в седальне утрени вторника:                     - т. е. Марфа и Мария, сестры Лазаря, посылают к Иисусу сказать, что Лазарь болен (Ин 11. 3). В среду на утрене в песнопениях уже говорится о смерти и погребении Лазаря:        и Иисус сообщает ученикам о его смерти -        (седален по 3-м стихословии) (ср.: Ин 11. 11-14); также и в трипеснце утрени:                         В песнопениях четверга сказано, что Лазарь уже 2 дня находится во гробе:        (седален по 3-м стихословии). В пятницу на утрене звучит призыв оставить скорбь и рыдания по Лазарю, т. к. Христос уже близко от Вифании и скоро воскресит его:                                                                                  (из трипеснцев утрени пятницы).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010