[Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости.] ( Быт.12:1-7 ) У дуба Мамврийскаго учредив патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву. [Угостив Ангелов под дубом Мамврийским, патриарх на старости получил, как добычу, обещанное.] ( Быт.18:1 ) Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению. [Зная, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости.] ( Быт.22:2 ) Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши ласкосердствующи. [Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие.] ( Быт.21:10-11 ) Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Содержимь есмь бурею, и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси, и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. [Окружен я, матерь, бурей и сильным волнением согрешений, но ты сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу Божественного покаяния.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. [Усердное моление и ныне, преподобная, принеся к умилостивленной твоими молитвами Богородице, открой и для меня Божественные входы.] Слава, Троичен: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны верою покланяющияся державе Твоей. [Троица Несоставная, Несозданная, Существо Безначальная, в троичности Лиц воспеваемая, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей.] И ныне, Богородичен: От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. [Ты, Богородительница, не испытавши мужа, во времени родила Сына от Отца вне времени и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою.] Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать - приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить - еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста (23 марта), когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста - это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста. Очень ожидаемая служба - Мариино стояние (2 апреля), в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле - решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние - это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви. На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота (12 апреля). Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел... Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-319-2470. 17. Заявитель: издательство «Лепта Книга». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Великий покаянный канон. Творение преподобного Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста (с приложением Жития преподобной Марии Египетской)/авт.-сост.: О. Е. Голосова, Д. И. Болотина » , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Великий покаянный канон. Творение преподобного Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста (с приложением Жития преподобной Марии Египетской)/авт.-сост.: О. Е. Голосова, Д. И. Болотина» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-319-2471. 18. Заявитель: издательство «Лепта Книга». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Крещается раб Божий…: Таинство крещения/сост. Г. В. Калинина» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Крещается раб Божий…: Таинство крещения/сост. Г. В. Калинина» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-319-2472 . 19. Заявитель: Русский издательский центр имени святого Василия Великого. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги святого Ефрема Сирина " Tbopehiя. Томъ I " , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф " Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви " при издании книги святого Ефрема Сирина " Tbopehiя. Томъ I " при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен года периода Четыредесятницы и в Великую среду Г. следует за 1-м пророческим чтением, тракт, замещающий пение «Аллилуия»,- за 2-м (из Апостола). В субботу поста 4 времен года, когда бывает неск. пророческих чтений, Г. поется после каждого из первых 4 чтений, а тракт - после Апостола. В среды поста 4 времен года в период Адвента, в сент. и после 4-го воскресенья Великого поста указывается пение 2 Г. В Великий четверг поется только Г. без тракта. В Великую пятницу и Великую субботу, а также в период Пятидесятницы Г. не поется. На Пасху поется Г. «Haec dies» (Сей день) со стихами из Пс 117 (Confitemini) (согласно посттридентским книгам, его стихи поются не в один день, а в течение всей Светлой седмицы). Мелодика Г. и их стихов (как и всех респонсориев) имеет широко распевный, мелизматический стиль. Обогащение мелодики Г. обусловило постепенный отказ от большого количества стихов и сохранение лишь одного из них. Развитие мелодики Г. стало причиной того, что хоровой рефрен по окончании стиха повторяется не всегда, а лишь по необходимости, если того требует содержание текста: напр., Г. на день св. Иоанна Крестителя (24 июня) «Priusquam te formarem in utero, novi te, et antequam exires de ventre, sanctificavi te» (Прежде чем образовать тебя во чреве, Я узнал тебя, и до того как ты вышел из чрева, Я освятил тебя) со стихом «Misit Dominus manum suam, et tetigit os meum, et dixit mihi» (Простер Господь длань Свою, и коснулся уст моих, и сказал). С отказом от повторения Г. после стиха связано и изменение исполнительского состава: Г. интонирует кантор, а хор продолжает его и затем исполняет стих. С т. зр. модальности Г. обладают исключительно большим звуковым диапазоном и относятся к т. н. расширенным модусам: в Г., как правило, задействованы не только основные, но и вспомогательные предоминанты (т. е. модально сильные, или структурные, ступени - см. в ст. Modus ). Нередко стихи завершаются этими ступенями, а не финалисом, что также подтверждает необходимость повторения Г. после стиха. Обширное звуковое поле Г. дает большие возможности для передачи различного словесного текста. Однако мелодии Г. не являются оригинальными и представляют собой переработку неск. мелодий-типов; это касается и стихов Г., отличающихся высокохудожественным оформлением. Ориентация Г. на типовые мелодические модели свидетельствует о древности жанра.

http://pravenc.ru/text/166365.html

Нет, ненависть не работает, даже в плане пропаганды. У нас совсем другие ценности. Спецоперация на Украине стала нашей войной за мир. Причем не только в России, но и за мир во всем мире. Девятого мая 1945 года мы подарили планете десятки лет спокойной жизни, развития и процветания, без намека на глобальную войну. Пришло время повторить.   Источник: РИА «Новости» Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Ваше имя Комментарии Более подробная информация о текстовых форматах Plain text HTML-meru не обрабатываются и показываются как обычный текст Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Строки и абзацы переносятся автоматически. CAPTCHA Простите, это проверка, что вы человек, а не робот. Math question 2 + 0= Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4. Мониторинг СМИ Ирина Алкснис: «Теракт в " Крокус Сити Холле " : Западу пора платить по счетам» Против России ведут войну силы, у которых нет вообще никаких ограничений и тормозов, и они готовы на все — абсолютно на все — в стремлении удержать ускользающий из рук контроль над миром. Протоиерей Александр Шаргунов: «Ориентир Великого поста» 22 марта — память 40 мучеников Севастийских Петр Акопов: «Русский или российский. Есть ли проблема выбора» Русский язык, русская литература, русская природа, русская жизнь — эпитет тут не вызывает никакого возражения? А вот русское государство, русский народ, русская церковь, русский дух — тут уже некоторые начинают нервничать. «Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя» 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Виктория Никифорова: «Империя испускает последний всхлип» " Вот как кончится мир, не взрыв, но всхлип " , — слова английского поэта, пережившего крах Британской империи, над которой не заходило солнце.

http://radonezh.ru/2022/05/09/viktoriya-...

[послание по результатам Богословской комисси по вопросу об ИНН ] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) [сборник] Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова, 25 января (7 февраля) 1993 года [проповедь] Слово в Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки? Париж 1932 года 8 (21) февраля 1993 года [проповедь] Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, 28 февраля (13 марта) 1994 года [проповедь] Краткое приветствие в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, 2 (15) марта 1992 года [проповедь] Слово в Неделю 3-ю Великого поста - " Приидите вернии животворящему древу поклонимся " . 13 (26) марта 1995 года [проповедь] Слово в Неделю 4-ю Великого поста о преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, 23 марта (5 апреля) 1992 года [проповедь] Преподобный Иустин (Попович) Проповедь в день усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна проповедь Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами... Арзуманов Димитрий, священник Страстные дни [статья] Троица Единосущная и Нераздельная [проповедь, 03 июня 2001 г.] Феофан Затворник, святитель Слово в Великую Среду Страстной Седмицы. [проповедь, 31-го марта 1865 г.] Илия Минятий, святитель Похвальное слово на Рождество Богородицы слово Похвальное слово в честь Богородицы (на дни успенского поста) слово Слово о смерти в первую неделю Поста слово Слово о зависти во вторую неделю Поста слово Фаддей (Успенский), святитель Слово на Рождество Пресвятой Богородицы проповедь, 1928 г.

http://zavet.ru/t05nast.htm

Литургия может быть совершаема во все дни года, кроме среды и пятка сырной седмицы, будничных дней св. Четыредесятницы и Великого пятка. В течение одного дня на одном престоле и одним священнослужителем литургия может быть совершена только однажды. По примеру Тайной Вечери, в апостольское время литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь ( Деян. 20, 7 ), но со времени указа императора Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для литургии перед рассветом. С 4 века было установлено совершать литургию днем, в предобеденное время, и, за исключением некоторых дней в году, не позже полудня. Место совершения Литургии Литургию не дозволяется совершать в часовнях, келиях, жилых домах, но она должна быть совершаема непременно в освященном храме (Лаодик. соб. пр. 58), где сооружен постоянный престол и где находится антиминс, освященный архиереем. Только в самых крайних случаях, когда нет освященного храма, и то лишь с особого разрешения архиерея, литургия может быть совершена в какомлибо ином помещении, но непременно на антиминсе, освященном архиереем. Без антиминса совершение литургии недопустимо. Лица, совершающие Литургию Совершать литургию может только правильно рукоположенный священнослужитель (то есть, имеет каноническое рукоположение, имеет правильное апостольское преемство) епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик, а тем более мирянин, совершать литургию не имеет права. Для совершения литургии, как епископ, так и пресвитер, должен быть облачен в полное облачение, соответствующее его сану. Виды Литургии В настоящее время в Православной Церкви совершаются четыре вида литургии: 1. Литургия св. апостола Иакова, брата Господня, совершается на Востоке, а также и в некоторых наших приходах, в день его памяти 23 октября; 2. Литургия св. Василия Великого совершается десять раз в году: в день его памяти 1 января, в кануны или самые праздники Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу; 3. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается в течение всего года, кроме тех дней, когда положена литургия св. Василия Великого , среды и пятка сырной седмицы, будничных дней Великого поста и Великого пятка; 4. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пяткам Великого поста, в четверток Великого Канона на пятой седмице Великого поста, в дни праздников Обретения главы св. Иоанна Предтечи 24 февраля, и 40 мучеников 9 марта, случившиеся в будничные дни Великого поста, и в первые три дня Страстной седмицы Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии для священнослужителей помещаются в Служебнике, а для певцов в Ирмологионе; теперь иногда помещается текст литургии и в Часослове, а изменяемые части помещаются в Октоихе, Минее и Триодях. За литургией бывают чтения из Апостола и Евангелия. 2. Литургия Св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  Храм Гроба Господня В православном богослужении X–XXI вв. После X в. большое распространение в православном мире получает Студийский устав, а с XII–XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в православной Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы согласно этим уставам совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или несколько раньше — на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени. Студийский устав. Согласно основным редакциям Студийского устава — первоначальной и афоно-итал.,— служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни — те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Великую среду — 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник — двупеснец прп. Космы, в среду — канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) — светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Великий понедельник (на которой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Великий вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница), из-за чего часы в этот день несколько сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Великой среде (ГИМ. Син. 330. Л. 22 об.— 26).

http://sedmitza.ru/text/414245.html

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/Великие ...

[«Как назовём Тебя, о, Благодатная: небом, ибо от Тебя воссияло Солнце правды; раем, ибо Ты произрастила Цвет неувядаемый; Девою, ибо Ты осталась нетленною; Пречистой Матерью, ибо Ты носила во святых Твоих объятиях Сына, Бога всех. Его и моли о спасении душ наших».] В седмичные дни Великого поста вместо дневного тропаря – тропарь 1-го часа, глас 6: Заутра услыши глас мой. Царю мой и Боже мой. [«Рано утром услышь голос мой. Царь мой и Бог мой».] Стих 1. Глаголы моя внуши. Господи, разумей звание мое. [«Услышь, Господи, слова мои, уразумей призывание моё».] Стих 2. Яко к Тебе помолюся, Господи. [«Ибо я Тебе помолюсь. Господи».] Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем... Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. [«Направь стопы мои по заповеди Твоей и не дай овладеть мною никакому беззаконию. Избавь меня от клеветы человеческой и буду хранить повеления Твои. Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня повелениям Твоим, ведущим к праведности».] Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. [«Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твоё».] Трисвятое, по Отче наш . В субботу и воскресенье дневной кондак. В седмичные дни Великого поста читаем Богородичен: в понедельник, вторник и четверг: Преславную Божию Матерь, и святых ангел святейшую, немолчно воспоем сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших. [«Преславную Божию Матерь, святейшую святых Ангелов, неумолкаемо воспоём сердцем и устами, исповедуя Её Богородицей, как действительно родившую нам Бога во плоти и непрестанно молящуюся о душах наших».] В среду и пятницу: Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш; погуби крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010