Василия Великого; в Великие понедельник, вторник и среду, а также пятницу — Преждеосвященных Даров; все эти шесть литургий совершались, ради поста, на вечернях. Доиконоборческий распорядок литургийных чтений не сохранился, однако можно предполагать, что те евангельские чтения, которые приведены в Типиконе Великой церкви для дней Страстной седмицы (но не Пасхи), в целом соответствуют доиконоборческой практике. В Великие понедельник, вторник и среду этими чтениями служат Мф 24. 3-35; 24. 36 — 26. 2 и 26. 6-16 (=поучение Господа на Елеонской горе [понедельник и вторник] и следующие за ним рассказы о помазании Христа миром и о предательстве Иуды [среда]), то есть примерно те же чтения, что и в доиконоборческой иерусалимской традиции , а в Великие четверг и пятницу это — составные Евангелия (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27 [в четверг] и Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 [в пятницу]), в своей совокупности представляющие последовательный и непрерывный рассказ о событиях Страстей, начиная с предсказания Христа о Его распятии и заканчивая погребением Господа; на доиконоборческую дату чтений четверга и пятницы может указывать то, что две «огласительные» паремии вечерни сопровождаются здесь еще и третьей, соответствующей литургической теме дня («огласительные» чтения из Исхода, Иезекииля и Иова с темами дня не связаны), то есть принадлежащей уже к литургийным чтениям — а исчезновение ветхозаветного зачала из цикла литургийных чтений Константинополя произошло в эпоху иконоборчества. Литургийное чтение Великой субботы — уже пасхальное. Это связано с тем, что вечерня и литургия Великой субботы являются ни чем иным, как древним бдением пасхальной ночи. Великая суббота — единственный день в году, когда византийские литургические книги предписывают прочитывать рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом (Мф 28) целиком, а не в сокращении, начиная только со стиха Мф 28. 16. Это также единственная суббота в году, когда не бывает утренней литургии.

http://bogoslov.ru/article/397608

Изд., лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43; Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 166, 494. А. Ю. Никифорова Иконография А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 66). Иконогр.: Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399; Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn//SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13; Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. 123; Ерминия ДФ. С. 173. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская

http://pravenc.ru/text/62824.html

Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста. В пяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов. В субботу, именуемой Лазаревой субботой , совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным. Источник: Православие.ru Sat, 25 Feb 2012 16:17:35 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Колокольные звоны Великого Поста http://www.zavet.ru/a/post_1330172255.html С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы , рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов . С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста , например часовые. Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы. В приуготовительные дни к Великому посту , в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем».

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением. В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин. Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания. Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей». В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.

http://azbyka.ru/post-s-tochki-zreniya-v...

О необходимости хранить целомудрие говорят и современные пастыри. Особенно важно это для юной души. «Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, – пишет протоиерей Артемий Владимиров, – душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия – все то, что, собственно, и делает детство счастливым. О нравственных последствиях особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм – неверие в святое – не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящего мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, полна жизнь современного человека. Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют «obsession» – «одержимость страстью». Человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых в свальный грех» 2 . Целомудрие предполагает чистоту отношений между юношей и девушкой до брака. Ведь само слово «невеста» указывает на то, что оба вступающие в брак должны быть целомудренными: девушка «неведома» для жениха до свадьбы. Более того, на ней лежит особая ответственность – ведь именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых отношений. От нее зависит, будут ли они целомудренными, перерастут ли в истинную любовь и благословенный брак или снизойдут до уровня примитивного плотского греха и блудного сожительства. Сила покаяния. Преподобная Мария Египетская Познай, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Преподобный Нил Синайский В среду вечером пятой седмицы Великого поста в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского , который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста и житие преподобной Марии Египетской. Мы слышим чудесные слова, призывающие нас к посту и покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

Эта великая стихира преподобного Критского пастыря лишь позднее приобрела форму канона. При этом были написаны тропари преподобной Марии, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти на утрени в четверток 5-й седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры Святоградца в форму канона преосвященный Филарет Черниговский относит к трудам преподобного Иоанна Дамаскина 9 , в то время как более поздний исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает эту работу с именем преподобного Феодора Студита 10 . Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опускал 2-й песни, которая имеет непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, чему посвящен и весь Великий канон. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов относит к его трудам канон в среду сырной седмицы, указывая также, что многое из его произведений находится в рукописях, и упоминает, что несколько самогласных стихир на неделю Ваий, Великий четверток и Пяток также принадлежат перу преподобного Андрея Критского 11 . Преосвященный Филарет Черниговский говорит, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея на исход души и канон покаянный 6-го гласа 12 . Исследователи творчества пастыря Критского единогласно признают, что произведения его были чрезвычайно пространны и позднее сокращались. Сокращены и трипеснцы, несмотря на их высокое достоинство. Имеются сокращения и в 9-й песни Великого канона. В практике церковного Богослужения многие каноны святого Андрея Критского со временем были заменены появившимися позднее канонами преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Возможно, что одной из причин этой замены было то, что каноны преподобного Андрея были чрезвычайно пространны. Воскрешая образ преподобного пастыря Критского в своем “Историческом обзоре песнопевцев… греческой Церкви”, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, говорит, что в его произведениях отмечается “основательное знание и богатство учености, речь приятная и стройная” 13 .

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

В среду и пяток употребляются еще Крестобогородичны, в которых говорится о том, как Божия Матерь стояла у Креста Своего Сына. Еще скажу два слова о прокимне. А теперь несколько слов о книгах, где находятся эти молитвословия. Книги для совершения служб седмичного круга Но основной их книгой является Эта книга заключает в себе изменяемые молитвословия на все восемь гласов (напевов), которые поются на различных церковных службах седмичного круга, по такому порядку: 1) воскресная служба 1го гласа, 2) служба понедельника 1го гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем опять воскресная служба 2го гласа, служба понедельника 2го гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба 3го гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Октоих поется в течении всего года, но иногда его заменяют молитвословия годового круга – праздничные или великопостные. Но пока мы давайте ограничимся этой информацией. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы , а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. Это общие правила, понятно, что есть еще нюансы, но о них нет пока смысла подробно говорить. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых . Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богородичный или святого. Домашнее задание: ознакомьтесь с Октоихом, если есть такая возможность, хотя бы просто по содержанию. И продолжайте соблюдать семикратное время своих молений. Не прощаемся. До скорой встречи! И помните, УНЫВАТЬ НАМ НЕКОГДА, А БОЯТЬСЯ НЕЧЕГО! Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 218  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию

http://azbyka.ru/video/08-sedmichnyj-kru...

249-251 ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) 251-255 ИОАНН (XIII в.?), постник, прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих) 255-256 256-257 257-258 ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) 258-260 260-261 ИОАНН [Новый Нямецкий (Хозевит)] (Якоб Илья; 1913 - 1960), иеросхим., прп. Румынской Православной Церкви (пам. 5 авг.) 261-262 ИОАНН сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.), пресв.- см. в ст. Мануил, Георгий, Петр и др. мученики Персидские ИОАНН Иоанн, сщмч. (пам. 1 и 20 нояб.), еп. Бет-Селевкийский (Персидский) - см. в ст. Нирса, сщмч., и др. мученики Персидские ИОАНН († 1091), еп. Синайский, игум. Екатерины великомученицы мон-ря на Синае, сщмч. (пам. греч. 12 февр., в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских святых) 262-263 ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Алексеевич Артоболевский (1872 - 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 263-265 ИОАНН Самсонович Баранов (1874 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Блюмович (1888 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 31 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Говорят, что : Говорят, что //Фома. - – июнь 2018. -  С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы  на следующие суждения и вопросы: Говорят, что бывают православные гадалки. На самом деле. Ил.: Три игральные карты. - С.42. Почему в Церкви распадаются браки, которые Сам Бог благословил в таинстве Венчания ? Потому что.  Фото Полины Тэйс. -  С.42. Часто спрашивают: можно ли зажигать перед иконой свечу, которая куплена в обычном магазине и не освящена ? Отвечаем. Фото Юрия Макарова.  - С.43.   Ответ священника: Умерла супруга. Как жить дальше? /Спрашивает Николай ; Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Алексея Мякишева//Фома. - –июнь 2018. – С.43. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »).   ЛЮДИ (раздел). – С.44-73.    Анастасия Криворучко . Корми, молись, люби . [Автор – доброволец движения помощи бездомным «Пельмешки на Плешке» - рассказывает о том, как люди попадают на улицу, что значит быть волонтером и о профессиональном выгорании]. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2018. – С.44-51. – (раздел « Люди »). Имеется краткая информационная справка « Как помочь Пельмешкам » (С.50) с адресом храма, куда можно приносить продукты и вещи, и телефоном координатора группы. См. также: Александр Лавров, радиоведущий //Фома. - – июнь  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Патриарх Кирилл . На Страшном суде нас не спросят про заработок . Из проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре, 1 марта 2017 года. Заголовок отрывка дан редакцией. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июнь 2018. – С.52-53. – (раздел « Люди »). Священник Анатолий Першин , настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще (Санкт-Петербургская епархия). Как я побывал на том свете. Подготовил Игорь Лунев . Фото Aftab Uzzaman/Flickr/CC BY-NC 2.0//Фома. - – июнь 2018. – С.54-55. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-182-...

1684 – априля 3 на св. Георгиа почалем в Печерском монастиру жити. Вручено мне послушание писати жити святих мая 6 (л. 128 об.). 1685 – По святом Петре и Павле была елекция на митрополиту киевскаго и обран Гедеон Святополк, князь Четвертенскии. 1686 – февраля 9 паки прият игуменство Батуринское убежден есм от гетмана и митрополиты. Апр. 26 церковь успение Богородицы в Глухове мурованую заложилем по указу старших. (Сбоку: a nat. С. 1695 secundum moschovitos 5500 писати). 1687 – По святом Петре гетмана Ивана Самоиловича отменено, а поставлено Ивана Мазепу. 1688 – июля 2 почалися друковати житиа святых 1 часть, три месяца: сентеврии, октоврии, ноевр. 1689 – марта 29 в пяток велики пополудню преставилася матка моя Мариа и в монастиру Кирилском в церкве в среду светлую погребена. Того году месяца августа былисмо на Москве з гетманом. 1690 – марта 17 патриарх московский Иоаким умер. Априля митрополит киевскии Гедеон Святополк умер. Настал патриарх Адриан, а митрополит Варлаам Ясенский. О месеце августе саранча великая ишла колко недел. Тогож року по Вознесении Господне обраныи згодне метрополитом Варлаам Ясински архимандрит печерски, а на положение пояса Пресвятои Богородицы августа 31 Адрианом патриархом поставлен; на престол вехал на свят. Филиппа. 1691 – Януариа 13 образ сребрнии святои великомучници Варвары (з) значною частю святых ея мощей з Батурина в монастир перенеслем з процессею значною. 1692 – февраля 14 в первую неделю святаго великого поста оставилем игуменство Батуринское для спокоинешого житии святых писаня и на скитку цале оселем. В вторник крестопоклонной седмицы от. Пахомии Ходорович постриженец мои осел на моем месцу игуменство (л. 129). 1693 – мая 9 прибылем в Печерскую лавру з монастыра Батуринског для изданя типом житии святих помощию Божою. Июля 10 на память преподобнаго Антониа печерскаго почалася друковати другая тримесячная житии святых книга декаврии, иануарии, февруари. Сентевриа 3 в неделю преставился преосвященныи архиепископ черниговскии Лазарь Баранович, октовриа 1 на покров Пресвятои Богородици погребен в катедралнои своеи церкве на левои стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010