В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения. 2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи. 5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Как проводить дни масленицы Последняя приготовительная к святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища. Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, " дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста " . В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Что приготовить на масленицу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

совершается во все дни Светлой седмицы . В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поется только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду 6-й седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Общая структура памятей Г. п. б. к. т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

http://pravenc.ru/text/165231.html

Все эти часы суть трипсалмные. Пасхальные часы бывают без псалмов. Часы вседневные совершаются во все дни, в которые не положено часов великопостных, царских и пасхальных. – Таким образом, надобно знать, в какие дни совершаются эти три вида часов; в остальные же дни года бывают часы вседневные. Часы великопостные совершаются: 1) В среду и пяток сырные. Но если в эти дни случатся праздники, то вместо великопостных часов совершают обыкновенно вседневные часы. Эти праздники суть: а) Сретение (2-го февраля) б) день храмовой (Тип., храм. гл. 28). Тогда часы 3-й и 6-й прямо соединяются с литургиею Златоустого, а вечерня засим бывает отдельно. 2) В понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Часы царские поются трижды в году: пред праздником Рождества Христова, Богоявления Господня и в Великую пятницу. Православной Церковью не положено совершать царские часы в субботу и Неделю, так как в эти дни отменяется пост, а царские часы есть служба поста (Тип., 25-го дек. 2-е зри). Потому, если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресение или понедельник, так что канунами праздников будут воскресение или суббота, то царские часы в таком случае совершаются не накануне праздника, не в субботу, не в воскресение, а в пятницу 277 . Пасхальные часы отправляются во всю пасхальную седмицу до субботы включительно. Литургии совершаются в Православной Церкви: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. При указании дней, в которые бывают литургии св. Василия Великого , Преждеосвященных даров, и когда вовсе не положено совершать литургии, обозначится и то, когда бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. Литургия св. Василия Великого бывает в году непременно десять раз, именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели (воскресения) Великого поста 278 ; дважды в Страстную седмицу: в четверток и субботу 279 и в день памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1. В честь поста, посвященного оплакиванию изгнания Адама. 2. В честь Ниневийского поста 3. По инициативе некого духовного вождя монофизитов Сергия (с историей о провозвестнике и его трагичной смерти). – Действительно, в субботу третьей недели до Великого поста армянами отмечалась память св. Сергия или Саргиса. 4. Георгием Просветителем. Пост Арачаворк был весьма строгим – как и другие монофизитские посты – на одном хлебе и воде (μ λλο τι σθειν πρεξ ρτου κα δατος) . Установленный свт. Григорием Просветителем пост называется «первым» или «передовым», поскольку появился ранее других постов . А Сырная седмица соответстует «другой некой ереси», а именно, скорее всего, ереси четверобожников («тетрадитов») – тех восточных христиан, которые обвинялись в четверобожии как сторонники еще одной литургической традиции – прибавления прибавки «распныйся за ны» к Трисвятой песни и тем самым ее не триадологической, а христологической интерпретации . Об этом одними и теми же словами говорится, в частности, в Типиконах монастыря св. Маманта (Константинополь) и Махерасе (Кипр) . В более поздних типиконах будет сказано более общим и неопределенным образом – σατως κα τς τυροφγου δι τινας αρσεις . Будет использоваться и формула “против неверных” . Так или иначе, очевидно, что обычай вкушения яиц и сыра на сырной седмице восходит к древней восточной традиции поститься в течение 8-ми недель. 5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после девятого часа в течение многих веков было своеобразным символом Православия вопреки традции ведения поста у христиан-монофизитов. Однако, внутри Православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или в кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии – досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней прп. Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов .

http://bogoslov.ru/article/4446196

Основу В. п. в послеиконоборческий период составлял традиц. для К-поля 7-недельный цикл (6 седмиц собственно В. п. и Страстная седмица), к к-рому была присоединена еще одна предварительная седмица - сырная, когда вкушение мяса уже не положено и в среду и пятницу уже совершалась литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней В. п. в К-поле от обычного времени года было ежедневное совершение литургии Преждеосвященных Даров вместо полной (ср.: Трул. 52), а также пение тритекти (τριτοκτη или τριθκτη - третье-шестой [час], заменявший дневные часы). По воскресеньям В. п. совершалась главная к-польская евхаристическая служба - литургия свт. Василия Великого (как первоначально и во весь год); по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис), по одному чтению на тритекти (с 2 прокимнами) и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров (также с 2 прокимнами). 4 прокимна на тритекти и вечерне заимствовались из псалмов по порядку их следования в Псалтири (в понедельник 1-й седмицы В. п.- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.); этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста (начиная с 4-й седмицы) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικς) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях). Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения ( Johnson. P. 118-136); впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Далее, Апостольские Постановления входят в область устава сведениями о постах и правилами относительно их провождения. В ряду других источников по этому предмету наш сборник занимает особенно видное место в силу своей древности и по тому руководительному значению, каким он пользовался в позднейших уставах при установке и разъяснении вопросов касательно поста. Кроме еженедельного поста в среду и пятницу, разрешаемого только в период 50-ницы, Апостольские Постановления упоминают ещё о двух годовых: перед Пасхой и после Пятидесятницы. Сверх этих общеобязательных постов, некоторые постились и по личной набожности: предоставляя исполнение этих последних усердию каждого. Постановления высказываются неодобрительно о посте в понедельник и четверг, так как эти дни совпадали с постами фарисеев, которые имели обычай поститься во второй день по субботе и в пятый (L. VII, с. 23). Заключающиеся в Апостольских Постановлениях правила касательно постов и праздников имели решающее значение и обязательную силу. На них ссылались в этом смысле: 1) Св. Епифаний Кипрский в подтверждение обычая проводить в строгом посте страстную неделю, а также среду и пяток каждой седмицы. Это место из Епифания приводится Никоном Черногорцем в 57-й главе пандект, откуда перешло в славянские списки иерусалимского устава и его старопечатные издания. 2)  Анастасий Синаит в 64-м ответе своих «ρωτσεις κα ποκρσεις περ διαφορν κεφαλαων». 3) Автор трактата «De sacris jejuniis», издаваемого между сочинениями Иоанна Дамаскина в доказательство сорокадневной продолжительности Великого поста (Patr. Curs, compl. ser. gr. t. 95, p. 63–78). 4)  Анастасий Антиохийский в трактате «De tribus quadragesimis» (Cotel. Monum. Eccl. Gr. III, p. 429. sqq. Cf. Rhally et Potly t. IV, p. 580 sqq). 5) Никон Черногорец по многим вопросам литургического и дисциплинарного свойства. 6) В уставах иерусалимских в главе о постах четыредесятницы и Св. Апостолов и о празднике Пасхи. 7) В студийском уставе Синодальной библиотеки сделано дополнение о посте в Великую субботу со ссылкой на «ино уставление в составе Святых Апостол». Судя по приводимой далее выдержке, видно, что под составом разумеются Апостольские Постановления, называемые в других местах расчинением. У Анастасия Синаита эти правила приводятся сокращённо и в ином чтении, которое перешло и в наши уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение 2 (т.е. вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю 4 » (лист 425об, стр. 858). В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9й час). Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение). В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Чтобы беседа миссионера приносила большую пользу слушателям, следует беседовать преимущественно о необходимости принадлежать для спасения души к истинной Христовой Церкви, о таинствах покаяния и св. причащения и о предтечах второго пришествия Христова, а в частности – о тех предметах, которыми особенно заинтересованы в данное время жители того или другого прихода. Большее действие публичная беседа производит тогда, когда есть поддержка со стороны православных прихожан и когда нет неразумных со-вопросников, только шумящих и затемняющих смысл излагаемого миссионером учения. Поэтому следует возгревать в православных ревность по вере и приглашать их к деятельному участию в беседе, а неразумных со-вопросников – с кротостью останавливать, указывая всю бесполезность беседы при подобных порядках. 12. Не лучше ли заранее составлять план миссионерской поездки и указывать предметы для бесед? Признавая полезным, в целях систематичности миссионерского дела, заранее составлять план миссионерских поездок и указывать в нем предметы для бесед, съезд о.о. миссионеров Олонецкой епархии находит выполнение его на практике не возможным по местным климатическим и географическим условиям. 13. В каких приходах и когда необходимо устраивать более торжественные по обстановке беседы? Необходимость устройства более торжественных по обстановке бесед, по мнению съезда о.о. миссионеров, признается в следующих приходах: в округе о. миссионера Дроздина: в Устьволгском – 9-го сентября и в Троицком православном – в один из ярмарочных дней (17–23 марта); в округе помощника миссионера о. Здравомыслова: в Речно-Георгиевском – в 1-е воскресенье после Крещения Господня и г. Каргополе – в понедельник 2-й седмицы вел. поста; в округе о. миссионера Казанского: в Важинском – 16 сентября и Оштинском – в среду 2-й седмицы вел. поста; в округе о. Ржановского: в Толвуйском – 27 или 28 ноября, Яндомозерском – 4 декабря, Сенно-Губском в понедельник 2-й недели великого поста и Великогубском – 17 или 18 марта; в округе о. миссионера Георгиевского: в Вытегорском погосте – 1-го октября и Пудожгорском – в пятницу мясной седмицы; в округе о. миссионера Кудрявцева: в Карельской Масельге – в последние дни масленицы и в округе помощника миссионера о. Преображенского – в Шунгском – во время Крещенской ярмарки (с 6 – по 10 января) и Морской Масельге – 20 июля. 14. Об отпечатании постановлений миссионерских съездов отдельной брошюрой

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой - паннихис, на к-рой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь «      »; в Вел. понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й - кондак и икос дня; в Вел. среду стихословятся только 2 кафизмы, после к-рых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Вел. вторник - двупеснца) поется эксапостиларий «    »; хвалитных стихир нет - только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания даны относительно нек-рых кафизм утрени и 3-го часа Вел. среды.: непорочны (17-я кафизма) поются на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) - на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Вел. понедельника по Вел. четверг читается Четвероевангелие ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542-545). Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Христос в доме Симона прокаженного. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. Ком. 339. Л. 490 об.) Иерусалимский устав начиная с древнейших греч. и слав. рукописей и вплоть до совр. печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из к-рых - отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресв. Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) - на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, к-рая поется в Вел.

http://pravenc.ru/text/150085.html

В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба. 1. Если праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) приходятся на среду или пятницу, пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 2. Если праздники Рождества Богородицы либо Ее Успения, Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также Сретения Господня приходятся на среду или пятницу, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Употребление молочной и мясной пищи не разрешается. 3. В день праздника Преображения Господня, на какой бы день он не пришелся, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4. В день Благовещения Пресвятой Богородицы, если он не приходится на Страстную седмицу, разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи, рыбы и вина. Если же этот день приходится на Страстную седмицу, употребление в пищу рыбы не разрешается. В первые четыре дня Страстной седмицы до Великого Четвертка включительно разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина, а в Великий Пяток разрешается вареная пища без масла и вино. 5. В день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в дни памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и апостола Иоанна Богослова разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 6. В дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 7. В течение 12 дней после Рождества Христова, в дни мясопустной и Светлой седмиц пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 8. В Сырную седмицу (Масленицу) во все дни разрешается употребление любой пищи, кроме мяса.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010