Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ († не позднее сер. XVII в., Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), пустынник, Вологодский. Время жизни К. неизвестно; его имя упоминается в «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. он назван игуменом «на во Тотме» (РНБ. Погод. 1931. Л. 46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145). М. В. Толстой в «Путевых письмах с Севера» назвал К. в числе святых, к-рые подвизались и были погребены в Спасо-Каменном мон-ре, но заметил, что «могилы их уже забыты» ( Толстой. 1868. С. 49). В описях Спасо-Каменного мон-ря 1670, 1701-1702 гг. гробница святого не упоминается (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011). В иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. описание образа святого помещено под 4 и 6 марта, 13 окт.: «Сед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы преподобническия». Память К. указана под 7 марта в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 351 об., 1813-1819 гг.). В 1811 г. еп. Евгений (Болховитинов) составил список Вологодских святых, куда включил имя К. Канонизирован в составе Собора Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 134. 278. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых/Опубл.: Н. Суворов//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Толстой М. В. Путевые письма с Севера. М., 1868; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 306-307; Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, мон-ря. Вологда, 1893. С. 29; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84. 341; Верюжский. Вологодские святые. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Голубинский. Канонизация святых. С. 359; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/1840271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКСАНДАРИИ Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) [греч. Ανοιξαντρια], в визант. и поствизант. церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне (Пс 103. 28-35) с заключительным малым славословием «Слава: И ныне». Термин произошел от 1-го слова 2-й пол. 28-го стиха указанного псалма: «Ανοξαντς σου τν χερα τ σμπαντα πλησθσονται χρησττητος» (            ). Различаются древние, т. е. визант., А. XIV-XV вв., именуемые большими или великими (μεγλα μγιστα), и более краткие, принадлежащие мелургам XIX в. Древние А. представляют собой распетые полустишия (24 колена) и поются 2 хорами попеременно. После псалмового стиха исполняются троичные стихи (τριαδικο στχοι): «Слава Тебе, Отец, слава Тебе, Сын, слава Тебе, Дух Святой», «Слава Тебе, Царь Небесный; слава Тебе, Вседержитель, с Сыном и Духом» и др.; в поздних рукописях преобладает краткий вариант «      » (Ath. Doch. 332. Fol. 19, 60-е гг. XVIII в.). По аналогии с названием припевов А. целиком в рукописях часто именуются «Троичны» (Τριαδικ). Мелодические обработки хотя бы 1 из стихов А. имеются у всех выдающихся визант. мелургов. В XIX в. появились обработки почти всех стихов. Наиболее известны А. Феодора Папапарасху Фокейского (исполнению к-рых отдается предпочтение), протопсалта Георгия Редестинского и святогорца Космы Дохиарита . Обычно А. поются на величественный 4-й плагальный, т. е. 8-й, глас. На особое возглашение стиха «      » указывают древнегруз. и древнерус. Типиконы , отражающие богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного (рукопись сер. XIII в. из мон-ря Шиомгвиме , а также списки XIV в.- ГИМ. Син. Вл. 328, 329, 332). Лит.: Ταμεον Ανθολογας το Χουρμουξου Χαρτοφλακος. Τ. 1. Κωνσταντινοπολις, 1824. Σ. 1-36; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 39-40, 46, 145-146. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств

http://pravenc.ru/text/115498.html

XVI - нач. XVII в.) (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Ivir. 1192, нач. XVII в.; 1248, 1-я пол. XVII в.; Vat. Barb. gr. 301, XVII в.), доместика Иверского мон-ря на Афоне Космы Македонца (посл. треть XVII в.) (списки: автограф Ath. Ivir. 1074, 1682 г.; Zakinfos. P. Gritsanis. 8, 1698 г.; Ath. Ivir. 1048, 1686 г.), свящ. и номофилакса Великой ц. Баласиса (посл. треть XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1686 г.; Sinait. gr. 1494, 1679 г.; Ath. Ivir. 1021, 1701 г., и др. рукописи XVII-XVIII вв.). Авторские мелодические версии И. катавасий принадлежат протопсалту Великой ц. Панайотису Хрисафу Новому (2-я пол. XVII в.) (списки: Lesb. Leim. 239, 1672-1673 гг.), Герману , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1048, 1686 г.; Lesb. Leim. 243. Fol. 73-103v, 1787 г.; Ath. Prodromou. 1, XVIII в.; Ath. Doch. 407, XVIII в.; Ath. Laur. Ε. 113, Θ. 153; Ath. Vatop. 1379, XVII в.; Ath. Xeropot. 325, XVIII в.; 380, 1759 г.), доместику (впосл. лампадарию) Великой ц. Петру Пелопоннесскому († 1778) (его И. с пространным ирмологическим мелосом является сокращенным и упрощенным вариантом мелодической версии Баласиса; списки: Zakinfos. P. Gritsanis. 13, 1773 г.; Lesb. Leim. 246, 1779-1793 гг.; Ath. Xeropot. 375, 1783 г.; 372, 1785 г.; 386, кон. XVIII в.). По рукописи Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.) известен анонимный И. катавасий, мелос которого имеет сходство с версией И. Германа, митр. Нов. Патр. Позднее распространились И. краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой ц. Петра Византийского († 1808) (И. с последованием песней; списки: Ath. Pantel. 999, 1803 г.; Ath. Vatop. 1378, 10-е гг. XIX в.; Sinait. gr. 2086, 1805 г.; Athen. Bibl. Nat. 964, 1806 г.; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740, 1805 г. (автограф)) и доместика Марка (1-я пол. XIX в.) (Ath. Gregor. 16, 1832 г.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих И. XVIII-XIX вв. принадлежат иером. Анфиму Фессалийцу (кон. XVII в.) (Ath. Ivir. 1243, XVIII в.), Петру Берекету (нач. XVIII в.) (Athen.

http://pravenc.ru/text/674073.html

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

и., изображения кн. Андрея на иконе «Моление о народе»: он представлен на иконе кон. XVII в., написанной Федором Андреевым и происходящей из Донского мон-ря (ГТГ), в числе припадающих святых. В XVIII-XIX вв. иконы Б. и. почитались в Москве (см. Боголюбская Московская икона Божией Матери ), в с. Юрьевском Боровского у. Калужской губ., в с. Зимарове Раненбургского у. Рязанской губ. (см. Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери ), в ц. царевича Димитрия в Угличе (см. Боголюбская Угличская икона Божией Матери ). Менее известные списки находились в Тамбовской губ.: в Введенской ц. в Елатьме (1771), в соборе в Усмани (прославилась в 1831, празд. 25 марта), в Боголюбском жен. мон-ре в Козлове (ныне Мичуринск, празд. 29 окт.); во Флоровской (Боголюбской) ц. в Туле (прославилась в 1771), в ц. Воскресения Христова в Тарусе (пожертвована в 1790 г., прославилась чудесами в 1848 и 1870). Боголюбский образ прославился во время эпидемии чумы в 1771 г., когда Богоматерь, являясь разным людям, велела перенести Б. и. из Боголюбова во Владимир. После перенесения чудотворной иконы эпидемия прекратилась, и с того времени был установлен обычай ежегодного принесения Б. и. во Владимир 21 мая. Кроме того, в течение года икону носили по разным городам и селениям Владимирской губ. Мн. списки Б. и. тоже прославились в 1771 г. и во время холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг. В XVIII - нач. XX в. параллельно существуют 2 основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками - списками Б. и. Эти памятники известны в 3 основных вариантах: 1-й точно копирует древний образец; во 2-м варианте (распространяется с кон. XVII в.?) присутствует изображение припадающего к Богоматери кн. Андрея Боголюбского (икона 2-й пол. XVIII (?) в., поновленная в сер. XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением мон-ря (икона 1-й четв. XVIII в., ГВСМЗ). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери кн. Андрею. 3-й вариант, возможно, появившийся в нач. XVIII в., включает изображение Боголюбского мон-ря, помещенное у ног Богоматери (иногда с ц. Покрова на Нерли). Нек-рые поздние списки Б. и. воспроизводят крест, приложенный к образу царем Феодором Алексеевичем и прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Среди евр. рукописей следует отметить Лайлашскую Библию, Пятикнижие Моисея X в.- это самый полный список текста из всех существующих в мире подобных рукописей (в б-ках и музеях России (С.-Петербург), Великобритании, Сирии (Халеб) и США); в нем отсутствует всего 15 листов; здесь же хранятся напечатанные на пергамене в Фессалонике т. н. Бретская Библия (1514) и Псалтирь (1522). Среди греч. рукописей наиболее интересны переписанные в IX в. Коридетское Четвероевангелие (Gr. 28) и Четвероевангелие (Gr. 27), в к-ром сохранился лист из Четвероевангелия X в., написанного литургическим унциалом и украшенного экфонетическими знаками. На полях рукописи Коридетского Четвероевангелия помещены приписки на груз. (X-XII вв.) и греч. (XIV-XVII вв.) языках. Сборник сочинений свт. Василия Великого (Gr. 48, XI в.) украшен заставками и инициалами, текст написан строчным письмом. В большом количестве представлены русскоязычные варианты переписки груз. и российских царей и членов царских семей XVI-XIX вв., среди них есть и такие рукописи, грузинские оригиналы к-рых утрачены. В рус. коллекцию также входят поздние церковные рукописи духовного содержания: молитвенник (Ros. 740, XVI в.), Псалтирь (Ros. 735, XVIII в.), сборник речей св. отцов (Ros. 743, XVIII в.), сборник богослужебных песнопений (Ros. 746, XVII-XVIII вв.), сборник песнопений с нотными знаками XIX в. и др. Также здесь хранятся письмо Л. Н. Толстого (автограф) толстовцу Илье Накашидзе, датированное 1 февр. 1905 г. (Ros. 124), рукописные ноты песни П. И. Чайковского «Ночевала тучка золотая» на слова М. Ю. Лермонтова, записанные 5 июля 1887 г. в Боржоми (Ros. 330), неполный текст (отсутствуют часть 3-го действия и 4-е) поэмы «Горе от ума» А. Грибоедова (Ros. 195). В личных архивных фондах общественных деятелей хранятся автографические списки произведений груз. писателей-классиков прав. Илии Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важи Пшавелы; личные архивы Католикосов-Патриархов всей Грузии: Каллистрата (Цинцадзе; 1932-1952), сщмч. Амвросия (Хелая) и сщмч. Кириона III (Садзаглишвили), святителей еп. Имеретинского Гавриила (Кикодзе; † 1896), еп. Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе; † 1907) и др., а также архивы живших на Кавказе рус. общественных деятелей и ученых, напр., этнографа Е. Г. Вейденбаума, содержащие материалы по истории Кавказа XIX в. Также фонд располагает биобиблиографической картотекой фамилий тех, кто служили на Кавказе в XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/468825.html

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Образ И. вводился в Собор Угличских святых: на иконе нач. XVIII в. (УИХМ) святой предстоит Спасителю крайним справа в 1-м ряду (правая рука с раскрытой ладонью, в левой свиток), рядом с блгв. кн. Романом Угличским; на пяднице кон. XVIII в. из частного собрания И. с седой бородой (руки со свитком в молении) - крайний слева, возле преподобных Кассиана Учемского и Паисия Угличского. В составе Соборов рус. святых И. в схиме включен в правую группу блгв. князей и княгинь на иконах поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; надпись: «Кн(з) urhamiu oyrлeцkiu»), 1814 г. письма Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой в виде средовека в монашеском одеянии и в куколе представлен в 4-м ряду слева, с надписью на нимбе: «Прп(д) I w аннъ Кн # (з)». На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) - необычное изображение И. в княжеских одеждах, с непокрытой головой (в 7-м ряду крайний слева). В иконописи XX в. образ И. встречается на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», написанной мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г. (ризница ТСЛ - келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), а также на списках кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах из московских церквей свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина) и равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), из вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). И. представлен в группе Вологодских чудотворцев 4-м справа во 2-м ряду, над прп. Димитрием Прилуцким. В кон. XX - нач. XXI в. для Спасо-Прилуцкого монастыря были созданы произведения церковного искусства по местным иконописным образцам XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Житие прп. Георгия (Кекел. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.) было составлено по поручению прп. Георгия Затворника учеником преподобного Георгием Мцире в 1066-1068 гг., вскоре после смерти учителя, и дает представление о церковной деятельности прп. Георгия в Сирии, в Иверском мон-ре, в Иерусалиме, в Грузии. В Житии отмечают художественность и образность языка. К XIII-XIV вв. относится перевод с сир. языка Жития Петра Ивера (Кекел. Н 1670, XV в.), осуществленный Макарием Месхи (Хуцеси). Житие было написано груз. мон. Захарией, сообщавшим о событиях V в., о деятельности еп. Газы, церковного писателя свт. Петра Ивера, основавшего неск. мон-рей в Византии. К поздним кименным редакциям относятся Жития преподобных Онисифора и Порфирия Гареджийских, написанные Гавриилом Мцире (оба - 1786-1787 гг.; Oxonit Bodl. 8, XVIII в.). В 1880 г. мон. Спиридон (Грдзелишвили) создал Житие монаха Христесия-Христофора (Кекел. Н 40. Л. 214-225, 1892 г.). III. Метафрастическое лит. течение, сформированное в Византии во 2-й пол. X в., в груз. агиографии не нашло адекватного отражения, где акцент был поставлен не на стилистическом совершенстве языка, а на более понятной читателю структурно-композиционной обработке источника. Наиболее ранняя метафрастическая редакция кименного Жития св. Нины была сделана в XI в. Леонтием Мровели и попала в «Картлис Цховреба» под названием «Обращение царя Мириана и вместе с ним всей Картли святой и блаженной Матерью нашей равноапостольной Нино» (списки КЦ: Кекел. Q 795, XV в.; Q 207, XVI в.; S 30, 1633-1646 гг.; Н 2080, до 1703 г.; 10 рукописей XVIII в.; отдельная: Кекел. А 190, 1713 г.- КЦ. Т. 1. С. 72-130). В XII в. прп. Арсений Икалтойский создал 2-ю ред. Жития (Кекел. А 707 (фрагментарно), XII-XIII вв.; Q 762, XIII-XIV вв.; А 518, 1708 г.- Карбелашвили. 1902; ПГП. Т. 3. С. 7-51). Житие Илариона Нового (Грузина) было переработано во 2-й пол. XI в. в Византии учеником прп. Георгия Святогорца иером. Феофилом и считается более близким к визант. метафрастическим житиям, чем Житие св. Нины. При переводе на груз. язык Феофил изменил безыскусный язык оригинала, использовал метафоры и сравнения, добавил риторические отступления, текст стал более пространным. Житие прп. Илариона Нового сохранилось в поздних рукописях (Кекел. А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; 8 рукописей XVIII-XIX вв.- ПГП. Т. 3. С. 208-248; Сабинин. Рай. С. 371-392).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Стиль живописи иконописцев Афона определили консервативные тенденции. Однако в него вошли элементы и приемы критского письма, освоенные афонитами в предыдущем столетии. Иконы Феофана Критского, как и особо почитаемые визант. образы, находящиеся в мон-рях Афона, стали объектом многократного копирования, их списки предназначались для местных храмов и в качестве подношений христ. правителям. Во множестве исполнялись иконы для паломников, приходящих на Афон, в первую очередь с изображением устроителя Вел. Лавры прп. Афанасия Афонского, а также списки чудотворных икон Божией Матери: «Ватопедской Закланной», «Троеручицы» из Хиландарского, «Портаитиссы» из Иверского мон-рей и др. Одним из ведущих художников мастерской Иверского мон-ря был Ямвлих, сын Романов, известный с 1648 г., когда ему было поручено исполнение точного списка «Портаитиссы» (Иверской иконы Божией Матери) по заказу московского царского дома. В том же году список был доставлен в Москву (находится в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ). Ок. 1655 г. был изготовлен 2-й список «Портаитиссы» для Патриарха Никона (не сохр.). В Россию с Афона были присланы еще 2 иконы «Портаитиссы», переданные дочерям царя Алексея Михайловича (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь»). К XVIII в. большое распространение получило на Афоне изготовление икон с видами местных мон-рей, к-рые повторяли их гравюрные изображения, исполненные в мастерских Венеции и Вены («Преображение с предстоящими и видом афонского мон-ря Пантократора», сер. XVIII в., ГИМ). Источником гравюр послужили живописные изображения. В XVIII и XIX вв. на Афоне исполнялось мн. икон упрощенных, иногда близких к народному искусству, но всегда точно следующих канонической схеме, к-рая не давала мастеру нарушить верность образа преданию. Для поствизант. живописи разного художественного уровня это всегда было главным условием ее существования как самостоятельного искусства, что прекрасно осознавали сами художники. Об этом свидетельствуют многообразные по своему типу иконописные подлинники, лицевые и толковые, бытовавшие в среде греч. мастеров в XV-XIX вв. Наиболее полный свод толкового подлинника (Ерминия) был завершен между 1700 и 1742 гг. трудами афонского инока Дионисия Фурноаграфиота .

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010