Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), иерей (?), Шенкурский. Подвизался в Шенкурске на р. Ваге. В «Описании о российских святых» о З. говорится: «Святый блаженный Захарий, Христа ради юродивый, в Шенкурском граде на Ваге реце, преставися в лето 7000 сентября 5 дня» (РНБ. Q.I.603. Л. 64; Мих. Q.351. Л. 37 об.; Q.532. Л. 214, все списки XVIII в.; ср.: Описание о российских святых. С. 146). Год кончины, очевидно, недописан; память З., вероятно, приурочена к дню памяти прор. Захарии . Память З. под 5 сент. отмечена также в старообрядческой рукописи нач. XIX в.- «Бабушкинских святцах» (БАН. Дружин. 131(164). Л. 7 об.), в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯИАМЗ. Инв., 155544, 1807-1811 гг.), в иконописных подлинниках, в частности в рукописи 20-х гг. XIX в. под 5 сент., где облик З. уподоблен облику прор. Захарии: «на главе шапка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110-111). Встречающаяся в литературе дата кончины З. (1325) не имеет оснований в источниках. Исследователи пытались определить время, когда жил святой (XV в.- Н. П. Барсуков , архиеп. Сергий (Спасский) , XVI в.- архим. Леонид (Кавелин) ), но их гипотезы неубедительны. Сщмч. Никодим (Кононов) в «Архангельском патерике» назвал прав. свящ. Захарию, сообщение о почтании к-рого в окрестностях Шенкурска было зафиксировано в XIX в. По преданию, в XVII в. в Слободско-Благовещенском приходе (центр - в с. Благовещенском, в 90 верстах от Шенкурска) новгородцы устроили ц. во имя прав. Захарии, бывшего приходского священника, мощи которого находились в этом храме, но впоследствии были утрачены во время пожара, поскольку один прихожанин не дал их вынести на том основании, что св. мощи сгореть не могут. Однако в описи Слободско-Благовещенского прихода 1781 г. приводятся сведения об освящении в приходе ряда храмов, в т. ч. в 1683 г. Преображенской ц. с приделом во имя прор. Захарии (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 96-97). Т. о., в кон. XVII-XVIII в. следов почитания здесь свящ. Захарии не было.

http://pravenc.ru/text/182687.html

памятные даты побед (лат. victoria), одержанных в сражениях, или заключений благоприятных мирных договоров. Торжественное церковное прославление побед известно из истории (установление праздника Всемилостивого Спаса 1 авг. в память победы 1164 блгв. кн. Андреем Боголюбским, дни избавления К-поля от осад - Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 35-39, и др.). Термин «В. д.» стал употребляться в Русской Церкви в XVIII-XIX вв.; согласно терминологии синодального периода, В. д., или «дни побед», относились к гражданским праздникам наряду с царскими и кавалерскими днями и праздником Нового года . В этот период они приобрели особое значение для Церкви и гос-ва в связи с активной внешней политикой Российской империи. Годовщина победы в Полтавском сражении 27 июня 1709 г. стала важным праздником неподвижного годового круга богослужения: было составлено полное церковное последование праздника, в нек-рых певч. рукописях XVIII в. встречаются песнопения этой службы, исполняемые знаменным распевом, есть концерты на их тексты (см.: Смоленский С. В. О собрании рус. древне-певческих рукописей в Моск. Синод. училище церк. пения: Кр. предв. сообщ. [М.], 1899. С. 54, 59; Музыка на Полтавскую победу//ПРМИ. М., 1973. Вып. 3). Память заключения Ништадтского мира со Швецией (30 авг. 1721) также приобрела большое значение, к этой дате в 1724 г. было приурочено перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского в лавру его имени в С.-Петербурге. Впосл. было установлено еще неск. В. д.: 9 авг.- взятие Нарвы в 1704 г., 27 июля - битвы при Гангуте в 1714 г. и Гренгаме в 1720 г., 24 июня - Чесменская битва в 1770 г., 10 июля - заключение Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 г. и др. Из них только 2 (27 июня и 30 авг.) имели полноценное церковное празднование. Также можно отметить день памяти избавления России от нашествия «галлов и с ними 20 языков», т. е. наполеоновских армий (25 дек.), в богослужебных книгах определено после литургии в этот день совершить молебен по особому чину. Памяти др. побед не упомянуты в богослужебных книгах (хотя в эти дни также совершались молебны). Списки В. д. печатались в табелях и различных календарях (память заключения Ништадтского мира в них обычно отсутствует, хотя служба Ништадтского мира помещается в Минее на авг. с кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/158568.html

На выставке в Казани, посвященной Казанскому образу Богоматери, впервые представят уникальные иконы из частных коллекций 29 июня 2016 г. 13:17 Уникальная выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. История Казанского Богородицкого монастыря» откроется в Казани 2 июля 2016 года. Она будет работать до октября в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Об этом шла речь 28 июня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ». Во встрече с журналистами приняли участие директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, краевед Анатолий Елдашев и первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Уникальный выставочный проект в ГМИИ РТ приурочен к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое состоится 21 июля, и закладке собора в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Выставка будет проходить в рамках международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации» с 18 по 21 июля. На выставке представят уникальные произведения русского искусства конца XVI — начала XX века. Горожане и гости столицы смогут увидеть около двухсот икон и более ста предметов декоративно-прикладного искусства, живописные портреты, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные с историей монастыря, а также археологический материал, обнаруженный при раскопках Богородицкого монастыря. В основном разделе выставки 170 икон из частных коллекций, богатое собрание древнерусской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. из фондов ГМИИ РТ, НМ РТ и музеев КФУ. Посетители выставки смогут также увидеть разнообразный материал фондовых коллекций, архивные материалы. На выставке будут представлены и первые древние списки Казанского образа Богородицы последней четверти XVI — начала XVII вв. Впервые будут экспонироваться иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря (1867-1928 гг.), являвшейся крупным центром иконописания. Помимо этого, будут представлены серебряная риза с чудотворной Казанской иконы Богородицы и древняя подвесная пелена конца XVI века из собрания НМ РТ, а также значительная коллекция окладов казанских мастеров и уникальные произведения ювелирного искусства, созданные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке будет экспонироваться коллекция портретов XVIII-XIX вв., панорамные графические листы и даже материалы ФСБ.

http://patriarchia.ru/db/text/4550615.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) (сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. Житие Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции. Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИПРИАН († 1622, с. Воскресенское Суздальского у. (ныне Лежневского р-на Ивановской обл.)), блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский. Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий В «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.) о подвижнике сказано: «Святый и блаженный Киприан, иже Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реце, Суждальский чудотворец, преставися в лето 7100» (дата, очевидно, недописана). В Строгановском иконописном подлиннике кон. XVIII в. указано, что святой подвизался «при царе Борисе Годунове» (БАН. Строг. 66. Л. 130). К. происходил, вероятно, из крестьян с. Воскресенского на р. Увоти (ныне Уводь), вотчины князей Прозоровских. Подвижник жил на небольшом острове на реке, в воскресные и праздничные дни приходил молиться в Воскресенский храм. После церковной службы К. не сразу удалялся на остров, а молился около церкви на склоне берега Увоти. На этом месте К., по преданию, посадил неск. берез и сосен, нек-рые из них сохранялись до нач. XX в. К. скончался в своем уединении, почитаемый и уважаемый окрестными жителями. Крестьяне сел Воскресенского и Петровского хотели похоронить отшельника у своих приходских церквей. По свидетельству одного из преданий, спор разрешился после того, как в одежде К. нашли записку, в которой подвижник просил похоронить его в с. Воскресенском. По др. версии, гроб пустили плыть по реке и он против течения приплыл к с. Воскресенскому. Юродивый был погребен на левой стороне Воскресенского храма, напротив клироса. В 1713 г. построили новую, каменную Воскресенскую ц. В 1751 г. на средства владельцев села князей Голицыных, почитавших К., над местом погребения блаженного соорудили придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, который был освящен по благословению Суздальского и Юрьевского еп. Порфирия.

http://pravenc.ru/text/1684732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛОСС Борис Михайлович (род. 19.12.1932, Москва), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф. Кандидат физико-математических наук (1960), д-р исторических наук (1989), почетный д-р Европейского ун-та в С.-Петербурге (2003), член Американской ассоциации древнеслав. исследований (The Early Slavic Studies Associamion, 1992). Род. в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу с золотой медалью (1951). В 1951-1956 гг. учился на механико-математическом фак-те МГУ, по окончании к-рого поступил в аспирантуру. В 1958 г. начал работать младшим научным сотрудником Ин-та автоматики АН СССР (с 1962 старший научный сотрудник). Автор работ по предельным теоремам теории вероятностей, топологическим группам, математическим вопросам кибернетики, теории сложностей алгоритмов. Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В 1971 г. К. был приглашен заниматься исследованием текстов исторических источников с применением математических методов и стал старшим научным сотрудником Ин-та истории СССР АН СССР (с 1989 ведущий научный сотрудник Ин-та истории СССР (с 1992 ИРИ РАН, Центр истории религии и церкви)). В 80-90-х гг. XX в. К. преподавал в МГУ, МГИАИ, МФТИ. В 1980 г. была издана 1-я монография К.- «Никоновский свод и русские летописи», являющаяся итогом его десятилетних исследований. Автор определил время и место создания данного летописного свода, игравшего важную роль в построениях историков XVIII-XIX вв., его источники и оригинал, которым являлась первая, до 1520 г., часть «списка Оболенского» (РГАДА. Ф. 201. 163). По мнению К., Никоновская летопись была составлена в 1526-1530 гг. при московском митрополичьем дворе под рук. митр. всея Руси Даниила (1522-1539), автографы которого К. обнаружил в списках памятника. В одной из глав К. исследовал памятники митрополичьего скриптория того времени. Он подтвердил высказанное ранее мнение (в частности, А. А. Шахматовым ) о том, что сообщения более ранних сводов Никоновской летописи подвергались переосмыслению и дополнялись ранее не встречающимися сведениями. Одной из основных тенденций этого свода стало обоснование права Церкви на земельные владения. В последних главах монографии К. исследовал использование Никоновской летописи при составлении памятников царского летописания 2-й пол. XVI в., в т. ч. летописного свода Иоанна IV Васильевича Грозного, изучил редакции и списки памятника XVII-XVIII вв., его влияние на летописание Троице-Сергиева монастыря и патриарший свод 70-х гг. XVII в. Монография К. была высоко оценена учеными и не потеряла научного значения до наст. времени (см., напр.: Кистерев С. Н . Вехи в историографии рус. летописания//Очерки феод. России: Сб. ст. Вып. 7: К 70-летию Б. М. Клосса/Ред. С. Н. Кистерев. М., 2003. С. 24-28).

http://pravenc.ru/text/1841459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) (Ружаностокская, Рожаностокская), (празд. 7 окт.), чудотворный образ, получивший название по месту обретения и пребывания в кон. XIX - нач. XX в. в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в урочище Красносток (до 1663 Кривосток) Сокольского у. Гродненской губ. (ныне дер. Ружанысток (рус. Красносток) Подлясского воеводства, Польша). Т. к. икона почитается православными и католиками, реконструкция ее ранней истории имеет неск. версий. Правосл. историография связывает К. и. с кн. Урусовым, воевавшим в Литве в XVI в.; в качестве протографа указывается закрывающийся складень ([ Орловский.] 1901. С. 15). Икона являлась родовой святыней Урусовых, переданной по женской линии семье Тышкевичей; у себя Урусовы сохранили копию древнего образа ( Семеняко. 1908. С. 6, 7). Однако, согласно генеалогии Урусовых, начало роду было положено только в 1615 г., когда Касим-мурза из ногайских князей принял крещение с именем Андрей. Вероятно, в преданиях отражены более поздние события русско-польск. войны 1653-1667 гг., когда воевода царя Алексея Михайловича кн. Семен Андреевич Урусов (ок. 1610-1657) в нояб. 1655 г. сражался с войсками Великого княжества Литовского на западе Белоруссии. Историк Православия на Подляшье свящ. Григорий Сосна полагает, что чтимый образ Божией Матери, списки которого известны в неск. храмах этого региона, существовал уже в нач. XVII в. в каменной церкви, построенной в Кривостоке в сер. XVI в. Хрептовичами. От этого образа иконографически могла происходить чудотворная К. и. из дома Тышкевича, написанная на кипарисовой доске и вставленная в 2-створчатый «походный складень». Она упоминается впервые при передаче Красностокского храма православным. Эту икону жена Тышкевича Евфросиния «благословила брать мужу в военный поход» ( Sosna. 2001. S. 247). В доме же осталась др. К. и., написанная по заказу Евфросинии в Гродно (возможно, худож. Иоганном Шреттером), вскоре проявившая чудесные свойства.

http://pravenc.ru/text/2458961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ († 1445?, совр. пос. Варнавино Нижегородской обл.), прп. (пам. 11 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых). Основным источником сведений о В. В. является его житие (неизд.), написанное ок. 1639 г. иером. Иосифом «с ветхой книги» (которая, по-видимому, содержала записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к преподобному) и на основании устных свидетельств; житие содержит очень мало сведений о В. В. Наиболее ранние списки жития относятся к XVIII в.: НБ МГУ. Ор и РК, 293. л. 448-461 об. (нач. столетия) и РГАДА. Ф. 188. 1222. Л. 4-73 об. (посл. четв.). В последнем списке помимо жития помещены тропарь и кондак преподобному (Л. 1-2) и его изображение (Л. 3 об.). Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино) Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино) В. В. был священником в одном из храмов Устюга (ныне Вел. Устюг), в XIII-XVI вв. находившегося на границе рус. земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племен. В XV - 1-й пол. XVI в. на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки совр. марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 г., как полагают, именно после него В. В., по-видимому овдовев, принял монашеский постриг и отправился на р. Ветлугу (в списке жития нач. XVIII в. говорится, что В. «саном иеромонах... прииде... на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода В. В. в район расселения черемисских племен, исповедовавших язычество (Вел. Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). В. В. поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности на правом берегу, позднее получившей название Красная гора. Вероятно, его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей. Со временем вместе с ним поселились др. люди - рус. переселенцы или крещеные черемисы (при установке в 2000 в Варнавине на Красной горе памятного креста на месте храма над могилой В. В. были обнаружены останки 2 чел., вероятно учеников святого). Согласно житию, В. В. прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы.

http://pravenc.ru/text/Варнавы ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание (ЖЕЛТИКОВ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в вол. Суземье Тверского княжества, с XV в. Тверского у., со 2-й пол. XVIII в. до 1-й трети XX в.- Тверском у. Тверской губ., в 4 верстах от г. Твери, на левом берегу р. Тьмака. Основан в местности, называемой Желтиково (Жолтиково), в 1394 г. свт. Арсением , еп. Тверским, который, согласно Рогожскому летописцу, «в лето 6902-е... поставил церковь на реце на Тмаце во имя святых отец Феодосиа и Антониа и согради монастырь» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Ч. 1. Стб. 164). В более поздней Никоновской летописи этот текст приводится после статьи от 6 мая 6902 г. (ПСРЛ. 1897. Т. 11. С. 156). Поэтому уточненной датой освящения храма и основания мон-ря следует считать 3 мая 6902 г., день празднования преставления прп. Феодосия Киево-Печерского (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 330). С нач. XV в. соборной становится возведенная в Ж. м. каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вероятно с этого времени мон-рь стал именоваться Успенским. В более позднем источнике, Житии свт. Арсения, еп. Тверского (самые ранние списки относятся к кон. XVI в.), детали рассказа о создании обители не совпадают с летописными данными. Агиографическая традиция предполагает одновременное строительство в кон. XIV в. каменного Успенского храма, деревянных ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и келий (подробнее см.: Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007. С. 323-325). По штатам 1764 г. Ж. м. был отнесен к 3-му классу, с 29 февр. 1836 г.- второклассный. В 1724 - дек. 1728 г. к обители был приписан Шеренский (Ширинский) Благовещенский монастырь Кашинского у. 2 марта 1909 г. по указу Святейшего Синода от 15 нояб. 1908 г. в Ж. м. праздновалось 500-летие со дня преставления свт. Арсения. Настоятели и братия, именитые посетители Жёлтиков мон-рь. Вид с юго-востока. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН И ЛОНГИН Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские . Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (СГИАПМЗ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские . Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (СГИАПМЗ) Чудо о Якове Носыреве. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Чудо о Якове Носыреве. Клеймо иконы «Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием». 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) († ок. 1544?) († ранее 1569 (?); оба святых погибли близ с. Яреньга (Яренга, совр. Приморский р-н Архангельской обл.)), праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.), Яренгские. Рассказ о явлении мощей И. и Л. содержится в «Сказании вкратце о проявлении, и обретении, и о чюдесех, и о пренесении честных мощей святых и праведных Иоана и Логгина, иже в Яренги новоявленных чюдотворцов». По наблюдениям Л. А. Дмитриева , «Сказание...» известно в 4 редакциях, составлявшихся в XVI-XVII вв. Первая редакция была создана не ранее 1625 г. на основе текста об И. и о Л., написанного в 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. священником яренгской Никольской ц. Варлаамом, который был участником открытия и перенесения мощей И. Записи свящ. Варлаама, лишенные хронологической последовательности, в виде тетрадей хранились при Никольской ц. и дополнялись описаниями чудес, совершавшихся по молитвам к И. и Л. Рассказ о Л., созданный по образцу записей об И., возник вскоре после составления свящ. Варлаамом повествования о явлении св. останков И. После того как мощи Л. были перенесены в Яреньгу, чудотворения стали связывать с обоими святыми. Собранные вместе 14 рассказов об И. и о Л., последний из к-рых датируется 20-ми гг. XVII в., составляют текст 1-й редакции «Сказания...» (списки: РНБ. Солов. 963/1073. Л. 118-134, 30-40-е гг. XVII в.; 217/217. Л. 95-108, XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233. Л. 779-790 об., XVII в.; ГИМ. Щук. 430. Л. 1-16, XVII в.; РНБ. Солов. 182/182. Л. 120-126 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/471222.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010