Н.К. Смирнов Приложение Из «Духовного Регламента», ч. II, п. 2 Должни наипаче епископы знать степени однородства и сродства, и каковые могут вместить в себе супружество, а каковые не могут, или по заповеди Божией, в книгах левитских, глава 18-я, или по церковной, в канонах отеческих и царских. Сами бы сие ведали, а не па иного кого спускались, хотя бы и был у них искусный в сем человек. Именной указ от 23 ноября 1752 года (В «Полн. Собран. Закон.» т. XIII, под 10050). О неразводе бракосочетавшихся за кумовство, учиненное в противность правил св. отец и Духовного Регламента. без предварительного доклада, Ея Императорскому Величеству. Сего ноября в 21 день Ея Императорское Величество соизволила повелеть мне 54 объявить именный свой Императорского Величества указ св. правительствующему Синоду, дабы оный свят. Синод, по имеющимся делам тобольской епархии города Тары протопопа Ивана Зуева, ростовской епархии села Еремейцова попа Афанасия Матвеева, которые за кумовство, яко бы учиненное в противность правилам св. апостол и отец, от сожития с женами их разведены, по прежнему к тому их сожитию с женами их, яко невиновных, допустить и быть им по прежнему в своих местах; и впредь таких подобных дел разводам, кроме самых настоящих вин ежели учинены будут от кого либо в противность правилам св. апостол и св. отец и Духовного Регламента, отнюдь не чинить, а которые в том явятся впредь, об оных доносить Ея Императорскому Величеству. Указ св. Синода от 31 марта 1767 г. (В «Полн. Собр. Закон.» т. XVIII, под 12860). – О подтверждении епархиальным архиереям, чтобы они сами собою не разводили браков между лицами, состоящими в сватовстве или кумовстве. Свят. Правит. Синод из произведенных в св. Синоде дел усмотри, что в некоторых епархиях преосв. архиереи, последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях росписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем как в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено, так и по именному блаженные и вечнодостойные памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 752 года ноября 21 (23) дня указу разводов кроме самых настоящих вин, чинить запрещено, а об оных св. Синоду представлять велено; о чем и во все епархии к преосв. архиереям из св. правит. Синода и указами ж тогда ж подтверждено. Того рода Приказали: и ныне как к синодальным членам, так и в прочие епархии к преосв. архиереям подтвердить еще указами, чтоб таким бракам, кои не от крове, но от сватовства или кумовства в дальнем присвоении состоят, епарх. архиереи сами собою формальных разводов не чиня, по произведении подлежащих о том следствий, представляли бы святейшему правительствующему Синоду на рассмотрение с мнением. Указ св. Синода от 19 сентября 1787 года

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

После этой речи был пропет народный гимн, затем розданы были, приобретённые на счет городского общества, печатные брошюры с жизнеописанием Свв. Кирилла и Мефодия и предложено угощение. Помещение Прогимназии днем было украшено флагами, а вечером иллюминовано снаружи плошками, внутри свечами. Р. Торжество в г. Чистополе и городском училище. Празднование памяти Свв. славянских первоучителей началось здесь с вечера 5-го апреля. Все учащие и учащиеся присутствовали у всенощной. Из них ученицы женской прогимназии и ученики духовного и городского училищ были в соборе, а ученики приходского училища в Спасской церкви. В таком же порядке присутствовали они и при литургии, и на весь день 6 апреля были освобождены от занятий. В два часа дня ученики городского и приходского училищ собрались в зале городской управы, которая была буквально полна народа, так как одних учащихся собралось более 500 человек. Два хора певчих пропели несколько концертов, а также гимн Свв. Кириллу и Мефодию и народный гимн. Помимо пения, было сказано поучение законоучителем и прочитана речь заведующим городским училищем Парамоновым. В заключении торжества всем ученикам были розданы брошюры с жизнеописанием Свв. Кирилла и Мефодия, а потом они получили по коробке конфет. Городская Дума определила в память о дне тысячелетия со времени кончины Мефодия учредить в городском училище 40 стипендий, полагая на каждую по 4 рублей в год. С. Торжество в Чистопольском Духовном училище. Ученики училища и все служащие в нем накануне 6 апреля присутствовали на всенощном бдении, а в день 6 апреля на литургии с молебствием в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. После сего ученики и все служащие в училище собрались в здания училища, где зало, назначенное для торжества, было украшено цветами. В 12 часов дня, в присутствии всех начальствующих, учащих и учащихся, отслужен был молебен Святым Кириллу и Мефодию. По окончании молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему Палладию. Этим закончилось церковное торжество 6 апреля. Затем началась другая часть торжества. В начале хором училищных певчих под управлением наставника училища Ивановского был пропет концерт Бортнянского „Придите воспоим, людие, Спасово тридневное возстание». По окончании его, преподавателем училища г. Скворцевым была произнесена речь о жизни и деятельности Святых Кирилла и Мефодия и значение их трудов для славянских народов. Тотчас за заключительными словами оратора, приглашавшего всех почтить светлую память великих учителей славян, был исполнен гимн в честь Кирилла и Мефодия композиции Старорусского: „Славяне! песнею высокой почтим Апостолов славян» и т. д. По окончании гимна, хор пропел финал из „жизни за Царя " -„Славься, славься, наш Русский Царь» и т. д. В заключение все присутствовавшие пропели народный гимн: „Боже Царя храни”. Т. Торжество в г. Тетюшах и училищах оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Прежде всего, поражает нас та свобода, которая предоставлена старокатоликами предстоятелям, руководителям и даже хору отдельных общин в случаях, если они пожелают заменить ту или другую часть богослужения соответственными молитвами и песнопениями. Единственное ограничение, указанное в литургическом молитвеннике 28 состоит в требовании, чтобы эти молитвенные песнопения были по возможности приспособлены к литургическому тексту. Таким образом, в храме старокатоликов всегда можно услышать вместо обычного уставного богослужения нечто иное. Правда, сборники многих молитвенных песнопений приложены к литургическому молитвеннику, и замена составных частей богослужения обыкновенно происходит чрез выбор песнопений их этих сборников, но этим не исключается возможность выбора песнопений, и не вошедших в указанные приложения к литургическому молитвеннику. А самое главное, чтó может быть указано, как недостаток утреннего и вечернего богослужений старокатоликов, это, с одной стороны, малое соответствие их со временем дня, в которое они совершаются; действительно, может ли одно и то же уставное богослужение соответствовать двум разным частям дня? и с другой стороны, слабое выражение в них отличительных черт того или другого празднества или события в жизни церкви Христовой. В то время как богослужение православной церкви даёт нам почти полную историю этих событий с хвалебными пениями, посвящёнными самым малейшим подробностям их, и, повторяя некоторые песнопения, старается углубить, внедрить их в душу, напечатлеть в памяти верующего, старокатолическое богослужение при кратности своей может отметить только в общих чертах события евангельской, апостольской и послеапостольской истории и едва-едва, так сказать, успевает передать их евангельскими или библейскими словами. Правда, старокатолики могут возразить, что восполнение краткости богослужения в этом его значении бывает чрез проповедь; но проповедь, – как бы ни был велик авторитет проповедника, – не может пользоваться таким великим значением, как освящённое авторитетом всей церкви богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Глава Православной Церкви Казахстана посетил прием в честь Дня независимости Республики Беларусь 29 июня 2022 г. 14:54 28 июня 2022 года по приглашению Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Республике Казахстан П.В. Утюпина глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил белорусское посольство. Архипастыря сопровождал благочинный приходов столицы Казахстана архимандрит Сергий (Карамышев). В дипломатическом представительстве состоялся прием по случаю Дня независимости Республики Беларусь. В торжественном мероприятии приняли участие представители органов государственного управления Республики Казахстан, казахстанских деловых и научных кругов, СМИ, дипломатического корпуса и международных организаций, белорусской диаспоры в Казахстане. Митрополит Александр поздравил посла Белоруссии и участников приема с торжеством. «Этот особый день неразрывно связан с подвигом нашего народа, явившего беспримерное мужество, доблесть и героизм при освобождении Минска от нацистских захватчиков в далеком 1944 году. Став символом преемственности поколений и сохранения национальной исторической памяти, данный праздник объединяет миллионы граждан Беларуси, вносящих свой вклад в созидание мирной и благополучной жизни. История свидетельствует, что укрепление суверенитета и успешное развитие страны невозможно в отрыве от духовной традиции народа. Сегодня в Республике Беларусь мы видим конструктивное взаимодействие органов государственной власти с Белорусским экзархатом Русской Православной Церкви, направленное на упрочение братских отношений с Россией, дружеских контактов с Казахстаном и иными странами, на утверждение в обществе вечных нравственных идеалов и ценностей», — отметил, в частности, в своем слове глава Митрополичьего округа. Митрополит Александр подчеркнул, что текущий год для Республики Беларусь ознаменован большим историческим юбилеем — 1030-летием Православия на Белорусских землях, а в Казахстане осенью пройдут торжества, посвященные 150-летию учреждения Туркестанской епархии. Архипастырь отметил, что образование в XIX столетии епархии с центром в городе Верный стало закономерным итогом многовекового существования Православия на древней земле Центральной Азии, где Евангельская истина была возвещена учениками Господа Иисуса Христа и активно распространялась с апостольских времен. Участникам праздничного приема была представлена концертная программа. В ходе общения митрополит Александр, посол Белоруссии П.В. Утюпин, представители государственной власти и дипломаты обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Кто-то может сказать, что ну да, чего только в истории ни было, какие только подвижники, герои ни жили в стародавние времена. А вот выйдем мы сейчас из этого храма, окажемся в центре большого города. И как это трудно — все то, что мы слышали сегодня в храме о святом мученике Трифоне, соотнести с этим нашим опытом жизни в современной стране, в столичном городе. На самом деле все то, что было актуально во времена святого Трифона, не теряет своей силы, своего значения и смысла сегодня. И обстоятельства жизни, внешне меняясь, остаются теми же. Человек живет со своими страстями, грехами, слабостями, и одновременно, каждому человеку, даже самому грешному подается помощь, благодать и сила, если человек способен принять это и желает принять. И одновременно для того, чтобы стать исповедником веры христовой, чтобы быть верным Спасителю, не  обязательно доказывать это физическими мучениями. Конечно, велик соблазн был, когда гонители веры предлагали христианам либо отказаться от Христа и обрести спокойную жизнь, вернуться в свои дома, жить так, как живут все, или принять страдания и мученическую смерть. Но ведь и сегодня есть соблазны, которые предлагают нам либо остаться со Христом и переносить испытания, идти узким путем по жизни, или отказаться от Него и идти широким путем, по которому идут почти все, ни о чем не думая, наслаждаясь жизнью, видя главную цель своего бытия, чтобы жить богато, чтобы больше потреблять благ. Сегодня никто не требует от нас испытывать физические страдания, чтобы доказать верность Спасителю, но искушения сегодняшнего дня не меньше, чем тех древних лет. Как сильно звучат слова Господа, обращенные к апостолам, а через них и ко всем нам: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити, но бойтесь тех, кто душу способен погубить в геенне огненной». И сегодня от христианина требуется такое же мужество, терпение, сила воли, но самое главное — доверие Господу и принятие Его в свое сердце, чтобы противостоят соблазнам жизни. Как во времена Трифона требовались терпение, и воля, и сила веры, чтобы вынести физические мучения за Господа и Спасителя. И сегодня от нас требуется вера во Христа и верность Господу. И требования сегодняшнего дня не меньше чем тех древних дней. Только искушения и соблазны более утонченные.

http://patriarchia.ru/db/text/558666.htm...

В храме святого: канон Богородице «прешедшия недели утренний», т. е. из воскресной утрени Октоиха уходящего гласа, на 6 и канон святого на 8. В Тропари и кондаки по входе: по образцу службы полиелейному святому, т. к. каноны Октоиха не поются и, следовательно, тропарь и кондак дня также опускаются. Прокимны, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: От Недели Всех святых до Недели о Мытаре и фарисее – сначала святого, затем дня; От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых – сначала дня, затем святого. О святом, поемом на 6 Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (Месяцеслове) 331 . В день памяти шестеричного святого совершаются вседневная вечерня и вседневная утреня. Вечерня (кроме субботы) 332 Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; 333 если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); 334 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого (здесь также выбор богородична определятеся гласом и днем седмицы). Малое повечерие и полунощница Совершаются по Уставу, без особенностей; песнопения из Минеи здесь не поются (кроме тех случаев, когда по Уставу на малое повечерие переносится служба одному из святых Минеи – например, 6 сентября, 28 ноября и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010