М. Скворцовым, чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода.) газеты «Колокол», проглядывая который, я наткнулся на статью какого-то архимандрита, озаглавленную: «Апостольская поездка еп. Дионисия по Галиции» (Кажется, не ошибаюсь, приводя по памяти название статьи. Еп. Дионисий, впоследствии – митрополит Варшавский.). В статье сообщалось, что с продвижением наших войск в Галицию, Волынские духовные власти, во главе с архиепископом Евлогием, начали «апостольское» дело обращения галицийских униатов в православие. Еп. Дионисий (Кременецкий, викарий Волынской епархии) уже подъял великий подвиг, путешествуя по градам и весям Галиции. Преосвященный не только совершает богослужения в униатских приходах, но и «действует». Указывались факты: в селе H преосвященный призывает священника-униата. «Ты – папист?» – спрашивает его преосвященный. «Папист», – отвечает священник. «Тогда вот тебе два дня на размышление: если не откажешься от папы, отрешу тебя от места». Священник не согласился отказаться, после чего епископ в воскресенье объявляет прихожанам: «Ваш священник – папист; он негоден для вас; я ставлю вам другого»... И... поставил иеромонаха Почаевской Лавры. Я воспроизвожу содержание статьи по памяти, но она так ошеломила меня тогда, что теперь я уверен, что если и погрешаю, то только в отношении дословной передачи, а не по существу ее. Задолго до войны я изучал униатский вопрос в широкой научной и бытовой постановке. Защищенная мною 9 мая 1910 г. магистерская диссертация озаглавливалась: «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.)». Статья «Колокола» воскресила в моей памяти знакомую картину воссоединения 30-х годов прошлого столетия со всеми ошибками и промахами воссоединителей, приводившими к кровавым столкновениям, к вмешательству вооруженной силы. Только «тогда» было в мирное время и у себя дома, а «теперь» – на театре военных действий, на чужой территории. Последнее обстоятельство обязывало наших «деятелей» к особой осмотрительности и осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Встречая Новый год и совершая Новогодний молебен, мы обращаемся взором в прошлое и видим, что среди нас кого-то уже недостает, т.к. они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год – это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает с Богом – ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности. Древнее «часомерие» А.Ф. Лосев пишет: «Вечное движение небесного свода для греков – это есть их история» 331 . Таким образом, движение небесных светил – есть время, а события, происходящие во времени – это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени в древности формировалось в процессе занятий астрономией, в процессе наблюдения за небесными светилами 332 . Измерение времени было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии 333 , откуда они затем распространились по другим регионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации. К неизменяемым параметрам времени относится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) 334 начинается с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5 ). В Новозаветное время такая традиция сохраняется: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2Кор.11:25 ). Одновременно в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» 335 . Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому имеется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенадцать ли часов во дне» ( Ин.11:9 ). В древности, как видим, и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в течение суток 336 . «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были разными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год – в периоды весеннего и осеннего равноденствия – дневные и ночные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длительности» 337 . Такая система отсчёта времени измерялась солнечными часами, известными с древности. На ровной поверхности «циферблата» наносились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывал время дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сворой, заходящейся лаем. И кусающей. Вслед за этой вопящей толпой, которая выла. Без всякого права. С полным правом. Ведь они следовали Писанию. Данному через пророков. Все были против Него. Во–первых, Понтий Пилат. Тот самый Понтий Пилат. Pondus Pilatus. Sub Pontio Pilato passus. Честный человек. По крайней мере слывший честным. Здравый. Не злой. Римлянин. Который понимал интересы страны. И с немалым трудом управлял этими евреями. Племенем, признаться, весьма непокорным. Да вот беда, уже три дня их словно безумие обуяло против ее мальчика. Какое–то безумие. Что–то вроде бешенства. Да, они просто, как бешеные, ополчились. Против Него. Что на них нашло? Ведь Он ничего такого уж плохого не сделал. И во главе — Понтий Пилат. Человек, который умыл руки. Прокуратор. Прокуратор для римлян. Прокуратор Иудейский. Генералы, офицеры, солдаты. Унтер–офицеры, сотники, центурионы, декурионы. Священники и князья церкви. Писцы. То есть книжники. Сборщики податей, по–иному — откупщики. Которые, при этом, не хуже других людей. А еще ей сказали, что у Него есть ученики. Апостолы. Но их что–то не видно. Может быть, это и неправда. Может быть, у Него их и нет. Может, у Него никогда их и не было. В жизни, подчас, легко ошибиться. Если бы они у Него были, их не пришлось бы искать. Потому что, если бы они у Него были, они не стали бы прятаться. Ведь это же мужчины, они не стали бы прятаться. Она плакала, она не просто плакала. Она плакала в счет сегодняшнего дня и в счет завтрашнего. И в счет всего своего будущего. В счет всей своей грядущей жизни. Но плакала она, но еще она плакала. Плакала она и в счет своего прошлого. В счет тех давних дней, когда она была счастлива. Святая простота. Чтобы стереть из памяти те дни, когда она была счастлива. Чтобы стереть из памяти те счастливые дни. Свои давние счастливые дни. Потому что дни те ее обманули. Те обманчивые дни. Дни те ее предали. Те давние дни. Те дни, когда она должна была плакать впрок. Про запас. Нужно бы всегда плакать про запас. В счет грядущих дней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

День деревни начинался с православного молебна у памятника деревне, а с 2016 года с Божественной Литургии, в построенном и освященном во время праздника храме Апостолов Петра и Павла. Главным содержательным стержнем Дня деревни являются чествование лучших тружеников села, а также краеведческие исследования учеников школ района об ушедших деревнях, об их знаменитых тружениках, что воспитывает в детях почтительное отношение к прошлому и нашим предкам. Материалы исследований становятся общедоступными, по их результатам создана стена памяти района. Изначально организаторы Дня деревни решили придать ему духовный, а не ярмарочный характер, делать всё для продолжения и возрождения самобытности, культуры, традиций русской деревни, как источников нравственности и патриотизма русского народа. Различные выставки деревенского творчества, талантливых поделок, выступления знаменитых земляков, выдающихся спортсменов, деятелей литературы и искусства отдают дань благодарности русской деревне-нашей корневой основе. Организационный Комитет по подготовке и проведению Дня деревни полагает, что при необходимой информационной и организационной поддержке этого проекта, День деревни возможно и целесообразно проводить в масштабах сельскохозяйственных районов страны. На наш взгляд эта инициатива заслуживает поддержки на федеральном уровне через официальное утверждение Дня деревни. Уверены, что данная акция не только повысит внимание общества к проблемам села, но и послужит усилению патриотического воспитания населения, особенно молодёжи. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Материал имеет подзаголовок " Беседа поэтов " , и, что примечательно, на весь, довольно длинный текст, - ни одной стихотворной строчки. Поэты не цитируют поэзию - ни чужую, ни свою. Речь, которую нам предъявили, публицистична на 110%. Любопытно, что, например, Евгения Беркович, находящаяся в СИЗО по обвинению в экстремизме и, очевидно, относимая беседующими поэтами к числу идеологических противников (и даже врагов), даже на суде выступила с речью в стиховторной форме. То есть она верит, что стихи звучат сильнее публицистики... А тут налицо вера, что публицистика сильнее стихов. Что-то в этом есть, говорящее и о настоящем, и о будущем поэзии...

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Если воскресный день с самых первых пор стоял во главе недели, как день особенной радости, то Пасха самым естественным и последовательным образом является во главе целого года, как праздников праздник с предшествующею ей великою Пятницею, как днём смерти Христовой, и с сопровождающими её пяти десятью днями, замыкаемыми праздником Пятидесятницы. Сверх того, не совсем оставлено было празднование субботы 281 . Затем, теперь уже возбуждался вопрос о временя рождения И. Христа, стоявший без сомнения в связи с вопросом о праздновании дня Его рождения 282 . Таком образом центральные пункты, около которых группируется весь цикл христианских праздников, установились уже, и дальнейшее развитие христианского календаря является естественным следствием того движения церковного, которое все больше и больше возникало в третьем веке. Наконец, как-бы в противовес языческому культу героев теперь особенно выдвигаются дни памяти мучеников и исповедников, как воинов Христовых. Киприан в послании к своему клиру повелевает замечать дни их кончины, чтобы ежегодно освящать их общественным богослужением; а в другом месте говорит, что об исповедниках совершаются приношения, когда празднуются страдания мучеников. При таком настроении, понятно, не могли быть забыты мученики, пострадавшие прежде. Поэтому нет ничего естественнее, если день памяти первомученика Стефана является во главе этих праздников и, если в числе их упоминается уже Оригеном воспоминание Вифлеемских младенцев. Эти праздничные дни, вместе с днём воскресным, повторявшимся каждую неделю, казалось должны были удовлетворять религиозное чувство христиан, как быть может удовлетворяли до сих пор – чем объясняется как то, что до третьего века о праздниках не возбуждалось даже и вопроса в церкви 283 , так и то, что христиан упрекали в отсутствии праздников, так как язычникам, не знавшим относительно празднования всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, три дня праздничных казались недостаточными, тем больше, что христианские праздники вовсе не представляли той пышности, какою отличались праздники языческие. Между тем, когда христиане стали равнодушнее к своей вере, когда на последнюю стали смотреть с мирской точки зрения, принимая во внимание не существо религии, а ея внешность, – христианские праздники перестали· удовлетворять их вкусу и они стали принимать участие в языческих торжествах, как мы уже видели. Упрекая их в этом, Тертуллиан напоминает им христианские праздники. «Если по легкомыслию вашему непременно нужны уже для вас праздники–говорит он–то разве мало их у вас? У вас их более, чем у язычников. Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у вас воскресенье возобновляется чрез каждые семь дней. Пересчитайте все идолопоклоннические праздники в году, и вы увидите, что у них недостанет их для замены пятидесяти дней нашей Пасхи». 284

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Учреждение Общества любителей духовного просвещения в Москве представляет собою один из наиболее привлекательных цветов в разноцветном и бессмертном венке приснопамятного святителя, митрополита Филарета. Поэтому, оно, как и всегда прежде, так и в настоящий раз, в день совершившегося пятидесятилетия со дня его блаженной кончины, считает своим прямым и желанным долгом почтить память его торжественным заседанием. „В сонмах бесчисленного множества людей обыкновенных во все времена были и есть и мужи избранные, которых Провидение Божие посылает в мир для откровения славы Своей и для великого служения человечеству. Пути их жизни подобно свету светятся, предходят бо и просвещают. От них, как от светил небесных, лучи многообразного блага разливаются не только на все приближающееся к ним, но и на отдаленные страны и в отдаленные времена. Таков был почивший в Бозе архипастырь, столп и светильник Церкви не только Российской, но и вселенской, богомудрый учитель чистого богословия, крепкий страж апостольского православия, советник царей, высокий образ пастырей, твердое правило пасомых, строгий подвижник, крепко стоявший на страже своей, поражая силою слова врагов Церкви и светя благотворно и Общество любителей духовного просвещения праздновало столетний юбилей памяти приснопамятного святителя Филарета (столетие со дня его рождения), 9 января 1883 года, чрез 15 лет после его преставления. В память о нем Общество издало два больших тома „Сборника“, в которых разносторонне очерчено служение митрополита Филарета в важнейших отраслях его иерархической и ученой деятельности. По заявлению составителей Сборника, все составленное и собранное в печати о приснопамятном святителе Московской Церкви представляет только „каплю в море“ того, что совершено им в период более чем пятидесятилетнего его архипастырского служения. Поэтому, надеемся и мы с своей стороны нечто прибавить к одной „капле“ для выяснения величественного и поистине изумительного облика величайшего из святителей российских. Более обстоятельно и научно имеют совершить это следующие высокопросвещенные докладчики, столь обязавшие нас своим искренним откликом на настоящее собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При выполнении задания обратите внимание на особенность счета зачал в этой богослужебной книге. Упражнение Используя Служебник, сравните порядок произнесения прокимна с порядком произнесения аллилуария. Упражнение Используя Знаменания послания апостола Павла к Евреям, найдите тематический отрывок о Мелхиседеке. Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для 20 недели по Пятидесятнице. При выполнении упражнения обратите внимание на то, что указатель рядовых чтений почти не содержит прокимнов, аллилуариев и причастных. Где следует искать прокимен и аллилуарий в случае отсутствия его в указателе рядовых чтений? Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий на 18 ноября для литургии в храме памяти святых этого дня. Месяцеслов Богослужебного Апостола не содержит никаких указаний, относящихся к данному дню. При поиске подходящих указаний обратите внимание на разницу обозначений «Служба мученика» и «Служба мучеников обща». Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий на случай опасности труса. При выполнении задания используйте приложение Богослужебного Апостола «Прокимени, апостоли, аллилуиаре, на всякую потребу различнии». Определите начало нужного зачала в соответствии с указанием «от полу». Прочитайте найденное зачало с учетом указаний, напечатанных в тексте Апостола киноварью. Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для 1 ноября, если это число попадает на среду 22-й седмицы по Пятидесятнице. При выполнении задания используйте приложение Богослужебного Апостола «Прокимени, аллилуиаре и причастии дневнии». Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для службы Пятницы 26-й седмицы по Пятидесятнице, если этот день приходится на 10 ноября. Какие приложения Богослужебного Апостола вы будете использовать? Сколько апостольских чтений, прокимнов и аллилуариев будет читаться в данном случае? 3. Тема «Псалтирь. Следованная Псалтирь» Упражнение Используя расписание чтения Псалтири, имеющееся в 17-й главе Типикона и в Следованной Псалтири, определите, какие кафизмы следует читать на вечерне и утрене среды (если накануне служилось всенощное бдение) в период от Фоминой недели до отдания Воздвижения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Но и об этом сведений не имеется. Из стихиры его на первое сентября видно, что в его время был полный месяцеслов; ибо в ней поминаются новолетие, Каллист, Евод, Гермоген, Иисус Навин, 40 жен, 7 отроков в Ефесе, а Симеону столпнику им написан канон. Богослужебные месяцесловы. Наибольшею полнотою памятей отличается стишной сицаксарь или пролог, соответствующий римским мартирологам, содержащий краткие сказания о святых и окончательно составленный в XII-XIII веках. Откуда в сем прологе явилось столько памятей мучеников III и IV веков, коих имена не встречаются в дошедших до нас других памятниках: евангелиях, апостолах, уставах и других? Откуда автору пролога известен образ мученической кончины их, когда он не обозначается в евангелиях и других служебных книгах, а актов мученических об них не было? Очевидно, были древние, более полные месяцесловы с краткими историческими заметками о роде смерти мучеников, до нас не дошедшие. На существование таких полных не служебных месяцесловов указывают краткие месяцесловы при евангелиях и апостолах, когда, перечисляя мучеников дня, прибавляют и прочих, напр., в месяцеслове константинопольского евангелия VIII-IX века (Синод. библ. 42 о нем ниже): 17 сентября свв. Евлампия, Панталеона, Домнина, Мирона и прочих святых. Из истории западной агиологии видим, что в VIII, IX и даже последующих веках календари были кратки, а между тем св. папа Григорий (590–604) в письме своем к патриарху александрийскому Евлогию говорит, что в его время существовал уже сборник многих святых на каждый день из разных стран. Тоже без сомнения было и на востоке, как и предполагал папа Григорий, что покажется ниже. Первые более полные исторические святцы востока, конечно, издревле существовали в разных видах, т.-е. одни экземпляры их содержали имена таких святых, которых не было в других. Из предисловия к прологам XI века увидим, что в сие время составители их собирали памяти святых из разных источников. На западе видим обратное отношение: позднейшие дошедшие до нас западные мартирологи Беды, Адона и других вообще гораздо беднее памятями древнейшего Иеронимова полного мартиролога, хотя в них есть не многие новые памяти, коих нет в Иеронимовом мартирологе, а на востоке чем позднее прологи, тем полнее, как это увидим ниже. Разности месяцесловов и друг, календарных памятников в отношении к дням памятей одних и тех же святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Падать ли духом и предаваться ли отчаянию при виде всего этого? В день памяти апостола перенесемся ко времени апостолов. Ведь они и наши учители. Выслушаем же их бодрящий призыв и заветный урок: сия есть победа, победившая мир, – вера наша. Что бы ни случилось в нашей личной жизни, как бы ни было тяжко кругом нас в жизни общественной и государственной: будем хранить веру в Бога, веру в Его Промысл, ведущий людей к совершенству и счастью, веру в созидательную и животворную силу Христова благовестия. Как бы ни была темна налегающая мгла язычества, – о, света, даже и самого незначительного, она не задавит, и свет этот из искорки всегда может разгораться в яркое пламя при благоприятных условиях! А условия благоприятные – наша твердость в вере и ее жизвенном осуществлении. В день памяти апостола, при виде этого сонма чтущих его христиан, его учеников и последователей, в этом молитвенном собрании да будет на устах и в сердцах наших и молитва апостольская: Господи, умножь в нас веру! ( Лк. 17:5 ). Ибо знаем мы и исповедуем: победа, побеждающая мир, во зле лежащий, есть вера наша! Аминь. Журналист, служитель добра 103 Умер труженик печатного слова, четверть века прослуживший русской журналистике. Не долог век русского литератора: это общеизвестный факт. Поэтому двадцать пять лет работы в области печатного слова для нашей русской жизни есть срок не малый и во всяком случае совершенно достаточный для того, чтобы вполне выяснились направление и облик литературной деятельности писателя, чтобы определились те залоги высших и светлых чаяний, с какими естественно приступить к заупокойной молитве об умершем. Каковы эти залоги и что они говорят нам в настоящие молитвенные минуты? Как речь умирающего должна быть правдива и чужда посторонних для истины соображений, так и речь о покойнике пред молитвой о нем, пред лицом Бога живых и мертвых, пусть будет правдива и искренна, пусть будет чужда лести и условных похвал. В старое, хотя и не очень далекое время, русские литераторы были большей частью людьми, особо отмеченными перстом Божиим: это часто были гиганты мысли, властители дум, духовные вожди современных им поколений, люди, одаренные крупными талантами, с печатью гения, люди, имена которых нередко означали эпоху в истории общественной мысли, в родной литературе. Не таково переживаемое нами время. В наши дни крупные писатели слишком редки, в наши дни, напротив, главным образом преобладает работа рядовых газетных и журнальных деятелей, большею частью незаметных и не пользующихся широкою известностью, работающих изо дня в день, пишущих о предметах обыденных, на темы злободневные. Можно назвать тысячи тружеников, десятками лет работающих пером честно и неустанно – и не создавшись ни одного крупного и яркого произведения, которое было бы связано с именем автора навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Внешняя форма продолжает существовать, но попробуйте предложить на таком приходе: «А давайте как греки? Зачем нам вообще читать эти Часы, когда их никто не слушает?» Боже упаси! По уставу положено вычитать Часы! Настаивают на внешней форме: потому что как же без этого, когда это положено! Но идея суточных служб заключается в том, чтобы нас волновало это ежедневное переживание, интернализация памяти о страстях Христовых, или о Пятидесятнице (в 3-й Час), чтобы мы наше время могли соединить с Его временем. Евангелие нам указывает, что 3-й час – это не о страстях, а о сошествии Святого Духа на апостолов. Мы знаем по второй главе Деяний святых апостолов (2:15), что это было в 3-й час дня по солнечным часам, это примерно 9 часов утра. Так что эти службы существуют ради того, чтобы как-то слить нашу ежедневную жизнь с актуализацией, живым воспоминанием этого события и сделать его частью своего организма, своего ощущения, приблизить себя к этим событиям. А 6-й час, конечно, это час распятия, и 9-й час по нашей системе, которая не очень функционирует, где-то перед вечерней. Это пример того, что внешняя форма существует, но ее назначение не исполняется, не функционирует, так что получается некоторый вакуум, потому что данная богослужебная система не доходит до наших сердец. Но каким-то образом мы имеем нужду в этом, в том, чтобы “вспоминать” эти центральные моменты из истории спасения. Мы имеем нужду, например, Великим Постом пережить и приготовиться к памяти о Страстях Христовых. И это органически всё-таки происходит, но это не происходит из-за синодального указа, народ находит способ приготовить себя. У нас в местной церкви есть (не уставная) “Пассия”. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Ведь вот есть Великая Пятница, и есть очень торжественные Великопостные Часы, по уставу. Но все любят эту не уставную службу, Пассию. Она нам как-то более понятна, и мы, в любом случае, чувствуем в ней нужду. Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли, я не критикую, я не считаю, что надо Пассию отменить.

http://pravmir.ru/sovremennyiy-krizis-li...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010