«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Иже от пророка…» (см. в Минее 25 июня), «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». По Трисвятом – тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня). «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и Предтечи (см. в Минее 25 июня) читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), тропарь преподобномученицы; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня) , тропарь храма, тропарь преподобномученицы; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак храма, кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобномученицы. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученицы. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-08/

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава» Предтечи, глас 2й: «Иже от пророка…» (см. в Минее 25 июня), «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «На Тя упование…». По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко всех еси творений…». На часах – тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня). «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и Предтечи (см. в Минее 25 июня) читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), тропарь преподобномученицы; кондак дня, кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня) , тропарь храма, тропарь преподобномученицы; кондак дня, кондак Предтечи (см. в Минее 25 июня), кондак храма, кондак преподобномученицы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен дня и преподобномученицы. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученицы. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

- Весной 2023 года исполнится 100 лет со дня монашеского пострига, архиерейской хиротонии святителя Луки и его ареста. Напомните об этих событиях, пожалуйста. - В середине мая 1923 года епископ Андрей Уфимский (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество в честь апостола и евангелиста Луки , который был врачом и художником. По благословению епископа Андрея отец Валентин со своим 16-летним сыном Михаилом уехал в город Пенждикент, где 31 мая епископ Болховский Даниил (Троцкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер) тайно совершили над отцом Валентином хиротонию во епископа. 3 июня, в день памяти равноапостльных Константина и Елены, епископ Лука служил свою первую архиерейскую службу в кафедральном соборе Ташкента, где присутствовали лишь епископ Андрей Уфимский и священник Михаил Андреев. Остальные священники собора покинули город. 10 июня владыку Луку арестовали как сторонника Патриарха Тихона за мнимые сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками. Как твердый защитник Православия владыка передал своей пастве воззвание не поддаваться обновленчеству, хранить чистоту веры. Продолжая свою работу над «Очерками гнойной хирургии», он по ночам работал в кабинете начальника тюрьмы. - 11 июня мы отмечаем сразу три праздника – день памяти святителя Луки, день схождения на Сохотские болота Небоявленного Животворящего Креста Господня, ныне находящегося в селе Годеново, и память иконы Божией Матери «Споручница грешных». 16 июня 2022 года исполнится 400 лет со дня принесения в Корецкий монастырь этой иконы (1622), а в 2023 году – 180 лет с того дня, как икона явила первое чудо (1843). 11 июня 2023 года, если Бог даст, мы отметим 600-летие со дня сошествия Небоявленного Креста Господня. За 40 лет до этого – 640 лет тому назад – в России явилась Тихвинская икона, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, в честь которого получил свое имя Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Случайны ли совпадения круглых дат? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично. Недаром автобиографическая книга святителя Луки названа по первым словам его фразы «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это лейтмотив всей его жизни. Советую всем прочитать ( ) или послушать ( ) автобиографию святителя Луки «Я полюбил страдание». Она вас потрясет до глубины души, и вы найдете в ней многие ответы на свои духовные вопросы.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8). Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

http://pravoslavie.ru/98568.html

Прокимен, аллилуиарий и причастен преподобномученицы и дня. Апостол и Евангелие – преподобномученицы и дня. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи, глас 4-й 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей, глас тот же 3. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаженно и треблаженно...», или стихира Минеи, глас 8-й: «Виждь, Елисаветь...» (см. в службе прмц. Февронии), «И ныне» догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры благоверных князей, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Радуйся и веселися о Господе...», «И ныне» Минеи, глас 6-й: «Елисаветь зачат...» (см. в службе прмц. Февронии). По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны благоверных князей (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-08/

Дмитрий Анохин 14 июня 2015 г. 17:05 Как уже сообщал «Церковный Вестник», проходящие по благословению Святейшего Патриарха Кирилла торжества начались 10 июня в Санкт-Петербурге. Вчера, 11 июня, после Божественной литургии в Никольском морском соборе Кронштадта состоялся крестный ход по улицам этого города-крепости, где проходило служение всероссийского пастыря. Возглавил его сонм участвующего в юбилейных празднествах духовенства, вслед за которым проследовали около тысячи кронштадтцев, петербуржцев и гостей торжеств. Дмитрий Анохин 13 июня 2015 г. 00:40 Проходящее по благословению Святейшего Патриарха Кирилла празднование 25-летия со дня канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского началось сегодня, 10 июня, с соборного молебна в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке. Торжественное богослужение в монастырском храме Двенадцати Апостолов возглавил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, передает из Санкт-Петербурга корреспондент «Церковного Вестника». Дмитрий Анохин 11 июня 2015 г. 00:20 В канун дня памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого в МИА " Россия сегодня " состоялся видеомост Симферополь – Москва на тему: «Поклонение святыням как образ жизни. Кто и зачем идет к мощам святого Луки?», на котором его участники рассказали, когда впервые было составлено жизнеописания о святом и почему этот святой так почитаем  православными не только в России, но и в Греции.В канун дня памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого в МИА " Россия сегодня " состоялся видеомост Симферополь – Москва на тему: «Поклонение святыням как образ жизни. Кто и зачем идет к мощам святого Луки?», на котором его участники рассказали, когда впервые было составлено жизнеописания о святом и почему этот святой почитаем для православных не только России, но Греции. Алексей Реутский 10 июня 2015 г. 14:40 Завершилась научно-поисковая экспедиция «Лальск-2015» на север Кировской области. Участники экспедиции в рамках проекта «Общее дело» обследовали четыре заброшенные деревянные и каменные церкви, расположенные в маложилых местах в ста километрах от Великого Устюга.

http://e-vestnik.ru/news/page/26/

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостола, тропарь мучеников; кондак апостола, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и дня. Апостол и Евангелие – мучеников и дня. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4й и глас 8й – 6. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Днесь нам возсия…» , «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 5й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Учения словес…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны преподобного. Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6й: «Церкве новоявленная заря…». Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

14 июля в Исаакиевском соборе состоялась миссионерская Божественная литургия, служение которой возглавил епископ Гатчинский Амвросий. Миссионерским контентом явились комментария протодиакона Андрея Кураева. За богослужением прозвучали песнопения в исполнении сводного хора фестиваля " Академия православной музыки " . Как отметил протод. Андрей Кураев, " чтобы человеку было легче присоединиться к общецерковной молитве, необходимо понимать значение того, что происходит в храме " . Церковь Христова являет собой уникальный пример преемственности, которая восходит своим началом к Самому Господу и Его апостолам. И по слову божественного Павла, который говорит в послании к Евреям " поминайте наставников ваших " , одной из главных задач любого христианина является сохранение памяти о наших уже почивших учителях и наставников. В Санк-Петербургской епархии в уходящем слова апостола нашли свое практическое осуществление в двух мероприятиях. 12 мая мы вспоминали 100-летие со дня рождения видного иерарха Церкви Христовой, чья жизнь очень тесно была связана с городом на Неве - архиепископа Михаила (Мюдьюгина). На Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида, а затем в Духовной академии состоялась презентация  II тома магистерской диссертации Владыки " Православное учение о личном спасении " . Было также зачитано приветственное слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА. 13 августа в Санкт-Петербурге состоялся вечер, посвященный 90-летию со дня гибели священномученика митрополита Петроградского Вениамина. Во встрече приняли участие историки, а также потомки священномученика. На вечере были показаны два документальных фильма о событиях тех лет. 2012 год явился годом продуктивного диалога между Церковью и государством. 19 сентября парламент Санкт-Петербурга принял региональный закон о возвращении имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности. Документ был внесен на рассмотрение Губернатором города Георгием Сергеевичем Полтавченко. 21 сентября Православной Церкви был официально возвращен храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Первое богослужение в храме было совершено в день памяти преподобного - 8 октября.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010