Не удалось извлечь искомое из базы (((

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Тропари и кондаки по входе: В храме Господском или Богородичном: тропарь храма; тропарь дня ( «Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); «Слава» – " Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дня («Яко начатки естества...»). Кондак храма не поется (см. 12-ю главу Типикона). В храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы...»); тропари рядовых святых (одного или двух); кондаки рядовых святых (одного или двух); " Слава» – «Со святыми упокой...»; «И ныне» – кондак дневной («Яко начатки естества...»). Тропарь и кондак храма не поются (см. 12-ю главу Типикона). Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: – от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее – прежде святого, затем дневной; – от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых – сначала дневной, затем святого. Если же рядовому святому чтений не полагается, то поются только прокимен, аллилуарий и причастен дневные, и читаются рядовые Апостол и Евангелие. О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день Служба великому святому, память которого приходится в период пред- или попразднства, всегда соединяются со службой праздника (предпразднства). Устав такой службы можно найти в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также некоторые указания можно найти в 22-й храмовой главе Типикона и в месяцеслове (см. последования 11 января, 23 апреля, 30 апреля, 8 мая, 9 мая, 9 августа). В данный период, как и в период пения Октоиха, в честь бденного святого или храмового праздника совершается всенощное бдение, а если случится празднование памяти полиелейного святого, то совершается Великая вечерня и полиелейная утреня. Малая вечерня Совершается только в случае празднования памяти бденного святого. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника 347 (предпразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И сие тебе токмо впредь для памяти написал; ныне же (12) как видим, шляхетство определено всем от младенчества быть в школах и потом служить в войске, доколе в войне за старостию дряхлостию или пиянством неспособен явится, (13) или каким случаем чрез приятелей добьется; таковых в услугу гражданскую определяют (14); и может ли сие полезно быть – я не разумею и рассуждать не могу; но понеже всяк бесспорно сказать может, что гражданская услуга в государстве есть главная, ибо без доброго и порядочного внутреннего правления ничто в добром порядке содержимо быть не может и во оном гораздо более памяти, смысла и рассуждения, нежели в воинстве, потребно; для того необходимо нужно всякому градоправителю законы и состояние своего государства обстоятельно знать и разуметь, из чего может польза и впредь приключиться; что не в кратком времени и не в старости, или в болезнях, сыскивать должно; и для того хотя ты в военную службу определишься, всегда тебе должно в памяти иметь, чтобы тебе, когда в гражданство определишься, знать, как о чем рассуждать, а особливо у старых (15) рассуждения прилежно слушать, что тебе довольно в память вкорениться может. Мне случилось в ответе против доноса Никиты Демидова в 722-ом году на вопрос о взятках привести апостольское слово: „делающему мзда не по благодати, но по долгу“ ( Рим.4:4 ) – и оное было дело в Верховном Суде, на которое Его Императорское Величество сам изволил от меня изъяснения спросить, на что я ему сверх объявленного доносил: в начале судия должен смотреть на состояние дела; если я, и ничего не взяв, а противо закона сделаю – повинен наказанию, а если изо мзды, то к законопреступлению присовокупится лихоимство и должен сугубого наказания; когда же право и порядочно сделаю и от правого возблагодарение приму, ничем осужден быть не могу; другое: если мзду за труд пресечь и только мздоимство судить, то конечно более вреда государству и разорения подданным последует; тако я должен за получаемое жалованию сидеть только до полудня, в которое мне конечно времени на решение всех нужных просьб не достанет, а после обеда трудиться моей должности нет; другое: когда я вижу дело в сумнительстве, то я, никогда внятно его исследовать и о истине прилежать причины не имея, буду день от дня откладывать, а челобитчик принужден с великим убытком волочиться и всего лишиться; третие: дела в канцеляриях должны решаться по регистрам порядком и случается то, что несколько дел весьма ненужных впереди, а последнему по регистру такие нужда, что если ему дни два решение продолжится, то может несколько тысяч убытка понести, что купечеству нередко случается; и тако от правого порядка может более вреда быть; а если я вижу, что мой труд не туне будет, то я не только после обеда и ночью потружуся, для того карты, собак, беседы или и прочие увеселения оставлю и, несмотря на регистер, нужнейшее прежде ненужного решу, чем как себе, так и просителям, пользу принесу и за мзду взятую от Бога и Вашего Величества по правде сужден быть не могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

Но Господь владыку Никона забрал. Почему так произошло, мы можем только догадываться, наверное, этот человек действительно «уже созрел» — хотя он и сам этого не понимал. Но сказать «уже созрел» можно только о человеке, который всю жизнь посвятил Богу, а не вообще обо всех людях. Как сказал апостол Павел, те, которые согрешают вне закона, вне закона и погибнут. А согрешающие против закона, законом осудятся. Поэтому и верующие, и неверующие, если они живут нечестиво, умирают отнюдь не в тот момент, когда они наиболее угодили Богу, а скорее, тогда, когда видно, что им уже ничто не поможет. Вопрос. Много раз возникала перед глазами такая картина: на стылой земле вижу себя замерзшего, с заиндевевшими волосами. Это продолжается уже несколько лет. Имеет ли это какое-то отношение к памяти смертной или это просто наваждение, как у человека с нездоровой фантазией и маловерующего? Ответ. На мой взгляд, это совершенно не похоже на память смертную. Я думаю, что при этом бывает и какое-то мрачное чувство. Если бы возникало чувство, заставляющее молиться, каяться и как-то связанное с ощущением вечности, то можно было бы полагать, что в являющемся образе есть что-то полезное, что он от Бога. В данном же случае, я считаю, это просто наваждение. Иногда и дьявол внушает нам какие-либо образы, связанные со смертью, чтобы ввергнуть нас в уныние и отчаяние. Не нужно думать, что всякая мысль о смерти — от Бога, порой такие мысли бывают и от дьявола. Вопрос. Как-то во время молитвы мне вдруг стало казаться, что я умираю, как будто наступили последние минуты жизни. Может быть, это бесовское наваждение? Ответ. Это действительно похоже на бесовское наваждение. Еще раз говорю: лучшая и полезнейшая память смерти — безвидная, не отвлекающая от молитвы. Человек может представлять, допустим, что он умирает при каких-то обстоятельствах, например, дома на кровати или в больнице, или еще что-нибудь подобное. И это, полезно или неполезно, хорошо или плохо, является естественным проявлением силы человеческого воображения. А когда вдруг сама собой является перед глазами какая-то картина, то это уже очень подозрительно. Я бы посоветовал не принимать подобного рода образы, потому что прелесть может действовать под каким угодно «соусом», даже под видом памяти смертной. Так было у основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Он одним действием ума способен был представить себе вечные адские муки, огонь или, с такой же легкостью, вечное блаженство. А он находился в глубочайшей прелести. Вопрос. Иногда меня охватывает страх, что могу умереть без покаяния и причащения. Молитва в тот момент творится, но она не очень внимательная. Если, например, произойдет авария и я погибну, то с какой душой предстану пред Богом? Простятся ли грехи, если у меня такая невнимательная молитва? Подобное происходит со мной и в течение дня, и перед сном.

http://pravmir.ru/o-pamyati-smertnoj-i-v...

Вот какие нечаянные случаи встречаются на пути жизни! А все Бог и Его святое провидение правят делами и намерениями нашими, как и написано: и еже хотети и еже деяти Божие есть [Филип. 2, 13] . Выслушав это, отец мой духовный сказал: сердечно радуюсь, любезнейший брат, что Господь и еще неожиданно устроил увидеть тебя чрез непродолжительное время. И как ты теперь свободен, то я с любовию продержу тебя подольше, а ты мне и еще расскажешь побольше о своих поучительных встречах, бывших в твоем продолжительном странническом пути. Я и все прежние твои рассказы с удовольствием и внимательностью слушал. Это я с радостию готов сделать, ответил я и начал говорить. Всего было много, доброго и худого; всего долго не расскажешь, да многое вышло уже и из памяти, ибо я старался в особенности помнить только то, что руководствовало и возбуждало ленивую душу мою к молитве, а все прочее редко вспоминал, или лучше сказать-старался забывать прошедшее, по наставлению св. Апостола Павла, который сказал: стремлюсь к почести вышнего звания, задняя забывая, в предняя же простираяся [Филип. 3, 13]. Да и покойный блаженный мой старец говаривал, что препятствия сердечной молитве нападают с двух сторон, с шуией и десной, то-есть, если враг не успеет отвратить от молитвы суетными помыслами и греховными замыслами, то возобновляет в памяти поучительные воспоминания или внушает прекрасные мысли, чтобы только хоть чем-нибудь отвлечь от молитвы, ему не терпимой. И это называется десное крадение, при коем душа, презрев беседу с Богом, обращается к удовольственной беседе сама с собою, или с тварями. А потому и учил меня, чтобы во время молитвы не принимать и самой прекрасной духовной мысли, да и по прошествии дня, если случится увидеть, что время проведено более в назидательном размышлении и беседе, нежели в существенной безвидной молитве сердца, то и сие почитать неумеренностью, или корыстолюбивою духовною жадностию, в особенности для новоначальных, коим необходимо, чтобы время, проводимое в молитве, преимущественно превозмогало большим количеством пред тем временем, которое провождалось в занятии прочими делами благочестия. Но нельзя же и всего забыть. Иное, само собой, так глубоко врезалось в памяти, что и долго не воспоминавши об нем, живо памятно, как например, одно благочестивое семейство, у которого Бог удостоил меня пробыть несколько дней по нижеследующему случаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Закрыть Новейшая свобода Ко дню памяти православного мыслителя 16.03.2012 296 Время на чтение 13 минут Ко дню памяти православного мыслителя Д.А.Хомякова (27.9.1841 - 5 (См. подробнее о нем: К 90-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова ) мы переиздаем практически неизвестную современным читателям его статью 1907 года - «Новейшая свобода». Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Хомяков Д.А. (подп. Д.Х.) Новейшая свобода//Мирный труд.- 1907.- С.223-232), правилам современной орфографии, с заменой (по техническим причинам) постраничных ссылок на концевые), подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив - авторский. + + + Давно уже понятие о свободе, как основе общественного строя (знамя так называемаго либерализма), во имя которой всяческого наименования революционеры стремятся свергнуть заматорелый деспотизм нынешних государств разных видов, стало внушать сомнения людям разсудительным; и, конечно, первый подрыв ей причинила «великая французская революция, водрузившая прожорливую гильотину на началах «свободы, равенства и братства» . Но, тем не менее, и доселе всякий возстающий против существующего строя, непременно в чем-нибудь стеснительного, украшает свое знамя громким словом «свобода», для достижения коей прежде всего он начинает с нарушения свободы других, ибо тотчас приступает к насилию: борьба есть насилие, а форма, в которую эта борьба облекается, принимает всегда такие необузданные размеры, что перед приемами апостолов «свободы» деспотический гнет обращается в жалкую шутку, в ребяческую игру. Можем похвалиться тем, что нашему отечеству суждено было проявить в нигде еще не виданных размерах такие плоды свободолюбия, перед которыми меркнут даже похождения незабвенной памяти Каллигулы, Нерона и их на римском престоле подражателей, - до служителей испанской инквизиции включительно, о которой, впрочем, не менее распущено сомнительных разсказов, чем о капрейском Тиверии. Конечно, такое странное, на выворот применение собственного начала объясняется его представителями неизб е жностью борьбы, как подготовительного шага: «клин, де, клином выбивается».

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/17/...

В Москве проходит международная конференция «Крымская (Восточная) война в культурной памяти народов России и мира» 8 ноября 2006 г. 12:36 7-8 ноября в Зеленом зале гостиницы «Президент-отель» (ул. Большая Якиманка, 24) проходит международная конференция «Крымская (Восточная) война в культурной памяти народов России и мира», посвященная 150-летию со дня окончания войны 1853–1856 гг. Конференция проходит в рамках программы Центра национальной славы России «Крымская война», стартовавшей в 2003 г.  В ходе этой программы был проведен Круглый стол в Совете Федерации РФ (2004 ), осуществлялось участие в торжествах, посвященных 150-летию завершения героической обороны Севастополя (2005). При поддержке Фонда святого Апостола Андрея Первозванного в Севастополе был установлен бюст медсестры Дарьи Севастопольской, памятник Андрею Первозванному на мысе Феолент, изготовлены копии наградных Георгиевских знамен полков, принимавших участие в обороне города-крепости, организована выставка художника В. Нестеренко «Отстоим Севастополь!» В оргкомитет конференции вошли представители Центра национальной славы, российского научно-исторического сообщества и Московской Патриархии. В составе Оргкомитета работала Программная комиссия под руководством доктора исторических наук, действительного члена РАЕН В.И. Шеремета. 150-летняя годовщина Крымской войны актуализировала тему войны 1853-1856 гг. в общественном сознании. Этому способствовали активные архивные поиски и новые исследования историков, послужившие основой для переосмысления многих существующих взглядов на причины, повод, характер, ход и итоги войны, а также ее последствия для послевоенной системы международных отношений. Цель конференции — представить российской и международной общественности последние итоги исследований по данной теме. В частности, организаторы форума намерены рассеять в общественном сознании «главный миф» о Восточной войне — что Россия потерпела в ней сокрушительное поражение. «Нелогично так говорить о стране, не позволившей сокрушительно превосходящей ее по силе коалиции ведущих мировых индустриальных держав и исламского государства изменить геополитическое пространство Евразии», — полагают в Центре национальной славы.

http://patriarchia.ru/db/text/158447.htm...

– Всего было много и доброго, и худого. Всё долго не расскажешь, да многое вышло уже и из памяти, ибо я старался в особенности помнить только то, что руководствовало и возбуждало ленивую душу мою к молитве, а все прочее редко воспоминал или, лучше сказать, и старался забывать прошедшее, по наставлению святого апостола Павла, который сказал: «Стремлюсь к почести вышняго, задняя забывая, к передним же простирался» 271 . Да и покойный блаженный мой старец говаривал, что препятствия сердечной молитве нападают с двух сторон, с шуией и с десной. То есть, если враг не успеет отвратить от молитвы суетными помыслами и греховными размышлениями, то возобновляет в памяти поучительные воспоминания или внушает прекрасные мысли, хотя 272 чем-нибудь, да только бы отвлечь от молитвы, ему нетерпимой. И это называется десное крадение, при коем душа, презрев 273 беседу с Богом, обращается к удовольственной беседе сама с собою или с тварями. А потому и учил меня, чтобы во время молитвы не принимать и самой прекрасной духовной мысли, да и по прошествии дня, если случится увидеть, что время проведено более в назидательном размышлении и беседе, нежели в существенной безвидной молитве сердца, то и сие почитать неумеренностию или корыстолюбивою духовною жадностию, в особенности для новоначальных, коим необходимо, чтобы время, проводимое в молитве, преимущественно превозмогало большим количеством пред тем временем, которое провождалось в занятии прочими делами благочестия. Но нельзя же и всего забыть! Иное само собою так глубоко врезалось в памяти, что, и долго не воспоминавши о нем, живо памятно, как, например, одно благочестивейшее семейство, у которого Бог удостоил меня пробыть несколько дней по нижеследующему случаю. § 34. Странствуя по Тобольской губернии, случилось мне проходить чрез какой-то уездный город. Сухарей оставалось у меня очень мало, а потому я и вошел в один дом, чтоб выпросить хлеба на дорогу. Хозяин сказал мне: «Слава Богу! Ты пришел ко времени, только что сейчас жена моя вынула хлебы из печи, вот тебе теплая коврига, молись за нас Богу!» Я, поблагодаривши, стал укладывать хлеб в сумку, а хозяйка, увидя, сказала: «Какой мешок-то худой, весь истерся, я переменю тебе», – и дала мне хороший твердый мешок. От души поблагодарив их, я пошел далее. На выходе, в мелочной лавочке попросил немного соли, и лавочник насыпал мне небольшой мешочек. Радовался я духом и благодарил Бога, что Он указывает мне, недостойному, таковых добрых людей. Вот, думал я, теперь на неделю без заботы о пище, буду сыт и доволен. Благослови, душе моя, Господа! 274

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010