Прим. 14. Приводим пространную выписку этого уникального образчика подхалимства и лицемерия, в котором почтенный автор-старец пытается назвать черное – белым и преподнести прекрасно известные его современникам факты плачевной деятельности митрополита Сергия в 1922–1923 гг. чуть ли ни как благодеяния, оказанные им Церкви, разводя такое слюнявое сюсюканье в пользу предательства митрополита, что невольно возникает мысль об умственной полноценности пишущего. Он пишет: «О значении Патриарха Сергия в Русской Православной Церкви, его мудрости и духовном величии довольно подробно освещено на страницах “ЖМП», поэтому нет надобности повторяться вновь. Мне хочется коснуться здесь тех сторон жизни Святейшего Патриарха Сергия, которые указывают нам на его участие в обновленческом расколе. Я не намерен писать историю обновленческого раскола, его зарождения, развития и распада, но одинаково я не имею нравственного права скрыть от своих современников и свидетелей обновленческого движения то, что было в первые месяцы и годы известно всем верующим и особенно радовавшимся смелым борцам за чистоту Православия и негодовавшим на малодушие многих русских епископов в пассивном противодействии надвинувшемуся тогда на Русскую Православную Церковь духовному смерчу и мраку. Мы располагаем документом, который нельзя скрыть, поскольку он был в свое время опубликован в обновленческой периодической печати [нечего сказать: хороший аргумент! – Сост.]. Он вскрывает мотивировку перехода митрополита Сергия в подчинение обновленческому ВЦУ. [...] [Приводится подлое, предательское воззвание митрополита Сергия Стра- городского, архиепископов: Евдокима Мещерского и Серафима Мещерякова и епископа Макария Знаменского от 3( 16).06.1922, опубликованное тогда же в журнале «Живая Церковь » 4–5, – прозвучавшее как внезапно разорвавшаяся смертоносная бомба даже в тогдашней кошмарной церковной обстановке. – Сост.]. Этот документ не нуждается [? – Сост.] в комментариях. Ясно, он продиктован всем верующим как образец дальнейшего поведения русского епископата, духовенства и верующих в отношении обновленчества [! – Сост.]. Вот почему я не имел права скрыть [?? – Сост.] от верующих и истории Русской Православной Церкви факта, хотя и почти безболезненного [?! – Сост.] для Владимирской епархии [?? – Сост.], пребывания в обновленчестве ее управителя Свят[ейшего] Патриарха Сергия в течение 14-ти месяцев (с 16 июня 1922 г. по 27 августа 1923 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечест­венной войны (1938-1943 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 2. С. 37-67; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной вой­ны (1943-1945 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 3. С. 41-70; " Русская православная церковь стала на правильный путь " . Докладные записки председателя Совета по делам русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943-1946 гг./Публ. М. И. Одинцова//Исторический архив. 1994. 3. С. 139-148, 4. С. 90-112; Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1994. 3. С. 56-71;Одинцов М. И.Религи­озные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. М., 1995. Откровения бывшего штурмбанфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза/Публ. О. Ю. Васильевой//Наука и религия. 1995. 6. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1927-1941 г.г. Документы и фотографии/Отв. сост. О. Ю. Васильева. М., 1996. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. Исто­рический альманах. Вып. 15. М.; СПб., 1994. С. 446-463; В огне войны. Русская православная церковь в 1941-1945 гг. (по материалам Ленинград­ской епархии)/Публ. М. В. Шкаровского//Русское прошлое. Историко-документальный альманах. Кн. 5. СПб., 1994. С. 259-316; Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941. Сборник документов. Сост.: Н. Ю. Черепенина, М. В. Шкаровский. СПб., 2000. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архив­ных материалов 1935-1945 годов (Сборник документов). М., 2003. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов./Отв. сост. О. Ю. Васильева. М., 2009. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945-1970 гг./Под ред. Н.А. Кривовой, отв. сост. Ю.Г. Орлова, сост. О.В. Лавинская, К.Г. Лященко. Т. 1. М., 2009; Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т./Сост. Т.В. Волокитина, Г.П. Мурашко, А.Ф. Носкова. Т. 1. М., 2009; Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940-1991: Собрание документов в 4 т./Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. Т. 1. М., 2009.

http://religare.ru/2_94013.html

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998. Высочайший Манифест//Церковные ведомости. СПб., 1914. 30. 26 июля. С. 345–346. Глинский патерик/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов) . М., 1997. Даниил (Фомин), иером. Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6 (18). Июнь. С. 8. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Оптина пустынь, 2002. Ефрем Сирин , прп. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1995. (Репр. изд.). Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками в 1881 году//Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. (Репр. с изд.: СПб., 1886). С. 3–80. Жизнеописания почивших скитян/Сост. прп. Никоном (Беляевым) //Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 317–552. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). (Репр. с изд. 1917 г.). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского (1805–1873)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: Калуга, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

515 Гавриил (В. Ф. Розанов, 1781–1858), в период переписки сначала настоятель ярославского Толгского монастыря и ректор семинарии (1820–1821), епископ Екатеринославский (1828–1837), позже архиепископ Херсонский и Таврический. Впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский (1848–1857). – Прим. сост. 522 Евлампий (П. Н. Пятницкий, ?–1862), архиепископ Тобольский и Сибирский. В период переписки епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (1834–1840), и епископ Орловский и Севский (1840–1844). К некоторым письмам приводятся пометки, сделанные получателем, свидетельствующие о глубоком благоговении адресата к митрополиту Филарету. Пометки приводятся по рукописи писем, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки: НИОР РГБ. Ф. 316, к. 20, ед. хр. 15–30, 32. Рукопись последнего письма в собрании отсутствует, и письмо воспроизводится по журнальной публикации. – Прим. сост. 526 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Да будет воля Божия и благоволение начальствуемого (?). Принял сие известие от архипастыря, как от руки Господа Самого! – Прим. сост. 528 Перервинский Николаевский монастырь упоминается в XV в. Патриарх Адриан часто бывал в этом монастыре и подолгу в нем жил. В монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. Интересно свидетельство о митрополите Филарете преподобного Пимена Угрешского (П. Мясникова, 1810–1880, память 17/30 августа), настоятеля Николо-Угрешского монастыря: «Он (митрополит Филарет. – Прим. сост.) был слишком бережлив на монастырские деньги, хотя сам лично не был нисколько стяжателен и совершенно бескорыстен, ибо свои деньги он щедро раздавал просившим у него помощи, а иногда и не просившим». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 237. – Прим. сост. 529 На письме имеется надпись, сделанная рукой получателя: Все, что изречено архипастырем в мое вразумление, приял яко от уст Христовых. – Прим. сост. 537 Для привлечения внимания раскольников. Преподобный Пимен Угрешский вспоминал о епископе Евлампии, который «совершал литургию с необычною медленностью, так что, начиная служение в обыкновенное время – часов в десять, он оканчивал оное весьма различно – в первом часу, во втором и в третьем, на что сослужащие с ним сильно роптали». Архимандрит Пимен. Биографический очерк. Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1999. С. 59. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Авторы, публикуемые в серии, в большинстве своем хорошо известны, хотя некоторые из их произведений печатались давно и для широкой публики незнакомы. Собранные вместе, помещенные в единый контекст, их труды, несмотря на принадлежность авторов к разным юрисдикциям, в один голос свидетельствуют о единстве русской церковной мысли и русского самосознания». 637 Открылась серия сборником избранных воспоминаний архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) «Установление единства» (сост. М.Г. Жукова). Вторую книгу серии составили труды известного русского религиозного философа И.А. Ильина «О России» (сост. М.Г. Жукова), в нее вошли избранные статьи 19481954 годов о прошлом России, ее государственном устройстве, культуре и духовности из сборника «Наши задачи» (Париж, 1956). Большой интерес вызывает и книга И. М. Андреева «Православная апологетика». Профессор Иван Михайлович Андреев, известный филолог и богослов нашего времени, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей в Джорданвилле (США). Среди других книг серии – книга митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души» (сост. Т.А. Соколова), сборник избранных статей известного богослова В.Н. Лосского «На страже истины» (сост. М.В. Осипова, предисл. А.В. Ведерникова), книга патролога и литургиста, аскета-молитвенника и замечательного церковного мемуариста архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» (сост. и предисл. H.H. Лисового). Дневниковые записи митрополита Анастасия (Грибановского) , первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, собраны в книге «Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)». Книга «Глаголы жизни вечной» (сост. и предисл. Т.А. Соколовой) знакомит с духовным наследием первоиерарха РПЦЗ, митрополита Филарета (Вознесенского) . Из работы архиепископа Аверкия (Таушева) «Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу» (Мюнхен, 1949) и его проповедей, произнесенных в период с 1951 по 1972 годы, составлена книга «Всему свое время» (сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88 Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), писатель, поэт, церковный историк, паломник по святым местам, коллекционер, чиновник Святейшего Синода, камергер. Происходил из семьи выдающихся деятелей русской истории и культуры. Святитель Филарет поддерживал близкое знакомство с А. Н. Муравьевым в течение тридцати пяти лет, с 1832 года до своей смерти в 1867 году, рассматривал и исправлял все его церковные произведения. – Прим. сост. 92 Митрополит говорит о духовном настроении моего брата, который, будучи удручен скорбью о кончине жены, увлекался внушениями одного мечтателя, будто бы через некое вещественное очищение можно достичь духовного видения усопших. – Прим. А. Н. Муравьева. 96 Я просил владыку приобщить меня у себя на подворье; посему обращает он мое внимание на самое Таинство, а не на лицо приобщающего. – Прим. А. Н. Муравьева. 97 См.: 2Мк.12:39–43. – Прим. сост. Перевод сделан для меня владыкою с греческого, из Книги Маккавеев, в обличение протестантам, о необходимости церковного поминовения. – Прим. А. Н. Муравьева. 106 Священномученик Зинон, епископ Веронский (Веронийский) († ок. 380, память 12/25 апреля). «Слово о надежде, вере и любви» было напечатано во втором томе Христианского чтения за 1843 г. – Прим. сост. 108 Corpus Christi – праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении Таинства Евхаристии. Обычай почитания Святых Даров впервые возник в 1247 г. в Бельгии. – Прим. сост. 110 Речь идет о статье в Прибавлении к творениям святых отцов, издававшемся МДА, и отклике на нее А. Н. Муравьева «Рассуждение о времени преложения Святых Даров», написанном по поводу неточно употребленных терминов в опубликованной статье. Переписка по этому вопросу составила несколько обширных писем. – Прим. сост. 111 Афанасий Паросский (Парийский) (1721–1813), греческий богослов и просветитель, автор многочисленных апологетических, литургических и догматико-канонических сочинений. – Прим. сост. 112 Английский монарх – глава Англиканской Церкви – присягает на коронации: «Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верую, что в Таинстве причащения не происходит пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оное ни совершалось…» – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пархальский Многоглав. XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 110 об.) (ПМ; НЦРГ. А 95, XI в.) был переписан Гавриилом Малым (Патара) в мон-ре Пархали. Ранее датировался X в. По объему (655 л., 43,5×33,5 см) самый большой М., не издавался. Содержит 108 сочинений, среди к-рых - агиографические, гомилетические, экзегетические произведения, гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиеп. К-польского, свт. Епифания Кипрского, свт. Мелетия I, патриарха Антиохийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Григория Богослова. В рукописи сохранилась единственная древняя редакция Мученичества вмц. Шушаник (без окончания), остальные версии к-рого представлены рукописями XVIII в. Также ПМ содержит переводные Мученичества вмц. Варвары, вмц. Евгении, мц. Голиндухи Персидской, мц. Христины. Шатбердский сборник (НЦРГ. S 1143, 973-976 гг.- Шатбердский сборник. Тб., 1979) был составлен мон. Иоанном-Бераи и, согласно последним исследованиям, не является М. Рукопись содержит 14 экзегетических, агиографическо-исторических, гомилетических сочинений, среди них - «О сотворении человека» свт. Григория Нисского, «О двенадцати драгоценных камнях» свт. Епифания Кипрского, «Физиолог» свт. Василия Великого, неск. сочинений свт. Ипполита Римского, груз. хроника «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), Житие Иакова, еп. Нисибинского, толкование свт. Епифания на Псалтирь. Сборник изучали Марр (1888), прав. Евфимий Такаишвили, Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1). Изд.: Le Synaxaire géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. d " apres le manuscrit de couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr//PO. 1926. Vol. 19. Fasc. 5. P. 629-741; Шанидзе А. Ханметный Многоглав//Моамбе (Вестник)/ТГУ. Тб., 1926. Вып. 7. С. 98-159 (на груз. яз.); Сванский Многоглав/Сост.: С. Горгадзе. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Грузинский Ханметный Лекционарий/Фототип. изд. осуществил и симфонией снабдил А. Шанидзе. Тб., 1944 (на рус. и груз. языках); Груз. версии апокрифов об апостолах/Сост.: Ц. Курцикидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Синайский Многоглав/Сост.: А. Шанидзе. Тб., 1959 (на груз. яз.); Шатбердский сборник/Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе, Л. Барамидзе и др. Тб., 1994 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Сост.: М. Мамулашвили и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Переход евреев через Чермное (Красное) море описан в библейской книге Исход, а пребывание пророка Ионы во чреве кита — в книге пророка Ионы — Сост. 29 Я читал несколько случаев о действительном проглатывании. И даже недавно: в Красном море моряк был проглочен китом и остался еще живым, когда животное поймали. Это я сам читал в газетах — Авт. 30 Гладков Борис Ильич — общественный деятель, писатель, поборник народной трезвости, автор ряда работ апологетического характера ( " Библия в общедоступных рассказах " . — Спб., 1915; " Благовествование четырех евангелистов, сведенное в одно повествование " . — Спб., 1908; " Да, Христос действительно воскрес! "  — Спб., 1906; " Общедоступное толкование Евангелия " . — Спб., 1906; " Помогите вернуться к Богу " . — Спб., 1910; " Первопричина нашего атеизма " . — Спб., 1911) — Сост. 31 Речь идет о Семене Людвиговиче Франке (1877–1950), религиозном философе и психологе, прошедшем в своей жизни сложный путь от атеизма к вере, от марксизма к служению Православию — Сост. 32 Преподобный Серафим Саровский († 1833) — святой старец, обладавший дарами исцеления, предвиденья. Учил о " стяжании " Духа Святого как высшей цели жизни христианина — Сост. 33 Епископ Феофан, в миру Василий Дмитриевич Быстров (1872–1940), был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Оказал огромное влияние на будущего владыку Вениамина, будучи его духовником — Сост. 34 Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Америки и Сибири († 1879). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1977 году — Сост. 35 Старец Иоанно-Предтеченского скита на Валааме о. Никита и старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры о. Исидор предсказали владыке Вениамину его дальнейший жизненный путь (монашество и архиерейство), когда он, будучи студентом Духовной Академии, посетил этих праведников. (См. подробнее о них в книгах владыки Вениамина " Божьи люди " и. " Записки архиерея " . Рассказ об этом приведен митрополитом Вениамином в VI части настоящей книги ( " Чудеса Божий " ), а также в его " Записках архиерея "  — Сост. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

724 Bacca – ягода, lavreus и lavrus – лавр, дерево, посвященное у греков Аполлону, богу света и просвещения; а потому художников, поэтов и пр. увенчивали лавровыми венками. Отсюда произошла и ученая академическая степень бакалавр. Baculus – просто палка. Ученая степень бакалавра богословских наук СПбДА была присвоена митрополиту Филарету 8 февраля 1810 г. Первым в России ему было присвоено ученое звание доктора богословия (13 августа 1814 г.) за курсы лекций, проповеди и печатные труды. – Прим. сост. 726 Антония (А. Н. Троилина, 1821–1897), игумения. С 1841 г. послушница Спасо-Бородинского монастыря, в который поступила при личном участии в ее судьбе митрополита Филарета, с 1859 г. монахиня Аносинского Борисоглебского монастыря. В 1861–1871 гг. игумения московского Страстного монастыря, с 1871 г. игумения московского Алексеевского монастыря. Наставница многих монахинь. – Прим. сост. 728 Некто, во время службы митрополита Филарета в этом монастыре допустивший бесчинный выкрик, смутивший народ. – Прим. сост. 729 Аполлинария (Шувалова, ур. Немчинова, 1794–1869), игумения московского Зачатьевского монастыря. – Прим. сост. 730 Евгения (Е. Н. Мещерская, ур. Тютчева, 1774–1837), основательница (1831) и первая настоятельница и игумения Аносинского Борисоглебского монастыря. – Прим. сост. 732 На Фонтанке находилось Троицкое подворье, место пребывания митрополита Филарета в столице. – Прим. сост. 735 Мария (Тучкова Маргарита Михайловна, ур. Нарышкина, 1781–1852), первая игумения (1840–1852) Спасо-Бородинского монастыря, основанного ею на месте гибели ее мужа генерала А. Тучкова (1777–1812) во время Бородинского сражения. Пострижена в монашество митрополитом Филаретом. В сан игумении была возведена по древнему чину посвящения диаконисс. – Прим. сост. 743 Святитель почти точно предсказывает предел земной жизни Тучковой: с этого времени она прожила еще 24 года. 775 Святитель укоряет Тучкову за употребление в официальном прошении имени «инокиня Мелания», данного ей при постриге в рясофор 4 июля 1836 г. в лавре ее наместником архимандритом Антонием (Медведевым). Восприемником при постриге был митрополит Филарет. Указом Синода имя, полученное при постриге в рясофор, в официальных документах употреблять не полагалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

110 Голубцов А. П. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908. С. 216. 111 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497. – Сост. 112 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 495. – Сост. 113 Подробное его описание см. выше, в статье «Чин погребения мирянина». – Сост. 114 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 500–501. – Сост. 115 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 84, 79. – Сост. 116 Как неестественно было бы, например, для потерявшего в один день родную мать и друга оставить гроб матери и пойти хоронить друга. 117 На сугубой ектении и на литии. Тайное поминовение усопших на праздничной литии может быть совершаемо всеми богомольцами во время многократного пения «Господи, помилуй». 118 Но всякая молитва, даже тайно возносимая за богослужением отдельными богомольцами, сливается с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля как единая общая молитва Церкви. 119 У нас не только миряне, но и многие из священнослужителей не знают о том, что церковный Устав предписывает и священнослужителям, и мирянам совершать в конце праздничной литии поименное поминовение своих живых и усопших сродников и знаемых. Следовало бы позаботиться о том, чтобы это забытое предписание Устава стало широко известно. А ревнителям праздничного поминовения усопших до€лжно особенно рекомендовать исполнение этого предписания, руководствуясь которым они смогут в полном соответствии с церковным Уставом удовлетворить свою потребность – поминать любимых усопших и в великие праздники. 120 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 216–217. – Сост. 121 Что может случиться при очень большом количестве поминаний. 122 Свечи – жертва в церковный кошелек. 123 Дары, подаваемые с поминанием. 124 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 195–197. – Сост. 125 Но это не значит, что в своей домашней молитве молящийся может ни с чем не считаться и, например, в Великом посту петь «Христос воскресе…» или на Пасху читать: «Господи и Владыко живота моего…». В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010