83 Голдерс Грин (Golders Green) – еврейский квартал на северо-западе Лондона. «Достопримечательности» – ипподром, крематорий, где находится урна с прахом известной русской балерины Анны Павловой. 84 Николай Сербский, свт . Письмо 49: журналисту И. Т., на вопрос о сожжении мертвых//Миссионерские письма. М., 2003. С. 81–83. – Сост. 85 Михаил Воробьев, свящ . Совет священника//Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность» (http://www.eparhia-saratov.ru). Вопросы священнику. – Сост. 86 См. ниже: Приложение. – Сост. 87 См.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 492. – Сост. 88 См.: Игнатий (Брянчанинов), еп . Сочинения. Т. 3: Слово о смерти. СПб., 1886. С. 138, 151–158. – Сост. 89 «Частный суд Божий над душами, по разлучении их с телом, предваряется, по учению Православной Церкви, истязанием их на так называемых мытарствах, чрез которые они, восходя от земли в сопровождении Ангелов, проходят воздушное пространство и на которых злые духи задерживают их и обличают все грехи, соделанные ими в жизни» ( Антоний [Амфитеатров], архим . Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. § 341. 8е изд. СПб., 1862. С. 244). 90 Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 53; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 492–494. – Сост. 91 Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 116–118, 35–37. – Сост. 92 Кирилл Иерусалимский , св . Творения. Сергиев Посад, 1843. С. 297. 93 Иоанн Златоуст, св . Творения. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 248. 94 Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). 95 См.: Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 56–57. – Сост. 96 Например, ввиду начавшегося Великого поста или по другим причинам. 97 В Древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сОроки» – наши благочиннические округа. В каждом таком сОроке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, «придельных попов». В таком сОроке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания на лица. […] 5 мая 1867 года Самоубийство душевнобольного студента академии. - Прим. сост. Мал. 3, 1. Мк. 1, 2. Мал. 3, 1. См.: Ис. 7, 12. Цензора. - Прим. сост. Канон святому Иоанну Предтече, песнь 9-я, тропарь 2-й. - Прим. сост. Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. - Прим. сост. Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. Т. е. Таинства. - Прим. сост. Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 2 Пет. 1, 21. Симеон Метафраст (+ 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. - Прим. сост. 1 Пет. 5, 8. 1 Ин. 5, 18. «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. - Прим. сост. См.: Откр. 6, 9. - Прим. сост. См.: Откр. 19, 4. - Прим. сост. Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь. Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. - Прим. сост. Гал. 1, 9. Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/2412.html

72 Михаил Михайлович Евреинов (1788–1878), многолетний знакомый митрополита Филарета, в 30-х гг. староста церкви Святой Троицы на Капельках, попечитель Набилковской богадельни в Москве, писатель, автор воспоминаний о святителе Филарете. – Прим. сост. 78 А. И. Карасевский (1796–1856), возглавлял Комиссию духовных училищ (1832–1839), затем занимал ту же должность в новом Духовно-учебном управлении (1839–1855), с января 1855 г. назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, но в сентябре 1856 г., вследствие тяжелой болезни, от этой должности был уволен. – Прим. сост. 79 Платон (П. Г. Левшин, 1737–1812), митрополит Московский и Коломенский (1775–1811). В 1759–1762 гг. префект, а позже ректор Троицкой семинарии. – Прим. сост. 80 В письме к ректору было, в частности, написано: «Скажут ли: предмет маловажный не требует строгого внимания? Но Вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно; и хотите, чтобы другие отказались от него в пользу вашей прихоти? Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, имже соблазн приходит ( Мф. 18, 7 )?» – Прим. сост. 81 Гавриил (П. П. Петров-Шапошников, 1730–1801), митрополит Новгородский и Олонецкий (1775–1799). Амвросий (А. И. Подобедов, 1742–1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1799–1801). – Прим. сост. 83 Имеется в виду недавняя (18 февраля 1855) смерть императора Николая I и неблагоприятный для России ход Крымской войны. – Прим. сост. 84 Александр Семенович Ковалевский, генерал-лейтенант, председатель Московского военно-окружного суда. – Прим. сост. 85 Федор Петрович Литке (1797–1882), адмирал, граф, президент Императорской академии наук (1864–1881). Русский мореплаватель и исследователь Арктики, почетный член многих иностранных научных учреждений. – Прим. сост. 86 Н. М. Карамзин (1766–1826), русский писатель, публицист, историк. Автор «Истории государства Российского». Чтение главы об Иване Грозном состоялось 12 января 1820 г. в С.-Петербурге. – Прим. сост. 87 Иван IV Васильевич Грозный (в иночестве Иона). Великий князь Московский (1533–1547). Первый русский царь (1547–1584). – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие//Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди)/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост. Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1. См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост. См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1. Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1. Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост. Ср. с увещанием пред исповедью: " Пришел еси во врачебницу " . Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост. Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из " Канона на разлучение души… " .- Сост. Часть 2. Когда смерть уже наступила При разлучении души нашей с телом " ...предстанут пред нами с одной стороны воинства и Силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и вознесясь на высоту, она встретит различные мытарства [как бы некоторые заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины], кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному " [ 1 ]. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

– Андрей Яцуки – грусть навел сказаниями, что Церковь опорочена. Ужель и в самом деле моя статья в «Древней и Новой России» послужила в пользу протестантству – разбудил их! О. Яков Такая просился из Оосака, – напрасно, кажется, – вял он, в том вся причина. 19 Речь идет о редстокистах – секте евангельских христиан в России, названной по имени лорда Г. Редстока (см. Именной указатель) – примеч. сост. Указателей. 24 Хлыст, розга (от лат. ferula); линейка, которой наказывали школьников – примеч. сост. Указателей. 25 Последователи учения апостола Фомы, по прозванию Дидим (близнец), который, по евангельской легенде, не хотел верить воскресению учителя, пока не увидел его и не вложил персты в его раны. Имя Фомы стало символом осторожной веры, ищущей доказательств. Фома проповедовал свое Евангелие в Парфии, Индии, Персии и погиб мученической смертью – примеч. сост. Указателей. 30 Князь Павел Петрович Вяземский – брат поэта и дядя жены графа Шереметева – П. П. Вяземский был сыном поэта П. А. Вяземского и отцом жены графа С. Д. Шереметева – Е. П. Шереметевой – примеч. сост. Указателей. 31 Григорий Петрович Корнилов – ошибка памяти: у И. П. Корнилова такого брата не было – примеч. сост. Указателей. 33 «Те Deum laudamus» – «Тебя, Бога, хвалим» (лат.) – начальные слова католического благодарственного гимна – примеч. сост. Указателей. 36 30 марта 1880 г., перед отправкой в Японию, отец Николай был рукоположен в сан епископа, с наименованием Ревельский – примеч. сост. Указателей. 43 Имеются в виду басменные изделия, изготавливаемые из кожи и металла с оттиснутыми на них изображениями; употреблялись для оклада богослужебных книг, икон, крестов и т. п. – примеч. сост. Указателей. 45 «Христос воскресе из мертвых» (греч.) – тропарь праздника Воскресения Христова – примеч. сост. Указателей. Читать далее Источник: Дневники святого Николая Японского/Сост. К. Накамура. - СПб : Гиперион, 2004./Том I : (с 1870–1880 годы). - 464 с. ISBN 5-89332-091-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

659 Есаул Емельян Данилов, принесший митрополиту Филарету запись бывших ему откровений. – Прим. сост. 665 С 1816 г. святитель Филарет деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел Евангелие от Иоанна и Книгу Бытия. Полный перевод Библии был закончен в 1868 г. – Прим. сост. 670 В памятной книжке митрополита Филарета приводятся слова Франциска Сальского: «Мы возвращаемся в самих себя, любя любовь, вместо того чтобы любить Вселюбезного». 671 Преподобный Макарий (М. Н. Иванов , 1788–1860, память 7/20 сентября). См. о нем подробнее (сноска 706 примечание электронной редакции), а также письма к нему митрополита Филарета на с. 689–699. – Прим. сост. 673 А. П. Толстой (1801–1873), обер-прокурор Святейшего Синода. См. письма к нему с. 186–190. – Прим. сост. 678 Антоний (Я. Г. Амфитеатров, 1815–1879), впоследствии еп. Казанский и Свияжский. В связи с празднованием тысячелетия России предполагалось возобновить празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. – Прим. сост. 680 Святитель написал тропари 2-й песни канона равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским, см.: Минея май, ч. 1. С. 411–412. М. 1987. Евгений (М. Сахаров-Платонов, † 1888), епископ Сибирский и Сызранский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), митрополит Киевский и Галицкий. См. письма к нему на с. 471–472 (выше). – Прим. сост. 684 Афанасий (Федоров, 1777–1831), пострижен в монашество в 1802 г., иконописец. Наместник Троице-Сергиевой лавры (1818–1831), архимандрит. – Прим. сост. 696 Речь идет об эпидемии холеры в Москве. Митрополит Филарет в 1826–1842 гг. ежегодно с конца октября до начала мая находился в Петербурге, на заседаниях Синода, а в конце мая испрашивал разрешения у императора на возвращение в Москву до осени. – Прим. сост. 697 Иоанникий (Холуйский, † 1878), архимандрит, наместник Чудова монастыря в Москве (1834–1857). – Прим. сост. 699 Преподобный Исаакий Оптинский (И. И. Антимонов, 1810–1894, память 22 августа/4 сентября). Поступил в Оптину пустынь в 1847 г. В 1862 г. с одобрения митрополита Филарета отец Исаакий заменил почившего схиархимандрита Моисея в управлении обителью. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

117 См. также письмо на с. 106–107. – Прим. сост. (См. сноску 97 – примечание электронной редакции). 119 Вопрос о действенности крещения через обливание при приеме в Православие от католичества был поднят о статье Палмера (см. о нем прим. на с. 485). – Прим. сост. (См. сноску 492 примечание электронной редакции). 124 Неофит (Соснин, † 1868), епископ, впоследствии архиепископ Пермский и Верхотурский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 126 Михаил (М. М. Десницкий, 1762–1821), митрополит Петербургский и Новгородский, почитаемый святителем Филаретом архипастырь. Речь идет о труде «Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа». – Прим. сост. 127 Лаодикийский Собор (363–364 ?) принял правила, касающиеся различных подробностей богослужебного чина, дисциплины клира и пр. – Прим. сост. 128 Левисон, бывший раввин, под влиянием книги А. Н. Муравьева «Письма о богослужении» принявший Православие, преподававший в СПбДА, а позже находившийся при Русской духовной миссии в Иерусалиме. Одно время увлекался идеей построения тысячелетнего царства Христова на земле. – Прим. сост. 129 Об обер-прокуроре графе Протасове, скоропостижно скончавшемся 16 января 1855 г. – Прим. сост. 130 Ефесский, Третий Вселенский Собор (431) созван против неправославного учения Нестория, патриарха Константинопольского (428–431), о Божией Матери. Иоанн, патриарх Антиохийский (423–440), сторонник Нестория. Кирилл, архиепископ Александрийский (412–444), главный защитник Православия против ереси Нестория. Прокл, патриарх Константинопольский (436–446), один из близких свт. Иоанну Златоусту людей и первый обличитель неправославных взглядов Нестория. – Прим. сост. 131 Амвросий (А. И. Подобедов, 1742– 1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский. – Прим. сост. 133 Сергей Николаевич Муханов (1796–1858), московский обер-полицмейстер, тайный советник, генерал-майор. Впоследствии губернатор Харьковской (1840–1849) и Орловской (1849–1851) губерний. Первый председатель Харьковского благотворительного общества. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие//Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди)/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост. Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1. См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост. См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1. Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1. Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост. Ср. с увещанием пред исповедью: " Пришел еси во врачебницу " . Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост. Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из " Канона на разлучение души… " .- Сост. Некоторые практические советы Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Сол. 4, 13-14) Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол. Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010