В другом доме, «доме виноторговца» (или «доме Саломы», условно названного так по имени матери апостолов Иакова и Иоанна), найден винный погреб с пифосами, жернов и очаг. В 30 г. Филипп, сын Ирода, даровал Вифсаиде статус города и назвал его Юлией, в честь Юлии-Ливии, матери императора Тиберия. Ей, вероятно, был посвящен и найденный при раскопках римский храм. Вифсаида была разрушена землятресениями во II и III вв. и с тех пор была покинута населением. Камни римского храма использовались при строительстве синагоги V b. в Хоразине, в 5 км от Вифсаиды. На них сохранился прежний растительный орнамент и даже изображение римского орла. В Х в. до Р.Х. Вифсаида была столицей Гессура, независимого царства, с которым долго и безуспешно боролись вожди израильтян. Гессур впервые упоминается в дипломатической переписке XIV b. до Р.Х. из Амарны. В Х в. до Р.Х. Гессур вступил в союз с царем Давидом, в IX b. был аннексирован Арамом, а в VIII b. до Р.Х. вошел в состав Ассирийской империи – тогда его древняя столица была разрушена Тиглатпаласаром III. Вновь Вифсаида была заселена только в эллинистическое время. Еще одно исследованное недавно место – Назарет. Раскопки в Назарете показали, что во времена Иисуса это был очень маленький поселок, в котором жило не более 35 семейств (в настоящее время это город с населением около 60 000). Найдены остатки домов, двух террас на склоне холма, на которых были разбиты виноградники, следы оросительных канав, давильня вина. Разработан план реконструкции библейского Назарета недалеко от современного города. Однако точное местоположение Капернаума окончательно не установлено. Большинство географов XVII-XIX вв. отождествляли его с развалинами, носящими название Хан-Минье, на северо-западном берегу Галилейского моря. В 1905 г. начались раскопки в местечке Тель-Хум, находящемся севернее. Здесь были открыты и частично реставрированы останки красивой синагоги. Считается, что это место лучше соответствует древним свидетельствам о Капернауме, нежели Хан-Минье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пришел Он в Капернаум — букв. ‘спустился’, так как Капернаум (современный Тель-Хум) располагается ниже Каны. О жиз­ни Христа в Капернауме говорят синоптики (Мф 4:13; Лк 4:31). Сам и Матерь Его, и братья Его — о Матери Иоанн не говорит больше до рассказа о Распятии; братья упоминаются в 7:1–10, где сказано, что они не верили в Иисуса. Иисус, таким образом, еще несколько последних дней проводит в безвестности, которая как бы озаряется неожиданным и ведомым лишь немногим знамением в Кане. 5. Очищение храма (2:13–25) На Пасху Иисус совершает обычное паломничество в Иерусалим, предписанное ветхозаветным законом (Исх 12:14–20,43–49; Лев 23:4–8; Втор 16:1–8; Иосиф Флавий. Война II:10). Он насильственно прерывает установившийся обычай храмовой торговли, изгоняя из дворов храма продавцов и менял. Иудеи требуют, чтобы Он подтвердил Свою власть и право поступать таким образом. Иисус отвечает словами, смысл которых скрыт от Его противников, а ученикам становится понятен лишь после Воскресения. В ст. 23 говорится о том, что благодаря чудесам многие паломники уверовали в Него, но Иисус, зная цену поверхностной вере такого рода, не вверял Себя им. Рассказ об очищении храма — часть синоптического предания (Мк 11:15–18; Мф 21:12–17; Лк 19:45–46), которое относит это событие ко времени последней Пасхи, а не к первой, как в Ин. Весьма вероятно, что стих 18 образует параллель с Мк 11:28 и Мк 8:11, и тем поразительнее, что Иоанн, скорее всего зная текст Марка, отнес это событие к другому времени. Крайне маловероятно, чтобы имели место два очищения храма — одно в начале, а другое в конце служения. Чтобы понять, что означает такое расположение отрывка, надо вспомнить, что композиция в Ин имеет не столько хронологическое, сколько богословское значение. Исторически служение Иисуса Христа происходит на фоне иудейства, и прежде всего показано, что в Нем совершается исполнение чаяний ВЗ. Иисус являет Себя со властью во храме, и сказанные Им при этом слова в большей степени раскрывают природу Его власти, чем изгнание торгующих. Его Тело, лишенное жизни, а затем восставшее из мертвых, станет истинным новым храмом, домом молитвы для всех народов, нового народа Божиего, который будет составлен из язычников, а не только из иудеев (10:16; 11:52). Рассказ об очищении храма у Иоанна, таким образом, утверждает, что Иисус есть окончательное исполнение тех обетований, образом которых был иерусалимский храм. Затем Евангелист излагает события как бы в виде расширяющихся концентрических кругов, в исторической перспективе Церкви, которая рассматривала Иерусалим как начальную точку своей миссии. Вначале говорится о том, что в Иисусе Христе исполнились ожидания апокалиптического и фарисейского иудейства (3:1–21) и предсказания Крестителя (3:22–36). Затем рассказано об отношении Иисуса к еретическому ответвлению иудейства — самарянам (4:1–42) и к языческому миру (4:43–54).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Лк.4:31 .) Буквально: «и, оставив Назарет, придя, поселился в Капернауме приморском в границах Завулона и Неффалима». С еврейского Капернаум означает «селение Наума» (пророка). В настоящее время город находится в развалинах, на северо-западной стороне Галилейского озера, на покатой плоскости, которая опускается к озеру, а за городом постепенно переходит в холмистую местность. Место, где стоял прежде Капернаум, называется в настоящее время Телл-Хум, причем Хум значит «черный», потому что камни здесь, за немногими исключениями, из черного базальта. Название Капернаум не имеет никакого отношения к Телл-Хум. Среди развалин современного Телл-Хума видны остатки какого-то здания, может быть крепости, церкви или синагоги, выстроенной, как думают, сотником, хотя древность здания несколько и сомнительна. Паломники, с четвертого столетия оставившие записи о своих путешествиях, согласны в том, что современный Телл-Хум был действительно во время Христа Капернаумом. Могло, однако, быть, что в основание таких суждений были приняты местные предания, которые часто бывают недостоверны. Слово «приморском» прибавлено, вероятно, потому, что в 15-м стихе говорится о «пути приморском». Мф.4:14 .  да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Евангелист не указывает оснований, почему Иисус Христос переселился в Капернаум, а указывает на то, какой смысл имело это поселение. В этом факте исполнилось древнее пророчество, которое и приводится в следующем стихе. Мф.4:15 .  земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, Мф.4:16 .  народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Речь в данных стихах (на греч.) отличается необыкновенной красотой, почти ритмическая, размеренная, звучная и музыкальная. Стихи эти взяты из Ис.9:1–2 . При сравнении с переводом Семидесяти заметны сильные отступления. У Семидесяти буквально так: «Это сначала пей, скоро делай, страна Завулона, ты, земля Неффалима, и остальные, которые в области приморской и за Иорданом, Галилее языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Антонин любил свое Яффское подворье, нередко проводил здесь, вблизи побережья, дни летнего отдыха. Сооружение храма Петра и Тавифы стало для него последним подвигом. Считают, что он заболел как раз на освящении храма. Два месяца спустя, в канун Благовещения, 24 марта 1894 г. русский колокол на Елеоне возвестил о кончине создателя Русской Палестины. ...Опорные столпы создававшегося Антонином сакрального пространства Русской Палестины четко определились по сторонам света. Кана Галилейская и Тивериада на севере, Хеврон с Дубом Мамврийским на юге, Яффа с храмом апостола Петра и гробницей праведной Тавифы на западе, Иерихон с Галгалским камнем и приютом Закхея на востоке – вот крест, которым осенил о. Антонин Святую Землю. В средокрестии – Иерусалим с Порогом Судных Врат, с Горней по левую и Елеоном по правую руку.ном по правую руку. Кесария приморская Повернув к северу, выезжаем на приморскую автостраду – главную магистраль страны. От Тель-Авива до Хайфы считается 95 км. Сразу за Тель-Авивом дорога пересекает реку Яркон. Слева от моста находится раскопанный в последние годы древний курган Тель-Казиль – один из самых загадочных телей Святой Земли, город, известный археологам, но совершенно неведомый историкам. Его не удается отождествить ни с одним из мест, названных когда-либо в ближневосточных письменных источниках. Между тем древнейшее поселение здесь прослеживается с XV в. до Р.Х. В XII в. до Р.Х. город был заселен таинственными филистимлянами, пришедшими в Ханаан из-за моря и давшими Святой Земле ее название «Палестина» («страна филистимлян»). Наиболее важным открытием в Тель-Казиле стали филистимские храмы XII-XI вв. до Р.Х. Другие находки относятся к эпохе Соломона. Рядом с Тель-Казилем находится один из лучших музеев страны – музей Эрец Израэль. За рекой Яркон начинается Саронская долина, протянувшаяся на 90 км к северу до отрогов Кармила. Она издревле славилась своей красотой и плодородием. О цветах Саронских сказано в Песни песней (см. Песн. 2,1 ). И у пророка Исайи говорится о грядущем процветании Церкви язычников: Слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего ( Ис. 35, 2 ). Впоследствии, после всех прошедших завоеваний и разрушений, долина Сарон, по слову того же пророка, действительно «похожа стала на пустыню». Местность была практически оставлена жителями, и возрождение ее связано лишь с последними десятилетиями, когда здесь вновь появились возделанные земли, цитрусовые плантации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На 61 км от Иерусалима прибываем в Яффу – древнюю Иоппию, основанную, по преданию, сыном Ноя Иафетом – прародителем индоевропейских племен. «Яффа» по-еврейски значит «красивая». Сегодня это маленький пригород бурно развивающегося Тель-Авива. Между тем, еще в начале XX в. все обстояло по-другому. 60 еврейских семей, переселившихся из старой арабской Яффы, основали в 1909 г. в песчаных дюнах в 2 км к северу от города поселок с поэтическим названием Тель-Авив («Холм весны»). На первых порах Тель-Авив был пригородом Яффы, в 1921 г. он получил статус самостоятельного города. В мае 1948 г. после провозглашения независимости город стал столицей государства Израиль. И хотя после Шестидневной войны израильские власти объявили столицей Иерусалим, для мирового сообщества официальной столицей, где находятся иностранные посольства и дипломатические представительства, остается Тель-Авив. Древнейшее поселение в этих местах археологи датируют V тысячелетием до P. X. В письменных источниках название города впервые фигурирует в списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом III в 1468 г. до P. X. В XIV в. до P. X. Яффа, как египетская крепость, неоднократно упоминается в документах из архива Тель аль-Амарны, столицы Эхнатона. Около 1200 г. до P. X. она была захвачена филистимлянами. Когда Соломон задумал строить Иерусалимский Храм, Хирам, царь Тирский, писал ему: «Мы нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яффу, а ты отвезешь их в Иерусалим» (2 Пар. 2:16). Потом Яффой владели по очереди Ассирия, Вавилон, Персия... Со времен Александра Македонского Яффа стала греческой колонией. В эпоху Христа Спасителя Яффа – процветающий город со смешанным населением. Как рассказывается в книге Деяний апостольских, в город приходил с проповедью апостол Петр. Именно здесь, в доме Симона Кожевника, у которого он жил, во время вечерней молитвы на кровле было ему символическое видение спускающейся с неба плащаницы с чистыми и нечистыми животными. Апостол принял это как откровение Божие о равенстве пред Богом и Крещением всех людей и народов, независимо от их происхождения и культурной принадлежности. Сюда пришли за ним слуги сотника Корнилия с просьбой идти в Кесарию – положить основание Церкви язычников. В Яффе же жила праведная Тавифа, которую воскресил апостол (Деян. 9:36–41 ). На месте ее дома находится сейчас русская церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Еглон. Локализация дискутируется. Больше предпочтений отдается тель эль-Хези и тель Айтун (Нот, Райней и др.). Эллигер склонялся к тель бет-Мирзим. В Нав. 15:39 к городам Иуды. Хеврон (Кириаф-Арбы). Располагался в Гебель эр-Румейди, на запад от современного Хеврона. 31 км на юг от Иерусалима. В Нав. 15:13 к городам Иуды; в Нав. 21:13 левитский город убежища. Давир (Кириаф-Сефер, Кириаф-Санна). Локализуется в тель бет-Мирзим (Олбрайт), в хирбет Террамех, в 9 км на юго-запад от Хеврона (Нот), в хирбет Рабуд (Галлин, Кочави, Дэвид). В Нав. 15:15,49 относится к городам Иуды. Совершенно ничего не говорится о Иерусалиме. По всей видимости, израильтяне тогда не предпринимали попыток овладеть столь надежно укрепленным городом. Долгие столетия, до времен монархии Иевус-Иерусалим будет оставаться неприступным для новых обитателей Палестины. После описания завоевания отдельных городов священный писатель резюмирует: И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную (Негев), и низменные места (Сефела), и землю, лежащую у гор (Ашедот 393 ), и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышущее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев. Поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен 394 даже до Гаваона (10:40–41). Таким образом, бóльшая часть Южного Ханаана оказалась во владении потомков Иакова. Отстаивать захваченные земли придется веками, многие города вскорости будут отвоеваны хананеями. Полное и окончательное овладение этими территориями и городами наступит еще нескоро – во времена Давида. Ханаан с его городами в святоотеческой типологии – не только Церковь и не только Царство Небесное. Это также и образ души христианина. Из нее, словно хананеи из Ханаана, должны быть изгнаны все пороки и страсти. Для примера стоит привести небольшую цитату из XIII гомилии Оригена на книгу Иисуса Навина. «О, изгнал бы Господь и сделал бы так, чтобы исчезли из душ верующих в Него, которых Он отстаивает для Своего Царства – и из моей собственной души – все прошлые пороки, так чтобы не вздохнули более какие-нибудь порочные чувства, так чтобы не спаслось ни одно движение гнева, порочного вожделения, не осталось в живых какое-нибудь злое слово, которое слетало бы с моих уст. И тогда, очищенный ото всех пороков прошлого, смогу под водительством Иисуса сделаться одним из городов сыновей Израилевых, о которых написано: «Застроят опустевшие города и поселятся в них» ( Ам. 9:14 ). Действительно, сейчас Иисус разрушает и возводит душу каждого из нас… Первое дело, совершаемое словом Божиим – разрушение зданий, которые демон возвел в человеческой душе. А он построил в каждом из нас башни гордости и стены высокомерия. Слово Божие их ниспровергает и разрушает,.. так что в конце концов мы становимся достойны участвовать в наследовании святой земли, принять часть с израильтянами!» 395 . Битва у вод Меромских. Покорение всей земли (11:1–23)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

А специфика тут прежде всего в том, что это другой, непривычный для русского православного человека мир. Здесь между разными народами не всегда есть согласие и понимание, рядом с Тель- Авивом периодически идут военные действия — происходят ракетные обстрелы Израиля со стороны Сектора Газы. Это создает внутреннее напряжение. Ведь страна живет практически в полувоенном состоянии. Дети наших прихожан тоже служат в армии, как положено в Израиле – и юноши и девушки. В последние годы у противников Израиля появились ракеты, которые долетают до Тель Авива. Тель -Авив обстреливают нечасто, больше достается южным городам – Ашкелону, Ашдоду, поселками вокруг Газы. В 2012 году, когда целое лето были обстрелы и по три раза в день звучала воздушная тревога, а прилетающие ракеты сбивали прямо над храмом, мы ездили в южные города служить молебен Покрову Божией Матери о защите жителей этих мест. Служили на квартирах, собиралось много народа.  Климатические условия тоже непривычные для нашего человека. Здесь  7-8 месяцев в году стоит жара, непосредственно в Тель - Авиве  в летний период обычно бывает 30-40 градусов, а влажность доходит до 90%, при этом нет дождей. К этому трудно привыкнуть.  Но вместе с тем, православный верующий ощущает и великую святость Иерусалима и всей Святой Земли, которая не случайно называют «Пятым Евангелием». Ведь каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому – ярче и глубже – начинает воспринимать события Священного Писания.  Это конечно, дает силы и большое утешение. Ну и в России я все же бываю несколько раз в году, поэтому сильно скучать не приходится. — Когда у вас бывает богослужение и акафист святой Тавифе, написанный   митрополитом Никодимом (Ротовым)? — Трудники нашего подворья каждый день читают в пещере праведной Тавифы (где святая обрела свой последний покой) посвященный ей акафист. Над паломниками, по их желанию, я читаю молитву святой Тавифе перед ее святыми мощами. Празднование же святой совершается 2 раза в год. Главное – после Пасхи, в 4-ю неделю о расслабленном и осенью 7 ноября (25 окт. по ст.ст.). На мой взгляд, это достойная замена советскому празднику 7 ноября.

http://e-vestnik.ru/church/pusskoe_podvo...

Итак, «мумие», в переводе: «воск из дикого человека». Православным, да и всем разумным, здесь всё понятно: употреблять воск из дикого человека - подобие людоедства, хотя бы и неосознанного. Даже если мумие поддельное, все равно, в нем подделывается воск из человека. Употреблять мумие - это употреблять поддельное мясо человека, сделанное из сои, или пить искусственную кровь. Это людоедство, но цивилизованное. Также не подобает православным покупать и вкушать американские хот-доги, в переводе: «горячие собаки». Христиане не едят собак. Но дело в другом. Западная цивилизация приучает к скверномыслию и скверноядению. Она приучает к антихристианским словам и делам. Из Германии нам продают вино с грехоносным названием, в переводе с немецкого: «Молоко любимой женщины» - на бутылке на этикетке изображена Мадонна с Младенцем на руках, и кощунственное название: LIEBFRAUMILCH. Электронные письма рассылает нам иностранная программа с демонским названием: MAILER-DAEMON@mail... А в США есть, официально зарегистрирована, церковь Сатаны, ее капелланы служат в армии США вместе с капелланами других вероисповеданий. Далее, читаем в журнале «Природа и человек»: «Для изготовления заменителя мумие (согласно персидскому словарю, составленному Гиосом) нужен ребенок с рыжими волосами и красным лицом. Его выкармливают до 30 лет преимущественно кишмишем. Одновременно изготовляют каменный хум (сосуд) в рост человека. Затем помещают в хум этого человека, наполняют снадобьями и пряностями и закрывают. Через 120 лет открывают. Это и есть заменитель натурального мумие» (таким же способом делаются терафимы для бесовских прорицаний). Но это - для производства полноценного заменителя мумие. А ведь можно получать и менее полноценное мумие? и даже не брать изначально ребенка? и даже не рыжего? и не с красным лицом? и не обязательно выкармливать до 30-ти лет? Итак, природное мумие чрезвычайно редко и драгоценно; его заменитель очень дорог, трудоемок и людоедск: происходит из «человекообразного материала». А из чего делают искусственное мумие, дешевое?..

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/11/mo...

Притча: По Раю ведут экскурсию. Экскурсовод говорит: — Слышите звон гитары? Это у нас методисты. А там вдалеке, слышите, орган звучит? Это у нас католики. Тсс! А теперь на цыпочках… Здесь у нас православные. Они думают, что они в Раю одни… Страшно сказать, но если бы меня в 1944 году не крестили в Князь-Владимирском соборе Ленинграда, который был открыт во время войны, я бы, наверное, стал буддистом. Потому что мне нравился этот храм буддистский напротив Елагина острова. “Ом мани падме хум» для меня — то же самое, что «Отче наш, да святится имя Твое». Потому что если «Отче наш», а не «Боже мой», то Он — Отче всего сущего и означает то же самое, что и «Ом мани падме хум» — то есть «да будет благословенно все живое и неживое тоже…». Невозможно, чтобы одни свиньи были равнее других. Неужели Господь такой мелочный, что Он, сотворив все, не подумал о возможности всем до Него добраться? Кому-то это можно не принимать, так будет спокойнее. Буддизм и христианство Я уже говорил о том, чем отличается буддизм от христианства. В буддизме есть такая притча: сорвался человек в пропасть, а в пропасти голодный тигр. Человек уцепился за веточку, а по веточке змея ползет. И тут он видит ягодку и тянется к ней, не помня ни о чем другом. А в христианстве другая трактовка: сорвался человек в пропасть, уцепился за веточку и кричит: «Господи, верю, помоги!» — «Отпусти веточку», — отвечает ему Господь. Человек отпустил веточку, за которую держался, чтобы не упасть, и вдруг оказалось, что никуда и не падал… А если человек отвечает Г осподу: «Что я, сумасшедший?» — это уже не вера, это — колебание… Человеку жить без смысла невозможно, как без воздуха, как без притяжения земли. И смысл каждый раз оказывается в той религиозной системе, которая оказалась и привилась на той почве, где человек родился. Это и есть состояние конфессии — оно как необходимость человеку знать, зачем он живет. На самом деле смысл не в принадлежности к какой-то из конфессий. Спасение индивидуально, и нет для Бога никаких конфессий, ни систем, ничего… Вот на Афоне никого не интересует твоя национальность, раз ты пришел в монастырь. Необходимость Бога как раз и доказывает Его реальность и дает стремление к Нему. Для меня безразлично, к какой конфессии кто относится, просто ему не встретился православный человек.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

«Прокимен» всегда предлежал (предлежу, предхожу) чтению Писаний. На Страстную Пятницу и на Пасху читается и Евангелие. Библейская Часть (поучи тель- ная). Свя- щен- ное Писа- ние Библе йская Часть 2. (После «хвалите» и «степенных» стихов) прокимен и чтение Евангелия; на буднях опускается и не говорится даже и прокимен: торжественно для простых дней! 3. На вечерне отсутствует кроме заключительного момента (см. далее) Стихиры на «литии» в великие праздники (всенощное бдение), где прославляется праздник или святой великий. (В будни нет).   " Сподоби, Господи... без греха сохранитися нам», «Благословен еси Господи» (то есть конец великого славословия). Примечание: В параллель «Честнейшую» можно усмотреть в праздники, после литии и тропари святому (2), один раз «Богородице Дево», а в воскресенье – трижды. Гимно Логиче ская Часть (славо словие 3. (После 50-го псалма) канон: 9 песней ветхозаветных и к ним 14 сочинений (1 ирмос и 13 тропарей с богородичными) новозаветных в честь, славу праздника, Богородицы или святых (дня недели и дня года). Стихиры «хвалитные» – после хвалитных, славных псалмов (148, 149, 150-го пс), в коих прославляются святые или праздник. (В будни нет). Заканчивается эта третья, гимнологическая, часть «великим славословием»: «Слава в вышних» Примечание: Песнь Богородицы и «Честнейшую» относится к гимнам и потому вставлена в эту часть пред песнью Захарии, составляя с ней одну, девятую, песнь. Продол жение хвалеб ной части 4. Ектении: 1. «Исполним вечернюю молитву» (после «стихир на стиховне» вечерних и проч.). 2 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3.  Ектения, или точнее, первая так называемая великая ектения, перенесена к началу вечерни – после 103-го псалма. Проси тель ная часть (екти нии) Проси тель ная часть (екти нии) 4. Ектении: 1.  «Исполним утреннюю молитву» (после «стихир на стиховне» утренних и проч.) 3 . 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3. Совершенно то же: перенесена ектения к шестопсалмию. 5. Вставные впоследствии части: а) После псалмов на «Господи воззвах» стихиры – большею частью прославляющие святых или праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010