В 1203 г. посол Иоанн де Касамарис в отчете папе Иннокентию III писал, что в Боснии и Хуме возобладало влияние Вост. Церкви и богослужения совершаются на слав. языке; однако там сохранилась и лат. епархия. Известно, что в более поздний период здесь действовали кафедры Сплитской и Дубровницкой архиепископий, находившиеся в противостоянии друг другу вплоть до тур. покорения этих земель. На рубеже XIII-XIV вв. произошло усиление позиций Православия, поскольку в это время Вост. Босния находилась под управлением серб. краля св. Драгутина . Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. После смерти бана Матвея Нинослава Босния до 20-х гг. XIV в. находилась в состоянии политического упадка. Ее сев.-вост. районы (Усора и Соли) были превращены в отдельный банат, находившийся под венг. управлением, остальные земли были раздроблены и частично управлялись далматинскими банами из семейства Шубичей. С кон. 1-й четв. XIV в. начинается объединение страны банами из рода Котроманичей, в ее состав возвращаются выделенные ранее сев.-вост. районы. Стефан II Котроманич (1314-1353) присоединил к своим владениям Хум, что при серб. царе Стефане Душане вызвало сербско-боснийскую войну 1349-1351 гг., и Центр. Далмацию. Начинается экономический подъем Боснии, связанный с развитием рудного дела (добыча серебра и полиметаллов) и появлением нем. колонистов-металлургов («саксы», «саси»), создававших новые города, центры добычи и обработки металлов, ремесел и торговли (Дежевице, Крешево, Остружница, Сребреница, Фойница и др.). В стране увеличилось католич. население. В 1339 г. Боснию посетил ген. францисканского ордена Джерардо Одони. Результатом его миссии явились возникновение в местах поселения саксов-колонистов сети францисканских мон-рей и создание вик-ства ордена. В 1391 г. католич. епископия в Требине была объединена с Мрканской (о-ва Далмации, ныне Хорватия). Вершины политического могущества Босния достигает в правление сына Стефана II Твртко (1351-1391), к-рый после гибели кор. Вукашина и смерти св. царя Стефана Уроша Немани (1371) присоединил зап. серб. земли (бассейн верхнего течения р. Дрины с притоками, Оногошт, Требине), а в 80-х гг. XIV в. часть Славонии и Далмации с Трогиром, Сплитом и Шибеником. В 1377 г. Твртко короновался с традиц. для Неманичей именем Стефан и титулом «король Сербам, Боснии и Приморью», чем хотел подчеркнуть наследственное право на царский венец своих родителей (он был правнуком серб. кор. Драгутина по жен. линии). Боснийскому кралю удалось нанести поражение венг. войскам Сигизмунда. В 1389 г. боснийские войска приняли участие в Косовской битве на стороне сербов.

http://pravenc.ru/text/153243.html

418 Событие срывания колосьев происходили, по преданию, в плодородной долине, расположенною на пути из Каны к горе Блаженств. 419 Здесь Господь не нарушает Закон через незаконное присвоение, ибо сказано: “Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего” ( Втор. 23, 25 ). 421 Молитва Спасителя была, по всей видимости, об утверждении основываемой Им Церкви. По древним преданиям эта молитва происходила на горе Фавор. 427 Значение слова Наин неопределенно. Может быть оно означает “жилища”, “пастбища”, а может быть и “прекрасный”, “приятный”. Сейчис этот город называется Неин. Он находится на северо-западе оконечности Джебель-Духи или малого Ермона, на юг от горы Фавор. Селение расположено на холме между долинами. Там находится небольшая мечеть. 428 Хоразин – Галилейский город, лежавший в недалеком расстоянии от Вифсаиды и Капернаума на берегу Галилейского моря. По всей вероятности, Хоразин в настоящее время ничто иное как большая груда развалин, называемая Керезе, и лежащая на расстоянии 5 км. на северо-запад от древнего Капернаума (Телль-Хум). Суд Божий к Хоразину исполнился в 400 году, когда вместе с Капернаумом и Вифсаидой он погиб от землятресения. 429 Название Вифсаида означает “дом рыбной ловли”. Нам известны две Вефсаиды. О Вифсаиде Юлии смотри сноску на стр. 1. Другой город назывался Вифсаидой Галилейской и был расположен на на северо-западном берегу Галилейского озера близ Капернаума и Хоразина. Город этот был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа. Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. Робинсон пишет, что в настоящее время на месте города одни развалины, груды камней, поросших травой и бедное селение Айн-Эт-Табигах. Подробный рассказ о Вифсаиде находим у Джорджа Дейвиса. “Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья моря Галилейского, что примерно в 700 г. эмир Дамаска Альбалид I решил выстроить на ее развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течении 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Все, что сохранилось от него сегодня – это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы ее не расхитили и не исчезли все следы древнего дворца”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Святая Елена. Современная сербская икона. Автор: Елена Хинич Выходя замуж, Елена стала дочерью Православной Церкви, сохранив при этом связь с западным христианством, в котором была воспитана с детства. Эта связь, в том числе и родственная, ни в коей мере не помешала ей воспитывать своих детей в православной вере. Елена учила сыновей не страшиться иноплеменников и помнить во всех своих делах и поступках, что они принадлежат благородному христианскому народу. При помощи лучших учителей Драгутин и Милутин получили соответствующее эпохе воспитание. В их распоряжении было множество книг на славянском, греческом, латинском и французском языках. Благодаря стараниям матери, придя в зрелый возраст, они были всесторонне образованными правителями. Последние годы правления Уроша были омрачены разгоревшимся между ним и старшим сыном Драгутином соперничеством, которое, как часто бывало в средние века, перешло в вооруженное противостояние. Конфликт между отцом и сыном до глубины сердца огорчал Елену, которая была не в силах примирить любимых мужа и сына. В итоге, потерпев поражение, Урош удалился в область Хум, распустил остатки верного войска, простился с друзьями и принял монашеский постриг. В 1277 году он отошел ко Господу. Со временем его тело было перенесено и похоронено в монастыре Сопочаны, ктитором которого он являлся. При погребении присутствовали Елена и оба его сына. Милосердие После смерти супруга Елена некоторое время управляла обширными землями, полученными во владение от сына Драгутина. По примеру сербских властодержцев она воздвигала монастыри и храмы и пеклась об их содержании; заботилась о сиротах и убогих, о защите и воспитании народа; утешала немощных; старалась о сохранении любви и согласия между ее сыновьями. В своем дворце в Брняцах у истоков реки Ибр она основала богадельню и школу для девочек. Святая Елена в Лозе Неманичей. Храм Преображения Господня в Требинье      Забота о юных девицах была одним из предметов ее особых попечений. Святитель Даниил пишет о том, что Елена распорядилась во всех подвластных ей землях собирать дочерей бедных родителей и сирот. Питая их в своем доме, она обучала девочек добрым нравам и рукоделию, готовя таким образом к взрослой жизни. Когда воспитанницы подрастали, Елена выдавала их замуж, оказывая при этом материальную помощь, а на их место принимала на воспитание новых.

http://pravoslavie.ru/125540.html

[серб. Joahukuje, († 28.05.1279), архиеп. Сербский в 1272-1276 гг. Основные сведения об И. сообщает Житие, написанное архиеп. Сербским Даниилом II и включенное им в сборник Житий королей и архиепископов сербских. О происхождении И. известно лишь, что он был сыном набожных родителей. Сопровождал своего учителя мон. Савву (впосл. архиеп. Сербский Савва II ) в паломничество на Св. землю; во время продолжительного пребывания в Иерусалиме был рукоположен во диакона и во пресвитера. На обратном пути посетил афонский мон-рь Хиландар , где подвергся нападению пиратов. Ок. 1254 г. вместе с мон. Саввой вернулся в Сербию, но вскоре ушел в Хиландар, где ок. 1255/56 г. стал экономом, а ок. 1257 г.- игуменом. При нем обитель пользовалась покровительством серб. кор. Стефана Уроша I и на ее территории был выстроен пирг (башня) Преображения. Не позже 1263 г. И. добровольно оставил Хиландар и ушел в Сербию, где кор. Урошем был поставлен игуменом мон-ря Студеница , а осенью 1272 г. избран архиепископом Сербским. Слова Жития о том, что И. «сохранил неповрежденной православную христианскую веру», вероятно, свидетельствуют о его критическом отношении к Лионской унии (1274), заключенной визант. имп. Михаилом VIII Палеологом. Когда кор. Урош I вынужденно оставил престол и удалился в обл. Хум, то И. в знак преданности королю в 1276 г. отказался от архиепископской кафедры. Уход И. стал 1-м случаем в серб. церковной истории, а преемник на кафедре архиеп. Евстафий I был избран только после его смерти. И. поселился «в земле Пилотской» (Полат, историческая область в верховьях и среднем течении р. Дрин, к северу от оз. Шкодер), где умер и был похоронен. Через 2 года и 9 месяцев св. Елена Анжуйская , вдова кор. Уроша, в благодарность за преданность перезахоронила его прах в мон-ре Сопочани рядом с ее мужем. Согласно архиеп. Даниилу, И. умер 28 мая, а в Типике архиеп. Никодима 1319 г. указывается 27 апр. (рукопись погибла при пожаре в 1941; см.: Записи. 1905. 3. Бр. 5031; Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). Возможно, апрельская дата является днем торжественного перезахоронения мощей И. в Сопочани ( С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II//ГСКА. 1933. 108. С. 55). Согласно Житию, останки И. были обнаружены «целыми» (нетленными). «Троношский родослов» (XVIII в.) сообщает, что чудотворные мощи И. продолжают храниться в «каменном ковчеге» в Сопочани (см.: М. Обшти лист: Из nampujapшuje Београд, 1872. С. 31). Совр. местонахождение мощей неизвестно.

http://pravenc.ru/text/578000.html

Сердце… то совсем будто без него, то всю грудь заполнит и распирает. Рая и смелеющая рядом с ней Вера постоянно тормошили Николая Ивановича. Поднимали, меняли рубаху, обтирали влажным полотенцем, он не сопротивлялся, только шептал: – До смерти скоро замучаете. Какие вы, право, разве плохо умирать? Умирать хорошо, плохо жить во грехах. Хужей того другим тяжесть доставлять. Однажды, уже совсем весной, слышно было, как течет с крыши, Николай Иванович сам подозвал Веру. Она тут и сидела, дремала в ногах. – Веруша, я вот чего вспомнил. Ты в святцы Степана записала о здравии? – Конечно. – Еще монгола запиши, имя не знаю, запиши слово “монгол”, запиши. Я объясню сейчас. Подними немного. Вера подоткнула ему под спину запасную подушку. – Вот, хорошо. Ты вечером чем меня поила? – Чаем со зверобоем. – Аа. От него я, наверное, и вспомнил. В лагере со мной были два монгола, ихние священники, ламы. Старый и помоложе. Старый хорошо по-русски знал, а молодой хуже. Ламы. Тоже над ними издевались. Молиться не давали, в общем, как и мне, как и баптистам, но они изо всех были самые терпеливые. Я с ними сошелся. Старый мне доверился, просил помочь молодому бежать. А куда побежишь? Он говорит: надо, вера угаснет, если он и его ученик ее не продолжат. Просил научить русским молитвам. Молодой с моих слов “Отче наш” и “Богородицу” затвердил. Я тоже ихний “Отче наш” заучил: “Ом мани падме хум…” И вот этот парень бежал. Его не хватились дня три, потому что старик глаза им отвел, себя за него выдавал, а старого вроде того что по санчасти числили. Потом старика этого долго мордасили, на комаров привязывали, это ведь лето, тундра, прости им, Господи, но он выжил. И вот прошло почти два года, и ему, этому монголу, этому ламе, кто-то сообщил, что молодой бежал через всю страну, всю Сибирь полтора года и в Монголию через границу вернулся. И тогда старик весь свой порошок можжевельника, у них можжевельника веточки вроде наших свечек, они сушили и терли можжевельник, он весь этот можжевельник поджег, долго молился лицом на восток, к родине, значит, потом меня поцеловал, сказал, что Иисус Христос – лучший брат Будды, и умер.

http://azbyka.ru/fiction/proshli-vremena...

Политические изменения в Китае и Тибете прервали эти отношения. Тонгва Денден (1416-1453), Кармапа VI, согласно предсказаниям, род. неподалеку от мон-ря Карма-Данса. Он стремился к единению верующих и монашествующих и созданию монастырских ун-тов (Shedra) в традиции кагью в Тибете и других странах Гималайского региона. Кармапа VI опознал Чойкьи Гелцена (1377-1448) как воплощение Тай Ситу Ринпоче II. Чойдрак Гьяцхо (1454-1506), Кармапа VII, автор многочисленных трактатов по винайе, по философии мадхьямики, по тантре, комментариев к трудам Дигнаги и Дхармакирти . Веря в то, что золочение образа Будды Шакьямуни поможет ему как преемнику заповедей К.-к., Кармапа VII отправлял в Индию золото. Он полагал, что повторение мантры Авалокитешвары («Ом мани падме хум») защищает от болезней и неприятностей; способствовал строительству мостов и дорог, защищал животных (ввел запрет на охоту и рыбную ловлю). Микьо Дордже (1507-1554), Кармапа VIII, вошел в историю тибет. культуры как мастер живописи. С его именем связывается утверждение художественного стиля карма-гадри, к-рый возник еще при Кармапах V и VI. Кармапе VIII принадлежат комментарии к Виная-сутре и Праджняпарамита-сутре, он составил медитационную практику «Гуру-йога 4 времен суток», одну из важнейших медитаций школы К.-к., и написал соч. «Светоч анализа традиции, утверждающий мадхьямику пустоты другого» - трактат, посвященный проблематике жентонг (воззрение, показывающее то, как абсолютная природа реальности свободна или же пуста от чего-либо другого, кроме собственной природы). В числе его учеников - Шамар V (1525-1583), Паво Цуклак Тренгва (1504-1566), Тулку Паво II, ученый, историк и мистик. Вангчук Дордже (1556-1603), Кармапа IX, посещал монастыри гелугпы, сакьяпы , инициировал создание изображения Будды Шакьямуни на шелке для монастыря Цхурпху. Путешествуя по Тибету, он проповедовал, восстанавливал разрушенные и возводил новые мон-ри, определял пути паломников к священным местам (Чакрасамвара в Цари), также проповедовал в Бутане, построил монастырь в Румтеке. Он был автором кратких комментариев к Виная-сутре, Абхидхармакоше, мадхьямике, Праджняпарамита-сутре, а также 3 значительных сочинений по махамудре. Прославились его трактаты по системам медитации в махамудре, в т. ч. «Океан истинного смысла», содержащий систему подготовительных упражнений (нёндро) к практике махамудры, и «Махамудра, рассеивающая тьму неведения».

http://pravenc.ru/text/1681099.html

— В том, что вы именуете законным браком, тоже так поступают, и с легкостью. — Нет, нет! Тогда гораздо труднее. Общественное мнение — вещь реальная, особенно здесь. — Если она любит вас… — Это ничего не решает. Мы с вами знаем жизнь, Куэрри. Такая любовь не долговечна. Я пытался внушить ей всю важность любви к Господу. Ведь если она будет любить его, ей не захочется наносить ему оскорбление, не правда ли? А это уже до некоторой степени гарантия. Я заставлял ее молиться, но кроме «Отче наш» и «Аве Мария» она, кажется, не знает ни одной молитвы. А вы как молитесь, Куэрри? — Никак. Разве только в минуту опасности, по привычке. — Он добавил грустно: — Тогда я молюсь, чтобы мне подарили плюшевого мишку. — Вы все шутите, а ведь это очень серьезно. Еще рюмочку «куэнтро»? — Что вас, собственно, тревожит, Рикэр? Соперник? Его жена вошла в световой круг под лампой, висящей на углу веранды. В руках у нее был roman policier из «Черной серии». Она свистнула, совсем тихо, но Рикэр услышал свист. — Проклятая собачонка! Она любит эту тварь больше, чем Господа Бога, — сказал он. Выпитый «ван-дер-хум», видимо, был виной некоторой нелогичности в ходе его мыслей. Он сказал: — Я не ревнив. И беспокоит меня не соперник. Где ей! Ее на это просто не хватит. Иногда она даже отказывается от выполнения своего долга. — Какого долга? — Долга по отношению ко мне. Ее супружеского долга. — Это считается долгом? Вот не думал! — Вы прекрасно знаете, что церковь именно так на это и смотрит. Отказываться никто не имеет права. Воздержание дозволено только по обоюдному согласию. — Ей, должно быть, не всегда желательна ваша близость. — А мне что прикажете делать? Чего же ради я отказался от священнического сана? — На вашем месте я бы поменьше говорил с ней о любви к Богу, — нехотя сказал Куэрри. — Вряд ли она способна провести параллель между этим и вашей постелью. — Для католика существование такой параллели бесспорно, — быстро проговорил Рикэр. Он поднял руку, точно отвечая на вопрос перед всем классом. Волоски, темневшие на фалангах его пальцев, были похожи на ряды маленьких усиков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вот объяснение, почему чрез Ветхий Завет , а затем, поскольку апостолы почти все были евреи, то и в Новом проходит эта особенность словоупотребления, несвойственная другим народам и языкам, эти постоянные метонимии, эти описательные выражения: «имя Господне», «имя Божие», вместо «Господь, Бог» и под. Вместо того, чтобы сказать: «Хвалите Господа» – говорится: «хвалите имя Господне», вместо: «буди, Господи, благословен» – «буди имя Господне благословенно» и так далее – во множестве. Множество текстов, приводимых в «Апологии» иеромонаха Антония Булатовича, представляют примеры таких метонимий, которым он совершенно напрасно пользуется для доказательства, якобы, правильности своего нового догмата, что «имя Божие есть Бог». Во всех таких цитатах стоит только прочитать слова Писания с опущением метонимии, как убеждаешься в этом, особенно, если принять разнообразное значение слова «имя» в еврейском тексте Библии. Само собою понятно, что в таких местах везде выражение «имя Божие» стоит вместо слова «Бог», но отнюдь не следует, что самое имя должно почитать «Богом». Новое учение последователей о. Илариона и о. Антония Булатовича не поняло и не приняло во внимание этой особенности еврейского словоупотребления вообще и в отношении к имени Божию в особенности. Это учение склонно придавать самым словам, означающим имена Божии, какое-то мистическое значение, как реальным сущностям. Если сам о. Булатович еще не сливает понятий «Существо Божие» и «имя Божие», то его последователи-простецы, готовые душу положить «за имя Христово», уже не далеки от сего. А такое отождествление в одном понятии Сущности Божией и Имени Божия, такое смешение слов и понятий в простых умах может повести к суеверию. Известно, что у индийских йогов есть таинственное слово: «омани-падме-хум», у египтян было такое же слово: «тодтт» – слова магические, произнесение коих, по их верованиям, должно иметь магическое действие: раз произнесено слово – действие должно-де следовать независимо уже от того, кто произнес его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010