Покровская церковь находилась в беднейшей части Барнаула. Ее прихожанами были крестьяне, мещане, ремесленники и прочий мастеровой люд. Поэтому, учитывая невозможность содержания храма на их скудные пожертвования, Томская консистория - а Алтайский горный округ Кабинета Двора Его Императорского Величества входил тогда в состав Томской епархии - приписала Покровскую церковь к собору Петра и Павла, который и должен был помогать Заячьей слободе содержать свой храм в благолепии. Это правило неукоснительно соблюдалось в течение всей второй половины девятнадцатого века и даже в начале двадцатого. Однако территория Заячьей слободы стремительно увеличивалась, и уже к началу восьмидесятых годов XIX в. Покровская церковь не могла вместить в своих стенах всех верующих. По своей инициативе прихожане стали собирать деньги на строительство нового, более вместительного храма. Собирали всем миром, но, несмотря на пожертвования барнаульского купечества, довольно долго: необходимая для строительства сумма была собрана только к 1898 г. 9 августа этого же года был заложен первый камень в фундамент будущего храма. В 1903 году строительство церкви было завершено, а освящение состоялось 29 сентября 1904 г. Как уже говорилось выше, Покровская церковь находилась в беднейшей части города и ее прихожане не имели возможности оплачивать учебу своих детей. Заботу об этом взял на себя настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов. По его инициативе первые церковно-приходские школы для мальчиков и отдельно для девочек были открыты при Покровской церкви еще в начале девяностых годов XIX века. Но их было явно недостаточно, и вскоре после завершения строительства каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн Смирнов заказывает известному барнаульскому архитектору Ивану Носовичу проект новой, кирпичной церковно-приходской школы. Вскоре и это здание было построено. Находилось оно на углу Павловской (Анатолия) улицы и Третьего Прудского (Ядринцева) переулка. Это была самая большая церковно-приходская школа Барнаула. Нужно отметить, что это здание всегда использовалось по своему прямому назначению - после Октябрьского переворота в нем разместилась школа 13. Отрадно отметить тот факт, что современное руководство школы не забыло свои исторические корни и отсчет времени в своем учебном заведении ведет с 1892 г. - года создания первой церковно-приходской школы при Покровской церкви. Свой 110-летний юбилей школа номер 13 отметила в 2002 г.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором, в частности, пожелал помощи Божией митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в управлении Санкт-Петербургской митрополией. «Вы, владыка, имеете большой опыт и, верю, будете помогать и правящим епархиальным архиереям Санкт-Петербургской митрополии, и духовенству, содействуя большему взаимопониманию, сотрудничеству, взаимной поддержке, что так необходимо для того, чтобы вся митрополия процветала», — отметил Святейший Владыка. Патриарх также сердечно поблагодарил за многолетнее служение настоятеля Покровского собора протоиерея Михаила Юримского, с которым знаком с 1961 года. Родители Его Святейшества очень тепло относились к отцу Михаилу. «Он часто бывал в нашей семье, — рассказал Святейший Патриарх. — Я был тогда еще совсем юным, а отец Михаил уже был священником, наверное, самым молодым священником Ленинградской епархии». «Рад тому, что Вы живы, здоровы и что Вы вместе со всей Вашей паствой радуетесь торжеству столетия Покровского собора, восстановлению которого Вы отдали столько сил», — добавил Предстоятель. В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы и икону святого великомученика Георгия Победоносца. В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил А.Ю. Дрозденко памятную медаль. Епископу Митрофану Предстоятель передал памятную панагию. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Покровский собор г. Гатчины Владелец старой городской усадьбы гатчинский купец III гильдии Косма Карпович Карпов и его жена Ирина Афанасьевна в 1895 году пожертвовали Вохоновскому Мариинскому монастырю участок земли со всеми строениями для устройства подворья. Вскоре на старой Торговой площади было начато строительство. Уже 6 и 7 августа 1896 года были освящены оба престола временной церкви: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого благоверного князя Александра Невского. Некоторое время спустя супруги Карповы выиграли в городскую денежную лотерею значительную по тем временам сумму в 90 тысяч рублей. Карповы, не имевшие наследников, обратились за советом к отцу Иоанну Кронштадтскому, как распорядиться капиталом. Отец Иоанн предложил им возвести большой каменный храм.

http://patriarchia.ru/db/text/3617243.ht...

При Покровской церкви существовал замечатель­ный хор, пользовавшийся большой признательностью в городе. Концерты Покровского хора под управлени­ем Магницкого проходили и в залах Духовной семи­нарии и Дворянского собрания с неизменным успехом; исполнялись произведения Чайковского, Моцарта, Бетховена, Кастальского, Гречанинова. В концертах принимал участие артист Императорского театра Се­ребряков. Местная пресса отмечала, что безупречное исполнение духовных произведений производило на слушателей сильное впечатление. В 1908 году при церкви образовалось Покровское Церковное Братство. Капиталы Братства расходова­лись на благоустройство храма и содержание церковно-приходской школы В 1903 году здание церкви пе­решло в ведение военного ведомства, которое органи­зовало реставрационные работы в старейшей тамбов­ской постройке. В 1918 году церковь была закрыта и для богослуже­ний не использовалась. В 1923 году одна из городских церковных общин просила передать ей пустующий храм, но местное руководство сообщило, «что озна­ченная церковь подлежит окончательному закрытию», так как такого типа церквей - солдатских - в респуб­лике нет. Вплоть до 1943 года памятник архитектуры использовался под общежитие, складское помещение. Ныне это действующий Покровский кафедральный со­бор. Время сохранило удивительную красоту небольшого храма, созданного руками простых мастеровых. Легкая, стремительно взметнув­шаяся ввысь церковь с примкнувшей к ней изящной шатровой колокольней - единственный сохранившийся в городе памятник русской архитектуры середины XVIII столетия. Источник: Строительство каменной Покровской церкви было начато в 1763 году. Имена авторов проекта и строителей этого оригинального сооружения не дошли до нашего времени. При постройке Покровской церкви выдержан русско-византийский стиль, по давности времени постройки она принадлежит к числу самых древних зданий в городе Тамбове. Покровская церковь была для горожан особым символом, так как освящение города состоялось первого октября (ст. ст.) 1637 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, который длительное время был одним из главных праздников Тамбова. В 1918 году церковь была закрыта и для богослужений не использовалась. В 1923 году одна из городских церковных общин просила передать ей пустующий храм, но местное руководство сообщило, «что означенная церковь подлежит окончательному закрытию», так как такого типа церквей - солдатских - в республике нет.

http://sobory.ru/article/?object=07966

Приветственная речь Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборе Эчмиадзина   17 марта Утром 17 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II посетили мемориал жертв геноцида армян на холме Цицернакаберд в Ереване. Затем Святейший Патриарх Кирилл и Католикос всех армян Гарегин II посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в округе Канакер в Ереване. В Покровском храме Святейший Патриарх Кирилл совершил краткую молитву и обратился со словом приветствия к прихожанам и соотечественникам, собравшимся в храме. После посещения Покровского храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II побывали в школе 21 Министерства обороны Российской Федерации. Днем 17 марта в официальной резиденции Президента Армении в Ереване состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Армения Сержем Саргсяном . Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и Президент Республики Армения Серж Саргсян прибыли в ереванский кафедральный собор святого Григория Просветителя, где Святейшему Патриарху Кириллу была вручена высшая награда Армянской Апостольской Церкви — орден святого Григория Просветителя. Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед соотечественниками в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Еревана Речь Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборе святого Григория Просветителя в Ереване   18 марта 18 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит армянской столицы. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Ереванский государственный университет . В ходе встречи с преподавателями и студентами вуза ректор ЕрГУ Арам Симонян огласил решение Ученого совета Ереванского государственного университета от 11 марта 2010 г. о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу степени почетного доктора университета. А. Симонян вручил Предстоятелю Русской Церкви диплом почетного доктора и золотую медаль университета.

http://patriarchia.ru/db/text/1117002.ht...

Простояла бы наверняка и больше, не посети город, как и всё наместничество, страшная моровая язва - чума. " В один из тех ужасных дней 1771 года, в которые чума свирепствовала с особенной силою, некоторые жители Козлова, увидели на воротах одного из домов Боголюбскую икону Божией Матери в сиянии и поспешили сообщить соборному протоирею Иоанну. Снявший икону с ворот, пртоирей с другими священнослужителями и некоторыми обывателями внёс её в соборную церковь и поставил на аналое. В ту же ночь одному из благочестивых жителей Козлова было видение, чтобы перед иконою, снятой с ворот, отслужен был молебен Матери Божией на Красной площади и совершён крестный ход с этой иконою вокруг города " . Когда же совершён был горожанами молебен, а в последних числах октября месяца и крестный ход вокруг города, чума в Козлове прекратилась. В память об этом чудесном избавлении от моровой язвы по заступничеству Богоматери благодарные жители установили крестный ход вокруг города 29 октября, предваряемый семидневным постом. В постановлении от 23 октября 1771 года духовного и светского чина жителями было записано: " ... да будет седьмица сия, от 24 по 29 октября, пост, а того дня светлый праздник Боголюбивой Царице Божией Матери и ход со кресты кругом всего града в память Ея ко граду нашему милосердия " . В память этого события жителями Козлова была заложена на месте деревянной новая каменная соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери, после освящения которой с 1778 года, следуя клятве, ежегодно совершали крестный ход вокруг спасённого города. В сохранившемся описании этого обряда говорится, что начинался он возле Покровского собора 29 октября " в сопутствии икон и хоругвей всех козловских церквей и Боголюбской иконы Божией Матери. Дойдя до Московской заставы, ход поворачивал налево и по Тамбовской улице проходил вплоть до Сторожевской церкви, откуда поднимался вновь к собору. Заканчивался он обычно к полудню " . Шли годы. Город рос. В первой трети XIX века население его насчитывалось порядка 17 тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Строительство бытошского храма началось в 1834 году, освящение же церкви состоялось в 1846 году. В 1883 году церковь украсилась ярусной колокольней, а также вокруг храма была возведена каменная ограда. Богослужение в храме совершалось ежедневно, поскольку это был собор. Главный престол храма (холодный) освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, южный (тёплый) - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, северный придел - во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Покровская церковь была выстроена в господствующем тода стиле ампир. Несколько видоизменённый после Отечественной войны 1812 года классицизм в архитектуре приобрёл более монументальный характер, упрощённость форм и сдержанность в декоре. Прекрасным образцом этого стиля и является Покровская церковь в Бытоши. Кирпичное оштукатуренное здание имеет крестообразную объёмно-планировочную композицию. Его основной куб, статичный и величавый, увенчан большим цилиндрическим световым барабаном со ступенчатым аттиком и куполом, над которым на постаменте возвышается глава. Слегка пониженные широкие боковые рукава и прямоугольный алтарь, украшены портиками. Развитая в длину трапезная заканчивается с запада уширенной папертью, над которой возвышается ярусная колокольня. Лаконичный декор фасадов подчёркивает строгость общего облика храма. Стены, рустованные между окон и в нижней части, завершены упрощёнными карнизами; сравнительно узкие прямоугольные окна (в алтаре тройные) - без наличников, лишь с подоконными выступами и крупными ступенчатыми замковыми камнями; арочные проёмы барабана, обведённые по краю уступом, объединены тягой на уровне пят. Главную роль в декоре играют водружённые на массивные стилобаты четырёхколонные портики тосканского ордера с упрощёнными антаблементами и пологими фронтонами. В интерьере доминирует светлое и просторное подкупольное пространство. Мощные угловые пилоны с широкими подпружными арками и парусами несут барабан, перекрытый куполом. Боковые части, в которых размещены приделы, алтарь и трапезная с плоскими балочными перекрытиями, широко открыты в центральную, образуя цельное внутреннее пространство. Обособлена лишь средняя часть пеперти, над которой находится колокольня. От прежнего убранства интерьера уцелели фрагменты штукатурной отделки: кессоны на боковых подпружных арках и круглые медальоны на парусах. На церковной территории сохранились могилы владельца чугунолитейного завода купца В. М. Мельникова, его жены и сына, строителей завода, посёлка и храма.

http://sobory.ru/article/?object=07360

Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель. В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери " Умиление " , храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия. В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери " Умиление " , называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых. В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушаема как Советской властью, так и потерявшими страх Божий местными жителями. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню. В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время - пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.

http://sobory.ru/article/?object=00158

Флерин Александр Александрович (1869-1937) – протоиерей. Родился в селе Вантеево (Ивантеевка) Мытищинской волости Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика А. Флерина. Окончил Заиконоспасское духовное училище (1885) и Московскую духовную семинарию (1891). В 1893-1896 гг. служил псаломщиком в Москве в храме свв. Иоакима и Анны на Якиманке. В 1896 г. рукоположен во иерея. Назначен в Троицкую церковь села Троицкое-Озерки Коломенского уезда Московской губернии. Заведующий и законоучитель в местной церковно-приходской школе, а также в 1902-1910 гг. священник и законоучитель нижних чинов 12-го Мортирного артиллерийского дивизиона. В 1901 г. награжден правом ношения набедренника. В 1905 г. переведен в Успенский собор Коломны. В 1906 г. награжден правом ношения скуфьи. Законоучитель 4-го Городского женского училища (1905-1911) и частного начального училища госпожи Денисовой (с 1906). С 1911 г. служил в коломенском храме Воскресения Христова на Посаде (Клировая ведомость Воскресенской, на Посаде, церкви г. Коломны Московской губернии, 1916 г.//ЦГА Москвы. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 91. — Опубл. История коломенских храмов: Воскресенская церковь//Православная газета «Благовестник». 4(324), апрель 2020. С. 7). С 1912 г. помощник благочинного 1-го округа Коломенского уезда; награжден правом ношения камилавки. С 1914 г. законоучитель Коломенской женской гимназии. В 1916 г. награжден наперсным крестом. Протоиерей коломенской церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1925). Благочинный Коломенского благочиния. Проживал по адресу: Коломна, Бобреневская ул., 12. Арестован 17 августа 1937 г. 9 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к смертной казни (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945). Расстрелян в Бутове в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 г. (Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово " 08. 08. 1937-19. 10. 1938. - М.: " Зачатьевский монастырь " , 1997. - 420 с.- С. 360.) Реабилитирован в 1958 г. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8428/ ; дата обращения 16 сентября 2023 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Зодчими, возводившими собор, старинные хроники называют псковских мастеров Барму и " городового и церковного мастера " Постника Яковлева, которые были " премудры и удобны для такого чудного дела " . Зодчие с большим знанием дела выбрали место для соборана Красной площади, рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор оказался в самом оживлённом месте Москвы - на площади перед Спасским мостом находилось Лобное место, с которого оглашались царские уазы и грамоты и возле которого во время важных общественных событий собирались москвичи. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений перед Лобным местом " ставились образы, как на крылосе " , а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом, город получил площадь для всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада. В 1812 году собор был разграблен французами. Отступая, Бонапарт отдал приказ взорвать собор, но этот приказ не успели выполнить. Второй раз покушались взорвать собор в 1930-е годы большевики. В 1817 году храм Василия Блаженного был отреставрирован, причём было снесено кладбище при соборе и окружающие его дома, засыпан проходивший рядом ров. Образовавшаяся вокруг собора широкая площадь стала продолжением Красной площади. Причудливый силуэт собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм вызвал восторг москвичей. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причём формы этих храмов взяты с разных образцов ( " различными образцы и многими переводы " ). Центральный из них шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно своеобразное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многобразию своего облика храм Василия Блаженного не знает себе равных на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=02934

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010