Источник: МАЯК 85 от 12 октября 2006 года Клировая ведомость о вязниковской кладбищенской Покровской церкви за 1892 год. ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3608. Ведомость. О Покровской кладбищенской города Вязников церкви за 1892-й год. 1. Покровская кладбищенская Церковь построена в 1806 году тщанием и иждивением Вязниковскаго 1-й гильдии купца Василия Иустиновича Водовозова. 2. Зданием каменная с таковою же смежною колокольнею, крепка; кладбище обнесено каменною оградою, находится вне города на особо отведенном месте. 3. Престолов в ней три: в холодной во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а в теплой – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в правом приделе и во имя Иоанна Златоустаго в левом приделе. 4. Ризницею, утварью, Св. иконами и богослужебными книгами снабжена достаточно. Из богослужебных книг замечательно по своей древности Юсовое рукописное высокохудожественной работы с орнаментами и миниатюрами по страницам большое напрестольное Евангелие, не известно кем написанное и кем приложенное, а из церковной утвари – не большой серебряный Крест с частицами Св. мощей. 5. Земли для причта при оной церкви значится три десятины. 6. Причт при ней состоит из Священника и Псаломщика. 7. На содержание Священно-церковно-служителей Наследниками Вязниковскаго 1-й гильдии купца Иосифа Иосифовича Сенькова внесен капитал ... 8. Церковных домов для причта нет. 9. Разстоянием означенная церковь от Владимирской Духовной Консистории во 105 верстах. 10. Ближния к оной Церкви Александро-Невская при тюремном замке, Введенская и Казанский г. Вязников собор. 11. Опись церковному имуществу за шнуром и печатию Владимирской Духовной Консистории имеется. 12. Приходорасходныя книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Владимирской Духовной Консистории, выданные в 1889 году, ведутся исправно. 13. При церкви заводится библиотека с книгами религиозно-нравственнаго содержания. 14. Церковно-приходской школы нет. Покровская каменная церковь находится на городском кладбище, построена эта церковь в 1806 г. на средства того же купца Василия Иустиновича Водовозова, что и Воздвиженская церковь. Престолов в церкви три: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и во имя св. Иоанна Златоустого.

http://sobory.ru/article/?object=03744

С годами церковь с приделом ветшала, и даже горела, и в 1813 году вместо обширной деревянной Покровской церкви было решено построить каменную – третью по счету со времени основания Покровской церкви. В это время в Елабуге было широко развито кирпичное производство. Глины было достаточно, и кирпич был хорошего качества. Чтобы постройка была более качественной, строительство проводилось только летом. В 1820 году на пожертвования прихожан начали строить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Трех Святителей. На сборной книге, выданной для постройки церкви елабужским Духовным Правлением в 1776 г., имеется следующая надпись: «Сборная книга, выданная из Елабужского Духовного Правления Казанского уезда Зюрейской дороги Елабужского заказа дворцовой Елабужской волости села Елабуги Покровской церкви церковному старосте тогож села дворцовому крестьянину Алексею Васильеву сыну Рудознаеву для записи сборных доброхотных дателей прибыльных...в 1776 г». В 1884 г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня. Церковь имеет высокую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. Пол каменный, плиточный, Своды массивные, тяжеловесные. «В документах XVII столетия Покровская церковь называется «ружною», т.е. такою церковью, притч которой пользовался обязательным с прихожан хлебным сбором, называемым «ругою». Кроме обязательного сбора «руги» с прихожан, причт Покровской Церкви пользовался еще 23 десятинами земли, как о том говорится в писцовой Казанской книге 1648 года, найденной в Главном Московском Архиве Министерства Юстиции летом 1900 года. Вот что говорится в этой книге 1648 года о земле, принадлежащей Покровской Церкви: «Тогож Трехсвятского села церкви Покрова Пресвятыя Богородицы пашенныя земли за оврагом большим и за ключом прежнего отводу четыре длинника, шесть поперечников без трети, и того 23 десятины без трети в три поля, а в одно поле имеется семь десятин с полудесятиною и пол-пол трети, а в дву по томуж». Царские врата расписывали два выдающихся академика – художника, которые были приглашены Стахеевым в 1862 году. Это Карл Гун и Василий Петрович Верещагин. В левом приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, по преданию пожертвованная царем Иваном Грозным. Она была проверена и описана в 1913 году чиновником из Петербурга. Алтарь тянется от пола до купола. Огромные окна в решетках. Роскошный по богатству и отделке алтарь привлекал внимание посетителей. Вокруг церкви находится старое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10250

Будучи человеком сметливым и разносторонним, Козьма Карпович видел, что на пороге ХХ столетия Россия стремительно менялась, утрачивая былую религиозность, поддаваясь, особенно на примере городской молодёжи, революционной агитации, идеям атеизма и духовному нигилизму. В Гатчине, близкой к столице и тамошним новым политическим веяниям, также сильны были подобные настроения, и купец не имевший наследников, решил даровать имущество святой обители. Всё хорошенько обдумав, супруги Карповы передали в 1896 году свою усадьбу с земельным участком Пятогорскому Богородицкому монастырю - обустраивать здесь подворье. Не откладывая дела в долгий ящик, Карпов повстречался с игуменией Апполонией, активно ведущей в округе монастырское строительство. Её стараниями был организован приют для девочек, предоставлявший им воспитание, начальное образование и навыки полезных женских ремёсел; работали богадельня для престарелых сестёр и лечебница, после этого разговора и бюрократических проволочек, на этом участки земли начались строительные работы. Двухпрестольная церковь была заложена 24 июля того же года при участии священника Василия Левитского, настоятеля Покровской церкви в Мариенбурге (историческом районе Гатчины). На переоборудование здания затратили около двух недель, и уже 6-7 августа Назарий Кириллов, тогдашний епископ Гдовский, освятил приделы новоиспечённого храма. Один был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй - во имя святого благоверного князя Александра Невского, в память о недано почившем в бозе российском императоре Александре III. Это подворье на углу тогдашних улиц Госпитальной и Елизаветинской и стало предтечей нынешнего Покровского собора Гатчины. Его первой святыней стала икона Покрова Пресвятой Богородицы, дарованная храму Козьмой Карповым. Новое подворье следовало обустраивать и обживать. С этой целью сюда из Пятогорской святой обители прибыли на постоянное место жительства 30 сестёр-монахинь. Для них в храме организовали ремесленные мастерские - башмачную, швейную и золотошвейную.

http://sobory.ru/article/?object=00131

И нам преосвященному епископу пожаловать бы их попа Козму и прихоцких людей велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, преосвященного епископа, грамоту. И мы, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, того челобитья слушав, пожаловал их попа Козму и прихоцких людей Поликарпа Севастьянова с товарищи, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, чтоб священнику мочно было около престола между богородичного иконою с каждением обходить, а богородичную икону на престол и близ престола не ставить, поставить ее позади престола к алтарной стене для того, чтоб на престоле срачица, литон и антиминс от свещей и от искр падающих не горело; и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящей святого храма того во имя Покрова Пресв(ятой) Богородицы и прочие святые образы поставляти по чину, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня во алтаре и царския и входныя двери, и поставляти святые образа так же, как и в настоящей церкви. А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сент(ября) в день. К сей благословенной грамоте наша, преосвященного Митрофана еп(ископа) Воронежского печать приложена». Для благоустройства церкви в Приказе общественного призрения имелись более 16 тысячи рублей, завещанных купцом Минаем Герасимовым. Приход просил «господина архитектора Тимофея Сергеевича Кондратьева как прихожанина руководствовать в окончании сего дела».

http://sobory.ru/article/?object=00817

Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану, вломилась в опочивальню безоружного князя и изрубила его мечами и саблями. В чине страстотерпцев могут быть канонизированы люди, по-христиански претерпевшие мучительную насильственную смерть, но необязательно бывшие святой праведной жизни, потому что решающим в жизни христианина является именно его кончина. А в жизни князя действительно были непримиримые противоречия: с одной стороны, он был боголюбив, за что его и прозвали Боголюбским — привез Владимирскую икону из Вышгорода во Владимир, установил некоторые церковные праздники (например, именно он установил празднование Покрова Богородицы — 14 октября по н. с. — и Изнесения древа Честнаго и Животворящего Креста — 14 августа по н. с.), построил прекрасные храмы — Успенский Собор во Владимире, храм Покрова на Нерли (первый храм Покрова Богородицы). Но, с другой стороны, он был вовлечен в междоусобицы того времени и здесь, к сожалению, часто давал волю своему гневу. Проявления его ярости были страшны: попытка разорения Новгорода (изображенная на рассматриваемой иконе), разорение Киева в 1169 году. Князь хотел, чтобы Русь объединилась, чтобы не было распрей, и эта его идея была правильной. Однако он добивался этого насильственными методами. Может быть, Господь и послал ему такую страшную кончину, дав возможность пострадать, чтобы все доброе в личности князя восторжествовало, а темное отступило». Не битва — главное Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три регистра (части), в которых последовательно иллюстрируется повествование о чуде. В первом регистре действие разворачивается справа налево: на фоне церкви Преображения на Ильиной улице изображен свт. Иоанн, облаченный в крестчатые ризы, с иконой Богородицы в руках. Рядом с ним — архидиакон с клириками кремлевского собора. Левее, в том же первом регистре, изображено перенесение иконы Пресвятой Богородицы через реку Волхов. У стен Детинца (Новгородского кремля. — Авт.) с Софийским собором внутри процессию с иконой встречают выходящие из ворот новгородцы.

http://pravmir.ru/ikona-ob-ikone/

«В ковчеге находятся мощи святых Русской Церкви, которые своей подвижнической жизнью, своей стойкостью в вере и мученической кончиной явили нам образец христианской праведности ценою собственной жизни. Среди них есть и мощи архиепископа Иоанна Рижского, окормлявшего паству Донского края. В этом святом ковчеге мощи не просто невинноубиенных, а тех, кто отдал свою жизнь во имя спасения нашей Церкви и сохранения духовных корней нашего народа. Эти люди подвигом мужества и терпения засвидетельствовали свою веру во Христа», — отметил владыка Меркурий. Праздник Покрова Божией Матери — это и престольный день Вознесенского собора, криптовый храм которого освящен в его честь. Здесь перед началом Литургии войсковой священник Всевеликого войска Донского протоиерей Сергий Маштанов совершил заупокойную литию по архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну (Доброзракову); героям Отечественной войны 1812 года — генералу, атаману Донского казачьего войска, графу Матвею Платову, генералам Василию Орлову-Денисову, Ивану Ефремову; герою Кавказской войны генералу Якову Бакланову. Их останки покоятся в нижнем храме-усыпальнице собора. По завершении Литургии у стен Патриаршего Вознесенского собора состоялся парад Всевеликого войска Донского и традиционный губернаторский смотр кадетских корпусов. Губернатор Василий Голубев поздравил жителей области с праздником и вручил переходящие кубки победителям смотра — юным воспитанникам Шахтинского  кадетского корпуса им. Я.П. Бакланова и Сальского казачьего кадетского профессионального лицея. «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо чтим на Донской земле. Традиционно он отмечается в столице мирового казачества, а духовным центром этого праздника является Патриарший Вознесенский всеказачий войсковой собор, — отметил губернатор. — Сегодня казачество служит государству, обеспечивает правопорядок в самых разных уголках донской земли. В области развивается казачье образование, появляются кадетские корпуса. И мы будем двигаться вперед, ведь с каждым годом и казачье образование, и казачья служба приобретают все большую популярность».

http://patriarchia.ru/db/text/5036339.ht...

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://patriarchia.ru/db/text/1559602.ht...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

География построек Косякова довольно широка. Основное количество построек, возведённых по проектам архитектора, находится в Санкт-Петербурге и его пригородах. Однако некоторые его постройки находились на разных концах Российской империи: на юге (Астрахань, Батуми), на северо-западе: (Курляндская губерния, ныне Латвия), на севере (Данилов, Кукобой). Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Список храмов, которые построил Василий Антонович Косяков (или с его участием) Астраханская область Собор Владимира равноапостольного Астрахань, город, Астрахань Архитектор: В.А. Косяков, Н.Э. Икавитц Год постройки: Между 1895 и 1902 Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Грузия Собор Александра Невского (утрачена) Аджария, Батуми Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1888 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Краснодарский край Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Новопокровский район, Новоивановская Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), А.П. Косякин (строительный надзор) Год постройки: Между 1909 и 1912 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Латвия Ленинградская область Церковь Иоанна Богослова Кингисеппский район, Ивановское Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1905 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Николая Чудотворца Ломоносовский район, Лебяжье Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1911 и 1917 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ломоносовский район, Коваши Архитектор: В.А. Косяков (проект 1911 г.) Год постройки: не позже 2023 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Сланцевский район, Козья Гора Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1908 Архитектурный стиль: Русский стиль Гарнизонный собор Петра и Павла (утрачена) Выборгский район, Выборг Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1910 и 1918. строительство не окончено Архитектурный стиль: Неорусский стиль Прочие страны Собор Софии, Премудрости Божией Китай, Харбин Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), М.М. Осколков (строительный надзор)

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Покровский собор очень красив. Особенно ярко проявляется его величественность на закате, когда лучи садящегося солнца, разрезаемые колокольней, словно создают над ней нимб. Во времена советской власти храм не пришел в упадок, сегодня здесь ведутся службы. http://gk46.ru/pride/20/19.html Покровский собор - главный храм Рыльска и одна из главных достопримечательностей Курской области. Внешне он очень похож на Успенский собор. Есть предположение, что они проектировались одним мастером, имя которого осталось неизвестным. Сегодня стройные, высокие, завершённые мощными куполами объёмы Покровского и Успенского Покровского соборов определяют силуэт Рыльска. Крупный по объему и выразительности Покровский собор - памятник архитектуры местного значения - виден за десятки километров от города. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена в Рыльске в 1822 г. на средства купцов Севастьяна и Федора Шелеховых, к которому принадлежал знаменитый мореплаватель Григорий Иванович Шелихов, основавший первые русские поселения в Северной Америке. Автор проекта и строители церкви не установлены. Вместе с тем, согласно записям в клировых ведомостях Покровской церкви о сохранившихся с 1774 г. исповедных росписях и метрических книгах, храм функционировал уже во второй половине XVIII в., а 1822 год, возможно, является годом постройки нового здания. Церковь расположена в центральной части города, на углу улиц Выходцевской и Преображенской (К. Либкнехта и Ленина). Священник Покровской церкви протоиерей Константин Бокадоров в «Историческом очерке г. Рыльска к 100-летию Рыльского полка» в 1907 г. писал: «Покровская церковь построена рыльскими купцами Севастианом и Феодором, детьми Шелиховыми». Для более полного представления о деятельности и благосостоянии Покровской церкви один интересный исторический документ. В отчетной ведомости Покровской церкви Рыльского уезда Курской епархии за 1915 год, в которой говорится: «Покровская церковь имеет каменное здание, на таком же фундаменте с колокольней, крыша железная, перекрыта в 1864 г. В 1884г. оштукатурена и покрашена, с 1895 г. отапливается. В 1905 г. была обновлена». Покровская церковь - одна из всех шестнадцати церквей в городе была оставлена советской властью для проведения служб. Но и она закрывалась на недолгое время в 40-х г.г.

http://sobory.ru/article/?object=11577

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010