Каменный двухэтажный собор сооружен " кораблем " . По одной оси, уступами, - алтарь, собственно храм, трапезная с притвором и колокольней. Продолжением служит выступающий вперед дополнительный притвор. Едины основные членения, а также элементы декора (междуэтажный и венчающий карнизы, одинарные нижние и спаренные верхние пилястры, наличника с " разрезными " фронтонами). Венчающие части отличаются разнообразием. Одноэтажному, пятигранной формы алтарю придан аттик с главкой. Аттик, только наделенный посередине люкарной и килевидным кокошником, имеет и храмовый объем, увенчание которого представляет купол пологих очертаний с пятью луковичными главками на кокошечниках и барабанах. Особенно интересна колокольня. Первый ярус её - четырехгранник с тройными окнами, вместе со своими обрамлениями " утопленными " в стене, карнизом и " ширинчатым " аттиком. По углам яруса - подобия диагональных контрфорсов; на них насажены главки. над арками звона - треугольные щипцы, усеченный шатер и короткий шпиль, барабан которого весьма насыщен украшениями. Собор выделяется целостностью композиционного построения и живописностью завершения. Принадлежит к русско-византийскому стилю. Рассказ отца дьякона Владимира Труженикова об истории собора: – Первоначально православный храм на этом месте появился на рубеже XVIII-XIX столетий, это была деревянная часовня, возведенная в честь Тихона Амафунтского, и уже позже, в году 1805-м – небольшая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1810 году она была разобрана, и место пустовало до 1813 года. Закладка же нового каменного двухэтажного здания была произведена в 1814 году в ознаменование победы русского народа над армией Наполеона, в это же самое время указом синода Русской Православной Церкви воздвигаемому храму был присвоен и соборный статус. Правда, относительно даты завершения строительства есть разногласия – в документах называются два разных года: 1821-й и 1828-й. Но тут надо помнить, что, как правило, окончанием постройки любого храма считалась дата его освящения. Что касается нашего собора, то иконостас главного алтаря, кстати, работы московского зодчего Степана Голышева, был установлен и освящен как раз 12 июня 1828 года. В 1853 году случилось несчастье – упала колокольня, и богослужения были прекращены до 1856 года. При этом большие пожертвования на восстановление храма были сделаны двумя местными купцами – Савелием Гуляевым и Федором Молчановым. С этого же момента в соборе четыре престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, нижние придельные – во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и во имя Святой Великомученицы Екатерины, верхний придельный второго этажа – во имя Тихона Амафунтского.

http://sobory.ru/article/?object=05758

С начала XIX века, за счёт крупных вкладов и пожертвований, на территории монастыря развернулись крупные строительные работы. В 1827-1829 гг. Зверин монастырь владел 465-ю крестьянами и 437-ю десятинами земли. Перестраивался главный монастырский храм Покрова. В 1840-1860-х гг. при игуменьи Агнии сооружена каменная ограда с пятью угловыми башнями, возведена каменная надвратная колокольня с корпусом, строятся каменные двухэтажные настоятельский и сестринский корпуса. В 1899-1901 гг. возведен новый пятиглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый архиепископом Гурием. Кроме этого, на территории монастыря были расположены хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, хозяйственные постройки. Монастырь процветал и насчитывал более 40 монахинь. Имел несколько подворий в Новгороде и даже Петербурге. В 1816 году к монастырю была приписана расположенная рядом с Николо-Бельским монастырем церковь Лазаря упраздненного Лазаревского монастыря. В 1851 году рядом с церковью Покрова был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. При возведении Покровского храма в 1901 году его могила оказалась под алтарной частью собора. Как действующий, Зверин монастырь прекратил своё существование в 1920-е годы. В годы Великой Отечественной войны монастырским зданиям был причинен значительный ущерб. В послевоенные годы наиболее разрушенные здания и мелкие постройки были разобраны на кирпичи. В результате, погибли все башни, многие хозяйственные и жилые постройки, почти полностью исчезла ограда. В церкви Покрова разрушены хоры, многочисленные пробоины на фасадах, в церкви Симеона Богоприимца утрачена кровля, лестница, полностью уничтожена церковь Лазаря. В 1950 году начались работы по восстановлению Покровского собора для приспособления его под склад. Использование монастырских построек в хозяйственных целях привело к строительству новых современных корпусов на монастырской территории, что нарушило сложившийся архитектурный комплекс. В 1970 году вплотную к восточному корпусу Зверина монастыря было пристроено большое трёхэтажное здание облвоенкомата.

http://sobory.ru/article/?object=00167

В здании храма неоднократно проводился ремонт: в 1864 г. перекрыта железная крыша, в 1884 г. церковь оштукатурена и покрашена, в 1895 г. в храме устроено калориферное отопление. Очередное обновление здания производилось в 1905 г.: фасады и интерьеры приобрели штукатурный декор в стиле псевдобарокко. Примерно в это же время к южному фасаду колокольни храма была пристроена паперть. По состоянию на 1915 г., в собственности Покровского храма находилось 452 десятины земли, из которых пахотными были только 306 десятин, а остальная площадь требовала рекультивации и не использовалась. Церковные земли были малоплодородными, приносили доход от сдачи в аренду в размере 3360 руб. Храму принадлежало также двухэтажное здание, примыкающее к колокольне, на нижнем этаже которого располагались сторожка, свечная лавка, книжный склад учебников для церковных школ и книжный склад братства Рыльска во имя преподобного Серафима, а на верхнем этаже - двухклассная церковно-приходская школа. К приходу церкви относилась часть жителей города Рыльска (102 дома: 361 мужчина и 375 женщин), жители деревень Висколь, Волынка, Покровская (118 домов: 464 мужчины и 449 женщин). В общей сложности приход храма к 1917 г. насчитывал 220 домов, в них 825 мужчин и 824 женщины. При храме действовали три школы: одна двухклассная образцовая церковно-приходская школа в городе Рыльске (законоучитель и заведующий - священник Василий Иоакимович Каллистратов (1915)) и по одной церковно-приходской школе в деревнях Волынка и Покровская (заведующий - священник Василий Николаевич Никольский). По состоянию на 1915 г., в церковно-приходских школах храма обучалось 167 мальчиков и 32 девочки. В церковной библиотеке хранилось 55 книг. В причте храма Покрова Пресвятой Богородицы до 1917 г. состояло два священника и псаломщик. В Покровском храме находились три старинные иконы: первая - икона Покрова Пресвятой Богородицы, на оборотной стороне которой имелась надпись, что она была «поновлена в 1704 году поповичем Алексеем, а когда и кем написана - неизвестно»; вторая - икона святого Иоанна Воина; третья - икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, перенесённая в Покровский собор из сгоревшей 17 (29) мая 1865 г. Пятницкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11577

Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. Иакова на средства пожертвованные боровичанами была построена надвратная деревянная церковь во имя этого святого. Святые ворота (главный вход в монастырь) были в западной части монастыря и выходили к реке Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т.к. река Мста сильно подмывала на этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда открывался особо красивый вид на боровичские соборы. В монастыре была колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов, поляков и русских бродяг. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Храмов в монастыре было 5: Соборный в честь Святого Духа, в честь Иверской иконы Божьей Матери, во имя св. Иакова. За монастырской оградой – храм в честь иконы Божьей Матери «Умиления» и храм во имя св. Параскевы. Свято-Духовский собор. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой нашего города, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. Воодушевляла этих монахов на духовные подвиги особая любовь к Богу, которую имел ветхозаветный пророк Илья. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест явно выражали архитектуру XVII века. Эти части храма сейчас утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа. Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным, шатровым, как и большинство храмов, возведённых в этот период. Его главный иконостас состоял из четырёх ярусов и был весьма богато расписан и украшен. Деисусный чин насчитывал 19 икон и имел большой образ Спасителя. В первом ярусе находились иконы, писаные на золоте, что было большой редкостью по тем временам. На золоте была написана и храмовая икона - образ Святого Иакова с житием - и две иконы Божией Матери, а также две древнейшие иконы - Святой Параскевы с житием и Святителя Николая Чудотворца. Рядом с новым соборным храмом возвели небольшую тёплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тут находилась особо почитаемая чудотворная икона Покрова Божией Матери, а также два образа: Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. После ряда исторических перипетий, тяжёлого Смутного времени начала XVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный. Соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочерёдно стояли две более древние деревянные церкви. К сожалению, ни имени архитектора этого собора, ни имён его строителей история не сохранила. Пожар в монастыре, который случился столетием спустя, уничтожил все монастырские архивы. Однако известно, что северный придел собора Святого Духа был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел - в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь. Как уже было сказано, собор Сошествия Святого Духа был построен на месте двух старинных деревянных церквей, последовательно сменивших друг друга, в 1676 году. Когда в XVIII веке в монастыре случился пожар, собор был перестроен и обновлён. Узкие его приделы расширили, в наружный декор храма внесли существенные изменения, и сейчас его первоначальный вид, в каком он предстал перед верующими в 1676 году, утрачен. Однако и сейчас можно разглядеть элементы архитектуры XVII века, особенно если подойти к храму со стороны апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=05290

Вплоть до 1943 года памятник архитектуры использовался под общежитие, складское помещение. Ныне это действующий Покровский храм. Время сохранило удивительную красоту небольшого храма, созданного руками простых мастеровых. Легкая, стремительно взметнувшаяся ввысь церковь с примкнувшей к ней изящной шатровой колокольней - единственный сохранившийся в городе памятник русской архитектуры середины XVIII столетия. http://www.7travel.ru/regions/Temple_of_Tambov Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Параскевы Пятницы возведена в 1763-1767 годах взамен деревянной одноименной церкви 1658 года постройки, уничтоженной огнем. Храмовая композиция в русско-византийском стиле на высоком цокольном этаже включает в себя двухсветный четверик, несущий высокий восьмерик, завершенный восьмигранным куполом и луковичной главкой на декоративном барабане. С востока к основному объему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - двухэтажная трапезная и трехъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. В 1903 году храм передан военному ведомству, но в 1918 году был закрыт и превращен в склад и общежитие. В тяжелое для страны военное время (1943 г.) возвращен верующим, до 1988 года оставался единственным действующим храмом города и до 1993 года - соборным. В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует, является памятником истории и архитектуры середины XVIII столетия. Комментарии и обсуждение Нижняя церковь была первоначально посвящена св. Иоанну Златоусту; после открытии храма в 1943 г. переосвящена в честь преп. Серафима Саровского. Очевидно, строительная история храма намного сложнее, чем это описывается в литературе. Килевидные наличники окон нижнего храма заставляют полагать, что этот храм был выстроен лет на 50 раньше верхнего, с его барочными наличниками окон. А наличие у верхнего храма северных и южных дверей (северная дверь заложена, к южной ведет наружная металлическая лестница советского происхождения - совсем такая, как в Богородской церкви Вологды) говорит о том, что первоначально храм имел обходную галерею на уровне межэтажного карниза.

http://sobory.ru/article/?object=07966

По двум краям крепостной стены стояли два храма. Оба посвященные Богородице – Влахернский, где хранилась Ее честная риза, и Халкопратийский, где хранился Ее честной пояс. Каждую неделю из одного храма в другой шла торжественная процессия – крестный ход. Выносили богородичные святыни, и весь народ шел вдоль крепостных стен с молитвой к Царице Небесной. Если варвары приближались к городу, а это случалось нередко, то Патриарх, архиереи, священнослужители брали богородичные святыни и обходили город прямо по верху его стен. Они понимали, что если не будет Божьей защиты, если не будет предстательства Пресвятой Богородицы, то никакими военными усилиями невозможно будет защитить этот город. Именно в Константинополе и произошло событие, которое мы сегодня вспоминаем. В то время, когда город был в очередной раз осаждаем варварскими полчищами, и когда Патриарх, император и весь народ молились прилежно Пресвятой Богородице, во Влахернской церкви, где хранился пояс Божией Матери, юродивый по имени Андрей, сподобился видения. Он увидел, что Пресвятая Богородица простирает Свой омофор, Свой головной покров над городом. Андрей рассказал об этом видении, и все поняли, что Пресвятая Богородица и в этот раз защитит их город. Удивительно, что память об этом событии в Греческой Церкви хотя и сохранилась, но не превратилась в великий праздник. А вот на Русь сказание о Покрове Пресвятой Богородице дошло очень рано. И уже святой князь Андрей Боголюбский построил первый на Руси Покровский храм – знаменитый храм Покрова на Нерли, который сохранился до сего времени. Затем и в других городах стали возводиться храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в том числе и в нашем стольном граде – Покровский собор на Красной площади, именуемый собором Василия Блаженного уже в честь нашего русского юродивого, посвящен именно Покрову Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова всегда праздновался на Руси с особой торжественностью. Русским людям полюбился образ Пресвятой Богородицы, которая простирает Свой покров над Своим городом, потому что и наши русские люди воспринимали Русскую землю как удел Пресвятой Богородицы. И когда возникала опасность (а этим опасностям постоянно подвергались наши города), наши предки прибегали к молитве и теплому заступничеству Пресвятой Богородицы.

http://mospat.ru/ru/news/45340/

С 1690 г. в храме существуют престолы, которые сохраняются и доныне. Вверху – главный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, северный придел Девяти мучеников Кизических и южный придел преподобного Сергия Радонежского. Внизу – иконы Божией Матери «Знамение». Иконостас главного храма, по-видимому, сделан в 1689 г. и несколько переделан в XIX веке. Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы относится ко времени князя Д.М. Пожарского. Также в храме особо почитают икону Всех Святых. Большую ценность представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое «Медведковское напрестольное Евангелие» 1681 г., с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей, которое она пожертвовала храму в вотчину своего фаворита князя В.В. Голицына (ему в конце XVII века принадлежало Медведково). В XIX веке перестроили колокольню. Вокруг церкви находилось небольшое сельское кладбище с могилами XVIII–XIX веков. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме, а в нижнем они транслируются. Таинство причастия проходит только верхнем храме. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду " противостоять " патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты. Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно - доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его " указательность " и строгость, стройность и белизна - категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова " реприманда " . Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви - собирать на молитву ограниченное число " чад и домочадцев " . (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

http://sobory.ru/article/?object=01824

Пока шла застройка города, уездным центром временно стало село Мадаево. Строительство велось по правилам градостроительства - одновременно с жилыми домами возводился и собор в честь Покрова Богородицы. Он строился по проекту архитектора М. П. Коринфского, окончившего в Арзамасе школу Ступина по классу архитектуры, и был освящен в 1826 году. На строительство его богатыми людьми жертвовались огромные суммы. Но несли на храм свои последние гроши и погорельцы города. Место в городе под собор было выбрано самое удобное - свободная от застроек площадь, которую назвали Соборной. В Нижегородской губернии в уездных центрах было возведено всего три таких дивных и богатых храма, как собор во имя Покрова Божьей Матери в Лукоянове. Для золочения огромных куполов, алтаря и на поделку церковной утвари пошло более пуда чистого золота. Внутри собора была сделана художественная роспись, а в центральном куполе написан Иисус Христос благословляющий. При соборе был прекрасный хор, которым руководил В.И. Туманов. Многие хористы впоследствии переехали в Нижний Новгород и Москву, работали в оперных театрах. Известно, что в честь 300-летия дома Романовых в Нижний Новгород приезжал государь, для встречи с которым был составлен сводный соборный хор. Из Лукояновского уезда в него было приглашено 39 хористов во главе с руководителем. Немало редких икон было в храме, в том числе и икона Калужской Богоматери. День ее явления, 2 сентября 1748 года (по старому стилю), всегда отмечался специальной службой. В ризнице Покровского собора хранились ценные книги, иконы, кресты, копии с важных материалов, например о нашествии Наполеона, и т. д. Среди материалов были и рассказы о начале Крымской войны 1853-1856 годов, об освобождении крестьян от помещичьей зависимости... С приходом к власти большевиков в 1918 году начались гонения на православную церковь. В страшный голод 1918-1925 годов по указанию Святейшего синода и вновь избранного Патриарха Тихона церковь добровольно отдала властям накопленные золотые, серебряные и драгоценные предметы, использовавшиеся для совершения богослужения. Размер этой «выдачи» составил 60 процентов всех накопленных храмами ценностей. Священники обратились также к своей пастве с просьбой принести и сдать в церковь имеющиеся драгоценности. Местный краевед А.И. Пох вспоминал, что его семья отдала шесть серебряных чайных ложек и один серебряный позолоченный подстаканник. Дошел черед и до колоколов и позолоченных и посеребренных крестов на куполах храмов - они были сброшены.

http://sobory.ru/article/?object=47513

В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено. Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавшая церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Коротояке Казанская церковь в пригородной г. Коротояка Дмитриевой слободе каменная, с приделом св. Дмитрия, построена была в 1795 г. На месте, занимаемом прихожанами Казанской церкви, первоначально жили черкасы, поселенные здесь царем Алексеем Михайловичем – они были причислены к полку Острогожских черкас и зависели от их полковника. Роль черкас как охранителей безопасности края окончилась, и правительство сочло переселить черкас в село Урын, а на их место перевести русских людей на черкасские усадьбы. Русских переселенцев сначала было 15 семейств… В г. Коротояке было две приходских церкви: Казанская и Дмитриевская, первая сгорела от грозы в 1786 г., а вторая, упоминаемая в 1721 г., сгорела от пожара в 1789 г. Тогда жители Дмитриевской и Казанской (или Успенской слободы) решились сообща построить взамен сгоревших двух деревянных одну каменную в честь Казанской Божией Матери с приделом св. Дмитрия. Эта церковь была построена в 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=38565

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010