Полная версия статьи расположена здесь . Покровский собор Гатчины не имеет древней истории, уходящей корнями в седые века, однако он является своеобразным продолжением судеб храмов Вохоновского Мариинского монастыря, стоявшего в 25 километрах от императорской резиденции, и его самостоятельной ветви - Пятогорской Богородицкой обители. Изначально Покровский собор являлся её подворьем. Ещё в середине 90-х годов XIX века руководство Санкт-Петербургской епархии задумало придать Пятогорской Богородицкой женской обители отдельный статус. Это произошло в 1899 году, после чего новоиспечённый монастырь существовал ещё тридцать лет. Развитие обители включало создание подворья, и здесь неоценимую помощь оказал благодетель будущего Покровского собора, купец 3-й гильдии Козьма Карпович Карпов, переселившийся в Гатчину вместе с семьёй в 1872 году. Одна из достопримечательностей нынешнего Покровского собора - мемориальная доска, посвящённая чете Карповых с памятной надписью: " Здесь покоится прах рабов Божиих Козьмы и Ирины - основателей сей обители и сего храма " . Эти слова перенесены с остатков первоначальной мраморной доски, найденных в 2001 году в ходе работ по очистке старых склепов, некогда устроенных в притворе Покровской церкви. Карпов происходил из крестьян Ложголовской волости Псковской губернии. Приехав в Гатчину вместе с женой Ириной Афанасьевной, купец очень скоро стал в городе своим человеком. У него имелись неплохие сбережения и предпринимательская смекалка, он держал бакалейный магазин напротив рыночной площади, и в скором времени Козьма Карпович смог приобрести в самом центре города участок размером в два гектара. На них стояла недвижимость: деревянный дом с мезонином и парой флигелей, а в придачу хозяйственные постройки. Это ещё больше упрочило положение купца в деловом мире Гатчины. У Карпова хранилась православная икона, которую он чтил превыше других и привёз с собой в Гатчину. Это был светлый образ, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то он чудесным образом уцелел во время сильного пожара, случившемся на родине купца, и тот почитал икону как чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=00131

Причт помещается в частных квартирах, земли на причт не положено. Жалование причту ни от казны, ни от прихожан не положено… Жителей в приходе: православных - 3178 муж. пола и 3236 жен.; магометан - 475 муж. и 370 жен.; католиков - 16 муж. и 17 жен.; евреев - 12 муж. и 9 жен. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. При Покровском соборе имеется церковно-приходское попечительство, имеющее целью помогать вообще бедным, изыскивать средства на построение храма за рекой Ульбой и помогать бедным ученикам. Основано оно в 1893 г. протоиереем Дагаевым. По воскресным и праздничным дням ведутся религиозно-нравственные чтения с народом в здании начального приходского училища. К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г. Покровский собор трехпрестольный, главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с правой стороны – в честь и память рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой – во имя св. и чудотв. Николая Мирликийского. Собор каменный, оштукатуренный и обеленный, построен в 1888 г. на средства торгового дома «Петров и Михайлов», с помощью сторонних благотворителей. Постройка его стоила до 10 000 руб., прочен, богомольцев вмещается до 5000 человек. В состав прихода Покровского собора входят: г. Усть-Каменогорск, обывательское селение Пристань и три заимки. При соборе с 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство, которое располагает значительными суммами. Так в 1907 г. им израсходовано на устройство причтовых помещений и разные дела благотворительности 1098 руб. 53 коп. В приходе Покровского собора имеется приписная церковь в 1 версте от собора, в заречной части города, деревянная, во имя трех Святителей. Построена в 1903-07 гг. на средства церковного попечительства, стоящая 10 000 руб. Освящена 20 мая 1907 г. На базарной площади в г. Усть-Каменогорска построена каменная часовня во имя св. и чудотв. Николая. Штатный священник помещается в доме, построенном на средства церковно-приходского попечительства с помощью церковных 500 руб.; диакон на вакансии псаломщика – в доме, построенном на средства города, а остальные члены причта – в частных квартирах и на собственный счет. Жалования причту ни от казны, ни от прихожан не положено. Причт получает проценты с капитала в 1900 руб. и братских доходов 3300 руб. в год. Кроме сего, священник получает за преподавание Закона Божия в учебных заведениях в городе 910 руб. ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=31644

Источник: Образование и Православие Примечание модератора: форма обратной связи на сайте " Образование и Православие " не работает, отправить просьбу на разрешение перепечатки информации для sobory.ru оказалось невозможно. Покровский Александро-Невский епархиальный женский монастырь был устроен в 1991 г. А сам некогда заштатный купеческий город Колывань был основан в 1797 г. В XIX веке это был один из городов Томской губернии: он имел свой герб и развитую торговлю. После того как вопрос о проведении первой транссибирской магистрали через Колывань был решен отрицательно, так как было определено проложить железную дорогу южнее Колывани, через село Новониколаевск - ныне Новосибирск, Колывань утратила статус губернского города. История возникновения самого храма, на территории которого расположился ныне монастырь, также очень интересна. Во второй половине XIX веке в городе имелся трехпрестольный собор в честь Живоначальной Троицы, действовали еще несколько храмов, приходская школа, духовное училище. В 1878 г. на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, и есть надобность построить еще одну церковь на собственные средства, раскладом. Однопрестольный каменный храм примерно на 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. 1 марта было совершено убийство Российского императора Александра II. Колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм в заштатном городе Колывань на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя - святого благоверного великого князя Александра Невского. При этом он предлагал использовать проект, уже утвержденный для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено. Согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена 2 мая 1882 г., а через пять лет 4 декабря 1887 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был освящен Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Центр подготовки церковных специалистов Челябинской епархии расположен около Симеоновского кафедрального собора города Челябинска. Члены комиссии осмотрели собор, а также посетили Музей истории Православия на Южном Урале, впервые открытый в 2013 году и обновленный в 2018 году к 100-летию образования Челябинской епархии. В тот же день выездная экспертная группа посетила Богоявленский мужской монастырь г. Челябинска. Комиссию встречал игумен Нестор (Болков) с братией. В обители игуменом Адрианом была проведена беседа с насельниками об открывающихся курсах. Игумен Нестор выразил полную поддержку курсов для монашествующих. В монастыре комиссия осмотрела учебный класс, оборудованный аппаратурой для проведения дистанционных занятий, и проверила основную литературу курсов из утвержденного Священным Синодом списка. Члены комиссии посетили монастырский храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и осмотрели территорию монастыря. Вечером того же дня комиссия прибыла в монашескую общину при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи Челябинской епархии. До революции в этом селе располагалось подворье Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. В настоящее время сестринскую общину возглавляет старшая сестра монахиня Феодосия (Новгородцева). Игумен Адриан провел беседу с сестрами, также были проверены материально-техническое обеспечение и библиотечные фонды курсов. Члены комиссии посетили восстановленный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 24 августа комиссия выехала в Одигитриевский женский монастырь г. Челябинска. Экспертную группу встречала игумения Евсевия (Лобанова) с сестрами обители. В монастыре члены комиссии молились за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После богослужения матушка Евсевия рассказала об истории монастыря, его закрытии в 1921 году, о подвижнице монастыря монахине Агафангеле (Николаевой). Члены комиссии осмотрели место строительства будущего Одигитриевского собора. Игумен Адриан провел беседу с сестрами об открытии курсов в монастыре. Комиссия проверила материально-техническую базу и библиотечный фонд курсов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6054706...

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Представляет собой трехнефный объем с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вместимость храма большая - до трех тысяч человек. Летом 1907 г. на 34-метровую колокольню были водружены 9 колоколов, самый большой из которых весил 485 пудов. Высота колокольни вместе с куполом и крестом составила 39,5 метров. Храм имеет насыщенное декоративное убранство. 30 сентября 1907 г. храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это было не случайным - он символизировал заступничество Богородицы за родную землю. Кроме того, храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в полковой храм такие реликвии этой войны, как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев. Гродненский Церковно-археологический Комитет объявил о сборе наград, личных вещей, фотографий, документов погибших и других свидетельств подвигов гродненцев в русско-японской войне. Сегодня в храме можно увидеть лишь отдельные вещественные свидетельства радений братства на пользу православия. Слева от алтаря находятся два киота с иконами Богородицы и Иисуса Христа, перемещенные сюда в 1919 г. Под каждой из икон имеются бронзовые таблички с выгравированным текстом, одинаковым по содержанию; «Киот сей сооружен на добровольные пожертвования братчиков и братчиц Гродненского Софийского Православного братства в память столетия кафедрального собора 7 августа 1907 года». Хранятся в Покровской церкви и хоругви, принадлежащие братству. Большую роль в превращении гарнизонной церкви в комплекс, включающий в себя собственно храм для поминовения павших, и музей, дополняющий и поясняющий смысл памятника, сыграли гродненские историки и краеведы Е.Ф. Орловский, В.С. Манассеин, Д.М. Милютин, А.А. Турчинович, Д.Н. Кропотов, Н.Р. Диковский, И.В. Корчинский. Л.М.Солоневич и другие. Они были не только инициаторами установки мемориальных досок, сбора средств на их изготовление, но и составителями их текстов и внешнего оформления. Автором великолепных надгробий и памятников, гродненским мастером Б. Шишкевичем, в память о погибших были изготовлены две мемориальные доски из белого мрамора с креплениями в виде бронзовых болтов художественного литья, которые венчали бронзовые двуглавые орлы. Затем шел текст «Офицеры и низшие чины 26 артиллерийской бригады, убитые и умершие от ран в войну с Японией в 1904 - 1905 г.г.». Далее шло перечисление - звание, фамилия, имя, отчество, умер от ран или убит и дата смерти. Вторая доска была посвящена воинам - пехотинцам, однако без указания имен нижних чинов. Внизу второй доски имеется надпись: «мастер Б. Шишкевич в г. Гродно», что дает основание рассматривать вторую доску логическим продолжением первой, а содержание - как единый текст.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Со временем построены каменные церкви: 1) Соборная каменная с 1754 г. во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: в честь Знамения Божьей Матери (1741г.), во имя Святителя Николая (1755 г.); 2) Каменная колокольня над святыми вратами (1795г.); 3) Каменная церковь во имя Благоверного князя Александра Невского (1796г.) с приделами: в честь Сретенья Господня (1835г.); в честь Покрова Пресвятые Богородицы (1835г.); 4) Каменная церковь во имя Священномученика Антипы (1799 г.); 5) Большой каменный пятиглавый собор в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери (1827г.) с приделами: в честь Преображения Господня да Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Да две каменных часовни: одна в Юрьевце на монастырской земле (ниже города), другая, называемая молельней блаженного Симона, на холме, на месте слияния окружающих монастырь озёр. Основание пустыни относится к первой половине XVII столетия. Она основана вследствие предсказания одного раба Христова, блаженного Симона Юрьевецкаго, что «через сорок лет по кончине на том берегу будет создана обитель на спасение инокам». Блаженный скончался в 1584 г., следовательно, первоначальное основание пустыни должно относится к 1624 г., когда здесь поселилось несколько любителей безмолвно-уединённой жизни. В 1641 г. пустынножители уже имели храм Пресвятыя Троицы с четырьмя приделами. Первоначальником пустыни был первооснователь ея строитель монах Симеон, муж аскетического направления». В 1676 г. в церкви «в олтаре, за престолом образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, в пределе Пресвятые Богородицы Знамение образ Богородицы Знамения, в пределе благоверного князя Александра Невского образ Пречистыя Богородицы Владимирския, в пределе Святого великомученика Антипы образ Пресвятые Богородицы Знамение, в пределе Варлаама Хутырскаго образ Пресвятые Богородицы Одигитрия. В монастыре много книг письменных и печатных. В тёплой церкви Николая Чудотворца образ Пречистыя Богородицы Владимирския». Монастырь владеет многими пашенными, сенокосными и лесными угодьями. «А в монастырь же, строителю з братиею Государева жалованья указана руга по осми рублев на год по Государевой грамоте из приказу Болшого двора за приписью дьяка Смирнова Богданова 162-го году (1654 г.) в Юрьевце Поволском ис таможенных доходов. А под хлеб пашню пашут и всякую работу работают собою и наемными работными людми. У монастыря ж двор конской, да двор скотской, да гумно. А во дворе живут наемныя переменныя люди из найму».

http://sobory.ru/article/?object=38040

Будучи активным деятелем старообрядческого движения всероссийского масштаба, Н. А. Панин принял решение организовать в Ростове-на-Дону старообрядческий духовный центр. Два его дома по улице Канкринской, 39–41 находились всего в ста метрах от существующей Введенской церкви белокриницкого согласия, а в громадном дворе при строениях арендовала помещения табачная фабрика Шлема Фишевича Файермана. В 1910 году Н. А. Панин строит на этом участке двухэтажный дом причта по проекту ростовского архитектора Е. М. Гулина. Через год в этот дом приглашают старообрядческого священника из города Вольска — отца Николу Микульшина. Тогда же на этих землях Панин закладывает новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Принимая во внимание, что отец Никола Микульшин переехал в Ростов-на-Дону за два года до окончания строительства храма, можно предположить, что он принимал непосредственное участие в его возведении. Сам же Панин с душевной теплотой относился к строительству. Достаточно сказать, что для проектирования храма был приглашён архитектор высокого столичного уровня — В. А. Покровский, выпускник Академии художеств, известный российский зодчий, чьи творения формировали ретроспективизм — новое стилевое направление русской архитектуры конца XIX — начала XX в.в. Глубокое исследование и знание традиций древнерусской архитектуры, её закономерностей и стилей отразились в таких его архитектурных произведениях, как здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, Фёдоровский собор и Фёдоровский городок в Царском селе, храм-памятник русским воинам, павшим в битве 1813 года под Лейпцигом, близкий по архитектурному стилю церкви Вознесения в Коломенском. Привлечение этого мастера к строительству не было случайным. В. А. Покровский принадлежал к группе художников, которые связывали своё призвание с возрождением русского религиозного искусства. В ходе строительства старообрядческого собора архитектор В. А. Покровский использовал формы древнерусского зодчества в так называемом «неорусском» стиле, что позволило зданию стать органичной частью сложившейся городской застройки. Церковь являла собой одноярусное протяжённое сооружение с пониженной, меньшей по габаритам алтарной апсидой. Молельный зал, апсида и асимметрично размещённая одноярусная звонница увенчаны малыми главками. Храм, вмещавший порядка 500 молящихся, стал одним из культовых зданий в Ростове-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=10792

Для возведения стен собора использовали инкерманский камень. Отдельные детали и углы облицованы крымбальским камнем. Вход в храм выполнен в виде закрытой галереи с крыльцом. Отдельный вход в виде крыльца устроен и со стороны северного придела. В мае 1916 года в склепы нижнего храма были временно помещены останки лейтенанта Петра Шмидта, моряков крейсера «Очаков» Сергея Частника, Александра Гладкова, Никиты Антоненко. В ноябре 1923 года состоялась торжественная церемония перезахоронения останков революционеров на городском кладбище Коммунаров. В годы Второй мировой войны здание храма, как и весь центр Севастополя, пострадало от бомбежек. Прямым попаданием снаряда был разрушен южный придел. После войны здание частично восстановили. Богослужения в Покровском соборе проходили до 1962 г. В 1962-1969 гг. в здании храма располагались Севастопольский архив и спортивный зал. В 1969 году храм был полностью отдан под архив. Вскоре с него сняли кресты и маковки. Возвращение здания Покровского собора Церкви пришлось на начало 90-х годов. В 1992-м был передан общине верующих и освящен во имя святого великомученика Пантелеймона северный придел собора. В начале 1994 года Церкви было отдано все здание. К 100-летнему юбилею храма завершилось восстановление южного придела, был отреставрирован фасад, маковки и кресты покрыли позолотой. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы является одним из центров духовной жизни Севастополя. Святыни собора: частицы мощей свт. Луки Крымского, св. блж. Матроны Московской, св. прп. Серафима Саровского, св. Ионы Киевского, св. вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, мощи преподобных отцов Киево-Печерских и другие. Источник: сайт Севастопольского благочиния Решение о закладке собора на улице Большой Морской было принято в 1892 году. Разработку проекта и руководить строительством было поручено севастопольскому архитектору, автору многих проектов православных и гражданских построек Крыма, Валентину Августовичу Фельдману, который блестяще справился с поручением задания. Финансирование проекта происходило без помощи казны, на частные пожертвования меценатов, купцов и простых обывателей. Удалось собрать 134 000 рублей. Этой суммы полностью хватило на постройку храма. После окончания строительства в 1905 году чин освящения нарядного пятикупольного храма совершил тогдашний епископ Таврический Николай в сослужении с настоятелем мужского монастыря преосвященным Иннокентием. В октябре того же 1905 года Святейший Синод присвоил храму статус городского собора.

http://sobory.ru/article/?object=03636

Относительно времени постройки нынешнего здания до сих пор ведутся споры. Основная версия - 1698 год, то есть уже петровская эпоха. Под этим годом в документальных источниках зафиксировано освящение нового соборного храма, возведённого на средства стольника Евстрата Алымова. По другой версии, Алымов жил гораздо раньше, в первой половине XVII века, и закончил строительство храма в 1626 году; при этом приступил к возведению восемью годами раньше другой исторический персонаж - воевода Василий Барятинский, прямой потомок князя Романа Михайловича Брянского. Однако в таком случае неясно, почему собор столько десятилетий стоял неосвящённым; к тому же по архитектуре он гораздо ближе именно к концу XVII века, а не к его первой половине. Церковь относится к популярному в это время типу бесстолпного пятиглавого храма, причём боковые главы ориентированы не по углам крыши, а по сторонам света, в чём усматривается украинское влияние. Вместе с тем, форма куполов и соотношение размеров (все пять главок - достаточно небольшие, а центральная немногим больше боковых) характерны для великорусского зодчества. Ещё одна узнаваемая черта эпохи - храм построили двухэтажным, с тёплым нижним и неотапливаемым, зато более просторным и светлым верхним этажом. Верхнюю церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, наследуя прежним посвящением здешних храмов - именно под названием Покровской стоявшая здесь церковь всегда была известна жителям Брянска. Нижний же зимний придел освятили во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Живший в XIV веке святитель бывал в Брянске; известно, что он служил литургию именно в старом Покровском храме, когда тот ещё не был кафедральным собором. Перестройка Покровского собора в камне совпала с обновлением и самой брянской крепости. Пётр I придавал немалое значение Брянску не только как торговому городу, но и как военному центру, - он повелел заготовлять в этом славившемся своими лесами крае древесину для постройки кораблей, а уже после его смерти здесь появилась настоящая верфь, на которой построили целую флотилию для войны с Турцией. Правда, до прямой военной угрозы городу при Петре Великом дело так и не дошло, и новую крепость по прямому назначению никогда не использовали. К ХХ столетию она пришла в руинированное состояние, и Покровский храм окончательно перестал быть крепостным.

http://sobory.ru/article/?object=00659

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010