- В.Г .), те в городе не живут, а зделан дом на острову, каменная ограда великая...» и т. д. (28) Но и он ни словом не обмолвился о свт. Николае. В. Г. Григорович-Барский впервые попал в Венецию 25 июня 1724 г. по дороге из Портогруаро («Зело желахомъ видети Венецию, слишахомъ бо еще издавна от многихъ, яко многочисленния вещи чудесные тамо обретаются»), но пробыл там всего три дня и отправился в Падую. Второй раз он приплыл в Венецию 7 октября того же года (после паломничеств в Лорето, Рим, Бари и др.) и пробыл там до 28 февраля 1725 г. Григорович констатировал, что «славится Венеция... множеством мощей Святихъ Божиихъ» и добавил: «многие имутъ Святихъ Божиихъ мощи, тако Греческихъ, яко и Римскихъ, обаче не целие, но малие части...». Но подробно он рассказал только о трех «токмо целие Святие Греческие, въ Римскихъ лежащие костелахъ»: об Иоанне Милостивом, том же преподобном Савве Освященном и об Афанасии Александрийском. О мощах свт. Николая русский паломник даже не упомянул (29). И, наконец, русские путешественники, пусть и далекие от паломнической традиции (целью их путешествия в Европу было получение современного образования), но любознательные и пытливые. Петр Демидов сообщал своему отцу Григорию Акинфиевичу и матушке Настасье Павловне в журнале своего с братом Александром путешествия о посещении 14 октября 1757 г. острова Лидо, с которого «вид весма красивой и полной на море». Главное, что братья увидели на острове - «стоящая церква святаго Николая». Храм братья посетили, подробно описали («внутри красива и имеет 7 олтарей и 8 изрядных мраморных статуев...» и т. д.), но ни слова не сказали о мощах святителя (30). Однако в последнее время круг привлекаемых в пользу версии о перенесении мощей свт. Николая в Венецию источников расширился за счет обращения к труду Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло» (Падова, 1763) (31). Ученый использовал анонимную венецианскую рукопись, датируемую ок. 1101 г. и со множеством драматических подробностей рассказывающую о том, как во время 1-го Крестового похода отряд венецианцев во главе с епископом Энрико, сыном дожа Доменико Контарини, высадился по дороге на Святую землю в Ликии и в базилике свт. Николая в Мирах. Здесь в гробнице путешественники в конце концов и обнаружили оставшиеся после посещения барийцами за десятилетие до этого мощи святителя. Мощи свт. Николая Чудотворца вместе с мощами священномученика Феодора и св. Николая Пинарского были в самом начале XII в. перевезены на венецианский о. Лидо. При этом мощи св. Николая Пинарского были объявлены мощами таинственного «дяди» свт. Николая Мирликийского, что отразило характерное для средних веков смешение обоих святых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Другим великим чудотворцем, помимо свт. Григория Чудотворца , стал свт. Николай. Он, как чудотворец, отгоняет врагов 70 и, как «отец спасения», благодетельствует целым народам: «О богоносная слава, отличный пастырь народов, Николай, архиерей Мир Ликийских И Бари, человеколюбче, чудотворче славный, Даровавший тьму твоего благодеяния тьмам Учеников и дев, моряков и купцов, На земле и море, отец спасения» 71 . Он больше всех других святых знаменит чудесами, за совершение которых ему воздаётся особая честь 72 . По описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в стихотворном изложении чудес свт. Николая, у него столько чудес, что их не вместит «мир с описаниями из книг» 73 . Утверждение Никифора Ксанфопула является, по сути дела, скрытой, но достаточно узнаваемой аллюзией на окончание Евангелия от Иоанна, где говорится о деле Спасителя как невместимом для мира. Тем самым автор проводит почти прямую параллель между великим святым Чудотворцем Николаем и Спасителем Христом. Пример Чудотворца Николая доказывает существование чудес для тех, кто в них сомневается 74 . Прп. Неофит Затворник в «Праздничной книге» завершает своё слово, посвящённое свт. Николаю, строкой, похожей на акафистное пение: «Радуйся, отце святый Чудотворче Николае, источник чудес, сирых отец и вдов предстатель» 75 . В статье были приведены только избранные места с эпитетом «чудотворец» применительно к личности свт. Николая. Естественно, что при более детальном обращении к многочисленным текстам в честь Мирликийского святителя появится ряд новых коннотаций. Однако и приведённых примеров достаточно, чтобы представить себе историю почитания свт. Николая, врача и чудотворца, которое стало нормативным во втором тысячелетии, когда свт. Николай промыслительно оказался хранителем и представителем не только Востока, но и Запада. Библиография Античные источники Athenaeus. Deipnosophistae//Athenaei Naucratitae Deipnosophistarum libri XV/hrsg. G. Kaibel. Leipzig: Teubner, 1–2:1887; 3:1890 (repr. 1–2:1965; 3:1966). Heron. De automatis//Heronis Alexandrini Opera quae supersunt omnia/hrsg. W. Schmidt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Григориат располагает следующими десяти часовнями на своей территории и за ее пределами: Святой Анастасии Римской (1775), Преподобного Григория Ктитора (1851), Успения Пресвятой Богородицы и Святого Димитрия (XVIN век), Всех Святых на кладбище (построена в 1724 году, расписана фресками в 1739 году), Святого Модеста на монастырской пристани (XIX век), Святого Трифона и Пророка Ильи (более поздняя). Кроме того, монастырю принадлежат три кафизмы: Богородицы (XVIII век) и Всех Святых Отцов Афонских (XIX век) близ монастыря и Святого Иоанна Богослова выше, в лесу. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] В Григориате находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. Галактотрофуса «Γαλακτοτροφοσα»). На северо-восточной колонне соборного храма находится чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Пантанасса» («Всецарица-Путеводительница»), пожертвованная обители благочестивой молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. Этот образ остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. В монастыре пребывают мощи более сотни святых. Паломники могут поклониться частице Животворящего Креста Господня, частице мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в монастыре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В монастыре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Григ...

Койда. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Койде Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1843 и 1851. Адрес: Архангельская область, Мезенский район, село Койда Координаты: 66.379128, 42.545249 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Койденский приход. Современное местоположение: Койденское с/п, Мезенский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на Зимнем берегу Мезенского залива и состоял из одного села Койденского. Село основали крестьяне д. Куи Архангельского уезда, вынужденные оставить родные места из-за постоянных набегов шведов в конце XVII - начале XVIII в.в. Первоначально село входило в Долгощельский приход, в селе имелась часовня в честь свт. Николая. Поскольку расстояние до приходского храма было большое, жители деревень Койды и Майды 13 августа 1840 г. ходатайствовали к Преосв. Георгию о разрешении построить в д. Койде вместо часовни деревянную церковь во имя свт. Николая и приписать ее к Долгощельскому приходу. Разрешение было дано Св. Синодом 18 ноября 1843 г. Строительство началось по храмозданной грамоте Преосв. Георгия от 17 декабря 1843 г. План был составлен архитектором Польманом. Построена церковь была без особых трудностей, поскольку в те годы доходы от промыслов были высокие. Особое усердие в сборе средств и в строительстве проявил крестьянин Иван Петрович Малыгин. В 1850 г. был образован самостоятельный приход. Престол во имя свт. Николая освящен 24 января 1851 г. епископом Варлаамом. Часть икон была куплена в Соловецком монастыре и Ануфриевском ските. В приходе особо чтились иконы: Тихвинская Божией Матери; храмовая икона свт. Николая Чудотворца; преп. Евдокии, в праздник которой, 1 марта, начинались промыслы по Зимнему берегу; Иоанна Богослова, ко дню памяти которого 8 мая промыслы заканчивались; Алексия, человека Божия и др. Церковный староста: Василий Малыгин с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=42013

Святейший Синод поручил рассмотреть данный вопрос экзарху Грузии архиеп. Карталинскому и Кахетинскому Евсевию (Ильинскому) . Выбор пал на преподавателя Тифлисского ДУ иером. Антония, к-рый 11 июня 1864 г. вместе с псаломщиком Михаилом Яковлевским совершил 1-е богослужение в посольском храме. В 1865 г. Святейшим Синодом посольская церковь и причт были подчинены Грузино-Имеретинской синодальной конторе. В 1864 г. при Генеральном консульстве в г. Тебризе, столице Иранского Азербайджана, была устроена небольшая церковь, которую освятил во имя свт. Тихона Задонского свящ. Евстафий Ахрамеев по благословению экзарха Грузии 13 авг. 1864 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Настоятель посольской ц. свт. Николая Чудотворца в Тегеране архим. Амвросий с певчими у входа. Фотография. 1913 г. Первое каменное храмовое здание было построено в 1886 г. при посланнике России в И. А. А. Мельникове в пригороде Тегерана - Зергенде, где располагалась загородная резиденция Российской миссии. Храм был посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь почившего имп. Александра II. Материал, из к-рого строилась церковь, доставляли из России морским путем. Во 2-й пол. XIX в. численность рус. колонии в Тегеране увеличилась, что объяснялось укреплением торговых связей между странами. В 1894 г. при настоятеле посольской церкви архим. Харалампии был приобретен участок земли в Дулабе (ныне в черте Тегерана), где и было устроено рус. правосл. кладбище на средства от частных пожертвований. На территории Российской Императорской миссии (ныне Торговое представительство РФ на ул. Паминар) в 1895 г. был построен каменный храм, к-рый был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. В нояб. 1904 г. в Казвине была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Российское консульство в Реште, к-рое возобновило свою деятельность, было открыто с нояб. по март, а на остальное время переселялось на побережье Каспийского м. в г. Энзели. При строительстве нового здания консульства сотрудники решили одну большую комнату превратить в постоянную домовую церковь. Церковь была устроена в ознаменование рождения наследника престола цесаревича Алексия Николаевича и была освящена во имя свт. Алексия , митр. Московского, 13 нояб. 1905 г. В окт. 1906 г. Святейший Синод принял решение о постройке храма на кладбище в Тегеране. В 1908 г. храм был освящен во имя Св. Троицы. Это единственный сохранившийся храм из правосл. церквей, открытых в Персии до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Нек-рые исследователи включали Касторию в состав владений Радослава Хлапена из-за ошибочного отождествления мон-ря Месонисиотисса, чьим ктитором был этот правитель, с мон-рем Мавриотисса близ Кастории. В 1380 г. Касторией завладели албанцы (Балша II Балшич, семья Музаки). При султане Мураде I, вероятно в 1385 г., город был захвачен турками. С сер. XV в. в Кастории стали производить меховые изделия, что привело к ее экономическому расцвету. В сер. XV в. в Кастории было 20 христ., а также евр. квартал, и 1 мусульм. община. Из тур. реестров следует, что значительную часть христ. населения составляли славяне. Новый подъем художественной активности в Кастории пришелся на 2-ю пол. XIV и XV в., когда городом владели сербы (c 1342/43 до 70-х гг. XIV в.), албанцы (до 1385) и турки (с 1385). В это время были обновлены некоторые старые храмы. Так, в правление Симеона Уроша, брата Стефана Душана, в 1359/60 г. была украшена фресками ц. св. Таксиархов у Митрополии. Были построены и расписаны мн. новые храмы: свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» и вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» (квартал Вмч. Пантелеимона); свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» и Пресв. Богородицы Фанеромени (квартал Ап. Луки); свт. Николая Чудотворца «ту Петрити» (квартал Драгота). Церковь свт. Афанасия Великого «ту Музаки» была построена и расписана в 1383/84 г. по заказу албан. правителей города, братьев Стои и Феодора Музаки, и иером. Дионисия. Касторийские храмы 2-й пол. XIV в., как и современные им храмы в Охриде и др. областях Македонии представляли собой, как правило, скромные по размерам и облику постройки частных лиц. Среди них преобладают однонефные церкви из неотесанных камней или из камня и кирпича, с деревянными перекрытиями, почти лишенные украшений. В их росписях прослеживается определенная стилистическая линия, преобладающая в это время во всей Охридской архиепископии, ориентированная на известные образцы неклассического, экспрессивного стиля. Большое число близких друг к другу ансамблей 2-й пол. XIV в. позволяет исследователям предполагать наличие местной мастерской, работавшей как в Кастории, так и за ее пределами. Об участии в это время Кастории в культурной и духовной жизни Византии свидетельствуют также письменные источники. Так, из соборного определения свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского (1368), и из его Похвального слова свт. Григорию Паламе известно, что уже тогда этот святой особо почитался в Кастории, где ему был посвящен храм и торжественно праздновался день его памяти.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

национально-освободительного восстания 1821-1829 гг., отстроившими в 1888 г. комплекс зданий; св. Иоанна Предтечи (сразу за храмом Протата), известна с 1593 г. как келлия Касторийцев, в которой в 1-й пол. ХХ в. жил видный участник «борьбы за Македонию» капитан Г. Янглис (в монашестве Гавриил, † 1946), а затем - звонарь Дамаскин († 2004), подвизавшийся на Афоне в течение 85 лет с 8-летнего возраста; свт. Николая Чудотворца (в местности Адин на границе с Капсалой). Иногда к карейским келлиям причисляют другие иверские келлии, находящиеся к югу от К.: прав. Анны, где подвизается протопсалт иером. Антипа (Скандалакис), Преображения Господня (Мораитико), Св. Троицы, Рождества св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца (Типографов, τν Τυπογρφων) и св. Говделы. Хиландар - конак-келлия Благовещения Пресв. Богородицы и 22 келлии, из к-рых в наст. время заселено 11. Наибольшее историческое значение имеют основанные свт. Саввой Сербским келлии Типикарница (в центре К., к западу от Протата, названная так по написанному для этой келлии Типикону 1197 или 1199 г.; от укреплений серб. кор. Стефана Милутина кон. XIII в. сохранилась башня св. Саввы, существующее здание храма построено в 1775 г., нартекс расписан в 1806 г. мон. Макарием из Галатисты) и Патерица (к северо-востоку от скита ап. Андрея Первозванного, получила наименование по хранящейся в ней реликвии - посоху ( πατερτσα) прп. Саввы Освященного, привезенному из Палестины Саввой Сербским (в наст. время хранится в Типикарнице), церковь освящена в честь Преображения Господня, нартекс пристроен в 1745, фрески апсиды выполнены во 2-й пол. XVIII в.). В XIX - нач. ХХ в. Хиландару принадлежали 1 болг. (Введения во храм Пресв. Богородицы) и 8 рус. келлий (Благовещения Пресв. Богородицы, сщмч. Игнатия Богоносца, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца (Белозёрка, Буразери), ап. Иоанна Богослова, Рождества св. Иоанна Предтечи). Возникновение большинства рус. келлий предание также связывает с именем свт.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Керчь. Церковь Николая Чудотворца при Керченской Александровской мужской гимназии. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1871 и 1895. Год утраты:приблизительно 1990 Адрес: респ. Крым, г. Керчь, ул. Советская, 40 Координаты: 45.354525, 36.475705 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Керченская Александровская гимназия. В 1871-1896 годах в ней была устроена св.-Николаевская церковь. Храм был устроен в 1871 г. в основном за счет почетного попечителя гимназии П.И. Канунникова. В его алтарной части находилась большая запрестольная икона Распятие Спасителя в деревянной позолоченной раме, у жертвенника был киот с иконой Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. В небольшом позолоченном иконостасе храма располагались писанные на жести масляными краскам иконы местного живописца. На царских вратах были иконы Благовещение и четырёх евангелистов, местные иконы: справа - Спасителя, Архангела Михаила и свт. Николая; слева-Божией Матери, Архангела Гавриила и св. блгв. вл. кн. Александра Невского. В нефе было пять аналогий, семь металлических посеребренных ставников и большое посеребренное паникадило. В притворе храма на стене была помещена большая икона свт. Николая. Там же находилось малое посеребренное паникадило. Напрестольная утварь, одежды, хоругви, паникадила и другие принадлежности были новыми, изящными. Над входной дверью в церковь находилась икона свт. Николая в раме под стеклом, в сребропозлащенном окладе, написанная на дереве масляными красками. Вечером, накануне дня освящения в присутствии градоначальника, директора гимназии, гимназического совета, посторонних посетителей и гимназистов была отслужена всенощная, на которой пел хор гимназических певчих. К 10 часам 9 мая 1871 г. (в день освящения) украшенная цветами церковь была переполнена многочисленными посетителями (в том числе команда солдат), и гимназистам пришлось смотреть на торжество в окна и двери. Освящение гимназической церкви во имя свт. Николая Чудотворца было совершено соборно, при участии хора Св.-Троицкого собора. На Литургии пел гимназический хор. В конце Богослужения законоучитель гимназии прот. А.Ф. Бершадский произнёс проповедь на один текст из слов пророка Исайи.

http://sobory.ru/article/?object=40283

Итак, опираясь на историю песнотворчества и житийной литературы, можно утверждать, что во 2-й половине IX века, и вероятно во время патриаршества Фотия (858–891, с перерывом), Восточная Церковь огласила в качестве собственного предания факт участия свт. Николая на Никейском Соборе. Патриарх Фотий, обладавший всеми знаниями своего века и веков предшествовавших и блиставший этим так, что никто не мог сравниться с ним, согласно свидетельствам современников, изучал решительно все, старался перечитать все сохранившиеся до его времени творения древних писателей, извлекая из них наиболее ценное, дабы сохранить для потомков оставшееся от древности культурное наследие. Будучи в то же время одним из преданнейших православию иерархов, мог ли он не интересоваться древней церковной письменностью? Мог ли оставить без внимания старинные рукописи, заключавшие в себе драгоценные сведения о жизни Церкви и о ее деятелях предшествующих веков? Конечно, не мог. Нет поэтому ничего невероятного в том, что, изучая эти рукописи, Фотий мог обнаружить какие-то документы, неопровержимо свидетельствовавшие о факте пребывания свт. Николая на Никейском Соборе (например, записки современников и очевидцев, или копии соборных актов с подписями отцов Собора). Такое открытие могло побудить его задуматься над вопросом: не пришло ли время нарушить традиционное молчание Церкви и открыто возвестить о том, что до тех пор было известно лишь из устных сказаний. Со времени кончины свт. Николая прошло к тому времени уже более 500 лет. Слава великого Чудотворца непрерывно росла и ширилась. Благоговейное почитание имени свт. Николая и усердное молитвенное его призывание стали неотъемлемым всенародным достоянием. Повсюду строились посвященные ему храмы, составлялись в честь его церковные песнопения; «любители благочестия» старались запечатлеть его внешний и духовный облик на священных изображениях. К VIII веку празднование в честь свт. Николая торжественно совершалось уже на всем православном Востоке, проникая и на Запад. Наконец, имя великого Мирликийского иерарха было восхваляемо на Седьмом Вселенском Соборе (787 г.). Здесь епископ Феодор, преемник свт. Николая по кафедре, открыто исповедал лично им полученное знамение и благодеяние от своего великого предшественника, а отцы Собора признали это свидетельство достойным внесения в соборные акты.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В османский период крепость и близлежащие кварталы заняли мусульмане. Христ. общины стали постепенно смещаться к Апозари. В кон. XIV-XV в. произошло объединение балканских территорий под единой властью, что способствовало развитию торговли, культурных связей и художественных традиций в Кастории. В первые десятилетия османского господства как в новых, так и в старых частях города продолжали возводить и расписывать небольшие храмы: св. Иоанна Предтечи, Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива), ап. Андрея Первозванного «ту Русули» и др. На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала крупная местная мастерская, к-рой атрибутируют фрески в храмах свт. Николая Чудотворца (монахини Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г. и мн. др. ансамбли как в Кастории, так и за ее пределами, на обширной территории от Метеор до Молдавии. В живописи Кастории XVI-XVII вв. можно выделить много общих черт с произведениями мастеров Сев.-Зап. Греции и критской школы. В росписях и иконах все больше проявлялось влияние зап. искусства, которое было обусловлено торговыми связями с Венецией и городами побережья Адриатического м. В это время Кастория по-прежнему входит в состав Охридской архиепископии, но с 1532 г. становится митрополией. На архиерейском Соборе Охридской архиепископии в 1529 г. не присутствовали Касторийский епископ и 7 др. епархиальных архиереев, что, по мнению Снегарова, могло быть связано с конфликтом грекоязычных и славяноязычных иерархов ( Снегаров. 1932. С. 26-27). Из послания Александрийского патриарха Иоакима I к Охридскому архиеп. Прохору (ок. 1530, сохр. в слав. переводе) известно, что Касторийский архиерей вместе со своими сторонниками «смущал Церковь» (Охридскую архиепископию). В архиерейском Соборе 1532 г. приняли участие все иерархи, кроме Касторийского.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010