Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными кн. Мстиславом Великим и кнг. Анной Новгородской и с клеймами Сказания. Икона. 1-я четв. XVIII в. (частное собрание) Уникальным памятником иконописи с образом М. В. является новгородская икона «Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князем Мстиславом Великим и княгиней Анной Новгородской и с клеймами Сказания» (1-я четв. XVIII в., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 132-134, 309, 331. Кат. 99; Никольская, Зеленина. 2011. С. 139, 145). М. В. как действующее лицо чудесного обретения новгородской святыни изображен слева от центрального медальона в молении образу свт. Николая. Князь представлен в рост, вполоборота вправо; на нем богатое, расшитое жемчугом и драгоценными камнями облачение: зеленый кафтан, красная шуба с золотым растительным орнаментом и горностаевым подбоем, охристая шапка с необычной меховой оторочкой. У него тронутые сединой короткие вьющиеся волосы и окладистая с проседью борода длиной до середины груди. В 12 клеймах вверху и внизу от средника иконы проиллюстрировано Сказание об обретении круглой иконы свт. Николая Чудотворца - чтимой новгородской святыни (текст сохр. в списках XVII-XVIII вв.). В 1-м клейме показана чудотворная икона в Никольском соборе на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде, во 2-м - чудо спасения утонувшего младенца перед иконой свт. Николая в Киеве. Далее проиллюстрировано Сказание о чуде исцеления М. В. от круглой иконы свт. Николая: явление свт. Николая М. В. во время болезни, отправка посольства в Киев, обретение иконы на берегу оз. Ильмень. В композициях изображены молебен и перенесение иконы на корабль, возвращение посольства с иконой и торжественная встреча образа в Вел. Новгороде, принесение ее к М. В. и его исцеление после омовения иконы водой в церкви. В последнем клейме М. В. и кнг. Анна представлены молящимися в построенном для чудотворного образа Никольском соборе на Ярославовом дворище. В пространных сопроводительных надписях на полях иконы М. В. ошибочно назван крестильным именем Георгий, а не Феодор (возможно, вслед за Новгородской 3-й летописью) - т. о., он отождествляется с др. новгородским князем - блгв. Мстиславом Ростиславичем Храбрым.

http://pravenc.ru/text/Мстислав ...

Около половины IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, затем около 860 года – похвальное слово свт. Николаю Иоанна, диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века – похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым. В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца. В 1721 году католический кардинал Фалькони нашел в Ватиканской библиотеке в одном из греческих манускриптов акты о святителе Николае Чудотворце, епископе Пинарском, архимандрите Сионского монастыря, который жил в VI веке при императоре Юстиниане Великом и скончался в декабре 564 года. В том месте манускрипта, где указывается дата кончины епископа, есть глубокая подчистка, не позволяющая установить, какое изначально там стояло число, а поверх написана цифра ох (шесть). Хотя вывод Фалькони о том, что именно открытый им источник содержит истинные сведения о свт. Николае Мирликийском, был почти сразу же опровергнут другими западно-христианскими и православными исследователями, обнаруженный список т.н. «Иного жития» внес большие трудности в понимание личности прославляемого христианскими Церквями великого святого. Первым в русской богословской литературе вопрос о личности свт. Николая в связи с открытием Фалькони поднял архимандрит Антонин, настоятель православной миссии в Иерусалиме, установивший в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, два было свт. Николая ликийских» (Архим. Антонин (Капустин) . Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАСТИР Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе . Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: 1964). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами. Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе).

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское). Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. В 1958-2002 настоятелем храма был известный старец прот. Николай Гурьянов (1909-2002). Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Серёдка, пер. Колхозный, д. 11-А В 1858 в Маслогостицах построена каменная однопрестольная тёплая церковь вместо прежней деревянной, постройки 1615. В советское время храм закрыли, а потом разрушили. Вместо него в 2006 году выстроена новая деревянная церковь того же посвящения, на месте каменной церкви установлен памятный крест. Настоящая деревянная церковь представляет собой сруб под высокой клинчатой кровлей, с алтарным прирубом и западным крыльцом. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Виделебье. Виделебье известно тем, что здесь родились прп. Евфросин Псковский и прп. Никандр Псковский. Храм свт. Николая Чудотворца был построен из плитняка, в конце XVI века, как четырёхстолпная одноглавая трёхапсидная церковь (в настоящее время имеющая четырёхскатное покрытие). Северный Покровский придел пристроен в 1753-1758, обширный одноглавый южный Казанский придел заново сооружён в технике валунной кладки в 1903-1904.На хорах в палатке помещён придел прпп. Никандра и Евфросина Псковских.Отдельно стоящая многоярусная колокольня в стиле классицизма выстроена в 1827-1837.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

Н. м. Григорию Було (Булко), получившему звание протоигумена. С этого времени существовала отдельная монашеская провинция, объединившая мон-ри ордена василиан в пределах Закарпатья (офиц. название до 20-х гг. XX в.- провинция Угорской Руси), с посвящением свт. Николаю. Следующим протоигуменом провинции свт. Николая и настоятелем М. Н. м. стал протоигум. Гедеон Пазина, присоединивший к своей юрисдикции остальные мелкие закарпатские обители, сохранявшие относительную самостоятельность. Последний стал оспаривать полномочия униат. Мукачевского еп. Мануила Ольшавского, обвиняя его в незаконном вмешательстве во внутренние дела мон-рей. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. В сер. XVIII в. монашеская провинция Угорской Руси с центром в Мукачеве включала более 20 обителей, в к-рых подвизалось более 100 монахов. 17 мая 1738 г. папа Римский Климент XII предоставил М. Н. м. право отпускать насельников из мон-ря на праздники свт. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы. Еще с нач. XVIII в. в обители существовала иконописная школа. В 1744-1747 гг. на средства Мукачевской епархии на основе монастырской школы построили и открыли богословскую семинарию. Еп. Мукачевский Михаил (Мануил) Ольшавский активно отстаивал независимость Мукачевской епархии от Эгерских епископов, обращаясь как в Вену, так и в Рим. Однако кор. Венгрии Мария Терезия в 1766 г. вынудила его покинуть М. Н. м. и поселиться при приходском храме в Мукачеве. Мукачевская епархия стала самостоятельной только в 1771 г. при еп. Иоанне Брадаче. 1 июня 1770 г. сын Марии Терезии имп. Свящ. Римской империи Иосиф II посетил школу в М. Н. м. Во время визита присутствовали еп. Иоанн Брадач и протоигум. василиан Сильвестр Ковейчак. На 3-й день пребывания буд. император даже посетил богослужение, которое возглавил епископ. В 1766-1772 гг. под рук. архит. Д. Раца ( 1782) в мон-ре были перестроены нек-рые здания, в 1798 г. началось возведение 4-ярусной башни-колокольни и сохранившегося собора свт.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

В день памяти свт. Николая Чудотворца Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря 19 декабря 2006 г. 13:32 19 декабря, в день праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен у ковчега с частицей мощей свт. Николая Чудотворца в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Его Святейшеству сослужили епископ Люберецкий Вениамин , наместник Николо-Угрешской обители, и епископ Бронницкий Амвросий . На богослужении присутствовали глава администрации города Дзержинского Алексей Николаевич Плешаков и глава Люберецкого Района Московской области Владимир Петрович Ружицкий. По окончании богослужения от лица насельников обители, учащихся Угрешской Духовной семинарии, прихожан монастыря Святейшего Патриарха приветствовал епископ Люберецкий Вениамин. В память о Патриаршем богослужении в престольный праздник Николо-Угрешской обители, владыка Вениамин передал Предстоятелю Русской Православной Церкви икону Рождества Христова В день престольного праздника Николо-Угрешского монастыря директор Московского государственного объединенного музея-заповедника, охватывающего три исторические территории Москвы — Коломенское, Люблино, Лефортово, — Людмила Петровна Колесникова вручила Святейшему Патриарху православные святыни — икону-мощевик и складень-мощевик с частицами святых мощей свт. Николая Чудотворца, которые Объединенный музей-заповедник передает Николо-Угрешской обители. Обе реликвии датируются XIX веком. Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика и изображения святых: св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, Киевских и Московских святых с вложенными в иконы частицами Гроба Господня и Гроба Божией Матери, ризы свт. Николая, а также частицами мощей многих других великих угодников Божиих, изображенных на иконе. В складень-мощевик вложены частицы мощей святого Иоанна Предтечи, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Иоанна Златоустого и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших. Слово Святейшего Патриарха Алексия в Николо-Угрешском монастыре Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172379.htm...

Это сообщение, содержащееся в последней главе 3-й редакции древнейшего текста о свт. Николае – «Деяния о стратилатах», чрезвычайно важно, так как оно помогает установить дату кончины снятого. Выясняется, что император Константин отправлял Мирликийскому архиепископу подарки за год до смерти святителя. Но император умер 21 мая 337 г. Если даже предположить, что Николай и Константин умерли в один год, то можно получить крайнюю дату блаженной кончины святителя – 337 г. Однако внимательный анализ событий, о которых повествуется в древних греческих памятниках, посвященных свт. Николаю, позволил нам довольно уверенно назвать 335 г. как год его блаженного успения. Датировка кончины святителя в славянских рукописях весьма близка к принятой нами, но проистекает не из древних греческих источников, а является, вероятно, результатом догадки автора XI-XII вв. Предположения многочисленных биографов 17 свт. Николая о дате его кончины сгруппированы в периоде с 341 по 345 г. Чоффари полагает, что свт. Николай умер в 334 г., основываясь при этом на упоминании у Афанасия Великого множества епископов, которые боролись с лжеучением Ария начиная с 335 г. Поскольку у свт. Афанасия свт. Николай не упомянут, Чоффари делает вывод, что архиеп. Николай умер до 335 г., а именно в 334 г. У Метафраста, а вслед за ним в латинских сборниках житий и в Четьях-Минеях свт. Димитрия не использован ряд древнейших рукописных памятников о свт. Николае, в том числе и такой важный документ, как текст 3-й редакции «Деяния о стратилатах», в котором значительно полнее и достовернее изложено главное деяние великого чудотворца. В результате оказались ослаблены причинно-следственные связи повествования, утеряны важные звенья событий и затемнено понимание логики поступков людей, а исключение из текста жития последней, 19-й, главы 3-й редакции «Деяния о стратилатах» привело и к потере хронологической линии, которая позволяет надежно установить, что блаженная кончина свт. Николая последовала во время царствования императора Константина, т. е. до 337 г. (В Православном церковном календаре 18 указана заведомо неверная дата – «около 345 г.».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни. С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδερκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма ( Μαδερκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем ( Spatharakis. 2001. P. 10, 13).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Возможно, в Московской Руси макариевского времени связь П. А. с чудотворениями свт. Николая, архиеп. Мирликийского, была обусловлена некими личными обетами и молитвами современников. В 1548 г. в афонский мон-рь Хиландар была вложена икона-складень, написанная в придворных московских мастерских. В ее среднике П. А. и прп. Онуфрий предстоят в молении Богоматери с Младенцем на престоле, на полях средника - медальоны с Небесными силами (херувимами); на створках - образы прав. Симеона Богоприимца и свт. Николая Чудотворца ( Петкович С. Иконы Хиландара. 1997. С. 97). Возможно, образы святых, представленных в иконографии «Чудо свт. Николая Чудотворца с Петром», было связано с освобождением неизвестного заказчика из плена или темницы и с последующим исполнением им монашеского обета. Развернутые повествования об этом чуде (в 4 клеймах - о пути Петра в Рим и о постриге) есть на иконе свт. Николая Чудотворца из Тотьмы (кон. XVI - нач. XVII в., ТотМО); клеймо встречается в житийной программе икон, созданных в разных художественных центрах: в Костроме - икона в ц. Воскресения на Дебре (сер. XVII в.; Костромская икона. 2004. Кат. 84. Ил. 133. С. 514), в Каргополе - рама кон. XVII в. с клеймами для иконы свт. Николая Чудотворца (2-я четв. XVI в.; АОМИИ; Иконы Рус. Севера. 2007. Т. 1. 33-34. С. 163, 168, 174). В XVII в. появляются примеры этого чуда на рамах с житийными клеймами: 1-й четв. XVII в. (ВГИАХМЗ; Иконы Вологды. 2017. Кат. 23. С. 190-191); из ц. во имя святых Флора и Лавра погоста Остафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (АОМИИ). На больших храмовых иконах с крупного размера образом свт. Николая Мирликийского клейма включали миниатюрные композиции; рассказ о каждом чуде сопровождался подробными надписями, как на иконе письма вологодских иконописцев И. Г. Маркова и И. Никифорова (показаны пленение Петра сарацинами, явление ему 2 святых в темнице с последующим освобождением и напоминанием об «обещании», явление тех же святых «патриарху» и пострижение: «патриарх возложи на него руку и сотвори его инока» - Виноградова, Кознева, Федышин. 2018. Кат. 10. С. 144). Это чудо может занимать особое место, одно из первых, как на иконе свт. Николая Чудотворца из дер. Макарьино Онежского р-на работы артели И. Богданова-Карбатовского (АОМИИ), в подписи упомянуто, что в плену Петр оказался у сарацин г. Самарии.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

С. Елагина в 1702 и др.). После освящения в 1710 г. соборного храма обители в 1713 г. указом царя Петра I был установлен ежегодный крестный ход в 1-й четверг после праздника Троицы (Пятидесятницы) из О. Н. м. в Карачев ( Красовский. 1872. С. 47-48). По преданию, установление этого крестного хода было связано с избавлением жителей Карачева от моровой язвы в правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) после принесения в город образа свт. Николая Чудотворца из О. Н. м. (Краткое описание. 1895. С. 40). В 1767 г. проведение крестного хода было подтверждено новым указом, специально было упомянуто о совершении должной встречи иконы (Житие и чудеса. 1994. С. 391-392). Во время эпидемии холеры 1848 г. в О. Н. м. «спасались и лечили одною только молитвой и, несмотря на многолюдное стечение народа и отсутствие всяких предохранительных мер, здесь не только никто не заболел, но и те, кои приходили сюда с признаками припадков этой ужасной болезни, возвращались домой здоровыми» (Краткое описание. 1895. С. 44). В XIX в. фиксировались и другие чудеса от образа свт. Николая Чудотворца ( Красовский. 1872. С. 46-47). В апр. 1868 г. жиздринский купец 2-й гильдии Н. Ф. Желоховцев вложил в О. Н. м. ризу для образа свт. Николая Чудотворца (серебряная, чеканная по золоту, с драгоценными камнями в митре; в Евангелие ризы был вложен золотой ковчежец с частицей мощей святителя). В янв. 1891 г. было получено разрешение на проведение ежегодного крестного хода с образом свт. Николая Чудотворца в собор арх. Михаила в Карачеве 26 авг. (Житие и чудеса. 1994. С. 393-394). Этот крестный ход был установлен по случаю избавления от засухи в Карачевском у. в 1890 г. В ночь на 12 окт. 1917 г. чудотворный образ свт. Николая Чудотворца был похищен (Святотатство. 1917), одновременно сорван и украден серебряный вызолоченный венец с украшениями с чудотворного образа Божией Матери «Утоли моя печали». Вероятно, вскоре образ свт. Николая Чудотворца был найден, т. к. после закрытия О. Н. м. в 1924 г., по сообщению зав.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010