Яровщина. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Скит. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год основания:1999. Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, с. Яровщина Координаты: 60.469299, 33.524544 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольский скит Введено-Оятского женского монастыря образован по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в ноябре 2007 г. на основе приходской церкви свт. Николая Чудотворца в деревне Яровщина Лодейнопольского района Ленинградской области. Скит расположен в 25 км от монастыря на берегу реки Оять. Исторически храм свт. Николая Чудотворца был приходской и кладбищенской церковью деревни Яровщина и других окрестных деревень на левом берегу Ояти. Построен он был в 1905 г. на участке, подаренном обществу крестьян дочерью штабс-капитана Елизаветой Николаевной Даниловой. Исторически эти земли входили в древний Имоченский погост, знаменитый с XIV в. явлением Тихвинской иконы Божией Матери. В дальнейшем они принадлежали Вындомским, а потом и другим помещикам. В советское время в Никольском храме размещался клуб, а в доме священника - больница. К 70-80-м годам XX в. здания обветшали, были заброшены и разобраны. В 2000 г. на старом фундаменте приходской общиной началось строительство новой церкви, немного меньше размером, но в целом повторяющего формы исторического храма. На сегодняшний день в скитском храме свт. Николая Чудотворца совершаются регулярные богослужения летом в главном центральном приделе, зимой – в небольшом левом теплом. После проведения необходимых строительных работ планируется сделать храм целиком отапливаемым, тогда он станет трехпрестольным. Особо чтимыми иконами являются образ свт. Николая Чудотворца и Тихвинская икона Божией Матери. Главный придел храма украшен по второму ярусу изображениями фрагментов из жития свт. Николая Чудотворца. Престольный праздник в скиту празднуется два раза в год: 22 мая и 19 декабря. Также уже стал традицией крестный ход 9 июля от Никольского храма в деревню Имоченицы на другом берегу Ояти к месту явления Тихвинской иконы Божией Матери в 1383 г. Никольский храм открыт ежедневно с 10.00 до 14.00 (в богослужебные дни он открывается раньше). Богослужения совершаются еженедельно по расписанию (чаще всего по субботам). Управляющая скитом – послушница Людмила. (информация с официального сайта Введено-Оятского женского монастыря http://oyatsky.ru/) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08386

При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. 9 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. г. Демре, Турция) были вывезены мощи свт. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель увоза, заложил храм, тесно связанный с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085-1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью 1-го крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II , даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика свт. Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника. 9 мая совершается крестный ход, во время к-рого воспроизводятся события перенесения мощей свт. Николая. В крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике свт. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда свт. Николая Чудотворца. Крипта базилики, где покоятся св. мощи свт. Николая. Гравюра. XIX в. (ГМИИ) Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет.

http://pravenc.ru/text/77546.html

У свт. Николая есть ряд других важных эпитетов, которыми он был наделён, повторяя и в этом случае принцип многоимённости Христа Спасителя. Он именуется: «из Мир» или просто «Мирейским», «мироточивым», «чудотворцем» или «великим чудотворцем» 35 , «святым», «божественным» 36 , «известным» 37 , «избавителем мира» (κοσμορστης) 38 , «святым служителем Христа» 39 , «архииерархом» (ρχιερρχης) 40 , «горячим заступником» (θερμς ντιλπτωρ) 41 , «вселенским предстателем» (οικου­μενικς προσττης) 42 , «известным» (περινυμος) 43 . Эпитет «мироточивый» появился во втором тысячелетии в небольшом числе текстов в связи с упоминанием мощей, которые продолжали мироточить в базилике г. Бари. Наиболее распространённым оказывается эпитет «Чудотворец» – самый устойчивый и узнаваемый при характеристике святого. В византийской традиции, особенно II тысячелетия, он твёрдо закрепился за свт. Николаем. Только у прп. Феодора Студита свт. Николай дважды назван «Чудосовершителем» 44 – это как дань античной языческой культуре, которая угасала и во времена прп. Феодора Студита уже не представляла никакой опасности. Также в византийской традиции используется именно термин «чудотворение». Он неоднократно применяется при описании жития и чудес свт. Николая. Самое главное чудо, через которое особенно прославился свт. Николай, – освобождение им трёх византийских военачальников, оклеветанных перед святым царём Константином и обречённых на казнь. Другие чудеса святого были по преимуществу проявлением человеколюбия – особой добродетели, которая в античной, а затем в византийской традиции считалась царской или императорской 45 . Но именно во II тысячелетии слово «чудотворец» становится постоянным эпитетом свт. Николая. Одним из авторов, особо прославившим свт. Николая, оказался кипрский «златоуст» конца XII – начала XIII в. прп. Неофит Затворник, который пять раз называет его «чудотворцем» в специальном похвальном слове 46 и один раз – в своих гомилиях 47 . Ранее прп. Неофит, прп. Симеон Новый Богослов прилагают к свт. Николаю тот же эпитет 48 . Позже – Нил Кавасила , который посвятил свт. Николаю, «мироточивому» и «чудотворцу», специальное слово 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А.В. Бугаевский С. А. Черкасова, русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливавши всем, верою и любовью тебе зовущим... (Акафист Зарайскому образу свт. Николая. Икос 7) На протяжении всей истории православной России образ свт. Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. «Радуйся, живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя...» – поется в одной из русских стихир святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь свт. Николая и посвящена настоящая статья. Она состоит из двух частей. В первой части мы выделим русский слой праздников и гимнографии в честь свт. Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть статьи посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе вопросам певческого содержания гимнографических текстов. Какие русские праздники в честь свт. Николая существуют? Что такое русская гимнография, и какое место занимает она в ряду церковных песнопений святителю? Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников свт. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники: память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 – й день); перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 – й день); Рождество иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 – й день, по разным источникам может быть 20 мая, 23 августа, 24 августа); принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 – й день); явление чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 – й день);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

святителя - текст из Пс 102 («Благослови, душе моя, Господа…»), к-рый использовался в т. ч. в литургических текстах, напр., в качестве изобразительных, читаемых перед причастием; на табличке др. ученика - текст из Пс 1 («Блажен муж...»). В сцене поставления свт. Николая в епископа изображены неск. присутствующих - 3 епископа и некий клирик. На иконе в 9-м клейме представлен самый ранний пример явления святителя 3 стратилатам, заключенным в темнице: он стоит в правом углу и благословляет правой рукой (этого события нет в текстах, скорее всего добавление продиктовано желанием подчеркнуть роль святителя в спасении стратилатов; в поствизант. время этот вариант будет встречаться в нек-рых циклах житийных древнерус. икон свт. Николая). Погребение свт. Николая. Народ у мощей свт. Николая. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра архиеп. Макариоса, Никосия) Погребение свт. Николая. Народ у мощей свт. Николая. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра архиеп. Макариоса, Никосия) На заключительных нижних клеймах правого ряда представлены сцена успения святителя в Мирах (клеймо 13) и его «гроб, источающий миро» (клеймо 14). В обоих клеймах фоном служит 2-пролетная галерея с подвешенными в пролетах лампадами (обозначение храма); в сцене успения (подпись: «Успение святого Николая в Мирах») присутствуют епископы, диакон обеими руками обнимает тело святого, укладывая его на ложе. На том же архитектурном фоне в заключительном клейме изображен саркофаг с конической крышкой, к к-рому припадают молящиеся, паломники в простых туниках; эта сцена не имеет параллелей в визант. искусстве и сходна с зап. изображением погребения святителя в Бари, в котором показано, как чудотворное масло (миро) собирают через отверстия на стенке саркофага. Мироточивый гроб в Бари известен по фрескам со сходным архитектурным фоном, напр. в ц. Санкт-Мария-Лизкирхен в Кёльне (ок. 1270).

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).  Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.  Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря. Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского. Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых — Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня. Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9). 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Арх. Михаил. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В 1663 г. храм был обновлен на средства архонтиссы Феологины, от родового имени к-рой получил свое название. В это время были расписаны нартекс и наос, кроме сев. стены, причем мастера постарались сочетать сюжеты и масштаб новой росписи с оставшейся старой. Росписи, занимающие большую площадь этого сравнительно крупного храма, сохранились достаточно хорошо. В верхней части вост. стены наоса представлены сцены евхаристического цикла, в верхних зонах остальных стен - двунадесятые праздники и Страстной цикл, в нартексе - чудеса и притчи, деяния апостолов, жития святых. В щипцах вост. и зап. стен наоса выделены масштабом композиции «Вознесение Господне» и «Преображение Господне»; на аналогичном месте в нартексе изображен «Страшный Суд». Иконографическая программа росписи отличается многочисленностью сюжетов и деталей, плотностью композиций. Нижние ярусы, как обычно, занимают фигуры святых, особо выделяются св. воины, одетые как вельможи XVII в. В этих и нек-рых др. деталях иконографии сказывается влияние как местной традиции, так и эпирской школы. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 249а; Τσιγαρδας. 1988. Σ. 15, 18; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 100; Πασδου. 2002. Σ. 36-37, 267-268. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Свт. Модест Иерусалимский. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца " ту Магалиу " в Кастории. 1504/05 г. Церковь свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» . Хорошо сохранившийся ансамбль этого храма создан в 1504/05 г., как считают исследователи, той же артелью, работавшей на рубеже XV и XVI вв. В верхних частях стен здесь размещаются евангельские сцены, в нижних - фигуры святых и ктиторские изображения, включенные в большой Деисус в нижней части сев. стены, в к-рый также входят великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Ктиторы - сын некоего Алексея Актасис и его мать - изображены весьма реалистично. Иисус Христос возлагает венец на голову молодого человека, что, возможно, свидетельствует о царском происхождении его рода (судя по всему, иноземного). Сын и мать представлены в необычных одеждах и головных уборах, подобные образы имеются и среди памятников XVI в. в Сербии, Косове, Болгарии и близ Охрида. Молодой человек был изображен посмертно - его мать от горя рвет на себе волосы. Портрет Актасиса был частично записан, а надпись, сопровождавшая изображение его матери, утрачена.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 32, 41-42, 69, 71, 73, 83, 86, 99, 135, 185, 192, 196, 200, 205, 212, 230, 238-239, 248, 250, 272, 276-277, 279. Церковь свт. Николая Чудотворца Каснициса находится на пл. Омония. Из посвятительных надписей и изображений известны имена ктитора магистра Никифора Каснициса и его жены Анны. Точное время строительства и украшения церкви неизвестно. По стилю живописи она датируется 60-80-ми гг. XII в. I. Архитектура. Церковь представляет собой небольшую однонефную базилику с сильно выступающей полукруглой апсидой. В толще вост. стены по сторонам апсиды сделаны 2 меньшие конхи. С зап. стороны нартекс занимает всю ширину церкви. В храме 2 входа: один - с зап. стороны, другой - с северной. В стенах сделано неск. маленьких окон, одинарных и двойных. В вост. части юж. стены - ниша с изображением патрона храма свт. Николая Чудотворца. Храм построен в характерной технике с чередующимися рядами необработанного камня и кирпича в 1-3 ряда. Верхние части стен украшены поребриком и фризом с прямоугольными керамическими плитками с диагональными насечками. Оригинальный декоративный элемент представляет фриз в верхней части стен с повторяющимися буквами N - инициалами свт. Николая Чудотворца и Никифора Каснициса. Снаружи стены храма тоже были расписаны, по крайней мере частично. В щипце над апсидой сохранились фрагменты фигуры свт. Николая Чудотворца с Иисусом Христом и Пресв. Богородицей и некоторые др. остатки росписей. Во время реставрации 1952 г. в нартексе был убран более поздний деревянный потолок и заменена кровля над всей церковью. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. Преображение Господне. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Касницисса в Кастории. 1160-1180 гг. II. Живопись. Внутреннее пространство церкви полностью покрыто фресками. Они расположены в 2 регистра, которые перебиваются окнами на продольных стенах, так что между окнами образуется дополнительный регистр. В верхней зоне по кругу размещено 11 крупномасштабных сцен евангельского цикла, начиная с «Благовещения Пресв. Богородицы» по сторонам апсиды и далее по юж. стене до «Сошествия во ад» в вост. части сев. стены. На вост. стене в щипце над «Благовещением» помещен Деисус, на зап. стене в верхней части - «Вознесение Господне», под ним - «Преображение Господне» и «Успение Пресв. Богородицы» (с редкой особенностью: голова усопшей Богоматери повернута вправо). Нек-рые сцены евангельского цикла выделены размером. Так, «Рождество Христово» занимает почти половину юж. стены; огромна композиция «Вознесение Господне», к-рая в базиликах часто расположена в щипце вост. или зап. стены (напр., в церквах Пресв. Богородицы Мавриотиссы близ Кастории, вмч. Георгия в Курбинове, ап. Иоанна Богослова в Веррии).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Театр перестраивался после землетрясений, а в IV в. был преобразован в арену. Рядом с театром находились агора и термы. По надписям известны другие термы, гимнасий и храм Артемиды Элевтеры. В М. Л. был проведен водопровод из района Маставры (ныне Дереагзы). В Суре находился храм Аполлона, а на дороге в Андриаку был оборудован рим. некрополь. Деисус. Роспись ц. свт. Николая в Демре, Турция. XII в. Деисус. Роспись ц. свт. Николая в Демре, Турция. XII в. При имп. Маркиане в сер. V в. упоминается новая городская стена, которая с этого времени окружала и город, и загородный район вокруг храма свт. Николая, возникшего на месте рим. некрополя на юж. окраине города. В средневизант. эпоху многократно ремонтировался акрополь, где были построены зальный храм с нартексом и 2 приделами и еще 2 маленьких зальных храма. Об облике М. Л. визант. эпохи известно мало, т. к. город и храм свт. Николая были погребены в кон. XIII в. под селем. Первый древнейший храм свт. Николая Чудотворца был разрушен, вероятно, во время землетрясения 529 г. После этого (возможно, в VIII в.) он был перестроен в виде 3-нефной базилики на столпах, которая была разрушена землетрясением в нач. IX в. Сохранились только 2 юго-вост. парекклисиона. Существующий ныне храм был построен в нач. IX в. в виде укороченной купольной базилики с хорами, высоким синтроном и амвоном. Для строительства использовали преимущественно сполии - камень, кирпич и декоративные детали. Храм был отремонтирован в нач. XI в. и ок. 1042 г. украшен наборными мраморными полами и фресками (сохр. их фрагменты, сцены Причащения апостолов и Вселенских Соборов, неудачно реставрированные в нач. XXI в.). К храму был пристроен юж. парекклисион, расписанный фресками в кон. XII в. с изображениями различных сцен из Жития свт. Николая. В храмовый комплекс входили также многочисленные служебные помещения. В 1783 г. над одним из парекклисионов была построена маленькая греч. церковь. Разрушенные селем своды были восстановлены (без купола) в 1862 г. под рук. В. Зальценберга на средства, выделенные рус. имп. Александром II Николаевичем . Место подлинной гробницы свт. Николая в храме точно не определено; по этому вопросу исследователями выдвигались различные версии ( Niewohner. 2003). Вероятнее всего, она находилась в юго-вост. парекклисионе храма. После 2000 г. в М. Л. и Андриаке ведутся активные археологические раскопки (Э. Акюрек, Н. Чевик), в т. ч. исследование и реставрация храма свт. Николая (С. Й. Отюкен, С. Доган).

http://pravenc.ru/text/2563358.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010