Аннотация В статье рассматривается история эпитета «Чудотворец» применительно к личности свт. Николая Мирликийского. Исследование всех упоминаний в греческой христианской литературе приводит к выводам об особом распространении этого эпитета во втором тысячелетии. История эпитета в первом тысячелетии характеризуется тем, что чудотворцем с IV в. христианские авторы именовали Христа Спасителя, а затем, и по аналогии с Ним, – избранных святых. Античный термин «чудосовершение» (θαυματοποα) уступил более сильному по выразительности термину «чудотворение» (θαυ­ματουργα) в период христианской традиции. В конце статьи приводится вывод о том, что христоподражательные черты в литературном образе свт. Николая, раскрытом в поздневизантийской литературе, не случайны. Ключевые слова: богословие, христология, византийская литература, свт. Николай Мирликийский, чудо, чудотворец, святые отцы, многоименность, исцеление. Operator miraculorum unus solus est Deus, a Quo descendit omnis operacio mirabilis. Rogerus Baco 1 Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции Свт. Николай – великий святой христианского Востока. В результате промыслительного действия Божия его мощи были перенесены в Бари (9 мая 1087 г.) 2 , один из важнейших центров эллинизма на христианском Западе. Это произошло вскоре после печального разрыва Рима с Константинополем, определившего дальнейшие траектории развития христианской цивилизации. В статье мы сосредоточимся на истории эпитета «Чудотворец», с которым свт. Николай стал широко известным в византийской литературе второго тысячелетия. В плюралистическом и многомерном современном мире, часто пытающемся в своём «рациональном» псевдоправдоискательстве отказаться от чуда и «принципа существования чуда» (как видно из известной сентенции Д. Юма 3 ), но снова возвращающемся к нему, хотя бы через так называемую научную проблему «асимметрии времени» 4 , раскрытие образа свт. Николая как великого Чудотворца представляется важной и благотворной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Летописным данным вторят сведения об иконе, сохранившиеся в агиографических лит. произведениях, напр. в посвященном образу «Сказании о дивном обретении чудотворной иконы свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудеси от нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца...», известном по неск. вариантам. Сказание содержит дату 1113 г. (начало строительства Никольского собора на Ярославовом дворище), сведения о видении тяжелобольному новгородскому кн. Мстиславу Владимировичу свт. Николая, к-рый назвал как источник исцеления икону в киевском соборе Св. Софии, уже прославившуюся благодаря «Чуду о детище». Явившийся князю свт. Николай был облачен в ризы, «яко же на иконе написан», указал страждущему, что исцелить его может освященная на иконе вода, показал меру иконы и повелел всегда помнить о ней. Наутро пробудившийся князь рассказал о видении своим приближенным и отправил посольство в Киев. Свита князя была задержана бурей на оз. Ильмень в течение 3 дней, а на 4-й княжеский повар обнаружил на воде плавающую круглую доску, в которой по ее размерам опознали описанную князем икону. Образ торжественно доставили в город. После чудесного выздоровления князь последовал в церковь, был окроплен освященной от иконы водой. В память о чуде исцеления был поставлен на Ярославовом дворище храм в честь святителя, расписанный и принявший как главное сокровище чудотворную икону. В сказании нашли отражение важные для почитания свт. Николая Чудотворца в христ. мире черты - обретение его икон на воде, покровительство мореплавателям и путешественникам, спасение утопающих и попавших в бурю. Сказание имеет позднее происхождение, о чем свидетельствует путаница имен князя и Новгородского епископа. По мнению С. Н. Азбелева, сказание не могло возникнуть раньше сер. XVI в., поскольку оно не вошло в ВМЧ свт. Макария, митр. Московского (до 1552), и датой его письменной фиксации следует считать кон. XVI - нач. XVII в.; по мнению А. В. Назаренко, присутствие в тексте имени кнг. Анны, бабки кн. Мстислава Владимировича, указывает на время свт. Евфимия II Вяжицкого, архиеп. Новгородского, т. е. на сер. XV в., когда мн. почитаемые ктиторы новгородского собора Св. Софии, поминаемые в соборных синодиках, становятся местночтимыми святыми. Э. С. Смирнова, не пытаясь примирить хронологические и иные противоречия между сказанием и летописными данными, предлагает считать период до 1502 г. (увоз святыни в Москву) временем возникновения хотя бы устной легенды об иконе свт. Николая на круглой доске.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями - 477) из 58 городов России. Эти сведения иногда являются единственным источником данных о жизни местночтимых святых. «Книга...» была выстроена по географическому принципу - биографические справки, содержащие данные об имени святого, о том, кем он был, где подвизался и когда скончался, были помещены не согласно месяцеслову и не по алфавиту, а в зависимости от того, святым какой местности почитался тот или иной подвижник. В большинстве случаев даты и биографические данные брались не из житийных источников: даже для самых чтимых святых дата преставления, в т. ч. год, могла быть ошибочной. «Книга» известна в нескольких редакциях. Она может именоваться также «Книга обдержащая в себе собрание всех российских святых и чюдотворцов» (РНБ. Мих. Q. 351; НСРК. Q. 36). Отдельной редакцией является «Повесть о российских чудотворцах» (РНБ. Q.I.382). Свт. Иоасаф Белгородский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (РГБ) В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах К. святых, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. За 20 лет правления имп. Николая II (с 1896 по 1916) были прославлены для общецерковного почитания 7 святых: 9 сент. 1896 г.- свт. Феодосий, архиеп. Черниговский († 1696); 19 июля 1903 г.- прп. Серафим Саровский († 1833); 12 июня 1909 г. восстановлено общецерковное почитание блгв. кнг. Анны Кашинской (схим. Евфросинии; пам. 12 июня; согласие императора было дано 7 нояб. 1908); 4 сент. 1911 г.- свт. Иоасаф (Горленко) , еп. Белгородский († 1754); 12 мая 1913 г.- сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612); 28 июля 1914 г.- свт. Питирим , еп. Тамбовский († 1697); 10 июня 1916 г.- свт. Иоанн (Максимович) , митр. Тобольский († 1715). Первоначальное местное прославление свт. Иоанна Тобольского состоялось по инициативе еп. (с 5 окт. 1916 г.- архиеп.) Тобольского Варнавы (Накропина) . В этом акте Святейший Синод усмотрел проявление самочиния и не одобрил его. Но император поддержал решение о прославлении свт. Иоанна и настоял на том, чтобы Синод провел эту К., что и было сделано. Вопрос о К. прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского рассматривался очень долго, нек-рые члены Синода возражали против К., предлагая отложить прославление. Лишь прямое вмешательство имп. Николая II ускорило процесс. На торжествах прославления прп. Серафима Саровского государь присутствовал лично. Когда обсуждалась возможность прославления прп. Серафима, в Синоде смущение вызвало состояние его мощей, к-рые не сохранились в совершенном нетлении. Этот случай помог выяснить подлинное учение Церкви о нетленности мощей святых. Древняя Церковь в отличие от установившейся в XVII-XIX вв. практики К. в России не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых. Этот вывод имел важное значение в дальнейшем, когда Церковь решала вопрос о К. святых, мощи которых либо оставались в безвестном месте, либо не сохранились в совершенном нетлении.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Зимой 1942/43 г. из-за военных действий сестры были вынуждены перейти в скит у с. Исерлия. С этого момента в документах К. м. упоминается под названием Садаклийско-Исерлийский. В обители проживали 8 монахинь, 10 послушниц и иеромонах. Прежняя территория К. м. была преобразована в концентрационный лагерь для военнопленных. Часть помещений по-прежнему использовалась монашеской общиной для хранения собранного урожая. По окончании Великой Отечественной войны на территории К. м. содержались политические заключенные. В 50-х гг. XX в. в его корпусах разместили госпиталь, впосл. хозяйственный двор местного колхоза. Монастырские постройки разрушались, оставшиеся стройматериалы жители использовали для ремонта зданий фермы и крестьянских построек в близлежащем селе. 27 мая 1997 г. по прошению верующих сел Садаклия, Карабетовка, Йордановка (Иордановка) и др. бывш. мон-рь митр. Гурия был восстановлен как жен. общежительный во имя свт. Николая Чудотворца. В документах он именуется Кистоленским - в честь крестьянина Василия Пистола (Кистола), 1-го ктитора обители. До 2007 г. К. м. возглавляла мон. Валерия (Онилова), принявшая постриг в 1997 г. от еп. Петра (Мустяцэ ; ныне епископ Унгенский и Ниспоренский). Много сделали для восстановления обители братья-священники Валериан и Иоанн Желиховские, протодиак. Алексий Стоян и др. иереи из близлежащих сел. С 2007 г. старшей сестрой К. м. является инокиня Николая (Балан). В нач. 2014 г. в К. м. проживало 10 насельниц (монахиня, 4 инокини и 5 послушниц), 3 священнослужителя - «духовник-администратор» архим. Филарет (Чёрня), иерей Михаил Арману и иеродиак. Никон (Черепенко). С 2007 г. богослужения совершаются ежедневно на молдавском и церковнославянском языках. В 1998 г. был заложен фундамент келейного корпуса, в к-ром предполагалось разместить и домовую церковь. До окончания строительства богослужения совершали в часовне во имя свт. Николая Чудотворца, оборудованной в вагончике. Здание церкви и сестринского корпуса (на 4 кельи) достроили в 2002 г. 21 мая 2006 г., накануне храмового праздника, еп. Кагульский и Комратский Анатолий (Ботнарь) совершил освящение престола ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 2005-2007 гг. в К. м. были возведены новый келейный корпус и трапезная. 22 мая 2010 г. еп. Анатолий освятил закладку главной монастырской церкви; верхний храм предполагается освятить во имя свт. Николая Чудотворца, нижний - в честь Иверской иконы Божией Матери. С 2012 г. в нижнем храме по праздникам и в летнее время совершают богослужения. В Никольской ц. выставлены для поклонения иконы с частицами мощей св. Иоанна Русского, свт. Николая Чудотворца (доставленная с Афона), прп. Феодора Санаксарского и прп. Корнилия Александровского, а также ковчег с частицами мощей преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия Афонских, вмч. Феодора Тирона, вмч. Меркурия Кесарийского и прп. Стилиана Пафлагонского.

http://pravenc.ru/text/1841135.html

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На  телеканале «Союз»  осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в  Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Патриархия.ru Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы Фото Олег Варов Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы Фото Олег Варов Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы Фото Олег Варов Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы Фото Олег Варов Посещение Святейшим Патриархом Кириллом столичных храмов Александра Невского в б. Покровской богадельне и Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Всенощное бдение в храме свт. Николая в Покровском г. Москвы Фото Олег Варов

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

компартимент юж. стены, напротив сев. входа), тождеством образов царя Соломона (композиция «Сошествие во ад») и царицы св. Тамары, направленным на Багратиони жестом ангела у гроба Господня (композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня»), который трактуют как намек на включение Багратиони в совершающееся чудо спасения, и т. д. Считается, что редкие сцены «Древо Иессеево» и «Три отрока в пещи огненной» (центральная часть зап. стены, над входом на галерею), выражающие догмат о Христе как о Богочеловеке, придали росписи антимонофизитскую направленность. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. На юж. стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, к-рого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на к-рый из Иерусалима был приглашен бывш. католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан. Церковь обильно украшена орнаментом. На всех арках, сводах, в проемах окон находятся помещенные в медальоны изображения процветших крестов, размер к-рых увеличивается по мере приближения к центральной композиции в скуфье купола «Слава креста». Общее решение пространства храма отвечает стилю высокого монументализма грузинской живописи кон. X - нач. XII в. (крупные композиции и фигуры, лаконичность, репрезентативность, центрическое построение сцен). В то же время росписи присущи такие новые черты, как динамичность рисунка, утонченная моделировка форм, удлиненные пропорции фигур, летящие складки одежд и т. д. Представлены как мощные и монументальные образы, так и изящные и нежные, очерченные каллиграфически упругой тонкой линией; лики прозрачные, как бы вплавленные притенениями и высветлениями, выражают лиричность, нежность и печаль или строгость и созерцательность. В непрерывном динамичном движении рисунок объединяет фигуры, композиции и настенные циклы. Совмещение нежности и силы, монументальности и рафинированности - характерная черта росписи кафоликона свт. Николая. Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

С 1849 г. в пермском кафедральном Преображенском соборе хранился посох свт. Стефана Пермского - деревянная трость, обрамленная резными костяными кольцами, на которых изображены сцены из Жития свт. Стефана и события из истории Вычегодской Перми. После кончины свт. Стефана посох находился в Москве, в 1612 г. был увезен в Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , ныне посох хранится в Пермском краеведческом музее. В Прикамье издревле почитались иконы свт. Николая Чудотворца. Трехчастный складень с образом свт. Николая (ныне в Соликамском краеведческом музее), по преданию, был передан Усолью Камскому (ныне Соликамск) царем Иоанном IV Васильевичем Грозным после присоединения к Русскому гос-ву Казанского ханства. На подворье пермского Успенского жен. мон-ря почитается Кольцовский («Пещерный») образ свт. Николая, написанный на пожертвование крестьянина Ильи Кольцова в благодарность за найденную в лесу потерявшуюся лошадь; предположительно икона создана в жен. Верхнечусовской обители. Впосл. икона исчезла и была вновь обретена в пещере близ с. Кольцова (ныне Пермского р-на), от новообретенного образа произошло исцеление. Кыласовский образ свт. Николая был явлен близ с. Кыласова (ныне Кунгурского р-на) во 2-й пол. XVII в. При попытке перенести образ в Спасский мон-рь (на месте совр. с. Курашим) на местных жителей напали татары; по преданию, одна из стрел попала в лик святителя, потекла кровь, лучники, стрелявшие в икону, были поражены слепотой. Кровавое пятно долгое время оставалось на иконе. Образ доставили в Спасский мон-рь, затем перенесли в каменный храм, построенный в 1767-1779 гг. на месте обретения иконы. После закрытия храма в 1935 г. икона хранилась в правосл. семье, в годы Великой Отечественной войны была перенесена в храм в с. Курашим, в 1993 г. образ вернулся в храм в Кыласове, переданный Церкви. В 2018 г. в Пермь была возвращена почитавшаяся в Прикамье в XIX в. Черниговская икона Божией Матери, к-рая неск. десятилетий находилась в ризнице Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Образ поместили в храм во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

В XVII столетии она помещалась на аналогие близ царских дверей, венец на ней обведен был ниткой жемчуга, а пелена под нею вся была низана жемчугом. Эту пелену в последний раз мы видим в описи 1680 года, а потом жемчуг, должно быть, употреблен был на вышепомянутую местную икону Святителя Николая» ( Анатолий (Смирнов), игум. 1883. С. 20). В К. м. хранилась и древняя Владимирская икона Божией Матери, «длин. 6 верш., шир. 5 верш., в ризе серебряной вызолоченной», которая также считалась «явленною преподобному Антонию вместе с иконою св. Николая». Игум. Анатолий отмечает: «Обе последния иконы вставлены в одну доску в киот за левым столбом, а на зиму переносятся в Покровскую церковь» (Там же. С. 20, 21). В XIX в. особо чтимой являлась и местная икона свт. Николая Чудотворца с чудесами: «Икона эта известна была еще в XVI столетии и тогда на ней был серебряный оклад игумена Иосифа, похищенный, должно быть, в литовское время, так как в 1631 году на ней серебряный вызолоченный оклад был духовника государыни великия инокини Марфы Иоанновны чернаго священника Ионы» (Там же. С. 20). Местонахождение святынь после закрытия К. м. неизвестно. Архитектурный комплекс Собор в честь свт. Николая Чудотворца. 1481–1490 гг. Фотография. 2010 г. Собор в честь свт. Николая Чудотворца. 1481–1490 гг. Фотография. 2010 г. Первоначально постройки были деревянными. Строительство каменного собора началось в 1481 г. при участии прп. Антония, а также, вероятно, угличского кн. Андрея, сына вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного, в наследственный удел к-рого входила территория Бежецкого Верха, и, возможно, представителей рода местных землевладельцев Нелединских-Мелецких. Продолжалось строительство храма при преемнике прп. Антония игум. Германе до 90-х гг. XV в. Собор был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, придел - в честь Благовещения Пресв. Богородицы. С разных сторон Никольского собора размещались братские захоронения. В 1494 г., при игум. Паисии, начато строительство каменного храма с трапезной, освященного во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Николай. Причина такого исключительного почитания этого епископа, не оставившего после себя никаких богословских трудов или писаний, заключается, очевидно, в том, что в его лице Церковь видит как бы идеальный образ пастыря, своего поборника и предстателя. «Евангелие исполнив», «пресветел воистинну явился еси мирови пастырь» 213 . По свидетельству жития, возведенный в сан епископа, свт. Николай сказал себе: «Сан этот и место это требуют иных обычаев, дабы уже не собою, но другими жить» 214 . Эта «жизнь другими» – его отличительная черта, которая и обнаруживает себя в многообразных проявлениях его заботы о людях: в попечении об их сохранении, питании, в защите от стихии, от человеческой несправедливости, от ересей и т. д. Забота эта сопровождалась многочисленными чудесами как при жизни, так и по смерти. Неустанный молитвенник, непреклонный, бескомпромиссный борец за Православие 215 «был нравом кроток и незлоблив, смирен духом» 216 . Свт. Николай Чудотворец. Шитая пелена. Россия. XVI в. ГРМ В соответствии с характером и значением святого разнообразна и его православная иконография. На многих иконах в верхней части, по сторонам от изображения свт. Николая помещаются с одной стороны – Спаситель с Евангелием, с другой – Божия Матерь с епископским омофором в руках. Это изображение, показывающее промысли- тельный характер его святительства, имеет свое основание в сказании свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (842–846). В этом сказании свт. Мефодий говорит, что незадолго до избрания во епископы свт. Николай видел Спасителя по одну сторону от себя подающим ему Евангелие, и Божию Матерь – по другую сторону, возлагающую на него епископский омофор. Другие очень распространенные иконы свт. Николая изображают его во весь рост держащим меч в правой руке и храм в левой. Меч, символ его духовного оружия, и храм подчеркивают здесь значение свт. Николая как непримиримого борца за чистоту веры и защитника от ересей вверенной ему паствы. Из таких изображений особенной известностью пользуются деревянные статуи свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Автор нескольких книг о святителе Николае, он подчеркнул, что нередко мы сталкиваемся с проблемой наложения жития Николая Мирликийского на житие святого более позднего времени – Николая Пенарского. Из-за этого даже в клеймах на иконах почитаемого на Руси святого угодника появляются факты из жизни менее известного у нас свт. Николая Пенарского. Далее состоялся телемост с коллегой Бугаевского по изучению наследия свт. Николая — Джерардо Чоффари, священником, профессором и директором Свято-Николаевского исследовательского центра в Бари. Доклад отца Джерардо на тему «Архидиакон Иоанн «История перенесения святителя Николая в средневековой Европе» поднял вопрос о том, чтобы признать свт. Николая покровителем Европы, и рассказал, что их центр даже проводил для этого конференцию. «Признать святителя Николая в числе покровителей Европы нелегко по причине господства светского духа, который охватывает ее», — заключил отец Джерардо. В свою очередь, клирик Патриаршего подворья храма Всех Святых на Соколе во Всехсвятском о.Дионисий (Куприченков) поделился своими изысканиями в сфере истории перенесения мощей свт. Николая в докладе под названием «История мощей святителя Николая». После выступления отца Дионисия открылись секционные заседания конференции. Первой на них выступила Мария Ненарокова, к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького РАН с докладом на тему «Святитель Николай в литургической поэзии X-XIV веков». «Обзор гимнографического наследия, посвященного святителю Николаю, показывает, что его почитали по всей средневековой Западной Европе: от Испании и Англии на западе до Германии и Силезии на востоке, на севере Европы, в Бельгии и на юге, в Италии. На протяжении всего периода Средних веков в честь святителя слагают многочисленные гимны, секвенции, тропы», — отметила Ненарокова. В соответствии с ее исследованием, секвенции и гимны восхваляли святого, тогда как тропы анализировали его характер. Чудотворец из Мир Ликийских стоит в центре секвенций и гимнов, тропы же ставили его личность в контекст Церковной истории. «Песнопения, посвященные святому, с одной стороны, ориентировали слушателей на то, с какими просьбами можно к нему обращаться. С другой стороны, они запоминались гораздо легче прозы, и выражение «его имя было на слуху у всех» в случае святителя Николая обретало реальность», — заключила старший научный сотрудник ИМЛИ им.Горького.

http://pravmir.ru/nikolskie-xramy-moskvy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010