Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, СВЯТИТЕЛЯ, ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Почитание икон свт. Николая в Др. Руси было унаследовано от Византии (см. ст. Николай , святитель, архиепископ Мирликийский, разд. «Иконография») и первоначально было тесно связано с представителями княжеской власти, которые получали частицы мощей святого, строили храмы в его честь, заказывали первые иконы и украшения к ним. Древнейшие иконы прославились чудесами либо в княжеских храмах, как образ свт. Николая (Никола Мокрый) в соборе Св. Софии в Киеве, либо в связи с событиями княжеской жизни, как новгородский круглый образ, явившийся на о-ве Липно и исцеливший блгв. кн. Мстислава Владимировича. Помимо Киева и Новгорода чудотворные иконы появлялись и в других местах. Напр., согласно Ипатьевской летописи, в 1227 г. кн. Даниил Романович Галицкий поехал «в Жидичин кланяться и молитися святому Николе» (ПСРЛ. Т. 2. С. 750); вероятно, с почитанием этого места и образа святителя был связан известный по документам с XVI в. Жидичинский Николаевский мужской монастырь. Социальный круг почитателей святителя, в т. ч. имеющих средства для создания его икон, постоянно расширялся. В XVI в. началось столичное почитание Гостунской и Великорецкой икон свт. Николая, сложилось почитание Зарайской иконы, были прославлены иконы, обретенные в Нарве (см. в ст. Нарвская (Ругодивская) икона Божией Матери ), в Оковцах (ныне Селижаровский р-н Тверской обл.). Первые попытки систематизировать сведения о чудотворных иконах свт. Николая и об их почитании в России были предприняты в кон. XIX в., прежде всего А. Вознесенским и Ф. Гусевым ( Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийскаго, и слава его в России. СПб., 1899). Однако накопленные совр. наукой источники по агиографии, гимнографии и иконографии святителя, по истории почитания и изучения мест, прославившихся благодаря его чудотворным иконам, а также опыт интерпретации этих данных до наст. времени не позволяют создать полный и систематический свод чудотворных икон свт. Николая, хотя и дают возможность представить бытование нек-рых из них в исторической перспективе. Икона из собора Святой Софии в Киеве (Никола Мокрый)

http://pravenc.ru/text/2566196.html

4 . В 1953 г. в Бари и в 1992 г. в Венеции вскрывались гробницы с мощами свт, Николая. Их осмотр сопровождался скрупулезной анатомо-антропологической экспертизой, выполненной профессором Луиджи Мартини. Таким образом, лишь в конце XX столетия загадка «венецианского» гроба с мощами свт. Николая нашла научное объяснение. 5 . За прошедшее столетие трудами многих ученых выполнены весьма значимые исследования в области николаеведения, которые существенно дополнили наши знания в агиографии, гимнографии и иконографии, посвященных свт. Николаю. В связи с вышеизложенным нам представляется весьма актуальным создание сводного труда о свт. Николае, включающего в себя повествование о его житии, перенесении мощей посмертные чудеса, гимнографию и знакомящего читателей как с историей мест почитания святителя, гак и с настоящим их состоянием и сведениями о нынешнем местонахождении чудотворных икон или их утрате в надежде на обретение. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II нами в соавторстве с архим. Владимиром (Зориным) по совокупности всех древнейших текстов составлен и издан новый текст жития свт. Николая. В этой работе мы стремились создать достоверное, научно обоснованное и максимально полное жизнеописание свт. Николая Мирликийского, выявив все элементы его церковного почитания. При этом мы руководствовались необходимостью, с одной стороны освободить текст от привнесенных в него деяний и фактов из жития Николая Пинарского и других сведений, не имеющих подтверждения в авторитетных греческих памятниках, посвященных свт. Николаю Мирликийскому. С другой стороны мы поставили перед собой цель, и неукоснительно следовали ей, не пропустить ни одного факта из древних текстов, которые носят характер источников о свт. Николае. Поэтому представленный нами новый текст жизнеописания святителя значительно дополнен деяниями, не входившими или редко включавшимися в его житие, а также очень большим количеством сведений, от весьма существенных до второстепенных. Многие из этих сведений, взятые нами из древнейших греческих памятников, оказались исключены из текстов поздних латинских, славянских и других компилятивных редакций житий свт. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48). Храм свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Новая мироточивая икона свт. Николая, Бейт-Джала Клеймо новой иконы свт. Николая Клеймо новой иконы свт. Николая, Бейт-Джала Мраморное изображение свт. Николая, Бейт-Джала У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 9 января, 2024 18 октября, 2023 11 октября, 2023 11 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 8 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/chudo-svyatitel-nikola...

Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1419/20 г., по сообщению новгородского владычного летописания, «поставлены быша две церкви древяны, святы Никола, в Ионине (в Новг. IV летописи: Оттне.- М. П.) пуст., и святый Онуфрей, на Красномь острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 172; ср.: Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 427). В источниках получила распространение т. зр., согласно к-рой О. м. изначально был основан на месте, называвшемся «Красный остров», о чем свидетельствует существование впосл. монастырских престолов во имя Трех святителей, прп. Онуфрия и свт. Николая Чудотворца (менее вероятен перенос престолов из пустыни, основанной архим. Харитоном на Красном острове, на место буд. О. м.). Важный этап в истории О. м. связан с деятельностью его постриженика игумена свт. Ионы Отенского, как свидетельствует его Житие (датируется исследователями периодом от посл. трети XV до 1-й трети XVI в.), ставшего игуменом этого мон-ря. Уже под 1420 г. О. м. летописец называет Иониной пуст., однако скорее всего это указание владычного летописца на место пострижения свт. Ионы, а не на время его игуменства в мон-ре. 1 февр. 1459 г. свт. Иона был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, будучи игуменом новгородского Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в Неревском конце (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). Новая деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной была возведена в О. м. «повелением и тщанием» (т. е., очевидно, на его личные средства) нареченного владыки в 1458 г. (Там же. Стб. 198). Появление в мон-ре трапезной (или ее строительство в камне вместо деревянной) свидетельствует о принятом в обители общежительном уставе. Согласно владычной летописи времени свт. Ионы, в апр. 1462 г. его «повелением и тщанием» был заложен, а 15 авг. того же года, в праздник Успения Пресв. Богородицы, достроен каменный храмво имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 21 нояб. того же года свт. Иона и игум. Симеон его освятили. В 1468 г. по повелению свт. Ионы был расписан притвор этой церкви (Там же. Стб. 210, 211, 222). В позднейшей Новгородской III летописи (датируется 2-й пол. XVII в.) говорится, что в 1462 г. в О. м. были возведены также каменные ц. св. Иоанна Предтечи (видимо, являлась приделом при Трехсвятительском соборе - Секретарь. 1998. С. 329-331) и ц. прп. Онуфрия Великого (в Сказании об обретении мощей свт. Ионы о последней, однако, говорится как о деревянной, сгоревшей в пожаре кон. 60-х гг. XVI в., см.: Там же. С. 331), а в следующем году построена 2-этажная Никольская ц. с трапезной (НовгорЛет. С. 275-276; возможно, каменная Никольская ц. с трапезной была возведена только после пожара в XVI в.- Секретарь. 1998. С. 332). Сообщение этого источника о возведении каменной Трехсвятительской ц. в 1452 г., при архиеп. свт. Евфимии II Вяжицком , ошибочно (Там же. С. 274. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич По окончании второй мировой войны коммунистические власти Югославии развернули пропаганду против Н., обвиняя его в коллаборационизме, предательстве Родины и проч. Особо подчеркивался его антисемитизм, хотя было широко известно о помощи, к-рую он оказывал евр. семьям, и о его отказе сотрудничать с нем. властями. Поэтому он не смог вернуться на родину и по приглашению находившегося в изгнании серб. кор. Петра II Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи ) недолгое время прожил в Лондоне. В 1946 г. он переехал в США. В 1951 г. ему не дали гражданства Федеративной Народной Республики Югославии как «члену антинародной политической организации Збор, сотрудничавшему с оккупантами и бежавшему из страны перед освобождением». В Америке Н. продолжал церковное служение, проповедовал, преподавал догматическое, пастырское богословие и впосл. гомилетику в Академии блгв. кн. Владимира (Нью-Йорк), Духовной семинарии свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан), Православной семинарии свт. Саввы Сербского в Либертивилле, рус. Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и выступал с лекциями. Осенью 1955 г. единогласно был избран ректором семинарии при монастыре свт. Тихона. Прот. Александр Шмеман отмечал огромную роль Н. в «увековечивании Православной веры в Америке». Большую часть гонораров Н. отдавал главе Американо-Канадской епархии еп. Дионисию (Миливоевичу; см. Миливоевич Драголюб), Сербской Патриархии, Белградскому богословскому фак-ту и мон-рям, в т. ч. обители Хиландар. На его средства вышел ряд изданий и была сформирована б-ка серб. книг «Свечаник» в Мюнхене. 18 марта 1956 г. Н. обнаружили мертвым на полу его кельи в мон-ре свт. Тихона. Представители его окружения впосл. утверждали, что смерть владыки произошла при странных обстоятельствах. Они полагали, что он был отравлен прибывшим накануне в обитель неизвестным мужчиной, к-рый хотел выпить с ним кофе, а потом исчез (Св. владика Охридски и Жички Hukoлaj. 2003. С. 249-250; 2012. С. 564-565). Однако по настоянию руководства СПЦ, критически относившегося к деятельности святителя, вскрытие тела и следствие не производились. Личные документы и архив Н. забрали представители еп. Дионисия (Миливоевича). Похоронен 27 марта в мон-ре свт. Саввы Сербского в г. Либертивилл (шт. Иллинойс, США) на кладбище, где покоятся многие видные деятели серб. эмиграции.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз. Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию. В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки. Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих. 1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке. В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород. В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Мощи святителя Николая. Краткая история Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953—1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Никольском. 1910 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Никольском. 1910 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Донецкой епархии УПЦ), находится в с. Никольском Волновахского р-на Донецкой обл. (Украина). Открыт 19 мая 1998 г. решением Свящ. Синода УПЦ по инициативе схиархим. Зосимы (Сокура). Н. Ч. м. является частью Свято-Успенского Николо-Васильевского монастырского комплекса, в к-рый также входят Василия Великого мужской монастырь и Дом милосердия, расположенные на общей территории. В 30-40-х гг. XIX в. первые поселенцы - крестьяне из разных губерний Российской империи - на совр. территории с. Никольского построили 2 деревянные церкви - во имя свт. Николая Чудотворца и во имя свт. Василия Великого. Вокруг них сложились 2 села - Васильевка и Никольское, между которыми протекала небольшая р. Кашлагач. В 1910 г. в Никольском вместо деревянной церкви был возведен каменный холодный храм во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней над входом, а в Васильевке в 1912 г. на средства прихожан и благотворителей построен каменный теплый храм с 9 куполами во имя свт. Василия Великого. Он был украшен уникальным фаянсовым иконостасом стоимостью ок. 4 тыс. р. В 1934 г. этот храм был закрыт, снесены вся верхняя часть, 9 куполов и колокольня, полностью разрушен иконостас. В 1954 г. Васильевский храм восстановлен с одной главой и шатровой колокольней над входом. В 1959 г. села Никольское и Васильевка были объединены в с. Никольское. В кон. нояб. 1986 г. настоятелем храма свт. Василия Великого был назначен иером. Савватий (Сокур), его трудами в 1987 г. рядом с отреставрированной церковью построен странноприимный дом с трапезной, в 1988 г.- крестильня и келья настоятеля, ворота при въезде на церковный двор, выкопан и освящен колодец. В 1990 г. восстановлена колокольня над Васильевским храмом, крыша над храмом перекрыта жестью, купола и колокольня покрыты медью. В том же году игум. Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 г.- пострижен в схиму с именем Зосима.

http://pravenc.ru/text/2566156.html

Собор святых Нижних Земель. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Н. Ермакова. (ц. свт. Николая Чудотворца в Амстердаме) Собор святых Нижних Земель. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Н. Ермакова. (ц. свт. Николая Чудотворца в Амстердаме) В 2010 г. при Свободном ун-те Амстердама создан Амстердамский центр православного богословия им. прп. Максима Исповедника. В 2015 г. центр получил субсидию Мин-ва образования на разработку магистерской программы обучения для священников православных и древневосточных Церквей. В ученый комитет программы входят председатель ПЕКБ, архиепископ Сирийской яковитской Церкви, епископ Коптской Церкви. В 2017 г. при центре была открыта кафедра им. митр. Каллиста Диоклийского. Русская Православная Церковь представлена Гаагской и Нидерландской епархией , объединяющей 7 приходов, 2 мон-ря и общину: приходы блгв. вел. кн. Александра Невского в Роттердаме, иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Амстердаме, сщмч. Корнилия Сотника в Амерсфорте, св. Марии Магдалины в Гааге, свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Неймегене, Преображения Господня в Гронингене; гаагский в честь Рождества святого Иоанна Предтечи женский монастырь, Николая Чудотворца святителя мужской монастырь в Хемелюме; общину св. Иоанна Предтечи в Леувардене, окормляемую духовенством мон-ря свт. Николая Чудотворца в Хемелюме (с 2009). Воскресные школы работают при храмах: блгв. вел. кн. Александра Невского в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Амстердаме, сщмч. Корнилия Сотника в Амерсфорте, свт. Тихона Московского в Неймегене. Правосл. храм блгв. кн. Александра Невского в Роттердаме. 2009 г. Правосл. храм блгв. кн. Александра Невского в Роттердаме. 2009 г. Западноевропейская епархия Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) имеет приход прп. Марии Египетской в Алсмере (службы совершают в старокатолич. церкви вместе с румын. правосл. приходом). Приход в честь Покрова Пресв. Богородицы в Арнеме в 2007 г. не признал воссоединение с Московским Патриархатом и ушел в раскол РПЦЗ (В).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Как известно, именно этот эпизод жития свт. Николая (посещение святынь Иерусалима - гроба Господня и Голгофы, чудо с «отверзением» дверей храма Воскресения, где находился животворящий крест Господень), позволил архим. Антонину (Капустину) усомниться, что будущий архиепископ Мирликийский в IV в. (его путешествие в Палестину обычно датируется примерно 300 г.) мог посещать святыни, которые были «приведены во всеобщую известность», по крайней мере, несколько десятилетий спустя. Речь идет об обретении Креста равноапостольной царицей Еленой, воздвижении и освящении храма Воскресения Господня в 335 г. и т. п. Исследователь сделал вывод, что произошло смешение житий двух соименных святителей ликийских: свт. Николая Мирликийского, жившего в IV в., и свт. Николая Пинарского, архимандрита Сионского, жившего два века спустя и действительно совершившего две паломнические поездки на Святую Землю, описанные в его житии (2). Это последнее житие, получившее в литературе наименование «иного жития», было обнаружено еще в 1721 г. в Ватиканской библиотеке кардиналом Николаем Фальконием (3). Архим. Леонид (Кавелин) сличил перевод «иного жития» у архим. Антонина с житием свт. Николая, хорошо известным отечественным историкам по рукописным сборникам XV-XVI вв., и предположил, что это житие является русским переводом «иного жития», но свт. Николай здесь именуется архиепископом Мирликийским и его жизнь относится к IV в. Сопоставительный анализ послужил одним из оснований для отрицания мнения о существовании двух Николаев Чудотворцев (4). Впоследствии было установлено, что житие свт. Николая Симеона Метафраста (X в.) находится с «иным житием» в сложных взаимовлияниях (5), а смешение образов обоих святителей, скорее всего, происходило еще на византийской почве (6). Симеон Метафраст в своем житии свт. Николая закрепил такую контаминацию и невольно поддержал древнерусскую паломническую традицию ссылкой на авторитет, пожалуй, самого популярного в Древней Руси святого. К тому же еще в 1871 г. В. О.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа (1501-05) Храм свт. Иоанна Златоуста с трапезной и приделами свт. Николая, прав. Филарета Милостивого и свт. Димитрия Ростовского (1676-87) Храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой (1904-06), архит. П.А. Виноградов Колокольня с храмом сщмч. Евгения Херсонского (1835-36), архит. Н.И. Козловский Святыни [ править править код ] Икона Живоначальной Троицы Икона Рождества Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы Боголюбская икона Пресвятой Богородицы Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника Икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей св. мощей Икона прп. Софии Суздальской с частицей св. мощей Икона Собора Оптинских старцев с частицами св. мощей Икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей св. мощей Икона св. блгв. князя Александра Невского/выносится для поклонения в день памяти святого Престольные праздники [ править править код ] Действующие престолы Царственные страстотерпцы - 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля Сошествия Святого Духа на апостолов (придел собора Рождества Пресвятой Богородицы) Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сщмч. Евгения, епископа Херсонесского Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Престолы на реставрации Свт. Иоанна Златоуста (храм находится на реставрации) Свт. Николая (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Св. прав. Филарета Милостивого (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Свт. Димитрия Ростовского (приставной придел храма свт. Иоанна Златоуста) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на подворье монастыря) Сщмч. Василия, епископа Херсонесского (на подворье монастыря) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] " Вера, Надежда, Любовь " : Рождественский монастырь.тр4 Всенощное бдение. Богородице-Рождественский монастырь. 28 февраля 2015

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010