Чуйнаволок. Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Эссойльское сельское поселение. Часовня Николая Чудотворца и Ильи Пророка д.Чуйнаволок (2-я пол. XVIII b.) входит в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района (по состоянию на 01.01.2012 г.). А также включена в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Источник: http://monuments.karelia.ru/  сайт Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия 15 июля 2017 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин посетил часовню свт. Николая и Ильи Пророка в старинной карельской деревне Чуйнаволок, входящей в состав Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия и совершил там молебен. Это первое богослужение архиерейским чином за триста лет существования часовни. Правящему архиерею сослужили: настоятель храма свт. Николая Чудотворца п. Эссойла иерей Сергий Теплоухов, клирик храма свт. Николая Чудотворца п. Эссойла протоиерей Сергий Теплоухов и секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, протодиакон Алексей Киселев. Часовня Святителя Николая и Ильи Пророка д. Чуйнаволок - памятник архитектуры федерального значения. Время постройки часовни датируется XVIII веком. Расположена на северном берегу озера Сямозеро, на окраине деревни, в культовой еловой роще. Представляет собой покрытый крутой двухскатной крышей сруб с повалами. В XIX в. снаружи обшита тесом. Часовня клетского типа, но имеет ряд особенностей. В отличие от других клетских часовен, храмовое помещение разделено перегородкой на два придела: Никольский и Ильинский. Над трапезной - колокольня на восьмериковом основании, покрытая невысоким шатром с главкой и крестом. В 1998 г. проводились реставрационные работы с участием специалистов из Норвегии. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1990-е годы был реализован международный норвежско-российский проект по реставрации часовни Ильи Пророка и Николая Чудотворца в д.Чуйнаволок Пряжинского района с использованием уникального реставрационного оборудования, предоставленного норвежскими партнерами. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03369

Шастки. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца , Георгия Победоносца , Модеста, архиепископа Иерусалимского Год постройки:Между 1752 и 1753. Год утраты:приблизительно 1962 (разобрана) Адрес: Архангельская область, Виноградовский район, деревня Шастки Координаты: 63.024124, 42.448724 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:По трассе Москва - Архангельск до поворота на Шастки после 980-го км, проехать по указателю до деревни, повернуть налево. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (тёплая, двухэтажная) с двумя приделами в верхнем этаже - во имя вмч. Георгия и во имя архиепископа Иерусалимского Модеста. В 1662 г. крестьяне Шастозерской, Репановской и Слудской волостей, через своих посыльных Тимошку Феоктистова и Оську Андреева, били челом митрополиту Новгородскому Макарию о дозволении им, согласно их обещанию, выстроить в Шастозерской волости церковь во имя свт. Николая Чудотворца с трапезой и придел во имя вмч. Георгия. Митрополит разрешил постройку церкви в указанной волости, о чём была послана митрополичья благословляющая грамота от 28 февраля 1662 г. на имя священника Троицкой церкви Емецкой волости Важеского уезда Ивана Ивановича Вишневского, которому было поручено распоряжение заготовкой леса для церкви, наблюдение за строительством и освящение церкви с приделом. В 1701 г., с благословения Преосвящ. Афанасия, была построена ещё одна церковь, деревянная, холодная, во имя апостолов Петра и Павла. Освящена 19 июля 1702 г. по грамоте Преосвящ. Афанасия от 21 июня 1702 г., десятским священником Сретенской церкви Прилуцкой волости Емецкого стана Тимофеем и диаконом холмогорской церкви свт. Николая Чудотворца Борисом. В 1753 г. церковь была перестроена, при этом вверху на северной стороне построен новый придел во имя свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского. А придел во имя вмч. Георгия перенесён с северной стороны на южную. По материалам6 АЕИ. - 1885, с. 31; 1885, с. 22. АЕВ. - 1906, с. 368. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1895. - С. 328-331. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38966

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Комплекс письменных источников дополняют материалы археологии. В 1991 г. и 1995-1996 гг. на территории К. м. работали экспедиции В. А. Булкина и А. М. Салимова. Фотографии монастыря представлены в фондах ЦГАКФФД, ГНИМА, ИИМК РАН. Церковная утварь из мон-ря после революции была передана в гос. музеи, отдельные предметы присутствует в фондах ТГОМ, МГОМЗ. 1461-1917 гг. Согласно монастырскому Летописцу, К. м. был основан «священноиноком пустынножителем старцем» прп. Антонием, пришедшим с земель белозерских. Оказавшись в Городецке (ныне г. Бежецк Тверской обл.) в пределах вотчинных владений бояр Нелединских-Мелецких, старец заболел. Выздоровев, прп. Антоний решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. По прошению старца землевладелец А. В. Нелединский-Мелецкий позволил ему построить часовню у рек Неледина и Могоча. Вскоре к пустынножителю стали приходить люди, постепенно собралась братия и возник мон-рь. По одному из преданий, однажды ночью прп. Антоний увидел из окна кельи необыкновенный свет. На том месте, где увидел «чудное зрелище», он обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца. Для новообразованной монашеской общины было решено построить деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и поместить в ней явленный образ. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в. Основную роль в устроении обители Летописец отводит местным боярам Нелединским-Мелецким. Предполагают, что старец Антоний был специально призван кем-то из них для основания мон-ря ( Жизневский. 1880. С. 67). Согласно др. т. зр., ктитором К. м. мог быть кн. Андрей Васильевич Большой Угличский, младший брат вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Выголов. 1991. C. 25). Первоначально К. м. состоял из деревянных келий, часовни (60-е гг. XV в.), Никольской ц. и ограды-частокола (60-80-е гг. XV в.). Строительство каменного собора во имя свт. Николая Чудотворца началось в 1481 г. и продолжалось до кон. XV в. Основатель К. м. не дожил до окончания строительства: в 1481/82 г. скончался и, согласно Летописцу, «достойно погребен собранною им братиею» в обители. Со временем место погребения было утрачено, но насельники сохранили предание, что старец-основатель погребен под спудом у стен Никольского собора. В 1690 г. над предполагаемым местом погребения рядом с Никольским храмом была воздвигнута ц. во имя Всех святых. К 2015 г. место погребения неизвестно. Прп. Антоний является местночтимым святым для Красного Холма и Бежецка, прославлен в Соборе Тверских святых ( Димитрий (Самбикин). 1908. С. 55-57).

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Сергия Дмитриева и прихожан в юж. крыле братского корпуса была оборудована часовня во имя свт. Николая Чудотворца, начат ремонт здания. В часовне служили молебны с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. У входа на территорию мон-ря возвели звонницу. По прошению прихожан Никольского храма дер. Николо-Малица 14 июля 2005 г. клирику Троицкого собора («Белая Троица») иером. Борису (Тулупову) было поручено осуществлять по совместительству служение в бывш. мон-ре. 23 июня 2008 г. по решению Синода М. м. был открыт, наместником назначен иером. Борис (Тулупов). В 2012 г. игум. Борис стал настоятелем. В 2012 г., спустя 90 лет со дня закрытия обители, впервые в мон-ре был совершен монашеский постриг в малую схиму 2 иноков. Восстановлен братский корпус, колокольня, трапезная с открытой арочной галереей, ограда с 4 угловыми башнями. Возведен 2-престольный Покровский храм (по образцу храма Положения пояса Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед ), первая литургия в к-ром совершена 3 июня 2012 г., в день Св. Троицы. После 1917 г. почти все реликвии, переданные Шуваловым, были разграблены. После окончания Великой Отечественной войны верующие, тайно сохранившие икону свт. Николая, передали ее в храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»), единственный действовавший в Калинине (ныне Тверь). Летом 2010 г. икона свт. Николая была возвращена в монастырь. К 2016 г. в М. м. находилась частица мощей свт. Николая в храмовой иконе, ковчеги с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Саввы Вишерского. Городское Николо-Малицкое кладбище расположено на земле, ранее принадлежавшей мон-рю. В 1945-1971 гг. здесь похоронены 3 архиерея и 6 пресвитеров. На том же кладбище находится могила иером. Стефана (Соколова; 1947), последнего насельника закрытого мон-ря. Подворьями М. м. являются Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Могилевская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Кувшиновского р-на Тверской обл., Нектариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

В центре доски - фигура в рост свт. Николая Чудотворца в епископском облачении (коричневая фелонь, белый омофор), на вытянутой левой руке - Евангелие. Над головой - 3-лопастная арка, в сегменты которой вписаны ростовые фигуры Христа и Богоматери, протягивающих святому знаки сана; нимб, тисненный по левкасу. Икона имеет 16 клейм, расположенных слева и справа от святителя, что также является чертой зап. традиции. Своеобразен порядок следования клейм: начальные события и первые прижизненные чудеса житийного цикла занимают 7 клейм слева, при этом 7-е и 6-е (Чудо на море и посечение плакомского древа) расположены между 4-м и 5-м (поставление в епископа и Чудо о 3 девицах). Перестановки есть и в правом ряду, где в 5 клеймах проиллюстрировано Чудо о стратилатах, показанное в обратном порядке: 8-е клеймо - спасение 3 мужей от казни; 9-е - трое стратилатов в тюрьме, 10-е и 11-е - явление имп. Константину и епарху Евлавию; 12-е - помилованные воеводы у имп. Константина. 13-е и 14-е клейма - успение свт. Николая Чудотворца и его гробница. Посмертные чудеса - в клеймах 15-м (спасение отрока Василия, Агрикова сына) и 16-м (Чудо о воскресших школярах). Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Эта икона является примером синтеза византийского и западного художественных и иконографических приемов и схем, а также стилей. Греч. надписи указывают на визант. окружение, в к-ром она была создана и для к-рого предназначалась, однако грамматические ошибки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что автор надписей, возможно художник, не был греком. К числу признаков лат. влияния относятся предпочтения в изображении чудес. Так, в Чуде о 3 девицах свт.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Ломбардия и Пьемонт: ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Милане, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Турине, ц. свт. Амвросия Медиоланского в Павии, ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Верчелли, община Зачатия св. Иоанна Предтечи в Варесе, община в Виадане; Эмилия-Романья: ц. вмч. Димитрия Солунского в Болонье, ц. свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Парме, община прп. Иова Почаевского в Реджо-нель-Эмилия, община вмч. Георгия Победоносца в Ферраре; Тоскана и Лигурия: ц. Успения Пресв. Богородицы в Ливорно (с парекклисионом Св. Троицы в память существовавшей здесь одноименной церкви (1757), разрушенной землетрясением 1953 г., при к-рой действовало Греко-православное братство Св. Троицы), ц. свт. Николая Чудотворца и Благовещения Пресв. Богородицы в Генуе, кладбищенская часовня Всех святых в Генуе, община Трех святителей в Пизе; Флоренция: ц. ап. Иакова, брата Господня, во Флоренции (бывш. католич. храм XI в. с барочными перестройками XVIII в., предоставленный в 2006 г. правосл. общине католич. архиепископом Флоренции), община мц. Анастасии Римляныни в Сиене; Римини, Марке, Абруцци и Молизе: ц. Введения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца в Римини (службы в т. ч. на слав. и румын. языках), парекклисион свт. Николая Чудотворца в Римини (в котором хранится плечевая кость этого святого, привезенная в Римини из Бари в 1177 г., 1-я правосл. служба совершена 9 мая 2009), ц. мучеников Сергия и Вакха в Урбино, ц. арх. Михаила в Сан-Марино (румынская община), община святых Феодора и Татианы в Фано, община Трех святителей (св. Бессребреников) в Л " Акуиле, община равноапостольных Константина и Елены при ц. св. Антония в Кьети, община в Камерино, организуется община св. Анны в Мачерате; Лацио и Центральная Италия: сокафедральный собор вмч. Феодора Тирона в Риме (VI в., переданный католич. Церковью Италийской митрополии в 2000 и освященный Патриархом Варфоломеем в 2004), ц. ап. Андрея Первозванного в Риме (основанная К-польским Патриархом Афинагором, при ней груз. община), ц. первомч. Стефана в Риме (румын. община), серб. община свт. Саввы Сербского в Риме, ц. св. Герасима в Перудже, ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, в Авеццано, община ап. Андрея Первозванного в Читта-ди-Кастелло (служба совершается раз в месяц в ц. св. Иеронима), румын. община св. Никодима в Алатри, организуются еще одна правосл. община в Риме, а также в Кори и Кассино;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

О заушении Ария и «гопническом православии» Допустим, что свт. Николай и в самом деле заградил уста Арию символической пощечиной. Это не наша пощечина. Святой человек – иной. 19 декабря, 2014 Допустим, что свт. Николай и в самом деле заградил уста Арию символической пощечиной. Это не наша пощечина. Святой человек – иной. В день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, протоиерей Игорь Прекуп размышляет о легендарном «заушении Ария». Была ли пощечина? И можно ли оправдывать ею нашу агрессию? Протоиерей Игорь Прекуп Образ свт. Николая в массовом сознании связывается с его чудесами (как в период его земной жизни, так и поныне), милосердием (выражающемся в тайной благотворительности и заступничестве о несправедливо осужденных) и защитой Православия. Последнее связано с его участием на I Вселенском Соборе и «ниспровержением богохульника Ария». Причем «ниспровержение» в распространенном понимании трактуется буквально: как пощечина, которою свт. Николай заградил его «богохульные уста». «Известие о якобы допущенном свт. Николаем заушении Ария, – пишет в статье «Святитель Николай – ревнитель и защитник православия» прот. Ливерий Воронов, – возникло сравнительно поздно и вероятнее всего в результате следующего недоразумения. Около времени падения Константинополя (1453 г.) как в житийной, так и в гимнологической письменности намечается тенденция сообщать о борьбе свт. Николая с Арием на Никейском Соборе в иных, чем прежде, и притом значительно более резких выражениях. Так, например, в одной из поздних редакций жития свт. Николая (возможно XV века) составитель, пользуясь сведениями Метафраста и так называемого «Синаксарного жития», добавляет от себя следующую фразу: „И, ниспровергнув хульника – Ария, снова руководит своей паствой“». В богослужебных текстах тоже можно встретить слово «ниспровержение», но из контекста понятно, что речь идет о ниспровержении словесном, о победе в дискуссии; богослужебные песнопения, посвященные свт. Николаю как обличителю ересей, ясно подчеркивают словесный характер его борьбы, абсолютно нигде не упоминая о затрещине.

http://pravmir.ru/o-zaushenii-ariya-i-go...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010