14 апр. 1995 г. иером. Александр (Заркешев) приехал в И. Сразу же в Свято-Николаевском соборе возобновились богослужения по воскресным и праздничным дням. Свято-Николаевский приход состоял из немногочисленных потомков русских эмигрантов, имевших иранское гражданство и постоянно проживавших в стране, а также православных верующих сотрудников посольства РФ и их семей, торгпредства, российских организаций, находившихся в И. (ок. 200 чел.). Посещают Свято-Николаевский собор и православные христиане из Посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины и Сербии. Иером. Александр перезахоронил останки советских воинов, павших на территории И. в годы второй мировой войны. На территории И. не велись боевые действия, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев. В 1998 г. на могиле советских воинов на Русском кладбище в Тегеране был установлен правосл. 8-конечный крест из черного мрамора. С 4 по 8 сент. 1995 г. во главе делегации РПЦ И. посетил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Во время визита митр. Кирилл совершил богослужения, встретился с высшими духовными лицами И., в результате чего были достигнуты договоренности об ответном визите в Москву руководителя Орг-ции исламских и культурных связей аятоллы Тасхири и о создании 2-сторонней комиссии по богословскому диалогу «Ислам-Православие». Заседания комиссии проходят раз в 2 года поочередно в Тегеране и Москве; 7-е по счету заседание состоялось в Тегеране 6-9 окт. 2010 г. Игум. Александр (Заркешев), настоятель собора свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Фотография. 2007 г. Игум. Александр (Заркешев), настоятель собора свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Фотография. 2007 г. С осени 1995 г. иером. Александр возобновил богослужения в Свято-Николаевском молитвенном доме в Энзели. В связи с тем что старое здание молитвенного дома находилось в аварийном состоянии, с кон. 2001 г. началось строительство нового, завершилось в 2006 г. Чин освящения молитвенного дома во имя свт. Николая Чудотворца совершил еп. Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) 21 дек. 2006 г.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Но едва только епископы приступили к делу, как Господь чудесным образом воспрепятствовал их намерениям... Стало известно, что некоторым отцам Собора было явление Спасителя и Богоматери, вручавших узнику Евангелие и омофор, и свт. Николай был тотчас освобожден и признан в своем прежнем сане и достоинстве. Обратимся теперь непосредственно к важнейшему источнику сведений о деятельности свт. Николая как ревнителя и защитника Православия. Таким источником является живой голос самой Православной Церкви, наиболее отчетливо звучащий в ее песнопениях и похвалах в честь великого святителя и чудотворца. Как бы ни казались важными и значительными те или иные выводы, делаемые отдельными представителями церковно-исторической науки, но неизмеримо важнее знать, – как и во что верила и верит сама Церковь , как в частности она сама мыслит и судит о деятельности свт. Николая, включая его выступление против Ария на Первом Вселенском Соборе. Так как церковные песнопения слагались в известной связи с развитием житийной письменности и отчасти с церковным проповедничеством, то, изучая гимнологический материал, необходимо коснуться и этих, хотя и вспомогательных, но также весьма важных, источников. К древнейшим песнопениям в честь свт. Николая относятся: тропарь (общий со всеми святителями), кондак: «В Мирех, святе...», и некоторые стихиры, составленные неизвестными песнописцами в V-VII веках. (Тропари несомненно составлялись уже в V столетии, ибо Феодор Чтец говорит о некоем Анфиме как сочинителе тропарей, современном Халкидонскому Собору). 4 В этих песнопениях прославляется исполненная чудных добродетелей богоугодная жизнь свт. Николая; отмечается, что в пастырском своем служении он не только был «правилом веры» (тропарь) и наставником в добродетелях, но и, следуя евангельскому завету, «положил душу свою о людех своих» (кондак); указывается, что, взойдя на высоту добродетелей, он удостоился божественного дара чудотворений, благодаря чему пастырство его приобрело всемирное значение: он и поныне является великим предстателем и «теплым в бедах и в скорбех помощником и защитником» верующих, подобно тому как некогда сострадательно вступался за обидимых и дивным заступничеством своим спас «неправедно умрети имущия» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Кн. 4. С. 108-112; Перерва В. С. Biдkpummя цepk.-napaфiяльhux шkiл у Kuïbcьkiй (сер. XIX ст.)//Проблеми ryмahimaphux наук: Наук. зап. Дрогобицького державного пед. ун-ту iм. I. Я. Франка. 2000. Вип. 5. С. 116-129; он же. Haцiohaльhuй фактор у ocbimhiй дiяльhocmi духовенства у Kuïbcьkiй та Фihcьkiй в XIX ст.//Emhiчha icmopiя hapoдib К., 2001. Вип. 10. С. 63-66; он же. Icmopiя шkiльhuцmba в мicmax i селах Киïвщини XIX - поч. ХХ ст. Бiлa Церква, 2008; Войналович В. А. Дyxobhi habчaльhi заклади Украïни (друга пол. 40-х - перша пол. 60-х рр. XX ст.)//Украïнський icm. ж. 2003. 2. С. 24-38; 4. С. 61-74; Степаненко А. В. «Киевский почин» о. Петра Лебединцева: Попытка микроист. анализа//Проблеми icmopiï Украïни XIX - поч. XX ст. К., 2008. Вып. 15. С. 320-334. В. Г. Пидгайко Чудотворные и чтимые иконы К. е. Одними из наиболее почитаемых святынь К. е. являются древнейшие чудотворные иконы Киева: Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы» (не сохр., в наст. время почитается список XIX в. из Крестовоздвиженской ц. в Киево-Печерской лавре); икона свт. Николая Чудотворца «Мокрого» из Софийского собора, перед к-рой, согласно Житию святого, был обнаружен живым утонувший в Днепре младенец ( Закревский. 1868. Т. 2. C. 824); икона свт. Николая Чудотворца «Слупского» (Столпового) из Пустынно-Николаевского мон-ря, явившаяся блгв. кн. киевскому Мстиславу (Феодору) Владимировичу (не сохр.). Одновременно с Владимирской иконой Божией Матери (до 1130, ГТГ, ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах), ставшей главной святыней правосл. Руси, была привезена в Киев из К-поля известная только по летописным источникам Пирогощая икона Божией Матери и поставлена в ц. Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) на Подоле (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Игоревская икона Божией Матери , моленный образ блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147), до нач. 40-х гг. XX в. находилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (не сохр.). История иконы свт. Николая Чудотворца «Доброго» связана с одноименной киевской церковью на Подоле (не сохр., в наст.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

И. изображен в стенописи посл. трети XIX в. псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга (выполнена в технике живописи маслом в светотеневой манере). Прямоличный поясной образ преподобного расположен в верхнем ярусе свода арки при входе в храм среди особо почитаемых в Пскове святых: кнг. равноап. Ольги, благоверных князей Всеволода (Гавриила) и Довмонта (Тимофея), блж. Николая Саллоса, преподобных Саввы Крыпецкого и Евфросина Псковского. И.- старец с узкой, небольшой седой бородой; лик сухощавый, с впалыми щеками и поставленными близко большими глазами; облачение монашеское - коричневая мантия с голубой схимой и округлым куколем; в деснице развернутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостиве Господи», в левой руке - четки (надпись: «с. пр. Ioacaфъ»). Икона И. с братией (иконография неизв.) в кон. XIX - нач. XX в. находилась над гробницей преподобного, устроенной над местом, где «мощи мученика почивали под спудом за правым клиросом» монастырского собора Рождества Пресв. Богородицы ( Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Псковской епархии в XII-XIX вв.//Псковские ЕВ. 1904. 12. С. 289). Не исключено, что этот образ восходил к древнему протографу. Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач XXI в. Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач XXI в. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Псковских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) : на иконах 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), впосл. на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, Н. Е. Алдошина, ц. свт. Николая в Клённиках и др.).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Иоанна Предтечи (Θησαυρο. 1997. Σ. 380, N 9. 43; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 70-71). Простота чистых форм чаши, «яблока» на стояне и поддона многолопастных очертаний, близких к готическим формам, дополняется скупым декором, состоящим из букв слав. вкладной надписи по центру чаши и поясками из прорезных крестов, вписанных в круги по краям «яблока». Дискос. 1622 г. (ризница Протата) Среди богослужебных сосудов К. нет древних, храм Протата после больших утрат в 1-й четв. XIX в. наполнялся подаренной утварью, некогда принадлежавшей др. церквам. Отчасти только благодаря тому, что эти предметы попали в Протат, сохранились какие-то сведения о тех церквах, в которых они находились первоначально. Интересен серебряный позолоченный дискос, украшенный рельефами (1622; Θησαυρο. 1997. Σ. 432-433, N 9. 89). В центре - круглый медальон с изображением сидящего на троне свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в изводе, получившем распространение в поствизант. иконописи. Его руки подняты и отведены в стороны, правая - в жесте благословения, левая - с кодексом Евангелия. По сторонам - небольшие фигурки Христа и Богоматери из «Никейского чуда» - напоминание о событиях I Вселенского Собора. По сторонам от центрального медальона - чеканные орнаменты, в к-рые вписаны сюжеты «Христос Лоза истинная» и «Богоматерь Древо» из «Древа Иессеева»: поясные изображения молящихся святых обращены к фигурам Спасителя на престоле (над головой свт. Николая) и стоящей Богоматери. По самому краю дискоса сделана надпись, сообщающая о его предназначении парекклисиону свт. Николая Чудотворца в Контоскалионе (предположительно одна из церквей в бывш. греческом районе совр. Стамбула, ныне Кумкапы; Ibid. Σ. 433), указано также имя мастера (Константин). Барочные по стилю формы орнамента, легкая асимметрия в рисунке фигур говорят об использовании европ. мотивов (Икономаки-Пападопулу считает, что стилистические мотивы рельефа в духе Ренессанса свидетельствуют о том, что он был изготовлен на греч. территориях, находившихся под властью венецианцев - Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 72). Благодаря разной высоте рельефов выделены наиболее значимые и символические фигуры, а образ свт. Николая Чудотворца, как и окружность медальона, еще и позолочен. Др. детали рельефа на дискосе указывают на продолжение древних визант. традиций украшать пожертвованный предмет портретом ктитора или создателя - у престола святителя изображен коленопреклоненный человек с дискосом в руках (Ibid. Σ. 74).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Иконописные изображения Г. ориентированы на ранние портреты, в них сохраняются индивидуальные особенности его облика. Основной извод - поясное изображение в рясе и архиерейской мантии, черном клобуке, в правой руке - жезл. В др. варианте он представлен в архиерейском богослужебном облачении, с благословляющей десницей и Евангелием в руке. Первая икона написана в 1993 г. ко дню канонизации святителя худож.-иконописцем О. Белоголовым, в 1995 г. им же выполнен большой храмовый образ для Могилёвского собора во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря. В кон. ХХ - нач. XXI в. неск. икон святого создано также П. Димитриади и А. Чистовым из Могилёва. Произведения совр. иконописцев находятся в Петропавловском соборе Минска, в храме вмч. Георгия Победоносца в Бобруйске, в ц. во имя Георгия в пос. Красная Слобода Солигорского р-на Минской обл. Лит.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 556-557; Т. 4. Стб. 230, 294; Зварыка И. Могилевский портрет Георгия Конисского//Музейны bechik. Mihck, 2003. Вып. 1. С. 50-51; Шишко А. В. Иконография Белорусских святых/Минские ДАиС. Жировицы, 2003. Маш. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/162176.html

(ВГИАХМЗ). Согласно описи Коломны 1577/78 г. (Города России. 2002. С. 6), в Успенском соборе города запрестольная икона была 2-сторонней, с образом Божией Матери Милостивой на лицевой стороне и Успением Пресв. Богородицы на обороте (в наст. время икона не выявлена), как на прославленной чудотворной Донской иконе Божией Матери (кон. XIV в., ГТГ). В богатых городах, церквах и мон-рях запрестольные И. в соответствии с древней традицией получали драгоценные оклады и разнообразный приклад - шитые покровы и дорогие привесы, как, напр., в московских кремлевских соборах или коломенских городских и монастырских церквах (см.: Города России. 2002. С. 6, 13, 61, 64-65). Однако в большинстве случаев запрестольные И. не имели дорогих украшений, в описях упоминаются только такие их отличительные качества, как цвет фона: «на золоте» - в ц. святых Константина и Елены в Свияжске, в ц. Введения Богородицы во храм «на старом городище» в Туле, в ц. прп. Сергия Радонежского в Изборске, в Димитриевском соборе в Гдове, в ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне; «на красках» - в ц. Происхождения Честных Древ Креста в Коломне, в приделах во имя свт. Леонтия Ростовского и свт. Андрея Критского ц. во имя святых Константина и Елены в Свияжске; «на бели» - в теплой ц. во имя Похвалы Пресв. Богородицы Иоанно-Предтеченского мон-ря в Туле, в ц. во имя арх. Михаила «на погосте» в Кашире; «на празелени» - в соборе в честь Собора арх. Гавриила и в ц. Обретения главы св. Иоанна Крестителя в мон-ре его имени в Туле; «на лазори» - в ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Коломне (Города России. 2002. С. 23, 58, 59, 84, 168, 182, 253, 263, 265, 277, 373-374, 393). Сведениям описей соответствуют сохранившиеся запрестольные И. XV-XVI вв. Так, на светлом охряном фоне написаны образы Божией Матери «Одигитрия» и свт. Николая Чудотворца на 2-сторонней иконе из ц. свт. Василия Великого дер. Васильевское близ Старицы (1-я четв. XV в., ЦМиАР), на зеленом фоне нежного травного оттенка - те же образы на иконе из Тотьмы (XVI в., Тотемское музейное объединение), на охряном фоне - образы Богоматери «Знамение» и свт.

http://pravenc.ru/text/389040.html

«Утоли моя печали» икона Божией Матери была принесена в Москву в 1640 г. и помещена в ц. во имя свт. Николая на Пупышах в Замоскворечье. Со временем обветшавшая икона была отнесена на колокольню. Образ прославился после исцеления от него расслабленной женщины в 1760 г. С иконы был сделан список и поставлен в приделе того же храма; список прославился чудесами во время эпидемии чумы 1771 г. В Москве происходили чудотворения от одноименных икон в храмах во имя св. Иоанна Крестителя на Покровке, во имя апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., во имя свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, во имя прп. Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Ныне чудотворная икона находится в ц. во имя свт. Николая в Кузнецах. Влахернская икона Божией Матери - рельефный чудотворный образ (2-я пол. XV в. на основе XIII в.) Влахернского храма, присланный из К-поля царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Свидетельствованная грамота патриарха Паисия I сообщает, что икона сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Согласно лит-ре XIX в., икона содержит пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских, т. е. является мощевиком-реликварием. Образ хранился в жертвеннике кремлевского Успенского собора. В 1918 г. передан в Крестовоздвиженский храм близ Кремля, в 1931 г.- в ГММК, в настоящее время вновь пребывает в Успенском соборе Московского Кремля. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» , по преданию, была написана евангелистом Лукой и привезена на Русь из К-поля в сер. XI в. Она стала символом преемственности и династической близости К-поля и Руси. Блгв. кн. Владимир Мономах перенес ее в Смоленск и поставил в храме, заложенном в 1101 г., после чего икона стала именоваться Смоленской. Церковное предание приписывает ей помощь в спасении города от нашествия войск Батыя в 1239 г. В 1398 г. икона была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском кремлевском соборе. В 1456 г. вел. кн. Василий II Тёмный удовлетворил просьбу Смоленского еп. Мисаила (впосл. митрополит) о возвращении образа в Смоленск, предварительно приказав выполнить с него список для Благовещенского собора. В память о взятии Смоленска в 1514 г. на месте, откуда провожали образ, был основан в 1524 г. Новодевичий мон-рь, в храме к-рого годом позднее поставили чудотворный список из Благовещенского собора. В 1812 г. при оставлении Смоленска рус. войсками икона была доставлена в Москву в ц. во имя свт. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской ул., далее крестным ходом была принесена в Успенский собор. Перед занятием Москвы французами образ отправили в Ярославль, а в дек. 1812 г. вернули в освобожденный Смоленск. В 1943 г. советские войска освободили Смоленск от фашистских захватчиков, но первообраз иконы в городе не был найден. В Новодевичьем мон-ре ныне почитается список 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

Выступление С.В. Медведевой на заседании Общественно-попечительского совета по возрождению кронштадтского Морского собора во имя свт. Николая Чудотворца 29 мая 2010 г. 12:30 Председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведева выступила на состоявшемся 29 мая 2010 г. в Кронштадте заседании Общественно-попечительского совета по возрождению кронштадтского Морского собора во имя свт. Николая Чудотворца. Ваше Святейшество! Уважаемые друзья! Рада видеть всех членов Общественно-попечительского совета кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. Позвольте поблагодарить всех, кто откликнулся на идею восстановления собора и искренне вкладывает в это благое дело свою душу и силы. Возрождение таких исторических святынь помогает возвращению в нашу жизнь исконных корней и ценностей, помогает найти нравственную опору для развития современной России. Прославленный молитвенник России Иоанн Кронштадтский имел глубокое почитание в православном мире. Его жизнь стала воплощением тех вечных ценностей, которые сегодня имеют огромное значение. Одной из православных сокровищниц, связанных с праведным Иоанном Кронштадтским, является Морской собор. Замечательное творение отечественных архитекторов, он стал «храмом сердец» русских моряков, символом побед Российского флота. В 2013 году собору исполнится 100 лет. Надеюсь, что к этому времени общими усилиями мы сможем воссоздать его первоначальный величественный облик, дать новую жизнь одному из крупнейших духовных центров России. Желаю всем участникам встречи здоровья и всего самого доброго, а нашему проекту — всяческих успехов. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1169147.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010