Николая», по композиции восходящее к изводу «Рождество Пресв. Богородицы». В этой редакции житийного цикла отсутствует сцена «Служба свт. Николая» и состав клейм слева и справа от средника неустойчив. На иконе из Псково-Печерской лавры, слева от средника, представлено «Спасение Димитрия», а справа - «Явление святителя 3 мужам в темнице»; на иконе из ЦАК МДА слева - «Явление святителя 3 мужам в темнице», справа - «Исцеление бесноватого» ( Нечаева Т. Н. Свт. Николай Великорецкий//«Угодно в очах Божиих дело сие»: Сокровища ЦАК МДА/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2004. 78); на соловецкой иконе по обеим сторонам средника представлены морские чудеса свт. Николая: «Спасение Димитрия» и «Спасение корабля от потопления». Монастырская тема в почитании Великорецкой иконы раскрыта через включение в композиции фигуры инока, в чем следует видеть желание точно воспроизвести текст, очевидно в варианте «Иного Жития» или «Сказания о житии и хождении». В сцене «Приведения для научения грамоте» родители подводят юного Николу к монаху - старцу, сидящему на престоле, в образе которого угадывается дядя святителя, архим. Николай (в Метафрастовом Житии дядя святителя назван «Мирьскаго града первопрестольник, бе же сему стому отроку стрый, нарицаемы же и сей Николае» - см.: Крутова М. С. Свт. Николай Чудотворец в древнерус. письменности. М., 1997. С. 12). Такие фигуры монахов особенно часто встречаются на иконах-списках «вологодской» редакции. Так, на иконе сер. XVI в. из кафедрального собора Вологды (ВГИАХМЗ) в сцене «Погребение св. Николая» присутствует инок в черном клобуке, иногда - двое (на иконе из собрания Галереи Палаццо-Леони-Монтанари в Виченце, Италия); на иконе из Вологды - двое монахов разного возраста, еще неск. голов в черных клобуках - за ними ( Петрова Т. Г. Свт. Николай Великорецкий//Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 83. С. 516-521). Сцена предстает как иллюстрация из монастырской жизни. О прямой связи житийного цикла Великорецкой иконы с текстами «Иного Жития» и образом Николая Сионского свидетельствует композиция «Служба свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах - Вел. Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для Ж. и. таких чтимых святых, как свт. Николай или вмч. Георгий. Создавали Ж. и. и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, напр. в Вел. Новгороде прп. Варлаама Хутынского (икона ок. 1560, ГРМ). Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» из ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря (ок. 1560, НГОМЗ). Среди новгородских Ж. и. Николая Чудотворца необходимо отметить икону «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из г. Боровичи (кон. XVI в., НГОМЗ), некоторые клейма к-рой, напр. «Явление свт. Николаю Св. Духа», неизвестны по др. памятникам, а распространенные сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов св. жен, среди к-рых - редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской ц. (1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Псковские Ж. и. свт. Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На 2 иконах (из ц. свт. Николая с Усохи, 40-е гг. XVI в., ГРМ, и 2-я пол. XVI в., ПИАМ) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери свт. Николая», лит. основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182315.html

В нач. XVIII в. старый храм «святого Николая, что называется Старыя Большия главы» «от престарелости и горелости» был разобран, и на его месте с 1718 г. возводился 2-этажный собор с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца и верхней - в честь Иверской иконы Божией Матери (освящена 18 сент. 1735 (1736?)), впосл. переосвященной в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1760-1763 гг. в нижней Никольской ц. на средства купца А. Д. Кондикова в память об отце был пристроен придел во имя вмч. Димитрия Солунского (в 1812 разобран). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. По легенде, к-рая приводилась в описаниях М. Г. м. XIX - нач. XX в., причиной сооружения верхнего храма был трагический случай в семье кн. Дмитрия Кантемира. Якобы 15 авг. 1734 г. в аварии на Никольской ул. погибла дочь князя, ехавшая в экипаже с отцом (М. Д. Кантемир скончалась в 1757 - см.: Московская энциклопедия. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 105-106). В 1795 г., когда обрушился верх собора, имп. Павел I выделил 15 тыс. р. на капитальный ремонт. Всего же на перестройку собора по проекту архит. М. Ф. Казакова было израсходовано ок. 30 тыс. р. Перестроенный храм украсили классическими портиками и куполом с люкарнами, увенчанным фонариком с крестом. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. 1 окт. 1775 г. в Никольском соборе состоялась хиротония архиеп. Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса) , к-рую в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны возглавил Московский митр. Платон (Левшин). В соборе неоднократно совершал богослужения богослов архиеп. Астраханский и Ставропольский Никифор (Феотоки) , в 1792-1800 гг. настоятельствовавший и пребывавший на покое в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском монастыре .

http://pravenc.ru/text/2564226.html

После кончины митр. Хрисанфа († 4 янв. 2011) решением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. на вдовствующую Вятскую кафедру был переведен архиеп. Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) . 4 окт. 2012 г. В. е. вошла в состав вновь образованной Вятской митрополии . Архиеп. Марк (с 8 окт. 2012 г. в сане митрополита) назначен ее главой. Свящ. Андрей Дудин Святыни и крестные ходы Крестный ход у Никольской часовни на месте явления Великорецкой иконы свт. Николая. Фотография. Нач. ХХ в. Крестный ход у Никольской часовни на месте явления Великорецкой иконы свт. Николая. Фотография. Нач. ХХ в. До 1931 г. в вятском кафедральном Свято-Троицком соборе хранился чудотворный образ свт. Николая, явившийся, по преданию, в 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (Орловский у.). После перенесения в кон. XIV - нач. XV в. образа в Хлынов 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход к месту явления иконы. Первоначально паломники приплывали по рекам Вятке и Великой, в 1778 г. еп. Лаврентий (Баранович) издал указ о совершении сухопутного крестного хода, в к-ром могло принять участие большее число молящихся. Крестный ход не совершался в 1733-1737 гг. (по распоряжению Вятского еп. Лаврентия (Горки)), в 30-х - нач. 40-х гг. XX в., в 1959-1989 гг. В наст. время крестный ход протяженностью 150 км совершается 3-8 июня. В 1555-1556 гг. и 1614-1615 гг. явленная икона свт. Николая находилась в Москве, затем возвращалась в Хлынов. После закрытия в 1931 г. Свято-Троицкого собора, с 1922 г. принадлежавшего обновленцам, икона была перенесена в Иоанно-Предтеченскую ц., также находившуюся тогда у обновленцев, икона утрачена в 30-х гг. В наст. время в Серафимовской ц. в Кирове хранится чтимый список с Великорецкой иконы свт. Николая, с к-рой совершается Великорецкий крестный ход. В вятском Троицком соборе хранился обретенный близ с. Курина образ арх. Михаила на камне, к-рый был перенесен в Хлынов в 1740 г. (не сохранился). Ежегодно в июне из собора совершался крестный ход к часовне, построенной на месте явления иконы. В Троицком соборе также находился список с Тихвинской иконы Божией Матери, в 1676 г. привезенный в Хлынов еп. Ионой (не сохранился).

http://pravenc.ru/text/161163.html

7 июня 1897 г. указом Киевской духовной консистории был утвержден проект на строительство Никольского собора. Интерьер собора во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2011 г. Интерьер собора во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2011 г. 9 авг. 1902 г. указом Синода был объявлен повсеместный сбор средств для окончания строительства собора. В высочайшем повелении, опубликованном в «Церковных ведомостях», говорилось об установлении 2 сборов: кружечного по всей России и особого, в день Покрова Пресв. Богородицы, престольного праздника обители. Всего к 1913 г. поступило 392 973 р. 93 к., в т. ч. от вел. кнг. Александры Петровны (152,9 тыс. р.) от румын. кор. Карла I (1 тыс. р.), от вел. князей Николая Николаевича и Петра Николаевича (1 тыс. р.), от Синода (2 тыс. р.), от Всероссийского кружечного сбора (65 697 р. 22 к.), от настоятельниц игум. Каллисфении и игум. Мелитины (8764 р. 12 к.) и др. Из пожертвованных сумм на возведение собора было потрачено 392 257 р. 90 к. Средства на иконостас выделили Н. и П. Терещенко. 9 мая 1911 г. еп. Чигиринский Павел (Преображенский) освятил собор свт. Николая Чудотворца, с правым приделом мц. Анастасии и царицы Александры и левым - ап. Петра и блж. Николая Новгородского. В нижнем храме находился придел Сорока мучеников Севастийских. В 1903 г. К. м. приобрел за 100 тыс. р. у наследников дворянина Софоновича 3-этажный каменный дом с надворными постройками и усадьбой (274 кв. саж.), примыкавшей к монастырской ограде с юго-вост. стороны. 19 июля 1904 г. К. м. получил разрешение Киевской духовной консистории на строительство 2-этажного деревянного корпуса под кельи вместо старого обветшавшего корпуса. Последней крупной постройкой в К. м. стал 2-этажный хирургический корпус (1910-1911; по проекту архит. Е. Ф. Ермакова), в к-ром 9 окт. 1911 г. архим. Амвросий освятил ц. во имя вмч. Пантелеимона. 14 нояб. 1918 г. игум. София (Гринёва) подала в Киевскую духовную консисторию рапорт, в к-ром сообщала о том, что, согласно разрешению духовной консистории от 11 июня 1918 г., в монастыре у Житомирских ворот устроена и 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Херсон. Собор Николая Чудотворца на Забалке. Никольский Морской собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В начале XIX в. на Забалке была построена первая церковь – деревянная, во имя свт. Николая Чудотворца. Храм был построен на пустыре самого высокого в этой округе места. Сначала это была церковь при военном морском госпитале, позднее, в 1819 году, ее передали в ведение епархиального начальства и она стала приходской. Существует предание, что в 1780 году старой госпитальной церкви князем Г.А. Потемкиным был подарен образ свт. Николая Чудотворца, что и стало причиной одноименного освящения храма. В 1842 году, уже на новом месте, в центре новой рыночной площади, была возведена каменная церковь свт. Николая Чудотворца. Возводили ее в традиционном классическом стиле, на востоке и западе украсили четырехколонными портиками. Величественное строение венчает высокий сферический купол на восьмигранном барабане и колокольня в два яруса. Церковь освящена 9 мая 1842 года. В годы Крымской войны 1853-1856 годов в церкви отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях. До 1917 года при этой церкви находилась церковно-приходская начальная школа, в которой обучали грамоте детей «низших» слоев населения. В первые послереволюционные годы церковь свт. Николая стала первой в Херсоне обновленческой церковью, но обновленчество в Херсоне просуществовало недолго. В 1920-е годы храм был полностью разграблен, изъяты все церковные ценности. В конце 1929 года были сняты колокола, уцелели только маленькие колокола, которые висели в притворе храма. В 1932 году церковь была закрыта и по 1941 год ее использовали под зерносклад, технические мастерские, гараж для тракторов. В 1941 году храм снова был открыт, в нем возобновились богослужения. Были собраны пожертвования, местные художники восстанавливали иконостас. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения Христова, Плащаницу Божией Матери, Распятие Господне. С 1949 по 1954 год были восстановлены оба придела. Местная художница монахиня Евфалия из Херсонского Благовещенского женского монастыря написала иконы боковых приделов: Воскресения Христова и Божией Матери, художница монахиня Констанция написала Феодоровский и Касперовский образы Божией Матери и другие иконы. Кисти Зиновии Осадчевой принадлежит икона Божией Матери «Скоропослушница», которая является главной святыней нынешнего Никольского Морского собора.

http://sobory.ru/article/?object=41942

Летописным данным вторят сведения об иконе, сохранившиеся в агиографических лит. произведениях, напр. в посвященном образу «Сказании о дивном обретении чудотворной иконы свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудеси от нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца...», известном по неск. вариантам. Сказание содержит дату 1113 г. (начало строительства Никольского собора на Ярославовом дворище), сведения о видении тяжелобольному новгородскому кн. Мстиславу Владимировичу свт. Николая, к-рый назвал как источник исцеления икону в киевском соборе Св. Софии, уже прославившуюся благодаря «Чуду о детище». Явившийся князю свт. Николай был облачен в ризы, «яко же на иконе написан», указал страждущему, что исцелить его может освященная на иконе вода, показал меру иконы и повелел всегда помнить о ней. Наутро пробудившийся князь рассказал о видении своим приближенным и отправил посольство в Киев. Свита князя была задержана бурей на оз. Ильмень в течение 3 дней, а на 4-й княжеский повар обнаружил на воде плавающую круглую доску, в которой по ее размерам опознали описанную князем икону. Образ торжественно доставили в город. После чудесного выздоровления князь последовал в церковь, был окроплен освященной от иконы водой. В память о чуде исцеления был поставлен на Ярославовом дворище храм в честь святителя, расписанный и принявший как главное сокровище чудотворную икону. В сказании нашли отражение важные для почитания свт. Николая Чудотворца в христ. мире черты - обретение его икон на воде, покровительство мореплавателям и путешественникам, спасение утопающих и попавших в бурю. Сказание имеет позднее происхождение, о чем свидетельствует путаница имен князя и Новгородского епископа. По мнению С. Н. Азбелева, сказание не могло возникнуть раньше сер. XVI в., поскольку оно не вошло в ВМЧ свт. Макария, митр. Московского (до 1552), и датой его письменной фиксации следует считать кон. XVI - нач. XVII в.; по мнению А. В. Назаренко, присутствие в тексте имени кнг. Анны, бабки кн. Мстислава Владимировича, указывает на время свт. Евфимия II Вяжицкого, архиеп. Новгородского, т. е. на сер. XV в., когда мн. почитаемые ктиторы новгородского собора Св. Софии, поминаемые в соборных синодиках, становятся местночтимыми святыми. Э. С. Смирнова, не пытаясь примирить хронологические и иные противоречия между сказанием и летописными данными, предлагает считать период до 1502 г. (увоз святыни в Москву) временем возникновения хотя бы устной легенды об иконе свт. Николая на круглой доске.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Н. м. Григорию Було (Булко), получившему звание протоигумена. С этого времени существовала отдельная монашеская провинция, объединившая мон-ри ордена василиан в пределах Закарпатья (офиц. название до 20-х гг. XX в.- провинция Угорской Руси), с посвящением свт. Николаю. Следующим протоигуменом провинции свт. Николая и настоятелем М. Н. м. стал протоигум. Гедеон Пазина, присоединивший к своей юрисдикции остальные мелкие закарпатские обители, сохранявшие относительную самостоятельность. Последний стал оспаривать полномочия униат. Мукачевского еп. Мануила Ольшавского, обвиняя его в незаконном вмешательстве во внутренние дела мон-рей. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. В сер. XVIII в. монашеская провинция Угорской Руси с центром в Мукачеве включала более 20 обителей, в к-рых подвизалось более 100 монахов. 17 мая 1738 г. папа Римский Климент XII предоставил М. Н. м. право отпускать насельников из мон-ря на праздники свт. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы. Еще с нач. XVIII в. в обители существовала иконописная школа. В 1744-1747 гг. на средства Мукачевской епархии на основе монастырской школы построили и открыли богословскую семинарию. Еп. Мукачевский Михаил (Мануил) Ольшавский активно отстаивал независимость Мукачевской епархии от Эгерских епископов, обращаясь как в Вену, так и в Рим. Однако кор. Венгрии Мария Терезия в 1766 г. вынудила его покинуть М. Н. м. и поселиться при приходском храме в Мукачеве. Мукачевская епархия стала самостоятельной только в 1771 г. при еп. Иоанне Брадаче. 1 июня 1770 г. сын Марии Терезии имп. Свящ. Римской империи Иосиф II посетил школу в М. Н. м. Во время визита присутствовали еп. Иоанн Брадач и протоигум. василиан Сильвестр Ковейчак. На 3-й день пребывания буд. император даже посетил богослужение, которое возглавил епископ. В 1766-1772 гг. под рук. архит. Д. Раца ( 1782) в мон-ре были перестроены нек-рые здания, в 1798 г. началось возведение 4-ярусной башни-колокольни и сохранившегося собора свт.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Тихонравов//Ежегодник Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1878. Т. 2. Прил. С. 18). Появление этой иконы также отражало связь почитания И. и прп. Евфимия, к-рые, согласно их Житиям, были современниками и основали Спасо-Евфимиев мон-рь. Кроме иконы из Спасо-Евфимиева мон-ря, в опубликованных описях суздальских обителей кон. XVI-XVIII в. др. изображения И. и свт. Феодора не упоминаются (без учета в документах их фигуры могли находиться на полях икон, в деталях киотов, а также в деисусных чинах иконостасов). К XVII в. относится большое количество сведений об изображениях святителей в Рождественском соборе; многие известны по описи 1683 г., составленной до переделки его интерьера при свт. Иларионе (Книги переписные. 1875. Стб. 149, 153, 155-157, 167-168). Наряду с покровами и хоругвью в это время могли сохраняться и др. памятники XVI в., на что иногда указывают иконографические особенности образов или замечания об их ветхости. Так, икона свт. Николая Чудотворца и Суздальских святителей стояла в местном ряду иконостаса, слева от царских врат; 2-я композиция такого типа помещалась на обороте ветхой запрестольной иконы Божией Матери. Иконографию этих произведений можно реконструировать по аналогичным изображениям Ростовских и Московских святителей, в частности по иконе святителей Николая Чудотворца, Леонтия и Исаии Ростовских с житием свт. Николая из собрания А. В. Морозова (1-я пол. XV в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 214-215. Кат. 172) и по пелене 1-й трети XVI в. с фигурами святителей Николая, Петра и Алексия Московских в среднике (ГИМ; см.: Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. Табл. 41). Очевидно, суздальские иконы также представляли фронтальные изображения святителей со свт. Николаем в центре; эта иконография сформировалась не позднее XVI в. под воздействием ростовской и московской традиций, хотя иконы могли быть исполнены в 30-40-х гг. XVII в., при архиеп. Серапионе, когда обновлялись интерьер и иконостас собора. Воплощенная в таких произведениях идея уподобления рус.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Вся земля, скот и проч. имущество у монастыря были отняты. В том же году совхоз был ликвидирован, а все бывш. монастырское имущество, по свидетельству настоятеля игум. Варлаама, включая самую ничтожную мелочь, увезено. Огромное значение имели крестные ходы с монастырской чудотворной иконой свт. Николая. Так, в окт. 1921 г. икону переносили крестным ходом в Филаретову жен. общину в Устюжну. Ее торжественно встречало все духовенство, под колокольный звон образ вносили в еще действовавший собор Рождества Пресв. Богородицы. В 1921-1923 гг. икону принимали Колоденская и Дмитриевская волости Череповецкого у. Последний раз общине верующих М. м. было разрешено провести крестный ход 10 июня 1924 г. в Филаретову пуст. Незадолго до этого, в ночь на 31 нояб. 1923 г., из монастырского собора неизвестные злоумышленники похитили серебряную ризу с образа свт. Николая, ободрали с 3 Евангелий серебряные оклады, украли ковчег с дарохранительницей, потир, дискос, звездицу, лжицу, ковш и 2 креста. К 1924 г. в обители проживали настоятель Варлаам и 5 чел., богослужения в храмах совершали до нояб. 1929 г. В сент. 1929 г. на пленуме уездного комитета ВКП(б) был рассмотрен вопрос «о положении обители». В нояб. того же года мон-рь был закрыт, к 1944 г. монастырские здания снесли или перестроили. Чудотворную икону свт. Николая передали в приходскую моденскую Преображенскую ц., в 30-х гг. XX в. икона поступила в собрание Устюженского краеведческого музея, в 2004 г. передана в Вологодский филиал ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря для консервационно-реставрационных работ. С 1998 г. на территории монастыря располагается детский лагерь - привалочная база «Форт Янтарь» санатория «Янтарь Плюс». Часть территории мон-ря занимают жилые дома с. Модно. 19 дек. 2014 г., в день памяти свт. Николая, в помещении Богородице-Рождественского собора был отслужен молебен, а из фондов музея выставлены для свободного доступа верующих 2 святыни: чудотворные икона свт. Николая Чудотворца и Устюжская Казанская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010