Французы ограбили церковь и монастырь в 1798 году; теперь, однакож, снова сокровищницы их полнеют, и богатеет сам город, производящий торговлю одними четками, серебряными сердечками, коронками из цветов и другими вещами для приношения знаменитой Лореттской Мадонне» (Анненков П. В. Парижские письма. С. 26). 48. Цит. по: Порфирий (Успенский) епископ. Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 года). М., 1996. С. 130-131. 49. См. подробнее: там же. С.129-130 (примечания). 50. Цит. по: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца... С. 113. 51. Следует заметить, что частицы мощей свт. Николая сохранялись в XIX в. в Благовещенском соборе Московского кремля, в церкви Трех Святителей, бывшем Сетунском соборе, что под Ивановской колокольней. См.: Путешествие иркутянина в Бар-град... С. 25; современный справочник-путеводитель «Святыни земель московских» (М., 2002. С. 102) называет местами сохранения частиц мощей свт. Николая храм Всех святых на Кулишках, храм Михаила Архангела в Тропареве и храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. В Санкт-Петербурге частица мощей свт. Николая сохраняется по сей день в Никольском соборе, куда она была передана императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I в1847 г., после ее путешествия по Южной Италии. См.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 99. Между тем митрополит Евгений (Болховитинов), описывая реликвии Киевского Софийского собора, уже не называет мощей свт. Николая. См.: Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. С. 47-48. Не упоминается о них и в «Описании Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах. Киев, 1854. С. 62-63. Все это заставило Д. Г. Хрусталева заключить: «Удивляет, что никаких мощей (даже частицы) Николая Чудотворца уже в XVIII в. в России не было» и предположить, что «реликвии, доставленные Феодором, были утрачены еще в древности» (Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви 2000 г., К. святых входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора. В межсоборный период по поручению Собора вопросы К. новомучеников и исповедников Российских могут рассматриваться Свящ. Синодом (остальные общецерковные святые прославляются только Собором), при к-ром действует синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная постановлением Синода в 1989 г., согласно решению Поместного Собора РПЦ 1988 г. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к К. подвижников веры и представлением их патриарху и Синоду. Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Основным результатом деятельности Комиссии в новейший период явилась подготовка К. сонма новомучеников и исповедников Российских XX в. Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. (были прославлены поименно 1097 чел.). Чин их К. состоялся в храме Христа Спасителя 20 авг. 2000 г. После выявления имен новых мучеников и исповедников решение об их К. принимается на заседании Синода. При этом имена канонизированных новомучеников просто вносятся в месяцеслов и в сонм новомучеников и исповедников Российских с указанием епархии, от которой поступило прошение о К., а чин К., как правило, совершается в самой этой епархии. Всего по состоянию на 1 дек. 2011 г. решениями Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских включено 1776 чел. Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Образ святых царственных мучеников. Икона. Нач. XXI в. Иконописец мон. Алипия (Пюхтицкий Успенский мон-рь) В сонме новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000 г.

http://pravenc.ru/text/Канонизация.html

Индинком, а также отдельными организациями и в виде пожертвований жителями города. Архитектурный проект часовни выполнил П.А. Чернобровцев, а роспись часовни произвел его отец художник-монументалист А.С. Чернобровцев. К празднованию 100-летия города Новосибирска, в 1993 году, Никольская часовня была возведена и освящена. 23-24 мая 2002 г. в Новосибирске состоялось общероссийское празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая по окончании Божественной литургии состоялся традиционный крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. блгв. кн. Александра Невского. У Никольской часовни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил празднества, отслужил молебен свв. равноаппостольным Кириллу и Мефодию и свт. Николаю Чудотворцу. Затем Его Святейшество официально открыл праздник. В дар часовне Святейший Патриарх передал икону свт. Николая Чудотворца с памятной надписью: «В благословение часовне святителя и Чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности. 24.5.2002. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси». 21 мая 2003 г. наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя города свят. Николая, Чудотворца. В аэропорту великую святыню торжественно встретил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон с новосибирским духовенством. Частица святых мощей была помещена в икону свт. Николая, дарованную в 2002 году городу Святейшим Патриархом Алексием II. 25 мая 2003 г. икона свт. Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в Никольскую часовню на Красном проспекте. Перед часовней был отслужен молебен, после которого архимандрит Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха к новосибирцам. 20.07.1914 на Николаевском (ныне Красном) пр. состоялся торжественный молебен и закладка часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая. Часовня сооружалась на пожертвования верующих.

http://sobory.ru/article/?object=00494

В Кирове проходит выставка икон, посвященная 450-летию всероссийского прославления чудотворной Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца 1 июля 2005 г. 13:40 Киров, 30 июня. Выставка икон свт. Николая Чудотворца «Вятская земля хвалится тобою, отче Николае» проходит в Кировском областном художественном музее им. братьев В.М. и А.М. Васнецовых. Мероприятие приурочено к 450-летию перенесения из Вятки в Москву чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца и ее всероссийского прославления.  В экспозиции представлены списки чудотворного образа XVII-XIX веков из фондов музея и другие иконы свт. Николая Чудотворца, а также исторические материалы, связанные с почитанием святыни, в том числе начала XX века, и современные фотографии Великорецкого крестного хода. Обретение иконы свт. Николая Чудотворца произошло в 1383 году, крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой. Вскоре слава об исцелениях от иконы разнеслась по всей вятской земле. Около 1400 года жители столицы края уговорили отпустить образ в г. Хлынов (затем Вятка и Киров), обещав ежегодно приносить его на место явления. Так около 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход. По возобновленной  традиции молитвенное шествие совершается ежегодно в начале июня. Путешествие в Москву чудотворная икона совершила в 1555 году. В столице образ свт. Николая встречали царь Иван Грозный и митрополит Московский и всея Руси Макарий. В 1556 году икона вернулась в Хлынов, щедро одаренная царем и митрополитом. В 1614-1615 годах образ вновь посетил Москву по просьбе царя Михаила Федоровича.  Чудотворная икона была утрачена в 1935 году при разрушении вятского Троицкого кафедрального собора. Организаторами выставки выступили художественный музей и Вятская епархия. В церемонии ее открытия принял участие игумен Тихон (Меркушев), возглавивший Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь в селе Великорецкое, учрежденный в конце прошлого года. Обратившись к собравшимся, игумен отметил, что свт. Николай Чудотворец, явив свой образ, на протяжении более 600 лет является небесным покровителем вятского края. Вся его культура и уклад жизни сложились под влиянием православия, поэтому современники должны хранить эти традиции. Благовест-инфо Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/27174.html

Керчь. Церковь Николая Чудотворца при Керченской Александровской мужской гимназии. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1871 и 1895. Год утраты:приблизительно 1990 Адрес: респ. Крым, г. Керчь, ул. Советская, 40 Координаты: 45.354525, 36.475705 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Керченская Александровская гимназия. В 1871-1896 годах в ней была устроена св.-Николаевская церковь. Храм был устроен в 1871 г. в основном за счет почетного попечителя гимназии П.И. Канунникова. В его алтарной части находилась большая запрестольная икона Распятие Спасителя в деревянной позолоченной раме, у жертвенника был киот с иконой Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. В небольшом позолоченном иконостасе храма располагались писанные на жести масляными краскам иконы местного живописца. На царских вратах были иконы Благовещение и четырёх евангелистов, местные иконы: справа - Спасителя, Архангела Михаила и свт. Николая; слева-Божией Матери, Архангела Гавриила и св. блгв. вл. кн. Александра Невского. В нефе было пять аналогий, семь металлических посеребренных ставников и большое посеребренное паникадило. В притворе храма на стене была помещена большая икона свт. Николая. Там же находилось малое посеребренное паникадило. Напрестольная утварь, одежды, хоругви, паникадила и другие принадлежности были новыми, изящными. Над входной дверью в церковь находилась икона свт. Николая в раме под стеклом, в сребропозлащенном окладе, написанная на дереве масляными красками. Вечером, накануне дня освящения в присутствии градоначальника, директора гимназии, гимназического совета, посторонних посетителей и гимназистов была отслужена всенощная, на которой пел хор гимназических певчих. К 10 часам 9 мая 1871 г. (в день освящения) украшенная цветами церковь была переполнена многочисленными посетителями (в том числе команда солдат), и гимназистам пришлось смотреть на торжество в окна и двери. Освящение гимназической церкви во имя свт. Николая Чудотворца было совершено соборно, при участии хора Св.-Троицкого собора. На Литургии пел гимназический хор. В конце Богослужения законоучитель гимназии прот. А.Ф. Бершадский произнёс проповедь на один текст из слов пророка Исайи.

http://sobory.ru/article/?object=40283

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

588. Гедеон (Докукин). Пастырь добрый: По кн. высокопреосв. митр. Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 2. 589. Моздор М. Епископское служение святителя Игнатия//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 4–5: ил. На ил.: икона свт. Игнатия. 590. Самойленко П. Из истории Ставропольской (Кавказской) Духовной семинарии//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 6: ил. Об участии свт. Игнатия в деятельности семинарии. На ил.: внутренний вид семинарского храма в честь святителя Игнатия. 591. Киреев С. Храм моего крещения//Ставроп. благовестник. — 2000. — С. 5. О посещении еп. Игнатием Никольского храма г. Георгиевска в 1858 г.   Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (1861–1867) 592. Праздник в Ярославле//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 46. — С. 1344–1347. Описание молебна, совершенного свт. Игнатием при встрече чудотворной иконы свт. Николая. Приведена речь владыки к гражданам г. Ярославля. 593. Провождение чудотворной иконы святителя Николая//Ярослав. епарх. вед. — 1868. — С. 357–358. О панихиде по свт. Игнатию в Сергиевской церкви Николо-Бабаевского монастыря. 594. Караяни П. Знамения чудесного Промышления Божия об одном из русских монастырей//Душеполез. чтение. — 1878. — Апр. — С. 478–488. — Подпись: П. К-и. О трудах свт. Игнатия по сооружению в монастыре собора в честь иконы Иверской Божией Матери. Отд. отт.: Μ., 1878. 595. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк. — Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). — 111 с., 2 л. ил. Жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. подробные сведения об управлении Бабаевским монастырем, о строительстве Иверского собора — с. 58–74, 75, 76, 82.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Итак, опираясь на историю песнотворчества и житийной литературы, можно утверждать, что во 2-й половине IX века, и вероятно во время патриаршества Фотия (858–891, с перерывом), Восточная Церковь огласила в качестве собственного предания факт участия свт. Николая на Никейском Соборе. Патриарх Фотий, обладавший всеми знаниями своего века и веков предшествовавших и блиставший этим так, что никто не мог сравниться с ним, согласно свидетельствам современников, изучал решительно все, старался перечитать все сохранившиеся до его времени творения древних писателей, извлекая из них наиболее ценное, дабы сохранить для потомков оставшееся от древности культурное наследие. Будучи в то же время одним из преданнейших православию иерархов, мог ли он не интересоваться древней церковной письменностью? Мог ли оставить без внимания старинные рукописи, заключавшие в себе драгоценные сведения о жизни Церкви и о ее деятелях предшествующих веков? Конечно, не мог. Нет поэтому ничего невероятного в том, что, изучая эти рукописи, Фотий мог обнаружить какие-то документы, неопровержимо свидетельствовавшие о факте пребывания свт. Николая на Никейском Соборе (например, записки современников и очевидцев, или копии соборных актов с подписями отцов Собора). Такое открытие могло побудить его задуматься над вопросом: не пришло ли время нарушить традиционное молчание Церкви и открыто возвестить о том, что до тех пор было известно лишь из устных сказаний. Со времени кончины свт. Николая прошло к тому времени уже более 500 лет. Слава великого Чудотворца непрерывно росла и ширилась. Благоговейное почитание имени свт. Николая и усердное молитвенное его призывание стали неотъемлемым всенародным достоянием. Повсюду строились посвященные ему храмы, составлялись в честь его церковные песнопения; «любители благочестия» старались запечатлеть его внешний и духовный облик на священных изображениях. К VIII веку празднование в честь свт. Николая торжественно совершалось уже на всем православном Востоке, проникая и на Запад. Наконец, имя великого Мирликийского иерарха было восхваляемо на Седьмом Вселенском Соборе (787 г.). Здесь епископ Феодор, преемник свт. Николая по кафедре, открыто исповедал лично им полученное знамение и благодеяние от своего великого предшественника, а отцы Собора признали это свидетельство достойным внесения в соборные акты.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Комплекс письменных источников дополняют материалы археологии. В 1991 г. и 1995-1996 гг. на территории К. м. работали экспедиции В. А. Булкина и А. М. Салимова. Фотографии монастыря представлены в фондах ЦГАКФФД, ГНИМА, ИИМК РАН. Церковная утварь из мон-ря после революции была передана в гос. музеи, отдельные предметы присутствует в фондах ТГОМ, МГОМЗ. 1461-1917 гг. Согласно монастырскому Летописцу, К. м. был основан «священноиноком пустынножителем старцем» прп. Антонием, пришедшим с земель белозерских. Оказавшись в Городецке (ныне г. Бежецк Тверской обл.) в пределах вотчинных владений бояр Нелединских-Мелецких, старец заболел. Выздоровев, прп. Антоний решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. По прошению старца землевладелец А. В. Нелединский-Мелецкий позволил ему построить часовню у рек Неледина и Могоча. Вскоре к пустынножителю стали приходить люди, постепенно собралась братия и возник мон-рь. По одному из преданий, однажды ночью прп. Антоний увидел из окна кельи необыкновенный свет. На том месте, где увидел «чудное зрелище», он обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца. Для новообразованной монашеской общины было решено построить деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и поместить в ней явленный образ. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 20-е гг. XX в. Основную роль в устроении обители Летописец отводит местным боярам Нелединским-Мелецким. Предполагают, что старец Антоний был специально призван кем-то из них для основания мон-ря ( Жизневский. 1880. С. 67). Согласно др. т. зр., ктитором К. м. мог быть кн. Андрей Васильевич Большой Угличский, младший брат вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Выголов. 1991. C. 25). Первоначально К. м. состоял из деревянных келий, часовни (60-е гг. XV в.), Никольской ц. и ограды-частокола (60-80-е гг. XV в.). Строительство каменного собора во имя свт. Николая Чудотворца началось в 1481 г. и продолжалось до кон. XV в. Основатель К. м. не дожил до окончания строительства: в 1481/82 г. скончался и, согласно Летописцу, «достойно погребен собранною им братиею» в обители. Со временем место погребения было утрачено, но насельники сохранили предание, что старец-основатель погребен под спудом у стен Никольского собора. В 1690 г. над предполагаемым местом погребения рядом с Никольским храмом была воздвигнута ц. во имя Всех святых. К 2015 г. место погребения неизвестно. Прп. Антоний является местночтимым святым для Красного Холма и Бежецка, прославлен в Соборе Тверских святых ( Димитрий (Самбикин). 1908. С. 55-57).

http://pravenc.ru/text/2458965.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010