Сергия Дмитриева и прихожан в юж. крыле братского корпуса была оборудована часовня во имя свт. Николая Чудотворца, начат ремонт здания. В часовне служили молебны с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. У входа на территорию мон-ря возвели звонницу. По прошению прихожан Никольского храма дер. Николо-Малица 14 июля 2005 г. клирику Троицкого собора («Белая Троица») иером. Борису (Тулупову) было поручено осуществлять по совместительству служение в бывш. мон-ре. 23 июня 2008 г. по решению Синода М. м. был открыт, наместником назначен иером. Борис (Тулупов). В 2012 г. игум. Борис стал настоятелем. В 2012 г., спустя 90 лет со дня закрытия обители, впервые в мон-ре был совершен монашеский постриг в малую схиму 2 иноков. Восстановлен братский корпус, колокольня, трапезная с открытой арочной галереей, ограда с 4 угловыми башнями. Возведен 2-престольный Покровский храм (по образцу храма Положения пояса Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед ), первая литургия в к-ром совершена 3 июня 2012 г., в день Св. Троицы. После 1917 г. почти все реликвии, переданные Шуваловым, были разграблены. После окончания Великой Отечественной войны верующие, тайно сохранившие икону свт. Николая, передали ее в храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»), единственный действовавший в Калинине (ныне Тверь). Летом 2010 г. икона свт. Николая была возвращена в монастырь. К 2016 г. в М. м. находилась частица мощей свт. Николая в храмовой иконе, ковчеги с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Саввы Вишерского. Городское Николо-Малицкое кладбище расположено на земле, ранее принадлежавшей мон-рю. В 1945-1971 гг. здесь похоронены 3 архиерея и 6 пресвитеров. На том же кладбище находится могила иером. Стефана (Соколова; 1947), последнего насельника закрытого мон-ря. Подворьями М. м. являются Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Могилевская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Кувшиновского р-на Тверской обл., Нектариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

1884. Вып. 4. С. 307). Цокольный этаж с престолами во имя Св. Троицы, в честь Успения св. Анны пророчицы (правый) и во имя вмц. Екатерины (левый) к 1848 г. был окончен и освящен. 13 авг. 1853 г., в день, когда по традиции архиереем служились панихида и заупокойная литургия по свт. Тихону, архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский) и еп. Острогожский Антоний (Павлинский) освятили престолы в основном храме: в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (главный), Покрова Пресв. Богородицы (справа) и во имя свт. Алексия Московского и Симеона Столпника (слева); на хорах, слева - во имя первомч. архидиак. Стефана, справа - во имя мц. царицы Александры, небесной покровительницы благотворительницы гр. А. А. Орловой-Чесменской . На нижнем этаже собора, на зап. стороне, находилось 3 отд-ния для усыпальниц. Пятикупольный 8-престольный 4-столпный собор построен в т. н. русско-визант. стиле архит. К. А. Тоном и близок к архитектуре ряда церквей, спроектированных им в 30-х гг. XIX в., в т. ч. к храму Христа Спасителя в Москве (1839-1883, не сохр.). В нач. 1890 г. собор был расписан по образцу росписи в храме Христа Спасителя бригадой московских художников под рук. К. Е. Морозова. К традиц. сюжетам были добавлены росписи, выполненные на темы Жития свт. Тихона, его прославления, и монументальные картины на сюжеты Жития свт. Митрофана Воронежского. Росписи были частично утрачены, к 2008 г. восстановлены и обновлены. Первая каменная надвратная колокольня с храмом свт. Николая Чудотворца, возведенная в 1775 г. в «готическом вкусе», находилась напротив старого собора, в 1836-1837 гг. она была разобрана. В 1824-1835 гг. западнее ее была выстроена новая колокольня в стиле ампир. Нижний ярус, на к-ром находятся св. ворота, оформлен мощными 6-колонными портиками. Над ним возвышается 2 ротондальных яруса: на нижнем, окруженном колоннадой, размещена ц. свт. Николая Чудотворца (освящена в 1838), верхний, оформленный пилястрами,- ярус звона. Общая высота колокольни с крестом 82 м. К 1871 г. там находилось 11 колоколов, главный, «большой колокол», весом более 11 т., был отлит в Москве на заводе Самгина в 1886 г.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Над головой фигуры сохранились следы примыкания сени в виде арочки со стрельчатым завершением, отмечающей это изображение как чтимый образ; возможно, рядом с ним были помещены или вмонтированы в стену мощи. Мнение о том, что этот образ являлся чтимым, высказывали акад. Ф. Г. Солнцев, Г. Н. Логвин, И. А. Стерлигова; В. Д. Сарабьянов считал возможным, что «особое почитание его (Н.- Авт.) образа было обусловлено присутствием здесь частицы его мощей или какой-то реликвии, связанной с именем этого святого» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 97). В этом же компартименте находятся образы св. епископов древних Церквей М. Азии и Понта, регионов, связанных с местом крещения равноап. кн. Владимира,- святителей Климента, папы Римского, и Капитона Херсонесского, Фоки Синопского. Т. о. была выражена тема вхождения Руси в содружество христ. народов; торжественное представление образа Н. отразило во всей полноте преемственное почитание святителя, характерное для Византии (см. также: Там же. С. 54, 97, 103, 221, 363. Ил. 35, 77, 289, 296). Появление иконы-фрески в декоре киевского княжеского собора согласуется с визант. традицией: подобные образы Н. в рост известны в храмах свт. Николая Каснициса в Кастории, свт. Николая «тис Стегис» близ кипрской Какопетрии (обе росписи - кон. XII в.), в Успенском монастыре Милешева, Сербия (ок. 1228). Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) К числу ранних изображений относится фреска с фигурой Н. из собора княжеского Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (1108-1113, ГТГ). Святой представлен в рост в белом облачении; правой, приподнятой перед грудью рукой он благословляет молящихся, на непокрытой левой - раскрытое Евангелие, к-рое святитель держит перед собой (уникальная деталь для раннего периода древнерус. искусства), по замечанию И.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

XVI в.?) на шитой пелене (по др. версии, на выносном сударе). Пелена была обнаружена в 2005 г. в погребении свт. Арсения Элассонского в Рождественском соборе и, очевидно, принадлежала этому храму или архиерейскому дому ( Преображенский. 2008; Стерлигова И. А. О предназначении тканей со свящ. изображениями, найденных в погребении Арсения Елассонского//Арсений Елассонский - архиеп. Суздальский: Сб. науч. ст. Владимир, 2008. С. 58-70). И. в белом клобуке изображен в верхнем из 2 рядов коленопреклоненных святых; за ним показан свт. Феодор (без клобука; надпись общая: «Сты Иван и Феодор Суждалски чюдтворцы»); в нижнем ряду - прп. Евфимий, свт. Дионисий, кн. Мина и прп. Евфросиния Суздальские. Композиция представляет собой древнейший пример изображения Суздальских чудотворцев (в данном случае в молении Богоматери - покровительнице кафедрального собора) и имеет параллели в произведениях, связанных с др. рус. епархиями. В верхнем ряду, непосредственно перед образами И. и свт. Феодора, вышиты фигуры святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского - своего рода соединительное звено между чтимыми в Суздале чудотворцами и святыми, почитаемыми в Русской и др. правосл. Церквах. Такая композиция подчеркивает святость архиерейского сана и свидетельствует о связи произведения с епископской кафедрой. Тему Собора Суздальских чудотворцев в сокращенном виде воплощает убранство большого киота иконы Божией Матери «Корсунская» из Спасо-Евфимиева мон-ря (ГВСМЗ), вложенного в 1590 г. местным вотчинником Д. И. Черемисиновым: И. в молении представлен на правой пластине киота, над фигурой свт. Феодора; кроме них изображены преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские, еще неск. рус. преподобных, «новый чудотворец» Василий Блаженный и патрональные святые членов семьи заказчика. Судя по нек-рому сходству программ, представители рода Черемисиновых могли вложить в Спасо-Евфимиев мон-рь и крупный образ И., свт. Феодора и прп. Евфимия со св. Василием Блаженным, имевший киот с затворами, к-рый, согласно описи обители 1660 г., находился в Преображенском соборе (Описная книга Спасского мон-ря 1660 г./Публ.: К.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Николай (Шкрумко), в епархии действовали 74 прихода, клир епархии составляли 55 священников, 9 диаконов. Деятельность архиеп. (с 25 февр. 2007 митрополит) Николая в первую очередь была направлена на возрождение и реставрацию храмов. Была предпринята реставрация Александро-Невского собора, получившего статус кафедрального собора И. и У. е. 5 окт. 1994 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В 90-х гг. был отреставрирован Свято-Троицкий собор, рядом с ним появились Иоанно-Предтеченский крестильный храм и Пантелеимоновская ц. В авг. 2007 г. И. и У. е. посетил Патриарх Алексий II, освятивший построенный заново Михайловский собор в Ижевске. В епархии также были построены храмы: во имя свт. Николая Чудотворца (на территории Александро-Невского кафедрального собора), в честь Казанской иконы Божией Матери (на территории Михайловского собора), Царственных мучеников на Северном кладбище Ижевска, Димитрия Донского на территории учебного центра МВД Удмуртской Республики в Ижевске, вмч. Пантелеимона в колонии 4 Ижевска, во имя свт. Николая Чудотворца в колонии 9 Ижевска, Новомучеников и исповедников Российских в Ижевске, вмч. Георгия Победоносца в Воткинске, Георгиевский в пос. Сыга (г. Глазов), во имя свт. Николая Чудотворца в г. Можга, Петропавловский и Иоанно-Кронштадтский в пос. Ува, во имя свт. Николая Чудотворца в с. Якшур-Бодья, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в колонии пос. Азино Завьяловского р-на, во имя арх. Михаила в колонии с. Ягул Завьяловского р-на, ап. Петра в колонии пос. Люга Можгинского р-на, во имя Св. Троицы в с. Дебёсы, вмч. и целителя Пантелеимона в с. Каракулине, Казанско-Богородицкий в пос. Балезино, Покровский в с. Нов. Мултан Увинского р-на. Открыты домовые храмы в колонии ст. Каркалай Увинского р-на, в воинской части пос. Пибаньшур Балезинского р-на, больничные храмы в медсанчасти «Ижмаш» Ижевска и в городской больнице Воткинска. Капитально отремонтировали храмы в селах Чутырь (Игринский р-н), Мостовое, Мазунино, Нечкино (Сарапульский р-н), Валамаз (Селтинский р-н), (Юкаменский р-н), Укан (Ярский р-н), Сюмси (Сюмсинский р-н).

http://pravenc.ru/text/293818.html

Только в Уфимской пров. Оренбургской губ. за 14 лет управления И. было построено более 20 каменных храмов. Так, в Уфимском у. возведены церкви Воскресения Господня и мц. Дарии в с. Надеждине (1841); в Бирском у.- Рождества Христова в с. Печёнкине (1838) и в с. Сарсы (1842), св. Иоанна Предтечи в с. Курачеве (1839) и в с. Андреевка (1845), апостолов Петра и Павла в с. Касеве (1842), Св. Троицы в с. Новотроицком (1844), свт. Николая Чудотворца и св. Василия Амасийского в с. Тепляки (1848); в Мензелинском у.- свт. Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких (1838) в с. Бережные-Челны, св. Илии прор. и вмч. Димитрия Солунского (1836-1849) в с. Прости, арх. Михаила в с. Языкове (1842), Нерукотворного образа Спасителя (1842) в с. Новоспасском, Богоявления и Казанской иконы Божией Матери (1842) в с. Круглое Поле, Смоленской иконы Божией Матери (1843) в с. Николаевка, свт. Митрофана Воронежского и свт. Василия Великого (1840-1850) в с. В. Уратьма; в Стерлитамакском у.- Преображения Господня (40-е гг. XIX в.) в д. Преображеновке, св. Иоанна Предтечи (1846) в с. Ивановском-Кравкове, Вознесенская ц. с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца (1848) на месте сгоревшей деревянной в с. Табынском, где находилась явленная чудотворная Табынская икона Божией Матери, начато возведение Михаило-Архангельской ц. (1848-1852) в с. Александровском-Зубове; в Челябинском (впосл. Златоустовском) у.- свт. Иоанна Златоуста и св. Иоанна Предтечи (1840) в с. Емаши и др. Были построены также деревянные Троицкая ц. (1837) в с. Чегодаеве, Никольская ц. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1841) в с. Рязановка Стерлитамакского у., сооружена из разобранного здания старого бирского собора Казанская ц. (1844) в с. Емашеве Бирского у. По указам Синода на территории епархии впервые появились походные церкви: при Ставке хана Внутренней киргиз. орды (1843), в Новопетровском укреплении (1847) на берегу Каспийского м., в новоустроенных в 1845 г. в Оренбургской киргиз. степи (впосл. Тургайской обл.) укреплениях: Оренбургском (ныне с. Тургай, Казахстан; освящена в 1852) и Уральском (ныне с. Иргиз, Казахстан; освящена 11 июля 1848). Если на территории епархии к 1837 г. имелось 332 храма, то к концу управления епархией И. (1850) их число достигло 455: из них 280 каменных.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Знаменский собор в 1999 году был признан памятником областного значения. Все это дает возможность для экскурсионного посещения собора разнообразными группами: туристическими; учащимися школ, колледжей, студентами вузов по руководством преподавателей; группами из Воскресных школ епархии. В качестве экскурсоводов привлекаются клирики собора. Настоятелю собора директором Областного детского экскурсионно-туристического центра было вручено официальное благодарственное письмо. Святынями собора являются: хоругви бывшей Знаменской церкви; дарственные иконы – Божией Матери Донская, Собор Архистратига Михаила и Покров Пресвятой Богородицы, подаренные губернатором А.Г. Тулеевым. По просьбе Владыки Софрония со святой горы Афон (Греция) была привезена копия Вратарницы – икона Божией Матери Иверская. В храме имеются также иконы с частицами мощей двенадцати Апостолов, привезенные из д. Даниловка Тяжинского района; свт. Иоанна Тобольского, свт. Филарета Московского, свт. Иосафа Белгородского, исповедника Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского, прав. Феодора Санаксарского (Ушакова). Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх 26 апреля 2008 г. совершил.торжественную передачу Знаменскому кафедральному ковчега с частицами мощей 83-х святых, покоящихся в ближних и дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Мощи получены по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 19 декабря 2008 г. в соборе состоялась торжественная передача частицы мощей свт. Николая Чудотвоца, еп. Мирликийского – дара епископу Кемеровскому и Новокузнецкому Аристарху от монсеньора Андония Николая, настоятеля прихода Святой Луции в Риме, посредством архиепископа Антонио Меннини, представителя Святого Престола в Российской Федерации. Эта частица мощей постоянно находится в соборе, в мощевике иконы свт. Николая Чудотворца. %20 " > Кузбасс Православный   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=10787

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010