В мае 2007 года, в связи с 165-летием со дня освящения, Никольский храм получил статус Морского собора. К этому дню архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн передал в дар Никольскому Морскому собору частицу мощей свт. Николая Чудотворца. В 2009 году была отреставрирована колокольня собора, купол был перекрыт золотистым булатным железом. 22 мая 2015 года архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн освятил памятник святителю Николаю Мирликийскому, установленный в ограде собора. По материалам официального сайта pravoslavie.ks.ua Свято-Николаевский морской собор в Херсоне возведен в 1842 г. на средства потомка гетманского рода Дорошенко, коллежского асессора Я. Дорошенко. Расположен в Забалковским предместьем, которое было отделено от города глубоким оврагом (балкой). Первый деревянный храм Св. Николая Чудотворца появился здесь в нач. XIX в., но быстро обветшал, и тогда возникла необходимость строительства новой церкви. Каменный храм в стиле классицизма имеет сферический купол и двухъярусную колокольню. В годы Крымской войны в Николаевской церкви отпевали защитников Севастополя, умерших в херсонских госпиталях. В 2007 г. Свято-Николаевскому храму был присвоен статус морского собора. http://www.cityplaces.info/ru/Ukraine/ Одним из украшений города Херсона является Свято-Николаевский морской собор, который размещается на так называемой Забалке. Согласно истории, Забалка – одно из предместий Херсона, которое раскинулось за глубоким оврагом (балкой), активно начало застраиваться лишь в начале 19 ст. Здесь для нужд верующих на берегу реки Кошевой у военного госпиталя и была построена небольшая деревянная церквушка. Освящен храм был во имя Святого Николая Чудотворца. Позже в 1918 г. церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церквушка обветшала, и тогда возник вопрос о ее замене на большой каменный храм. Но поскольку население Забалки было в основном бедное, то и сбор средств на постройку храма был крайне проблематичен. На помощь местным жителям пришел коллежский асессор И.А. Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму. На эти средства в центре новой рыночной площади был возведен новый каменный храм Святого Николая Чудотворца в стиле классицизма, со сферическим куполом и трехъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=41942

В 2000 году церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань была включена в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения. Частичная реставрация церкви осуществлена с отступлениями от проекта: над храмом устроен деревянный восьмигранный барабан несколько бутафорского вида, разобраны малые кирпичные барабаны. Естественно, это не соответствует первоначальному облику памятника и требует изменений. Агафонова И.С., Давыдов А.И. Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области. Храм прихода каменный, трехпрестольный: главный - в честь свт. и Чудотворца Николая, правый - в честь Свт. Дмитрия, митр. Ростовского, освящен малым чином в 1997 году, левый - в честь прп. Алексия человека Божия, освящен малым чином в 2001 году. Храм был построен в 1904 году. В 30-е годы ХХ века закрыт, частично разрушен в 1940 году. После возвращения храма Нижегородской Епархии в 1996 году в храме были начаты восстановительные работы. Богослужения в храме регулярно совершаются с 1997 года. Во исполнение постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (2-5.02.2013г.), основываясь на «Программе обеспечения мест для молитвы в населенных пунктах Нижегородской Епархии и формирования территориального принципа организации Приходов» настоящим благословляется: определить границы Прихода церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Пешелань Арзамасского района Нижегородской области в пределах следующих территориальных образований Арзамасского района: с. Казаково, с. Пешелань, с. Ленинское, д. Вацкое, д. Березовка, с. Кожино, д. Князевка, с. Заречное, д. Чуварлейка, д. Шерстино, д. Озерки, д. Сальниково. Возложить ответственность за полноценное вовлечение в церковную жизнь жителей всех без исключения населенных пунктов в границах Прихода, регулярное отправление богослужений в местах для молитвы на настоятеля Прихода церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Пешелань Арзамасского района Нижегородской области.

http://sobory.ru/article/?object=11625

Ламаниха. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ламанская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Ламаниха южнее д. Паричино, Несвойское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца на Ламанихе упоминалась в окладной книге 1618 г. Николаевская церковь, 1772 и 1789 г.г.(?). Каменная, одноэтажная, трехпрестольная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прп. Димитрия Прилуцкого (освящён после ремонта 6 октября 1868 г.), вмч. Димитрия Солунского. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран церковый староста, крестьянин д. Блинова Михаил Федорович Кудряков. Вологодская обл., Вологодский район, с. Ламаниха. Храм построен в 1778 году. В 1772 году освящён храм с двумя пределами в честь прп. Димитрия Прилуцкого и вмч. Димитрия Солунского. В 1787 году освящён каменный храм с пределом свт. Николая Мир Ликийского чудотворца. С этого времени храм имеет тот вид, который сохранился до наших дней. В 1947 году закрывался на полгода. http://svnik-lam.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Верхние ярусы колокольни Никольской церкви на Ламанихе являются почти точным повторением колокольни вологодской церкви св. Варлаама Хутынского (http://sobory.ru/photo/129795), построенной в те же 1770-е гг. На глухой русованый куб поставлен ярус звона, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными колоннами. Венчает колокольню сложной формы шатер, также с вогнутыми гранями, увенчанный тонким грушевидным шпилем. Колокольня Варлаамовской церкви поставлена на кровлю единого двухэтажного здания храма, что снижает производимый ею художественный эффект. Храм на Ламанихе состоит из 3-х объемов - четверика собственно церкви, очень низкой трапезной и трехъярусной колокольни. Такая композиция гораздо удачнее: колокольня здесь эффектно возвышается над трапезной. Подражанием верхнему ярусу колокольни вологодской церкви преп. Варлаама Хутынского с венчающим ее шатром и шпилем, но в очень грубых пропорциях, заметно в колокольне  Троицкого собора Череповца . 14 октября 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08612

Косякова в русском стиле. 15 окт. 1917 г. на углу Бочарной и Богоявленской улиц была устроена и в том же году освящена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Троицкого об-ва трезвости, приписная к собору и Богоявленской ц. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. В февр. 1918 г. институт морского духовенства был ликвидирован и собор перешел в подчинение епархиального архиерея - сщмч. Вениамина (Казанского), митр. Петроградского и Гдовского. Собор «национализирован» в янв. 1918 г. 7 марта 1919 г. собор был передан по договору в пользование новообразованному приходу. В общем списке прихожан собора и Богоявленской ц. в марте 1919 г. было указано 946 чел., в значительной части - из военнослужащих. Средства на 1 янв. 1919 г. составляли 68 007 р., в т. ч. 46,2 тыс. р.- в процентных бумагах, к-рые вскоре были реквизированы. В 1919 г. церковный дом на углу Б. Екатерининской и Бочарной улиц (впосл. ул. Советская, д. 1) перешел в ведение городских властей, и члены причта с семьями были вынуждены покинуть квартиры. 2 окт. 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР подтвердил национализацию дома. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза коммун Северной обл. от 7 авг. 1918 г. закрыли обе гимназические и ряд др. домовых церквей в Кронштадте. При этом часть имущества 2 из них (блгв. кн. Александра Невского 200-го пехотного Кронштадтского полка и свт. Николая Чудотворца при муж. гимназии им. имп. Александра II) была передана в Николаевский собор. После закрытия в февр. 1920 г. храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже в собор передали большую часть икон (в т. ч. 3 образа свт. Николая в серебряных ризах), в собор перешел служить бывш. настоятель церкви, ученик прав. Иоанна Кронштадтского свящ. Николай Иванович Ложкин. В дек. 1918 г. скончался прот. Василий Погодин, в янв.-июле 1919 г. настоятелем храма был прот. Виктор Васильевич Плотников (впосл. Венедикт, епископ Кронштадтский, в 1924-1925 управлявший Петроградской епархией, в 1937 расстрелян). При нем 2 июня 1918 г. в соборе служил молебен свт. патриарх Тихон. С 3 июля 1919 по февр. 1920 г. обязанности настоятеля исполнял свящ. Василий Матвеевич Братолюбов, в кон. февр. настоятелем был назначен прот. Павел Иванович Виноградов. В мае 1920 г. на освящение бокового придела собора в Кронштадт в сопровождении прот. Виктора Плотникова и председателя епархиального совета прот. сщмч. Михаила Чельцова приехал митр. сщмч. Вениамин. После освящения придела владыка и его спутники были арестованы ЧК за якобы незаконное пребывание в городе лишний день, но на следующий день отпущены. Также временно арестованному свящ. Павлу Виноградову запретили жить в Кронштадте, и он вынужден был уехать из города. После этого обязанности настоятеля до марта 1921 г. вновь исполнял свящ. Василий Братолюбов.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1997 и 1999. Архитектор:С.И. Крюков Ссылки:   Адрес: г. Санкт-Петербург, Колпинский р-н, г. Колпино, ул. Адмиралтейская, д. 42 Координаты: 59.7401, 30.59465 Проезд:из СПб (метро " Звездная " ) - авт. 296, от вокзала г. Колпино - авт. 390 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя святителя Николая Чудотворца Свято-Троицкого прихода. Деревянный храм с луковичной главкой над четырехскатной крышей возведен в 1997 - 1999 годах. С трех сторон здания расположены небольшие двухстолпные портики с треугольными фронтонами. Закладка этого небольшого храма, проект которого был разработан колпинским архитектором Сергеем Игоревичем Крюковым, состоялась 6 сентября 1997 года. Малое освящение новопостроенной церкви совершил 5 июля 1998 года её первый настоятель иерей Сергий Ромадов. Церковь освящена в честь небесного покровителя города Колпино - святителя Николая Чудотворца. Однопрестольный храм, стены и свод которого изнутри аккуратно обшиты вагонкой, вмещает в общей сложности до 100 человек. Алтарь храма отделен довольно простым одноярусным иконостасом. Находящийся на правом клиросе образ святителя и Чудотворца Николая является храмовой святыней, перед которой служатся молебны. В ближайшем будущем приход планирует возведение рядом с деревянным каменного храма в честь Святой Троицы – в память о существовавшем в центре Колпина с XVIII века Троицком соборе (арх. С. И. Чевакинский), разрушенном в годы Великой Отечественной войны. Здание храма будет возведено на берегу разлива реки Ижоры в пределах проектируемой парковой зоны г. Колпино. На месте предполагаемого строительства храма, проект которого в " новгородском " стиле уже разработан, в 2000 году установлен закладной восьмиконечный крест. Кроме Свято-Троицкого собора и Никольской церкви, проектом предусматривается разместить на участке звонницу (в которой будут располагаться воскресная школа и библиотека), а также церковный дом. (сведения из статьи М. Мещанинова в альманахе " С.-Петербургские Епархиальные ведомости " 28-29) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Официальный сайт Свято-Троицкого прихода г. Колпино www.sobor-kolpino.narod.ru Там вы можете прочитать и про церковь Свт. Николая Чудотворца г. Колпино www.sobor-kolpino.narod.ru/xramnicola/nicola.htm 27 февраля 2005. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00693

Начало крестного хода с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Фотография. 2010 г. Начало крестного хода с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Фотография. 2010 г. В Иркутске почиталась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Чтимый ее список с 20-х гг. XVIII в. находился в кафедральном Богоявленском соборе, от него происходили многочисленные чудотворения. С сер. XVIII в. ежегодно в мае - июне совершались крестные ходы с чудотворной иконой по угодьям сел Куды, Оёк, Урика, а также по трактам Московскому, Якутскому и Кругобайкальскому. К чудотворному образу прибегали в различных ситуациях. В Иркутской летописи описан крестный ход 23 авг. 1797 г. из Богоявленского собора к колокольному заводу. На заводе были сделаны 2 неудачные попытки изготовить большой колокол для Богоявленского собора, после усердного моления перед Казанской иконой колокол удалось отлить. В 1894 г. на центральной Тихвинской пл. (ныне пл. им. Кирова) было закончено строительство Казанского собора, сооруженного на средства иркутского купца Е. А. Кузнецова; чудотворная икона была перенесена в новопостроенный собор. 28 окт. 1794 г. икона была обложена серебряным с драгоценными камнями окладом, выполненным московскими ювелирами. В 1922 г. драгоценный оклад был конфискован наряду с 2023 предметами из драгоценных металлов и камней, изъятыми из иркутских храмов. Чудотворная Казанская икона в 20-х гг. XX в. была записана иркутским худож. К. И. Померанцевым, в наст. время хранится в Иркутском обл. художественном музее. Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) В 20-х гг. XVIII в. в устье р. Голоустной на сев. берегу Байкала был явлен резной образ свт. Николая Можайского. Иноки Посольского мон-ря поставили на этом месте часовню, в к-рой поместили найденную икону. Позднее ее перенесли в Посольский мон-рь; когда лед покрывал Байкал, образ с крестным ходом приносили на неск. дней в часовню. В 1760 г. близ дер. Мука (ныне пос. Семигорск Нижнеилимского р-на) была построена деревянная часовня во имя свт. Николая Чудотворца, где находилась чтимая чудотворная икона святителя. По преданию, образ был обретен зверопромышленниками в лесу на дереве, неск. раз образ уносили в деревню, но он возвращался на место, где был найден, и здесь была построена часовня. Об этой иконе существовало др. предание, согласно к-рому она была вывезена в кон. XVII в. из Албазинского острога (см. Албазинцы ). В 1864 г. вместо ветхой часовни была сооружена деревянная церковь, приписная к илимской Спасской ц. В наст. время чудотворная икона свт. Николая хранится в правосл. семье в Усть-Илимском р-не.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Память о существовании икон типа I. c. отмечалась еще в XI-XII вв. В визант. источниках этого времени упоминаются иконы σκυτριον - в форме щита. С этим определением они фигурируют, напр., в завещании 1059 г. протоспафария Евстафия Воилы - икона вмч. Георгия Победоносца и Распятие (греч. текст: Бенешевич В. Н. Завещание визант. боярина XI в.//ЖМНП. 1907. Н. с. Ч. 9. Май. С. 218-231; пер.: Бельтинг. 2002. Прил. С. 581); в описи 1085 г. мон-ря Богородицы Елеусы в Велюсе близ Струмицы - «металлическая икона Спасителя в форме щита» ( Бельтинг. 2002. Прил. С. 582). Однако следует заметить, что слово σκυτριον происходит от лат. scutus, обозначающего, как и clipeus, определенный тип щита, а именно прямоугольной формы. В алтарной части росписи костницы Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.), сохранились изображения икон круглой формы с нарисованными же элементами крепления к стене - петельками и гвоздиками. Однако здесь «скорее имитируется древний обычай, чем воспроизводятся реальные иконы XII в.», а сам тип круглой иконы, вероятно, становится в это время «иконографическим воспоминанием» ( Смирнова. 2003. С. 322). В качестве подтверждения раннего существования на Руси круглых, писанных на доске икон как пришедших из Византии может рассматриваться икона свт. Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ; XVI в., повторяет образ нач. XII в. (см.: Там же. 2003. С. 323-329); XII в. под записями XVI-XX вв. (см.: Гордиенко. 2007. С. 111-116)), к-рая, согласно преданию, прибыла из Киева по воде. Лит.: Dobsch ü tz E., von. Christusbilder: Untersuch. z. christl. Legende. Lpz., 1899; Bolten J. Die imago clipeata: Ein Beitrag zur Portrait - und Typengeschichte. Paderborn, 1937; Grabar A. L " imago clipeata chrétienne//CRAI. 1957. Vol. 101. N 2. P. 209-213 (то же, изм. загл.: L " агт de la fin de l " antiquité et du Моуеп Âge. Р., 1968. Vol. 1. P. 607-613); LCI. Bd. 8. Sp. 40-41, 43, 404-405; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002; Смирнова Э. С. Круглая икона свт. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора: Происхождение древнего образа и его место в контексте рус. культуры XVI в.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 314-340; Гордиенко Э. А. Икона свт. Николая на круглой доске из Никольского собора в Новгороде//Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: [Мат-лы и исслед.]. М., 2007. С. 111-116; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в.: Кат. М., 2008. Кат. 5.

http://pravenc.ru/text/389473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСЕДНЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Поставление часовни и креста на месте явления Богородицы и свт. Николая. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. сер. XVII в. (ГИМ) Поставление часовни и креста на месте явления Богородицы и свт. Николая. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. сер. XVII в. (ГИМ) находился в Тихвинском у. Новгородской губ., в 4 верстах от г. Тихвина. Основан на месте явления в XIV в. пономарю Георгию (Юрышу) Божией Матери со свт. Николаем Чудотворцем. Первоначально в 1383 г. здесь была построена деревянная часовня с крестом, сделанным из сосновой колоды, на к-рой, по преданию, явилась Богородица. Повелением вел. кн. Василия III Иоанновича на месте сгоревшей часовни в авг. 1515 г. была построена деревянная церковь и начато устроение обители. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича , посетившего Тихвин, вместо деревянной церкви были заложены 2 каменные: собор свт. Николая с приделом в честь Рождества Богородицы и храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной. На деньги царя была построена колокольня и др. монастырские постройки. Согласно II Новгородской летописи, 13 июня 1563 г. при игум. Ионе Мухе Б. м. полностью сгорел, но вскоре был отстроен. В писцовой книге Обонежской пятины 1583 г. упоминается каменная Никольская ц. и деревянная трапезная ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1613 г. Б. м. был оккупирован швед. войсками, после освобождения вновь был восстановлен. С 1607 по 1663 г. был приписным к тихвинскому Большому мон-рю . В 1662-1670 гг. настоятелем Б. м. подвизался игум. Досифей , впосл. основатель Выговского общежительства . К нач. XVII в. мон-рю принадлежала дер. Заболотье, 4 пустые деревни и пустошь, в к-рых было 2 крестьянских и 11 пустых дворов. До 1764 г. мон-рь имел в Обонежской пятине 2 деревни с пустошами и землями, где крестьяне безоброчно работали для обители: в дер. Паголде - 66 чел. и в дер. Горушке - 22 чел. В 1764 г. Б. м. был упразднен, крестьяне отобраны у мон-ря и причислены в оброчное ведомство с занимаемыми участками земли. В 1774 г. по ходатайству братии Б. м. был восстановлен как самостоятельный заштатный, обители возвратили прежние владения. В 1815-1818 гг. возведена каменная колокольня в 3 яруса, примыкавшая к зап. стене Никольского собора. На месте разобранной каменной ц. св. Иоанна Предтечи была построена и 6 окт. 1829 г. освящена ц. Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/78230.html

4 дек. 1974 г. по инициативе руководителя Северодвинского отделения Всероссийского об-ва охраны памятников истории и культуры Л. И. Черняевой комплекс мон-ря был признан памятником архитектуры гос. значения. 1998-2015 гг. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. 2012 г. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. 2012 г. 1 мая 1998 г., в день памяти святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских, впервые с разрешения администрации «Севмашпредприятия» у стен Никольского храма еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил праздничный молебен. Святые Евфимий, Антоний и Феликс получили наименование «небесных покровителей града Северодвинска» и стали поминаться на отпустах. Впосл. по согласованию между епархиальным управлением и администрацией «Севмашпредприятия» жители города участвовали в праздничных молебнах на территории бывшего монастыря. В 1998-2000 гг. молебен служили перед входом в Никольский собор, с 2003 г.- в центральном приделе собора. В др. дни монастырские храмы по-прежнему выполняли роль заводских помещений. В Никольском соборе располагался участок шиномонтажа, сварочный участок и склады, а также участок мойки тары, в Успенском храме - администрация одного из цехов, в бывш. братском корпусе - швейная, слесарная и др. мастерские. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе стали еженедельно служить молебны. 2 и 4 авг. 2004 г. генеральным директором ФГУП «ПО «Севмаш»» были подписаны решения «об открытии для совершения богослужений Никольского собора» (молебны стали служить каждый четверг) и «о проведении восстановительных работ в Николо-Корельском монастыре», согласно которому все заводские службы предполагалось вывести из монастырских зданий. В галерее, примыкающей к сев. стене Никольского собора, был устроен придел, освященный иерейским чином 7 апр. 2005 г. во имя прп. Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских. В тот же день впервые после 85-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 1 мая 2009 г. в центральном приделе Никольского собора впервые после закрытия К. м. была отслужена литургия архиерейским чином (ранее неск. лет архиерейские богослужения совершались только в приделе святых Евфимия, Антония и Феликса). Возглавлял богослужение еп. Архангельский и Холмогорский Тихон. 22 авг. 2009 г. состоялось первое в истории мон-ря патриаршее богослужение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) отслужил всенощное бдение накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Соловецких. С 2011 г. настоятелем Никольского собора является митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских). В Никольском соборе регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников - всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни - Божественная литургия; по четвергам служатся молебны во время обеденного перерыва заводчан.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010