21-24), как и др. мест Евангелия (напр., Лк 6. 37 - Tertull. De orat. 7). Ежедневная молитва о грехах служит спасительным напоминанием для нас о необходимости избавления от высокомерия ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 16). По мнению Оригена, каждый в этой жизни имеет обязанности по отношению к себе, к др. людям и к Богу, так что вся жизнь связана целой сетью взаимных обязательств. Соответственно осознание того, что исполнить все обязанности и отдать долги невозможно, заставляет нас быть снисходительными к тем, кто нам должны, исполняя тем самым слова Христа (Лк 17. 3-4). Кроме того, он замечает, что вариант 2-й части этого прошения у евангелиста Луки звучит так: «потому что и мы прощаем каждому из должников... [вариант: всем должникам]», тем самым это чтение направлено против тех, кто готовы прощать только сокрушающимся о своих грехах против нас ( Orig. De orat. 2-7; ср.: Ibid. 18. 2). Также и блж. Августин говорит, что слова молитвы побуждают прощать все грехи, в т. ч. и тех, кто не просит о прощении (ср.: Мф 5. 44 - Aug. Domin. in Monte. II 8. 29). По мнению свт. Кирилла Иерусалимского, этими словами «мы заключаем с Богом договор, чтобы Он простил наши грехи, как мы - нашим ближним» ( Суг. Hieros. Mystag. V 16). Поскольку прощение грехов - свойство Бога (Лк 5. 21), то это прошение для свт. Григория Нисского говорит о необходимости уподобления Христу (1 Кор 11. 1 - Greg. Nyss. De orat. Dom. 5. 2-4). У свт. Григория, Оригена и др. грекоязычных авторов, как и в лучших рукописях Мф 6. 12 (Ватиканский, Синайский кодексы; в отличие от Лк 11. 4), 2-я часть этого прошения представлена в версии с использованием глагола «прощать» в форме аориста: φκαμεν τος φειλταις μν («как и мы простили/оставили должникам нашим» - см., напр.: Cyr. Alex. In Zach. 7. 1; см.: Nestle-Aland. NTG. S. 13). Ряд исследователей видят в этой форме элементы литургического использования молитвы, тем более что подобное истолкование применимо и к близким по смыслу к этому прошению словам Мф 5. 23-24 ( Rordorf.

http://pravenc.ru/text/2581755.html

Букв. “чтобы не покрыла их скорбь”. 21 Гимн написан пятнадцатисложным тоническим размером. 22 Речь идет о преп. Симеоне Студите. 23 Букв. “новые вместе и древние, божественные и сокровенные”. Преп. Симеон писал гимны в честь своего духовного отца еще до того, как он был признан святым. Это и было одним из пунктов обвинения, выдвинутого против него Стефаном Никомидийским. См. Vie 72—73. 24 Букв. “любовь (pothos) называется у меня болью (ponos) и является таковой”. 25 Преп. Симеон использует классические богословские термины ousia (сущность) и fysis (природа) в значении тождественных понятий. 26 Ср. 2 Пет. 1(естество ­­ природа). 27 Ср. Пс. 81:6. 28 В некоторых рукописях есть строка, пропущенная в Patm.427 (XIV в.). Восстановив ее, получаем следующий текст: “Слава Твоему благоутробию и снисхождению, что, будучи Богом по природе, Ты стал человеком”. 29 Букв. “соединив”. 30 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Центральная тема гимна — учение о бесстрастии, раскрываемое на примере некоего “мужа желаний духовных”, т.е., вероятно, преп. Симеона Студита. 31 Букв. “Кто преступил преграду (стену) своей плоти? Кто, пройдя мрак тления и оставив весь мир, скрылся?” К этому стиху в рукописи Marcianus 494 (XIII в.) имеется схолия: “Отсюда становится ясно, что и сам пишущий сие отец был восхищен на небо вне тела, как это рассказано в другом месте” (SC 156, 23). 32 Ср. 1 Кор. 1:20. 33 Выражение “муж желаний” заимствовано из Ветхого Завета (Дан. 10:19). В богослужебных песнопениях Восточной Церкви это выражение встречается применительно к тому или иному святому. См., например, службу св. Николаю (Минея месячная за 6 декабря; вечерня; стихира на стиховне): “Человече Божий и верный рабе, слуго Господень, мужу желаний...” 34 Букв. “Если бы ты даже видел, что он безобразничает и устремляется к (странным) действиям”. 35 Букв. “воссоздаюсь и обоживаюсь”. 36 Кодер предполагает, что гимн посвящен преп. Симеону Студиту, скончавшемуся около 986—987 гг. Однако, поскольку герой гимна назван “сладчайшим братом”, такое предположение кажется маловероятным. Скорее, речь может идти об одном из монахов, друзей преп. Симеона Нового Богослова. Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Что такое конец, что такое эсхатон? Это край, предел! А все, что происходит за пределом данного мира, данного пространства, данного времени, мы называем трансцендентной реальностью. Это потусторонняя, божественная реальность. Вот, например, в книге Апокалипсис : там апостол Иоанн сначала пребывает на земле, на острове Патмос, где он был в ссылке, но потом «в Духе» (то есть в экстатическом порыве) он поднимается сквозь двери, открытые на небе, поднимается на небо, и его взгляд устремляется с неба на землю. Он попадает в трансцендентную сферу, за эсхатон, за пределы нашего пространства и времени. А какие были первые слова Иисуса Христа, когда Он после Крещения и искушения в пустыне вышел проповедовать? «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15 — это первые Его слова, зафиксированные евангелистами. И если точнее их переводить, они будут звучать: вот, исполнился срок, назначенный Богом, и уже сейчас пришло Царство Небесное (в оригинале стоит тут глагол в перфекте), покайтесь и веруйте в это Евангелие, в эту Благую весть. А в чем состоит «Благая весть»? Да в том, что Царство Божие уже здесь, что мы уже живем в эсхатоне. Потому что там, где Иисус Христос , там, где я живу с Ним, где я соединен с Ним, там я живу уже не только этим миром, но и миром потусторонним, так я перешагиваю за эсхатон. Читайте также — Конец света Это прекрасно выражено в некоторых местах Священного Писания Нового Завета. Например, апостолом Павлом, когда он говорит своим чадам: «Вы уже оживлены Христом, вы уже живете во Христе, вы уже на небесах!» Как на небесах? Я же на земле! — Ну и что? Мы и на земле, и на небесах! — Да нам еще спасаться нужно! — Да бросьте, Вы уже спасены! (см. Рим. 3: 24). Вы уже совершенные! (см. 1 Кор. 2: 6). Но, с другой стороны, наше спасение только в будущем (см. Рим. 8: 23), совершенство еще впереди (см. Флп. 3: 12)! Таких на первый взгляд парадоксальных мест в Новом Завете очень много, но логически они легко разрешаются. Дело в том, что в спасении сосуществуют два аспекта. Один аспект объективный, от нас независимый, а второй субъективный, зависимый от нас. Это можно проиллюстрировать таким примером: вот человек пребывает в тюрьме. Он не свободен. Он сидит в камере, со всех сторон ограничен стенами и решетками, как все мы ограничены нашей греховной природой. И вдруг выходит указ президента: помилован! Что же? Появляется стражник, который открывает двери моей темницы и говорит: ты свободен! Но чтобы реализовать свою свободу, свое спасение, мне нужно еще сделать несколько шагов по направлению из камеры. Вот тогда я буду по-настоящему спасен и свобода моя будет реализована.

http://pravmir.ru/konets-sveta/

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла 24 мая 2011 г. 14:00 24 мая 2011 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, члены Священного Синода Русской Православной Церкви поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый Отец! Христос Воскресе! Сим пасхальным восклицанием позвольте сердечно приветствовать Вашу Святыню в знаменательный день, когда вся Полнота Русской Православной Церкви молитвенно прославляет равноапостольный подвиг святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и вместе с тем торжественно отмечает день тезоименитства своего Великого господина и Отца.  Промыслительно и глубоко символично, что имя одного из Солунских братьев Кирилла было воспринято Вами в монашестве. Именно оно предопределило главное содержание всей Вашей последующей жизни, жизни целиком и полностью отданной миссионерскому служению и просвещению, вдохновенной Евангельской проповеди и убедительному свидетельству о Том, Кто Сам есть Путь и Истина и Жизнь (см. Ин. 14:6).  Нам, Вашим сослужителям и соработникам, членам Высшего Церковного Совета и Священного Синода, Господь даровал сегодня особую радость молиться купно с Предстоятелем Церкви в Успенском Соборе Московского кремля, от Единой Чаши причащаться Святых Христовых Таин и вместе благодарить Бога за Его щедрые милости, обильно ниспосылаемые архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам, пребывающим под Вашим Первосвятительским омофором как в России, так и в десятках других стран мира.  Миссия Церкви во все времена неизменна. Спасать людей и провозглашать правду Божию это не только великое, но и весьма многотрудное дело. Оно требует напряжения духовных, интеллектуальных и физических сил. Невидимая брань с врагом рода человеческого не затихает никогда. Даже при внешнем благополучии и видимых успехах люди Церкви знают, сколь хитер и коварен отец лжи. Вы, Ваше Святейшество, на переднем краю этой борьбы за души человеческие, купленные дорогою ценою (см. 1 Кор. 7:23 ). Вам хорошо известно, какими исключительными силами нужно обладать, чтобы выстоять и победить. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» , говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 5:4). Вот основа христианской жизненной стойкости, неисчерпаемый ресурс сил. И Вы всем нам являете пример такой всепобеждающей веры: мужественной и крепкой, способной преодолевать искушения и разделения, противостоять стихиям мира сего, «сокрушать и демонов немощные дерзости» . Поистине, Вы, подобно апостолу языков, все можете в укрепляющем Вас Господе Иисусе Христе (см. Флп. 4:13). 

http://patriarchia.ru/db/text/1493251.ht...

Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно видна в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но, конечно, и остальные три Евангелия имеют ту же цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Его предвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве, а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в " последние дни " (Евр. 1:1) стал человеком. Второе лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия — Иоанн именует " Словом " . Тут важно знать и помнить, что греческое " логос " означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия " Словом " значит то же, что и наименование его титулом " Премудрость " (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ап. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа — " Божия Премудрость " . Учение о " Премудрости Божией " , несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Филона. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым. " В начале было ( бе ) Слово " означает, что Слово совечно Богу, причем дальше св. Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога в отношении Своего бытия и что, следовательно, Оно единосущно Богу, и, наконец, он прямо называет Слово Богом: " И Слово было Бог " . Здесь слово " Бог " употреблено по-гречески без сочлена, и это дало повод арианам и Оригену утверждать, что Слово не такой же Бог, как Бог Отец. Однако это просто недоразумение. На самом деле здесь скрыта глубочайшая мысль о неслиянности лиц Пресвятой Троицы. Отсутствие сочлена указывает на то, что речь идет о том же предмете, о котором говорилось перед тем; поэтому, если бы Евангелист употребил так же сочлен " о Феос " (по-греч.) и во фразе " Слово было Бог " , то получилась бы неверная мысль, будто " Слово " есть тот же Бог Отец, о Котором говорилось выше. Поэтому, говоря о Слове, Евангелист называет его просто " Феос " , указывая этим на Его Божественное достоинство, но и подчеркивая вместе с тем, что Слово имеет самостоятельное ипостасное бытие, а не тождественно с ипостасью Бога Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Поначалу Айнуры не способны составить подлинно стройный хор, потому что понимают Илуватара лишь отчасти; каждому из них открывается лишь одна грань богопознания, они плохо понимают друг друга. Но, внимая Илуватару и друг другу, они все более совершенствуются; их взаимопонимание растет; растут гармония и единство, образуя стройность не только хора голосов, но и “хора помыслов”. Но ведь и ангелам доступно высшее ведение (см. Мк 13:32), и они не знают вполне всего существа Божия (см. 1 Кор 2:11). Псевдо-Дионисий пишет о том, что причастие ангелов божественному знанию служит к их очищению 19 . Кроме того, музыка для христианского мировосприятия есть прежде всего способ и путь к самосовершенствованию. Боэций, канонизированный католической церковью под именем св. Северина, писал, что “музыкант — это тот, кто совершенен в рассуждении” 20 . Таким образом, просвещаясь светом Божества и славословя Его, “погружая свой взор, — по словам свт. Василия Великого, — в красоту Божию” 21 , и существуют ангелы. Толкин называет чертоги Илуватара — “Чертогами Безвременья” 22 . Что же говорит о времени и об отношении к нему мира ангельского христианское вероучение? “Еще ранее бытия мира, — пишет свт. Василий Великий, — было некое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы” 23 , то есть ангелов. Это превысшее времени состояние в христианской традиции называется эоном — “вневременной формой тварного существования, свойственной бытию сверхчувственному” 24 . По определению преп. Максима Исповедника, “эон — неподвижное время, тогда как время — это эон, измеряемый движением” 25 . Не останавливаясь на этой обширной и сложной теме, скажем только, что толкиновские “чертоги Безвременья” вполне укладываются в рамки христианского учения об эонах. Итак, Илуватар созывает всех Айнуров и задает им мощную музыкальную тему, “открыв им вещи огромней и удивительней всего того, что являл прежде” 26 . Илуватар творит мир так же, как творят свои произведения композиторы. Как же соотносится это с христианским взглядом на способ Творения и на роль самого Творца? В Никео-Царьградском Символе Веры Бог-Отец называется “Творцом неба и земли”, причем в греческом оригинале слово Творец может означать и Поэта. Таким образом Бог в “Символе Веры” — “Поэт неба и земли”, все творение Которого “хорошо весьма” (Быт 1:31). Отцы Церкви очень любили сравнивать Бога с художником. Бл. Феодорит Киррский писал, что “как при созерцании красивого и величественного сооружения или искусной картины на ум приходит мысль о художнике, так и красота природы возбуждает мысль о ее Создателе” 27 . Итак, и здесь Толкин не выходит за рамки традиционной христианской мысли.

http://pravmir.ru/sotvorenie-mira-v-mife...

   Вот — дары, которые готовит терпеливым милосердный и сострадательный Господь. Это дары — и в жизни сей привременной. Это дары — и в жизни иной, вечной, которая состоится по общем воскресении.    Но как же нам, душа моя, стать достойными этих даров?     «Блаженни есте, — сказал Господь, — егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради» (Мф. 5:11). Блаженны, когда терпение ваше совершается ради Господа и во славу имени святого Его (См.: Мф. 10:22; Мк. 13:13). Блаженны, если найдете силу терпеть до конца, по примеру праведного Иова, потому что только «претерпевший до конца будет спасен» (См.: Мф. 10:22, 24:13; Мк. 13:13).     Помилуй, Боже, помилуй мя. От зде преступи вторнику даже до Славы    Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и православный, богатством кипя и стады, внезапну богатства, славы царства, обнищав, лишися    Тот, кто был облечен царским достоинством, кто был одет в багряницу и царский венец, тот, кто обладал многим имением, богатством и стадами, тот, кто был праведен, — даже и такой человек внезапно Божиим Промыслом обнищал, лишился и богатства, и царской славы. Так напоминает тебе, душа моя, славный церковный учитель и архипастырь: не надейся на себя, не надейся на вещи материальные, даже и на праведность свою (вернее — на то, что ты сам считаешь праведностью!) не полагайся. Потому что «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней» (Пс. 23:1; 1 Кор. 10:26, 28).    Не считай свои праведные деяния, не считай свои милостыни, не величайся своими мнимыми подвигами — ведь в суде с Господом никакими «делами не оправдается пред Ним ни один из живущих, никакая плоть» (Пс. 142:2; Рим. 3:20; Гал. 2:16). Помни: даже такой светильник монашества, как авва Памво, на смертном одре сказал, что отходит к Богу «так, как если бы еще и не начинал служить Ему».     «Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142:1—2)...     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наитии тебе?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже – святые иконы. Каждый – носитель образа Божия, то есть живая икона. “То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное” (преп. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 318). 104 О том, что имя Ангела означает не природу, но служение, см. Ориген. Против Цельса. V, 4; св. Иларий Пиктавийский. О Троице. V, 22; бл. Августин. 1 Проповедь на Пс. 103,15. 105 См. Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании.//Альфа и Омега. 4(11), 1996, сс. 30-33. 106 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 235. 107 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., сс. 245-246. 108 “Медный змий был повешен против уязвляющих змиев не как образ пострадавшего за нас, но как образ противного, и взирающих на него спасает – не по вере в то, что он живет, но потому, что низложенный сам умерщвлен. И какая ему приличная от нас надпись на гробе? – “Где ты, смерти жало? Где твоя, аде, победа?” (св. Григорий Богослов; цит. по: преп. Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 288). 109 И лишь когда евреи начали много спустя в период религиозного упадка (появились самаряне) кланяться змею как божеству, и у него появилось свое имя – Нехуштан, он был истреблен (4 Цар. 18, 4). 110 Сомов К. В. История христианства. – М., 1990, с. 154. 111 преп. Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 261. 112 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 23. 113 И уже просто нелепо выглядит Рогозин, когда пробует из слов апостола Павла “если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” вывести аргумент против иконописания (с. 24). Дело в том, что полностью фраза Павла звучит так: “Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” (2 Кор. 5,16). Если Рогозин в этих словах Апостола видит аргумент в пользу того, что человеческое тело Христа уже нельзя изображать, то пусть он всем христианам запретит делать любые изображения всех же христиан. И если Рогозин слова Апостола о том, что христианин “никого не знает по плоти” понимает как невозможность видеть внешние черты кого бы то ни было – то как же он знакомые лица? 114

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1 Кор 5. 7 ап. Павел говорит о Христе как о принесенном в жертву пасхальном агнце: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Это высказывание по всей видимости указывает на существовавшую в богословии ранней Церкви связь между Е., имеющей жертвенный и искупительный характер, и установлением и совершением праздника ветхозаветной Пасхи. Е. в Послании к Евреям и Откровении св. ап. Иоанна Послание к Евреям (см. ст. Евреям послание ) насыщено указывающими на Е. образами. В Евр 9. 20 и 10. 29 упоминается «кровь Завета». Употребление в этих высказываниях слова τοτο («сие есть») позволяет сопоставить их с преданием о Тайной вечере. Кровь Завета является святыней (Евр 10. 29), освящающей людей (Евр 13. 12). В Евр 2. 14 говорится о причастности к «плоти и крови». В Евр 6. 4 - о вкусивших «дара небесного» и ставших благодаря этому причастниками Св. Духа. В Евр 9. 14 и 10. 19 - о Крови Христа, имеющей искупительное значение, а затем - о Плоти Христовой, через к-рую открывается «путь новый и живой» (Евр 10. 19-20). Эта Жертва приносится Самим Христом как Великим Священником (Евр 10. 21). Приступать к Жертве необходимо «с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою» (Евр 10. 22), что может быть понято как указание на необходимость покаяния и Крещения для получения возможности участия в Е. Ряд контекстов в Откровении св. ап. Иоанна также можно истолковать в литургическом - и в частности в евхаристическом - смысле (некоторые исследователи говорят даже о литургическом характере всего памятника; см.: Nusca. 1998; Σκιαδαρσης. 1999). Так, в Откр 3. 20 говорится о совместной трапезе с Господом, т. е., возможно, о Е. В дальнейшем эта трапеза названа «брачной вечерей Агнца» (Откр 19. 9; ср.: 19. 7). Приведенная в Откр 11. 16-17 песнь 24 старцев имеет значительное сходство с нек-рыми частями евхаристических молитв, известных по более поздним источникам. Также смысловую связь с Е. могут иметь многочисленные упоминания Агнца (напр., Откр 5. 6, 12; 6. 1; 7. 17; 21. 22-23). Ветхозаветные прообразы Е.

http://pravenc.ru/text/348067.html

«Любовь долготерпит… не превозносится… не ищет своего… все покрывает, всего надеется, все переносит. «…Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». 1 Кор. 13. Дорогие мои, родные! Да будет с вами и мое благословение на ваш жизненный путь — путь горний; все выше и выше, узким и горним путем радостно идите вместе, помогая и ободряя друг друга, поднимая, утешая, прощая, молясь… Идите с Господом и за Ним, во свете Его заповедей. «Бог есть Любовь», а жизнь любви и величайшая радость ее есть жертва» (из С.Булгакова). т. Шура Дорогих Глеба и Лидочку поздравляю, желаю через любовь друг к другу познать любовь Божию к людям, ибо тайна сия великая и вам, любящим друг друга, да откроется через таинство брака, нам — иначе. С любовью обнимаю… Монахиня Михаила (Шитова) И этой полнотой земной жизни мы наслаждались с Глебом более сорока лет. Слава Богу за все! Продолжение следует… Гоманьков Владимир Иванович — ближайший друг о. Глеба, доктор физико-математических наук; однополчанин о. Евгения Амбарцумова. Его консультациями о. Глеб пользовался при написании работы «Библия и наука о сотворении мира». См. его статью в этом издании. Упоминаемая ниже Наташа Квитко-Гоманькова — супруга В.И. Гоманькова, близкая подруга юности Л.В. Каледа. М.А. Жучкова. Николай Сахаров, крестный отец Л.В. Амбарцумовой, брат архимандрита Софрония (Сахарова). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 11 февраля, 2024 26 января, 2024 23 января, 2024 24 декабря, 2023 22 ноября, 2023 21 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/kaledy-pisma-svyatyx/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010