1061. Покровский, мужской, ныне церкви Покрова и св. Николая в ограде в гор. Балахне, Нижегородской губ. Основан иеромонахом Пафнутием в первой полов. XVI ст. и в 1614 г. в нем был игум. Антоний, которому была дана новая тарханная грамота. По штатам 1764 г. упразднен. В Покровской церкви, существующей с 1682 г., замечателен образ Одигитрии Бож. Матери письма XV или XVI ст.; тут же погребен основатель м-ря. “Ист. Росс. Иер.», III, 342; Ратшин, 365; “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самолет, 151; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 620, 7; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; Макарий, “Памят. церк. древн.», в “Зап. И. Археол. Об.», 1857 г., X, 277 (помещена тарханная грам.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 97 душ крест.); Макарий, “Истор. Нижегород. иерар.», 86, в примеч. (сказано, что упразднен в 1783 г.). 1062. Покровский, женский, упраздненный, в гор. Краснослободске, Пензенской губ. О нем известно только, что он уже существовал в 1707 г., когда в нем был игум. Евпраксия, и до упразднения своего в 1764 г. принадлежал к Синодальной области. “Ист. Росс. Иер.», V, 577; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 959. 1063. Покровский, мужской, заштатный (с 1764 г.), при гор. Данкове, Рязанской губ. и при впадении рч. Вязовенки в Дон. По преданию, основан в XVI ст. боярином Телепневым-Оболенским, который, избегая опалы Иоанна Грозного, скрылся в здешних, тогда дремучих, лесах и основал пустынь. Над прахом боярина устроена часовня и под нею склеп, в коем лежат четки и вереги отшельника. У Строева сказано, что Роман Телепнев был основателем м-ря и настоятелем его с 1627 по 1646 г. Церковь во имя Покрова и все здания сооружены тщанием и иждивением преосв. Гавриила, архиеп. Устюжского, жившего здесь на покое и по кончине тут погребенного. В «Суздаль. Летописи» сказано, что Гавриил 1731 г. 23 нояб. посвящен из архимандритов Рожд. мон. во Владимире на Суздальскую епископию, после 3 лет и 10 мес. переведен во архиеп. сперва в Казань, потом в Устюг, откуда перешел на покой в Покровский мон., где и умер, но был погребен в соборе в гор. Рязани. “Ист. Росс. Иер.», IV, 11; Ратшин, 463; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 326; Баранович, “Рязан. губ.», 369; “Город. посел.», IV, 333; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 37; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 126; “Опис. монаст.», 1817 г., 36; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1882 г., 170 (училище); “Рязан. губ. в.», 1846 г., 16 (о начале м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 436, 18; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 33 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 144 (в 1722 г. игум. Моисей показал, что м-рь не имел никаких жалован. грамот); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 610 (межевая книга 1683 г. вотчинной монаст. земли); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 474 (древн. Рязан. епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1611 . Знаменская, мужская, пу­стынь, ныне село Знаменское-Толстые, Рязанской губ., Данковского у., в 18 вер. к вост.-сев.-вост. от Данкова, при рч. Ягодной Рясе. История ее неизвестна, но уже в конце XVII ст. она не суще­ствовала, и село Знаменское тогда пожа­ловано Петру Андр. Толстому. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 44 (быв. м-ри); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 488. 1612 . Зосимо – Савватиевская – Соловецкая, мужская пустынь, ныне погост Зосимо-Савватиевский, Вологод­ской губ., Устюгского у., в 28 вер. к сев. от Устюга, на правом берегу р. Двины. Основана в 1574 г. и упразднена еще до издания штатов в 1764 г.; по­следним настоятелем упоминается в 1739 г. строит. Мардарий. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 213; Ратшин, 76; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 779, 51; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 1613 . Зосимо – Савватиевский, мужской, совсем уничтоженный, при гор. Тобольске. Первый по своей древ­ности монастырь в Сибири, основан в 1601 г. на старом устье р. Тобола и в 1610 г. перенесен в Тобольск, из-за реки Иртыша, на место, где ныне Богородиц. жен. м-рь. Архим. Мефодий управ­лял им, как до перенесения, так и после перенесения в город. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 207; “Известия Археол. Общ.”, 1868 г., VI, 92 (камен. церкви XVII ст.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 194 (записки к Сибир. истор.). 1614 . Ивановский или Иоанно – Предтечевский, женский, ныне при­ходская церковь Иоанна Милостивого в слободе Мстере, Владимирской губ., Вязниковского у., в 22 вер. к сев. от Вязников, при р. Клязьме. Существо­вал во время князей Романовских, осно­вателей Богоявленского мон. в Мстере в XVII ст. Голышев, “Богоявл. слоб. Мстера”, изд. 1865 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 113; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, II, 166; 8, 27; “Влад. губ. вед.”, 1854 г., 32 (мон. быв. во Влад. губ.). 1615 . Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове, Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. от Устюга и в ½ вер. от Гледенского мон. По­строен на месте рождения (“Ист. Росс. Иерар.”) или на месте погребения (“Сло­варь ист. о свят.”) Устюжского Юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 г., 29-го мая, в каковой день и чтится его па­мять. Церковь состояла приписною к Гледенскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, III, 695; Ратшин, 75; Лепехин, “Дневн. Запис.”, III, 302; “Словарь ист. о свят.”, 132; “Вологод. губ. вед.”, 1857 г., 49 (Летоп. Устюга: 1760 г., основ. кам. церкви во имя Иоанна Устюг. чудотв.; 1764 г., о постр. цер. св. Духа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 149, 296 (св. Иоанн); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария на Вологду и Белооз. об установл. празднов. новым Русск. свят.); 146 (Ц. гр. 1663 г.; упомин. игум. Иона), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 450 душ крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяце­слов XVII ст.; память Иоанна, Христа ради юро­дивого, Устюж. чудотворца, 29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

вместо деревянной церкви были построены две каменные: одна во имя Введения, другая Парасковеи Пятницы. Первоначально был муж­ским, и в 1561 г. состоял за Троиц­кою лаврою; игумены Троицкие в сыр­ную неделю ходили к Введению на По­дол прощаться. Во время осады лавры поляками монастырь былъ разорен, но в 1611 г. возобновлена Пятницкая цер­ковь, а в 1621 г. и Введенская, при этом был обращен в женск. и сюда переведены инокини Успен. Богор. под сосною м-ря. В 1660 г. монастырь упразднен и обра­щен в приходскую церковь , а инокини переведены в Хотъков монастырь. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; Ратшин, 286; “Церковно-истор. месяцеслов св Тр.-Сергиевой лавры”, 74; И. С., “Путев. зап. о Троиц. лавре”, 12, 34; “Ист. опис. Тр. Сергиевы лавры”, 147; “Акты истор.”, II, 181 (выпись 1609 г. вылазкам из Троице-Сергиева м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., ист.-стат. опис. Тр. Серг. лавры, 179 (кратк. ист.); 1883 г., Отд. 1, 642 (в 1630 г. цар. Евдокия Лукьян., бывши у Троицы на богомолье, пожаловала игуменьи с сестрами 10 руб.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, книги дозорн., переписн. и проч., к 107, 60 (опис. церквей Введения и Парасковеи Пятн. в 1680 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259 (игум. Евфимий м-ря св. Пятницы). 1956 . Пятницкий – Козмодемьянский, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях Новгорода, по Иваньгородской дороге. В записи о ружных церкв. и м-рях 1577 – 89 г. сказано: «В м-рь св. Пятници да чудотв. Космы и Дамиана, что на Иванегородской дороге игум. Тарасию и 15 старцам». Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 31; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и мон., 38. 1957 . Пятницкий на Плоту, муж­ской, ныне село Пятницы Плот, Твер­ской губ., Новоторжского у., в 12 вер. к зап.-сев.-зап. от Торжка, при р. Осуге. Существовал в 1665 г., когда в нем был настоятелем строит. Ири­нарх; в 1690 г. приписан к Новгор. архиер. дому. “Ист. Росс. Иер.”, V, 654; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 484; “Архив ист. и практ. свед., относящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

До кон. XIX в. в М. хранился крест (по описанию католикоса-патриарха сщмч. Кириона III (II), длиной 2 вершка (8,89 см), шириной вершок и 3 дюйма (ок. 12,06 см), толщиной 3 дюйма (ок. 7,62 см)), который, по преданию, был выполнен из части Животворящего Креста Господня. Крест был помещен в складной серебряный кивот, «на лицевой его стороне вырезан Саваоф и по сторонам Пресв. Богородица и Иоанн Богослов. На оборотной стороне хотя и есть изображения святых, но трудно их угадать. По местам края креста отбиты для частиц» ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 42). Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Внутренняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. 193. С. 1-2 (на груз. яз.); Садзагелов-Ивериели Г. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Историко-археол. очерк Метехского храма. Кутаис, 1891; он же [Садзагелов Г.]. Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.//ДВГЭ. 1892. 10. С. 13-18; Джанашвили М. Четвероевангелие 1049 г. из с. Метехи//Иверия. Тифлис, 1892. 76. С. 2-3; 79. С. 2-3; 80. С. 2-3 (на груз. яз.); Село Метехи//Иверия. 1898. 172 (на груз. яз.); Село Метехи и его руины//Могзаури (Путешественник). Тифлис, 1902. 9/10. С. 683-686 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь: Введ., пер., коммент.//Груз. источниковедение. Тб., 1968. Т. 3. С. 50-76; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в./Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Отхмезури Г. Надписи из с. Метехи//Клио: Ист. альм. Тб., 2003. 18. С. 3-12 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви и мон-ри Шида-Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

2453 В тридцатых годах XVII в. в пределах Могилевской епархии, а затем и в самом Могилеве книги печатались в типографии Спиридона Соболя (работавшего при митр. Иове Борецком в Киеве), который издал весьма много религиозно-назидательных книг, а также букварей. В эти же годы действовала также типография в Кутеинском монастыре. 2454 Вилен. Арх. Сб., т. II, стр. 92 63). См. также Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIV, стр. 349. 2455 Жудро, Ист. Мог. Богояв. брат. стр. 98, 99. – Истор. юрид. матер. Созонова, вып. X, стр. 528 и 531. 2458 См. перечень книг изд. в Могилеве, в сочин. Жудро. Ист. Могил. брат. стр. 101–106 (Акафисты, 1698 г.), а также Ундольского, Очер. слав. русской библиографии, со стр. 121 1144) и последующие. 2461 ibid 192, в предисловии творится о том, что проповедники и даже студенты могут брать из этой книги темы для своих проповедей. 2464 При епископе Георгии Кониском открыта была в Могилеве новая типография, из которой в 1757 и 1761 г. вышли катехизисы на языке понятном для народа: см. Жидро, Ист. Мог. бр., стр. 106, 107. Об издании Псалтыря (1738 г.) и Молитвослова (1743 г.) см. Свод. гал. рус. лет. стр. 143 и 164. Тоже 226. 2466 Михаил Гуторович Каскевич, бурмистр Могилевский, завещал денежные пособия следующим госпиталям, в г. Могилеве: двум Покровским, Никольскому, двум Васильевским, Троицкому, Ильинскому, Успенскому, Глебоборисовскому, двум Воскресенским, Спасскому, см. акт 1707 года в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 249. Тот же Гуторович записал 1400 злот. на богадельню Слуцкого православного братства, см. Ист. стат. опис. Мин. епар. арх. Николая, стр. 120. В 1707 году Феофил Девульский завещал свои земельные участки в гор. Могилеве, с церковью св. Онуфрия, в пользу Богоявленского братства; Вилен. Арх. Сб. II, 65. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 253. Участок земли дан братскому монастырю Лоинским в 1735 году; ib. вып. XIII, стр. 466. Некоторые сведения о недвижимостях, принадлежащих братству в 1766 году, можно найти в документе, помещенном в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XVII, стр. 86.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По литературе Стогл. собора см. И.В.Беляев (Р. Беседа, 1858 г., IV); И.М.Добротворский (Прав. Соб. тт. II и III), И.С. (Матер. для ист. Стоглава. Летописи Тихонравова, т. V), Макарий (Ист. церкви, т. VI); И.Н.Жданов (Матер. для ист. Стоглава, Ж. М. Н. Пр. 1876, 7 и 8, Сочин., т. I), Е.Голубинский (Ист. рус. церкви, т. II; Чтен. в Общ. ист. 1900, кн. I, ср. его же К нашей полемике с старообряд., ib., III.); П.Н.Дурново, один из источников Стоглава (Ж. М. Н. Пр. 1904, 2), В.Бочкарев, Стоглав и ист. собора 1551 г. Историко-канонич. исслед., г. Юхнов, Смолен. губ. 1907, Д.Стефанович, О Стоглаве. Его происхожд., редакция и состав, К ист. памятников древн. рус. церк. права, Спб 1909 г. (реценз. Г.З.Кунцевича, Изв. Ак. Наук 1910, IV, 317–340), А.А.Покровский, К вопросу о Стоглаве, (Древн. Моск. Арх. общ., Труды Славян. ком. т. IV, в. I, стр. 55–56; также Чт. в Общ. ист. 1905, III, 216–17). Еще И.В.Беляев заметил «Всякий, кто прочтет сочинения этого замечательного человека ( Максима Грека ) и после них Стоглав, не может не заметить влияния не только мыслей, но даже иногда как будто выражений на мысли и выражения ц. Иоанна в его вопросах собору. Сколько напр. сходства, если сравнить только о духовенстве, в особенности о монашествующих у М.Грека и в Стоглаве» (Р. Беседа, 1858, IV, 13–14; ср. также Жданов, 203). Приведенная нами выше точка зрения была высказана в первом изд. этой монографии. § XI Стоглавый собор в таком важном деле, как заведение училищ, ограничился лишь добрыми пожеланиями, предоставив их устраивать, с благословения епископов, в домах добрых священников, дьяконов и дьяков, которые бы учили грамоте, писать, петь и читать духовные книги, но наиболее берегли бы своих учеников в чистоте и блюли их от всякого растления (гл. 26). Не видно, однако, чтобы это наставление имело большой успех. По-прежнему главными рассадниками просвещения являлись монастыри и те же мастера. Многие лица церковной иерархии получали воспитание в монастырях, где учились и их сверстники. В житиях и сборниках встречаются указания на училища (напр., в Волоколамском и Белозерском мон.), на обучение и составление с этой целью пособий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1114. Ризположенский – Евфросиниевский – Преподобинский, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Суздале, Владимирской губ., близ бывшего кремля. Основан в 1207 г. В 1227 г. здесь приняла иночество, под именем Евфросинии – Феодулия, дочь Вел. кн. Черниговского Михаила Всеволодовича, обрученная с Суздальским кн. Миною, которого она по приезде не застала в живых. Ее молитвами монастырь остался невредимым во время нашествия Батыя в 1237 г. на Суздаль. Она скончалась в 1274 г., 25 сент., в каковой день и чтится ее память; в 1699 г. мощи преподобной обретены невредимыми, митроп. Суздальским Иларионом 18 сент. положены в раку и поставлены в соборе Положения риз Богород. во Влахерне. Преп. Евфросиния завещала принимать в монастырь только девиц, а для замужних устроила близ Ризположенского Троицкий. “Ист. Росс. Иер.», V, 671; Ратшин, 41; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 144; “Опис. монаст.», 1817 г., 92; Проценко, “М-ри в России», 43; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 56; “Словарь ист. о свят.», 103; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 11; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», т. II, Отд. I, 129; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 140; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1853 г., VIII, Отд. IV, 7 (ярмарка); “Владим. губ. вед.», 1843 г., 30 (опись 1628 г.); 1844 г., 8 (Евфросиния преп., кн. Суздаль.); 1852 г., 48 (ист. Суздаля и его древн.); 1853 г., 38 (надпись 1641 г. на кресте); 1854 г., 24 (ковш архиеп. Арсения 1624 г.), 33 (замечат. события, открытие мощей), 42 (Преподобинская ярмарка); Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.», I, 7 (Дело 1688 г. о постройке церкви и колокольни); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 10, 93; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 209, 387; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 691, 17; “Акты истор.», III, 224 (Сказка о допросн. речи 1643 г. о земляном вале в Суздале); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 9 (Смотренный список 1676 г. города Суздаля); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 60; IV, 175; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 324 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 126 (чудеса от гроба преп. Евфросинии при еписк. Афанасие, 1551–1566 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г. XXXIII, 484 (опис. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XIX, 365 (о построении м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

25-го Марта праздник Благовещения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание возвещения Ангелом Пресв. Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. (Ист.– Лук. 1, 24–38 .) Какой и в память кого установлен праздник 29-го Июня? 29-го Июня праздник С в. Апостолов Петра и Павла. Установлен в память сих Св. Апостолов. (Ист.– Избр. житие св.). Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Августа? Что приносится в храм в этот праздник для благословения? 6-го Августа праздник Преображения Господня. Установлен в воспоминание явления Господа Иисуса Христа трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фаворе в прославленном виде (Ист.– Матф. 17, 1–9 .) В этот праздник приносятся в храм поспевающие в это время на востоке виноград, у нас в России яблоки, для молитвы над ними, чтобы начать вкушение их с благословения Божьего. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 15-го Августа? 15-го Августа праздник Успения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание преставления Ея от земли на небо. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой праздник 29-го Августа? 29-го Августа праздник Усекновеняя главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Ист. – Марк. 6, 14–30 .) Какой праздник 8-го Сентября? 8-го Сентября праздник Рождества Пресв. Богородицы Девы Марии от праведн. Иоакима и Анны. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой и в память чего установлен праздник 14-го Сентября? 14-го Сентября праздник Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Установлен в память обретения креста царицею Еленою. (Ист. – там же.) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 1-го Октября? 1-го Октября праздник Покрова Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание видения св. Андреем юродивым в греческом храме Пресв. Богородицы, молящейся за христиан Ее Сыну, Господу И. Христу. (Ист.– там же.) Какой и для чего установлен праздник 22-го Октября? 22-го Октября праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвят. Богородицы. Установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от Поляков в 1612 году. (Ист.– там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

21. 81. С. 92-103; Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 1: Описание обители; Ч. 2: Описание скита, с прил. вида его; Мат-лы для ист. описания мон-рей Калужской епархии: Калужская Тихонова пуст.//Калужские ГВ. 1857. 42. Ч. неофиц. С. 124-127; Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; Опись старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и б-ке Козельской Введенской Оптиной пуст.//Калужские ГВ. 1857. Ч. неофиц. 31. С. 86-91; 32. С. 94-98; 33. С. 100-102 (отд. отт.: Калуга, 1857); Ист. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. М., 1859; Последние дни Оптинского старца иеросхим. Макария//ДБ. 1860. 47. С. 587-594; 48. С. 599-604 (отд. изд.: М., 1860); Ист. описание Тихоновой Калужской пуст. СПб., 1862; Ист. описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863; Летопись градо-калужских церквей//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. 5. С. 76-91; О упраздненных мон-рях в пределах нынешней Калужской епархии//Там же. 1863. 8. С. 127-131; 9. С. 145-153; 10. С. 167-171; Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-170; Ист.-стат. описание Белевской Жабынской Введенской муж. общежит. пуст. Тула, 1865; Ист. описание Коренной Рождества Богородицы пуст. СПб., 1865; Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-115; Волоколамская Левкиева пуст. и ее основатель прп. Левкий. М., 1870; Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVII вв.: Сводные тексты оных, с объяснительными примеч., основанными на местных исслед.//ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-122 (отд. изд.: М., 1871); Описание славяно-рус. рукописей книгохранилища ставропиг. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря и заметки о старопечатных церковнослав.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

961. Николаевская – Пищугова или Пищеговская, мужская пустынь, ныне село Пищугова Пустынь, Владимирской губ., Шуйского у., в 72 вер. к сев.-зап. от Шуи, при озере Пищугове. По преданию, основана в начале XVII ст. и несомненно существовала в 1655 г., когда здесь поставлена икона Иоанна Предтечи старцем Савватием, при строителе Изосиме. Упразднена в 1764 г. Здесь находится чудотв. икона св. Николая с мощами сего угодника. “Ист. Росс. Иер.», V, 553; Федоров, “Ист. собр. о граде Сужд.», 101; “Владимир. сборн.», 1857 г., 46; Борисов, “Опис. гор. Шуи и его окрест.», 207; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 38 (образ Иоанна Предтечи, 1655 г.); 1854 г., 31 (Пустыни быв. Влад. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 717, 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имела 50 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне). 962. Николаевская – Плескова или Плесская, мужская пустынь, ныне погост Плесса с Подмонастырскою слободкою, Псковской губ., Новоржевского у., в 24 вер. от Новоржева, при впадении рч. Цвенки в Уду. В 1598 г. ей дана грамота ц. Борисом Годуновым на владение землями. В 1692 г. состояла приписною, к Новгородскому архиер. дому и в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 554; “Акты истор.», II, 347 (Тархан. грамота игум. Пимену Лжедимитрия 1605 г.); V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 406, 38; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 176 (Ц. гр. 1670 г. о невмешатель. воеводы в дела Духовн. вед.; здесь, между прочим, сказано «а Николской Плеской м-рь Пусторжевского уезду, а не Новгородского»); “Собр. государ. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 963. Николаевская – Сендегская в Подлесье, мужская пустынь, ныне погост Николаевский на Сендеге или Никола-Пустынь, Костромской губ., Кинешемского у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кинешмы, в верхней части р. Сендеги. Несомненно существовала в XVII ст., так как в 1689 – 94 г. ею управлял строитель Савватий. В доношении Ипатиевского архим. Гавриила в 1721 г. значится: «В Сидоровской волости Николаевская пустыня, что на р. на Сендеге, в расстоянии от Костромы града 45 верст. В ней строитель иеромонах Сергий, да монахов 3 челов.; разночинцев служителей 12 челов.». Упразднена в 1764 г. “Ист. Р. Иер.», VI, 86; Строев, “Спис. иер. и наст.», 878, 28 (Николаев. пуст. в Подлесье), 884 (Сендегская пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (о недвижим. имуществах); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., (состояние м-ря в 1721 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 80 (опись 1691 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010