1185. Спасский или Спасо – Преображенский, мужской, ныне церковь в Порхове, Псковской губ., находился на посаде. Он уже существовал в 1399 г., когда «убьен бысть князь Роман Юрьевич на Шолоне, и положено бысть тело его у св. Спаса в Порхове». Затем о нем упоминается в 1584 г., когда имел камен. церковь во имя Преображения с приделом Одигитрии. В 1764 г. упразднен. “Полн. собр. лет.», IV, 103; V, 251; VIII, 72 (об убиении кн. Романа); “Ист. Росс. Иер.», V, 600; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. IV, 102; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 404, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 32; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г, III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 159 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., (списки вещей, взятых в Новгор. архиер. дом). 1186. Спасский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Симбирске, одним фасадом выходит на Дворцовую улицу, а другим на Карамзинскую площадь. Основание его современно построению самого города, т. е. 1648 г., и соборная церковь во имя Спаса Нерукотворенного существует с 1692 г. В 1847 г. при м-ре открыт приют для девиц духовного звания. Невоструев, “Опис. Сибир.-Спасского девичьего мон.», Москва, 1852 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 97; Ратшин, 491; “Опис. монаст.», 1817 г., 101; “Волга от Твери до Астр.», изд. Общ. Самолет, 268; “Памят. кн. Симбир. губ. на 1862–63 год., разн. свед.», 55; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (наделен лесом); 1847 г., 9 (откр. приюта); 1857 г., 102 (промен лесн. участка на земли); 1868 г., 196 (возобн. училища); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 988, 10. 1187. Спасский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Таре, Тобольской губ. Основан первым архиеп. Тобольским Киприаном (с 1620 г.) и уже существовал в 1624 г., когда ему пожалована была земля на содержание монахов. Упразднен должно быть по штатам 1764 г., так как в этом году упоминается строитель Макарий, между тем как Амвросий говорит, что упразднен до штатов. “Ист. Росс. Иер.», VI, 258; Фишер, “Сибир. ист.», 304; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 328; “Чтения в И. Общ. ист.», 1864 г., III, смесь, 32 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

III. Книга св. пророка Варуха 1. Сведения о пророке Варухе Пр. Варух, по свидетельству его книги, был сын Нирия, сына Маассеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина, (1:1). Перечисление предков до пятого поколения дает основание заключать о знатности рода Варухова (Иосиф Флавий). Если Варух был братом Сарея, который так же, как и Варух, был сыном Нирия, сына Маассеева, то мнение Иосифа Флавия о знатности его рода находит для себя подтверждение и в том еще, что брат его Сарея занимал высокую должность при царе Седекии – начальника даров ( Иер. 51:59 ), или заведующего сбором податей. Варух был учеником, другом ( Иер. 32:12–16 ) и помощником пр. Иеремии, записывал по поручению и со слов пр. Иеремии пророчества последнего ( Иер. 36:2, 4, 8, 28–32; 45:1 ) и разделял с ним скорби житейские ( Иер. 36:26, 43:3 ), на которые иногда, подобно самому пр. Иеремии ( Иер. 20:14–18 ), горько жаловался ( Иер. 45:3 ). После взятия и разрушения Иерусалима Навуходоносором, пр. Иеремия, получив сам свободу от плена ( Иер. 39:11–18; 40:1–6 ) и находясь в Массифе, испросил (по свидетельству Иосифа Флавия) также свободу и ученику своему Варуху, который и оставался некоторое время вместе с ним в Иудее и вместе же с ним насильно увлечен был иудеями в Египет ( Иер. 43:6–7 ). Здесь, в Египте, Варух оставался до смерти пр. Иеремии и потом на пятом году по разрушении Иерусалима переселился в Вавилон в то время, как войско Навуходоносора, во исполнение пророчества Иеремии ( Иер. 46:2–24 ) опустошило Египет. По преданию, он там, в Вавилоне, 162 и умер, в 12-м году по разрушении Иерусалима. Память св. пр. Варуха совершается нашею церковью 28 сентября. 2. Происхождение книги пророка Варуха; время, место и цель написания её; отношение её к книге пр. Иеремии Когда иудеи, переселенные в Вавилон Навуходоносором, узнали о взятии и разрушении Иерусалима и сожжении храма, то решили послать в Иудею к своим соотечественникам, которые оставлены были там для возделывания земли (ср. Иер. 39:10; 40:6 ), вместе с собранными деньгами и некоторыми священными сосудами, послание или письмо. Это-то письмо к оставшимся на родине иудеям, написанное от лица пленников вавилонских и по поручению их пророком Варухом и прочитанное прежде отправления его по назначению в присутствии пленного царя Иехонии и всех живущих с ним в плену иудеев, – и составляет «книгу пророка Варуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

2167 . Успенская – Нижнекамчатская – Ключевская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Приморской обл., на полуостр. Камчатке, близ Нижне-Камчатского и недалеко от впадения рч. Ключевки в Камчатку. Основана около 1711 г. Камчатским миссионером архим. Мартинианом; в 1717 г. монах Игна­тий Козаревский устроил при пустыне молитв. дом и богадельню для престарелых и увечных. Надобно полагать, что она разорена в 1731 г. камчада­лами при нападении их на Нижне-Камчатск. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 543; “Временник Общ. ист.”, 1854 г., XX, митроп. Сибир. Филофей Лещин­ский, 17. 2168 . Успенская – Сырьинская или Сыльинская – Воздвиженская, мужская пустынь, ныне деревня Сырьинская Пустынь, Архангельской губ., Онеж­ского у., в 75 вер. к вост.-юго-вост. от. Онеги, между рр. Мудьюгою и Кадьмою (прав. прит. р. Онеги). Основан в XIV ст. преп. Кириаком, скончавшим­ся в 1402 г.; при переписи 1758 г. зна­чился приписным к Крестному Онеж. монастырю. В Успенской церкви покоятся под спудом мощи преп. Кириака, память коего чтится 28 апреля. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 339; Ратшин, 424; “Словарь ист. о свят.”, 154; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1003, 11; Тол­стой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 340; “Дополн. к акт. истор.”, III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ крест.); 1878 г., III, 15 (христиан. в предел. Арханг. губ.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 2169 . Успенский, мужской, ныне приходская церковь бывшего адмиралтей­ства, в гор. Воронеже, на берегу р. Воронежа, недалеко от Алексеевского-Акатова мон. Основан около 1600 г. по указу царя Бориса Годунова; в 1681 г. по соборному постановлению об учре­ждении новых епархий отписан к Воронеж. архиер. дому; в 1700 г. Имп. Петр I монастырь упразднил, передав иноков и имущество его Акатову мон., а церковь обратил в адмиралтейскую приходскую. “Ист. Росс. Иер.”, III, 74; Ратшин, 90; Болховитинов, “Опис. Воронеж. губ.”, 67, 70; “Акты истор.”, V, 75; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; А. И., “Опис. Воронеж. Алексеев.-Акатова мон.”, 9; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1887 г.”, 310; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 842, 2; “Матер. по ист. Воронеж. и соседн. губ.”, VIII, (Грам. 1639 г. о высылке в Москву к ответу крестьянина оброчн. слоб. м-ря); XII, 544 (Про­езжая память 1677 г.); “Собр, госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. архиереев); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.”, II, 810, 259 (Поручная 1664 г.); Второв, “Воронеж. акты”, I, 38, 39, переписка о розыск. по­па Иосифа Лазарева 1688 г.; игум. Сергий), 45 (о певчих 1696 г., игум. Тит), II, 3 (грам. 1624 г. о землях), стр. VII (объяснен. плана гор. Воро­нежа XVII ст.); III, 54 (роспись оклада с вотчин 1661 г.), 101 (в 1665 г. м-рю принадлежала дер. Клементьевская); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 349 (в 1700 г. имел 17 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2, 8). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют (Иер. 6, 14–15; 8, 11–12). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22, 26), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3, 8), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3, 4). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8, 8). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его (Ос. 12, 13). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3 Цар. 20, 35–43). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4 Цар. 1, 2–4). Илия и предназначен был на обличения в свои времена (Сир. 48, 10), он был как огонь, и слово его горело, как светильник (Сир. 48, 1). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною... против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли (Иер. 1, 18). Пророк оправдывал свое назначение. Он обличает идолопоклонство, напоминает о завете (см.: Иер. 12, 2–8), ратует за соблюдение субботы (см.: Иер. 17, 21–27), проповедует священникам и старейшинам в долине сынов Енномовых (см.: Иер. 19, 1–13) и во дворе дома Господня (см.: Иер. 19, 14–15). Пророк возвещает горе тем, которые идут в Египет за помощью (Ис. 31, 1). Пророки возвещают горе и пастырям народа (см.: Иер. 23, 1–2), зовут их к суду с Богом (см.: Исх. 5, 3; Иез.

http://pravoslavie.ru/5840.html

1297. Успенская – Сергиева – Проломская, мужская пустынь, ныне село Монастырское или Малый Пролом, Тамбовской губ., Шацкого у., в 6 вер. к сев. от Шацка, при сухом овраге. О ней известно, что уже существовала в 1659 г., когда ею управлял игум. Матфей, и по малому числу братии была приписана к Чернееву-Николаевскому м-рю, а в 1764 г. совсем упразднена. “Ист. Росс. Иер.», V, 648; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 83; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 903; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1714 г. имела 42 души крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. значилась приписною к Чернееву м-рю). 1298. Успенский, женский, ныне церковь в слободе Кукарке, Вятской губ., Яранского у., в 75 вер. к сев.-вост. от Яранска, на правом берегу р. Пижмы. Время основания его неизвестно, упразднен же в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 879; “Календарь Вят. губ.», 1885 г. 193 (упразднен в 1740 г.). 1299. Успенский, женский, упраздненный, в гор. Казани, в кремле. Он уже существовал в стол. и в 1666 г. в нем была игуменья Улия. При упразднении в 1764 г. обращен в городской собор с учреждением при нем протоиерея со священнослужителями. “Ист. Росс. Иер.», IV, 621; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», I, 72; II, 4; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 306; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», 1724 г., прилож., XX, IV (митроп. Казан. Тихон в 1722 г. завещал протопресвитеру м-ря образ Св. девяточиленных мучеников, а диакону Вас. Петрову образ св. Николая). 1300. Успенский, женский, ныне церковь в гор. Чердыни, Пермской губ. О нем известно только, что он упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 655; Берг, “Пут. в гор. Черд. и Соликам.», 79; “Календарь, Перм. губ. на 1883 г.», Отд. II, 94. 1301. Успенский, женский, упраздненный, в гор. Порхове, Псковской губ. Существовал в XVIII ст. и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 601. 1302. Успенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Епифани, Тульской губ. Делается известным с 1669 г., когда им управлял строит. Лаврентий Софронов. В 1724 г., по малочисленности братии, приписан к Пройковой пустыни. По описи города в 1761 г. значится: «в пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресв. Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской, и на паперти колокольня каменная.» В 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 88; Ратшин, 528; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 178; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 262; Афремов, “Ист. обозр. Туль. губ.», 69; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 798.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Попытки захвата большевиками монастырей граничили по своей форме со столь присущими революционному времени воровскими налетами и ограблениями I.17 и приложение, I.19, I.46, II.1.6, III.62), поэтому они принимали нередко остроконфликтный, а то и трагический характер. В разделе I и особенно в разделе III сборника приведены документы, исходящие от Патриарха Тихона, Священного Собора и его членов, в первую очередь Н.Д. Кузнецова , Высшего церковного управления, архиереев, настоятелей монастырей и иноков, крестьян, а также публикации в церковной и светской периодике того времени. В большинстве исторических источников дается негативная оценка всему происходившему в православных обителях. В первую очередь, в таких крупнейших и известнейших монастырях как Александро-Невская лавра III.1.3-III.1.5, III.1.8-III.1.11),Tpouцe-Ceprueba лавра I.13,1.14, III.23, 111.56), Воскресенский Новоиерусалимский монастырь II 1.55), Московский Новоспасский монастырь III.69, III.81 и приложение), Московский Данилов монастырь III.2), Московский Сретенский монастырь III.57, III.58), Московский Ивановский монастырь (N° III.61), Московский Спасо-Андроников монастырь III.80 и приложение), Московский Всехсвятский единоверческий монастырь III.64, III.73 и приложения 1, 2), а также в удаленных от столиц провинциальных обителях – Александро-Свирской Олонецкой епархии III.91.1, III.91.2), Макарьевско-Желтоводской Нижегородской епархии III.86.1–III.86.3, III.86.5), Пафнутьево-Боровской Калужской епархии III.97 и приложение), Николо-Бабаевской Костромской епархии III.27), Саровско-Успенской Тамбовской епархии III.28), Одигитриевской Челябинской епархии III.29), Преображенской Вятской епархии III.96 и приложение 1, 2) и многих других I.10, I.33, III.5, III.11 и приложение, III.18, III.45.1, III.45.3–III.45.5). В обширнейшем массиве разнообразных документов издаются, например, подлинники писем Патриарха Тихона и митрополита Макария (Невского -Парвицкого) в адрес В. И. Ленина в связи с налетом на Николо-Уфешский монастырь, изъятием в ходе проведенного обыска личных вещей митрополита и его архива III.87.1, III.87.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 . Наполню теб людми, коже множеством людей. Поднимут крик против тебя ср. Иер. 4:16  с толков. Клтс Гдь силъ мышцею своею – эти слова значат тоже, что и слова стиха Иер. 51:12 : к умысли Гдь, и сотворитъ… Угроза Господня исполнится: Бог скажет и не сделает-ли?... (ср. Чис. 23:19 ). Возгластъ над тобою последнее слово – перевод евр. , прочитанного вм. масор. (ср. толков. Иер. 48:33 ) – бранный крик. Иер. 51:15–19 15. Гдь сотворивый землю в сил своей, и устроивый вселенню в мдрости своей, и своимъ распростр нбса. 15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса. 16. Егда онъ дастъ гласъ, умножатс воды на нбс, воздвизай облаки конецъ земл, в дождь сотвор, изводй свтъ сокровищъ своихъ. 16. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли; творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ Своих. 17. б вскъ члвкъ разма, посрамис вскъ своихъ, к лжна ег, и нсть дха в нихъ: 17. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. 18. Сетна сть дла, и смх достйна, в часъ своег погибнтъ: 18. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 19. Не такова часть к сотворивый всческа, той есть, (а жезлъ ег, Гдь Вседержитель им ег. 19. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф. Ст. 15–19 буквально сходны, по евр. тексту, с Иер. 10:12–16 (см. толков.). В настоящем месте, стихи Иер. 51:15–16 имеют связь с тою мыслию, выраженною в предыдущих стихах, что Господь отмстит за храм Свой, – что Он сделает то, что замыслил относительно Вавилона, – что Он клянется в этом мышцею, т. е. силою Своею. Пророк указывает теперь следы этой силы Божией в творении и сохранении мира вещественного. Стихи Иер. 51:17–18 говорят, напротив, о бездушности языческих богов и о безумии надежд, на них возлагаемых, т. е. направлены к тому, чтобы лишить халдеев последнего утешения, которое они могли почерпать в вере в своих богов (ср. Иер. 50:2 ). Эти боги не отвратят от Вавилона карающей мышцы Бога истинного. Наконец, стих Иер. 51:19  называет Творца вселенной Богом израилевым в утешение томящимся в плену израильтянам, напоминая им, что Бог не может навсегда прекратить те отношения Свои к Израилю, в силу которых Он – Господь – называется «долею Иакова», как бы усвояется Израилю, потому что дарует ему особенное право на Свою милость, а Израиль называется «жезлом достояния Его», т. е. Его наследственным уделом (ср. толков. Иер. 50:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

692. Введенская – Заозерская или Озерская – Зосимо – Савватиевская, а также Езерская, мужская пустынь, ныне село Подмонастырская Слободка или Монастырь, Вологодской губ., Тотемского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, при рч. Строптице, верстах в 15 к сев.-вост. от оз. Сондушского. Основана в ст. иноком Евфимием, который управлял ею с 1614–1625 г. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 134; Ратшин, 77; Савваитов, “Опис. Спасо-Сумор. мон.», 46 (у всех показан год основания 1722 г.); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», 20 (Дела архива 1684 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 775; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 7 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 693. Введенская – Островская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Владимирской губ., Покровского у., в 4 вер. к зап. от Покрова, на острове озера Вятского, на берегу которого устроена гостиница для богомольцев. Основана в конце XVII ст. иноками Сергием и Тимофеем Антониевой пустыни, бывшей при гор. Покрове; в 1727 г. иноки и имущество переведены в Богословский мон. Богородского у., Москов. губ., а церковь и здания проданы, но в 1729 г. дозволено снова строиться собравшейся здесь братии. И. Сомойлов, “Ист. опис. Введев.-Остров. пуст., Владим. губ., находящейся на острове озера Вятского», Москва, 1830 г.; тоже 1860 г. с литограф. карт.; “Ист. Росс. Иер.», V, 376; Ратшин, 37; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 83; “Владим. сборн.», 1857 г., 113; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 726; Проценко, “М-ри в России», 14; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXXXV, XXXV (в 1723 г. при перене-сении мощей св. Алекс. Нев. из Владимира встречал строитель с крестами). 694. Введенская – Уздринская или Узринская, мужская пустынь, ныне село Монастырское – Уздринский Погост, Архангельской губ., Шенкурского у., Липовской волости, в 112 вер. к юго-зап. отъ Шенкурска, недалеко от границы Вельского у. Вологод. губ., близ впадения рч. Уздры в Пую. Основана въ XVII ст.; в 1646 г. упоминается строит. Сергий; в 1681 г. постановлено приписать к архиер. дому на Ваге; упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 466; Ратшин, 14; Пушкарев, “Описание Российской Империи, Архангельская губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 189; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (монастырские владения); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 772, 38; “Собр. госуд. грам. и догов.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. новых архиер.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имела 208 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 30 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. здесь было: иеромонах, 2 крылошанина, 9 монахов и 8 служителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иер.7:11 .  Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники. Иер.7:12 .  Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. «Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины. Иер.7:13 .  И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, – Иер.7:14 .  то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом. Иер.7:15 .  И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена. Иер.7:16 .  Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя. Иер.7:17 .  Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Иер.7:18 .  Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Иер.7:19 .  Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему? Иер.7:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет. Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.6:22 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимает­ся от краев земли; Иер.6:23 .  держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды, голос их шумит, как море, и несут­ся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Сиона. Пророк имеет здесь, очевидно, в виду вавилонян (ср. Иер 1.15 ; Иер 4.15 ) «Дочь Сиона» – главным образом население Иерусалима. Иер.6:24 .  Мы услы­шали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Иер.6:25 .  Не выходите в по­ле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон. Это говорит народ, живущий на Сионе. Иер.6:26 .  Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и по­сыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти един­ствен­ного сына, горько плачь; ибо внезапно при­дет на нас губитель. Пророк приглашает иудеев оплакивать свою гибель как вполне несомненную. Иер.6:27–30 . В заключение пророк говорит, что, по повелению Божию, он исследовал нравственное состояние своего народа и нашел, что этот народ вполне заслужил отвержение от Бога. Иер.6:27 .  Башнею по­ставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. «Башнею» – точнее с евр.: испытателем (по слав. искусителем) если вместо bochon ­­ башня читать: bochen. – «Столпом» – по евр.: mebazer. Это выражение, очевидно, параллельное выражению bochen, но точное значение его установить нельзя. Иер.6:28 .  Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они раз­вратители. Это слова пророка. По его наблюдениям, иудеи представляют, собою только медь и железо и не могут быть сравнены с какими-либо благородными металлами. Иер.6:29 .  Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; Иер.6:30 .  отвержен­ным серебром назовут их, ибо Го­с­по­дь отверг их. Сравнивая свой народ с металлическою рудою, пророк, подобно плавильщику, хотел отделить шлаки или примеси от серебра. Но все было напрасно – шлаки или злые люди не отделились – все иудеи оказались совершенно однородною массою. Один свинец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010