В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет. Во Второй книге Маккавеев (см. 2 Мак.2:4-5) написано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский (356—323 гг. до Р.Х.) с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии. Главная мысль Книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый Завет. Иеремия по своему внутреннему складу был склонен к лирике, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии.    Содержание Книги пророка Иеремии:    о призвании Иеремии (Иер. 1 гл.);    содержит пророчества времен Иосии (Иер. 2-6 гл.);    пророчества времен Иоакима (Иер. 7-20 гл.);    обличения царей и лжепророков (Иер. 21-25:14);    пророчества о соседних народах (Иер. 25:15-38 и Иер.46-51 гл.);    о разорении и восстановлении (Иер. 26-33 гл.);    Иеремия и последние дни Иерусалима (Иер. 34-45 гл.);    историческое приложение (Иер. 52 гл.).    Следующая за ней книга — Плач Иеремии — была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых яркими красками изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев. В оригинале эта книга написана стихами, с начальными буквами строк (акростихи), расположенными в порядке еврейского алфавита, подобно 36 и 118 псалмам. От лица Иерусалима Иеремия обращается ко всем проходящим с пожеланием им избежать подобной участи, объясняет причины случившегося и просит сочувствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1046. Петропавловская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Рязанской губ., Раненбургского у., в 3 вер. к вост. от Раненбурга, при рч. Масловой Рясе. Построена в 1711 г. иждивением кн. Алекс. Данилов. Меншикова, которому тогда принадлежал и гор. Раненбург или Ораниенбург. “Ист. Росс. Иер.», V, 368; Ратшин, 463; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 327; Баранович, “Рязан. губ.», 369; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 129; “Опис. монаст.», 1817 г., 87; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1854 г., 11 (число братии увеличено до 30); 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 436, 20; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1863 г., IV, Отд. 1, 302 (опис. в церков. ист. отнош.). 1047. Петропавловский или Петровский на Носах, а также Лобанова пустынь и Хабарова, мужской, ныне погост Петропавловская Пустынь, Олонецкой губ., Вытегорского у., в 25 вер. к сев.-зап. от Вытегры, на мысу Онежского оз. Основан около 1620 г. Павлом Хабаровым. В описи 1628 г. значится: «В Мегорском погосте в Палтажской волостке у Онега озера на берегу Лобанова пустыня на тридевяти носех митрь, а в нем церковь св. аптл Петра и Павла, с трапезою, древяна клецки.“ Затем приписан к Муромскому мон. Олонец. губ.; в 1764 г. упразднен. Ныне церковь во имя св. Николая построена в конце XVIII ст. вместо сгоревшей Петропавловской. “Ист. Росс. Иер.», V, 540; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 21; “Олон. губ. в.», 1848 г., 42, 45 (древн., хранящиеся при церкви Петропавл. прихода; между прочим помещены грамоты и указы); 1851 г., 1 (Писцов. кн. 1628 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1006, 20; Озерецковский, “Путеш. по оз. Ладож. и Онеж.», 322. 1048. Петропавловский или Петровский – Ильинский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Саранске, Пензенской губ., на площади. Основан в 1684 г., в 1775 г. к нему присоединен упраздненный Ильинский Богоявленский монастырь. “Ист Росс. Иер.», IV, 296; V, 538; Ратшин, 434; “Опис. монаст.», 1817 г., 86; Рябинин, “Пензен. губ.», 443; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.», 93; “Прилож. к Памят. кн. Пензен. губ. на 1868–69 г.», 129; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (надел. лесом); 1855 г., 86 (надел. землею); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 956, 2 (Петропавловский), 958 (Богоявл.-Ильинский); “Чтения в И. Общ. ист.», 1870 г., Отд. 2, 55 (Путеш. 1813 г. в Нижний кн. Долгорукого).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Никита Стифат , преп. Сотницы. Ист.: PG. Т. 120. Col. 852–1009 ; Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. III. Афины. 1960. Ρ. 273–355. Перевод: Никиты преподобного, монаха и пресвитера святейшей обители Студийской, Сотницы//Добротолюбие. Т. 5. 1900. С. 82–161. О душе. Ист.: Nicétas Stéthatos.Opuscules et lettres. Texte grec et traduction par J. Darrouzès//Sources chrétiennes. 81. Paris, 1961. P. 56–153. Перевод: Преподобный Никита Стифат . Творения. T. 1: Богословские сочинения. Сергиев Посад: Издательство МДА, 2011. С. 7–60. Ориген Комментарий на Евангелие от Матфея. Ист.: PG. Т. 13. Col. 836–1600 . Перевод отсутствует. Беседы на книгу Левит. Ист.: Homélies sur le Lévitique. Texte latin et traduction par M. Boret//Sources chrétiennes. 286, 287. Paris, 1981. Перевод отсутствует. Беседы на Евангелие от Луки. Ист.: Homélies sur saint Luc. Texte et traduction par H. Crouzel, F. Fournier et P. Périchon//Sources chrétiennes. 87.Paris, 1962. Перевод отсутствует. Палладий, en. Еленопольский, свт. Лавсаик. Ист.: Histoire lausiaque. Texte grec, traduction par A. Lucot. «Hemmer et Lejay». Paris, 1912. Перевод: Палладий, en. Еленопольский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873 [репринт: М., 1992]. Петр Дамаскин , преп. Творения. Ист.: Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. III. Афины, 1960. P. 5–111. Перевод: Преподобный Петр Дамаскин . Творения. Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 [Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009]. Симеон Новый Богослов , преп. Огласительные слова. Ист.: Catéchèses. Texte critique par B. Krivocheine, traduction par J. Paramelle//Sources chrétiennes. 96, 104, 113. Paris, 1963, 1964, 1965. Перевод полный отсутствует. Главы богословские, умозрительные и практические. Ист.: Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques//Introduction, texte critique, traduction et notes de Jean Darrouzès, a.a. avec la collaboration de Louis Neyrand, s.j. Paris, 1958 (1980, 1996). Перевод: Преподобнаго отца нашего Симеона Нового Богослова Главы богословские, умозрительные и практические. Перевел иером. Иларион (Алфеев) . М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 774; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 42; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 7. 956. Николаевская – Мамонтова, мужская пустынь, ныне село Мамонтово, Тамбовской губ., Моршанского у., в 27 вер. к югу от Моршанска, на левом берегу р. Цны. Основана около 1629 г. строит. Мамонтом; в 1652 г. приписана к Саввино-Сторо- жевскому мон.; в 1681 г. по соборному положению об учреждении новых епархий отдана на содержание архиеп. Тамбовского; в 1764 г. упразднена. В оставшейся приходской церкви находится чудотвор. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», V, 47; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 323; “Акты истор.», V, 75; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 899, 6; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 957. Николаевская – Можайская – Борщовская, мужская пустынь, ныне село Борщово, Московской губ., Клинского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Клина. О ней известно только, что она до 1745 г. состояла в ведени Св. Синода, имела 2 каменные церкви и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 438; Ратшин, 285; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 35; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ. крест.). 958. Николаевская – Новая – Боровинская – Маврина, мужская пустынь, ныне приходская церковь , приписанная к гор. Тихвину, Новгородской губ., Тихвинского у., в 3 вер. от Тихвина и находилась недалеко от Николаевского-Беседного м-ря, который для отличия назывался Николаевскою Старою пустынью. Полагают, что основана в 1547 г. цар. Иоанном Грозным, в приезд его на Тихвин, но во всяком случае первое известие встречается под 1562 г: «от Тихвины от Пречистой за 4 версты горел храм чудотв. Никола, церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кельи игуменские сгорели, новый монастырь, при игумене Иове Мухи“. Что это известие относится не к Никол. Беседному м-рю, подтверждается записью 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях: «Николы чудотв. в Новую пустынь, от Тихвины 3 версты, игум. Ионе» и тут же рядом прибавлено: «В м-рь Николы чудотв. на Тихвину в старую пустынь, от Тихвины 3 вер., игум. Феодотию“. По духовному завещанию 1626 г., царицы Дарьи Алексеевны отказано в «Никольский м-рь, что на Тихвине, в старую пустынь, 5 руб.“. Все эти известия дают право предполагать, что обе пустыни существовали самостоятельно друг от друга. Впоследствии пустынь приписана к Тихвинскому Большому м-рю и в 1764 г. обращена в приход. “Полн. собр. лет.», III, 161; “Ист. Росс. Иер.», III, 429; Ратшин, 80; “Ист. стат. опис. Тихвин. Больш. м-ря», 131; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 75; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 33; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 67, 68; 1856 г., XXIV, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

689. Васильевский – Кесарийский, женский, ныне приходская церковь в гор. Торжке, Тверской губ. Ужо существовал в XVI ст. и до Литовского разорения был женским; по возобновлении его в нем поселены монахи; в 1690 г. снова обращен в женский и приписан к Воскресенскому мон. в Торжке, а в 1764 г. обращен в приход. “Ист. Рос. Иер.» III, 503; “Памятн. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 20 (опись 1625 г.); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.», I, 19 (в Архиве Мин. Иностр. Дел сохранилась грамота); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 475, 30; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до Росс., 1860–61 г.», IV, 5 (Заметки о г. Торжке). 690. Васильевский – Мячковский, мужской, ныне село Мячкова Слободка, Владимирской губ., Гороховецкого у., в 7 вер. к сев.-вост. от Гороховца по Нижегородскому шоссе, на левом берегу р. Клязьмы, при озер. Мячковском и Долгом. Основан в половине XIV ст. преп. Евфимием Суздальским на пленившем его месте, заросшем густым лесом и окруженным водою. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. В оставшейся церкви во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия, которая построена в 1679 г., сохраняется древний посох преп. Евфимия. “Владимир. сборн.», 1857 г., 115; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», т. II, Отд. II, 63; “Владим. губ. вед.», 1851 г., 25 (Грам. патр. Иоакима, 1678 г., на построение двух камен. церквей); 1854 г., 32 (мон. быв. во Вл. губ.), 51 (описание); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 711, 46; “Акты истор.», I, 25 (Ж. гр. 1418 г. Нижегор. В. ко. Алекс. Иоан. Спасо-Евф. м-рю об освобожд. приписного к нему Горохов. св. Василий на Клязьме м-ря людей от пошлин и повинн.), 70 (Ж. гр. 1462 г. Спасо-Евфим. м-рю об управлении), 76 (Ж. гр. после 1462 г. Спасо-Евф. м-рю о неловлении для него рыбы с запрещ. ставиться в пустыни у св. Василия и брать людей, кормы и невод); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 199. 691. Васильевский – Трех – Святительский, мужской, ныне церковь Трех-Святителей в Киеве, на горе, у древнего Боричева взвоза. Когда основан неизвестно, но церковь св. Василия построена св. кн. Владимиром тотчас после крещения киевлян на том самом холме, где во дни язычества стоял Перун и другие богатые истуканы. Существование около церкви Васильевского м-ря свидетельствуется тем, что в 1231 г. игумен его Афанасий присутствовал при посвящении духовника в. кн. Василько Константиновича, Кирилла, на Ростовскую епископию. При нашествии татар в 1240 г. м-рь потерпел общую участь, и церковь оставалась в развалинах, пока не отдана Братскому м-рю, который в 1693 г. снова возобновил и определил строителя с братиею. В 1786 г. м-рь обращен в приход. “Полн. собр. лет.», I, 194; “Ист. Рос. Иер.», VI, 436; Ратшин, 147; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 76; “Пут. по Св. мест. Русск.», II, 97; Строев, “Спис. иер. и наст.», 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», I, 48; III, 50; “Акты к ист. Ю. и 3. Р.», III, 40 (Челобит. 1646 г. игум. Брат. м-ря о возобнов. храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Зенон Сидонский, стоик, ученик Диодора Кроноса VII 38 Зенон Тарсийский, считается учеником Хрисиппа VII 35; ср. Ук. ист. Зенон Элейский IX 25–29; I 15, 18; II 109, 110; III 48; VII 35; VIII 56, 57; IX 30, 42, 72; ср. Ук. ист. Зоил из Перги, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Зоил, дядя Пифагора VIII 2 Зопир Клазоменский, ритор IX 114 Зопир Колофонский, лицо неустановленное VI 100 Зороастр, древнеиранский жрец и пророк, создатель дуалистического вероучения с отчетливой этической программой, ставшего впоследствии официальной религией при Сасанидах I 2, 8 Идоменей Лампсакский (ок. 325–270), ученик Эпикура, известный политическим тщеславием и богатыми анекдотами сочинениями X 5, 22, 23, 25; ср. Ук. ист. Иероним Родосский (ок. 290–230), перипатетик, при Ликоне отделился от школы, углубленно занимался историей литературы, биографиями поэтов IV 41, 42; V 68; ср. Ук. ист. Ион Хиосский (ок. 490–422), многосторонний писатель, автор трагедий (в александрийском каноне следует за тремя великими трагиками), сочинения о пифагорейской триаде (огонь, земля, воздух), лирических и исторических произведений IV 31; ср. Ук. ист. Ирей, один из душеприказчиков Стратона V 63 Исидор Пергамский, ритор, вероятно, современник Цицерона. См. Ук. ист. Исмений, флейтист IV 22; VII 125 Исократ (436–338), знаменитый афинский учитель риторики, автор политических сочинений, ученик Георгия и Продика, сторонник Филиппа II, сам никогда не выступавший со своими речами II 15 64; III 3, 8; IV 2; V 35 Истр Александрийский, раб, ученик, а затем вольноотпущенник Каллимаха, автор историко- антикварных, историко-религиозных, грамматических сочинений. См. Ук. ист. Ифеген, отец Мелисса IX 24 Ификрат, афинский полководец IV в., почитавшийся Александром Великим II 30 Ихтий, ученик Евклида из Мегар II 112, 113 Каб, или Скабр, отец Акусилая I 41 Кадан, отец Менодора IV 31 Кадуид, брат Анахарсиса, скифский царь I 101 Каллесхр, внук Солона, родственник Платона и Крития, в 411 г. принадлежал к 400 правителям III 1 Каллиад, афинский архонт в 480/79 г. II 45

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «...все, что повелю тебе, скажешь.» (Иер.1,5-7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер.1, 9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» (Иер.23, 9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, —говорит Господь, — Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие. Важнейшие предсказания : 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер.25,11); возвращение из пленения (Иер.29,10): восстановление Иерусалима (Иер.30,18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер.31,31-34); объединение Иудеи и Израиля (Иер.3,18).

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

«Зане согрешиша Господу, пажить правды, собирающему отцев их Господу». Так и блаженный Давид говорит: «мы же людие Его и овцы пажити Его» ( Пс.99:3 ). Тоже и здесь говорит Иеремия, а именно, что были они пажитью правды Господу, Который избрал отцов их. Иер.50:8 . Отъидите от среды Вавилона, и от земли халдейски изыдите, и будите яко козлища пред овцами. Слово: «козлища» сирский толковник перевел: козлы. Посему советует им превзойти крепостью Вавилонян, и возвратиться в отечество. Потому и уподобил их козлам; так как козлы сильнее овец. Так и богомудрый Даниил видел Александра подобным козлу, а Дария подобным овну ( Дан.8:20,21 ). Сказует же Пророк о множестве врагов, приступающих к Вавилону, о том, что преодолеют его, и ( Иер.50:10 ) «наполнятся» собранными там благами. Объясняет и причину бедствий, какие потерпит Вавилон. Иер.50:11 . Зане веселистеся, и велеречивасте, расхищающе наследие Мое, скакасте бо яко тельцы на траве, и бодосте яко же волы». ( Иер.50:12 ). «Поругана бысть мати ваша зело», то есть, поруган Вавилон. Иер.50:12 . Посрамися 28 родившая вас матерь во блага; то есть, оскудела благами. A сие дает видеть крайнюю степень разорения; сие же показывают и последующая за сим слова: «Се, последняя во языцех пуста» и безводна. ( Иер.50:13 ). «И от гнева Господня не» населится, и «будет в запустение». Сказует также, что проходящие Вавилоном, по причине чрезмерного бедствия, приемлют на себя печальный вид, и изумление свое выражают свистанием. Повелевает и стрелкам не щадя бросать стрелы и наказать Вавилон за нечестие его; ( Иер.50:14 ) » понеже " , говорит Пророк, «пред Господем согреши». Предсказывает и боязнь Вавилонян, и разрушение стен; присовокупляет и причину бедствия. Иер.50:15 . Яко месть Господня есть, отмстите ему, яко же сотвори, сотворите ему. ( Иер.50:16 ). «Потребите семя от Вавилона, держащаго серп во время жатвы», то есть, предавайте смерти, не ополчившихся только, но и земледельцев; потому что и они поступали также, воюя с Израилем. «От лица меча еллинска, кийждо к людем своим обратится, и кийждо в землю свою убежит». Кир до взятия Вавилона разбил Лидян, покорил Ионян и Эолийцев, которые переселились в Азию из Эллады. Поэтому и их, приведя с собою, ополчил на Вавилонян. И не напрасно пророческое слово упомянуло об Еллинах, но давая сим знать, что и вдали жившие народы собрало против Вавилонян Божие определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «…все, что повелю тебе, скажешь.» ( Иер. 1:5–7 ). Иеремия в данном случае – уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова ( Иер. 1:9 ), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» ( Иер. 23:9 ). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, –говорит Господь, – Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема – речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» – он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» – изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» – воздержание; «горшечник» – всемогущество Божие; «разбитый кувшин» – уничтожение; «две корзины смокв» – возможность выбора; «покупка поля» – дело веры; «зарытые камни» – покорение; «погруженная книга» – бедствие. Важнейшие предсказания : 1 . Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен ( Иер. 25:11 ); возвращение из пленения ( Иер. 29:10 ): восстановление Иерусалима ( Иер. 30:18 ); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос ( Иер. 31:31–34 ); объединение Иудеи и Израиля ( Иер. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010