860 Сочин., I, слово VI, 77. Поэтому мы не можем принять объяснения св. А.Синайского (Краткий очерк деятельн. М.Грека, Спб. 1898, с. 30–31) 862 Руссо (Эмиль, IV), оспаривая Бэкона и Бэйля, которые считали, что суеверие и фанатизм хуже атеизма, говорит, что «фанатизм, как он ни был жесток и кровав, все-таки представляет собой великую и сильную страсть, возвышающую сердце человека, научающую его презирать смерть, придающую ему удивительную силу сопротивления: если бы эту страсть направить в другое русло, она породила бы величайшие добродетели, между тем как атеизм и вообще резонирующее и философствующее направление заставляет людей боязливо цепляться за жизнь, усыпляет и принижает их души... Это покой смерти, он пагубнее самой войны» и т. д. Положение это Гефдинг называет «великой задачей, без решения которой никакая отрицательная критика не достигает цели. Эту задачу Руссо оставил величайшему из своих последователей – Эм. Канту» (Ж.Жак Руссо и его философия, 74–75) 865 Опис. Сборн. Им. Пуб. библ., I, 93–94. Между тем патр. Никон обозвал его «ябедником» (Изв. Ак. Н. 1900, I, 166). Любопытная черта! Целый ряд иерархов вышел из влиятельной среды «иосифлян» (название в устах противников ставшее бранным). – Макарий насчитывает в течение 50 лет свыше 20 (Ист. рус. церк., VI, 11–12); но из 17 занимавших кафедры 1506–1589, большая часть не дожила благополучно до конца на своих местах. (Жмакин, 450–457). Подробн. об иосифлянах (Опыт иссл. о культ. значении Византии, гл. vi); о влиянии братии Волок. мон. на составл. Просветителя (Жмакин, Поездка в Волок. м., Древ. и Нов. Рос. 1880, I, 21–36). Заметим, что м. Даниил все-таки мягче относится к раскаявш. еретикам (Жмакин, 421–423) 868 Ересь жидовствующих оставила следы в последующие века (Опис. щел. о культ, знач. Византии, с. 455). Появление ереси жидовствующих в 1827 г. в Московской губ. (Чт. Общ. ист. 1874, II, 67–75). Между тем этот символ есть только перевод «Исповедания веры» Михаила Синкелла († около 838 г.), в котором не было и не могло быть такого добавления (П. С. Р. лет, I, 49, 50; Сухомлинов, О древне-русск. лет, Ут. зап. Ак Н. по II отд., III, 65–68)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Маркелл просит приписать пустыни Воронину, Филиппо-Ирапскую, Выксенскую-Никол. и Ройскую, которые уже состояли за м-рем со времени патр. Иоакима по 1704 г.); VI, 1726 г., 262 (жалоба монаст. крестьян на управителя Семена Никитина); VIII, 1728 г., 198 (доношение Коллегии Экономии о бытии в м-ре игуменом иеромонаху Адриану; до него был игум. Иона), прилож., LXVI, V (приговор монахов м-ря и выборных крестьян 1729 г.). 740. Воскресенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Угличе, Ярославской губ. Время его основания неизвестно, но несомненно уже существовал на самом берегу Волги в 1509 г., когда в нем был архимандритом Ефрем. Архим. Феодорит был свидетелем по делу убиения св. кн. Димитрия в 1591 г., 15 мая. В 1609 г. его сожгли поляки. Вследствие весенних разливов и непрочности берега перенесен на настоящее место Ростовским митроп. Ионою (1652–1691 г.), который, по преданию, был здесь постриженником и иноком. В 1764 г. м-рь упразднен и обращен в приход. Оставшаяся церковь , начатая постройкою митроп. Ионою и сохранившая свой первоначальный вид, состоит из двух церквей во имя Воскресения Хр. и Смолен. Божией Матери, соединенных между собою оригинальною колокольнею, по образцу колокольни Ростов. Успенского собора. “Ист. Росс. Иер.», II, 521; III, 621; Ратшин, 558; Крылов, “Ист. стат. опис. Яросл. епар.», 43, 296; “Опис. Ростов. Спасо-Яковл. м-ря», 1849 г., 82; “Яросл. губ. в.», 1848 г., 28 (статья Серебреникова); 1851 г., 37 (грам. 1684 г. стольнику М. С. Супоневу о непосылке в м-рь пушкарей и стрельцов ни для каких дел); 1855 г., 10 (митроп. Иона); 1859 г., 37 (кратк. обозр. ист. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 357, 14; “Сказ. современн. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 143; “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 60 (Следств. дело 1591 г. об убиении царев. Димитрия; игум. Феодорит с его факсимиле); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 919 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 112 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 438 (дело 1722 г. о сборе фуража; архим. Гавриил); VI, 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2709 (межев. книга 1671 г. вотчины м-ря дерев. Половиной, Свилкова, Полина тоже, Городского стана), 2710 (межев. кн. 1671 г. вотчинн. земель м-ря в пустошах Бельцове и Плишкине, Кадцкого стана), 2725 (межев. кн. 1693 г. вотчин села Нефедьева Кадцкого стана), 2727 (межев. кн. 1693 г. того же села Нефедьева с деревн.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108, 126 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; завещено м-рю сельцо Осинцово, а у духовной свидетелем был архим. Ефрем); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 187 (подробная опись м-ря и его вотчин в 1702 г.), 249 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 288 (подробн. опись м-ря и его вотчин 1763 г.), 357 (выписка из ружной кн. 1699 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

известия», 1771 г., 273; “Ярослав. губ. в.», 1859 г., 39 (кратк. обозр. истор. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 356, 13; Ключевский, “Древнерусские життя свят.», 318 (Варлаам); “Собр. госуд. грзм. и довор.», I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 199 двор. крест.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел крест. 1.576 душ.); 1874 г., III, Отд. 1, 59 (челобит. о приписке к Воскр. Нов. Иерус. м-рю, но по просьбе игум. Иосифа около 1680 г. оставлен самостоятельным); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменам); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; завещено к Николе на Улейму село Нефедево); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 57 (опись 1717 г. монастыр. двора по Черенковой ул.), 152 (краткое известие о м-ре 1775 г.), 219 (подроб. опись м-ря и его вотчин в 1702 г.), 251 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 336 (подробн. опись м-ря и его вотчин в 1763 г.). 1009. Николаевский – Успенский – Стороженский, мужской, ныне село Сторожное и Подмонастырская слободка, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 78 вер. к сев.-вост. от Новой Ладоги, на каменистом мысу Ладожского озера, в 2 вер. от Сто- роженского маяка. Основан в XVI ст. преп. Киприаном, который до принятия иночества имел на мысу Стороженском разбойничий притон, грабя пловцов по Ладож. оз. Обращенный на путь истины преп. Адрианом, основателем Ондрусовой пустыни, он принял иночество и устроил монастырь. По преставлении Киприан погребен здесь, где и доселе видна могила, которая прославилась многими чудесными знамениями и к которой стекаются богомольцы. В 1764 г. обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», VI, 330; Ратшин, 422; “Словарь ист. о свят.», 151; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», прилож. VI, 148; Игум. Дамаскин, “Ондрусова-Николаев. пуст.», 7; “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. I, 15, 57; “Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

иер. и настоят.», 805, 3; “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); “Календари Вятск. губ.», 1882 г., 83 (железн. наперстн. крест); 1884 г., 184 (в 1696 г. освящ. кам. церковь ; 1 октяб. м-рь выгорел), 186 (в 1701 г. 23 сент. м-рь сгорел); 1889 г., 15, 18 (крестн. ходы); “Матер. для ист. гор. Вятки XVII и XVIII ст.», 8 (писцов. кн. 1628 г.), 27 (переписн. кн. 1646 г.; игум. Евфимия Силуянова), 41 (переписн. кн. 1678 г. живущих у ружной церк. Преображения Госп., что в девичье м-ре), 109 (перечень 1717 г. стариц м-ря с показанием числа их лет; игум. Варвара 65 лет), 254 (ведомость о м-ре в 1739–41 г.), 305 (подробн. опись м-ря в 1764 г. с показания игумении Маргариты). 1091. Преображенский, что на Рогоже, иначе Пелагеина пустынь, женский, ныне погост Рогожи, Тверской губ., Осташковского у., в 12 вер. к юго-вост. от Осташкова, на вост. берегу озера Селигера, среди лесов. Время основания его относят к концу XV ст., когда этими местами владел кн. Волоцкий Борис Васильевич; фактически же существовал в 1617 г., когда в нем была церковь Преображения и настоятельница Ираида. В 1725 г. принисан к Знаменскому Осташковскому мон., а в 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 463; “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.», Отд. III, 1–73 (Краткое опис. бывшего Преображ. жен. мон., что на Рогоже, иначе называвшегося Пелагеиною пустынью, с приложением относящихся к нему древних грамот, памятей и указов); на 1861 г., Отд. III, 77; Озерецковский, “Путеш. на оз. Селигер», 97; “Твер. губ. в.», 1852 г., 3 (Ист. зап. о Знамен. м-ре); 1859 г., 20 (упраздн.); Покровский, “Ист.-стат. опис. г. Осташкова», 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 469, 17; Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 6, в примеч., и 121 (покров на св. дары времен ц. Алекс. Мих.), 138, 611 (жестян. ладаница); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 222 (определение в 1722 г. в пустынь монахини Дорофеи во игуменьи на место отказавшейся по старости игум. Софии). 1092. Преображенский – Скельский, мужской, ныне слобода Скелька, Полтавской губ., Зеньковского у., в 25 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Особенно замечательно, что некоторые молитвы елеосвящения написаны от лица императора Иоанна и повторяют его имя. Так как елеосвящение совершалось в древности и над здоровыми, то вероятно, по этому требнику справлялось оно и над Кантакузеном, причем, было внесено в молитвы и его имя. У византийских императоров было в обычае запасаться такими книгами, и они составляли необходимую принадлежность даже их походной библиотеки, не говоря о постоянной дворцовой. В книге De cerimoniis aulae Byzant упоминается в числе книг походной библиотеки « κολουθα τς κκλησας». (De cerim. 467. ed Bonn). Κοντκιον; в значении церковной книги упоминается в Acta part. T. II. P. 567, где описывается инвентарь великой церкви. Службы, молитвы и песнопения иногда писались на свитках пергамина, которые навертывались на круглую ручку, и, когда их нужно было читать, – развертывались. На таких больших листах писались литургии отдельно от прочих служб, а потому и слово κοντκιον сделалось синонимическим служебнику. Вальсамон: το της του Ιακωβου λειτουργιας κοντακιον. Ad. 32 can. Conc. Trull. У Монфокона в перечне книг одного настоятеля монастыря поименованы, между прочим: «κοντακια δυο. το εν εχον τα προγιασμενα και το ετερον ενθα η βαπτισις». Palaeogr. p. 404. Такие свитки с записями литургии сохранились и доселе. Запись на целом свитке противополагается тетради (τετραδιον); это обычный формат рукописей. Подробн. у Дюканжа и Монфокона. 2 Время происхождения и употребления этого списка определяется замечанием о том, как поминать патриарха и царя на ектении после освящения даров: « просщенномоу великааго града трънова. и въсма болгар и о приносщемь сты дары гви боу нашемоу... и Хрстолюбивому црю нашемоу шишманоу и блгочьстиви црици его (300–301). Неизвестно, почему, в предисловии к изданию, этот чин называется «проскомидииа». Гораздо вернее его подлинное заглавие: « бжтвена слба стыхъ литрге т. е. литургия, как служить её диакону со священником, а не одному священнику. 3 Вероятно, такой же устав был помещен и в начале требника 375–326, но он не сохранился, и от него осталось только оглавление, а сама служба не имеет обрядовых указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 60 (Следств. дело 1591 г. об убиении царев. Димитрия); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 24; “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., IX, Отд. 2, 388 (посещ. в 1553 г. Грозным); 1860 г., III, 142 (в 1774 г. имел крест. 2.964 душ.); “Дворцов. разряды», III, 178 (посещ. в 1650 г. ц. Алексеем Мих.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 361 двор. крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», VI, 411 (в 1724 г. определено быть здесь архимандрии); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2705 (межев. книга 1653 г. вотчин м-ря пустоши Чернцов Городского стана, села Ордина и пустошей Курцевой и Тимофеевой Кадцкого стана), 2708 (межев. кн. 1671 г. вотчин. земель м-ря в селе Ордине и пустошах Бувекине, Гришине и Овчюкове Кадцкого стана), 2714 (межев. кн. 1683 г. спорной вотчинн. земли м-ря в сельце Омелине и пустоши Короваевой с владельц. села Котова Городского стана), 2729 (межев. кн. 1694 г. вотчин м-ря села Песков с дерев. Городск. стана); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XVII, 174 (в мае 1553 г. царь Иван Вас. посетил м-рь); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; к Покрову Пречистой в м-рь сельцо Архангельское); “Переписн. книги Москвы», 1665–76 г., 114 (подворье Покрова Преч. Богор. Углицкого уез., в Белом гор., по Кобацкому переул.); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 151 (преп. Паисий был из рода дворян Гавреневых, постригся в иноч. чин 10 лет), 168 (подробная опись м-ря в 1702 г.), 252 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 297 (подробн. опись м-ря и его вотчин в 1764 г.), 357 (выписка из ружн. кн. 1699 г.). 1075. Покровский – Сеннянский – или Сенянский, мужской, ныне приходская церковь села Малой Писаревки или Сеннянского Монастыря, Харьковской губ., Богодуховского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Богодухова и в 7 вер. от села Сенного, от коего и получил название, в верховьях р. Мерли. Основан не позже 1682 г. сотником Василием Григорьевым, принявшим иночество под именем Варлаама и бывшим здесь первым настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

на 1861 г.”, 272, 273; на 1873–74 год., 210; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 576, 4; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1863 г., I, Отд. 1, 1 – 69 (подробн. опис.); 1865 г., IV, смесь, 106 (Обозр. старопеч. книг; игум. Макарий 1584 г., Филарет 1649 г.), 107 (строит. Онисифор Псковитин 1622 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1962 (писцов. и межев. книга 1688 и 1689 г. вотчины м-ря в сельце Ильинском с деревн. и пустошами); II, 3246 (межев. кн. 1694 г. вотчинн. земли в селе Варваренке Желоховского стана). 579. Яблочинский – Онуфриевский , мужской, 1-го класса, Седлецкой губ., Бельского у., в 40 вер. к юго-вост. от Белы и в 2 вер. от села Яблочно, на острове р. Буга. В грамоте 1407 г. Владислава Ягаило, данной владыке Перемышльскому Афанасию, упоминается, между прочим, м-рь св. Онуфрия. Достоверно же существовал в ст., как об этом упоминается в грамоте короля Сигизмунда I в 1522 г. и, как кажется, основан православными вельможами Богушами, которые пользовались большею известностью в XV и XVI ст. По преданию, основание м-ря положено по случаю явления иконы св. Онуфрия, приплывшей по реке к месту самого м-ря. Замечательно, что этот м-рь, находясь среди враждебного католицизма, вводившего повсеместно унию, остался верным во все время, несмотря на гонения, православию. По присоединении края он был положен во 2-м классе, а в 1882 г. по вниманию к его древности и важному значению в крае, как памятника непоколебимой твердости к православной вере и рассадника первоначального образования для детей всякого звания в духе православия и русской народности, он возведен на степень 1-го класса, при чем на содержание братии пожаловано в 1886 г. по 1.865 руб. в год. При м-ре находится двухклассное училище. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1882 г., 66, ст. 960; 1886 г., 13, ст. 138; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1882 г., 58; 1884 г., 238; 1885 г., 192; Батюшков, “Холм. Русь”, 41, 83, 104, 107, 118, 129, 134, 156, 157, 164, 185 (вид м-ря), прилож., 31 (объясн. к рисунк.); “Холмский греко-униат. месяцеслов на 1870 г.”, ч. II, 95 (с разн. грамот.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 172; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых Подлясских); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (грам. короля Яна Казимира, данная на Варшав. сейме 1650 г. о возвращ. м-рей и церквей православным; под именем Онуфриевского значился в Перемышльской епархии); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей; назван Jebloczenski).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

306. Николаевская – Красногорская или Никола на Красных горах , мужская пустынь, ныне село Никольская Пустынь, Тверской губ., Зубцовского у., в 40 вер. к юго-вост. от Зубцова, близ границы Волоколамского у., у Крупинского болота. Существовала в XVI ст.; из грамоты кн. Владим. Андр. 1547 г. видно, что м-рь владел землями вообще с Успенским-Иваницким м-рем. По штатам 1764 г. оставлена на своем содержании и вскоре упразднена, причем церковь приписана к рядом стоящему селу Красному Холму, а здания проданы; но в 1789 г. церковь сгорела от молнии. “Ист. Росс. Иер.”, 805; Ратшин 518; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 45; “Твер. губ. в.”, 1851 г., 29 (подробн. опис. с грамот.); 1854 г., 50 (грамота, в примеч.); 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 486; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ крест.). 307. Николаевская – Надеевская или в Наделне , мужская пустынь, общежительная, Костромской губ., Макарьевского у., в 54 вер. к сев.-зап. от Макарьева, на правом берегу р. Немды. Она уже существовала в первой половине XVII ст., когда в 1653 г. ею управлял игум. Ануфрий; в 1724 г. приписана к Ипатиевскому м-рю; в 1816 г. отписана к Троицкой-Кривоезерской пустыни, а в 1856 г. восстановлена на правах заштатной обители с тем, чтобы в ней был настоятель в звании строителя и 7 человек монашествующих и чтобы пустынь сия оставалась по-прежнему на собственном своем содержании. “Ист.Росс. Иер.”, IV, 883; V 135; “Сенат. ведом.”, 1856 г., 61; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1854 г., 17 (разреш. постр. церковь ); 1856 г., 12 (восстановл. пустыни); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 883, 41; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, прилож., XVII (состояние пуст. в 1721 г.); IV, 236 (дело 1724 г. по прошению игум. Словенского м-ря о приписке к нему пустыни; было 4 монаха), 240 (пустынь в 1724 г. приписана к Ипатиев. м-рю). 308. Николаевский , мужской, ныне собор в гор. Бельске, Гродненской губ. Основан православными монахами; в 1645 г. захвачен временно униатами, но в 1723 г. показан в числе благочестивых Подлясских м-рей Киевской епархии. В 1824 г. упразднен и обращен в приходскую церковь , а в 1842 г. переименован в городской собор. “Ист. Росс. Иер.”, III, 478; Ратшин, 94; “Опис. монаст.”, 1817 г., 73; Бобровский, “Гроднен. губ.”, II, 909; “Полн. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 30010; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III прилож., CXIII, XXIX (реестр м-рей Киев. епархии); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXIV, 271 (гор. Бельск; отдан Базилианам в 1699 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

( < < back) Нина была родом из местечка Каластри Каппадокийского в Сирии. Отец ее Завулон был римским воеводою и родственником святого великомученика Георгия, а мать ее Сусанна была сестрою иерусалимского епископа. Когда Нине было 12 лет, родители ее прибыли в Иерусалим. Завулон ушел в пустыни Иорданские для иноческих подвигов, а Сусанна диакониссою при иерусалимском храме служила бедным и немощным женщинам. Дочь их Нина, посвященная на служение Богу и воспитанная при храме в строгом благочестии, решилась на подвиг проповеди Христа Спасителя в Иверии, где, по преданию, обретался хитон Господа Иисуса Христа. Подробн. в «Истории Грузинской церкви» Иосселиана. Изд. 1843 г., с. 8–19. Житие св. равноапост. Нины, просветительницы Грузии, изд. 5-е, 1900 г. ( < < back) прибытие в Иверию-Грузию именно епископа Евстафия Антиохийского не упоминается писателями греческими, но оно несомненно удостоверено, как всеобщим преданием в Грузии, так и письменными грамотами, жалованными Константинопольскими Императорами и царями Грузинскими Иверскому монастырю на горе Афонской, где они и сохранены до ныне. (Краткая История Грузинской Церкви. Составл. П. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 13. Житие св. равноапостольной Нины, изд. Афонск. монаст. 1900 г.) . ( < < back) святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузин. Изд. 5 1900 г., с. 23–25, Краткая история Грузинской Церкви, составл. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 12–14 и 20. По прошествии нескольких лет царь Мириан послал к императору Константину второе посольство с просьбой прислать в Грузию еще больше священников и искусных храмоздателей. Исполняя эту просьбу, Константин Великий послал много золота, серебра и подножие животворящего древа Креста Христова с одним из гвоздей, которыми был пригвожден ко кресту Господь Иисус Христос. Подарены были грузинам еще много икон Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и мощи святых мучеников в основание храмов. Тогда же и сын Мириана и наследник царства, который находился заложником в Риме, был отпущен к отцу своему; он был ревностным распространителем христианства, воздвигая везде храмы и утверждая веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Работал еще крестьянин Насилий Тимофеев в кузнице и на мельнице, но все эти промышленные занятия, хотя и обогащали разносторонне его понятия, не удовлетворяли однако истинным склонностям Василия, которые уже и тогда бессознательно влекли его в мир высший, к занятиям духовным. Лет 20 он был принят послушником в мужской Иоанновский Казанский монастырь, и тогда то, в числе других добрых влияний, познакомился он с главным впоследствии своим руководителем и наставником профессором Духовной Академии и Университета почтеннейшим И. И. Ильинск им. С тех пор, не смотря на множество препятствий, и па сопротивление бедных родителей Василия, которые между прочими мерами женитьбою и общественною должностью старались отвлечь Василия от Казани и закрепить его в крестьянском быту, он настойчиво держался своих Казанских наставников в христианстве и много перенос за то, лишений; и горя. Только в 1S63 году удалось профессору Ильинскому определить его, как помощника себе, практикантом татарского языка при Духовной Академии. Это обеспеченное положение дало возможность Василию Тимофееву начать его христианско- учительскую деятельность, сначала в очень скромных размерах, но чем далее, тем, при содействии душевноживого кружка частных миссионеров Казанских, обширнее она разрасталась, возбуждал к христианскому просвещению весьма многих его соплеменников. Вместе с этим преисполнился силы н духа Христова и сам Василий Тимофеев, и в Сентябре 1869 года, по выбору Высокопреосвященнейшего Антония и единогласному убеждению его Советом Братства святителя Гурия, он рукоположен был наконец во священника. Достопочтенный отец Василий представляет собою живой образец простого, глубоко искреннего и деятельного христианского пастыря первых времен Христианства. (Подробн, о ревности, христианско-просветительной деятельн. отца Тимофеева смотр. Отчеты Обер-Прокурора Св. Синода; Правосл. Обозрен.; Журн. Мин. Нар. Просв.; Отчеты Каз. Братства Свят. Гурия – с 1866 года). 531 Профессор Казанской Духовной Академии, бывший студент противомусульманского учебного отделения этой же Академии, священник Евеимий Александрович Малов своими уже долголетними, глубоко искренними энергичными и неутомимо деятельными, теоретическими и практическими занятиями миссионерством, своею твердою стойкостью за христианство и все духовное представляет собою одного из редких в наше время людей, которые так нужны для руководства целого миссионерского учреждения, а не только одной из частных кафедр общебогословского образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010