1654 Она заложена одновременно с Пустыно-Николаевской, а эта основана 7 июня 1690 г. Закревского Описание Киева, т. 11 стр. 753–754; сн. ст. проф. Голубева, прим. 107, стр. 618. 1656 Хранится в Главном Московск. Архиве Мни. Иностр. Дел; издан в малом против подлинника размере Киевской комиссией для разбора древних актов. Оригинал был на выставке XI-ro археолог. съезда в Киеве. 1657 Как о построенных говорится об них и в панегирике, сочинённом на Польском Филиппом Орликом в честь Мазепы и напечатанном в Вильне в 1695 г. (Закревского Опис. Киева, т. II стр. 754). 1658 Находились ли эти меньшие три над сводами алтарной конхи и приалтарных отделений, или две боковые из них были придвинуты несколько к западу, – из плана ясно не видно; как будто-последнее. О первоначальном виде Пустынно-Николаевской церкви, в частности о покрытии её, можно ещё судить по изображениям её на планах 1713 и 1719 гг., находящихся в Церковно-археолог. музее при Киевск. дух. академии. 1659 Издана дважды Д.А. Ровинским – в большем размере в Материалах для русск. иконогр. вып. I рис. 33, в меньшем – в Подробн. слов. грав. портрет. т. II ст. 1214. 1660 На тезисе ниже посвящения: Nicodemus Zubrzyckj sculpsit Kijoviae. Anno 1712. О Зубржицком см. у Д.А. Ровинского: Русские гравёры и их произведения, стр. 211–214. 1662 О современном состоянии и прошлой судьбе его см. в книге г. Мухина: Киево-Братский училищный монастырь, стрр. 127–129, 158, 208, 221, 223, 249–250, 263–266, 269, 273–282. Замечание проф. Голубева (Тр. К. Д. А. 1901 г. III стр. 317) касательно Богоявленской церкви, что „она в архитектурном отношении переменам не подвергалась, и поэтому нарочитые речи о ней излишни“, может быть принимаемо только в условном смысле, с значительными ограничениями. 1664 Ровинского Д. А. Матер. для русск. иконогр. вып. I р. 22 Киевск. Старина 1882 г., 2 стр. 437–440. 1665 Впервые определённо указано было в сочинении проф. Н. И. Петрова: „Киевская академия во второй половине XVII в.“, стр. 126; сн. проф. Голубева ст. о Гедеоне Одорском в Тр. К. Д. А. 1900 г. III стр. 619–620.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы хотим только сказать, что истинной мерой благотворности улучшений должна быть сообразность их с духом веры, и что все, охлаждающее к вере и отчуждающее от Церкви, все, заставляющее нарушать уставы ее и требовать перемены в них, все, приводящее к забвению божественного устроения вещей, – не должно считаться признаком и плодом истинного усовершенствования и преуспеяния (прогрессом), а возвращением назад (регрессом), ниспадением и пагубой. Рассудите сами, братия! Господь пришел на землю и насадил в ней спасительную веру именно для того, чтобы уврачевать наши немощи и возвесть нас в первобытное совершенство; для того дал нам святое исповедание – это сокращение всех истин, изрек заповеди – это начертание совершеннейшей жизни, учредил св. Церковь и Св. таинства – источники оживления и освящения. Хочешь ли совершенства (истинного прогресса), уверуй и, восприяв благодатные силы чрез Св. таинства, живи по требованию веры. Другого пути нет. Нельзя достигнуть совершенства в познаниях, не содержа св. исповедания; нельзя достигнуть совершенства жизни без исполнения заповедей, нельзя уврачевать немощи свои без содействия Святых таинств и подчинения всему чину освятительных молитвований Церкви. – Не то мы хотим сказать, чтобы только это и больше ничего, но то, что оно есть главное, источное, руководительное, так что коль скоро сего нет, – все прочее ни во что. Трудись в расширении круга познаний; но не иначе, как под руководством исповедания и по его указанию, а не в противность ему; иначе все твое мудрование будет не более, как мечта сновидения. Облагораживай порядок взаимных отношений, но без нарушения Евангельских предписаний: иначе вся твоя цивилизованность и гуманность будет не более, как красота гроба повапленного. Улучшай внешние условие быта и благосостояния, но без забвения вечного порядка Божия; иначе весь твой блеск и вся пышность будет не более, как призрак обманчивый». «Всему проба – опыт! Но посмотрите, довел ли хоть кого-нибудь этот хвалимый прогресс до обещаемого совершенства, дал ли покой, сделал ли кого счастливым? – Никого! А из тех, которые неуклонно следуют путем веры Божией, вы имеете целый облак свидетелей – сонм святых Божиих истинно усовершенствовавшихся и показавших делом, что этот, а не другой путь ведет к совершенству. Вот образцы истинного прогресса! И все, подражающие им, укрепляясь Божественной благодатью, идут от силы в силу, дóндеже достигнут в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ) " 32 . 20 Преосв. Феофан делит все наши внутренние явления на два рода – душевные – низшие и духовные – высшие. (Подробн. об этом см. 181 стр.). Читать далее Источник: Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника : В память десятилетия со дня блаж. кончины святителя/П.А. Смирнов. - Шацк : тип. Н.П. Купленского и Е.И. Рогачева, 1905. - VI, 349 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Со слов М.Грека Вассиан дает сведения о толкователях церк. правил (Розенкампф, Обозр. Кормчей, 76, прим.), перевод некоторых толкований Феодора Вальсамона, сделанный для него М.Греком, и его статью «О св. горе жительства» – общежительном, скитском и лаврском (Сочинен., III, 243–245, вероятно, написанные для него же), направленные против рус. мон-рей и их вотчин (подробн. см. у Макария, VIII,149–162). Вассиан интересовался также жизнью иерусалим. монастырей (рассказ старца Климента 1518 г., см. Соболевский, 288). Списки Кормчей Вассиана. Румянц. муз. ccxxxvi, Им. Публ. библ. (Макарий, VIII, с перечнем содержания, 150–159 пр. 185 и 193); рук. сузд. Спасо-Евфим. мон. (Шляпкин, Опис. рукоп., Памятн. древн. письм., Спб. 1890, с. 53), Моск. главн. арх. мин. ин. дел; (рук. Пискарева), в Моск. публ. муз. (Опис. рук., 39), сход. со сп. Рум. м. и нек. дополнениями. С Кормчей Вассиана был знаком и одобрил его мысль, поместив в ней его «Собрание», м. Варлаам; ее читал вел. кн. Василий Иванович 1629 . Она была в руках во время Стоглавого собора у одного из влиятельных его членов (как полагают еп. ряз. Кассиана 1630 ). По-видимому, ее имел в виду Башкин, когда стал укорять духовные власти (на соборах) в присвоении им царской и святительской власти и ее влияние сказалось 1631 в тех списках Кормчих, которые вышли современно Стоглаву из рук самой иерархии 1632 . Тем не менее, как увидим, Вассиан должен был дать ответ за эти свои вольности и отступления. § XV С именем Вассиана связано еще одно сочинение, известное прежде под именем «Рассуждения о неприличии монастырям владеть вотчинами» 1633 . В указанном издании оно признано принадлежащим кн. Вассиану Патрикееву. Но в исторической литературе – вопрос об авторе его до сих пор остается спорным, и оно помещается даже на пространстве времени с 1510–1554 г. Издатель соч. Вассиана А.С.Павлов , хотя и не признавал, по внешним признакам (простота слога), «Рассуждение» за произведение Вассиана, но допускал, что оно (по др. сп. наз. «Беседой Сергия и Германа Валаамских чудотворцев») могло быть произведением кого-либо из последователей («учеников» Вассиана 1634 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Но Венедикт благословил сосуд, наполненный ядом, – и сосуд разбился. После того преподобный опять удалился в прежнюю пустыню, а спустя несколько времени перешел в южную Италию, в Кампанию. Там на горе Кассино была роща, посвященная Аполлону, в которой язычники совершали свои жертвоприношения. Венедикт начал проповедывать им учение евангельское, и, обратив многих ко Христу, сжег рощу Аполлонову и заложил монастырь, который под именем монастыря Монте-Кассино сделался одним из замечательнейших в целой Италии. Кроме того, он основал еще до 11 монастырей и для иноков написал устав, который впоследствии был принят большинством западных монастырей. Устав этот требовал от иноков, чтоб они, кроме благочестивых упражнений, молитв и чтения св. писания, занимались науками, ремеслами, художеством и воспитанием детей, а немощные из братии – перепиской полезных сочинений. – Прославленный многими чудотворениями, св. Венедикт скончался (547 г.) на 68 году жизни. Память его 14 марта. – Кроме Венедикта к истории развития западнго монашества видное место занимают св. Иоанн Кассиан (435 г.), один из первых наставников иноческой жизни в странах Галлии, и св. Григорий двоеслов , папа римский (604 г.). 1 К монофизитам обыкновенно относят и армян, но при ближайшем знакомстве с учением их оказывается, что они чужды этой ереси. См. мою ст. в «Дух. Бес» 1858 г. и 48. 2 Эти соборы следующие: анкирский (314–315 г.), неокесарийский (315 г.), гангрский ( 340 г.), антиохийский (341 г.), лаодикийский (364 г.), сардикийский ( 347 г.), карфагенский (318 г.), константинопольский 1-й (394 г.) и константинопольский 2– й ( 861 г.). 3 Подробн. о погребении умерших см. в Руководстве для сельских паст. 1860 г. и 1862 г. 9; и Дух.Бес. 1859 г. 43 4 Пам. христ. ц. стр. 43–45. Justin.quaest. 107. ad orthodoxos. Arnob. Lib. VII ad gentes. Злат. Бес. напсал. 141 6 Вот эти дополнения: 1)песнь единородный Сыне, введенная при Юстиниане в 536 г.; 2)тропари из 3 и 6 песни канона, читаемые перед малым входом; 3)трисвятая песнь, введенная при св. Прокле, 4)херувимская песнь, 5)символ веры – с 510 г.; 6)песнь: достойно есть, 7)песнь: да исполнятся уста наша с 620 г. Читать далее Источник: Очерк истории христианской церкви, составленный приспособительно к гимназической программе : Век I-IX/[Соч.] законоучителя 3 С.-Петерб. гимназии, протоиерея Константина Добронравина. - Санкт-Петербург : тип. духовного журн. " Странник " , 1866. - IV, 168 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

646 Учение Православной Церкви о Св. Троице находит свое краткое, но точное выражение в ее древних символах веры , из которых особого упоминания заслуживают символы св. Григория Чудотворца и Никео-Цареградский, а также символ веры , известный с именем св. Афанасия Вел. Последний символ, в котором церковное учение о троичности Лиц в Боге и единстве Их существа изложено с наибольшей полнотою и раздельностью, начинается такими именно словами: «Вера кафолическая сия есть: да Единого Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще»..... (Подробн. см. в вышепоименованных системах Догм. Богосл.). 649 Принцип подобной классификации тринитарных аналогий бл. Августина и отчасти их терминология, имеющие для себя данные в самих творениях Иппонского епископа, а также систематизация подлинных текстов, относящихся к первым двум классам анализируемых аналогий Августина, заимствованы нами преимущественно из труда немецкого католического проф. Th. Gangauf " a, Des heiligen Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. IL Th. I Abschn. Die Ternare am und im creatürlichen Sein als Hinweisungen auf eine göttliche Trinität. § 1. Analogien aus der Natur. Ss. 209–220. § 2. Analogien aus dem aüsseren Menschen. Ss. 220–240. 650 «Эта мысль бл. Августина воспринята позднейшим богословием, и по преимуществу к ней, т. е. к подобиям из нашей личной духовной жизни, обращаются, чтобы по возможности уяснить догмат о Троице, раскрывая это подобие так или иначе». – См. Прот. Н. Малиновский . Правосл. догмат. богословие. Харьков. 1895. Ч. I, Стр. 344. – Позднейшие (не исключая и современных нам) опыты рационально-психологического уяснения и обоснования церковного догмата о Св. Троице в своей основе воспроизводят, в сущности, августиновскую тринитарно-психологическую конструкцию, представляя собою ее дальнейшее развитие и дополнение при пособии новейших данных теории познания и психологии. 653 ... gratiâ miserecordiae suae, non ero segnis ad inquirendam substantiam Dei, sive per scripturas Ejus, sive per creaturam. Quae utraque nobis ad hoc proponitur intuenda, ut ipse quaeratur, ipse diligatur [al. intelligatur], qui et illam inspiravit, et istam creavit. De Trinit. Dei VI, proëm.–n. 1. Migne, t. 42, col. 845.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

в-ва увещательного манифеста, состоявшегося минувшего октября 15 числа, и со учиненного его пр-вом пастырского к народу увещания копий списать в тех правлениях точные копии, раздать всем священникам с расписками и со обязательством их притом, чтобы они прочитывали оные во всех церквах и на торгах при народном собрании повседневно и о содержании оных наиприлежнейше внушали и толковали, и что в котором приходе во обстоятельстве сего происходить будет, о том им священникам и прочим духовного звания людям еженедельно, кого как случаи допустят, к его пр-ву репортовать; и NN дух. правлению чинить о том по сему ее и, в-ва указу; при сей же раздаче упомянутых экземпляров и увещания всем свящ.-и-церк.-служителям накрепко подтвердить, чтоб и они никаким разглашениям означенного вора, бунтовщика и самозванца Пугачева отнюдь не верили и не токмо делом, но ниже мыслью в противный сему поступок не входили, также и прихожан от такового зла удерживали и к его стороне не предавались; если же кто из сих чинов впадет в какую погрешность, те не токмо понесут вечное его пр-ва неблагословение, но и мест своих и звания лишены и тяжкому гражданскому истязанию преданы будут без всякой пощады; буде же и прихожане, кто при сих увещаниях явятся противны, о тех тотчас с изъяснением их противности объявлять письменно по командам, да и сюда заказчикам давать знать без упущения. Ноября дня 1773 году». 695 Там же, 18273 п. 3 18801. Еще раньше этого митру имел духовник Екатерины II Иоанн Памфилов. При Павле I митрами награждены были протопресвитеры: Благовещенского собора Исидор, Успенского Александр Левшин и Киевского Иоанн Леванда. Скуфьи до XVIII столетия составляли принадлежность всех вообще священников и дьяконов; употребление их вывелось в течение XVIII в, и началось снова к концу этого века в виде награды, жалуемой священниками от архиереев. Подробн. о скуфьях см. в Волог. епарх. ведом. 1869 г. 1. 2. 19, также в ст. К. Невоструева в Душепол. чт. 1867 г. декабр. 700 См. у Корфа: Жизн. Сперанск., особенно, подробно в Ирк. епарх. вед. 1863 г. 15 и 1868 г. 16, 17. 18: «Подлинные документы»... 705 Напр. 2 Собр. зак. VIII, 6265. XII, 10303. Свод. 3. 1857. IX. ст. 281. 287. IV, ст. 270, п. 3. 714 Указываем для примера на несколько из самых ранних статей в этом роде в Прав. Обозр. 1863 г. Стат. рго: ноябрь, стр, 220... Особ. замеч. во живым фактическим указаниям: август, – Заметки: 209–218. Contra: янв. Заметки: 40–44. 717 2-е Собр. 3. III, 5930. X, 8450. XII, 10303 § 46. ХШ, 12877 и др. Свод. 3. IX, 283, XV, кн. 2, прилож. ст. 19. 718 Ист. моск. еп. упр. III, кн. 2, 158. Подобные листы часто встречаются в старых бумагах церквей. Образчики преступлений можно видеть в П. С. 3. XXXVII, 28373. Читать далее Источник: Знаменский Пётр Васильевич. Приходское духовенство въ Pocciu со времени реформы Петра. Университетская типографии. Казань, 1873. 855 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

протоиерей Николай Зефиров Первое послание святого апостола Павла к Солунянам Солунь был главным городом Македонской провинции в Греции. С одной стороны близость моря, а с другой торговый тракт, проходивший через Солунь, делали этот город одним из первых в Греции по торговле. Во время своего второго апостольского путешествия, переправившись со своими спутниками, Силой и Тимофеем, из Малой Азии в Европу, апостол Павел, просветивши Евангельским учением Филиппийцев, посетил в сопровождении Силы и г. Солунь, и основал и устроил здесь Церковь Христову. Воспользовавшись иудейской синагогой, ап. Павел начал Евангельскую проповедь. Дело пошло успешно: уверовали многие из Солунян как из язычников-прозелитов, так некоторые и из иудеев. В массе же иудеи не уверовали во Христа и озлобились на Павла за обращение прозелитов-язычников. Спасаясь от мщения иудеев, Павел и Сила должны были оставить г. Солунь (Подробн. см. в кн. Деян. Апост. 17 глава). Повод к написанию, место и время написания послания Солунская церковь , по отшествии Павла, пребывала твердой в вере ( 1Сол. 2:14; 3, 68 ) и была образцом для верующих других церквей. Но, разумеется, не все и сразу бывшие язычники могли отрешиться от прежних привычек: иные увлекались распущенностью богатых людей Солуни, другие (торговцы и ремесленники) увлекались наживой. Солунян-христиан гнали и преследовали иудеи и язычники; отсюда многие из них слишком напряженно и нетерпеливо ожидали скорого второго пришествия Христа, а в связи с этим боялись за участь свою, если они умрут ранее пришествия Господа на землю, и за участь своих умерших родных христиан, полагая почему-то, что они не встретят Господа и не будут соучастниками Господа в Его славном царстве. Все это, вместе взятое, и побудило апостола написать Солунянам послание. Послание написано вскоре после обращения Солунян, когда апостол Павел был в Коринфе, т. е. 5354 г. г. по Р. X. (См. толк. посл. ап. Павла Солун. стр. 188. Еписк. Феофан). Глава 1-я В первой главе послания апостол благодарит Господа Бога за принятие Солунянами Евангельской веры, похваляет их за чистоту и неповрежденность этой веры и за то, что они, подражая ему, апостолу, и Господу, стали образцом для всех христиан в Македонии и Ахаии, говорит о том, что во всяком месте прошла слава об их обращении от идолов к Богу истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Любопытно, что никаких запросов в университете, по поводу напечатания на страницах его издания труда Терновского, не последовало, быть может, потому, что это были последние дни самоуправления университетов. Отпевание покойного происходило в стенах университета и сопровождалось обычными сочувственными речами. Погребение же состоялось на старом Щекавицком кладбище (на Подоле). Предполагалось, что процессия прямо направится к назначенному месту, но студенты, нёсшие гроб, сделали небольшой круг, мимо Духовной академии (Братский монастырь), перед κοτο­рой была совершена лития. В 1908 г., в день 25-летия кончины покойного была отслужена панихида бывш. ректором академии еп. Феодосием, (потом еп. оренбургским, f 1914г.) с академической братией. В. Иконников. Сентябрь 1916 г. 3 См. его биографию в Ист. Моск. Духов. Акад. М. 1879, 244, 267–268. 568; в Словаре профес. унив. св. Владимира, 642–644, а также в Рус. Биограф. Словаре, в обоих с подробн. перечнем трудов, 496–498. 5 См. Церк. Обществ. Вестник 1884 г. 28, 29 и др. поврем. изд. Некролог и описание похорон (Киевлянин, 114,115,116).Указом св. Синода постановлено было воспретить 2-ое изд. помянутых (по ист. церкви) книг, уволить Терновского от педагогической службы по прошению и предложить г. Синодальному обер-прокурору сообщить Мин. Народ. Просв. для зависящего распоряжения, что преподавание церк. истории в таком направлении, в каком составлены обе книги Филиппа Терновского признаётся вредным для воспитанников высших учебных заведений. Предполагавшееся переиздание его трудов пока не состоялось. 6 Министр финансов, знавший Ф. А. по его профессорской деятельности в университете и общественной в Киеве. 9 Голос Минувш. 1915, „Из недавнего прошлого“: „Делянов человек не злой, даже мягкосердечный, но на редкость слабохарактерен“... 2) 10 Голос Минувш. 1917 г: „Патриархальный министр“· Ковалевский: „У Чернышева моста“ (Р. Стар. 1909, 1 и 2. Характеристика от кн. Ширинского до гр. Делянова. 12 Рецензия проф. Моск. Дух. акад. А. П. Лебедева , под заглавием: „Греко-восточная церковь в период вселенских критические заметки о соч. проф. Терновского (прибавл. к Твор. cb. отцов,1883, т. XXXI: сс. 648–676) не могла удовлетворить автора „Хроники“, так как рецензент и сам находился в некотором подозрении. Пр. Савва пишет: 17 авг. (1884) вечером был у меня Конст. Петр. и кушал чай. Были собраны по его желанию, наставники и он беседовал более часа. Беседа направлена была преимущественно против А. П. Лебедева (потом проф. Моск. унив.) и Е. Е. Голубинского (потом д. члена Ак. Наук) и т. д. Говорил он увлекательно и с одушевлением (П, 291). Но пр. Порфирий, получив книгу Ф. А. Терновского , писал ему: „Книга хороша“, прибавив к этому несколько замечаний в обычном ему стиле (сообщено). I рец. А. М-ва на „Три века“ в Чт. 06. л. д. пр. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

474 Голубинский (Ист. р. ц. I – 2, 518) настаивает, что пр. Феодосий ввел в Печ. мон. устав патр. Алексея во всей его строгости. 476 В списк. основн. и Арсен. ред.: «рабам и рабыням». Из слова о перв. черн. Печ. видно, что у пр. Матфея Прозорл. был «келейник» (Лавр. л. 8 , 185: в позднейших ред. Патер. – «ученик»). 478 Голубинский, 516–517; ср. 520: «Существенный и важный пункт, относительно которого мы, к сожалению, остаёмся в неизвестности, есть пункт о женщинах, т. е. сделал ли преп. Феодосии свой монастырь совершенно не входным для них, как это у патр. Алексея, или же оставил входным». 480 Останавливаясь на частностях, Студийский уст. обходит молчанием основную сущность монашеской жизни. (Голубинский, 505). 482 Отношение к нему игумена и братии показывает, что подвига юродства не понимали и не одобряли. 488 От женатых не требовалось согласие их жен: Ж. Ф. 34, с–35, а. Греческая практика – иная: см. Голубинский, 559 и Соколов, 334. 489 Ж. Ф.: р. Н. Соф. б. 1363, 24 об.–25. (В Успенск. Сб. соответствующий лист вырван); Сл. о пр. Пим., д. 147. 490 Подробн. пострижения в «великий ангельский образ» – в Сл. о пр. Пимене. Ср. еп. Иннокентий, Пострижение в монашество. 1899, 171–2. 493 В некотор. сп. (Кассиан.) «слаки»=описка. (Ср. Срезневский, Матер, для слов, др.–р. яз. I, 1249). 494 В сп. осн. и Арс. р. Вероятно, это – раскольничий «подручник»: небольшой стёганый лоскут или подушечка, подкладываемая под локоть или под чело, при земных поклонах, на молитве. (Даль, Толк. слов. 2 III, 205). Ср. Н. Аристов, Промышлен. др. Руси. Спб. 1866, 136, прмч. 496 Такая характеристика римского католичества принадлежит уже Симону. Латинский крест: живописное изображение распятого Христа, украшаемое золотым венком и поясом. (Сл. о созд. ц,, л. 1 об.–2). 497 Не говорит ли это против принадлежности пр. Феодосию Печерскому «Вспроса Изяслава», приписываемого нашему Феодосию некоторыми учёными (проф. Малинин, В. А. Чаговец, проф. Красножен: «Отнош. р. ц. и госуд. власти к иноверц.», 1–2) и до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

1862. См.: Песн.8:2. и след. 1863. См.: Быт.3:17. 1864. См.: 1Кор.3:2. 1865. См.: Ин.1:18. 1866. См.: Пс.18:6. 1867. Свт. Амвросий имеет в виду, что, для того чтобы прийти к человеку, Господь должен умалить Себя. 1868. См.: Ин.1:26. 1869. См.: Ин.1:14; см. также: Кол.3:16. 1870. См.: Откр.3:20. 1871. См.: Ин.13:23. 1872. См.: Ин.1:47. 1873. Частично приведен Синодальный перевод с правкой в соответствии с текстом свт. Амвросия и греческим текстом Послания к галатам. 1874. См.: Исх.3:2–4. 1875. См.: Деян.9:3. и след. 1876. См.: Быт.5:24. 1877. См.: 4Цар.2:11. 1878. См.: Исх.13:21. 1879. См.: Ис.6:6–7. 1880. См.: Мал.3:3. 1881. Renes — почки, чресла. 1882. См.: Пс.25:2. 1883. См.: Дан.3:50. 1884. Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди. 1885. См.: Мк.9:5; Лк.9:33. 1886. Выражение lux inaccessibilis встречается в новозаветных текстах лишь в 1 Тим.6:16, но мысль о неприступности божественного света для человеческого, телесного взора выражена в рассказе о Преображении Спасителя на горе, когда вид Его и одежды сделались блистающими. Светом (lux) Христос назван и в Ин.1:4–5, 7, 9. 1887. См.: Гал.4:26. Свт. Амвросий имеет в виду небесный Иерусалим, описанный в Откровении ап. Иоанна (Откр.3:12, 21:2, 10–27). 1888. В своей речи на Ареопаге ап. Павел, цитируя слова из поэмы Арата «Явления», показывает, что не только весь человеческий род от одной крови, но и языческие философы говорили о Боге. Климент Александрийский (strom. 1. 19) объясняет эту строку из Деяний другой: к язычникам Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26:18) 1889. См. также: Лк.18:19. 1890. В синодальном переводе: ваша… вы явитесь. 1891. См.: Мф.10:28. 1892. См.: Быт.46:27. См. также выше 2. 3. 1893. Источник: Св. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки,1. 2, 85–89 (P.L. 15,1584–1586). Пер. о. Мерша. — Le Corps mystique da Christ, t. 11 , p. 402–403. Текст воспроизводится по след. изданию: Анри де Любак. «Католичество. Социальные аспекты догмата». Пер. с фр. Владимира Зелинского. Изд. Христианская Россия. Милан, 1992, с. 356–357.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010