Разрыв между Богом и человеком, который грешит, может преодолеть только Божественная милость. Ни наши дела, ни, так называемые, добродетели и посты, ни всенощные, ни молитвы, ни четки, ни подаяния нас не спасут! Они необходимы, но они нас не спасут. Ничто другое не «заставит» Триединого Бога нас спасти, Божьего Сына и Слово спуститься с небес и стать человеком, Богочеловека Иисуса Христа страдать, быть распятым, умереть, чтобы во славе воскреснуть, кроме пресвятой милости Его! Поэтому непрерывно повторяющийся призыв на Божественной литургии и взрослых, и детей, самое короткое прошение, самая горячая просьба и молитва – это «Господи, помилуй». Этими словами выражается истинное положение наше по отношению к Богу и всему Таинству нашего спасения. 22.  В 1979 году в храме святого Константина в Пирее, происходила Божественная литургия в день памяти святого Нектария. Служил один священник вместе с диаконом храма. В конце они сказали «Молитвами…», раздали антидор, и весь народ ушел. Священник, пока убирал, пока складывал облачение, задержался немного вместе с диаконом. Наконец они вышли из храма. В дверях их с нетерпением ждала знакомая им благочестивая христианка. – Что ты здесь делаешь, чего ждешь? – спросил ее священник. – Я жду, пока выйдет тот, кто служил вместе с вами, чтобы принять его благословение. Я этого очень хочу. Где он? Ой, батюшка, он так сиял! Священник оцепенел! Но, к счастью, нашелся и сразу ей ответил: – А он уже ушел, через боковую дверь! И женщина ушла, часто крестясь и приговаривая: – Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Это был сам Господь! 60 Будем просить милости у Бога денно и нощно для себя самих, для родственников и детей наших, для близких и друзей, для всех православных христиан. Потому что только Божия милость спасет нас и нашу Родину. «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй». Не забывайте просить милости и для меня. Скажем несколько слов о зажигании лампад перед иконами храма и в наших домах. Епископ Охридский Николай Велимирович назвал семь причин, по которым мы зажигаем лампаду:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Афины сегодня –это мегаполис с 6 млн. населения (хотя все население Греции немного превышает 10 млн.), который вместе с пригородами составляет так называемые «Большие Афины», занимающие огромную территорию. Здесь, в древнем Ареопаге, некогда проповедовал святой апостол Павел, но большинство аристократов-философов, как мы читаем в Деяниях, не вняло его словам. Нынешние Афины тоже больше внимают языческой «мудрости века сего», проповедуя в разнузданной рекламе «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую». И хотя стоят посреди этого бушующего житейского моря, как маяки, православные храмы со святыми иконами и мощами, но не спасут эти святыни греков, как ковчег Завета не спас израильтян, как не спасут и нас русские наши святые, если не будет покаяния. В Афинах мы получили утешение за службой в Троицком храме Московской патриархии, где были радушно приняты настоятелем – протопресвитером Георгием и прихожанами, а также поклонились мощам Патриарха Григория V Константинопольского и преподобномученицы Феодоры Афинской, пострадавшей от турок за веру и борьбу за национальную независимость греков. Вечером того же дня мы посетили Благовещенский монастырь в пригороде Афин Неа Макри, где покоятся святые мощи великомученика и чудотворца преподобного Ефрема Новоявленного. Подробное житие Святого, описание чудесного обретения его мощей и чудесной помощи прибегающим к его молитвенной помощи можно найти на сайте клирика нашей епархии протоиерея Владислава Анцибора. Святой прожил свою подвижническую жизнь как ангел, и чрез это ему была дана Господом благодать и сила пострадать страшными мучениями, которые длились достаточно долго: с 14 сентября 1425г. до 5 мая 1426 г. – дня мученической кончины. Святой Ефрем мученически скончался в возрасте 42 лет. Перед своей смертью он испытал страшные мучения. Турки сильно избили его, распяли его измученное тело на дереве вниз головой и проткнули его живот несколько раз раскаленным колом. После таких пыток он все равно оставался в живых и молился за своих мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  разделы   рассылка  распечатать ИА " Росбалт " : Алексей Левченко. " Россию спасут православные политики " . (Интервью с одним из учредителей Корпорации православного действия Станиславом Белковским) Источник:  За продвижение идей Православия в качестве государственной идеологии России теперь взялись не только партия «Родина» и представители Русской православной церкви (РПЦ), но и политологи. Новую структуру «Корпорация православного действия» (КПД) создал президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. В организацию вошли также видные представители РПЦ. КПД намерены выявлять политиков православной ориентации и всячески их поощрять, чтобы сформировать новую политическую и деловую элиту. Белковский объяснил корреспонденту «Росбалта», что таков русский ответ американской идеологии рынка.   — Станислав Александрович, вы всерьез собираетесь возродить идеологию середины XIX века «Самодержавие, православие, народность»? А Путин видится вам Николаем Первым? — Я не стал бы примитивизировать постановку задачи. В той или иной мере формирование государственной идеологии, опирающейся на знаменитую уваровскую триаду, есть залог выживания России в перспективе ближайших 15-25 лет. Президентские полномочия же Владимира Путина истекают в 2008 году. Это зрелый политик с хорошо понятной идеологией, и видеть его иным, нежели он есть на самом деле, было бы непростительной наивностью. — Вы говорите о необходимости формирования православной элиты России. Кто те политики и бизнесмены, из которых вы предлагаете ее создать? Это попытка сформировать некую новую аристократию? — Элита 1990-х годов была носителем вполне внятной, целостной идеологии и, соответственно, программы трансформации России. А именно — превращения России в провинцию Великой Америки. Все, что хорошо для Америки, хорошо для России, — таков базовый тезис элиты минувшего десятилетия. Мы же считаем, что Россия должна отстоять свою цивилизационно-культурную идентичность, которую, кстати, признавали крупнейшие мыслители XX века. Соответственно этой цели может и должен быть сформулирован новый национальный проект, в отсутствие которого страна не дотянет до 2025 года. Как и у американского проекта 1990-х, у этого проекта должны быть а) идеологическая и смысловая основы; б) национальная элита как носитель проекта. Мы исходим из того, что Россия — страна православная, Православие сыграло огромную роль в формировании облика нашей страны, нашего народа. Следовательно, новый проект может возникнуть только на базе Православия. А Русская Православная Церковь и находящиеся в ее орбите светские институции станут центрами кристаллизации новой элиты. Об аристократии здесь речь не идет; «элита» и «аристократия», как вы, вероятно, знаете, отнюдь не синонимы.

http://religare.ru/2_10083.html

– Что получается? УЭК не прошла. Слава Богу, народ молился, писал письма, обращения… И что-то у них там не заладилось, не срослось, теперь только по желанию выдают, хотя по плану эта карта должна была стать обязательной для всех. И вот, они решили пойти другим путем – придумали электронный «паспорт». Это же «паспорт»! Отказ от этого «документа» – нарушение закона. Вот на это они и будут теперь давить. Я обращаюсь ко всем: готовьтесь к исповедничеству, другого пути у нас не будет. Не думайте как-то договориться. С антихристом, с диаволом договориться нельзя. Или ты душу спасешь, или погубишь. Как Господь говорит в Евангелии: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Это же простая истина. Смотрите на распятие Христово, на Голгофу. Господь пошел на Крест, а мы что хотим, не идти на крест? У каждого свой крест. Как говорил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) (его бы прославить надо): «С креста не сходят, с него снимают!» И вот у нас крест скоро будет у всех. Я не хочу никого расстроить, испугать, прошу в петлю не лезть, но глубоко задумайтесь: если вы Христовы, то должны идти путем Христовым, узким и тернистым. Не ищите батюшек, которые вам благословят принимать карты, не смотрите на седые бороды, на возраст, на лица. Смотрите на дух. Читайте Евангелие, вникайте в него. Читайте Послания апостольские, Апокалипсис, Псалтирь. Плачьте в молитве, на Иисусовой молитве плачьте, чтобы Господь простил нас, грешных. Если у нас не будет покаяния, сокрушения сердечного, – мы пропали. Все правила, которые мы хотим исполнять, нас не спасут. Никакие поклоны нас не спасут. Надо сейчас просить у Господа помощи, чтобы выстоять в те времена, которые грядут. 2016-й год – вот он уже, скоро. Раз-два и все, поверьте. Тут год идет как месяц, два – как два месяца. Время сократилось, никто ничего уже не успевает делать, никто – от мала до велика. Сейчас время для молитвы, для покаяния и внутреннего делания. Православный

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Как бы так говорить Он: «Не погибнет твой народ, не погибнет твоя родина. Как от терновника, и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так и святое семя будет корнем ее». Срубят враги древо Израиля; безжалостно расхитят его ветви и ствол, но нужно стараться, чтобы остался корень его. И придет пора, наступят счастливые дни, когда от корня побегут могучие отпрыски, обновится как бы замершая жизнь; отрастут снова зеленеющие ветви, вырастет и ствол, радостно зашумит воскресшее дерево, заиграет в нем бодрая и веселая жизнь... И виделось пророку сквозь мглу грядущих веков: вот обновляется новый Иерусалим, крепнет духовно народ; от него исходит слово Божие, слышимое всей земле; явлена будет гора Божия, дом Божий среди него; от Сиона исходит закон и слово Господне от Иерусалима. Объятый пророческим вдохновением, Исаия восклицает: «Возвеселись неплодная, нерождающая, возгласи, возопий нечревоболевшая, ибо много чад у оставленной, – больше, чем у имеющей мужа» (Ис. главы 2, 54, 60). Свершится это чудо духовного умножения; обновятся алтари, воздвигнутся запустевшие святыни! Не в смысле плотском исполнилось это заветное предречение и желание пророка, а в смысле духовном; не в обыкновенном политическом смысле воскрес древний Израиль, никогда и прежде не игравший видной и мировой политической роли, а в смысле сохранения и развития того животворного корня, который составляет сущность и основание бытия н богоизбрания древнего Израиля, т.е. веры истинной и всемирных чаяний боговоплощения. Не полководцы и завоеватели, не правители, не служители земного устроения народа еврейского спасут его от гибели; это сделают люди, названные выразительным именем: семя святое. Под этим именем в священном писании разумеются люди благочестивые, для которых воля Бога, исполнение Его закона составляет в жизни все; это люди религиозные, набожные, согретые святым огнем горячей, ревнующей веры. Они спасут Израиля. Они сохранять в нем жизнь, они дадут ему духовное бытие, заслугу в очах Божиих, и славу в признательной памяти людей, наследников их великого и святого духовного достояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации. 71 См. Amiel. Fragments d’un journal intime. 72 См. Chevalier. Bergson. 73 См. «Journal intime de Maine de Biran». 74 См. La Lavelle. La conscience de soi. 75 См. Henri Bremond. Prière et poésie. 76 См. его «Fragments d’un journal intime». 77 См. цитированную книгу Зиммеля. 78 См. Martin Buber. Ich und Du. 79 См. мою книгу «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы». 80 См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus. 81 См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie. 82 Карлейль в «Sartor Resartus» дает замечательную философию одежды. 83 См. G. Tarde. Les lois de l’iminitation. 84 См. Martin Buber. Ich und Du. 85 См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi. 86 См. цитированную книгу Гейдеггера. 87 См. цитированную книгу Ясперса «Philosophie». 88 См. книгу С. Франка «Духовные основы общества». 89 См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht. 90 Эту проблему ставит Ясперс во II т. «Existenzerhellung» своей «Philosophie». 91 См. выше цитированный том Ясперса «Existenzerhellung». 92 См. цитированную книгу Фрейда. 93 Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля. 94 Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу «Caesar». 95 Гениальное определение Бога у Николая Кузанского. 96 Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его «Der Römerbrief», а не его догматика. 97 См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги «О назначении человека». 98 См. мою книгу «Философия свободного духа». 99 См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit. 100 См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique. 101 См. мою книгу «Смысл истории». 102 См. «Les Confessions» de Saint Augustin. Livre onzième. 103 См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о «настоящем», но иначе, чем я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

65 Так он родного брата за незаконные связи повесил и матери своей запретил плакать по нем, – Подр. о Георгие см. Историю Сербии. Ранке, стр. 91– 94, 117, 135– 151, 156, 165– 168, 172– 173, 182, 203, 205, 208, 216. Макушева «Задун. и адриат. слав.», стр. 72– 86. 66 Так спахии увеличили подать, расстреляли до 150 сербов,посадили на кол терновского игумена с 36 лицами и пр. 68 Бывший главный министр князя Милоша Георгий Протич так изобразил его: «От природы суровый, не имея образованного ума и доброго сердца, он следовал только низким страстям и внушениям льстецов; правил своевольно, был жаден до богатства, был дурной христианин, муж и отец; гнал родных жены своей Любицы, родного брата её наказал 50 ударами палок и темницей, гнал братьев своих Иована и Ефрема, не давал власти сенату, не терпел никакого устава, никаких законов, наказывал телесно, не взирая на положение человека, был господином над жизнию всякого и пр. Беседа 1871 г. кн. VI, стр. 197– 198 70 Александр Карагеоргиевич родился в 1806 г. По смерти отца, он с матерью получит от Милоша ежегодно денежное вспоможение, и впоследствии был его адъютантом. 71 Пет. Ранке, 303 – 322. Голуб. 249. Подробн, об Александре Карагеоргиевиче см. в Беседе 1871 г. кн. VII и VIII, ст. «Сербия после парижского мира». 73 К диоцезу папы принадлежала тогда не только нынешняя Сербия, но и западная половина Балканского полуострова. Голуб. 444. 74 Голуб. 444. 445. По словам Гильфердинга духовенство в Сербии зависело от архиепископа города Силета или Сплита т. 1, стр. 30. 75 Тр. киев. акад 1866 г. севт. 95– 96. Хрпст. Чт. 1870 г. аир. 645, янв. 87– 89. Макуш. 46. Стран. 1871 г. авг. кн.59. 78 Гильфердинг не допускает личной проповеди св. Кирилла и Мефодия между сербами (т. 1, стр. 63); но другие полагают, что св. братья сами проповедывали сербам, потому что они несомненно проповедывали в Болгарии и Моравии, а Сербия лежала на пути между ними (Глаеник дружества сербское словесности, кн. X, стр. 183, Пет. слав. Раича, ч. II, кн 6 § IX)– и, по преданию, они основали даже архиерейскую кафедру в древнем Сингедуне или Стедуне [нынешнем Белграде). См. Крит, исследов. Венелина об ист. болгар стр. 122. Тоже утверждает и диоклейский пресвитер XII в. в своей летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

8 Пр. Малахия и другие (см. 8 фев., 15 июн., 14 авг., 22 сент., 17 и 19 окт., 19 нояб., 1, 2, 3, и 16 дек.) называются малыми пророками – по краткости написанных ими книг. 9 В службе 4 января упоминаются не вошедшие в приведенный нами список свв. 70 апостолов: Матвфий (9 авг.), Кифа и Кесарь (30 мар. и 8 дек.); свв. апостолы: Симеон, Тимофей, Тит, Онисим, Епафрас, Архипп и Кодрат, – в служба не упоминаются. Таким образом, в ней до 70 не достает четырех имен. Но если принять во внимание, что имя Аристарх встречается дважды в одном и том же песнопении (см. 2-я стих. на «Господи воззвах»), чем как-бы указываются имена двух лиц, и если считать в службе имена: Апелла, Аполла и Родиона, особо встречающиеся (сн. выше, список свв. апп.), то общее число имен свв. апостолов, прославляемых в службе, получится 70, – По изъяснению некоторых толковников. полное число сих свв. апостолов было 72 и во многих древних списках и переводах евангелия Луки стоит 72. Это число, по мнению одних, соответствует взятому шестикратно числу 12 израильских колен, по мнению других 72 племенам языческих народов (подробн. о списках свв. апостолов см. в Мес. Вост., т. 2, 6–11 стр.). В Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского для составления числа 72 к вышеприведенному списку свв. апостолов присоединяются: Дионисий Ареопагит (3 окт.) и Симеон, прозываемый Нигер ( Деян.13:1 ). 10 На 1-м часе: в псалмах 31 и 26 изображается Господь, как Пастырь, Просвятитель и Спаситель; в паремии 1-го часа пророчески возвещается о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа; Апостол и Евангелие повествуют о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и божественном величии. На 3-м часе: во псалмах 28 и 41 изображается власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями мира; в паремии слышим пр. Исаию, который предвидеть духовное возрождение чрез крещение; в Апостоле говорится о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса, а в Евангелии о Предтече, утотовлявшем путь Господу. На 6-м часе: в псалмах 73 и 76 пророчески изображается божественное величие и всемогущество Господа; в паремии пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

727 Евгений, Слов. дух. пис., II, 401. Это подтверждается делом Максима Грека , как увидим в своем месте. Но показание Иоакима требует ограничения. Для составленной по благословению м. Варлаама, Кормчей Вассианом Патрикеевым по разным спискам, бывшим в России, Максим Грек перевел статьи из Номоканона Фотия в толкованиях Иоанна Зонары, Матфея Властаря , Феодора Вальсамона, Арменопула и Димитрия Хоматианоса. Подробн., см. А.С.Павлова (О Кормчей инока Вассиана Патрикеева, Уч. зап. Каз. ун. 1864, 1); Бычков, Опис. сборников, 355; Макарий, VIII, гл. vii; Жмакин, 151–157, 527; Лихачев Библ., моск. царей, 24–25; Соболевский, Переводн., литер. 32, 264, 279; Белокуров, 327–331; Жмакин, М. Даниил, 743–750 728 Царского, 191, 192. – Беседы И.Злат. на Еванг. Матфея, см. перечень у Белокурова, 22, 69 (XVI в.), 89, на 599 лл. (XVI в.), 90 (XVI в., 44 бес.), 94 (рукоп. XVIII ст. на 885 лл.), 95, (XVI в. с припиской о поруч. м. Даниила), 96, 123 124 (XVI в.), 135–139, 154, 155, (XVI в.), Беседы И.Злат. на Еванг. Иоанна: 24 (XVI в.), 27, 47, 91–92 (1–88 бес. на Матфея и Иоанна), 125 на Еванг. Иоанна (список 1545 г., по распоряжению Вас.Мих.Тучкова-Морозова); 135–139 (бес. на обоих, XVI-XVII вв.), 152–153 (бес. на Иоанна). В одной из рукописей (библ. Чудова мон.) приписывается, впрочем нерешителено, перевод Максиму Греку Толков. на 16 пророков (Памятн. древн. писем. 1879; в. IV, с.; Белокуров, 85; в других рукописях этого указания нет, см. 86–88) 730 Чтен. Моск. Общ. ист. 1847 г., 4 Оглавл. Чет. мин. Макария 6 сент. и 3 окт. Опис. рукоп. Хлудова, I, 190; Опис. Сборн. Новгород. Соф. библ. (Лет. зан. Арх. ком., III, 92; Отч. Им. Публ. библ. 1868 г, с. 66; Макарий, VII, 269; Белокуров хх, 85–88. О переводах из Метафраста и др. статей (Соболевский, Перевод. литер., 264–279). О жизни и трудах Симеона Метафраста , В.Г.Васильевскаго (Ж. М. H. Пр. 1880, 12, с. 379– 437). Ему же приписывают перев. пов. о нерукотв. образе из Константина Порфирогенета (Лет. зан. Арх. ком., III, 91–92); Соболевский (219, 433), и выбор путеводителя по св. местам, переведенного Сильваном (Чт. в Общ. ист. 1911, IV, 37–38), которому приписывается и редакция (вначале) сочин. М.Грека (Ягич, Рассуждения, 629)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1306 О влиянии апокрифов на иконопись см. прения на VIII-м Археол. съезде (Е.Ф.Шмурло, VIII Арх. съезд, с. 74); на Западе (Древн. и Нов. Россия, 1875, III, 129–130) 1307 Порфирьев, Апокриф. сказ. о ветхозав. лицах и событиях, 4–5, 19, 26–27, 120–125; Н.Лавровский, Обозр. ветхозав. апокрифов. (Духов. Вестн. 1864) 1308 Пророку Илии иудейские раввины приписывали предание о том, что мир будет существовать 6000 лет и т. д. (Порфирьев, 166) 1311 Всех апокриф. Еванг. – 7: 3 на греч. яз., 2 на латин. и 2 на арабском. Последние 4 считаются также переводом с греч. яз. на славян. яз. были распространены Ев. Иакова (Первоевангелие), Фомы и Никодима (с добавочн. статьями). Подробн. см. М.Сперанский, Славян. апокрифич. Евангелия, М. 1895, из М. Арх. общ. (и Тр. VIII Арх. съезда, II, 38–172; И.Порфирьев , Апокр. сказ. о новозав. соб., Спб, 1890 (Ев. Никодима, 164–191; Первоев. Иакова, 136–149). Первоев. Иакова в рус. перев. (Прав. Обозр. I860, 1, с. 1–34, прилож., Ев. Никодима в рус. перев. (ib., 3, с. 35–56); О евангелиях апокрифических, К.Скворцова (Тр. К. Д. акад. 1861, 12, стр. 381–418). Пользование ими в богосл. произведениях (Древ. и Нов. Рос. 1875, III, 124–131) 1312 Поп Иеремия Богомил применил учение павликиан и вскоре уже две церкви принадлежали им (Racki, Rad, X); В.Левицкий, Богомильство – болгар. ересь (Хр. Чт. 1870); Иречек (227–229) 1315 «Паче же на Златоуста, – продолжает Курбский, клеветами ополчаются, и от книг русских емлючи словеса развращенныя, от Еремеи попа болгарского и иных таковых и на Златоуста имя подписуют и на иных святых яко щиты себе носят, и из-за них на закон Христов поругании и хулами стреляют, и верных, тяжущихся с ними по неведению, аки за словеса святых, удобне одолевают, яко безответных, и от истинного пути на прелесть свою возводят». См. Послан. кн. Курбского, в Прав. Соб., 1863 г., август, 555–557 1316 П. С. Р. лет., т. I. В Палее, отнесенной к дозволенным книгам, у отцов церкви и в византийских хрониках находим ряд апокрифич. сказаний (Порфирьев, 87–97, 134). О заимствованиях из них же апостолами (145–146), напр., в послании Иуды (I, 14–15). О различии между апокрифами и ложн. книгами (Тихонравов I, 65–78, дополн. 109–116; Изв. Ак. Наук 1899, IV, о Палее)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010