Комментарии к Книге Второзакония и отдельные исследования по ней: см. ниже, C.IV. 1. Книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие 1.1 Взаимосвязь книг: Пятикнижие, Шестикнижие, Девятикнижие Книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие образуют единую композицию книг, получившую различные названия. Иудаизм, используя названия «Тора» (см. Нав.8:31 и др.), «Тора Моисея» (см. Мал.3:22 , 1Ездр.7:6 и др.), «Книга Торы Моисея» (см. Нав.8:31 , Неем.8:1 и др.), заостряет внимание как на целостности, так и на содержании этой композиции книг. С другой стороны, название «Пятикнижие», пришедшее из греческого ( πενττευχος ββλος «книга, состоящая из пяти частей»), скорее подчеркивает структуру этой композиции, состоящей из пяти книг или частей одной книги. Однако, следует сразу же иметь в виду, что в Пятикнижии выстраиваются сюжетные линии, выводящие за его собственные рамки. Так завоевание страны, обещанное/предписанное в Исх – Втор, описывается/осуществляется лишь в Ис Нав. В Ис Нав 24 , т.е. в последней главе Книги Иисуса Навина, неоднократно используются предшествующие книги таким образом, что создается событийная и литературная связь Быт – Ис Нав. Ретроспективный обзор истории, который дает Иисус в Ис Нав 24 , является не только кратким изложением связи событий Быт – Ис Нав. Помимо этого, он изображает описанные в Ис Нав завоевание и раздел земли как центральный пункт священной истории, начинающейся в Быт. Также и погребение Иосифа в Сихеме, описанное в Ис Нав.24:32 , является исполнением обязательства, возложенного на сынов Израиля самим Иосифом в Быт.50:25 (ср. также Исх.13:19 ). Из книги Иисуса Навина видно, что Быт – Ис Нав образуют в действительности литературно связанный текст, который в науке обозначается как Шестикнижие. Существуют даже такие сюжетные линии, которые простираются вплоть до Книг Царств. Осознание этого факта привело к появлению названия «Девятикнижие» (Быт – Цар 22 ). Эти девять книг описывают историю Израиля от создания мира до плена, изображая события в их непрерывной, хронологической взаимосвязи. Книги не отделены друг от друга соответствующими «названиями», как в случае с пророческими книгами. Таким образом, Быт – 4 Цар можно читать как разделенный на эпохи поток повествования (творение – праотцы Израиля – исход – странствие по пустыне – завоевание земли – эпоха судей – эпоха царей), дополнительно усиленный многочисленными литературными перекрестными ссылками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

«Второе крещение» А. К. имело место при св. Григории Просветителе в нач. IV в. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому еп. Фоме из г. Саталы (М. Армения). Согласно арм. источникам, в 30-е гг. IV в. внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (ок. 338); его гробница находится в Амарасе . К этому же времени относятся сообщения груз. источников о Крещении Эрети св. Нино ( Нины ), к-рой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом (КЦ. Т. 1. С. 125). В документах Соборов персид. Церкви Востока (410, 420) Аран (А. К.) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне , но это подчинение было, видимо, чисто номинальным. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Возобновление проповеди христианства среди народов А. К. ок. 420 г. связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля , к-рым источники приписывают создание албан. алфавита (см. ниже раздел Язык и лит-ра). Судя по материалам I Двинского Собора (506), албан. являлся офиц. языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Арм. католикос Бабген писал о христианстве кавк. стран к своим персид. единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке». Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в груз. палимпсесте. С VII в. интенсифицируется процесс арменизации Албанской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на арм. языке. Впрочем, албан. письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албан., так и арм. надписи сер. VII в.).

http://pravenc.ru/text/64030.html

Любопытное литературное свидетельство о данном обряде мы находим в 8 главе VI части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где содержится эпизод раскаяния Раскольникова и попытки его публичного покаяния: «Он вдруг вспомнил слова Сони: „Пойди на перекрёсток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“ “ Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз». «Глазастая» богиня Ещё одно замечательное напоминание о культе богини-матери часто встречает нас у входа в мегалитические усыпальницы. Это изображение «глазастой» богини, которая рисуется с двумя круглыми глазами, сходящимися бровями и клювом хищной птицы (см. рис. 17) 99 . Ниже иногда можно увидеть груди и лоно богини в виде закрученной спирали, принимающее умерших и рождающее их к новой жизни. Весьма часто это изображение упрощается до Т-образного вида. Рис. 17. «Глазастая» богиня. Фото автора Изображения «глазастой» богини известны в Западной Европе с V тыс. до н. э. В середине IV тыс. их можно найти и на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии). Вполне вероятно, образ хищной птицы символизирует древний обычай выставлять тела умерших на склёпывание их птицам вплоть для очищения костей от мягких тканей. Птицы, поедавшие труп человека, и стали символами богини земли и смерти. «Память» об этой богине и доныне живёт в ряде культур. Известная всем по русским народным сказкам Баба-яга является славянским вариантом богини смерти. Данный персонаж принадлежит сразу двум мирам: миру потустороннему и миру живых. Колдунья Яга охраняет вход в царство мёртвых, наделяет приходящего к ней героя волшебной силой путешествовать по этому царству. При этом герой сначала демонстрирует готовность приобщиться ритуальной – «волшебной» – пище, которую обычно принимают умершие на своём пути в мир мёртвых. Приобщаясь такой «поминальной» трапезе, герой обманом заставляет поверить Бабу-ягу в то, что он «настоящий» мертвец.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/30088.html

233 Дополнения. «Потребник Московская печати, глава 11. Проклинаю... совлачатся его». Такое проклинание находится в чине крещения от ересей приходящим. В Иосифовском Потребнике, (1°), изданном в Москве в 1650 (7159 году ноября 29 – по 26 сентября 7160) – 1651 году, цитируемый отрывок находится в главе 72-ой, л. 597 и об. 234 Дополнения. «Книга Кормчая, глава 49-я, чин, аще кто в ереси ...едина ипостась». См. выше примечание. В вышеуказанной Соловецкой Кормчей 476 чин «аще кто в ереси» составляет главу 49-ую. 236 Дополнения. Против «Феодоритова слова» в старообрядческом издании на поле листа 100-го об.: «Псал печ. мос. Кир. О кресте глава 14 и О вере книга глава». Сравн. выше примечание. Под книгою Кирилла Иерусалимского здесь разумеется так называемая Кириллова книга, 1°, 561 л., изданная в Москве в 7151 г. августа 24 – 7152 г. апреля 21 (1644 г.) 14-ю главу этой книги составляет Слово о кресте. («О кресте, чесо ради знаменуем лице свое крестообразно». Нач.: «Во истину не презре», см. л. 178–185), Феодоритово слово см. здесь на л. 180 об. Под «Книгой о вере» (см. выше и ниже) разумеется, очевидно; Книга о вере единой, истинной и православной, 1°, на 289 л., изданная в Москве в 1648 году 8 мая. О ней см.: А. Родосский , Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Спб Духовной Академии. Вып. I, Спб., 1891, стр. 228–280, См. также: Русская Историческая Библиотека, т. IV, Спб. 1878, примечаний стр. 22–24. 237 Дополнения. «Три персты равно имети вкупе». В старообрядческом издании: «три персты равны имети вкупе». В Кирилловой книге «равно» (л. 180 об.). 238 Дополнения. «...по человечению». В старообрядческом издании: (л. 101) и в Кирилловой книге (л. 181): «по вочеловечению». 239 Дополнения. «...учителство слова». В старообрядческом издании: «учительства слово» (л. 101 об.). 241 Дополнения. «Подобне же сему и Максим Грек , инок Святыя Горы, в книзе своей блаженным именует его. И в слове еже на латинов о святем Дусе на многих местех воспоминает его». Под «словом, еже на латинов о святем Дусе» Герасим Фирсов, разумеет, очевидно, слова XII-oe и XIII-oe Максима Грека , составляющие части одного сочинения, написанного против панского посла Николая Шомберга. См. Сочинения преподобного Максима Грека, изданные при Казанской Духовной Академии Изд. 2-ое, ч. I, Казань, 1894, стр. 188 и след. Упоминание имени Феодорита см. на стр. 205. Сравн. ниже прим. Герасим Фирсов мог пользоваться словом на латинов по тексту, изданному в Кирилловой книге (М. 1644, л. 357–412, глава 36-ая).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

240 Эти слова вполне уместны лишь в устах Антиохийского предстоятеля – Домна, а потому † В.В. Болотов думает (см. «Христ. Чтение» 1892 г., 7–8, стр. 84 – 89), что тирада в кавычках есть предложенный Феодоритом проект («черновик») ответа от имени Домна, к которому и должно относить ее содержание. 241 Епископ Антиохийский в 20-х годах V-ro века, и потому данная фраза приличнее в устах Домна Антиохийского. 243 Не быв под церковным судом, Ириней был, изгнан из Тирской церкви и лишен священства по императорскому повелению от 17-го февраля 448 года: см Mansi V, 418 Е. 420 А. Деяния вселенских соборов II, стр. 494; 2-е изд., стр. 194. 245 Разумеется вся Евфратисия, с митрополитом Иерапольским во главе, к ней принадлежала и Кирская «парикия» (или «епархия» в нашем – современном – смысле). 246 По Мартэну (Pseudo-Synode, p. 84, note 4, et p. 85), это ответ Феодорита на письмо 110-ое, которое он (неправильно) считает посланием Домна епископу Кирскому. 249 Арианствующий епископ Антиохийский в 70–80-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713–714). 252 Сохранилось только письмо к Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 579–581). 253 См. Mansi IV, 1420 C. Деяния вселенских соборов I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже 165. 256 Сохранилось в Synodicon (cap. LIIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658–659), где это письмо надписывается так: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episcoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Samosatae et Theodoreti Cyri, de pace facienda. 257 Cp. Synodicon cap. LVÏ (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661–665), где Кирилл Александрийский , между прочим, пишет (col. 664) Акакию: Capimulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae euim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt… Videbunt (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa sous illius (Nestorii) contraire blasphemiis. Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime… Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omnia recte hebeant.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В 6 часу по полудни, по окончании вечерняго пения, вторично изволили прибыть в показанную церковь , для смотрения обряда, отправляемаго при пострижении в монахи, при котором случае четыре человека, и в том числе два обращенные раскольника, одеты были в монашеское платье. Потом вторично изволили ездить на известную Корбуху, откуда в 11 часу возвратились. В 12 же часу в третий раз зажжен был щит. 3-го числа Июня, в среду в 10 часов, Ея Императорское Величество и Их Императорския Высочества изволили выступить из дворца в церковь Живоначальныя Троицы, откуду, при колокольном звоне и пушечной пальбе, в провожании Преосвященнаго и Духовенства вытти из монастыря и сесть в карету соблаговолили. По свойственному Ея Императорскаго Величества к подданным своим милосердию и к нуждам их снисхождению, изволили Ея Величество всемилостивейше пожаловать на монастырь, семинарию, богадельных и отставных солдат, шесть тысячь рублей; а настоятелю тоя Лавры, Преосвященному Архиепископу Московскому, в знак Высочайшаго своего благоволения, изволила пожаловать золотые часы, богато брилиантами убранные. По отбытии Высочайших гостей, пет за дрожайше здравие Ея Императорскаго Величества и Их Императорских Высочеств соборный благодарный молебен». 119 Не менее как до половины XVII века оставалась целою в монастыре житница преподобного Сергия (см. о ней ниже, в главе IV), но она находилась в самом северо-восточном углу нынешнего монастыря. Конный двор помещался в самом монастыре до половины XVI в. (см. ниже, там же). 120 В одном видении чудотворец Димитрий Солунский был назван молитвенником за Русь (и за монастырь Троицкий) вместе с преподобным Сергием (в видении Иоанну Наседке, том самом, которое в книге Симона Азарьина о новых чудесах есть чудо 3-е, по печатн. с. 23 fin.). По этому поводу Симон Азарьин начал доведываться о Димитрии Солунском и относительно результата своего доведывания пишет в житии: «Доведавшу же ся мне ныне, яко храм брусяной чюдотворца Димитрия Селунскаго был преже разорения в Троицком монастыре у церкви каменые Сергия чюдотворца, еже есть на воротех, по левую сторону олтаря, на всходе, против лествицы, а разобрану(-а), сказывають, та церковь в осадное время» (Лаврская рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иконостас в церковь , вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь . В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 году церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 году иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны. 7. Трапезная церковь преподобного Сергия Трапезная церковь во имя преподобного Сергия вместе с самой трапезой построена в продолжение 1686–1692 годов монастырским иждивением по приказанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей (о прежней трапезе, находившейся на месте нынешней колокольни, с церковию при ней преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Федоровича, см. ниже, в главе IV). В длину вместе с алтарем, трапезою и папертью, включая и стены, церковь имеет 34 сажени, в ширину, также со стенами, – 9 саженей. Окна церкви обставлены резными колоннами (которые до 1837 года были из камня, а теперь – из алебастра?) 267 , которые росписаны разными красками; снаружи стены росписаны наподобие шахмат (так это было в XVIII веке, так это с недавнего времени и теперь). Вокруг церкви идет открытая галлерея на сводах, имеющая протяжение до 100 саженей, выстланная чугуном. Крыльца, ведущие на галлерею, в настоящее время простые, в старое время были украшены резными колоннами и резными фигурами 268 , а главное из них – северо-западное и находилось не на самом северо-западном конце галлереи, а прямо против входа в паперть, за Михеевскою церковию, и было устроено иначе, чем теперь, а именно как приставленная к галлерее площадка с всходами на нее с двух сторон – восточной и западной (на сейчас указанном месте и в сейчас указанном виде находим крыльцо в много раз помянутой выше книге планов и фасадов 1745 года) [см. ниже, на приложенных фототипических таблицах VI и XVI]. Глава и крест на церкви были вызолочены червонным золотом между 1752 и 1758 годами, а в 1808 году покрыты золоченою медью, как середняя глава на Успенском соборе. «Над сею трапезою, – говорит Краткое описание лавры, – особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим механическим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части через другую тяжести». Эта замечательная кровля сделана в 1749 году после бывшего в лавре в предшествующем, 1746 году большого пожара, заменив собою бывшую до пожара деревянную кровлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 году церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 году иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны. 7. Трапезная церковь преподобного Сергия Трапезная церковь во имя преподобного Сергия вместе с самой трапезой построена в продолжение 1686–1692 годов монастырским иждивением по приказанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей (о прежней трапезе, находившейся на месте нынешней колокольни, с церковию при ней преподобного Михаила Малеина, ангела царя Михаила Федоровича, см. ниже, в главе IV). В длину вместе с алтарем, трапезою и папертью, включая и стены, церковь имеет 34 сажени, в ширину, также со стенами, – 9 саженей. Окна церкви обставлены резными колоннами (которые до 1837 года были из камня, а теперь – из которые росписаны разными красками; снаружи стены росписаны наподобие шахмат (так это было в XVIII веке, так это с недавнего времени и теперь). Вокруг церкви идет открытая галлерея на сводах, имеющая протяжение до 100 саженей, выстланная чугуном. Крыльца, ведущие на галлерею, в настоящее время простые, в старое время были украшены резными колоннами и резными а главное из них – северо-западное и находилось не на самом северо-западном конце галлереи, а прямо против входа в паперть, за Михеевскою церковию, и было устроено иначе, чем теперь, а именно как приставленная к галлерее площадка с всходами на нее с двух сторон – восточной и западной (на сейчас указанном месте и в сейчас указанном виде находим крыльцо в много раз помянутой выше книге планов и фасадов 1745 года) [см. ниже, на приложенных фототипических таблицах VI и XVI]. Глава и крест на церкви были вызолочены червонным золотом между 1752 и 1758 годами, а в 1808 году покрыты золоченою медью, как середняя глава на Успенском соборе. «Над сею трапезою, – говорит Краткое описание лавры, – особливаго примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим механическим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, чрез уменьшение у одной части через другую тяжести». Эта замечательная кровля сделана в 1749 году после бывшего в лавре в предшествующем, 1746 году большого пожара, заменив собою бывшую до пожара деревянную кровлю.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

В 1881 году Николай Васильевич вновь обновил весь храм. Около сотни тысяч рублей в течение 30 лет составили его пожертвования храму преподобного Марона Пустынника. За свою усердную и полезную службу церковным старостой и пожертвования в пользу Церкви Николай Васильевич, по ходатайству церковнослужителей и прихожан, был награжден 28 января 1857 года орденом Святого Станислава III степени, а затем орденами Святого Владимира IV и III степени. В 1881 году он учредил «Комитет для вспомоществования священноцерковнослужителям и другим лицам, служившим при Мароновской церкви» (единственное в епархии учреждение такого рода). Свыше 20 вдов членов причта Мароновской церкви получали ежемесячное пособие. Жена его (бабка игумений Афанасии) Любовь Васильевна (урожд. Шапошникова) все 13 лет вдовства оказывала щедрую помощь больным и неимущим. Построила в 1888 году богадельню для престарелых женщин при Мароновской церкви и обеспечила ее содержание (дом богадельни не сохранился). Затем Любовь Васильевна встала во главе церковно-приходского попечительства при Мароновской церкви; скончалась она 2 января 1896 года на 73-м году своей жизни, некролог был опубликован в «Московских церковных ведомостях» 348 . Среди церквей и монастырей, куда вдова Николая Васильевича завещала внести деньги по 500 рублей на поминовение, фигурирует и Троице-Одигитриевский монастырь 349 . Их старший сын Василий Николаевич (отец игумений Афанасии) потомственный почетный гражданин, в купеческом состоянии числился по 1-й гильдии. После смерти отца с 1882 по 1895 год Василий Николаевич – церковный староста Мароновской церкви. При нем возобновлен иконостас в главном приделе, церковь сделана теплой, открыта церковно-приходская школа. Жена Василия Николаевича Лепешкина (мать игумений Афанасии) Александра Григорьевна была из семьи московских купцов Котовых 350 . Дочь их Александра (будущая игумения Афанасия) воспитывалась в Усачевско-Чернявском училище. В настоящее время в «родных» для семьи Лепешкиных храмах возжены лампады и возносятся молитвы ко Всевышнему. Святыня преподобного Марона на Якиманке возвращена верующим в марте 1992 года, и большая дружная община уже собралась под духовным руководством настоятеля храма протоиерея Александра Марченкова. Троицкий храм в Вишняках вновь освящен в 1994 году как церковь при Свято-Тихоновском Богословском институте 351 . Краткая биография последней игумений Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной) включена в первый том мартиролога, изданный Свято-Тихоновским богословским институтом 352 . Подробнее о ней см. ниже в главе «Преподобномученицы игумений Афанасия (Лепешкина) и послушница Евдокия (Бучинева)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010