По греко-славянскому чтению царское достоинство Мессии является свидетельством“ для язычников, подтверждающим Божественное происхождение Спасителя. Царское служение Мессии сделалось особенно убедительным для языческих народов с того момента, когда воскресший Христос сказал: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли“ (Мф. 28:18); вследствие этого настоящий момент Спаситель находит самым удобным для открытия проповеднического служения апостолов, когда прибавляет: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ). В пятом стихе речь Господа, обращенная в четвертом стихе к Мессии, имеет в виду искупленный Сион, или благодатное царство Мессии. Греко-славянские выражения в первых двух предложениях: иже не ведяху тебе“ и иже не познаша тебе“, по-видимому, намекают на личность Мессии. Но последнее выражение: к тебе прибегнут ради Господа Бога твоего, святого Израилева, яко прослави тя» дает бесспорное основание относить слова к тем членам церкви мессианской, к которым в первых двух стихах обращался с приглашением Мессия. Последнее предложение: яко прослави тя» объясняет причину обращения язычников в царство Мессии. Здесь, очевидно, разумеется то прославление, о котором в IV главе пророк говорит: в день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля» (ст. 2), и о котором Бог Отец говорил Своему Единородному Сыну: и прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28; 17 ).   Главы 58:11 (ср. 66:14); 59:21 и 65:17–20 (ср. 66:22) И будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград нопоеный, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов (58:11). – И сей им иже от Мене завет, рече Господ: дух мой, иже есть в тебе, и глаголы, яже аз дах во уста твоя, не оскудеют от уст твоих, и от уст семене твоего: рече бо Господь отныне и во век (59:21). – Будет бо небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их (65:17): но радость и веселие обрящут на ней, яко се аз творю веселие Иерусалиму, и людем моим радость (18). И возвеселюся о Иерусалиме, и возрадуюся о людех моих: и ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля (19), ниже будет тамо младенец, ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет, и проклят будет (20). Пророчество 58 главы в первых шести стихах является обличением лицемерных современников, в следующих двух (7–8 ст.) излагает нравственные обязательства членов благодатного царства Мессии и в третьей части (9–14 ст.) изображает необычайное обилие благодатных даров в новом царстве. Особенное внимание обращает стих 11-й (по LXX): и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Это означает, как я полагаю, что высочайшее и самое Божественное из всего видимого и умозримого суть основоположные словеса вещей, подлежащих Тому, Кто превосходит всяческое; через них явствует присутствие Превышающего всякую мысль, покоящееся на умопостигаемых высотах Своих священнейших мест. Наконец, [Моисей] покидает созерцаемое и созерцающих и входит в поистине мистический мрак незнания, где, закрыв глаза для всяких умственных восприятий, приступает к совершенно Неосязаемому и Незримому, вполне принадлежа Тому, Кто вне всего, и нимало себе или кому иному, будучи в большей мере соединен с совершенно Непознаваемым, при бездействии всякого познания, и тем самым, что ничего не познает, познавая превыше разума».    Во второй главе путь отрешений от всего сущего, приводящий к Божественному Мраку, сравнивается с искусством ваятеля, который, удаляя всё, что скрывает статую в глыбе материала, обнаруживает ее сокровенную красоту единственно путем «отрешений». Путь «отрешений» (aphairéseis) должен быть восхождением от низшего к высшему, при котором, отрешившись от всего, «неприкровенно познают Непознаваемое, скрываемое всем, что может быть познано во всем сущем». Этот путь противоположен пути «положений» (théseis), который есть нисхождение от высших ступеней бытия к низшим.    В третьей главе Дионисий перечисляет свои произведения, относящиеся к «утвердительному богословию», из которых многие до нас не дошли, и располагает их в порядке «многословия», возрастающего по мере нисхождения от высших теофаний к низшим. «Мистическое богословие», являющееся восхождением,— самый краткий из всех трактатов, ибо оно приводит к «бес-словесности».    Главы IV и V перечисляют ряд атрибутов и свойств чувственного и умопостигаемого характера, отрицая их присущность Богу. «О Причине всяческого не может быть ни утверждения, ни отрицания; утверждая или отрицая то, что ниже Ее, мы не утверждаем о Ней и не отрицаем, ибо превыше всякого утверждения Совершенная и Единая Причина всех вещей, и превыше всякого отрицания Превознесенность вполне отрешившегося от всего, пребывающая вне всех вещей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А несколько ниже читаем: «Приближенные Стратиотика, позднее других пользовавшиеся насчет казны, впечатление от деяний которых было самое свежее, прежде всего пострадали: имущество их было отнято в казну и они лишены почестей». В первой главе (С. 59), говоря о восстании Маниака, автор ничего не сообщает о составе его армии, о том, где было им дано сражение; главнокомандующего, сразившегося с этим бунтовщиком, он называет Стефаном Севастофором, между тем как севастофор, очевидно, не собственное имя, а скорее титул. 3152 Едва ли можно признать удачным объяснение, почему Пселл не пользовался политическим влиянием при Михаиле VII. «Правда, Михаил его любил, – говорит автор (С. 110), – глубоко уважал его ученость и желал иметь его постоянно при себе. Но так как император тяготел лишь к наукам, от управления отстранялся, то и Пселлу пришлось значительно сократиться, ограничить себя областью науки и проститься с политическим влиянием, которое доныне он в такой сильной степени обнаруживал». Неужели любовь императора проявилась в том, что он предпочел знаменитому философу недостойного Никифорицу? В третьей главе г-н Скабалланович знакомит нас с центральным управлением: положением императорской власти, чиновной иерархией и должностями. То, что автор говорит об императорской власти вообще, об отсутствии закономерного порядка престолонаследия, об избрании императоров, основано на тщательном изучении источников и едва ли может быть подвергнуто сомнению, по крайней мере, в общих выводах. Некоторые частности, однако, сомнительны. «Нарушая законы, – говорит он про императора, – он поступал как тиран, и действия его не считались одобрительными» (С. 133), и опирается при этом на несколько слов Пселла, 3153 которые имеют скорее противоположный смысл. По словам Пселла, Склирена надеялась, что когда Мономах вступит на престол, он женится на ней (хотя это был бы для Мономаха третий брак, запрещенный законом), потому что воля царя окажется сильнее законов. Из этих слов можно только заключить, что императоры не имели обыкновения стесняться законами. Указывая на значение, которое имели в Византии церемонии, что, конечно, совершенно справедливо, автор приводит следующий пример: «УТорника столица была почти в руках, но он отложил въезд не только потому, что щадил своих приверженцев, но, между прочим, и потому, что хотел въехать в сопровождении свеченосцев, с императорской пышностью» (Bd. IV. S. 158; С. 144). Пример крайне неудачный; если бы автор передал точнее указанное место Пселла, то и смысл получился бы совсем иной: Торник отступил от столицы и не решался на приступ, рассчитывая, может быть, на то, что столичное население отдастся добровольно в его руки, и, в сопровождении свеченосцев, с императорской пышностью введет его во дворец. Здесь дело было не в соблюдении церемонии, а в том, что бунтовщик Торникий не был уверен, что ему удастся взять город приступом, и надеялся, что его признают императором и сдадут столицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Вторая глава " Мистического богословия " противопоставляет путь позитивный или метод положений (qeseiz), который есть нисхождение от высших ступеней бытия к его низшим ступеням, пути негативному, или методу последовательных " отвлечений " или " отлучений " (aja ireseiV), который есть восхождение к Божественной непознаваемости. В третьей главе Дионисий перечисляет свои богословские труды, классифицируя их в зависимости от их " пространности " , которая увеличивается по мере нисхождения высших Божественных явлений к низшим. Трактат " О мистическом богословии " - самый короткий, ибо в нем говорится об отрицательном методе, приводящем к молчанию соединения с Богом. В главах IV и V Дионисий перечисляет целый ряд свойств, заимствованных из мира чувственного и умопостижимого, и отказывается относить их к природе Божества. Он заключает свой трактат признанием, что Причина " всяческого " ускользает как от всякого утверждения, так и всякого отрицания: " Когда мы высказываем утверждения, относящиеся к существам, стоящим ниже единой и совершенной Первопричины всего, мы ничего не утверждаем и не отрицаем о Ней Самой, ибо всякое утверждение остается вне премирности Того Кто просто совлечен всего и находится за пределами всего " Из Дионисия часто хотели сделать неоплатоника. Действительно, сравнивая экстаз Дионисия с тем, который описан Плотином в конце его VI Эннеады, нам приходится признать их поразительное сходство. Чтобы приблизиться к Единому, нужно, по Плотину, " самому отрешиться от чувственных предметов, которые являются последними из всех, и прийти обратно к предметам первичным; нужно быть свободным от всех пороков, ибо мы стремимся к Благу; нужно вернуться к своему внутреннему началу, и вместо того, чтобы быть множественным, стать единым существом, если мы хотим созерцать начало и Единое " Это есть первая ступень восхождения, на которой мы освобождаемся от чувственного и сосредоточиваем себя в уме. Но необходимо превзойти ум, ибо речь идет о достижении предмета, который выше его. " Действительно, ум есть нечто и является существом; но этот предел не есть что-то, ибо он предшествует всему; он также не существо, ибо существо имеет какую-то форму, которая является формой бытия; но это понятие лишено всякой формы, даже сверхчувственной. Ибо, если природа Единого порождает все, она не может быть ничем тем, что она порождает " К этой природе подходят отрицательные определения, напоминающие определения " Мистического богословия " Дионисия: " Это не вещь; она не имеет ни качества, ни количества; это не ум и не душа; она не находится ни в движении и ни в покое, она не пребывает ни в пространстве и ни во времени. Она есть сама по себе сущность, отделенная от других, или, вернее, она лишена сущности, ибо она существует прежде всякой сущности, прежде движения и прежде покоя; ибо эти свойства заключаются в бытии и делают его множественным "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

7). «Все компетентные люди, говорит он же, согласны признать, что книга Кондакова представляет нам историю византийского искусства в новом свете, бесконечно более блестящем, чем представляли ее доселе» (стр. 12). Действительно, чтобы оценить новый метод проф. Кондакова, нужно знать точку зрения и приемы прежних исследователей византийской миниатюры. В предисловии к своему сочинению (во франц. перев. во 2-й главе) 17 автор делает обзор трудов прежних исследователей: «он указывает точку зрения и приемы известных старых археологов, как Монфокон и Дюканж; определяет значение капитальных работ д " Аженкура, Дидрона, Лабарта; далее, немецкой школы Румора, Ваагена, Шнаазе, Унгера; указывает труды «русской школы», в особенности Буслаева, и разве только у нашего ученого находит широкий исторический прием, который стремится объяснить произведения искусства (в настоящем случае византийской миниатюры) в связи с идеальным настроением века и с содержанием литературы. Прежние историки отчасти заняты были еще первоначальным приведением в известность самого материала, и хотя доставили в этом отношении высоко замечательные труды, как д " Аженкур, но далеко не владели запасом сведений, которые осветили бы исторические связи произведений искусства, необходимые для объяснения их характера и содержания. У других присоединялось к этому тенденциозное предубеждение (как у некоторых немецких историков искусства), и в результате доходило до того, что историки византийской миниатюры отрицали за ней всякое национальное значение, считая ее произведения делом личной фантазии рисовальщиков и ставили ее в этом отношении ниже мозаики, эмали, изделий металлических, в которых все-таки видели общий, следовательно, национальный стиль. Наш автор самым решительным образом отвергает подобную точку зрения. Он, напротив, придает византийской миниатюре важное историческое значение, во-первых, потому, что с внешней стороны ее произведения, представляющие почти непрерывную нить от IV века до самого падения византийской империи, в древнем периоде византийского искусства восполняют пробел в несколько столетий, от которых не сохранилось произведений монументального искусства; во-вторых, потому, что, со стороны внутренней, византийская миниатюра заключает в себе все данные настоящего художественного развития, тесно связанного с национальным характером и эпохой, представляющего историческую последовательность явлений и тесную связь с содержанием литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Таким образом нам становится ясно, что апофатический путь или мистическое богословие (ибо таково заглавие сочинения, посвященного методу отрицания) имеет объектом Бога абсолютно непознаваемого. Было бы даже неточным сказать, что оно имеет Бога объектом: конец приведенного нами текста показывает, что, достигнув предельных вершин познаваемого, надо освободиться как от видящего, так и от видимого, то есть как от субъекта, так и от объекта нашего восприятия. Бог уже не представляется объектом, ибо здесь речь идет не о познании, а о соединении. Итак, отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа Которого остается для нас непознаваемой. Вторая глава «Мистического богословия» противопоставляет путь позитивный или метод положений , который есть нисхождение от высших ступеней бытия к его низшим ступеням, пути негативному, или методу последовательных «отвлечений» или «отлучений» , который есть восхождение к Божественной непознаваемости. В третьей главе Дионисий перечисляет свои богословские труды, классифицируя их в зависимости от их «пространности», которая увеличивается по мере нисхождения высших Божественных явлений к низшим. Трактат «О мистическом богословии» – самый короткий, ибо в нем говорится об отрицательном методе, приводящем к молчанию соединения с Богом. В главах IV и V Дионисий перечисляет целый ряд свойств, заимствованных из мира чувственного и умопостижимого, и отказывается относить их к природе Божества. Он заключает свой трактат признанием, что Причина «всяческого» ускользает как от всякого утверждения, так и всякого отрицания: «Когда мы высказываем утверждения, относящиеся к существам, стоящим ниже единой и совершенной Первопричины всего, мы ничего не утверждаем и не отрицаем о Ней Самой, ибо всякое утверждение остается вне премирности Того Кто просто совлечен всего и находится за пределами всего» 20 . Из Дионисия часто хотели сделать неоплатоника. Действительно, сравнивая экстаз Дионисия с тем, который описан Плотином в конце его VI Эннеады, нам приходится признать их поразительное сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Да и первые два имеются ныне не в их первоначальном виде. Как мы покажем ниже и что естественно было ожидать от грека – уроженца Малой Азии, Ириней писал «Против ересей» и «Доказательство» на греческом языке. Однако этот греческий подлинник сохранился до нас только в отрывках у Евсевия, в «Философуменах», у Епифания, и то преимущественно лишь из I книги Contra haereses. В полном же виде оба сочинения св. отца дошли до настоящего времени в переводах: «Против ересей» – латинском и армянском (IV-V книги), «Доказательство апостольской проповеди» – лишь в армянском. Переводы эти сохранялись сначала («Против ересей» до XVII в.; «Доказательство» – до XX столетия) в рукописном виде. Ныне же имеются в довольно многочисленных печатных изданиях. I. Рукописи на латинском языке следующие. Д).Кодекс 1388 Arundelianus (А) получил свое название от имени Томаса, графа Арундельского (of Arundel), известного в свое время (1592–1646 гг.) библиофила. Вероятно, он купил эту рукопись где-либо в Европе. Библиотека графа хранилась в его поместье, в Англии, до внука первого владельца, Генри Гауарда (Howard), герцога Норфолкского. Последний подарил всю библиотеку Королевскому обществу (Royal society). В настоящее время кодекс Arundelianus находится со всеми другими арундельскими манускриптами (с 1831 г.) в Британском музее под 87. Рукопись относится к XIII в. 1389 Сочинение Иринея Contra haereses в ней сохранилось не полностью, а оканчивается на 31-й главе V книги. Кодексом Arundelianus пользовались для своих изданий Грабе и Гарвей. С ним идентичен, вероятно, по мнению Лоофса, один из кодексов Эразма, не названный последним (codex tertius Erasmi, по терминологии Лоофса). 1390 2) Кодекс Vossianus (V) гораздо полнее передает текст сочинения Иринея. В нем есть недостающие в Arundelianus 32–36 главы V книги. По словам Лоофса, 1391 он был вывезен в XV в. из Англии 1392 Лаврентием Бурелли и подарен в библиотеку Кармелитов в Париже (Carmeliter convent). В XVI в. он оказался частной собственностью каноника Жана де Сэн-Андрё.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Прекрасная диссертация, обстоятельно и научно исследующая свой предмет, важна в том отношении, что наглядно показывает и доказывает неосновательность утверждений некоторых ученых о существующей будто бы зависимости христианского учения о нравственности от буддийской морали. Между этими сторонами, как ясно и беспристрастно здесь доказывается, имеется на-лицо в действительности только различие, при том, принципиальное. Книга не утратит своего значения. b) Проф. Ф. Ф. Гусевым написана магистерская диссертация: « Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма » (Москва, 1877 г.). Содержание её: «общие положения философии Шопенгауэра (1); изложение нравственного учения Ш-ра (2); общий критический взгляд на философию и этику Ш-ра (3); критический разбор мнения Щ-ра о тожестве радикально-пессимистического характера своей философии с основным характером христианства (4)»; «примечания к IV главе». Автор, oблaдabшuq сильным философским умом, дал в своей книге серьезное освещение воззрений рассматривавшегося им немецкого мыслителя. Интерес к его диссертации возрастает вследствие своеобразностей в изложении дела, кое где проглядывающих здесь и довольно необычных иногда. Особенно интересен проводимый автором взгляд на аскетизм, – взгляд, возбуждающий в читателе много недоумений и в существе неверный. Жаль, что этот своеобразный ум погас, не успев надлежащим образом расцвести. Не смотря на своеобразности и погрешности книги, отмененные, напр., А. Ф. Гусевым в его полемике с автором 778 , она все же является солидным трудом по истории нравственной философии, рассматриваемой и самой по себе, и в виду христианской этики, и, во всяком случае, превосходит собою другие труды, посвященные тому же предмету (вышедший в текущем году, потому и отмечаемый здесь, труд г. Грузенберга, посвященный выяснению нравственного мировоззрения этого же немецкого моралиста, стоит в научном отношении гораздо ниже диссертации Ф. Ф-ча; о других трудах умалчиваем), хотя нуждалась бы в переработке, которая сгладила бы имеющиеся в ней нежелательные стороны 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Всезарубежное паломничество «По стопам Моисея» началось с посещения святынь и исторических мест Каира 29 июня 2007 г. 18:52 Священнослужители и более 100 молодых паломников изо всех епархий Русской Зарубежной Церкви во главе с епископом Кливлендским Петром , управляющим Чикагской и Средне-Американской епархией, посетили 26 июня храмы и святыни, а также исторические места Каира, сообщает официальный сайт РПЦЗ . В монастыре святого великомученика, Победоносца и чудотворца Георгия ( Александрийский Патриархат ) епископ Петр совершил молебен перед ковчежцем с мощами святого. Владыку Петра, священнослужителей и паломников любезно принял настоятель обители архимандрит Нифон. В 30-ые годы I века римляне построили на этом месте мощную крепость. В 303 году в нее был заключен под стражу и претерпел мучения за Христа великомученик Георгий. Позднее крепость перестала существовать, а на ее месте в IV веке был устроен монастырь в честь святого. Главный храм Георгиевского монастыря представляет собой грандиозное сооружение, основная часть которого — перестроенная римская крепость. Всего в храме-крепости четыре этажа, два из которых «вросли» в землю. В самом верхнем храме находится одна из главных святынь монастыря — чудотворная икона великомученика Георгия, написанная в IV веке, которую почитают даже мусульмане. Когда в 1904 году в храме был пожар, в огне погибло все убранство: иконостас, церковная утварь, облачения, однако этот образ уцелел. Этажом ниже находится часовня в честь Георгия Победоносца. В ней хранятся столб, к которому был привязан святой великомученик во время мучений, железные оковы, стрелы, плети, которыми его бичевали, колесо с шипами, которым терзали его тело. Рядом находится икона с клеймами, на которых изображены страдания святого. С благоговением и духовным трепетом приложились юные паломники к ужасающим орудиям пыток. На втором этаже устроен храм во имя Божией Матери, поскольку недалеко от этого места некоторое время жило Святое Семейство. На монастырском кладбище преосвященный Петр совершил литию на русских могилах. В коптской церкви молодежь поклонилась мощам апостола Марка, который пришел в эту страну с евангельской проповедью. Евангелие очень быстро распространилось в Египте, ставшем к III веку одним из центров мирового христианства. Паломники помолились и в других местах, связанных с пребыванием в этом городе Святого Семейства, а также посетили местный музей. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/263060.htm...

   Четвертый век христианской Церкви, напротив, представляет многочисленнейшие примеры путешествий во Св. Землю. Сколько лиц самых знаменитых «с юношеской быстротой», по выражению Евсевия, устремляются в Иерусалим, сколько славных учителей Церкви спешат в это святое место, сколько безвестных простых верующих текут все к той же цели! Во главе всех известных путешественников во Св. Землю должно поставить мать Константина Великого св. Елену. Евсевий говорит о ней: «Признав своим делом воздать Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись возблагодарить Его за своего сына-царя и своих внуков, эта старица необыкновенного ума с юношеской быстротой поспешила на Восток и с царской заботливостью обозрела дивную землю, города и селения с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Господа и, по слову пророка, «поклониться на месте, идеже стоясе нозе Его» (Пс. 131:7)». Свое пребывание в Иерусалиме и Св. Земле Елена ознаменовала сооружением различных храмов (о чем скажем ниже). Страна, видевшая уничижение Спасителя, произвела такое впечатление на царственную особу, что она с великим смирением хотела служить Богу там, где Он самоуничижил Себя. Елена, по словам Евсевия, оставив все украшения, свойственные ее достоинству, в самой скромной одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с народной массой и раздавала щедрую милостыню (Жизнь Конст. III, 42, 45). А по свидетельству историка Руфина, смирение Елены простиралось еще далее. Будучи в Иерусалиме, она приглашала к своему столу девственниц, живших здесь, а сама служила им за столом в качестве простой рабыни (Hist. Eccles. Lib. I. Cap. 8). Пример императрицы, совершившей путешествие во Св. Землю, имел сильное впечатление на христиан IV в. С этих пор путешественники во Св. Землю стекаются из разных стран, из самых отдаленных местностей, и часто большими массами. Историк Созомен свидетельствует, что особенно много стекалось христиан в Иерусалим в те дни, когда совершалось празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010