Изд.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856. С. 215-216; Розов В. А. Болгарские рукописи Иерусалима и Синая//Минало. София, 1914. Кн. 9. С. 17-18; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 274-275. 139; Hannick C. Zum Schreabertatigkeit des Ieromonach Mefodie//Die Welt der Slaven. Köln; W., 1972. Jg. 17. H. 2. S. 408-416; Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческата дейност на бълг. книжовници от Св. гора през първата пол. на XIV в.//Български език. София, 1978. 5. С. 402; он же. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 114-115. (КМС; 2); Христова Б., Караджова Д., Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници X-XVIII в. София, 2003. Т. 1. С. 65-66, 179. 106, 107; Йовчева М. Новоизводният славянски Октоих по найранния препис в кодексите 19 и 20 от ман-ра «Св. Екатерина» в Синай//Преводите през XIV ст. на Балканите. София, 2004. С. 205-206, 231-233. Лит.: Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского. С. 456-457; Дринов М. С. Разбор сочинения П. А. Сырку «К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.». СПб., 1900. С. 29-30; Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерус. переводной лит-ры XI-XII вв./Подгот. текста, исслед. и коммент.: И. Н. Лебедева. Л., 1985. С. 63-67; СтБЛ. С. 208; Николова С. За найстария бълг. препис на «Варлам и Йоасаф»//Palaeobulgarica. 2004. 1. С. 3-42; Пентковский А. Иерусалимский устав и его слав. переводы в XIV ст.//Преводите през XIV ст. на Балканите. София, 2004. С. 163-165, 169-170; Попов Г. Среднобългарският светогорски превод на Триода от първата пол. на XIV в.//Там же. С. 173-184; Гранстрем Е. Э., Тихомиров Н. Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-рус. письменности//ВЦИ. 2007. 1(5). С. 137-138, 160-161; Йовчева М. Българската редакция на служебния Миней през XIII в.//Старобългарска лит-ра. София, 2007. Кн. 37/38. С. 3-18; Спасова М. Приписката на стареца Йоан и проблемът за атонската редакция на богослужебни книги//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 2007. Кн. 8. С. 211-229; История на бълг. средновек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008. С. 209, 473, 503, 511-512; Турилов А. А. Старые заблуждения и новые «блохи»//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 339-340.

http://pravenc.ru/text/469446.html

(подобно святым Илариону , еп. Могленскому, и Михаилу Воину ) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до наст. времени. Память И. не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание И. прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям И. (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болг. книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642), но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Ист.: Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157; Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 87-88; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239; Жития на светите/Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский//Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346. Лит.: Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново//Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20; Христов Х. И. Патриарх Йоаким//Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49; Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор//ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131; Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217; Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия//СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386; Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999. Д. Чешмеджиев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468925.html

ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994). Он также участвовал в составлении описи рукописей б-ки Троянского мон-ря ( Кожухаров Е., Велчева Б., Кочева Е. Ръкописната сбирка на Троянския манастир//Старобългарска лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 461-497). Заметный вклад К. внес в изучение средневек. болг. муз. культуры, собрав максимальное количество сведений об использовании т. н. фитной нотации в рукописях XIII-XIV вв. (Нотни начертания в Орбелския триод, среднобълг. книжовен паметник от XIII в.//Бълг. език. София, 1974. Год. 24. 4. С. 324-343; Палеографски проблеми на -нотацията в среднобълг. ръкописи от XII-XIII в.//Слав. палеография и дипломатика: Докл. и съобщ. от семинара (София, септ. 1979). София, 1980. С. 228-246). К. опубликовал совместный канон-молебен (параклис) святым Симеону и Савве Сербским по молдав. списку XVI в. (Един рядък случай на химнографска компилация в неизвестен параклис за Симеон Неман и Сава Сръбски//Зб. ucmopuje Београд, 1976. 10: Стара српска С. 41-52) и определил влияние канона мч. Иоанну Новому митр. Григория Цамблака на творчество рус. книжников XVI-XVII вв. Также К. принадлежит исследование и публикация болг. летописной повести 2-й четв. XIII в. о перенесении мощей прп. Параскевы-Петки из Каликратии в Тырнов (Неизвестен летописен разказ от времето на Иван Асен II//Литературна мисъл. София, 1974. Год. 18. 2. С. 123-136) и очерк о болг. лит-ре этого столетия (Българската лит-ра и книжнина през XIII в.: Агиография, химнография, историко-летописни съчинения, белетристика, апокрифи из сборниците на XIII в., писма, грамоти, приписки, надписи. София, 1987; Българската лит-ра през XIII в.: Встъпителна статия//Там же. С. 25-37). Ряд положений по истории древнеболг. гимнографии XIII в., к-рые К. развивал, следуя предшествующей исследовательской традиции, в наст. время пересмотрены: напр., доказано, что службы прп. Иоанну Рильскому и св. Михаилу Воину из Потуки являются переводами с греческого, а не оригинальными болг. произведениями (см.: Добрев И.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Все это были, вероятно, кочевые племена хамитов, родственные нынешним беджа. Весьма интересно, что сам царь уже называет свое государство царством «короны земли Негров» – это уже дальнейший шаг по пути удаления от египетских фараоновских традиций; пред нами государство чернокожих, основанное на египетской культуре и признающее себя таковым. Еще интереснее надпись преемника его Настесена. Он был узурпатором и основал свои права на своей матери Пераху, вероятно, сестре Гарсииотефа. Он изобразил ее в заголовке своей стелы с надписью: «Пераху, которой дана диадема в Напате, ибо ее отец (т. е. Пианхи-рер) утвердил храм короны». Приводим надпись в переводе: «Год 8-й, 9 тиби, при Горе, могучем тельце, любимом Эннеадой, являющемся в Напате, владыке корон, сыне Ра, Настесене, Горе, тельце, попирающем врагов своих под сандалиями своими, льве великом , пожирающем, утвердителе всех стран, сыне Амона, которого рука велика, расширяющем все страны, сыне богов, сильном... знающем все речи, как Тот, быстроходящем, строящем обе земли, как Пта, питающем всех людей, как Амон, сыне Исиды сильном (которого рождение определили боги), защитнике обеих земель, сыне Ра, Настесене, сыне Амона, благословенном на небе. Я даю вам знать: царь В. и Н. Египта Ка-анх Ра, сын Ра, владыка обеих земель, Настесен, живущий вечно, говорит: «Когда я был добрым сыном в Мероэ (т. е. наследником, подобно Гору), воззвал меня Амон Напатский, мой благой отец, говоря: «приходя». Я позвал всех царских родных, бывших в Мероэ, и сказал им: «ступайте, идите со мной, ищите вождя (?) нашего»... Они отвечали мне: «мы не пойдем с тобой – ты его добрый сын, тебя любит Амон Напатский, твой благой отец». Я поднялся, и на другой день достиг Астабора. Я переночевал там... Я слышал, как идущие (?) из Напаты говорили: «он будет столицей (?) всех стран». Я рано встал на другой день и достиг Тахехта. Этот город – великий лев, сад, в котором произрос царь Пианхи-рер. ...Когда я достиг храма, пришли ко мне навстречу все люди из храма Амона Напатского, городов и все знатные люди. Они говорили со мной и сказали мне: «даровал тебе владычество над Нубией (Хонт) Амон Напатский, твой благой отец». Все люди говорили: «когда он причалит?» Я оказал им: «ступайте, плывите по реке, утешьте Амона Напатскрго,тлрег6 благого отца. Ступайте, повергнитесь пред Амоном Напатским». Я пошел к набережной реки, к храму Ра. Я сел на свежих лошадей и достиг великого храма. Предо мной поверглись все знатные люди и жрецы Амона; благословляли меня все уста. Я поднялся вверх и открыл великие врата. Мне сделали то, что следовало сделать (?)... к Золотому Опет. Сказал я Амону Напатскому, моему благому отцу, все, что было у меня на сердце; он, услышал мои уста. Дал мне Амон Напатский царство над землей Нубийской, корону царя Гарсииотефа, силу царя Пианхи-рера.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Для Александра В., Филиппа Арридея, Александра II и первых Птолемеев египетские жрецы составили тронные имена по образцу бывших в употреблении при Рамсесе II и его преемниках: «Избранник Ра, любимец Амона» (Сотеп-ни-Ра-Миамон), «Радость сердца Ра, избранник Амона», «Могуч дух Ра, Миамон» (Усер-ка-Ра-Миа-мон). Уже от имени Александра производились постройки в Карнаке и Луксоре, о чем оставлены соответствующие надписи и изображения, напр., в восточном помещении у святого святых, выстроенном Тутмосом III; имя Филиппа Арридея читается в Ермополе и Карнаке, в последнем от его имени выстроена между прочим гранитная комната во втором зале летописей Тутмоса III. Она предназначена для хранения священной барки и на стенах ее неоднократно изображен Филипп в виде фараона. По годам Александра II датировали в Египте даже после смерти его, до 305 г. 7-м годом его (310) датирована интересная надпись, увековечивающая деяние Птолемея, еще «сатрапа», в пользу храма в Буто л известная под именем «стелы сатрапа». Мы уже имели случай говорить о ней, теперь приводим ее интересное начало: «Его величество (Александр II) находился в Азии, как царь Египта и заграницы, когда муж, по имени Птолемей, сделался великим правителем Египта. Это был юноша, могучий руками, разумный советом, полководец, твердый сердцем, не поворачивающий тыла, поражающий врагов в битве... нет подобного ему ни в Египте, ни вне его. Он принес изображения богов, которые нашел в Азии, все принадлежности культа, все священные книги храмов Верхнего и Нижнего Египта, и вернул их на свои места. Резиденцию свою, именуемую «Постройка царя Верхнего и Нижнего Египта Александра», он устроил на берегу Греческого моря – прежнее имя ее «Ракот». Он собрал много греков с их конями и много кораблей с матросами, и пошел с войском в землю сирийцев. Сразились они с ним; он пленил их сразу, увел в Египет князей их, лошадей их, корабли их, драгоценности их. Затем он отправился в область Мермерийцев и пленил их в один час, увел толпы мужчин и женщин, богов их, в возмездие за то, что они сделали для Египта. Когда он достиг Египта, сердце его услаждалось тем, что он совершил»...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

47 Перевод статьи Мэллока был опубликован в журнале «Православное обозрение» и в наши дни перепечатан в «Сочинениях» Победоносцева. Перевод работы Гладстона появился в журнале «Русское обозрение» и затем вошел в состав «Московского сборника». 53 Письма К.П. Победоносцева к графу Н.П. Игнатьеву. Былое. 1924. 2728; Письма К.П. Победоносцева к Е.М. Феоктистову. Литературное наследство. 1935. 2224; Письмо К.П. Победоносцева к Н.С. Абазе. Голос минувшего (далее: ГМ). 1914. 6; Из писем К.П. Победоносцева к Николаю II (18981905). Религии мира. История и современность. Ежегодник 1983. М., 1983; Начало царствования Николая II и роль К.П. Победоносцева в определении политического курса самодержавия. Археографический ежегодник. 1972. М., 1974; Переписка Витте и Победоносцева (18951905). Красный архив (далее: КА). 1928. Т. 5 (30). Важное значение также имеют письма обер-прокурора к иерархам церкви. См.: Письма К.П. Победоносцева преосвященному Иллариону, архиепископу Полтавскому. РА. 1916. 16; Переписка К.П. Победоносцева с преосвященным Никанором, епископом Уфимским. РА. 1915. 511, а также неопубликованные письма к архиепископу Харьковскому Амвросию (хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки). 54 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее: ОР РНБ). Ф. 631. Письма к С.А. Рачинскому (далее: ПкР). 1883. Январь–февраль. Л. 85. Письмо от 22 марта 1883 г. Письма Победоносцева к сестрам Тютчевым и Рачинскому частично опубликованы: Первые недели царствования императора Александра Третьего. Письма К.П. Победоносцева из Петербурга в Москву к Е.Ф. Тютчевой. РА. 1907. 5; К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. Вопросы литературы. 1989. 4; «Пишу я только для вас…» Письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым. Новый мир. 1994. 3; К. П. Победоносцев в 1881 г. Письма к Е.Ф. Тютчевой. Река времен. М., 1995. Кн. 1. 55 Мельгунов С. К.П. Победоносцев в дни первой революции (неизданные письма к С.Д. Войту). На чужой стороне. Прага, 1924. Т. 8; Письма К.П. Победоносцева к С.Д. Войту. РА. 1917. 13; Из писем К.П. Победоносцева (сообщены П.П. Николаевым). Русская мысль (далее: РМ). 1911. 5, 8; Из письма К.П. Победоносцева к издателю «Русского архива», 14 декабря 1903 г. РА. 1904. 1; Письмо К.П. Победоносцева. Исторический вестник (далее: ИВ). 1896. Т. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 К настоящему времени опубликована переписка Победоносцева с Достоевским и Шереметевым, а также (частично) с И.С. Аксаковым. См.: Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. Литературное наследство. 1934. 15; Достоевский и Победоносцев. КА. 1922. Т. II; «Мать мою, любимую Россию, уродуют»». Письма К.П. Победоносцева С.Д. Шереметеву. Источник. 1996. 6; Переписка С.Д. Шереметева с К.П. Победоносцевым . РА. Т. 9. М., 1999; Московский адрес Александру II в 1870 (из переписки К.П. Победоносцева с И.С. Аксаковым). КА. 1928. Т. 6 (31). 57 Два письма Андрея Николаевича Муравьева к К.П. Победоносцеву . РА. 1905. Кн. 2; Болезнь и кончина наследника цесаревича Николая Александровича. 1865. Письма Анны Федоровны Тютчевой в Москву к К.П. Победоносцеву и к сестре ее Екатерине Федоровне. РА. 1905. Кн. 2; Письмо И.С. Аксакова к К.П. Победоносцеву. РА. 1905. Кн. 2; Письма И.С. Аксакова к К.П. Победоносцеву, 18761885. РА. 1907. 10. 58 Перетц Е.А. Дневник Е.А. Перетца. 18801883. М.; Л., 1927; Половцов А.А. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова. Т. III. М., 2005; Его же. Из дневника А.А. Половцова (18771878). КА. 1929. Т. 2 (23); Его же. Из дневника А.А. Половцова (18951900). КА. 1931. Т. 3 (46); Его же. Из дневника А.А. Половцова (19011905). КА. 1923. Т. 3, 4; Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т. III. М., 1961; Его же. Дневник П.А. Валуева. 18771884. П., 1919; Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина. Т. I. М., 1947 (2-е изд. – М., 2008); Т. III. М., 1950 (2-е изд. М., 2010); Т. IV. М., 1950; Ламсдорф В.Н. Дневник В.Н. Ламсдорфа. 18861890. М.-Л., 1926; Его же. Дневник В.Н. Ламсдорфа. 18911892. М.; Л., 1934; Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. Дневник Киреева до настоящего времени не опубликован и хранится в ОР РГБ. 59 Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. М., 1991; Чичерин Б.Н. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Земство и Московская дума. М., 1934; Шереметев С.Д. Мемуары графа С.Д. Шереметева. М., 2004; Мещерский В.П. Воспоминания. М., 2003; Кони А.Ф. Триумвиры. Кони А.Ф. Собр. соч.: в 8 т. Т. II. М., 1966; Его же. Униатские дела. Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. I. М., 1913; Его же. Штундисты. Там же; Его же. Пасторские дела. Там же; Витте С.Ю. Воспоминания. Т. I. М., 1960; Тихомиров Л. Воспоминания. М., 2003; Головин К.Ф. Мои воспоминания. Ч. II. СПб., 1910; Александр Михайлович , вел. кн. Воспоминания. М., 1999; Сабашников М.В. Воспоминания. М., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Засим В.П. обратился со словом благодарности и признательности к своему сослуживцу и любимому другу отцу протоиерею М.П. Знаменскому, который всей душой и силами отдавал себя вместе с ним делу народно-школьному, и призвал всех присутствующих к братской молитве. Все труды по народно-школьному делу, за исключением частных уроков и церковно-приходской школы на Филях, о. протоиерей нес совершенно безвозмездно. По ознакомлении с проповеднической, литературной, приходской и школьно-общественной деятельностью покойного В. П-ча, мы считаем себя вправе сказать, что это был исключительный труженик, благороднейший, Евангельской простоты человек и священник «милостью Божьей». 4. Протоиерей В.П. Гурьев в частной жизни Теперь позволим себе заглянуть в интимную жизнь В-ра П-ча. После того, что мы сказали о трудах В-ра П-ча, а мы сказали еще слишком мало, мы многого не договорили, само собою разумеется, что ему для личной жизни не оставалось или почти не оставалось времени. Лишь в последние годы, к старости, когда он оставил все общественные должности, он имел более свободного времени. Но в это время мы видим В-ра П-ча уже надломленным, полуслепым, полубезногим. Но при всем том количестве труда, которое он отдавал делу церковно-общественному, он не забывал и своей семьи, на воспитание которой он отдавал свои последние силы. Семья В-ра П-ча была большая: пять сыновей – Петр, Николай I, Павел I, Василий и Николай и три дочери – Илизавета, Мария и Варвара. Но из этих детей второй сын Николай умер ребенком, другой же сын Павел умер тотчас по окончании Императорского Варшавского Университета по Физико-Математическому Факультету (1 июля 1894 г.), умер полный сил, полный надежд на предстоящую самостоятельную жизнь и своею смертью нанес такую рану сердцам родителей, которая не зажила до последней минуты. Умирая, полусознательный В.П. произносил имя своего покойного сына Павла… Потеря эта много волос убелила  на голове В-ра П-ча, наложила не одну морщину на его лице и темной полосой отразилась на всей последующей жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

2. Трофимов С. Лютеровские торжества в Латвии. – 1984, 1, 68. 4914. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена на приеме представителей Евангелическо- Лютеранской Церкви Латвии в Московской Патриархии 18 сентября 1985 года. – 1985, 12, 5. 4915. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена при вручении ему поздравительного адреса Архиепископом Евангелическо – Лютеранской Церкви Эстонии д-ром Эдгаром Харком 18 сентября 1985 года. – 1985, 12, 5. 4916. ПИМЕН, патр. Поздравление Архиепископу д-ру Эдгару Харку (в связи с 50– летием пасторской ординации). – 1986, 7, 62. 4917. ИЗБРАНИЕ Архиепископа Евангелическо –Лютеранской Церкви Латвии. Телеграмма (с извещением) Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и ответ на нее. – 1986, 8, 62. 4918. К КОНЧИНЕ Архиепископа д-ра Эдгара Харка. Пимен, патр. Телеграмма соболезнованием Консистории Евангелическо- Лютеранской Церкви Эстонии. – 1987, 1, 57. 4919. ИНТРОДУКЦИЯ Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии д-ра Куно-Паюлы. Поздравительная телеграмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 7, 66. 4920. ГОСТИ из Таллинна в Ленинградской Духовной Академии (Экуменическая хроника). – 1988, 9, 76. 4921. ПРАЗДНОВАНИЕ Рождества Христова в инославных приходах Ленинграда. (Хроника). – 1989, 8, 62. США 4922. И.Б. Визит делегации Лютеранской Церкви в Америке. – 1984, 7, 66. 4923. ПРЕБЫВАНИЕ в Москве епископа Лютеранской Церкви в Америке Джеймса Р. Крамли. – 1987, 12, 66. Финляндия 4924. ПОЕЗДКИ архиепископа Волоколамского Питирима в Финляндию, ФРГ и Данию. – 1984, 2, 56. 4925. К ВИЗИТУ Главы Евангелическо –Лютеранской Церкви Финляндии Архиепископа д-ра Йона Викстрема в Советский Союз. Речь Святейшего Патриарха Пимена во время приема Архиепископа д-ра Йона Викстрема 12 июня 1985 года. – 1985, 10, 60. 4926. ПРЕБЫВАНИЕ митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия в Финляндию. – 1985, 11, 85. 4927. ПРИСВОЕНИЕ архиепископу Вологодскому Михаилу звания доктора богословия “гонорис кауза”. – 1985, 3, 59. 4928. И.Б. Визит Архиепископа д-ра Йона Викстрема в Советский Союз. – 1986, 1, 54.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Журнал опубликовал большое число материалов и исследований по отдельным аспектам истории Русской Церкви: записку А. Н. Муравьёва «О состоянии Православной Церкви в России» (1883. Кн. 1), в к-рой обсуждались проблемы церковных преобразований; труд Ю. Ф. Самарина «Православные латыши, 1841 и 1842 гг.: Ист. очерк» (1863. Кн. 3) - об обстоятельствах массового перехода в Православие латышей, «Очерки из быта Малороссии XVIII в.: Приходское духовенство и монашество» А. М. Лазаревского (1871. Кн. 2). Тема мон-рей и монашества освещена в публикациях журнала: «Черты монастырского быта в 17 в.» (1873. Кн. 1), «Московские монастыри во время нашествия французов в 1812 г.» (1869. Кн. 1), «О монастырском земельном владении» (1910. Кн. 1). К материалам о миссионерстве в РА относятся записки и письма митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) (1879. Кн. 2; 1881. Кн. 2), «Записки» генерал-губернатора Вост. Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского (К истории духовной миссии в Китае//РА. 1886. Кн. 2), «Рассказы» руководителя Алтайской духовной миссии архим. прп. Макария (Глухарёва) (1904. Кн. 1), переписка архиеп. Японского равноап. Николая (Касаткина) (1910. Кн. 1). Ряд публикаций РА посвящен старообрядчеству: «Послания протопопа Аввакума к боярыне Феодоре Морозовой, княгине Евдокии Урусовой и Марии Даниловой» (1864. Кн. 1), «Из истории раскола: Бумаги кн. Прозоровского, Архарова и гр. И. П. Салтыкова» (1864. Кн. 2), «Митрополит Иннокентий о епископах-старообрядцах» (1889. Кн. 2), «Записки митр. Филарета о раскольническом и единоверческом духовенстве» (1889. Кн. 3). Во время архивных изысканий Б. обнаружил и напечатал отдельным изданием написанное Екатериной II «Житие Сергия Радонежского» (М., 1887). Большую ценность представляет регулярно публиковавшийся в РА критико-библиографический материал о выходивших в свет исследованиях по истории и о публикациях документов. В качестве «дополнения» к РА историк подготовил и издал 3 части каталога Чертковской б-ки (1863-1868), документальные сборники «Осмнадцатый век» (1868-1869. 4 кн.), «Девятнадцатый век» (1872. 2 кн.), «Архив кн. Воронцова» (1870-1897. 40 кн.). Б. составил библиографические указатели к периодическим изданиям: «Московским литературным и ученым сборникам» (1846-1847), «Московскому сборнику» (1852), «Русской беседе» (1856-1860), «Москвитянину» (1841-1856), «Русскому вестнику» (1856-1862), «Библиографическим запискам» (1858-1861), изданиям ОИДР (1815-1865). В 1869-1910 гг. в «Московских ведомостях» и др. периодических изданиях Б. опубликовал ряд воспоминаний о знаменитых людях своего времени.

http://pravenc.ru/text/77626.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010