«Второе крещение» А. К. имело место при св. Григории Просветителе в нач. IV в. По одной из редакций его жития, когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому еп. Фоме из г. Саталы (М. Армения). Согласно арм. источникам, в 30-е гг. IV в. внук Григория Просветителя Григорис, рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» храмы, вел проповедь среди местного населения и также принял мученическую смерть среди мазкутов (ок. 338); его гробница находится в Амарасе . К этому же времени относятся сообщения груз. источников о Крещении Эрети св. Нино ( Нины ), к-рой новообращенный царь Картли Мириан придал в сопровождение войско во главе с эриставом (КЦ. Т. 1. С. 125). В документах Соборов персид. Церкви Востока (410, 420) Аран (А. К.) упоминается среди епархий, подчиненных Патриарху-Католикосу с резиденцией в Селевкии-Ктесифоне , но это подчинение было, видимо, чисто номинальным. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. План ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Возобновление проповеди христианства среди народов А. К. ок. 420 г. связано с именем Месропа Маштоца и Даниеля , к-рым источники приписывают создание албан. алфавита (см. ниже раздел Язык и лит-ра). Судя по материалам I Двинского Собора (506), албан. являлся офиц. языком Церкви (Книга посланий. С. 51). Арм. католикос Бабген писал о христианстве кавк. стран к своим персид. единоверцам: «У нас такая вера, как мы писали вам ранее, в согласии с грузинами и албанами, каждый на своем языке». Предположение ряда ученых о существовании литургических памятников на албан. языке нашло подтверждение: более сотни страниц албан. текстов, очевидно богослужебного назначения, были обнаружены недавно на Синае в груз. палимпсесте. С VII в. интенсифицируется процесс арменизации Албанской Церкви, и в более позднюю эпоху богослужение в ней велось на арм. языке. Впрочем, албан. письменность долгое время продолжает использоваться в левобережной части (раскопки комплекса у Мингечаура выявили как албан., так и арм. надписи сер. VII в.).

http://pravenc.ru/text/64030.html

От автора Глава I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы Раздел I. Ч. Рассел: «пророк», «новатор» или последователь 1. Исторические предпосылки возникновения иеговизма 2. Корень лжи Раздел II. Новые сроки и «старые разочарования» 1. Армагеддон отменяется 2. Новые сроки начала тысячелетнего царства 3. «Конец света» снова отложен 4. Иегова ударит первым 5. Очередной провал пророчества о конце «злой системы вещей» 6. Расколы в движении иеговистов Глава II. Вероучение секты свидетелей Иеговы Раздел I. Общие сведения о свидетелях Иеговы Раздел II. О Святой Троице 1. Ветхий Завет о Боге-Троице 2. Ветхий Завет о Боге Сыне и Боге Духе Святом 3. Новый Завет о Второй и Третьей Ипостасях Святой Троицы 4. Свидетели Иеговы в поисках иных источников правоты Раздел III. Учение о душе человека 1. Ветхий Завет о душе человека 2. Новый Завет о душе человека 3. Верили ли ветхозаветные иудеи в загробную жизнь Раздел IV. Учение об аде Раздел V. Три основания протестантизма 1. О слове Божием 2. О церковной иерархии 3. О спасении Раздел VI. Учение о Втором Пришествии 1. Сроки и способы исчисления Ч. Расселом даты второго пришествия 2. Арифметика второго пришествия у современных иеговистов 3. О времени теократии над богоизбранным народом 4. О «гебраизмах»Свидетелей Иеговы 5. Рассмотрение 14-й главы Евангелия от Матфея 6. «Плоды второго пришествия» 7. Пришествие: видимое или невидимое? 8. Parousia – «Присутствие» или «пришествие»? Раздел VII. О первом воскресении и «рождении свыше» 1. О классе «верного и благоразумного раба» 2. Современное учение о первом и втором Воскресении 3. 144 тысячи – кто они? 4. Критическое рассмотрение текстов писания о временной последовательности Воскресения 5. О смерти первой и смерти второй 6. Воскресение и восхищение Раздел VIII. Второе воскресение и тысячелетнее царство Раздел IX. Об антихристе Раздел Х. Об Армагеддоне Раздел XI. О Страшном суде Раздел XII. О спекуляциях вокруг Книги пророка Даниила Раздел XIII. Имя Божие Раздел XIV. О Церкви Христовой и Святой Евхаристии 1. Две группы «небесного класса» иеговистов-расселитов 2. О святости Церкви 3. Православное учение о евхаристии 4. Разбор возражений свидетелей Иеговы Раздел XV. Поклонение Богу в духе и истине 1. О необходимости духовно-телесного поклонения 2. Поклонение в «духе и истине» у сектантов 3. Почитание Креста Христова 4. Об иконопочитании 5. О «грехе» переливания крови 6. О праздниках 7. О молитве через Иисуса Христа Раздел XVI. О войне и воинском звании Глава III. Современное состояние иеговизма Раздел I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы в России Раздел II. Свидетели Иеговы сегодня Примечания  

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

А.Н. Веселовский Фотография. Нач. XX в. А.Н. Веселовский Фотография. Нач. XX в. В. является наиболее значительным представителем рус. академического литературоведения. Основными сферами его исследований были слав., рус., визант. и западноевроп. средневек. лит-ра, фольклор разных народов, античная классическая лит-ра, история культуры и лит-ры эпохи Возрождения, лит-ра эпохи сентиментализма и романтизма в Зап. Европе и России. Рассматривая лит-ру как часть мирового культурно-исторического процесса, В. считал ее отражением жизни народа и стремился найти законы, общие для всех лит-р мира. Творчески освоив теорию заимствований Т. Бенфея и антропологическую теорию Э. Б. Тайлора, основываясь на достижениях культурно-исторической школы, В. создал и возглавил сравнительно-историческое направление в литературоведении, теоретическое обоснование к-рого ученый изложил во вступительной лекции к курсу истории всеобщей лит-ры «О методе и задачах истории литературы как науки» (1870). Проследить развитие сюжетов и образов в лит-ре разных народов, изучить изменение жанров на протяжении веков должна была, по мнению В., особая наука - историческая поэтика. Знавший более 30 языков, В. исследовал большое количество лит. источников, смело сопоставляя их, проводя параллельное изучение фольклора и лит-р разных народов и эпох, создал теорию «встречных течений», т. е. взаимодействия различных культур. Среди наиболее значительных трудов В. по теории лит-ры - «Из истории романа и повести» (СПб., 1886-1888), «Три главы из исторической поэтики» (СПб., 1899), «Поэтика сюжетов» (СПб., 1897-1906). Слав. тема преобладала в трудах В. Применяя сравнительный метод в изучении древнерус. памятников письменности, ученый открыл их связь не только с визант. и западноевроп. средневек. лит-рой, но и с античностью и эпохой Данте. Важным достижением В. была реконструкция южнорус. былин, в результате к-рой он доказал их бытование в Киевской Руси (Южнорусские былины. СПб., 1881-1884). Книга В. «Русские и вильтины в саге о Гидрек Бернском (Веронском)» (СПб., 1906) является важной для древнейшей истории рус.

http://pravenc.ru/text/158220.html

Каноните за св. Иван Рилски от Георги Скилица//Старобългаристика. 2002. 3. С. 3-12; Йовчева М. Оригинална слав. творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//34 науч. kohфepehцuja на 40 семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура: Лингвистика. Ckonje, 2008. С. 183-197; Темчин С. Ю. О греческом происхождении слав. службы Михаилу Воину из Потуки//Светци и свети места на Балканите: Мат-ли от междунар. конф. София, 2013. Т. 1: Филология. Археология. Текстология. С. 211-221. (Старобългарска лит-ра; Кн. 47)). Это, однако, не умаляет его исследовательских заслуг в целом. К. входил в состав редколлегий «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), изданий «Болгарские распевы» (Български роспев. София, 1971), «Святогорская обитель Зограф» (Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1), «Монастырь Большой скит - школа болгарского распева: Скитские болгарские ирмологии XVII-XVIII вв.» ( Тончева Е. Манастир Голям Скит - школа на «Българский роспев»: Скитски «Български» ирмолози от XVII-XVIII вв. София, 1981. Ч. 1-2), хрестоматий «Древнеболгарская литература» (Стара българска лит-ра. София, 1981-1992. Т. 1-5) и «Золотой ключ классической болгарской художественной литературы» (Златен ключ на класическата бълг. художествена лит-ра. София, 2001. Т. 1), а также периодических изданий «История литературы» (Литературна история. София, 1977-1991. Кн. 1-20) и «Староболгаристика» (Старобългаристика. София, 1992-1999. Год. 16-23). К. написал многочисленные энциклопедические статьи по истории болг. лит-ры для «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), энциклопедии Болгария (България: Енциклопедия. София, 1978-1986. Т. 1-5), Словаря болгарской литературы (Речник на бълг. лит-ра. София, 1976-1982. Т. 1-3), «Древнеболгарская литература: Энциклопедический словарь» (Старобългарска лит-ра: Енцикл. речник. София, 1992). Библиогр.: Ганчева Н. Библиография на С. Кожухаров// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 341-352. Соч.: Една редакция на поместения в Синайския молитвеник «Чин надъ исповедающимся» в пергаментен препис от края на XIII в.//Константин-Кирил Философ: Юбил.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

По дороге к месту службы Л. для поправки здоровья задержался в Пятигорске, где на дуэли с однокашником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, случившейся по неясным личным причинам, был убит (на этой дуэли Л. тоже отказался стрелять в противника). 17 июля 1841 г. Л. был отпет в Скорбященской ц. Пятигорска прот. Павлом Александровским (по жалобе настоятеля прот. Василия Эрастова потом было возбуждено дело о незаконности этого отпевания, но вскоре прекращено) и похоронен на Пятигорском кладбище. 21 апр. 1842 г., после продолжительных хлопот бабушки, прах Л. был доставлен в Тарханы и 23 апр. погребен в семейном склепе, рядом с могилой матери. По распоряжению Е. А. Арсеньевой вскоре над этими могилами была поставлена часовня. Соч.: ПСС: В 5 т./Под ред. и с примеч. Д. И. Абрамовича. СПб., 1910-1913 (Т. 5: Мат-лы для биографии и лит. характеристики); То же: В 5 т./Под ред. Б. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1935-1937; Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954-1957; Собр. соч.: В 4 т. Л., 1979-1981. М., 1975-1976. СПб., 2014; То же: В 10 т. М., 1999-2002; Полн. собр. стихотворений: В 2 т./Сост., подгот. текста и примеч.: Э. Э. Найдич. Л., 1989. (Б-ка поэта. Б. сер.); ПСС: В 10 т. М., 1999-2002; Собр. соч.: В 4 т. СПб., 2014. Т. 1-4. Справ. лит. (энциклопедии, летописи, библиографии): Библиография текстов Лермонтова: Публикации, отд. изд. и собр. соч. М.; Л., 1936; Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.; Л., 1964; Миллер О. В. Библиография лит-ры о М. Ю. Лермонтове: (1917-1977). Л., 1980; она же. Лит-ра о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: Библиогр. указ.: 1825-1916. Л., 1990; она же. Лит-ра о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: Библиогр. указ.: 1978-1991. СПб., 2003; она же. Лит-ра о М. Ю. Лермонтове: Библиогр. указ. 1992-2001. СПб., 2007; Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, 19992; Лермонтов в музыке: Справ. М., 1983; М. Ю. Лермонтов//Христианство и новая рус. лит-ра XVIII-XX вв.: Библиогр. указ. СПб., 2002. С. 267-275; Захаров В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М., 2003; М. Ю. Лермонтов: Энцикл. слов. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

Киев: Дух и литера , 2009 г.  384 с.  ISBN 978-966-378-096-2 5-89647-052-5 Содержание   Введение    9   Часть I : История   Раздел 1. Начало    19   Раздел 2. Византия, I — Церковь эпохи семи Соборов   Формирование имперской церкви    25 Первые шесть соборов (325-681)    27 Святые иконы    37 Святые, монахи и императоры    41   Раздел 3. Византия, II — Великая схизма   Отчужденность восточного и западного христианства    51 От отчуждения к схизме: 858-1204 г.    60 Две попытки примирения. Исихастский спор    68   Раздел 4. Обращения славян   Кирилл и Мефодий    79 Крещение Руси. Киевский период (988-1237)    84 Русская церковь под монгольским гнетом (1237-1448)    87   Раздел 5. Церковь под властью ислама   Imperium in imperio    93 Реформация и контрреформация: двойное влияние    99   Раздел 6. Москва и Санкт-Петербург   Москва – третий Рим    107 Раскол староверов    113 Синодальный период (1700-1917)    118   Раздел 7. Двадцатый век, I: Греки и арабы    131   Раздел 8. Двадцатый век, II: Православие и воинственный атеизм   «Штурм небес»    149 «Отдайте кесарево кесарю»: где провести грань?    153 Неспокойное возрождение    163 Восточная Европа: пестрая картина    169   Раздел 9. Двадцатый век, III: Диаспора и миссионерская деятельность   Многообразие в единстве    177 Западное православие    183 Миссионерская деятельность    192   ЧАСТЬ II: ВЕРА И БОГОСЛУЖЕНИЕ   Раздел 10. Святое предание: источник православной веры   Внутреннее значение предания    199 Внешние формы    203   Раздел 11. Бог и человек   Бог-Троица    211 Человек: сотворение, призвание, падение    220 Иисус Христос    225 Святой Дух    230 «Причастники божественного естества»    231   Раздел 12. Церковь Божия   Бог и Его Церковь    241 Единство и непогрешимость Церкви    246 Епископы. Миряне. Соборы    249 Живые и умершие. Богородица    254 Последние пределы    259     Раздел 13. Православное богослужение, I: Земные Небеса   Доктрина и культ    265 Внешний чин богослужения: священник и народ    268  

http://bogoslov.ru/book/397045

Итак, заповедь труда — вторая из заповедей, которую получает Адам. И опять же замечу, в советской пропаганде антицерковной утверждалось, что, якобы согласно христианству, труд — это проклятие. Вот мы-то строим общество труда, а вот церковь — антисоветский институт, потому что, дескать, труд считает проклятием и наказанием за грехопадение. Это неправда. Церковь считает труд призванием человека. А вот тяжкий труд церковь действительно считает уже наказанием, такой труд, который способен рас-человечить человека. Труд, который растирает человека своими жерновами и не позволяет ему вздохнуть. В свое время, в четвертом веке, святой Кирилл Иерусалимский так пояснял, зачем Господь дал людям субботу. Говорит, суббота дана людям для того, чтобы хотя бы в этот день рабы могли бы отдыхать от произвола своих господ. Значит, поэтому заповедь труда дается до грехопадения, а после грехопадения она будет уже усложнена потом и скорбью. Третья заповедь, которая дается человеку, это заповедь познания: нареки имена животным. Дело в том, что для архаичного сознания имя и сущность это одно и то же. Даже в латинском языке была поговорка mimina est mimina: имена это знамения, знаки, предзнаменования. Для древне-шумерской цивилизации, для египетской знание имени означает знание вещи, власть над этой вещью. Ну, например, в Египте был такой миф. Однажды Изида поругалась с богом Ра и решила сделать ему гадость. Сделала какую-то ужасно ядовитую змею и пустила эту змею ползать по тем полям и (аулам?), где имел обыкновение прогуливаться Ра. И когда Ра был на прогулке, эта змея укусила его в пятку. Нога распухла. Но это же ведь был укус не обычной змеи, а заговоренной, поэтому на бога подействовало. И вот Ра пробует снять с себя эту порчу и не может, потому что согласно поверью колдунов снять порчу может только тот колдун, который ее изготовил и наслал. Ра мучается и ничего не может сделать. Тогда он начинает звать других богов на помощь, те приходят, стараются, тоже ничего не получается. Ну, все боги пробовали помочь Ра, кроме Изиды, и тут Ра соображает: дело в Изиде.

http://pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam...

е. имена первых трёх царей V династии. Хотя народное предание помнило только двух царей IV династии после Хуфу и ничего не знало о Джедефра, Шепсескафе и других царях, не оставивших после себя больших пирамид, тем не менее оно сохранило память об основных притязаниях жрецов Ра и, по меньшей мере, содержит долю истины относительно возникновения V династии. В этой народной сказке мы имеем популярную форму новой государственной фикции, согласно которой каждый фараон есть сын бога-солнца по плоти. Подобное воззрение удержалось в течение всей истории Египта. Цари V династии, резиденция которых продолжала оставаться вблизи Мемфиса, начали править около 2750 г. до н.э. В них ясно выражены черты происхождения, приписанного им народным преданием. Официальное имя, которое они принимают во время коронации, должно неизменно заключать имя Ра,традиция, которую гелиопольские жрецы не могли прочно утвердить в эпоху IV династии. Впереди этого имени должен теперь стоять новый титул «Сын Ра». Наряду со старым титулом «Гор» и новым титулом, который представляет Гора попирающим ногами символ Сета, это новое наименование «Сын Ра» являлось пятым титулом, присущим фараонам и составившим позднее полный фараонский титул в том виде, как он сохранился в течение всей истории. Их принадлежность к культу Ра как государственной религии по преимуществу нашла себе немедленное и практическое выражение в самой блестящей форме. Около царской резиденции, вблизи позднейшего Мемфиса, каждый царь стал возводить великолепный храм солнца, носивший название вроде «Излюбленное место Ра» или «Удовлетворение Ра». Все эти святилища построены по одному основному плану: большой передний двор, к которому справа и слева примыкают культовые покои и где стоит огромный жертвенник, а в глубине возвышается на мастабо-образном основании высокий обелиск. Этот символ бога стоял под открытым небом и вследствие этого святая святых отсутствовала. Есть основание предполагать, что обелиск и смежная часть строения были то же, что святая святых храма в Гелиополе в увеличенном виде Стены были покрыты изнутри скульптурными изображениями, заимствованными из жизни, сценами на реках, в болотах и в топях, среди полей и пустынь, и из обрядов государственной религии; снаружи храм был покрыт рельефами, изображавшими воинственные деяния фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Самым ранним изображением Н. С. считается фреска прп. Пимена Зографского или его учеников в Куриловском монастыре (1596). Атрибуция некоторых образов Н. С. осложняется отсутствием в их надписях уточнений и многочисленностью одноименных святых. Иногда Н. С. изображается как св. воин, с крестом в правой и копьем в левой руке: самая ранняя (1703) икона с такой иконографией находится в параклисе мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы в Арбанаси . Ист.: Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Новаго Софийского по единственной ркп. XVI в. СПб., 1901. (СбОРЯС; Т. 71. 2); Розов В. А. Служба и канон св. Николи Новоме Београд, 1930. Год. 5. Св. 3. С. 205-219; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби. С. 308-376, 613-622; Кожухаров С. Химнографска интерпретация на софийските мъченичества от XVI в.: Инок Андрей: Служба за Николай Софийски// Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 259-278. Лит.: Снегаров И. Поглед към изворите за св. Никола Софийски//ГСУ, БФ. 1932. Год. 9. С. 1-74; Кожухаров С. Тах Андрей - един незабелязан химнописец от XVI в.//Старобълг. лит-ра. София, 1985. Кн. 18. С. 150-160; Райчинов С. Житието на Николай Нови Софийски в развитието на старобълг. лит-ра//Лит-ра, общество, идеи: Изследвания на млади науч. работници. София, 1986. С. 48-65; Тодорова О. Православната църква и българите XV-XVIII в. София, 1997; Гергова И. Софийски светци//София - 120 години столица. София, 2000. С. 307-312; Темелски Х. Храмът св. Николай Нови Софийски. София, 2000; Йонова М. Софийската книжовна школа//СтБЛ. 20032. С. 279-280; Поповска-Коробар В. Претставата на св. Никола Нови во Слимничкиот манастир//Зб. средновек. уметност. Ckonje, 2006. Бр. 5. С. 105-120; Буюклиева А. Житие на Николай Нови Софийски от Матей Граматик в контекста на житийната традиция. София, 2008; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 222-257; Николов А., Герд Л. П. А. Сирку в България (1878-1879). София, 2012. (Studia mediaevalia Slavica et Byzantina; 3); Русева Р. Към историята на християнството в София през XX в.: Една непубликувана икона на св. Николай Нови Софийски и св. Георги Нови Софийски от Музея на христ. изкуство в Криптата на храм-паметник св. Александър Невски//Герои, култове, светци. София, 2015. С. 89-102.

http://pravenc.ru/text/2566136.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010