Но дело в том, что содержащиеся в тексте детали полностью опровергают такое предположение. Во-первых, утверждение амаликитянина о том, что «Саул пал на свое копье» (ст. 6), противоречит 1Цар. 31,4 , где сказано, что он бросился на меч. Во-вторых, текст 1Цар. 31,5 не оставляет сомнений в том, что оруженосец Саула совершил самоубийство, лишь удостоверившись в смерти царя. Таким образом, вероятнее всего, что амаликитянин первым (раньше филистимлян) обнаружил тело царя и взял его венец и запястье (ст. 10), а затем, в надежде на награду, решил сказать Давиду, что гибель Саула дело его рук. 1 венец. Это, надо полагать, был именно венец, а не парадная царская корона. Способ, каким в руки Давида попали царские регалии Саула, противопоставлен добровольной передаче ему Ионафаном своей одежды и оружия (см. 1Цар. 18,4 и ком.). Тем самым еще раз подчеркивается противоположное восприятие Божией воли (в соответствии с которой израильский престол должен был перейти к Давиду) двумя представителями одного рода Саулом и Ионафаном (см. 1Цар. 18,28.29; 19,4; 20,30.31; 23,17.18 ). 1 помазанника Господня. Не разделяя убежденности Давида в священном статусе Божиего помазанника (ср. 1Цар. 24,7; 26,9 ), амаликитянин обрек себя на смерть (ст. 15,16). 1 подойди, убей его. Столь суровая реакция на рассказ амаликитянина еще одно доказательство непричастности Давида к гибели Саула (см. 4,10). 1 И оплакал Давид... сею плачевною песнью. Эта «плачевная песнь» Давида носит сугубо личный характер, и поэтому по форме она отличается от плачей, содержащихся в кн. Псалтирь. Песнь построена следующим образом: близкие друг другу как по смыслу, так и ритмически ст. 19 и 25 окаймляют центральную часть, которая, в свою очередь, также начинается и завершается «на одной ноте», поскольку в ст. 20 говорится о «дочерях филистимлян», а в ст. 24 Давид обращается к «дочерям израильским». Последний стих песни (ст. 26) посвящен Давидом его возлюбленному другу Ионафану, а затем, в ст. 27, в последний раз повторяется скорбный рефрен ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1002 «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передам, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание " " (1 Кор.11:23—24). 1003 «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). 1004 «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор. 5:18—20). 1005 «Итак вы уже не чужие, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:19—22). 1006 «См. выше: Мф. 28:19—20, сноска 2. 1007 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16—17). 1008 «По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь! — а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою " " (Иез.3:16—19). Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31). 1009 «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор. 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

Слава Любовь Миссия Знание ст. 21, 23 ст. 22, 24 ст. 23, 24, 26 ст. 18, 23, 25 ст. 25 ст. 21,23, 26 ст. 22 ст. 23, 26; 13,1 ст. 18 ст. 3,8, 25, 26 возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3,16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа. 17 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса. 17 Отче Праведный! См. ком. к 17,11. То же, что и Святый. 17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации. Глава 18 18:1–40 Эта Глава делится на три основные части. В ст. 1–18 описывается арест Иисуса, в ст. 19–27 рассказывается о Его допросе первосвященником Анной и в ст. 28–40 о Его допросе Пилатом. В рассказах четырех евангелистов освещаются основные события ареста Иисуса, суда над Ним, Его казни и воскресения. При согласовании второстепенных деталей этих рассказов возникают определенные трудности, в то время как основные элементы всех повествований находятся в полной гармонии. Иисус был арестован ночью. Его допрос иудейскими властями проходил, по меньшей мере, в два этапа, и как раз во время этих допросов Петр трижды отрекся от Него. Допрос Иисуса светскими властями проходил в три этапа, а затем Иисус был казнен воинами Пилата. Он был погребен в гробнице, принадлежавшей Иосифу из Аримафеи, а в первый день недели воскрес из мертвых, после чего неоднократно являлся живым перед Своими учениками. Ни одна из трудностей в согласовании деталей не является непреодолимой, но в ряде случаев возможно несколько объяснений, и в отсутствие полных данных о событии бывает трудно выбрать из этих объяснений единственно правильное. 18 за поток Кедрон, где был сад. Это место было восточным пригородом Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1613 Исаия Трофимович Козловский был ректором Киевской коллегии и преподавал философию, а остальные занимали это место впоследствии: Сильвестр Коссов (бывший после Киевским митрополитом) составил и напечатал в 1635 году Патерик Печерский, или жития св. отцов печерских. Иннокентий Гизель, архимандрит Печерский, известен сочинением: «Синопсиса, или краткого описания о начале русского народа». 1615 Сочинение это, под названием «Exegesis, to jest: Danie sprawy о szkoach Kiowskich y Winickich», издано в виде приложения к 16–19, Киев. епарх. вед., 1874 года. 1616 Максимович, Записки о перв. врем. Киев. Богояв. брат.; Киев. епарх. вед., 1865 24. Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 484–489, 494–496. 1617 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 498. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., т. II, стр. 131. Коялович, Литов. цер. уния, II, стр. 193. 1618 Деятельность и заслуги Петра Могилы слишком известны, и здесь мы только напомним, что Могила озаботился издать для народа целую серию богослужебных, церковных и религиозно-назидательных книг без погрешностей и в возможно исправленном виде (в том числе и Евангелие на западно-русском наречии), и книги эти во множестве печатались в Киево-Печерской лаврской типографии. Особенно прославился он, как известно, составлением «Пространного исповедания веры» (в перев. на славян яз., издан. в Москве в 1685 г.), изданием «Краткого катехизиса», принятого в руководство великороссийскою Церковью, сочинением замечательной полемической книги «Лифос» (камень), и наконец, составлением «Служебника» (1629 г.). 1619 Собр. Минск. грам., 115; Памят. Киев. Ком., т. I, 17; Летоп. Львов. брат. под 1640 годом. 1620 Замечательно, что Киевский собор 1640 г. постановил о воскресном и праздничном отдыхе для слуг и крестьян. 1621 В Рус. Истор. Библ., т. IV, стр. 21–47, помещено описание Киевского собора 1640 г. известного отступника от православия Кассиана Саковича. О сочинениях Саковича см. у Вишневского Hist. liter. polsk., т. VIII (в переводе, Киев. епарх. вед. 1878 г. 11 и 14). См. Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 580–588.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 не спасешь ли..? Павел продолжает мысль, высказанную выше (ст. 14). другой стороны, ст. 16, может быть, поясняет наставление ст. 15: следует отпустить неверующего, поскольку нет уверенности, что он (или она) спасется, будучи принужденным оставаться в браке. 7 как Бог... определил... как Господь призвал. Букв.: «Как Господь определил каждому, как Бог призвал каждого, так пусть и ходит». Главное в этом стихе указание сохранять не столько положение, сколько поведение, «хождение». Из последующих стихов ясно, что слова «Господь призвал» относятся не к положению в обществе, а к самому обращению к вере. Стихи 17–24 излагают принцип, пронизывающий всю главу: чтобы стать верующим, не требуется менять свое положение семейное, гражданское или социальное (ст. 8,20,26). Из этого, однако, не следует, что христиане не должны пытаться улучшить свое положение. Напротив, Павел поощряет рабов обретать свободу, если возникает такая возможность (ст. 21). 7:19 Первая часть этого стиха перекликается с Гал. 5,6 и 6,15. Можно думать, что его окончание соблюдение заповедей Божиих просто перефразирует выражение «вера, действующая любовью» ( Гал. 5,6 ) и что именно такая действенная вера и является характерным признаком «новой твари» ( Гал. 6,15 ). 7 не смущайся. Апостол не хочет, чтобы христиан тревожило или смущало то их положение, которое не может быть изменено. Недовольство и жалобы свидетельствуют о недоверии к Богу. 7 Бы куплены дорогою ценою. Это высказывание подтверждает ст. 22 (ср. 6,20). Если мы в полной мере осознаем, чьи мы, тогда мы понимаем, что даже рабство не может лишить нас привилегий во Христе. И наоборот, даже величайший земной владыка лишь скромный слуга перед Христом. Поэтому христианам не следует, и они не должны, становиться «рабами человеков». 7 Относительно девства. См. Введение: Время и обстоятельства написания. я не имею повеления Господня. См. ком. к ст. 10. а даю совет. Это выражение указывает, что совет, который Павел готов дать, не категорическое указание относительно нравственного выбора между добром и злом, а лишь рекомендация, относящаяся к конкретной ситуации. Такое толкование подтверждается сказанным в ст. 28 и заключительными словами ст. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 хотел умертвить себя. По римскому законодательству, если пленник совершал побег, тюремщик должен был принять смерть вместо него (12,19). 16 ты и весь дом твой. См. 2,38.39; 10,24.48; 16,15 и ком. 16 нас, Римских граждан. Павел решительно прибегает к своему праву римского гражданина не подвергаться побоям и пыткам. Если римских граждан судил римский суд, они имели право апеллировать по своему делу к императору (25,11; 26,32). 16 пришли к Лидии. Ранние христиане часто собирались на свое богослужение в частных домах (ср. Флм. 1,2 ). увидев братьев. Слово «братья» обычно относится ко всем верующим; в данном случае оно включает Лидию и ее домашних, служанку, а также, вероятно, темничного стража с его домашними и Луку, который в то время был в Филиппах. Глава 17 17 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику. В 167–142 гг. до Р.Х. Амфиполь был столицей северной части Македонии. Павел и его спутники конечной целью имели Фессалонику, столицу Македонии, ее административный и торговый центр. 17 три субботы. Из посланий апостола Павла можно заключить, что он пробыл в Фессалонике гораздо дольше, чем три субботы подряд. Текст не указывает, сколько времени прошло после третьей субботы до момента, когда Павел и Сила вынуждены были покинуть город. 17 они поступают против повелений кесаря. Против Павла, который проповедовал духовное Царство Божие (14,22; 19,8; 20,25; 28,23.31), было выдвинуто политическое обвинение. Его противники придали его учению оттенок политического сопротивления Риму. Приблизительно в это время император Клавдий (49–50 гг. по Р.Х.) изгнал евреев из Рима из-за мятежей, возникших будто бы по подстрекательству «Хреста», что можно считать указанием на Христа. 17 в Верию. Этот город, сохранивший свое название доныне, находится километрах в семидесяти к юго-западу от Фессалоники, в предгорьях Олимпа. 17 ежедневно разбирая Писания. Верийцы сличали учение Павла с уже записанным словом Божиим; в этом они подали хороший пример Церкви на все времена. 17 в Афинах. Один из главных интеллектуальных и культурных центров древнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Одна девушка хотела идти в монастырь, но старец сказал ей: «Ты не умеешь любить, выходи замуж». Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота о другом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, взаимодополняемость психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу. Супружеская любовь — очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Человек, по ап. Павлу (1 Фее 5:23), состоит из тела, души и духа. Проникновенная связь всех трех частей человеческого существа с другим возможна лишь в христианском браке, который придает отношениям мужа и жены исключительный характер, не сравнимый с другими отношениями между людьми. Только их ап. Павел сравнивает с отношениями Христа и Церкви (Еф 5:23–24). С другом — духовные, душевные и деловые контакты, с блудницей и блудником — только телесные. Могут ли быть духовными отношения между людьми, если отвергается существование духа и души, если утверждается, что человек состоит только из одного тела? Могут, поскольку дух существует независимо от того, принимаем ли мы его или не принимаем, но они будут неразвитыми, неосознанными и подчас сильно извращенными. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24; см. также Мф 19:5). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). «Мужья, — писал ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…» (Еф 5:25,28–29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

10 колеса... были полны очей. Ср. Притч. 15,3 ; Зах. 3,9; 4,10 ; Откр. 4,8 . 10 первое лице лице херувимово. В предыдущем видении это был телец. Глава 11 11 у входа в ворота двадцать пять человек. Это, скорее всего, не те же люди, что двадцать пять солнцепоклонников (8,16); похоже, что это не священники, а политические вожди. Иазанию, сына Азурова. Этого человека нельзя путать с Иезанией, сыном Сафана (8,11). 11 он котел, а мы мясо. Правящая верхушка Иерусалима уже была уведена в плен Навуходоносором в 597 г. до Р.Х., включая почти всех членов царской семьи, военачальников, искусных мастеров, так что в городе остался лишь «бедный народ земли» ( 4Цар. 24,13–16 ). В отсутствие старой аристократии появилась новая, которая была, естественно, ослеплена своим иллюзорным величием. Символика полного котла и мяса в нем такова: новые правители относились к уведенным в плен как к требухе забитого животного, как к негодным в пищу отбросам, а самих себя, напротив, считали лакомыми кусками. 11 убитые ваши... суть мясо. Пророк, напротив, разъясняет, что захватчики уничтожили лучших людей, так что убитые и есть настоящее «мясо» города, тогда как требуха это нынешние его вожди, которых и следует выбросить вон. 11 Фалтия, сын Ванеев. Фалтия означает «Яхве дает избавление». Когда Фалтия внезапно умирает во время видения Иезекииля, то пророка охватывает тревога, что надежда на сохранение остатка народа умерла вместе с ним. Поэтому пророк вновь и вновь предстательствует перед Господом и молит о спасении остатка (см. ком. к 3,24–27; 6,8; ср. 9,8). 11 братьям, твоим единокровным. Имеются в виду «искупители рода». Это родственники, которые по обычаю обязаны выкупить родовое владение, если прямой владелец обеднеет и будет вынужден продать свою землю ( Лев. 25,25–55 ; Руфь, гл. 4). Если же родственников не окажется, то имущество может быть захвачено (ср. 45,9; 46,16–18). 11 Я буду для них некоторым святилищем. Когда Иерусалимский храм будет разрушен, Бог Собой заменит это святилище. В дальнейшем Иисус Христос стане заместителем храма ( Мф. 26,61; 27,40 ; Ин. 2,19 ), и Его Духом каждый христианин будет претворен во Храм Божий ( 1Пет. 2,5 ; 1Кор. 3,16.17 ; 2Кор. 6,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 служителей от первосвященников. Вероятно, это были те же самые люди, которые уже упоминались в 7,32.45. По-видимому, они ожидали сопротивления как со стороны Самого Иисуса, так и со стороны Его учеников. 18 зная все... вышел и сказал им. Как это видно из ст. 7 и 11, Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти. 18 это Я. Может быть, Иисус просто указывает здесь на Себя как на того, кого ищут эти люди, но Его слова буквально совпадают со священным именем Бога, как оно названо в Исх. 3,14 «Я есмь» (см. ком. к 6,35.36). 18 оставьте их, пусть идут. Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках (17,12). 18 Петр... ударил первосвященнического раба. Лука говорит, что Иисус исцелил этого человека ( Лк. 22,51 ), а Иоанн сообщает, что Петр носил с собой меч и что этого раба звали Малх. 18 вложи меч в ножны. Своим упреком Иисус не отрицает права на самозащиту или на гражданское сопротивление; дело в том, что Иисус пришел, чтобы отдать Свою жизнь для искупления многих, и ничто не должно было помешать Ему в исполнении этой задачи (ср. Мф. 16,21–23 ). неужели Мне не пить чаши? Эта чаша несомненно, чаша ярости Божией ( Пс. 74,9 ; Ис. 51,17 ; Иер. 25,15–17.27–38 ). «Чаша», которую добровольно согласился испить Иисус, это не просто смерть, но гнев Божий, направленный против греха (ср. Мф. 20,22 ; Мк. 10,38 ). 18 Анне. Анна был одним из самых влиятельных иудейских лидеров того времени. Хотя официально он был лишен сана первосвященника, его по-прежнему величали этим титулом. Трудно определить, относится ли эпизод, описанный в ст. 13, 19–24, к одному и тому же или к двум разным этапам допроса Иисуса иудейскими властями. Матфей, Марк и Лука относят эти эпизоды к дополнительному допросу Иисуса перед синедрионом. Обе фазы допроса отмечены серьезными нарушениями и отступлениями от правил, установленных самими же иудеями для юридических процедур. Например, синедрион не должен был собираться ночью, смертный приговор нельзя было оглашать в день суда, Анна и Каиафа не могли выступать судьями ввиду их заведомой предубежденности против обвиняемого (ст. 14). На суде использовались лжесвидетельства и лжесвидетели ( Мф. 26,59.60 ). Иисус не был виновен в богохульстве, как утверждали Его обвинители, поскольку в Его высказываниях не хулилось имя Божие. Иисуса избивали на допросе (ст. 22; Мк. 14,65 ). В дополнение ко всему этому, синедриону не разрешалось собираться для рассмотрения дела, итогом которого могло стать вынесение смертного приговора, в день накануне субботы или праздника. Эти многочисленные нарушения установленной процедуры подтверждают, что осуждение Иисуса иудейскими властями было издевательством над правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5:18–27 Повествование о дне Господнем и о том, почему Бог отверг Израиль. 5 дня Господня! Букв.: «дня Яхве». Это в высшей степени великий и страшный день, когда Господь придет, чтобы судить (ср. Ис. 2,12; 13,6–13 ; Авд. 1,15 ; Соф. 1,7.14 ). В ВЗ суд Божий всегда называется днем Господним. Наступления этого последнего дня ожидали ветхозаветные пророки. Иоиль описывает его как день суда Божия и всеобщего опустошения ( Иоил. 1,15–20; 2,11 ), хотя одновременно с этим произойдет и спасительное излияние Духа Божия ( Иоил. 2,28–32 ). для чего вам этот день Господень? Иначе: «Что хорошего принесет вам день Господень?». тьма, а не свет. Только Господь имеет власть обращать день в ночь как в буквальном, так и в переносном смысле, означающем начало Его суда. 5:19 Амос говорит о тщетности попыток избегнуть суда Божия ( Ис. 24,17.18 ). 5 Разве... не. В древнееврейском тексте этот вопрос предполагает утвердительный ответ: «Да». не мрак, а свет? См. ком. к 5,18. сияния. Здесь подразумевается, что в земле Израильской не будет ни света праведности, ни сияния спасительного благоволения Господа. Суд Божий проявится полным и беспросветным мраком, который накроет всю землю. 5:21–23 В этих стихах пророк критикует религиозную практику израильтян. Смысл ее в том, что не сами ритуалы были ложны, ибо их заповедал Господь, но совершались они бездуховно, в результате чего имели только религиозную форму, но были лишены спасительной силы истинной веры. 5 Ненавижу, отвергаю. Иначе: «Я отвергаю с величайшей ненавистью». не обоняю. Имеются в виду жертвенные всесожжения. Так, давая завет, Господь объявил (в случае, если Его народ будет непокорным Ему): «не буду обонять приятного благоухания жертв ваших» ( Лев. 26,31 ). 5 Если вознесете... не призрю. Для Господа важнее наша духовная устремленность к Нему (а также к нашим ближним, созданным по образу и подобию Его), чем жертвоприношения сами по себе (ср. Мф. 5,23.24 ; 1Кор. 13,3 ). 5 шум. Букв.: «грохот». Этим же словом передается в Библии шум в небесах, когда Господь мечет громы ( Иер. 47,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010