25 царь Агриппа. Ирод Агриппа II, сын Агриппы I и правнук Ирода Великого (см. ком. к 26,3). Вереника. Старшая дочь Ирода Агриппы I Вереника похоронила двух мужей, прежде чем вступила в кровосмесительную связь со своим братом Иродом Агриппой II. Несмотря на скандальность их взаимоотношений, она часто в официальных случаях играла роль царицы, супруги Ирода (см., напр., ст. 13,23). 25 на рассмотрение Августово. От лат. «аугуаус» «высокочтимый», «божественный» титул императора. Глава 26 26 ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Как правнук Ирода Великого и сын Ирода Агриппы I, который воздвиг гонение на Церковь (12,1–23), Ирод Агриппа II (27 ок. 100 гг. по Р.Х.) был непосредственно знаком с положением дел в Иудее. Он имел власть назначать первосвященника, но не пользовался авторитетом у иудеев из-за незаконного сожительства со своей сестрой Вереникой (см. ком. к 25,13). 26 я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. Принимая во внимание происхождение Ирода, Павел подчеркнул свою преданность Богу отцов (24,14) и свою связь с фарисейством ( Флп. 3,5.6 ), чтобы подтвердить свою принадлежность к иудаизму. Павел указывает, что Бог отцов дал обетование о воскресении тела. В это верили все иудеи, особенно же правоверные фарисеи. 26:12–14 Пережитое Павлом на пути в Дамаск (9,1–19) имело для него такое большое значение, что он дважды пересказывал этот опыт: однажды перед толпой иудеев в Иерусалиме (22,6–16), затем в Кесарии, перед слушателями, большинство которых были язычниками. 26:20 См. 2,38; 3,19 и ком.; 17,30; 20,21 и статью «Покаяние». 26 Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых. Иудеям трудно было принять учение о том, что Мессия пострадает и умрет. Иисус и Его апостол подтверждали это учение ссылками на Писание ( Лк. 24,27 ; Деян. 17,2.3 ; 1Кор. 15,3.4 ), однако иудеи отвергли это учение, схватили Павла и хотели убить его. 26 Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Агриппа оказался перед дилеммой: отрицательным ответом он навлек бы на себя ярость иудеев; ответив положительно, он не мог бы ничего возразить Павлу на его предложение уверовать в Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

одной жены муж. Это выражение (ст. 12; 5,9; Тит. 1,6 ) можно понимать по-разному: 1) как запрещение полигамии; 2) как запрещение вступать в новый брак после развода при отсутствии оснований, четко указанных в Библии; 3) как осуждение супружеской неверности. Если учитывать широко распространенную в античном мире аморальность, то последнее, по-видимому, в наибольшей степени соответствует мысли Павла. учителей. Т.е. умеющий наставлять христиан в истинном учении. 3 не подпал осуждению с диаволом. Т.е. не имея склонности к еретическим измышлениям. 3 Диаконы. Обязанности диакона четко не определены в этом отрывке. Церковь обычно понимала их служение согласно Деян. 6,1–6 . 3 таинство. Букв.: «тайна». Павел использует это слово везде, где говорит об откровении евангельских истин (ст. 16; Рим. 14,24–26 ; 1Кор. 2,7; 4,1 ; Еф. 1,9; 3,3–9; 6,19 ; Кол. 1,26.27; 2,2; 4,3 ). 3 И таких надобно прежде испытывать. Вероятно, речь идет не об особом испытательном сроке, но, скорее, о тщательном изучении поведения и проверке преданности истинному учению. если беспорочны. Букв.: «если они безупречны». См. ком. к 3,2. 3 жены их должны быть. Дословно: «женщины должны быть». Этот стих получил несколько истолкований: 1) жены диаконов (и, что также подразумевается, епископов); 2) женщины помощницы диаконов; 3) женщины-диакониссы. Последние две версии более вероятны. Контрастность этой вставки, очевидно, отражает обеспокоенность Павла тем, что женщины оказались в особенной степени под влиянием лжеучителей (2,14; 5,15). 3 муж одной жены. См. ком. к ст. 2. 3:14–16 Павел называет причину написания данного послания (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 3 столп и утверждение. Т.е. «служащие поддержкой». Павел стремится подчеркнуть, вновь полемизируя с лжеучителями, что истина благовестия обретается и сохраняется в Церкви Божией ( 2Тим. 2,19 ). 3 благочестия тайна. См. ком. к 3,9. Далее следует, возможно, фрагмент из раннехристианского гимна. Бог явился во плоти. Указание на воплощение Христа, в котором подразумевается Его предсуществование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16:17–21 Ср. Иез. 38,19–23 . Глава 17 1719,10 Образ Вавилона-блудницы олицетворяет мирские соблазны и пороки (17,4; 18,3). Его порочность противопоставлена чистоте невесты Агнца (19,7–9). Вавилон, таким образом, есть средоточие всего того, чему поклоняется безбожный мир. Невеста Церковь , напротив, представляет поклоняющихся истинному Богу. Подобно тому как сатана, зверь и лжепророк составляют лжетроицу, Вавилон это антипод Церкви: он поклоняется лжетроице. Историческим прототипом Вавилона-блудницы являлся Рим. Таким образом, блудница на звере Рим, столица, поддерживаемая мощью всей империи (зверем). Зверь, представляющий Римскую империю, поддерживает ее столицу Рим в роскоши и идолопоклонстве. Он также служит распространению обычаев «блудницы» по всей империи. В итоге, однако, зверь обернется против блудницы и уничтожит ее (17,16.17). Ненасытность властей и легионов Рима расхитит его богатство; в результате военная мощь окружающих племен низложит Рим. 17 повел меня в духе. См. ком. к 1,10. 17 нечистотою блудодейства ее. См. ком. к 2,20. Имеется в виду, главным образом, блудодейство духовное. 17 был, и нет его, и явится. Указание на преходящую природу зверя, он не вечен, в отличие от Бога, о Котором известно, что Он «был, есть и будет». в книгу жизни. См. ком. к 13,8. 17 семь гор. Рим расположен на семи холмах. 17 пять пали. Если книга Откровение была написана ок. 67 г. по Р.Х., то под этими пятью царями можно понимать первых римских императоров, начиная с Юлия Цезаря. Шестой император Нерон, в то время правил империей. Но возможно такое объяснение, что «пять» означает неопределенное число прежних государств, преследовавших верующих. Наличие шестого символически указывает христианам, что конец приближается, но еще не настал. 17 десять рогов. Число «десять» восходит через 17,7 и 13,1 Откровения к книге Даниила (7,7.24). Но зверя Откровения нельзя просто отождествить с четвертым зверем книги пророка Даниила. Скорее всего, он собирательный образ всех четыре зверей видения Даниила. В Откровении десять рогов зверя суть цари, его союзники; в контексте 16,12.14.16; 19,19; 20,8 это политические силы, существовавшие за пределами Римской империи. Рим в итоге был захвачен племенами варваров. Но картина шире рамок истории Рима и переходит в видение последней битвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

37:18–23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16,17. У Иосифа было два сына Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» ( 2Пар. 25,7.10 ; Ис. 7,2.9.17 ; Иер. 31,20 ). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33,23.24; Ос. 1,11 ; Ам. 9,11 ). 37 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37,25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37,22.24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34,2–10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф. 22,44; 26,64 ; Евр. 1,3.13; 12,2 ; 1Пет. 3,22 ). 37 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств. 37 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34,25. завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем ( Быт. 9,16 ), к завету с Авраамом ( Быт. 17,7.13.19 ), к завету с Давидом ( 2Цар. 23,5 ) и к Новому Завету ( Ис. 61,8 ; Иер. 32,40 . Ср. Чис. 18,19 ). 37 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34,30. 37 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40–48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр., гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании ( Откр. 21,22 ). Глава 38 3839,29 Пророк описывает поражение и удаление врагов будущего города. Гог, князь земли Магог, выступает как воплощение эсхатологического противоборства с царством и народом Божиим. Бог выступает как Небесный Воитель, на стороне Израиля, неся апокалиптическое поражение его врагам. Этим подготавливается видение обновленного города (гл. 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим. 53 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский богатый человек, который, будучи верным учеником Христа ( Мф. 27,57–60 ), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней ( Ин. 19,31–37 ), и сбылось сказанное в Писании. не сделал греха, и не было лжи. См. 1Пет. 2,22 . 53 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся «по определенному совету и предведению Божию» ( Деян. 2,23 ). жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога ( Лев. 5,14 6,7; 7,1–7; 14,12; 19,21). потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; Гал. 3,26–29 ). 53 Праведник. См. Рим. 5,19 ; статью «Оправдание и заслуги». оправдает. См. ст. 4–6 и ком. многих. См. ком. к ст. 8. грехи... понесет. Исаия подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12). 53 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41,8; 52,13). великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни. предал душу Свою на смерть. См. 53,4; Лк. 22,37 ; Евр. 9,28 ; Флп. 2,7.8 ; 1Пет. 2,24 . к злодеям. См. Мф. 27,38 ; Лк. 22,37; 23,33 . ходатаем. Страдая на кресте, Христос молился за грешника ( Лк. 23,34 ; Евр. 7,25 ). Страдающий Слуга. Глава 54 5455,13 В рассматриваемых главах Исаия предсказывает обновление завета. 54 неплодная... у оставленной. Во время пленения Господь оставил Иудею и Израиль, лишив их Своего благословения. гораздо более. НЗ относит этот стих к «небесному Иерусалиму» (ср. Евр. 12,2 ) «матери всем нам» ( Гал. 4,26.27 ). детей. См. 49,21; 53,10. 54 Распространи... утверди. Исаия призывает народ расширить свой шатер в преддверии необычайного умножения числа живущих в нем (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18:15–22 Великим Божиим пророком, с которым Бог говорил лицом к лицу, был Моисей ( Чис. 12,8 ). Бог обещает израильтянам и после Моисея воздвигнуть «Пророка из среды братьев их» (ст. 18). Преемственность пророков в Израиле началась с Авраама (были пророки и до него), а последним известным нам пророком был Малахия. На протяжении многих лет после него Израиль, осознавая, что пророчество отошло от него, ожидал царя-мессию, а также великого пророка. Иоанн Креститель, отрицая, что он именно такой пророк, указывал людям на Христа, Который был Пророком, Священником и Царем и по отношению к Которому Моисей и все другие пророки были ничем иным, как прообразами (см. Деян. 3,22; 7,37 ). 18:18 См. статью «Пророки». 18:20–22 См. статью «Достоверность Писания». Глава 19 19 три города. Города-убежища (см. последовательность отделения этих городов в 4,41–43). 19 кто убьет ближнего своего без намерения. Закон о непреднамеренном убийстве впервые дается в Исх. 21,13 и более подробно излагается в Чис. 35,6–28 Данный отрывок, повторяя изложенное в книге Числа, добавляет и другие подробности о трех дополнительных городах-убежищах в Ханаане, которые должны быть отделены в том случае, если территория государства увеличится, о необходимости строительства дорог, ведущих в города-убежища, чтобы до них можно было быстро добраться. Однако и книга Числа, и Второзаконие совершенно однозначно провозглашают, что человек, виновный в совершении умышленного убийства, должен умереть. Причина здесь кроется не в пренебрежении человеческой жизнью, а наоборот, в огромном уважении к бесценной жизни невинной жертвы, сотворенной по образу Божию ( Быт. 9,6 ). 19 любить Господа Бога Твоего и ходить путями Его во все дни. См. 6,4. 19 Недостаточно одного свидетеля. См. 17,6. 19 глаз за глаз. Принцип справедливости. Мера воздаяния не должна превосходить меру провинности. Выражение «глаз за глаз» встречается в Пятикнижии три раза (здесь; в Исх. 21,24 ; в Лев. 24,20 ), но не имеется ни одного свидетельства о том, что по решению суда человеку выкалывали глаз или выбивали зуб. Наказанием за избиение человека ( Исх. 21,18 ) была плата за нанесенный вред. Если же раб лишался глаза или зуба, то хозяин, виновный в этом, должен был отпустить его на свободу ( Исх. 21,26.27 ). В законе Моисея тюрьмы не предусмотрены: наказанием за серьезные гражданские или религиозные преступления была смерть, а в случае воровства полагалось возместить украденное и выплатить штраф. Единственное физическое наказание, о котором упоминается в законе, битье палками ограничивалось сорока ударами (25,3; см. ком. к Исх. 21,24 и Лев. 24,20 ). Глава 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была «чистой девицей», поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию «дочь Сидона» ее девственной чистоты. не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов. 23 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии. 23:15–18 В этих стихах Исаия говорит о надежде на спасение. 23 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий. в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1. 23 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23,15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания. Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру. блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским). 23 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему ( Втор. 2,34 ; Нав. 6,17.19 ), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в «его пределы» Господа Иисуса Христа ( Мф. 15,21 ). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел ( Деян. 21,3 ). См. слова Христа о Тире и Сидоне ( Мф. 11,21 и далее). Глава 24 2427,13 Эту часть книги пророка Исаии принято называть «Малый Апокалипсис». В ней пророк обращается к грешникам и праведникам с проповедью Дня Господня, в который свершится Божественный суд над всем творением и исполнятся обетования спасения святых. Центральной темой гл. 24 является опустошение Богом развращенной земли; гл. 25 воздает Ему хвалу, а гл. 26 и 27 раскрывают смысл попечения Божиего о Его избранных. На протяжении всей гл. 24 мысли автора прикованы к образам непрочной, колеблющейся земли и царствующего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

25 двенадцать князей племен. См. 17,20. 25 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16,12. 25:19–35,29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25,19–34; гл. 27; 32; 33), Иаковом и Лаваном (гл. 29–31), Лией и Рахилью (29,31–30,24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32,22–32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24,7) и переданное затем Исааку и Иакову (28,3.4.13–15; 35,11.12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28,15; 31,42; 32,9.12; 35,3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино ( Рим. 9,10–12 ): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25,27 34). 25:19–26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер. 25 Вот родословие. См. 2,4 и ком. Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35,27 29). 25 Арамеянина. См. Втор. 26,5 . Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28–31). из Месопотамии. Букв.: «из Падан-Арама». Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24,10). 25 молился. См. 20,7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24,12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры. неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11,30; 17,15.16; 18,1–15; 21,1–7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 не исчислял между ними. При проведении переписи Иоав не последовал в точности повелению Давида. Он не исчислил колена Левия и Вениамина; первое потому что это возбранялось законом Моисеевым ( Чис. 1,49; 2,33 ), а второе, вероятно, потому что скиния в то время еще находилась в Гаваоне (21,29). 21 весьма велико милосердие Его. Несмотря на суровость постигшей Израиль Божией кары, Давид твердо верит в милосердие Господа. Его вера, несомненно, основана на полученном им обетовании (17,1–14). 21:16 Этот стих отсутствует в традиционном (масоретском) древнееврейском тексте 2Цар. 24 . Однако недавно найденные в Кумране тексты, наряду с другими свидетельствами, говорят в пользу того, что данный стих первоначально присутствовал во Второй книге Царств, а не был добавлен летописцем. 21 именем. См. ком. к 13,6. 21:20–21 Рассказ о гумне Орны отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 2Цар. 24 , однако кумранские находки (Первая и Вторая книги Царств) содержат этот сюжет. 21:22–25 отдай мне место. Данный эпизод перекликается с рассказом о покупке Авраамом пещеры для погребения Сарры ( Быт. 23,1–20 ). За землю, на которой стояло гумно Орны, Давид дал его полную цену. Поэтому место, на котором предстояло возвести храм, являлось царским владением. 21 шестьсот сиклей золота. В 2Цар. 24,24 сказано: «купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра», но там говорится о собственно гумне, в то время как летописец называет цену «за это место», имея, таким образом, в виду не одно только гумно, но и землю вокруг него. 21 услышал его, послав огонь с неба. Редкий случай, когда Бог зримо демонстрирует Свое одобрение действий Давида (см. Лев. 9,24 ; 3Цар. 18,37.38 ). 21 взыскать Бога. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 22 2229,20 Данный фрагмент является самым пространным из всех сделанных летописцем добавлений к описанию жизни Давида в книгах Царств. Здесь он повествует о завершении Давидом приготовлений к строительству храма, начиная и завершая свой рассказ обращением Давида к сыну и вождям Израиля (22,2–19 и 28,1–29,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 в славе Отца Своего. Имеется в виду Второе пришествие. Глава 9 9 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4,11; 4,13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» ( Лк. 17,21 ), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян., гл. 2). 9 по прошествии дней шести. Согласно Исх. 24,16 , именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки ( Лк. 9,31 ) использовано греческое слово «эксодос» «исход». Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8,29; Мф. 16,18 ; Деян. 2,14 ). на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх., гл. 24; 3 Цар., гл. 19). преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем ( Рим. 12,2 ; 2Кор. 3,18 ). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса». 9 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось. 9 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8,31–33) страданий. 9 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса. Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок. 9 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4,11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине отсюда и недоумение учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010