20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

8:12–16 Летописец, по сравнению с книгой Царств, добавляет множество подробностей об организации богослужения и расстановке священников и левитов (ср. З Цар. 9,25; см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). Глава 9 9 чтоб утвердить его на веки. Царица Савская признала мудрое царствование Соломона Божиим устроением на благо Израиля. 9 все цари земли. Полученное Соломоном международное признание служило залогом надежд Израиля на то, что и после плена его ожидают процветание и признание со стороны соседних народов. 9:27–28 серебро... кедры... коней. См. ком. к 1,14–17. 9:29–31 Летописец, представляя Соломона в качестве идеального правителя, обходит вниманием беды, обрушившиеся на царя из-за его иноземных жен ( 3Цар. 11,1–40 ); ранее он подобным же образом опустил рассказ о греховной связи Давида с Вирсавией (см. ком. к 1,1 9,31; 1Пар. 11,1 29,30). Сразу же после описания периода славы Соломона он говорит о конце его царствования. 9 описаны в записях. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 10 1028,26 Разделенное царство. Сведения выборочно заимствованы летописцем из 3Цар. 12,1 4Цар. 17,41 . Повествуя об эпохе разделенного царства, он основное внимание уделяет Иудее, поскольку именно на ее территории находились храм и престол царей из рода Давидова, но при этом избегает резких слов в адрес северного царства, которые во множестве имеются в книге Царств. Главное для летописца показать, насколько условия существования царства зависели от того, хранил народ верность Богу или нет. 1011,23 Начало повествования о царствовании Ровоама посвящено конфликту (10,1–19), разрешившемуся благодаря тому, что царь внял словам пророка (11,1–4) и был за это удостоен благословения (11,5–23). 10 Ровоам. Он царствовал в 930–913 гг. до Р.Х. все Израильтяне. В повествовании об эпохе разделенного царства летописец использует это выражение в трех различных значениях, имея в виду либо только южное царство (11,3; 12,1; 28,23), либо только северное (10,16; 11,13; 13,4.15), либо оба царства вместе (18,16; 24,5; см. ком. к 29,24 и 1Пар. 11,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26:1–6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам. 26 В тот день. В день милости и благодати Божией. спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45 ). 26 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1–15;24,3–10; Пс. 117,19.20 ). 26 Твердого духом. Хранящего верность Господу. в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7). 26 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1Цар. 2,2 . 26 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10. 26 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом человек есть храм Бога живого ( Лк. 17,21 ; Деян. 7,48 ; 1Кор. 3,16 ). живущие в мире. В мире с Богом. 26 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый «не будет взирать на величие Божие», а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины. 26 мир. См. ком. к ст. 9. 26 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников. 26 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9. 26 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2). 26 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом. 26:17–18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4). 26 спасения... земле. Точнее: «не доставили счастья земле». прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: «Не явились на свет новые граждане мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа. 14 Так говорит Господь. Слова Божий являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7–9. народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом». 14 не молись. См. 7,16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7–9. 14 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1,11–17 ; Мих. 6,6–8 ). мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий ( Втор. 32,24.25 ), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15,2). 14 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6,1–14; 8,11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей. 14 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их ( Втор. 13,2.3; 18,21.22 ). некому будет хоронить. См. 7,33. 14 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.). ждем времени исцеления и вот ужасы. См. 3,22; 30,17. Исцеление будет и нравственным, и физическим. 14 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком. престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар. 19,15 ; ср. 3Цар. 8,27 ). завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Быт. 15,12–21; 26,3–5; 28,13–15 ; Лев. 26,42–45 ). Глава 15 15 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых ( Исх. 32,11–14 ; 1Цар. 12,23 ) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7,16; 11,14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14,19–22). 15 меч... псов... птиц... зверей. См. 7,33; 14,16; ср. 3Цар. 21,23 . 15 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания ( 4Цар. 23,26 ). 15 отступил назад. См. 3,22. Я устал миловать. См. 31,20. 15 развеваю их веялом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

скиния Господня. См. ком. к 18,1. и против нас. Отступничество от Бога это одновременно и отступничество о народа Божия. 22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: «Бог, Бог Господь». 22 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев. 17,8.9 и Втор., гл.12. всесожжение. См. Лев., гл. 1. приношение хлебное. См. Лев., гл. 2. жертвы мирные. См. Лев., гл. 3. 22 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13,8–33). части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию. 22 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4,20–24). 22 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян ( Чис. 25,7.8 ). 22 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались. избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева. 22 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед «свидетель») свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16). Глава 23 23:1–16 Иисус Навин, который уже «вошел в преклонные леты» (ст. 1), обращается ко всему Израилю, собравшемуся, вероятно, в Силоме (18,1; 19,51; 21,2), с призывом соблюдать закон Божий и хранить себя чистыми от связей с хананеями и их богами. 23 успокоил. См. ком. к 1,13. врагов. Речь идет не столько об угрозе национальным интересам Израиля, сколько об избавлении народа Божиего от окружавших его языческих племен, поэтому слово «враги» следует понимать в богословском смысле. Израиль, представляющий Царство Божие всему миру ( Исх. 19,5.6 ), принесет благословение народам земли ( Быт. 12,3 ), и потому ненависть к Израилю означает враждебность к Самому Богу (ср. Быт. 3,15 ; Исх. 23,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21,1. и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар. 26,19 : «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар. 21,1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла ( Нав. 1,13–15 ), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар. 2,25 и ком.; Исх. 4,21 ; 3Цар. 22,20–23 ; Иов 1,12 ; Иез. 14,9 ; Деян. 4,27.28 ; 2Кор. 12,7 ). Господь и сатана не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия. исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного ( Чис. 1,1.2; 4,1.2; 26,1–4 ; но см. Исх. 30,11.12 ). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1 Цар., гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы. Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар. 11,8 . 24 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских. 24 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность. 24 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

25:40–44 Авигея... Ахиноаму... Мелхолу. Давид имеет теперь трех жен: Мелхолу, дочь Саула, которая прежде, в его отсутствие, была отдана другому; Ахиноаму (носящую то же имя, что и жена Саула, 14,50), и Авигею, бывшую до того женой Навала. Глава 26 26 Пришли Зифеи... к Саулу. См. ком. к 23,19. 26 Ахимелеху. Ахимелех Хеттеянин, нигде более в тексте Библии не упоминаемый, не сопровождает Давида в его тайном набеге на стан Саула, и в этой связи обращение к нему Давида вызывает определенное недоумение. Возможно, повествователь включает эту деталь в качестве напоминания об убийстве Саулом другого Ахимелеха в гл. 22, подчеркивая тем самым милосердие Давида по отношению к своему противнику. Хеттеянину. Впервые в Библии о хеттеянах (хеттах) упоминается в Быт. 10,15 . Однако нет уверенности, что при всех упоминаниях о хеттеянах речь каждый раз идет об одном и том же народе. 26 ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? См. 24,7 и ком. 26 пусть поразит его Господь. Слова Давида свидетельствуют о его убежденности в неотвратимости Божиего возмездия, еще более окрепшей после того, как Господь покарал Навала (гл. 25). 26 ибо сон от Господа напал на них. Это обстоятельство является еще одним указанием на то, что Давид выжил в борьбе с Саулом и в конечном итоге достиг успеха потому, что весь его жизненный путь находился под непрестанным наблюдением Господа и был направлен Им (см. 30,2.19). 26 ступай, служи богам чужим. В данном случае Давид говорит не о своих богословских убеждениях, а о позиции предполагаемых оппонентов. 26 одну блоху. См. ком. к 24,15. за куропаткою по горам. Сравнение Давида с куропаткой станет понятней, если принять во внимание, что в древнееврейском языке это слово имело значение «кликунья», напоминая о том, как Давид взывал к народу с вершины горы (ст. 13,14). 26 согрешил я; возвратись. Реакция Давида на признание Саулом своей вины и его приглашение вернуться указывает на то, что он испытывал серьезные сомнения относительно искренности царя (ст. 22). Ср. ответ Самуила на подобное приглашение Саула (15,24–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5. 43:18–27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18–21); во второй день козел без порока (ст. 22–24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар. 7,8.9 . Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15). 43 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16 ; Лев. 4,6; 5,9 . 43 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14 ; Лев. 4,12.21; 8,17 . Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву ( Евр. 13,11–13 ). Глава 44 44 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7–10 ). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.). 44 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24). 44:4–9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении ( Исх. 12,43 ; Лев. 22,25 ; Неем. 9,2 ; Иер. 51,51 ), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3Цар. 8,41.43 ; ср. Зах. 14,21 ; Еф. 2,12.19 ). Ср. Неем. 13,1–9 ; Агг. 2,14 . В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти ( Рим. 2,28.29 ; Фил. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

37 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ. 37 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х. 37:10–11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею. 37 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений. Гозан... Едена. Города в Месопотамии. 37 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36,18.19; 10,7–9). 37:14–20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа Царя, Творца и Спасителя (ср. 38,2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога. 37 Господи Саваоф. См. ком. к 1,9. Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17,6; 21,17; 24,15; 29,23; 41,17; 45,3; 48,2; 52,12). седящий на Херувимах. См. 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; Пс. 79,1; 98,1 . Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов. Ты один Бог. См. 44,8; 45,5.6.14.22; 46,9. сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42,5; 45,8.12.18; 27,10.11). 37 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев. Бога живаго. См. 36,20. 37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2,8. 37 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25,9. Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16. 37:21–35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу. 37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

35 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу ( Исх. 20,3–5 ; Нав. 24,14 ; Суд. 10,16 ). богов. См. 31,19; Нав. 24,23 . 35 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье. серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2). под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12,6 и ком.; Нав. 4,18 ). 35 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов ( Исх. 23,27 ; Нав. 2,9 ), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34,21) в грозных воинов (34,30). 35 Луз. См. 28,19. 35 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12,7). 35:9–15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28,13.14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17,5–8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32,28), а через него его двенадцати сыновьям. 35 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1,28; 9,1.7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47,27; Исх. 1,3 ). множество народов. См. 28,3. 35 землю... потомству твоему. См. 12,7 и ком. 35 восшел от него Бог. См. 28,13 и ком. 35:16–20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь. 35 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых. 35 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30,24). 35 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати ( Иер. 31,15–17 ; Мф. 2,17.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010