Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

вариант пролож. жития); она же. Восточнослав. святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 230-257 (оба варианта проложного жития и тропарь); Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 106-109 (оригинал и перевод Продолжения Регинона); Иванова Кл. Успение Методиево//Palaeobulgarica. 1999. 1. С. 12 (тропарь); Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 261 (южнослав. вариант); Велев И. Лесновски Ковачевикев пролог. Ckonje, 2004. Л. 189-189 об. (то же); Die Annales Quedlinburgenses/Hrsg. M. Giese. Hannover, 2004. S. 469. (MGH. Script. Rer. Germ.; 72); Новиков Н. Е. Константин Багрянородный: «О церемониях». Кн. 2. Гл. 15: (Пер., коммент.)// K α σκιον: Юб. сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 318-363; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент./Подгот. под рук. Н. Н. Покровского. М., 2007. Т. 1: Житие св. кнг. Ольги: Степени I-X. С. 149-196; Западноевроп. источники/Сост., пер. и коммент.: А. В. Назаренко. М., 2010. С. 44-49, 84, 105-106, 109, 116. (Др. Русь в свете заруб. источников; 4); Шахматов А. А. Жития кн. Владимира: Текстологическое исслед. древнерус. источников XI-XVI вв./Подгот. текста: Н. И. Милютенко. СПб., 2014. Прил. 2. С. 343-345 (Похвала О. в составе Памяти и похвалы Владимиру Иакова Мниха); Турилов А. А., Чернецов А. В. Деяния кнг. Ольги в «Псковском Кронике» 1689 г.//ДРВМ. 2016. 3(65). С. 62-75. Лит.: Коншин Н. Взгляд на рукопись «Житие св. Ольги»//ЧОИДР. 1874. Кн. 1. С. 108-110; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 76-79; он же. Канонизация святых. С. 56-57; Васенко П. Г. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерус. ист. письменности. СПб., 1904. Ч. 1; Айналов Д. В. Дар св. кнг. Ольги в ризницу церкви св. Софии в Царьграде//Тр. XII Археол. съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 1-4; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. C. 108-118; Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира//ЖМНП.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

В церковном отношении территория бывш. К. е. вошла в юрисдикцию Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Этнокультурный и конфессиональный состав Джавахети в XIX в. был довольно пестрым: большая часть грузин-мусульман была выселена, вместо них на эти территории были заселены армяне-монофизиты, армяне-католики и рус. духоборы. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. на основе границ древних епархий были учреждены новые, в т. ч. Ацкурская, которая охватила территории всех епархий Самцхе-Саатабаго, включая К. е. ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 103). В 1995 г., согласно решению о восстановлении и об обновлении епархий ГПЦ, как преемница К. е. была создана Боржоми-Ахалкалакская епархия. В 2002 г. Свящ. Синод ГПЦ принял решение о разделе епархии на Боржоми-Бакурианскую и Ахалкалакско-Кумурдойскую, последнюю возглавил архиеп. Николай (Пачуашвили). Архиереи (По реконструкции Силогавы): Иосиф (ок. 506), Иоанн (50-60-е гг. X в.), Гавриил (70-80-е гг. X в.), Ефрем (80-90-е гг. X в.), Григорий (кон. X - нач. XI в.), Зосим (сер. XI в.), Иоанн (Ласурисдзе) (сер. XV в.), Герасим (нач. XVI в.), свт. Зосим (приблизительно 1519-1528), Серапион (сер. XVI в.). Ист.: Такаишвили Е. С. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Ухтанес. История отделения грузин от армян/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1975 (на арм. и груз. языках); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1978. Т. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

Аристид. Апология ­ Апология св. Аристида/Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Афинагор. Прош. ­ Афинагора Афинянина , философа христианского, прошение о христианах./Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с др. греч., лат., примеч. П. Преображенский ; Доп.: Сост., общ. ред., пер. с др. греч., коммент., библиограф., указ. А.Г. Дунаев; Пер. с др. груз. И. Затеишвили; пер. др. арм. В.А. Арутюнова-Фиданян; пер. с др. сир. И. Крестников, А.В. Муравьев. – СПб.: Благовест; Алетейя, 1999. – (Античное христианство. Источники). Гераклит. О природе (фрагм.) ­ Гераклит Ефесский. Фрагменты/Перевод В. Нилендера. М., 1910; Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Ч. I (Доэлеатовский период). Казань, 1914; Кессиди Ф.К. Гераклит. – М.: Мысль, 1982; Муравьев, С.Н. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 237–268 [перевод и реконструкция фрагментов Гераклита]; Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дыник. – М.: Госполитиздат, 1955. Евсевий. Ц.И. ­ Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Иероним. О знам. муж. ­ Иероним Стридонский . Книга знаменитых мужах./Церковные историки IV – V веков./Сост. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с лат. М.Ф. Высокий, М.А. Тимофеев; Пер. с греч. В.А. Дорофеева; Вступ. ст., коммент. М.А. Тимофеев; Коммент., указ. М.Ф. Высокий. – М.: РОССПЭН, 2007. Иустин. Апол. I ­ Святой Иустин, философ и мученик. Первая апология./Св. Иустин, философ и мученик. Творения./Пер. с древнегеч. прот. П. Преображенский . – М.: Паломник, Благовест, 1995. – (Б-ка Отцов и учителей Церкви. Т.1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Руднев М. Воспитанники МДА в сане епископа за 100 лет существования Академии//ПрибЦВед. 1915. С. 2155–2165. [Руманов] А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Био­графия и история ссылки в монастырь: С портр. и видами Череменецкого монастыря/Сост. А.В. Ру-ов. – М.: И.Д. Сытин, 1907. – 143 с., с ил., портр. Русская духовная музыка в документах и материалах: В 6 т./Гос. центр, музей муз. культуры им. М.И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания; Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверева и др. – М.: Языки рус. культуры, 1998–2006. – (Язык. Семиотика. Культура). Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Дневники. Письма/Сост., вступ. ст. и коммент. С.Г. Зверевой, А.А. Наумова, М.П. Рахмановой. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 688 с., 30 ил. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современ­ников, 1861–1918. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов/Сост. А.А. Наумов, М.П. Рахманова; Вступ. ст., подг. текста и коммент. М.П. Рахманова. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 903 с., л. ил., портр. Т. 4: Степан Васильевич Смоленский: Воспоминания: Казань. Москва. Петербург/Вступ. ст. и коммент. Н.И. Кабанов. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 686 с., л. портр. Т. 6: Александр Кастальский: Статьи. Материалы. Воспоминания. Пере­писка/Ред., сост. С.Г. Зверева. – М.: Знак, 2006. – 1031 с., ил. Русская периодическая печать (1702–1894): Справ./Под ред. Л.Г. Дементьева, А.В. Западова и др. – М.: Госполитиздат, 1959. – 835 с., ил. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиогра­фия их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921–1972/Сост. Н.М. Зернов. –Boston: G.K. Hall& Со, 1973. – 181 с. Русский провинциальный некрополь: Картотека Н.П. Чулкова из собр. Гос. лит. музея/Подг. текста А.П. Николаев и др. – М.: Эллис Лак: Т-во «Река Времен», 1996. – 415 с. – (Река времен: Книга истории и культуры; Кн. 4). Русское народное чувство//МВед. 1902. 20 февр. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вопросы и затруднения. Ист.: Declerck J. Н.//Corpus Christianorum Series Graeca. 10; Questions et difficultés. Traduction par E. Ponsoye. Paris, 1999. Перевод: Преп. Максим Исповедник . Вопросы и затруднения/Пер., вступит, ст., примеч. П. К. Доброцветова. М.: Паломник, 2008; Прп. Максим Исповедник . Вопросы и недоумения/Пер. Д. А. Черноглазова, науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. М.: Никея; Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 2010. Второе послание к Фоме. Ист.: Lettre 2 à Thomas. Texte établi par B. Janssens//Corpus Christianorum Series Graeca. 48; Traduction par R. Canart//Byzantion. 34. 1964. P. 427–445. Перевод: Преп. Максим Исповедник . К Фоме, послание иное//Преподобный Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 40–50. Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия (I-II). Ист.: PG. Т. 90. Col. 1084–1173 ; Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. II. Афины, 1976. Ρ. 52–90. Traduction par J. Touraille//Philocalie des Pères nepti-ques. T. II. Paris, 1995. P. 421–459. Перевод: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. Ï Богословские и аскетические трактаты/Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М., 1993. С. 215–256. Главы о любви. Ист.: Massimo Confessore.Capitoli sulla carità, edici criticamente con introduzione, versione e nota a cura di A. Ceresa-Gastaldo//Verba Seniorum, Collana di Testi e Studi Patristici. N. S. 3. Rome, 1963. Перевод: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. Ï Богословские и аскетические трактаты/Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М., 1993. С. 97–145. Десять глав о добродетели и пороке. Ист.: PG. Т. 90. Col. 1185–1189 ; J.-C. Larchet.Saint Maxime le Confesseur. Paris, 2003. P. 225–227. Перевод: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. Ï Богословские и аскетические трактаты/Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М., 1993. С. 261–262.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

759 Параллельная антитеза станет понятной, если принять во внимание двойной смысл славянского слова страсть: это и грех, и страдание; ср. с православным песнопением: Твоею, Хрте, страстей свободихомс… 760 Полемический выпад против ереси о призрачности воскресения Христова (см. коммент. 659). Ср. со вторым вопрошанием во втором оглашении в «Чине, како приимати приходящих от иудейской веры ко Святей нашей Церкви» (см.: Чин молебных пений. Требник дополнительный. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 407. См. также коммент. 198, 659). 761 Значение нового египетского имени, данного Иосифу фараоном, точно не установлено; оно толкуется как ‘спаситель мира’, ‘открыватель тайн’, ‘питатель жизни’, ‘дух, обтекающий мир’; но в общем оно выражало ту мысль фараона, что Иосиф был человеком, посланным Богом для спасения Египта (см.: ТБ. Т. 1. С. 230). В египетских источниках сведений, раскрывающих символику имени Цафнаф-Панеах, не выявлено. В качестве наиболее вероятного предполагается значение ‘Бог говорит: он жив’, являющееся аллюзией полного еврейского имени Иосиф-Эл – ‘да прибавит Бог жизни’ (см.: Тантлевский–2000а. С. 146). 762 В средневековой Европе существовало мнение, что такими закромами Иосифа были египетские пирамиды, однако оно совсем не соответствует действительности (см.: Церен–1986. С. 358). 763 Здесь отражено учение, согласно которому существование мира должно длиться 7 000 лет (т. е. до 1492 г.), после чего наступит конец света. 764 Призыв к крещению подтверждает предположение, что Палея первоначально преследовала цель обращения иудеев (см. коммент. 705). В таком случае, одним из первоисточников русской редакции мог быть протограф, носивший характер полемико-экзегетического «огласительного» слова «на иудея». 765 В др.-рус. списках, по-видимому текст испорчен, ср. в Кол.: исповдахе «âtäà» имена ихъ. Ср. ССБ: Рече же своей: ... азъ братъ вашъ, продасте во ( Быт. 45:4 ). 766 Рассказ о встрече Иосифа с братьями в Египте существенно сокращён в сравнении с Библией, из-за чего в отдельных второстепенных деталях имеется перебой повествования (об упомянутой Палеей чаше см.: Быт. 44:2, 10 ). Дж. Фрэзер был склонен считать, что эта чаша служила Иосифу для гадания (см.: Фрэзер–1989. С. 306).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

8:10,11. Как и в предыдущем случае, этот суд схож с отравлением воды из Исх 7 20,21, но здесь речь идет о «полыни», которая делает воду горькой (см Иер 9 15, 23 15, ср Иер 8 14) и часто используется в фигуральном смысле (для обозначения идолопоклонства – Втор 29 18, последствий прелюбодеяния – Прит 5 4, страданий – Пл 3 19) Э га язва поражает местные источники вод, чго, естественно, вызывает озабоченность читателей Иоанна из Азии, особенно из Лаодикии (см коммент к Отк 3 15,16) 8:12. Эта язва перекликается с девятой язвой из Исх 10 22,23, во многих древних текстах говорится о тьме как о жестоком суде, а в Ветхом Завете (см коммент к Отк 6 12,13) и в ряде других еврейских текстов она также связывается с концом времен 8:13–9Язва, связанная с пятой трубой 8:13. Трижды повторенное слово «горе» показывает, что после трех суровых язв, связанных с четырьмя первыми трубами, надвигается еще более жестокая язва Этим словом часто начинается новое пророчество в 1 Енох , и, вероятно, таково его назначение и здесь «Орел» (в русской синодальной Библии – «Ангел») был символом имперского Рима, он был изображен на храме Ирода, но здесь этот символ вряд ли уместен Возможно, вследствие того, что орлы использовались как посланники, о чем говорится в ряде текстов (4 Вар ), они могут символизировать защиту Божью ( Отк 12 14) или, что более вероятно, этот термин здесь (как и в LXX) означает орла-хищника (см 19 17), предвещая тем самым неминуемое действие рока «Посреди неба» – это небесный уровень между престолом Божьим и самыми низкими слоями атмосферы (о делении неба на три части в некоторых древних моделях см в коммент ко 2Кор 12 2–4 или, напр , во 2 Енох ) 9:1,2. Во многих иудейских преданиях говорится о злых ангелах, заточенных в подземных темницах или в реках, ожидающих своего часа, чтобы выйти на свободу и сокрушить все вокруг Некоторые древние авторы высказывали предположение, что «бездна» была конкретным географическим местом на земле (1 Енох ), считалось, что ангелы были приписаны к таким местам и имели от них «ключи» Свитки Мертвого моря также говорят о нечестивых как о «сынах бездны» (вероятно, в том смысле, что им предназначена смерть в могиле) Большинство язычников считали звезды божествами, а многие иудеи – ангелами, звезды могли самым естественным образом символизировать ангелов в еврейских текстах, как в данном случае Иоанн использует здесь традиционные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

28 См.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 171. Надо полагать, что такова посмертная участь жён мусульман: в исламском рае им отводится роль гурий. 33 См.: Там же. Здесь следует указать на несомненно более позднюю вставку в 23-м аяте 4-й суры «Женщины», где как раз и говорится о недопустимости такого рода браков. «И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сёстры... и жёны ваших сыновей, которые от ваших чресел ... Поистине Аллах прощающ, милосерд!» (К. 4:23). Слова, относящиеся к сыновьям, « которые от ваших чресел », есть плод позднейшего сочинительства самого Мухаммада или редакторов Корана, таким образом была сглажена скандальность этого поступка. На это указывает и время произнесения 4-й суры – апрель–май 625 – июнь 626 г. (см.: Коран. М., 1990/Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. С. 533. Прим. 1). Женитьба же на Зайнаб была в пятый год хиджры (627 г.) (см.: Большаков О.Т. Указ. соч. Т. 1. С. 130–131, 252), отсюда становится понятным возмущение мусульман, ещё не знавших позднейшей редакторской правки в данном откровении Корана (К. 33:37). 37 Там же. С. 112. О примерах такой похотливости можно прочитать в «Сире» Ибн Хишама (с. 419, 446). В хадисе 1680 Сахих аль-Бухари говорится об этой ситуации более подробно: Аиша возмущалась тем, что Мухаммад, по кораническому откровению (К. 33:51), мог вступать в интимные отношения с любой женщиной, которая подарит себя «посланнику Аллаха». После чего этот айят (стих) Корана тут же был дополнен новым «откровением», что в таком похотливом поведении арабского пророка нет греха. После чего Аиша произносит свою фразу: «Я вижу, что Господь твой всегда сразу же выполняет твои желания (хавакя)!» (с. 684–685). Арабское слово «хава» переводиться как «любовь, страсть, пристрастие, увлечение» (см.: Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. Казань, 1881. С. 856). Однако при переводе предпочтение отдаётся именно варианту «страсть» (см. коммент. 2 к хадису 41. 40 хадисов Ан-Навави//http://lib.rus.ec/b/122684/read#t42). 39 См.: Там же. Да и к самому греху блуда основатель ислама относился весьма снисходительно (см.: Бухари 1601. Сахих аль-Бухари. С. 633–634; Хадис 111//Хадисы пророка/Пер. и коммент. Иман Валерии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4:11,12. Даже истинная христианская любовь должна совершенствоваться, но в отличие от отступников, они остались в христианском сообществе, тем самым выполняя заповедь любить друг друга. Лжеучителя, возможно, заявляли, что имели мистические видения Бога (см. коммент. к 3:2,3; 4:1), но Иоанн поправляет их: Бог невидим ( Исх. 33:20 ), и верующие могут узреть Его только благодаря Его бесконечной любви, воплощенной в Его характере на кресте (4:9) и в христианской жертвенной любви (4:12). 4:13–16. Хотя Кумранская община претендовала на то, что обладает Духом, большинство древних иудеев связывали наиболее драматические свершения Духа с далекими прошлыми эпохами и с грядущим миром, а также с очень редкими индивидуальными случаями. Для Иоанна все истинно верующие в Иисуса имеют Духа, Который движет ими, побуждает к любви (см. коммент. к 4:11,12) и наделяет их пророческой силой свидетельствовать о Христе (см. коммент. к 4:1). 4:17. В Ветхом Завете (напр.: Ам. 5:18–20 ) и в иудаизме «день суда» был днем, которого должны бояться все отступники (2:28). Но пребывающие в любви не должны сомневаться, что будут оправданы перед судом Божьим в этот день, потому что они проводники Его бескорыстной любви. 4:18. Считалось, что грех часто вызывает страх (см., напр.: Быт. 3:8 ; «Послание Аристея, 243). Философы-стоики не боялись ничего, поскольку, по их представлениям, обстоятельства не могут окончательно уничтожить разум человека, уверенность же Иоанна в том, что истинные верующие не испытывают страха, относится не ко всем обстоятельствам. Речь идет о наказании в день суда (4:17). 4:19. Ветхий Завет также признает, что народ Божий знал, как обращаться с другими, полагаясь на то, как Бог милосердно обращался с ними самими ( Исх. 13:8; 22:21 ; Лев. 19:34 ; Втор. 10:19 ), хотя во всей полноте этот принцип был явлен в Христе ( 1Ин. 4:10 ; ср.: Ин. 13:34 ). 4:20,21. В древности люди тоже придерживались принципа любви к тем, кто рядом (см., напр., у Плутарха). Считалось, что с новым другом нужно обращаться так же, как со своими старыми друзьями. (Этот тезис взят из речи оратора IV в. до н. э. Исократа.) В Ветхом Завете Бог благотворит тому, кто воздает обездоленному, как если бы он сделал это для Него ( Прит. 19:17 ; ср.: Втор. 15:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010